Организация курса «Основы успешного трудоустройства» в ГБПОУ РХ ЧГСТ как фактор эффективности дальнейшего трудоустройства и развития карьеры выпускников
статья
Для студентов выпускных групп в ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» проводится курс «Основы успешного трудоустройства», который является важным этапом в процессе подготовки выпускников к будущей профессии и адаптации на рынке труда.
Цель курса – это долговременное планирование личного профессионального развития на основе оценок развития рынка труда, собственных профессиональных интересов и склонностей, перспектив и условий построения профессиональной карьеры в конкретной профессиональной сфере. Задачи данной программы:
- формирование активной жизненной позиции, ответственности за свое будущее, готовности к поиску работы;
- выработка практических навыков принятия ответственных решений при трудоустройстве и в период адаптации, трудовой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация курса «Основы успешного трудоустройства» в ГБПОУ РХ ЧГСТ как фактор эффективности дальнейшего трудоустройства и развития карьеры выпускников
Достойная работа, успешная карьера, профессиональная реализация - цель и предмет жизненных устремлений каждого человека, особенно когда профессиональный путь только начинается. Успешный старт на рынке труда – ключевое условие, которое определяет участие молодежи в жизни общества и влияет на общественное развитие.
Реалии современного рынка труда таковы, что наличие образования уже не обеспечивает автоматически человеку профессиональную карьеру или просто получение работы. Современный рынок труда предъявляет новые требования к профессиональной, психологической и социальной подготовке молодых специалистов. От уровня подготовки работника зависит степень его конкурентоспособности на рынке труда.
В условиях конкуренции, не имея достаточного социального и профессионального опыта, молодые специалисты оказываются слабо защищенной социальной группой и испытывают трудности в процессе трудоустройства. Поиск новой работы обычно стрессовый и непонятный процесс для многих соискателей на рынке труда. Строить свою карьеру нужно с первых ступеней учебы в техникуме. Чем раньше студент поймет ценность своей карьеры, тем больше преимуществ он будет иметь на рынке труда. Сегодня учебное заведение должно не только готовить нужных обществу специалистов, но содействовать их трудоустройству.
Для студентов выпускных групп в ГБПОУ РХ «Черногорский горно-строительный техникум» проводится курс «Основы успешного трудоустройства», который является важным этапом в процессе подготовки выпускников к будущей профессии и адаптации на рынке труда.
Цель курса – это долговременное планирование личного профессионального развития на основе оценок развития рынка труда, собственных профессиональных интересов и склонностей, перспектив и условий построения профессиональной карьеры в конкретной профессиональной сфере. Задачи данной программы:
- формирование активной жизненной позиции, ответственности за свое будущее, готовности к поиску работы;
- выработка практических навыков принятия ответственных решений при трудоустройстве и в период адаптации, трудовой деятельности.
В результате прохождения курса студент должен уметь:
- анализировать свои возможности и ограничения своего опыта;
- искать дополнительные карьерные возможности кроме смены компании- работодателя;
- дать оценку законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь ТК РФ и нормативными актами;
- защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;
- выстраивать диалог с потенциальным работодателем во время прохождения собеседования;
- применять свои знания в процессе трудоустройства, прохождения собеседования и адаптации в трудовом коллективе.
В результате прохождения курса студент должен знать:
- источники по трудовому праву;
- как организовать поиск работы;
- основные аспекты технологии трудоустройства;
- какие компетенции важны для рынка труда;
- основные правила составления резюме;
- правила проведения собеседования с работодателем;
- способы построения отношений с людьми разного типа;
- виды и причины производственных конфликтов;
- общее содержание форм и способов адаптации на рабочем месте.
Содержание дисциплины.
- Особенности выбора профессии, профессиональные намерения и профессиональные ожидания (понятие об адаптации выпускников на рынке труда, понятие карьеры; классификация профессий; типология личности; типология профессий; характерологические и психические особенности личности; оценка профессионального потенциала).
- Современный рынок труда: тенденции и перспективы (современный рынок труда; социальные и экономические последствия безработицы; деятельность социальных институтов, представляющих информацию о рынке труда; виды и формы занятости в России; направления содействия занятости и трудоустройства молодежи.); кого ищет работодатель (образ идеального кандидата); социальный портрет безработного; анализ региональных особенностей рынка труда.
- Основы трудового законодательства Российской Федерации: порядок приема на работу; трудовой договор, контракт; особенности прохождения испытательного срока; процедура увольнения; причины увольнения; общие права и обязанности работника и работодателя по ТК РФ; прекаризация трудовых отношений; куда может обращаться работник за защитой своих трудовых прав; виды нарушений ТК РФ.
- Определение индивидуальной стратегии на рынке труда. Методы поиска работы (непосредственное обращение к работодателю; использование посреднических фирм и организаций (государственные службы занятости, рекрутинговые фирмы и бюро по найму, агентства по трудоустройству и др.); использование личных связей (родные, друзья, преподаватели); объявления в профессиональных и коммерческих изданиях, в местной печати; помещение собственного объявления с предложением в средствах массовой информации; сравнительная характеристика различных методов поиска работы.
- «Подводные камни» поиска работы: требования к будущей работе; признаки недобросовестного работодателя: на этапе объявления о найме; на этапе телефонного разговора; на этапе собеседования; на этапе работы; выявление отличий между «белой», «серой» и черной» зарплатой; ответственность работника и работодателя за «серую» и «черную» зарплату.
- Подготовка пакета документов для успешного трудоустройства (основные правила оформления резюме; структура резюме; советы по созданию успешного резюме; основные ошибки, допускаемые в написании резюме; для чего как писать сопроводительные письма); технология телефонных переговоров; собеседование; как пройти «удаленное» собеседование и найти дистанционную работу.
- Становление профессиональной карьеры человека: планирование профессиональной карьеры; как пройти испытательный срок; адаптация на новом рабочем месте; законы жизни коллектива; деловое общение в коллективе; профессиональные конфликты; имидж делового человека.
Учебная программа курса предполагает два аспекта обучения: теоретическую подготовку и освоение ими практических навыков ведения соответствующих видов деятельности.
В процессе преподавания курса используются следующие формы и методы: лекции (традиционная, проблемная, мультимедиалекция), семинары (традиционные, семинар-беседа, проблемный семинар), методы: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора; игровые (дидактические, деловые, ролевые, мозговой штурм); тренинговые (коммуникативный тренинг), методы самостоятельной работы студентов (работа с учебниками, пособиями, конспектирование, реферирование, написание сочинений, эссе, составление кроссвордов и др.).
Проведение занятий курса предполагает использование широкого спектра методических средств (диагностические методики, деловые и ролевые игры, мозговые штурмы, дискуссии, тренинги, упражнения, тестирование и др.) и методов обучения (групповые и индивидуальные беседы, проблемное изложение учебного материала и др.). Они поддерживают высокий темп обучения, дают возможность каждому активно участвовать в учебном процессе.
Перечень практические работ, деловых и ролевых игр:
- практическая работа «Оценка законности действий работодателя и работника в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации в произвольно заданной ситуации»;
- практическая работа «Правовые аспекты трудоустройства, увольнения и прохождения испытательного срока»;
- практическая работа «Составление собственного объявления о поиске работы. Сбор и анализ информации о вакансиях рабочих мест в регионе по специальности»;
- практическая работа «Составление резюме и сопроводительного письма. Анализ готовых резюме»;
- ролевая игра «Телефонные переговоры с работодателем»;
- деловая игра «Собеседование с работодателем при приеме на работу. Как отвечать на вопросы»;
- деловая игра «Прием на работу»;
- практическая работа «Конфликты в трудовом коллективе».
На занятиях рассматриваются основные ошибки соискателей вакансий, а также рассматриваются примеры удачного поведения при самопрезентации, анализируются некоторые сложные ситуации, которые могут возникнуть в ходе общения с работодателем, озвучиваются каверзные, неожиданные вопросы, которые могут быть заданы, изучаются варианты эффективного разрешения такого рода проблем и др. Методы обучения направлены, прежде всего, на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия.
Используется многочисленный раздаточный материал в виде образцов и шаблонов автобиографий, резюме, бланков трудовых договоров, памяток и др.
Безусловно, прохождения студентами техникума курса «Основы успешного трудоустройства» позволяют им правильно спланировать свои действия, максимально использовать все имеющиеся ресурсы для осуществления собственного трудоустройства и развития профессиональной карьеры.
Пример дидактического материала, используемого при изучении курса «Основы успешного трудоустройства)
КРОССВОРД
По горизонтали: 1. Вид дисциплинарного взыскания. 4. Это особые рабочие отношения, которые построены на подчинении младших групп должностей старшим группам.
7. Фирменный ……. является частью корпоративной культуры.
8. Страна, главная особенность корпоративной культуры которой является пожизненный наём; он поощряет развитие навыков, специфических для данной компании и формирует высокопрофессионального специалиста.
9. Документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу. 10. Способность в общении с людьми знать меру, не допуская неприятных для окружающих слов и действий.
11. Это периодическое освидетельствование персонала на профпригодность и соответствие занимаемой должности.
14. Это не только вид занятий человека, его продвижение на профессиональном поприще, но и достижение иных поставленных целей, улучшение положения в обществе.
16. Это приятные слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. 17. Наличие незанятого рабочего места или должности, на которую может быть принят новый работник.
18. Трудовые отношения, которые могут быть расторгнуты работодателем в любое время, также дерегуляция трудовых отношений и неполноценная, ущемлённая правовая и социальная гарантия занятости.
19. Это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, социально-психологических, организационных, социально-экономических и бытовых условиях труда и отдыха. 20. Это неприятие одного из членов трудового коллектива другими его членами, попросту говоря, это травля, индивида как члена коллектива.
По вертикали: 2. Способ разрешения конфликта: вы немного уступаете в своих интересах, другая сторона делает то же самое. 3. Главное в резюме – ………….., она, как известно, сестра таланта. 5. Предоставляя их работодателю, вы тем самым даете понять, что прежнее руководство или партнеры были довольно вашей работой.6. Это комплексная характеристика готовности человека применять полученные знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности.
12. По мнению Билл Гейтса часть существующих сегодня профессий уже через двадцать лет не будет нуждаться в участие людей – произойдет полная ……… производства. 13. С точки зрения трудовых отношений, это неравные возможности работников, обладающих равной продуктивностью, или различное отношение к ним со стороны работодателей, государства и общества. 15. Сотрудники компаний должны соблюдать дресс- ……
Ответы: по горизонтали:1. выговор; 4. субординация;7. стиль; 8. Япония; 9. резюме;10. тактичность; 11. аттестация;14. карьера; 16. комплимент;17. вакансия;18. прекаризация;19. Адаптация; 20 моббинг.
По вертикали: 2. компромисс; 3. краткость; 5. рекомендации; 6.компетенция; 12. роботизация; 13. дискриминация;15. код.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для эффективной социализации выпускников в рамках курса «Основы малого предпринимательства»
Данный курс «Основы малого предпринимательства» был разработан для того, чтобы помочь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья найти в современном обществе своё место....
ЕДИНЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ УРОК ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ «ПРОФЕССИОНАЛ БУДУЩЕГО: ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И УСПЕШНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО»
Целью данного урока является :формирование у обучающихся профессиональных образовательных организаций установки на достижение профессионального развития с четко сформулированными этапами и време...
Статья: дисциплина «Основы поиска работы, трудоустройства», как неотъемлемая составляющая успешного трудоустройства выпускников
Статья посвящена правилам и способам поиска работы. Также приведен опыт успешного трудоустройства Колледжа...
Профессиональное обучение и трудоустройство как основа успешной социализации выпускников с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются вопросы профессионального образования и воспитания обучающихся с ОВЗ и проблемы их трудоустройства....
Методические рекомендации «Сопровождение планирования и развития карьеры выпускника: индивидуальный перспективный план профессионального развития»
В методических рекомендациях рассмотрены особенности применения ИПППР выпускников, показан алгоритм заполнения, предложен макет оформления.Издание предназначено для специалистов Центров (служб) сопров...
СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА КОРРЕКЦИОННОМ ОТДЕЛЕНИИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА И АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙНА КОРРЕКЦИОННОМ ОТДЕЛЕНИИ ДЛЯ УСПЕШНОГОТРУДОУСТРОЙСТВА И АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ...
Кроссворд по учебному курсу "Основы успешного трудоустройства"
Кроссворд по курсу "Основы успешного трудоустройства" ипользуется на уроке для проверки знаний....