СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
статья
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. В настоящее время проблема девиантного поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-psihologicheskaya_korrektsiya_deviantnogo_povedeniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. В настоящее время проблема девиантного поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои. Негативные тенденции общества особенно отразились на подростках. Подростковый возраст представляет собой период кризиса: с одной стороны подросток связан с миром детства, с другой со взрослой жизнью. Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад.
Акцентуации характера лежат в основе формирования девиантного поведения у подростков. Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. За счет индивидуально-психологических особенностей как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоцианально-волевой и эмоционально-коммукативной сферы, могут возникнуть устойчивые формы психосоциальной дезадаптации.
В ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий» было проведено психологическое исследование среди обучающихся, склонных к девиантному поведению. Исследование проводилось с помощью опросника для идентификации акцентуаций характера (А.Е. Личко). По результатам данного исследования выявлено следующее распределение типов (рис.1): у большинства обучающихся с девиантным поведением выявлен эпилептоидный тип «акцентуации характера» – 38%, далее следуют лабильный тип – 15%, и гипертимный тип акцентуации – 14%. Психастенический тип находится на четвертом месте по частоте встречаемости – 10%. Таким образом, у обучающихся с девиантным поведением преобладают эпилептоидный, лабильный, гипертимный и психастенический типы акцентуаций характера.
Рисунок 1.
Каждому типу акцентуации характера соответствует определенный вид или виды девиантного поведения. Инженерно-педагогический коллектив, который имеет дело с «трудными» обучающимися, должен владеть этой информацией. Зная типы акцентуаций характера, психологические особенности каждого из них, формы девиантного поведения, к которым они склоняются и провоцирующие причины, педагоги могут гораздо более эффективно строить и профилактическую, и коррекционную работу. А, следовательно, и возрастут шансы помочь «трудным» подросткам.
В условиях техникума создан ряд условий для повышения эффективности оказания индивидуальной помощи девиантным обучающимся, с целью их социально-психологической коррекции.
Схема 1.
Взаимодействие специалистов, занимающихся социально-психологической коррекцией девиантного поведения
Таким образом, взаимодействие всех специалистов является одним из условий, обеспечивающих социально-психологическую коррекцию девиантного поведения.
Индивидуальная коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление обучающихся, склонных к девиациям, и оказание коррекционного воздействия с целью создания условий для приспособления к жизни в социуме, преодоление или ослабление недостатков.
При оказании индивидуальной помощи девиантному подростку необходимо придерживаться следующего алгоритма:
- Выявление возрастных и индивидуальных проблем обучающегося с помощью наблюдения и психолого-педагогической диагностики.
- Классификация выявленных проблем по:
- принадлежности к естественно-культурным, социально-культурным или социально-психологическим задачам;
- источникам их возникновения, к которым относятся в первую очередь семья девиантного обучающегося, ближайший к нему социум, группы сверстников;
- степени их осознанности обучающимся и его эмоциональному отношению к ним.
- Ранжирование проблем обучающегося по степени значимости их с точки зрения его социализации.
- Постановка цели планируемой индивидуальной помощи в техникуме в соответствии с первоочередными проблемами обучающегося.
- Определение ведущей тактики оказания индивидуальной помощи воспитаннику: от косвенного включения его в педагогические ситуации до самостоятельного решения им своих проблем.
- Выбор основного пути индивидуальной помощи девиантному обучающемуся на данном этапе решения той или иной проблемы: через группу, через семью обучающегося или через непосредственное взаимодействие с ним классного руководителя или мастера п/о.
- Выбор и реализация адекватных методов и форм индивидуальной помощи.
- Установление обратной связи в процессе оказания индивидуальной помощи (с помощью наблюдений, психолого-педагогической диагностики и в непосредственном контакте с обучающимся).
- Интерпретация и анализ получаемых результатов, соотнесение их с поставленными целями и степенью решенности той или иной проблемы подростка.
- Коррекция индивидуальной помощи, основанная на анализе полученных результатов.
Коррекционная работа с обучающимися с девиантным поведением
Психологическая помощь:
Коррекционная программа «Психопрофилактика правонарушений несовершеннолетних обучающихся».
В рамках данной программы проводятся:
- тренинговые занятия,
- индивидуальные коррекционные занятия,
- групповые коррекционные занятия,
- релаксационные занятия.
Коррекционная программа «Психологическая помощь родителям в общении с «трудным» обучающимся.
В рамках данной программы проводятся:
- индивидуальные консультации,
- групповые тренинговые занятия,
- тематические родительские собрания.
Работа клуба «Подросток и Закон».
Социальная помощь:
- изучение особенностей личности обучающихся, условий жизни,
- выявление трудностей, проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся,
- решение социальных проблем (оформление пенсий, посещение и обследование жилищных условий и т.п.)
- взаимодействие с преподавателями, специалистами социальных служб, государственными учреждениями и организациями в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве.
Педагогическая помощь:
- тематические классные часы о вреде и негативных последствиях правонарушений,
- индивидуальные беседы на правовую тематику,
- беседы с родителями подростков с девиантным поведением,
- обсуждение на педагогическом совете поведение «трудных» обучающихся,
- вовлечение в предметные кружки и спортивные секции обучающихся с девиантным поведением
- проведение акций «Молодежь против наркотиков», «Жизнь прекрасна – не трать её напрасно»
- проведение рейдовых мероприятий в места проживания и массового отдыха обучающихся,
- просветительская деятельность библиотекарей, мастеров п/о, воспитателей.
Эффект коррекционной работы с обучающимися с девиантным поведением обычно определяют следующие факторы:
- Установка обучающегося и семьи на помощь специалиста;
- учет характерологических особенностей обучающегося;
- возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общения;
- реализация индивидуального подхода.
Взаимодействие педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя и мастера производственного обучения имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у обучающихся или группы в поведении, прогнозирование развития личности обучающегося и его поведенческих проявлений, возможного развития группы обучающихся и организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной и социально-психологической работы со студентами «группы риска».
Концепция работы со студентами "группы риска" в Новороссийском колледже строрительства и экономики. Материал был представлен и обсуждался на методическом объединении классных руководителей. В нашем ко...
ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
социально-психологическая адаптация...
Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах
Курсовая работа...
Совместный план работы социально-психологической службы
Планирование совместной работы специалистов социально-психологической службы...
«Социально-психологический портрет личности.
Тема: «Социально-психологический портрет личности». Цель: изучить свои доминирующие черты характера, типологических особенностей личности и наличие профессиональных особенностей...
Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда
Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее....