Игровая деятельность в детском оздоровительном лагере
проект

Шарафутдинова Аделина Альфредовна

Курсовая работа по теме "Игровая деятельность в дестком оздоровитльном лагере"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_v_dol.docx524.32 КБ

Предварительный просмотр:

blob:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……....3

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ....................…………….....6

  1. Детский оздоровительный лагерь и его особенности…………………...6
  2. Игровая деятельность детей ..……....…………………………………......9

ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………….…18

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВАОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ......................………….....19

Методическое пособие по игровой деятельности детей в детском оздоровительном лагере............………………………………………….……..19

ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ………………...………………………………………..32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 34

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что фундамент формирования основ личности закладывается в детском и подростковом возрасте. Именно в деятельности происходит развитие подростка. Наиболее благоприятными для развития является такой вид деятельности, как игра, так как именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребёнка. Положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности: к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, в общении.

Ожидание каникул – это мечта. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, неожиданностях, об удовлетворении различных интересов (спортивных, творческих, познавательных), о поиске «нового себя», просто встречи с друзьями, прогулки, игры.

На одиннадцать лет обучения для всех школьников планируется 12 276 уроков. На выполнение домашних заданий отводится 4 510 часов для заучивания 12 000 страниц 81 учебника. Каждого ученика нужно спросить на уроках 1 255 раз и дать ему 330 письменных контрольных работ. За один учебный год ребенку дарится 116 каникулярных дней, за все время обучения – 1 160 дней. Таким образом, дети проводят более 3 лет на каникулах.

Самую значительную часть годового объема свободного времени ребенка составляют и являются его главной мечтой – летние каникулы. Это время для ребенка идеальное для отвлечения от наскучивших занятий, для развития творческого потенциала, включения в систему новых отношений, для снятия накопившегося напряжения, для восстановления сил, израсходованных за учебный год, новые возможности для личностного роста.

Для педагогов этот период также важен, как и учебное время. Летние каникулы – это продолжение процесса формирования, социализации и образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой, благодаря расширению поля его социального взаимодействия, повышению самостоятельности и изменению его деятельности.

При организации летнего отдыха детей необходимо согласовывать желания и потребности детей и задачи, поставленные перед педагогами.

Ребенок, пребывая в летнем лагере, занимательно проводит свое свободное время, приобретает те или иные навыки и знания, что позволяет раскрыться всем его потенциальным, скрытым духовным и физическим возможностям. Деятельность в свободное время обладает особой формирующей силой. Направленному воздействию человек, тем более ребенок, часто сопротивляется потому, что стремится отстоять свою независимость. Влияние других людей в свободное время обычно меньше замечается ребенком.

Объектом исследования является процесс воспитания в детском оздоровительном лагере.

Предметом исследования является игровая деятельность, как средство развития взаимодействия детей в условиях детского оздоровительного лагеря.

Цель исследования: выявить возможности игры, как средства развития взаимодействия детей в условиях детского оздоровительного лагеря.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть детский оздоровительный лагерь и его особенности

2. Изучить игровую деятельность детей.

3. Разработать методическое пособие по игровой деятельности детей в детском оздоровительном лагере.

Для решения этих задач использовалось следующие методы исследования: теоретические (литературных источников; анализ педагогической документации; выводы по двум главам, заключение).

Теоретическая значимость данного исследования заключается в расширении представлений о взаимодействии детей в условиях детского оздоровительного лагеря.

Практическая значимость исследования заключается во влиянии игровых методик в условиях детского оздоровительного лагеря, что может способствовать формированию личности ребенка во взаимодействии со сверстниками и другими людьми. На основании результатов работы могут быть сделаны конкретные рекомендации по коррекции процесса воспитания детей для организации эффективных способов взаимоотношений детей между собой и создания адекватных, конструктивных отношений в лагере.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Детский оздоровительный лагерь и его особенности

Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 15 лет. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от #8470; 170 ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований» [3]. Данным законом определен статус детских оздоровительных учреждений – это «организация отдыха детей и их оздоровление - детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря, (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления».

Целями организации воспитательной деятельности с детьми в конкретном макрорайоне (города, поселка, села) в зависимости от условий (кадровых, наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) и типа лагеря могут быть:

а) социально-педагогическая защита детей;

б) предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав;

в) формирование и развитие личностных качеств детей, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

г) увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы;

д) создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

е) адаптация или реадаптация детей в обществе;

ж) компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

з) дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами [2].

Таким образом, можно отметить, что цели организации воспитательной работы в лагере весьма разнообразны.

В период летних каникул органам власти требуется решить множество вопросов: «Как организовать летний отдых, чтобы извлечь максимум пользы для детского здоровья? Чем наполнить это время, чтобы оно было потрачено с пользой для духовного и интеллектуального развития детей? Как организовать различные формы отдыха? Какие использовать идеи и методики?»

Сфера детского отдыха и оздоровления является оптимальной для реализации многих приоритетных задач.

Главной задачей деятельности лагеря является организация досуга и отдыха детей. В детском оздоровительном лагере отдыхают дети из школ от 14 до 16 лет. Целью работы детского оздоровительного лагеря является активизация работы педагогического коллектива по организации летнего отдыха, культурной и досуговой деятельности детей, их оздоровление и воспитание, развитие разнообразных навыков и творческих способностей, развитие коммуникативных компетентностей и компетентностей социального взаимодействия. В работе лагеря можно выделить несколько основных задач:

1) отработка механизма и средств работы, направленных на быструю адаптацию и включение подростков в деятельность смены;

2) развитие системы дополнительного образования, направленной на формирование индивидуальной позиции подростков и освоение опыта общения;

3) отработка административных механизмов организации деятельности педагогического коллектива по проектированию и реализации содержания деятельности смен;

4) совместная коллективная деятельность подростков и педагогов;

5) превращение каждого подростка в субъект собственного развития;

6) поддержание и совершенствование психологически благоприятной атмосферы в детском и педагогическом коллективах [4].

Следовательно, главное предназначение организованного отдыха детей и подростков заключается в том, чтобы создать такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, своё значение в жизни, в семье, в обществе. Роль детских лагерей и организаций, по мнению С. А. Шмакова, предельно проста: помочь каждому ребенку сохранить и утвердить свою самобытность, стать талантливым, найти себя. Кроме того, развить социальные способности, умение жить среди людей, научиться гражданственности [5].

Отличительной особенностью образовательно-оздоровительной деятельности лагеря является система взаимодействия медицинских, педагогических, социальных и индивидуальных связей. Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей, социального опыта в целом. Детский оздоровительный лагерь является учреждением, содействующим естественному продолжению дополнительного образования детей, характеризуется открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально ориентируется на запросы и потребности ребенка и социума в целом [1].

Таким образом, организация туристских лагерей позволяет получить максимальный образовательно-оздоровительный эффект без значительных физических и эмоциональных перегрузок, характерных для многодневного туристского похода. Лагерь – школа туристской культуры. Осваивая элементы ориентирования, навыки туристского быта, жизни в коллективе, краеведческую деятельность и т.д., ребёнок получает базовое образование, единое для всех видов туризма.

Игровая деятельность детей

Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра [6].

Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости.

Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.

Центром педагогической системы Ф.Фребеля является теория игры. По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы [6].

К.Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли». Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса [7].

А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, - отмечал он- игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…»[9].

Вся детская деятельность синкретична, то есть, в известной степени, слитна и неразделима. Это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность ребенка. Любое новое знание или умение, побуждает его к действию с ним. Характер этого действия – игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта.

Ш.А.Амонашвили пишет: «самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям»[10].

Некоторые психологи считают, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Это так, если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, тогда термин “творчество” действительно неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка.

Л.С.Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности [8]. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.

Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.

О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства. К.С.Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г.Л.Рошаль писал: «Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок, однако никогда не теряет своего реального «я». Скача на лошади – стуле, ребенок не думает, что стул под ним – это действительно конь, или стол, на который он карабкается как на гору, - гора. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой)… Итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры – театральной иллюзией» [12].

Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов.

Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Если на четвертом году жизни у детей часто преобладает интерес к действию, из-за чего цель временами забывается, а на пятом году жизни можно научить детей обдуманно выбирать игру, ставить цель и распределять роли, то у детей 5-7 лет возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. И замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время завладевают воображением.

Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.

Особый характер имеет замысел в играх – драматизациях, которые помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений. У детей 6-7 лет игры – драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей. В этих играх можно видеть, как указывал

Б.М.Теплов «переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме» [11].

Именно на этом этапе есть возможность развивать игровое творчество под влиянием воспитания и обучения, так как его развитие зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Педагог может заменить индивидуальные особенности ребенка, проявляющиеся в игре. При этом наблюдается, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Игра — это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры [13].

Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человечка, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой. Игра — это школа общения. Ребенок учится в игре своему «я», но он в игре, овладевая ролью, учится понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Поэтому игра — действенное средство нравственного воспитания. Игра — модель «взрослой» жизни, и здесь ребенок не только знакомится с различными профессиями, но учится ценить труд и впервые ощущает гордость быть тружеником, еще не трудясь [14].

И наряду со всем этим игра, благодаря доставляемому ею удовольствию, — это отдых, разрядка психической напряженности. Что важно отметить, все эти функциональные значения игры выступают вместе, даны в комплексе, пронизывая друг друга и усиливая одно через другое.

Жизнедеятельность детей и педагогов в детском оздоровительном лагере осуществляется в трех периодах смены: организационный (оргпериод), основной и заключительный. Планируя свою работу, вожатый должен исходить из задач этих периодов, так как это поможет ему более четко определить, какие же формы работы выбирать в определенной ситуации. Для этого вожатому требуется понимание того, как проходит смена, какова последовательность задач и каким образом решаются задач, стоящих перед ним [15].

Динамика развития смены: [16].

1. Оргпериод, 3 дня - знакомство, привыкание, адаптация.

2. Основной период, который сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на:

- отрядный (около 5 дней - в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. были и общелагерные дела, но упор делался на отрядную работу.),

- межотрядный (около 5 дней - знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше)

- лагерный (около 5 дней - большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые анализы дня, сюрпризные моменты, организационные мероприятия

3. Завершающий период, 2-3 дня, когда есть итоговое дело, логическое завершение концепции смены, подарки, время для подведения итогов.

На каждый период смены вожатый составляет различные интересные игры для детей.

В каждом детском оздоровительном лагере на организационном периоде вожатый первым делом проводит игру на знакомство. Цель игры на знакомство: создание: условий для адаптации детей в новом коллективе, доверительной и положительно-эмоциональной атмосферы в отряде; формирование чувства единой команды у отряда.

В первый раз, знакомя детей друг с другом, удобно посадить всех в один большой круг на стульях в комнате, на коврах в холле или на скамейках на улице [17]. Главное, чтобы все смогли увидеть глаза друг друга, почувствовать единение с новыми друзьями и не остались забытыми скромные и стеснительные ребята и девчата. Поэтому, для проведения предлагаемых игр, необходимо подобрать удобное место и рассадить детей по кругу. А вожатому постараться быть радостным, весёлым, немного «бесшабашным», попробовать «раскрутиться» в полную силу своих возможностей. Игры на знакомство в кругу позволят познакомить ребят с друг другом, запомнить их имена, увидеть каждого по отдельности, а не в общей массе [18].

Для того, чтобы вожатому в первые дни было легче определить наиболее активных и деятельных детей, которые в последующие дни могут стать отличными помощниками, необходимо проводить игры на выявление лидера. Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы, некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, то есть на лидеров и последователей. Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой. Вожатый во время игры только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами. В играх лидеры стараются руководить общим процессом [20].

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер - организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену [20].

Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодёжью. Среди большого разнообразия игр в основном периоде смены широко распространены у детей и подростков подвижные игры.

Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча, сопротивлений и др.). Эти двигательные действия мотивированы ее сюжетом (темой, идеей). Они направлены на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели [19].

Наряду с этим, активные игры благоприятно влияют на формирование характера ребёнка, его настойчивости, умения взаимодействовать со сверстниками, закладывают его адекватную самооценку, он учится сопереживать и радоваться победе друзей, учиться проигрывать с достоинством и в случае победы разделять свой успех с остальными, учится прислушиваться к другим. Игра ненавязчиво и легко дисциплинирует, так как имеет правила.

Подвижные игры распределяются, согласно целям и динамики на: активные, с подвижностью среднего уровня и с малой подвижностью. Существуют игры сюжетные, игры-забавы, те же с правилами и спортивные [19].

Для детей поменьше нужно подбирать игры, которые носят характер выдумки, забавки, а для более взрослых хороши: волейбол, баскетбол, соревнования, квесты.

Есть игры, которые определяют творческие возможности всех вместе или каждого в отдельности. В таких играх надо выйти и нарисовать картинку, показать пантомиму, придумать историю или показать шуточное представление [18]. Бывает, что не сразу находятся желающие участвовать в таких играх. Ребята стесняются друг друга, боятся проявить себя, показаться смешными или нелепыми. Все зависит от вожатого. Надо растормошить, убедить, заманить, вовлечь компанию в игру. Остановите любителей насмехаться над приятелями, иначе ни одна игра не сложится.

Цель творческих игр: развитие у детей фантазии и творческие способности посредством различных видов художественного творчества и создание условий для творческой самореализации личности ребёнка[18].

В последний день смены в воздухе витает лёгкая грусть и предчувствие скорого расставания. В течении дня вожатые организовывают для детей различные маленькие игры, которые дают возможность и детям и взрослым отметить тех, кто за смену стал особенно дорог, выразить благодарность, проявить симпатию. Затем следует общелагерное закрытие смены, а вечером отряды собираются на прощальный огонёк у костра или в отрядной комнате, который является завершающим мероприятием лагерной смены. Сидя вокруг костра, дети вместе с вожатыми вспоминают самые яркие моменты смены, поют любимые песни, обмениваются пожеланиями, играют в игры.

Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять. В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; формируются: все стороны психики ребенка, воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее [17]. Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми. Из общения со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр.

ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ

Таким образом, игра – сущностный элемент жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок познает окружающий мир, осваивает социальный опыт, учится взаимодействовать со старшими и младшими, осознает себя частью детского объединения. Мы видим, что в результате игровых действий создаются нормы отношений между участниками игр, снимается напряженность, тревога, страх перед неизвестным ранее, повышается самооценка, связанная с готовностью решения социальных задач в различных ситуациях общения и деятельности.

Структуру детской игры составляют роли, добровольно взятые на себя участниками игр. Игровая роль помогает ребенку понять причины социального распределения статусных иерархий в социальном окружении, попробовать себя в различных игровых позициях, осознать собственную самоценность, самобытность, индивидуальность. В любой игре необходимо выстроить технологию игрового взаимодействия, дающую нам не только осмысленность, целенаправленность, последовательность и операциональность наших действий, но и предвидение ее результатов. Доступность для всех детей, необычность и увлекательность игр, преследующих определенную цель, могут помочь в создании положительного эмоционального фона, активном проявлении добрых чувств, что, безусловно, является необходимым условием для формирования и развития нравственных качеств личности, входящей во взрослую жизнь.

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВАОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Методическое пособие по игровой деятельности детей в детском оздоровительном лагере

Игры на знакомство

«Три факта»

Каждый участник сообщает группе свое имя и три факта о себе. Один из них является реальным, а два других — выдуманными. Задача остальных участников — определить, какой именно из представленных фактов соответствует действительности (участникам предлагается поочередно проголосовать за истинность каждого из фактов). Потом участник, который представлялся, раскрывает истину: говорит, какой из приведенных фактов реален.

«Великолепная Валерия»

Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и прилагательное, характеризующее его (игрока) и начинающееся с той же буквы, что и его имя. Например, Великолепная Валерия, Интересный Игорь и т. д. Второй участник называет словосочетание первого и говорит свое. Третий же участник называет словосочетания первых двух игроков и так до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя.

«Одеяло»

Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал — забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая » перетянет» к себе больше игроков, т. е. та команда, которая знает больше имён.

«Суета сует»

Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9-16 клеточек. В каждой клеточке записано задание. Суть одна: записать в клеточку имя человека, который (тут открывается простор для фантазии) любит рыбу, держит дома собаку, любит звёзды… Чем неожиданней будет задание, тем лучше. Можно заложить в эту карточку то, что нужно вам. Например, выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре и т. д. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберёт имена.

Игры на выявление лидера

«Веревочка»

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Кто Быстрее»

Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего должны построиться по:

- цвету волос (от светлого к темному или наоборот),

- по размерам обуви (от меньшего к большему),

- алфавиту;

- длине волос,

- цвету глаз (от светлого к темному или наоборот).

Руководящую должность берут на себя лидеры.

«Волшебный мячик»

У вожатого в руке мячик (сделанный из одного листа бумаги формата А4). Называя свое имя, он кидает мячик любому ребенку из круга, ребенок другому. Мячик должен пройти всех ребят. Затем вожатый дает следующие задание: «Теперь мячик должен пройти всех вас в том же порядке за 1 минуту». После того как у них это получилось, вы сокращаете время: 30 секунд, 3 секунды и 1. Знайте, что это возможно. Во-первых, ребята могут двигаться. Во-вторых, мячик должен пройти все руки. В-третьих, его нельзя взять одному ребенку и провести по ручкам остальных. Необходимо добиться того, чтобы ребята собственными, размышлениями и пробами дошли до следующего решения: Соединяя руки всех участников, построили колодец. Варианты могут быть и другие.

«Джойстик»

Все встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На стол кладется небольшой предмет (монета, сережка и т.п.). Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет «джойстиком», передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на предмет на столе. Игру можно провести в форме соревнования. Если вы решили устроить из этой игры соревнование, не забудьте определить независимых судей, чтобы никто не жульничал.

Игры в разные периоды смен

Организационный период

«Визитки»

Ребятам предлагается за определенное время (5-7 мин) изготовить некоторое количество визиток, в которых была бы отражена самая важная, на их взгляд, информация о себе. Свои визитки нужно затем вручить другим участникам игры. После того, как все визитки розданы, участникам игры предлагается прокомментировать те визитные карточки, которые они получили, рассказав, чья эта визитка, чем отличается от других и что нового он узнал о человеке, подарившем се. Ребята, получившие наибольшее количество визиток, скорее всего, являются эмоциональными лидерами отряда.

«Верблюд»

Играющие встают в круг и кладут руки друг другу на плечи. Вожатый говорит, что сейчас каждому на ухо скажет название какого-то животного, а потом встанет в центр и будет произносить названия, и чье животное будет названо, должен поджать ноги и повиснуть на соседях. Вожатый подходит к каждому и говорит: «Верблюд». Это надо делать очень аккуратно, чтобы другие не слышали, что говорится соседу. Затем вожатый встает в центр и говорит: «Слушайте внимательно! Сейчас я буду называть животных. Возможно, что некоторых я вообще не называл, так что точно помните свое животное. Итак: Кошка! Лошадь! Верблюд!!!».

«Вавилонская башня»

Произвольно отряд делится на 3 микро группы. Каждой группе дается набор предметов, из которых нужно построить башню. Командам дается минута на обсуждении проекта и три мин. на постройку. Оценивается высота строения. Вожатый занимает позицию наблюдателя. После первого построения выделяются самые активные ребята, которые зачисляются в жюри. Командам дается еще 2 мин., за которые нужно вновь построить башню. Теперь оценивается оригинальность. Группам предлагается объединиться по две, включая команду жюри. Вновь строится башня. Вновь выявляются лидеры. Итогом игры будет построение общей башни. Игра на выявление творческих способностей.

«Привет»

Игроки стоят в кругу. Один из игроков обходит круг с внешней стороны и хлопает кого-нибудь по плечу. Он говорит: «Привет, меня зовут...» Осаленный отвечает так же, называя свое имя. Они повторяют приветствия два или три раза. Потом бегут в противоположные стороны вокруг кольца, встречаются на полпути, трижды обмениваются тем же приветствием и продолжают бежать в тех же направлениях, пытаясь занять свободное место. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

Основной период

«Человек к человеку»

Ведущий (вожатый) предлагает ребятам разбиться на пары. Водящий подает команды: «нос к носу», «плечо к плечу», «рука к руке». Игроки исполняют это. После фразы «человек к человеку» все игроки, в том числе и водящий, должны найти себе нового партнера. Тот, кто не успел, становится водящим.

«Винегрет»

Участники игры сидят в кругу на стульях, водящий стоит в центре круга. Водящий называет какую-то категорию, и если у ребят это присутствует, они меняются местами. (Например, поменялись местами те, у кого есть пуговицы; кто любит манную кашу и т.д.) По команде: «Винегрет» меняются местами все. Водящий должен успеть занять место одного из игроков. Тот, кто остался без места, водит.

«Иван да Марья»

Игру лучше проводить на улице или в свободном помещении. Играющие встают в круг и берутся за руки. Выбираются два водящих – Иван и Марья. Им завязывают глаза. На вопрос Ивана: «Марья, ты где?» она должна ответить «Я здесь, Иванушка». Задача Ивана как можно быстрее поймать Марью; Марье надо не попасться Ивану.

«Сиамские близнецы»

Две-три пары соревнующихся ребят становятся у трех столов, на которых разложены: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; банка с завинчивающейся крышкой, лежащей отдельно; коробка, рядом с которой находятся разные мелкие предметы; ленточка, свернутая в рулончик и т.п. Пара «близнецов» обнимают друг друга крепко за талию, у каждой пары две свободные руки – правая и левая. По команде ведущего «близнецам» необходимо сделать быстро и ловко руками следующее: развернуть газету полностью; зашнуровать ботинок; завинтить банку до упора; сложить вещички в коробку; развернуть ленточку; все предметы сложить на газету, ее аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой. Можно у «близнецов» связать две руки (левую и правую у ребят, играющих в паре). Таким образом, у стола будет стоять трехрукий. Теперь надо действовать вместе тремя руками. Это не так-то просто. Необходимо согласовать свои действия, чувствовать своего товарища.

Заключительный период

«Царь обезьян»

Выбирается водящий, который уходит в сторону. Все договариваются, что когда придет водящий, все кричат три раза «я» на вопрос «Кто царь обезьян?». Водящий должен угадать, кто из игроков «царь» (и не отгадывает, т.к. его никто не загадал). После этого он садится вместе со всеми и ему объясняют, что его задача – точно так же бить себя в грудь и кричать «я!». Выходит второй водящий. Игроки договариваются кричать «я!» два раза. И когда второй водящий на третий вопрос «Кто царь зверей?» сам же истошно кричит: «Я!» – ответ ясен. Бывает, что игра не получается. В таких случаях сметливому участнику следует присвоить титул настоящего «царя» – вполне догадливого человека.

«Ассоциация»

Водящий выходит из помещения, где сидят играющие. Из группы ребят выбирается один игрок, о котором пойдет речь. Водящий имеет право задавать вопросы такого плана: «Если бы он был цветком, то каким?» (животным, домом, природным явлением, книгой и т.д.). Водящий должен так построить вопросы, чтобы определить, о ком идет речь.

«Бонжур, мадам! Привет, браток!»

Одному из игроков завязывают глаза. Подводят его по очереди к играющим и предлагают по рукопожатию определить, с кем он здоровается – юношей или девушкой. Свой ответ он должен выразить фразой: «Бонжур, мадам!» или «Привет, браток!».

«Узнай по носу»

Водящему предлагают узнать товарищей, он садится на стул за занавеской. Игроки поочередно, чуть раздвигая ее, показывают водящему руку, ногу, глаза, рот, нос, волосы и т.п. Вариант 2. Водящему можно завязать глаза и предложить узнать ребят по рукам, коленям.

Подвижные игры

«Веселый паровозик»

Отряд становится в круг. Вожатый предлагает выйти в центр мальчику и девочке — они будут водящими (веселыми паровозиками), а все ребята вокруг — вагончиками. Вожатый просит назвать водящих свои имена. По команде паровозики подбегают к любому вагончику и говорят: «Привет, я веселый паровозик, а ты кто?» «Вагончик» называет свое имя, например Денис, после чего водящий машет руками вправо и влево пять раз, произнося на каждое движение имя вагончика: «Денис, Денис, Денис!» Затем паровозик говорит: «Поехали со мной!» На что вагончик должен поднять и опустить правую руку, сказав при этом: «Ту-ту, ту-ту». После чего паровозик берет за руку вагончик, который теперь становится водящим, и они едут дальше знакомиться с ребятами. По окончании игры вожатый объявляет победителем тот веселый паровозик, который больше всех собрал вагончиков.

«Тигр идёт»

Вожатый объявляет водящего тигром и предлагает ему спрятаться в норку (выйти из круга). Когда тигр уходит, вожатый говорит отряду: «Мы пошли гулять на полянку». После этих слов все ребята изображают, как они гуляют по полянке — кувыркаются, собирают цветы, ловят бабочек. Когда веселье в полном разгаре, вожатый кричит: «Тигр идет!» Все ребята должны замереть и не двигаться. Появляется тигр. Он подходит к игрокам и своим рычанием пытается развеселить, заставить их двигаться. Трогать ребят тигру не разрешается. Ребята, которые начинают смеяться, шевелиться, выбывают из игры. А кто не сделает ни малейшего движения, объявляются победителями. Затем выбирается новый тигр.

«Карлики и великаны»

Ведущий объясняет игрокам правила игры. Когда он произносит слово «карлики» - все должны присесть, потому что карлики маленькие. Произносить это слово он должен тоненьким голосом. Когда он произносит слово «великаны», грубым голосом, все должны встать и поднять руки вверх. Ведущий объявляет: «Ребята, запомните, правильные команды - это «карлики» и «великаны». На остальные команды вы не должны реагировать». И произносит вышеупомянутые команды, а еще «Встаньте», «Сядьте», «Поднимите руки вверх», все вперемешку. Те, кто выполняет неправильные команды, выбывают. Побеждает тот, кто допустит меньше всех ошибок.

«Подмигиши»
Все играющие стоят парами по кругу, один игрок за спиной у другого. Руки у всех опущены вниз. На линии круга стоит и водящий. У него за спиной нет партнера. Он должен посмотреть в глаза кому-нибудь из игроков первой линии и подмигнуть. Тот, кому подмигнули, бежит со своего места и встает за спиной водящего. Но у него это может не получится, потому что игрок второй линии внимательно следит за водящим и если видит, что подмигнули его партнеру, может удержать его. Если он успел это сделать, водящий вынужден подмигивать еще раз, до тех пор, пока его подмигивание не окончится результативно. Если же игрок второй линии не среагировал вовремя и не успел схватить первого игрока, он становится водящим, т.е. встает в первую линию и сам начинает подмигивать. Игра может продолжаться долго, пока не наскучит.

Игры с залом

«Замотало»

Ведущий предлагает всем в зале представить себя шарфами. Но шарфами не обычными, а умеющими выполнять целых две простые команды: замотало и размотало. По команде ведущего «Замотало!» все «шарфы» обнимают предмет или человека, которого назовет ведущий, по команде «Размотало!» – разводят руки в стороны. Дальше ведущий начинает всячески заматывать и разматывать шарфы, например, так:

– Замотало на себя… – размотало!

– Замотало на спинку переднего сиденья… – размотало!

– Замотало на руку соседа слева… – размотало!

– Замотало на соседа… – размотало!

И так далее.

«Два гнома»

Зал заранее делится на две половины. Каждая группа разучивает свои слова. Когда ведущий, после своей фразы-вопроса, показывает правую руку, то кричит «Петька», когда левую - кричит «Васька». Когда поднимаются обе руки, то кричат две команды. Кто дружнее? Кто громче?

Ведущий: «На солнечной поляночке стоит красивый дом. А рядом с этим домом стоит весёлый гном. Гном, гном, как тебя зовут?»

Дети: «Васька, у меня рубашка в клетку. Я пришёл к вам детки, что бы съесть конфетку».

Ведущий: «На солнечной поляночке стоит красивый дом. А рядом с этим домом стоит весёлый гном. Гном, гном, как тебя зовут?»

Дети: «Петька, у меня штаны в горошек. Я пришёл из сказки, потому что я хороший.

«Сердце красавицы»

Ведущий предлагает всем вспомнить слова куплета песни:

Сердце красавицы склонно к измене

И к перемене, как ветер мая.

И предлагает спеть песню без слов всем залом. Слова заменяются по очереди. Слово <сердце> заменяем прикосновением рук к левой стороне груди. Исполняем песню, заменив первое слово на жест. После введения каждого жеста поем всю песню, пока не заменим все слова жестами. Вот что получится: Прикосновение рук к левой стороне груди - <сердце>. Обводим руками контур своего лица - <красавицы>. Делаем наклон корпусом - <склонно>. Изображаем над головой рожки - <к измене>.

Все сидят нога на ногу и меняют ноги, опускают одну, закидывая другую - <и к перемене>. Дуют - <как ветер>. Вытягивают ладонь с пятью пальцами - <мая>.

«Бята, встаньте»

Игра на внимание. Ведущий предлагает выполнять его команды только в том случае, если он произнесет обращение <ребята>. Например: <Ребята, хлопните в ладоши>, все должны хлопнуть. <А теперь топните>, никто не должен двигаться, т.к. не было сказано обращения <ребята>.

Игры на свежем воздухе

«Терминатор» (игра для 4-20 человек)

Выбирается водящий. Игра состоит в том, что по сигналу все игроки разбегаются в разные стороны, а водящий бросается за кем-нибудь из них вдогонку. Его задача: осалить кого-нибудь, но это сделать не так-то просто, потому, что он не имеет права салить игрока, присевшего на корточки (на корточках нельзя сидеть более 15 секунд), а также игрока, застывшего в неподвижной позе. Единственное, что водящий может сделать с «застывшим» игроком - это заставить его зашевелиться или рассмеяться. При этом не разрешается дотрагиваться руками до «застывшего», но зато можно щекотать его травинкой или чем-нибудь подобным. Осаленный или «размороженный» становится водящим.

«Белки, орехи, шишки»

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя «беличье гнездо». Между собой они договариваются, кто будет «белкой», кто - «орехом», кто - «шишкой». Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре ещё и ведущий, который произносит слова: «белки», «шишки», «орехи». Если он сказал «белки», то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: «орехи», то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, становится орехом. Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: «белки, шишки, орехи», и тогда меняются местами сразу все.

«Мотальщики»

Для игры нужны круглая палка и гиря (или гантель) весом 3-5 кг. Гиря подвешивается к концу палки при помощи прочного шнура. Задача играющего: встать на табуретку. И, вращая руками палку, намотать шнур на другой конец палки так, чтобы поднять привязанный к нему груз. Одновременно соревнуются несколько участников.

«У кого рука сильнее»

Изготавливается специальная подставка из двух горизонтальных щитков (нижнего и верхнего), соединённых между собой задней стенкой и вертикальными брусками. Одна ручка обычного покупного эспандера крепится металлическими скобками к нижнему щитку подставки, а вторая остаётся свободной Играющий становится ногами на нижний щиток, берёт правой (или левой) рукой ручку эспандера и растягивает его так, чтобы нажать на пластинку, прикреплённую к верхнему щитку. Эта пластинка - рычажковый выключатель, соединённый с электрофонарём. Побеждает тот, кто большее число раз сумеет включить фонарь, растягивая одной рукой эспандер.

Творческие игры

«Кто? Кто затейник?»

Для игры выбирают водящего, а в тайне от него – «затейника». Водящий встает в центр круга. Все остальные встают в хоровод, поворачиваются направо и идут по кругу. «Затейник» среди них, он поднимает и опускает руки, сгибает их в локтях, вытягивает в стороны незаметно для водящего, когда тот отворачивается. Водящему трудно определить, кто «затейник», если все дети внимательно и четко повторяют движения за «затейником». Чтобы не выдать того, кто задает движения, каждый должен смотреть только на идущего впереди товарища. У водящего есть три попытки найти «затейника». Если он угадывает, то «затейник» становится водящим.

«Приз – в студию!»

Этот конкурс требует подготовки. Надо подобрать предметы, которые станут призами для самых проницательных.

Для конкурса понадобятся четыре непрозрачных пакета. Поставь или повесь их рядом. На каждом из них по одной букве: «П», «Р», «И», «З». Вместе они образуют слово «ПРИЗ». Сообщи всем, что в каждом из этих пакетов есть выигрыш! И его название начинается с буквы, обозначенной на пакете. В первом туре разыгрывается буква «П». Значит, приз начинается с «П». В пакете может лежать пенал, пистолет, паровоз, пушка, паззл, пакет, помада, парик, постер и т.д.

Призы на «Р»: ручка, ремень, ракушка, резинка, роман (книга), рубашка, рюкзак, рулон туалетной бумаги. Придумай, что можно положить в два последних пакета. Разыгрывать призы можно в течение всего праздника. Принимаются устные ответы или записочки. В этом случае лучше подвести итоги в конце вечера.

«Художественное чтение»

Продолжение веселых розыгрышей с набитым чупа-чупсами ртом. Доброволец получает столько леденцов, сколько в рот помещается. После этого ему дают книжку и просят почитать с выражением. Лучше всего подходят стихи. Придерживая леденцы за палочки, конкурсант пытается выполнить задание. Это очень смешно. Но продолжение еще более веселое. Услышанное и переведенное с «тарабарского» языка записывает другой конкурсант. Когда первый заканчивает, второй читает вслух то, что понял. После этого для сравнения читается оригинал. Все участники награждаются аплодисментами.

«Я – звезда Голливуда!»

Существует легенда, что великий оратор античности Цицерон в детстве обладал очень плохой дикцией. Для того чтобы ее улучшить, он клал в рот овальные ровные камушки и, превозмогая неудобство, старался чисто выговаривать слова. Вот и вы попробуйте провести такое занятие. Соревнуется несколько конкурсантов. Каждый произносит как можно чище и эмоциональней фразу: «Я – звезда Голливуда!» После этого упражнение усложняется: каждый получает и кладет в рот по одному, потом по два, потом по три леденца на палочке, каждый раз повторяя эту фразу. Конкурс продолжается до тех пор, пока конкурсанты с набитым ртом в состоянии произнести что-то похожее на заданную фразу. Призом для конкурсантов служат полученные леденцы. Важное дополнение. Пусть маленькие конкурсанты, пока соревнуются, придерживают леденцы за палочки, чтобы, чего доброго, не подавиться.

ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что став вожатым, сталкиваешься с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам. Если спросить детей, приезжавших в лагерь, что для них есть игра, то большинство начинают перечислять различные компьютерные игры, в лучшем случае – спортивные, а вот про обычные игры, в которые можно играть во дворе с друзьями, мало кто вспоминает. Дело в том, что дети разучились играть. Причины этого можно искать и находить, но дело не в этом. Тут, скорее всего, необходимо говорить о том, что надо учить детей играть. Играть с самим собой, с друзьями. Вот что важно.

А если добавить, что через игру можно решать целый комплекс педагогических задач, то становится понятным место и значимость игры в работе вожатого.

Игры на знакомство, выявление лидеров, подвижные, с залом, на свежем воздухе, творческие – главные составляющие любого детского оздоровительного лагеря. Они помогают ребенку понять причины социального распределения статусных иерархий в социальном окружении, попробовать себя в различных игровых позициях, осознать собственную самоценность, самобытность, индивидуальность. В характере игры отражается действительность окружающего мира. Отношения между играющими отражают реальные механизмы и принципы взаимодействия.

Таким образом, через опосредованность ситуаций создается модель межличностных и межгрупповых отношений в детском объединении. Чем разнообразнее характер игры, тем более широк спектр изучаемых ребенком отношений, динамичнее проходит совершенствование практических навыков, построение и поддержание межличностных отношений, условий для самореализации в социальном творчестве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, игра – сущностный элемент жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок познает окружающий мир, осваивает социальный опыт, учится взаимодействовать со старшими и младшими, осознает себя частью детского объединения. Мы видим, что в результате игровых действий создаются нормы отношений между участниками игр, снимается напряженность, тревога, страх перед неизвестным ранее, повышается самооценка, связанная с готовностью решения социальных задач в различных ситуациях общения и деятельности.

Структуру детской игры составляют роли, добровольно взятые на себя участниками игр. Игровая роль помогает ребенку понять причины социального распределения статусных иерархий в социальном окружении, попробовать себя в различных игровых позициях, осознать собственную самоценность, самобытность, индивидуальность. В любой игре необходимо выстроить технологию игрового взаимодействия, дающую нам не только осмысленность, целенаправленность, последовательность и операциональность наших действий, но и предвидение ее результатов. Доступность для всех детей, необычность и увлекательность игр, преследующих определенную цель, могут помочь в создании положительного эмоционального фона, активном проявлении добрых чувств, что, безусловно, является необходимым условием для формирования и развития нравственных качеств личности, входящей во взрослую жизнь.

Став вожатым, сталкиваешься с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам. Если спросить детей, приезжавших в лагерь, что для них есть игра, то большинство начинают перечислять различные компьютерные игры, в лучшем случае – спортивные, а вот про обычные игры, в которые можно играть во дворе с друзьями, мало кто вспоминает. Дело в том, что дети разучились играть. Вожатому необходимо научить детей играть с самим собой, с друзьями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение с.
  2. Афанасьев, С. П. Что делать с детьми в загородном лагере? / С. Афанасьев, С. Коморин, А. Тимонин. — М. : МЦ «Вариант», 2021. — 224 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2019.
  4. Вретто А.Е. Игровые технологии как средство творческого развития подростков в условиях досуга / А.Е.Вретто // Мир культуры – взгляд в будущее: сборник научных статей, Чебоксары, 2019. – 28-30 с.
  5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 2019. – 541 с.
  6. Галой Н.Ю., Горбенко И.А., Долинская Л.А. [и др.] / История вожатского дела: Методические рекомендации под общ. ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. — М. : МПГУ, 2019. — 200 с.
  7. Голев, А. Г. Методика организации летнего отдыха детей и подростков : учеб.-метод, пособие / А. Г. Голев, Е. В. Давыдова. — Пятигорск : ПГЛУ, 2022. — 217 с.
  8. Григоренко, Ю. Н. Кипарис-3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере / Ю. Н. Григоренко. — М., 2020. — 160 с.
  9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2019.
  10. Джуринский А.Н. История педагогики: учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС // 2021. – 432 с.
  11. Епишкова, Е. Магия лета. В помощь педагогу-организатору / Е. Епишкова, С. Матчина // Народное образование. — 2019. — № 3. — С. 142—144.
  12. Жданова С.Н. Игра как педагогическое средство развития созидательного взаимодействия родителей и детей в семье в контексте идей В.А.Сухомлинского / С.Н.Жданова / 2019. – 142-145 с.
  13. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогичкой мысли // 2019. - 90 с.
  14. Коломиец С.В., Соколовская Л.В. Подвижные игры как средство формирования личности детей и подростков в летнем лагере/ 2019. – 88 с.
  15. Коляденко Е.Н. Игра как средство развития творческих способностей детей и подростков в ДОЛ: теоретический аспект / 2020. – 115-119 с.
  16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., с.
  17. Кричевский, Р. Л. Если вы — руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М. : Дело, 2020. — 382 с.
  18. Кулаченко, М. П. Учебник для вожатого / М. П. Кулаченко. — Ростов н/Д : Феникс, 2021. — 254 с.
  19. Куц И.В. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков / 2020. – 166 с.
  20. Народное образование / Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный Закон от 3 июля 1998 года // №3 – с.245-251.
  21. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности: Методические рекомендации /
  22. Основы вожатской деятельности: практикум /
  23. Отдых и оздоровление детей и подростков /
  24. Педагогика детского оздоровительного лагеря /
  25. Праздник — как социально-художественное явление /
  26. Ради детей готов на всё /
  27. Современный вожатый /
  28. Толковый словарь (сборник электронных словарей) /
  29. Трудовые отношения в детском оздоровительном лагере / ;
  30. Что такое концерт? /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «НЕУГОМОН».

Программа детского летнего оздоровительного лагеря«НЕУГОМОН»...

Программа профильного языкового отряда летнего оздоровительного лагеря «Жемчужина»

Программа внеурочной деятельности по английскому языку.  В  программе отражены: актуальность, цель, задачи, содержание и ожидаемые результаты....

Работа воспитателя в летнем оздоровительном лагере в условиях школы-интерната.

Работа воспитателя в летнем оздоровительном лагере в условиях школы-интерната....

Сценарий праздника "День России" в летнем оздоровительном лагере

12 июня наша страна отмечает праздник День России!В 1994 году указом первого Президента России Бориса Николаевича Ельцина 12 июня была принята декларация о государственном суверенитете России. Позже э...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Республика Детства» «Правнуки Победы»

Данная программа рассчитана на 21 день лагерной смены. Это модифицированная рабочая программа, измененная с учетом предложений детей и их родителей: введены разнообразные мероприятия по своей направле...

Дополнительная общеразвивающая программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Солнечная страна»

Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста....