ДУП.03 РП Основы коммуникации в профессиональной деятельности
рабочая программа

Никитина Екатерина Альбертовна

Рабочая программа учебного предмета 

ДУП.03 Основы коммуникаций в профессиональной деятельности

 

1.1. Область применения программы

Программа дополнительного общеобразовательного учебного предмета ДУП.03 «Основы коммуникаций в профессиональной деятельности» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов ППССЗ по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.

1.2. Место учебного предмета в структуре образовательной программы:

Учебный предмет ДУП.03 «Основы коммуникаций в профессиональной деятельности» является учебным предметом части, формируемой участниками образовательных отношений, направленным на формирование компетенций, востребованных работодателем.

В структуре образовательной программы ППССЗ предмет входит в общеобразовательный цикл, является дополнительным учебным предметом.

1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения предмета.

Цель учебного предмета: систематизация имеющихся у обучающихся знаний и опыта прикладных вычислений, создание условий для успешного освоения профессиональных модулей и дисциплин, формирования общих и профессиональных компетенций.

Актуальность учебного предмета: применение полученных на уровне основного общего образования знаний в области основ профессиональных коммуникаций, необходимых для решения профессионально ориентированных задач.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. Изучение и систематизация знаний по предмету «Основы коммуникаций в профессиональной деятельности»;
  2. Формирование навыка сбора, анализа и адекватного восприятия информации;
  3. Формирование умения анализировать и организовывать коммуникационные процессы в организации;
  4. Применять основные модели речевого воздействия;
  5. Использовать методы и способы получения, переработки и хранения информации;
  6. Создание мотивации к изучению профессиональных модулей и дисциплин.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс ЗАПАД»

(ГБПОУ МОК ЗАПАД)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ДУП.03 Основы коммуникаций в профессиональной деятельности

программы подготовки специалистов среднего звена

специальность: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Москва, 2023 г.


Рабочая программа  учебного предмета ДУП.03 «Основы коммуникаций в профессиональной  деятельности»  разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) (с изменениями и дополнениями). 

Ф

Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс ЗАПАД» (ГБПОУ МОК ЗАПАД»)

Преподаватель(и): Никитина Е.А.      


СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        4

2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        6

3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        9

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        13

5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        15

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ДУП.03 Основы коммуникаций в профессиональной деятельности

  1. 1.1. Область применения программы

Программа дополнительного общеобразовательного учебного предмета ДУП.03 «Основы коммуникаций в профессиональной деятельности» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов ППССЗ по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.

1.2. Место учебного предмета в структуре образовательной программы:

Учебный предмет ДУП.03 «Основы коммуникаций в профессиональной деятельности» является учебным предметом части, формируемой участниками образовательных отношений, направленным на формирование компетенций, востребованных работодателем.

В структуре образовательной программы ППССЗ предмет входит в общеобразовательный цикл, является дополнительным учебным предметом.

1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения предмета.

Цель учебного предмета: систематизация имеющихся у обучающихся знаний и опыта прикладных вычислений, создание условий для успешного освоения профессиональных модулей и дисциплин, формирования общих и профессиональных компетенций.

Актуальность учебного предмета: применение полученных на уровне основного общего образования знаний в области основ профессиональных коммуникаций, необходимых для решения профессионально ориентированных задач.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей: 

  1. Изучение и систематизация знаний по предмету «Основы коммуникаций в профессиональной деятельности»;
  2. Формирование навыка сбора, анализа и адекватного восприятия информации;
  3. Формирование умения анализировать и организовывать коммуникационные процессы в организации;
  4. Применять основные модели речевого воздействия;
  5. Использовать методы и способы получения, переработки и хранения информации;
  6. Создание мотивации к изучению профессиональных модулей и дисциплин.

Освоение содержания учебного предмета ДУП.03 «Основы коммуникаций профессиональной деятельности» способствует достижению обучающимися следующих результатов и формированию универсальных учебных действий:

- личностных:

ЛР 01. Коммуникабельность. Выполнять профессиональные коммуникации с высокой долей результативности, включающими в себя следующие параметры: умение налаживать контакты, способность к самопрезентации, бесконфликтному общению и конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми, а также обладать навыками успешного социального взаимодействия, затрагивающего как профессиональные, так и личные отношения.

- метапредметных (МР):

Познавательные универсальные учебные действия (умение использовать базовые методы анализа данных при использовании их в профессиональной среде при работе с корпоративными и внешними каналами информации);

- предметных (ПР):

выбор способов сбора, анализа и обобщения информации для решения профессионально ориентированных задач, непосредственно связанных с производственными процессами, реализуемыми в общественном питании;

оценивание достоверности полученных результатов, выводов и обобщений, прогнозирование возможного их развития;

проведение анализа коммуникационных процессов, разработка предложений по повышению их эффективности;

создание структурированных текстовых материалов профессиональной направленности с использованием возможностей современных программных средств и облачных технологий;

использование в профессиональных и межличностных коммуникациях элитарной речи, владение культурой деловых коммуникаций.

Освоение содержания учебного предмета ДУП.03 «Основы коммуникаций профессиональной деятельности» будет способствовать постепенному погружению в основные виды профессиональной деятельности, создавать основу для формирования профессиональных компетенций, указанных во ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, а также формированию следующих общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

  1. Количество часов на освоение программы учебного предмета «Основы коммуникаций профессиональной деятельности»

объем учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  20 часов;

практические занятия – 28 часов.

Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме дифференцированного зачета.

2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ДУП.03 Основы коммуникаций профессиональной деятельности

Наименование разделов и тем

Количество часов на освоение учебного материала

Теория

Практические занятия

Раздел 1. Психология делового общения

8

4

4

Тема 1.1 Психологические особенности межличностных коммуникаций

4

2

2

Тема 1.2 Вербальная и невербальная коммуникация

4

2

2

Раздел 2. Речевой практикум

16

6

10

Тема 2.1 Маркеры элитарной речи: произношение. Выбор слова.

8

2

6

Тема 2.2 Маркеры элитарной речи: отношения с партнером

4

2

2

Тема 2.3 Речевой имидж делового человека

4

2

2

Раздел 3. Коммуникативная компетентность специалиста

16

8

8

Тема 3.1 Основы коммуникативной компетентности специалиста

6

2

4

Тема 3.2 Барьеры коммуникации. Коммуникации в конфликтных ситуациях

8

4

2

Тема 3.3 Бизнес-коммуникации в условиях искажения информации

4

2

2

Раздел 4. Профессиональные коммуникации

8

2

4

Тема 4.1 Коммуникации в организациях. Культура деловых коммуникаций

6

1

2

Тема 4.2 Рекламная коммуникация

2

1

2

Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет

-

2

Объем образовательной программы

48

20

28

3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ДУП.03 «Основы коммуникаций в профессиональной деятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1 Психология делового общения

8

Тема 1.1 Психологические особенности межличностных коммуникаций

Содержание

2

ЛР 01 

Характеристика и содержание общения. Перцептивная и коммуникативная стороны общения.

Практическое занятие №1

2

Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности.

Тема 1.2. Вербальная и невербальная коммуникации

Содержание

2

 

ЛР 01, ЛР 02, ЛР12

Основные элементы и техники коммуникативного контакта. Основы устного общения. Формы вербальной коммуникации. Структура невербальной коммуникации.

Практическое занятие №2

2

Основные этапы процесса общения, их характеристика

Практическое занятие №3

Примеры из книг, кинофильмов с формами вербального и невербального общения

Раздел 2. Речевой практикум

16

Тема 2.1 Маркеры элитарной речи: произношение. Выбор слова.

Содержание

2

 

ЛР 01, ЛР 02, ЛР12

Элитарное произношение гласных, согласных и их сочетаний. Элитарное ударение. Произношение имен и отчеств.

Практическое занятие №4

2

Произношение имен и отчеств

Содержание

2

Выбор слова, формы слова, конструкции и способов словесного выражения оценок и эмоций.

Практическое занятие №5

2

Выполнение упражнений

Тема 2.2 Маркеры элитарной речи: отношения с партнером

Содержание

2

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 09

Тональность общения. Паузы и способы их заполнения. Слова – паразиты. Перемена темы. Обращение.

Практическое занятие №6

2

Выполнение упражнений

Тема 2.3 Речевой имидж делового человека

Содержание

2

Конструирование речевого имиджа. Типы речевых личностей. Обаяние и харизма. Деструктивный речевой имидж. Техники слушания и говорения.

 

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 09

Практическое занятие №7

2

Формирование первого впечатления

Практическое занятие №8

Проанализировать запись выступления известного политического деятеля.

Раздел 3 Коммуникативная компетентность специалиста

16

Тема 3.1. Основы коммуникативной компетентности специалиста

Содержание

2

ОК 01,

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 09

Методы убеждающего воздействия. Классификация и источники аргументов. Построение аргументации. Ошибки и уловки в аргументах.

Практическое занятие №9

2

Самодиагностика индивидуальных особенностей

Практическое занятие №10

Самодиагностика индивидуальных особенностей

Тема 3.2 Барьеры коммуникации. Коммуникации в конфликтных ситуациях

Содержание

2

Окружающая среда как фактор барьера коммуникации. Коммуникативные барьеры в межличностных коммуникациях. Технические барьеры. Барьеры коммуникации в организациях.

ОК 01,

ЛР 01, ЛР 02, ДР 06, ЛР 09, ЛР 10, ЛР 13, ЛР 14

Практическое занятие №11

2

Составить и решить ситуационную задачу по работе с клиентами разных типов темперамента

Содержание

2

Возникновение и развитие конфликтов. Особенности поведения в конфликтных ситуациях. Способы разрешения конфликтов. Технологии воздействия на оппонента в конфликтных ситуациях.

Практическое занятие №12

2

Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

Практическое занятие №13

Тема 3.3 Бизнес – коммуникации в условиях искажения информации

Содержание

2

  ОК 01, ОК 02

ЛР 10, ЛР 12

ЛР 13, ЛР 14, ЛР15

Классификация видов искажения информации. Принципы эффективного выявления искажения информации.

Практическое занятие №14

2

Подобрать и привести примеры ситуаций, демонстрирующих очевидные признаки неискренности в процессе общения.

Раздел 4 Профессиональные коммуникации

8

Тема 4.1 Коммуникации в организациях. Культура деловых коммуникаций

Содержание

2

  ОК 01,

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 08, ЛР 09, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15

Характеристики групповых процессов в организации. Внутриорганизационные коммуникации. Виды коммуникаций между руководителем и подчиненными. Речевое поведение на корпоративе. Основы деловой этики. Национальные особенности делового общения. Атрибуты делового общения.

Практическое занятие №15

2

Стандарты поведения сотрудников компании в сфере поварского и кондитерского дела

Практическое занятие №16

2

Деловой тон и этикет

«Национальные особенности делового общения»

Тема 4.2 Рекламная коммуникация

Содержание

2

  ОК 01, ОК 02

ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04,

ЛР 05, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12

ЛР 13, ЛР 14, ЛР15

Схема рекламной коммуникации. Психология рекламных коммуникаций.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

Объем образовательной программы

48

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4.1. Для реализации программы учебной дисциплины Основы коммуникаций в профессиональной деятельности предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием:

  1. посадочные места по количеству обучающихся;
  2. рабочее место преподавателя;
  3. комплект учебно-наглядных пособий (плакаты, таблицы, раздаточный материал)
  4. раздаточные материалы для выполнения практических работ;
  5. тестовые задания для теоретической части дифференцированного зачета;
  6. материалы для проведения практической части дифференцированного зачета.

Технические средства обучения:

  1. персональные компьютеры в комплекте (системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь») или ноутбуки (моноблоки),
  2. мультимедиа проектор (интерактивная доска);
  3. мультимедийные и интерактивные обучающие материалы;
  4. локальная сеть с выходом в Интернет,
  5. комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с проектором или мультимедийные проектор с экраном)
  6. программное обеспечение,
  7. сканер.

         4.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд предусматривает печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.

  1. Основные печатные и электронные издания
  1. Психология общения: этика, культура и этикет делового общения, Чернышова Л. И. 2023 / Гриф УМО СПО
  2. Социальные коммуникации. Психология общения, Болотова, А. К.  Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 272 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09111-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513159 (дата обращения: 30.05.2023).
  3. Коноваленко М. Ю. Психология общения: учебник для СПО / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 468 с.
  4. Профессиональная речь: культурная, публичная, деловая: учебник / А.К. Михальская. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 359 с. — (Среднее профессиональное образование). 
  1. Дополнительные источники
  1. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи/ Пер. с англ. Чижовой С.Д. – Ростов н/Д: Феникс, 2019 – 448с.
  2. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2020. – 184с.
  3. Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений: учебное пособие/Г.М. Шеламова. – М.: Издательский центр Академия, 2020. – 64с.


5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения [1]

Критерии оценки

Методы оценки

ЛР 01. Коммуникабельность. Выполнять профессиональные коммуникации с высокой долей результативности, включающими в себя следующие параметры: умение налаживать контакты, способность к самопрезентации, бесконфликтному общению и конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми, а также обладать навыками успешного социального взаимодействия, затрагивающего как профессиональные, так и личные отношения.

Обучающий умеет выбрать из предложенного списка соответствующие заявленной цели задачи и решить их за отведенное время.

Активность поведения на занятиях в группах.

Точность формулировок ответов и выступлений по теме занятия.

Создание ситуаций выбора на практических занятиях, выполнение заданий дифференцированного зачета.

МР 01:

Познавательные универсальные учебные действия (умение использовать базовые методы анализа данных при использовании их в профессиональной среде при работе с корпоративными и внешними каналами информации);

Обучающийся собирать, анализировать, адекватно воспринимать и обобщать информацию;

Анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

Организовывать и реализовывать переговорный процесс;

Осуществлять продуктивное деловое общение;

Использовать наиболее типичные приемы в целях воздействия на аудиторию и управлять ее вниманием.

Индивидуальный опрос, проверка письменных работ, анализ результатов выполнения интерактивных заданий.

ПР 01:

Выбор способов сбора, анализа и обобщения информации для решения профессионально ориентированных задач, непосредственно связанных с производственными процессами, реализуемыми в общественном питании;

оценивание достоверности полученных результатов, выводов и обобщений, прогнозирование возможного их развития;

проведение анализа коммуникационных процессов, разработка предложений по повышению их эффективности;

создание структурированных текстовых материалов профессиональной направленности с использованием возможностей современных программных средств и облачных технологий;

использование в профессиональных и межличностных коммуникациях элитарной речи, владение культурой деловых коммуникаций.

Полнота продемонстрированных знаний и умение применять их при выполнении заданий дифференцированного зачета, получение правильных ответов при решении расчетных задач

Оценка «5» ставится при полноте ответа или решения в объеме 91%–100%.

Оценка «4» ставится при полноте ответа или решения в объеме 71%–90%.

Оценка «3» ставится при полноте ответа или решения в объеме 51%–70%.

Оценка «2» ставится при полноте ответа или решения в объеме 50% и менее.

Полнота ответа и/или решения предполагает:

  1. 1.Правильность, полнота выполнения заданий, соответствие требованиям.
  2. 2. Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, последовательностей действий и т.д.
  3. 3. Точность оценки, самооценки выполнения.
  4. 4. Соответствие требованиям    инструкций, регламентов.
  5. 5. Рациональность действий

Текущий контроль в форме тестов, индивидуального опроса, письменных практических индивидуальных и парных (групповых) работ.

Выполнение заданий дифференцированного зачета.


[1] В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационный материал по МДК 01.02 "Социально - медицинские основы профессиональной деятельности"

Экзаменационный материал включает в себя:1. Пояснительная записка к экзаменационным билетам по МДК 01.02 «Социально – медицинские основы профессиональной деятельности».2. Экзаменационны...

Рабочая программа по предмету "Экономические и правовые основы профессиональной деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО "Парикмахер"...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики отрасли и правовое обеспечение профессиональной деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана Программа  учебной  дисциплины  разработана  в  соответствии  с ФГОС по специальностям СПО....

Комплект оценочных средств по дисциплине "Основы экономики отрасли и правовое обеспечение профессиональной деятельности"

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальностям СПО  и программы...

Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на основе современных технологий образования», 2011

Итоговая аттестационная работа курсов повышения квалификации по направлению «Современные технологии в образовании»: «Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» уч...

Психокоррекционная программа "Основы коммуникаций"

Психокоррекционная программа "Основы коммуникаций"...