ДУП.03 РП Основы коммуникации в профессиональной деятельности
рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета
ДУП.03 Основы коммуникаций в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Программа дополнительного общеобразовательного учебного предмета ДУП.03 «Основы коммуникаций в профессиональной деятельности» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов ППССЗ по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
1.2. Место учебного предмета в структуре образовательной программы:
Учебный предмет ДУП.03 «Основы коммуникаций в профессиональной деятельности» является учебным предметом части, формируемой участниками образовательных отношений, направленным на формирование компетенций, востребованных работодателем.
В структуре образовательной программы ППССЗ предмет входит в общеобразовательный цикл, является дополнительным учебным предметом.
1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения предмета.
Цель учебного предмета: систематизация имеющихся у обучающихся знаний и опыта прикладных вычислений, создание условий для успешного освоения профессиональных модулей и дисциплин, формирования общих и профессиональных компетенций.
Актуальность учебного предмета: применение полученных на уровне основного общего образования знаний в области основ профессиональных коммуникаций, необходимых для решения профессионально ориентированных задач.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- Изучение и систематизация знаний по предмету «Основы коммуникаций в профессиональной деятельности»;
- Формирование навыка сбора, анализа и адекватного восприятия информации;
- Формирование умения анализировать и организовывать коммуникационные процессы в организации;
- Применять основные модели речевого воздействия;
- Использовать методы и способы получения, переработки и хранения информации;
- Создание мотивации к изучению профессиональных модулей и дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДУП.03 РП Основы коммуникации в профессиональной деятельности | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс ЗАПАД»
(ГБПОУ МОК ЗАПАД)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ДУП.03 Основы коммуникаций в профессиональной деятельности
программы подготовки специалистов среднего звена
специальность: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Москва, 2023 г.
Рабочая программа учебного предмета ДУП.03 «Основы коммуникаций в профессиональной деятельности» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) (с изменениями и дополнениями).
Ф
Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс ЗАПАД» (ГБПОУ МОК ЗАПАД»)
Преподаватель(и): Никитина Е.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4
2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6
3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 13
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ДУП.03 Основы коммуникаций в профессиональной деятельности
- 1.1. Область применения программы
Программа дополнительного общеобразовательного учебного предмета ДУП.03 «Основы коммуникаций в профессиональной деятельности» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов ППССЗ по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
1.2. Место учебного предмета в структуре образовательной программы:
Учебный предмет ДУП.03 «Основы коммуникаций в профессиональной деятельности» является учебным предметом части, формируемой участниками образовательных отношений, направленным на формирование компетенций, востребованных работодателем.
В структуре образовательной программы ППССЗ предмет входит в общеобразовательный цикл, является дополнительным учебным предметом.
1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения предмета.
Цель учебного предмета: систематизация имеющихся у обучающихся знаний и опыта прикладных вычислений, создание условий для успешного освоения профессиональных модулей и дисциплин, формирования общих и профессиональных компетенций.
Актуальность учебного предмета: применение полученных на уровне основного общего образования знаний в области основ профессиональных коммуникаций, необходимых для решения профессионально ориентированных задач.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- Изучение и систематизация знаний по предмету «Основы коммуникаций в профессиональной деятельности»;
- Формирование навыка сбора, анализа и адекватного восприятия информации;
- Формирование умения анализировать и организовывать коммуникационные процессы в организации;
- Применять основные модели речевого воздействия;
- Использовать методы и способы получения, переработки и хранения информации;
- Создание мотивации к изучению профессиональных модулей и дисциплин.
Освоение содержания учебного предмета ДУП.03 «Основы коммуникаций профессиональной деятельности» способствует достижению обучающимися следующих результатов и формированию универсальных учебных действий:
- личностных:
ЛР 01. Коммуникабельность. Выполнять профессиональные коммуникации с высокой долей результативности, включающими в себя следующие параметры: умение налаживать контакты, способность к самопрезентации, бесконфликтному общению и конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми, а также обладать навыками успешного социального взаимодействия, затрагивающего как профессиональные, так и личные отношения.
- метапредметных (МР):
Познавательные универсальные учебные действия (умение использовать базовые методы анализа данных при использовании их в профессиональной среде при работе с корпоративными и внешними каналами информации);
- предметных (ПР):
выбор способов сбора, анализа и обобщения информации для решения профессионально ориентированных задач, непосредственно связанных с производственными процессами, реализуемыми в общественном питании;
оценивание достоверности полученных результатов, выводов и обобщений, прогнозирование возможного их развития;
проведение анализа коммуникационных процессов, разработка предложений по повышению их эффективности;
создание структурированных текстовых материалов профессиональной направленности с использованием возможностей современных программных средств и облачных технологий;
использование в профессиональных и межличностных коммуникациях элитарной речи, владение культурой деловых коммуникаций.
Освоение содержания учебного предмета ДУП.03 «Основы коммуникаций профессиональной деятельности» будет способствовать постепенному погружению в основные виды профессиональной деятельности, создавать основу для формирования профессиональных компетенций, указанных во ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, а также формированию следующих общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
- Количество часов на освоение программы учебного предмета «Основы коммуникаций профессиональной деятельности»
объем учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 20 часов;
практические занятия – 28 часов.
Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме дифференцированного зачета.
2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ДУП.03 Основы коммуникаций профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем | Количество часов на освоение учебного материала | Теория | Практические занятия |
Раздел 1. Психология делового общения | 8 | 4 | 4 |
Тема 1.1 Психологические особенности межличностных коммуникаций | 4 | 2 | 2 |
Тема 1.2 Вербальная и невербальная коммуникация | 4 | 2 | 2 |
Раздел 2. Речевой практикум | 16 | 6 | 10 |
Тема 2.1 Маркеры элитарной речи: произношение. Выбор слова. | 8 | 2 | 6 |
Тема 2.2 Маркеры элитарной речи: отношения с партнером | 4 | 2 | 2 |
Тема 2.3 Речевой имидж делового человека | 4 | 2 | 2 |
Раздел 3. Коммуникативная компетентность специалиста | 16 | 8 | 8 |
Тема 3.1 Основы коммуникативной компетентности специалиста | 6 | 2 | 4 |
Тема 3.2 Барьеры коммуникации. Коммуникации в конфликтных ситуациях | 8 | 4 | 2 |
Тема 3.3 Бизнес-коммуникации в условиях искажения информации | 4 | 2 | 2 |
Раздел 4. Профессиональные коммуникации | 8 | 2 | 4 |
Тема 4.1 Коммуникации в организациях. Культура деловых коммуникаций | 6 | 1 | 2 |
Тема 4.2 Рекламная коммуникация | 2 | 1 | 2 |
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет | - | 2 | |
Объем образовательной программы | 48 | 20 | 28 |
3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ДУП.03 «Основы коммуникаций в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Психология делового общения | 8 | ||
Тема 1.1 Психологические особенности межличностных коммуникаций | Содержание | 2 | ЛР 01 |
Характеристика и содержание общения. Перцептивная и коммуникативная стороны общения. | |||
Практическое занятие №1 | 2 | ||
Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности. | |||
Тема 1.2. Вербальная и невербальная коммуникации | Содержание | 2 |
ЛР 01, ЛР 02, ЛР12 |
Основные элементы и техники коммуникативного контакта. Основы устного общения. Формы вербальной коммуникации. Структура невербальной коммуникации. | |||
Практическое занятие №2 | 2 | ||
Основные этапы процесса общения, их характеристика | |||
Практическое занятие №3 | |||
Примеры из книг, кинофильмов с формами вербального и невербального общения | |||
Раздел 2. Речевой практикум | 16 | ||
Тема 2.1 Маркеры элитарной речи: произношение. Выбор слова. | Содержание | 2 |
ЛР 01, ЛР 02, ЛР12 |
Элитарное произношение гласных, согласных и их сочетаний. Элитарное ударение. Произношение имен и отчеств. | |||
Практическое занятие №4 | 2 | ||
Произношение имен и отчеств | |||
Содержание | 2 | ||
Выбор слова, формы слова, конструкции и способов словесного выражения оценок и эмоций. | |||
Практическое занятие №5 | 2 | ||
Выполнение упражнений | |||
Тема 2.2 Маркеры элитарной речи: отношения с партнером | Содержание | 2 | ЛР 01, ЛР 02, ЛР 09 |
Тональность общения. Паузы и способы их заполнения. Слова – паразиты. Перемена темы. Обращение. | |||
Практическое занятие №6 | 2 | ||
Выполнение упражнений | |||
Тема 2.3 Речевой имидж делового человека | Содержание | 2 | |
Конструирование речевого имиджа. Типы речевых личностей. Обаяние и харизма. Деструктивный речевой имидж. Техники слушания и говорения. |
ЛР 01, ЛР 02, ЛР 09 | ||
Практическое занятие №7 | 2 | ||
Формирование первого впечатления | |||
Практическое занятие №8 | |||
Проанализировать запись выступления известного политического деятеля. | |||
Раздел 3 Коммуникативная компетентность специалиста | 16 | ||
Тема 3.1. Основы коммуникативной компетентности специалиста | Содержание | 2 | ОК 01, ЛР 01, ЛР 02, ЛР 09 |
Методы убеждающего воздействия. Классификация и источники аргументов. Построение аргументации. Ошибки и уловки в аргументах. | |||
Практическое занятие №9 | 2 | ||
Самодиагностика индивидуальных особенностей | |||
Практическое занятие №10 | |||
Самодиагностика индивидуальных особенностей | |||
Тема 3.2 Барьеры коммуникации. Коммуникации в конфликтных ситуациях | Содержание | 2 | |
Окружающая среда как фактор барьера коммуникации. Коммуникативные барьеры в межличностных коммуникациях. Технические барьеры. Барьеры коммуникации в организациях. | ОК 01, ЛР 01, ЛР 02, ДР 06, ЛР 09, ЛР 10, ЛР 13, ЛР 14 | ||
Практическое занятие №11 | 2 | ||
Составить и решить ситуационную задачу по работе с клиентами разных типов темперамента | |||
Содержание | 2 | ||
Возникновение и развитие конфликтов. Особенности поведения в конфликтных ситуациях. Способы разрешения конфликтов. Технологии воздействия на оппонента в конфликтных ситуациях. | |||
Практическое занятие №12 | 2 | ||
Стратегия поведения в конфликтных ситуациях | |||
Практическое занятие №13 | |||
Тема 3.3 Бизнес – коммуникации в условиях искажения информации | Содержание | 2 | ОК 01, ОК 02 ЛР 10, ЛР 12 ЛР 13, ЛР 14, ЛР15 |
Классификация видов искажения информации. Принципы эффективного выявления искажения информации. | |||
Практическое занятие №14 | 2 | ||
Подобрать и привести примеры ситуаций, демонстрирующих очевидные признаки неискренности в процессе общения. | |||
Раздел 4 Профессиональные коммуникации | 8 | ||
Тема 4.1 Коммуникации в организациях. Культура деловых коммуникаций | Содержание | 2 | ОК 01, ЛР 01, ЛР 02, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 08, ЛР 09, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15 |
Характеристики групповых процессов в организации. Внутриорганизационные коммуникации. Виды коммуникаций между руководителем и подчиненными. Речевое поведение на корпоративе. Основы деловой этики. Национальные особенности делового общения. Атрибуты делового общения. | |||
Практическое занятие №15 | 2 | ||
Стандарты поведения сотрудников компании в сфере поварского и кондитерского дела | |||
Практическое занятие №16 | 2 | ||
Деловой тон и этикет «Национальные особенности делового общения» | |||
Тема 4.2 Рекламная коммуникация | Содержание | 2 | ОК 01, ОК 02 ЛР 01, ЛР 02, ЛР 03, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12 ЛР 13, ЛР 14, ЛР15 |
Схема рекламной коммуникации. Психология рекламных коммуникаций. | |||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 | ||
Объем образовательной программы | 48 |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4.1. Для реализации программы учебной дисциплины Основы коммуникаций в профессиональной деятельности предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий (плакаты, таблицы, раздаточный материал)
- раздаточные материалы для выполнения практических работ;
- тестовые задания для теоретической части дифференцированного зачета;
- материалы для проведения практической части дифференцированного зачета.
Технические средства обучения:
- персональные компьютеры в комплекте (системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь») или ноутбуки (моноблоки),
- мультимедиа проектор (интерактивная доска);
- мультимедийные и интерактивные обучающие материалы;
- локальная сеть с выходом в Интернет,
- комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с проектором или мультимедийные проектор с экраном)
- программное обеспечение,
- сканер.
4.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд предусматривает печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
- Основные печатные и электронные издания
- Психология общения: этика, культура и этикет делового общения, Чернышова Л. И. 2023 / Гриф УМО СПО
- Социальные коммуникации. Психология общения, Болотова, А. К. Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 272 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09111-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513159 (дата обращения: 30.05.2023).
- Коноваленко М. Ю. Психология общения: учебник для СПО / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 468 с.
- Профессиональная речь: культурная, публичная, деловая: учебник / А.К. Михальская. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 359 с. — (Среднее профессиональное образование).
- Дополнительные источники
- Поль Л. Сопер. Основы искусства речи/ Пер. с англ. Чижовой С.Д. – Ростов н/Д: Феникс, 2019 – 448с.
- Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2020. – 184с.
- Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений: учебное пособие/Г.М. Шеламова. – М.: Издательский центр Академия, 2020. – 64с.
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения [1] | Критерии оценки | Методы оценки |
ЛР 01. Коммуникабельность. Выполнять профессиональные коммуникации с высокой долей результативности, включающими в себя следующие параметры: умение налаживать контакты, способность к самопрезентации, бесконфликтному общению и конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми, а также обладать навыками успешного социального взаимодействия, затрагивающего как профессиональные, так и личные отношения. | Обучающий умеет выбрать из предложенного списка соответствующие заявленной цели задачи и решить их за отведенное время. | Активность поведения на занятиях в группах. Точность формулировок ответов и выступлений по теме занятия. Создание ситуаций выбора на практических занятиях, выполнение заданий дифференцированного зачета. |
МР 01: Познавательные универсальные учебные действия (умение использовать базовые методы анализа данных при использовании их в профессиональной среде при работе с корпоративными и внешними каналами информации); | Обучающийся собирать, анализировать, адекватно воспринимать и обобщать информацию; Анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; Организовывать и реализовывать переговорный процесс; Осуществлять продуктивное деловое общение; Использовать наиболее типичные приемы в целях воздействия на аудиторию и управлять ее вниманием. | Индивидуальный опрос, проверка письменных работ, анализ результатов выполнения интерактивных заданий. |
ПР 01: Выбор способов сбора, анализа и обобщения информации для решения профессионально ориентированных задач, непосредственно связанных с производственными процессами, реализуемыми в общественном питании; оценивание достоверности полученных результатов, выводов и обобщений, прогнозирование возможного их развития; проведение анализа коммуникационных процессов, разработка предложений по повышению их эффективности; создание структурированных текстовых материалов профессиональной направленности с использованием возможностей современных программных средств и облачных технологий; использование в профессиональных и межличностных коммуникациях элитарной речи, владение культурой деловых коммуникаций. | Полнота продемонстрированных знаний и умение применять их при выполнении заданий дифференцированного зачета, получение правильных ответов при решении расчетных задач Оценка «5» ставится при полноте ответа или решения в объеме 91%–100%. Оценка «4» ставится при полноте ответа или решения в объеме 71%–90%. Оценка «3» ставится при полноте ответа или решения в объеме 51%–70%. Оценка «2» ставится при полноте ответа или решения в объеме 50% и менее. Полнота ответа и/или решения предполагает:
| Текущий контроль в форме тестов, индивидуального опроса, письменных практических индивидуальных и парных (групповых) работ. Выполнение заданий дифференцированного зачета. |
[1] В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по МДК 01.02. Социально-медицинские основы профессиональной деятельности
Материал представлен разноуровневыми тестами....
Экзаменационный материал по МДК 01.02 "Социально - медицинские основы профессиональной деятельности"
Экзаменационный материал включает в себя:1. Пояснительная записка к экзаменационным билетам по МДК 01.02 «Социально – медицинские основы профессиональной деятельности».2. Экзаменационны...
Рабочая программа по предмету "Экономические и правовые основы профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО "Парикмахер"...
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики отрасли и правовое обеспечение профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС по специальностям СПО....
Комплект оценочных средств по дисциплине "Основы экономики отрасли и правовое обеспечение профессиональной деятельности"
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям СПО и программы...
Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на основе современных технологий образования», 2011
Итоговая аттестационная работа курсов повышения квалификации по направлению «Современные технологии в образовании»: «Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» уч...
Психокоррекционная программа "Основы коммуникаций"
Психокоррекционная программа "Основы коммуникаций"...