Комплект оценочных средств по дисциплине "Основы экономики отрасли и правовое обеспечение профессиональной деятельности"
учебно-методический материал на тему
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям СПО и программы учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_pravovoe_obespechenie_prof._deyatelnosti_4skh.doc | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТОГБОУ СПО «ЖЕРДЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ САХАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по учебной работе
____________________Н.В.Зингер
«______»_______________20____г.
Комплект контрольно-оценочных средств
Основы экономики и правовое обеспечение профессиональной деятельности
основной профессиональной образовательной программы
по специальности СПО
100701 Коммерция (по отраслям)
ЖЕРДЕВКА 2014
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям) и программы учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Организация – разработчик: ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности
Разработчики:
Костяев С.Н., преподаватель
Ф.И.О., должность
Рецензенты
Лебедев Ю. С., старший юрисконсульт ТОГБОУ ЖКСП
Добросоцкий В. Н., юрист Жердевского филилиала ОАО
«Знаменский сахарный завод
Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин
Протокол №______ от «______»___________________2014 г.
Председатель цикловой комиссии ____________А.К.Иванова
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по научно
– методической работе ____________________Л.В. Иноземцева
СОГЛАСОВАНО
Зав.отделением ___________________________О.В. Байтицкая
Зав.отделением ___________________________Г. А. Лысикова
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств…………………..4
- Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке.…6
- Оценка освоения учебной дисциплины………………………...………9
Формы и методы оценивания………………………………...………….9
Типовые задания для оценки освоение учебной дисциплины…….…14
- Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации
по учебной дисциплине………………………………………………..19
- Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
У 1. Использовать необходимые нормативно-правовые документы;
У 2. Защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
У 3. Анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
З 1. Основные положения Конституции Российской Федерации;
З 2. Права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
З 3. Понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
З 4. Законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
З 5. Организационно-правовые формы юридических лиц;
З 6. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
З 7. Права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
З 8. Порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
З 9. Правила оплаты труда;
З 10. Роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
З 11. Право социальной защиты граждан;
З 12. Понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
З 13. Виды административных правонарушений и административной ответственности;
З 14. Нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен освоить составляющие общие компетенции учебной дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции | Показатели оценки результата | Форма контроля и оценивания |
Уметь: | ||
У1. Уметь правильно употреблять основные правовые понятия и категории; ОК1 - ОК7 | Правильное употреблении и объяснение понятий и терминов: государство, право, административное право, гражданское право, физическое лицо, юридическое лицо, гражданская правоспособность, гражданская дееспособность, трудовой контракт, трудовое право, трудовые отношения, дисциплинарное взыскание, рабочее время, время отдыха, административные правоотношения, государственная служба, муниципальная служба, звание, чин, разряд, административное наказание, административная ответственность | Устный опрос, письменный опрос, тестирование |
У2. Уметь самостоятельно ориентироваться в правовых вопросах кадровой политики государственной и муниципальной службы ОК1 - ОК7 | Давать в полной мере характеристику правовой системы РФ, называть высшие органы власти РФ и их полномочия; называть порядок заключения, расторжения трудового контракта; трудового договора, описывать правовой статус государственного, муниципального служащего, называть порядок получения чина, разряда. | Устный опрос, тестирование, практическая работа, решение правовых задач |
У3. Уметь приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; ОК1 - ОК7 | Находить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности | Устный опрос |
У4. Уметь использовать приобретенные знания и умения в профессиональной деятельности: - поиска, первичного анализа и использования правовой информации; - анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; - выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; - изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; - решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций). ОК1 - ОК7 | Использование правовых знаний и умений в повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; - анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; - выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; - изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; - решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций). | Устный опрос, тестирование, практическая работа |
Знать: | ||
З 1. Знать законодательную базу, обеспечивающую профессиональную деятельность | Называть нормативно-правовые акты, регулирующие профессиональную деятельность. | Устный опрос, тестирование, решение правовых задач |
З 2. Знать кадровую политику | Называть органы и перечислять способы реализации профессиональной деятельности. | Устный опрос, тестирование, решение правовых задач |
З 3.Знать механизмы реализации кадровой политики в профессиональной деятельности | Перечислять механизмы реализации профессиональной деятельности | Устный опрос, тестирование, решение правовых задач |
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Для оценки умений и знаний обучающихся
В качестве текущего контроля применяется
1) устный опрос,
2)решение правовых задач,
3) практическая работа;
в качестве рубежного контроля применяется
3)тестовый контроль по разделам;
для итоговой аттестации в форме зачета используются
5) теоретические вопросы.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам
Элемент учебной дисциплины | ||||
Текущий контроль | ||||
Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | |
Раздел 1. Правовое регулирование экономических отношений | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | ||
Понятия экономики и экономических отношений | Устный опрос | У1,У2, У4 З 1 ОК 4, ОК 6 | ||
Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки. | Устный опрос | У1,У2, У4 З 1 ОК 4, ОК 6 | ||
Предпринимательские отношения как предмет правового регулирования | Устный опрос | У1,У2, У4 З 1 ОК 4, ОК 6 | ||
Раздел 2. Субъекты предпринимательской деятельности. Право собственности | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | ||
Понятие и структура предпринимательских правоотношений | Устный опрос | У1, У2, У3 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9 | ||
Понятие собственности | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Формы собственности в РФ | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Раздел 3. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | ||
Юридическое лицо, способы его создания | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Ликвидация и реорганизация юридического лица | Устный опрос Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Организационно-правовые формы юридического лица | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Раздел 4. Индивидуальные предприниматели | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | ||
Правовой статус индивидуального предпринимателя | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Гражданская правоспособность и дееспособность индивидуального предпринимателя | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Раздел 5. Гражданско-правовой договор: общие положения | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | ||
Гражданско-правовой договор | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Основной договор | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Предварительный договор | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Договор в пользу их участников и договоры в пользу третьих лиц | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Возмездный и безвозмездный договор | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Свободный и обязательный договор | Практическая работа | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | |
Взаимосогласованные договора и договора присоединения | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Заключение и расторжение договора, ответственность за неисполнение договора | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Раздел 6. Экономические споры | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | ||
Экономические споры | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Рассмотрение споров в арбитражном суде | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Производство по пересмотру решений (производство в апелляционной инстанции, производство в кассационной инстанции, производство в порядке надзора) | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Исполнительное производство | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Рассмотрение споров третейским судом | Практическая работа | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | |
Досудебный порядок урегулирования споров | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Раздел 7. Трудовое право | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | ||
Трудовое право | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Раздел 8. Правовое регулирование занятости и трудоустройства | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | ||
Правовое регулирование занятости и трудоустройства | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Порядок и условия признания гражданина безработным» | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Понятие трудового договора, его виды | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Содержание трудового договора | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Право и обязанности работника и работодателя | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Оформление на работу | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Расторжение трудового договора по инициативе работника | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Раздел 10. Рабочее время и время отдыха | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | ||
Понятие рабочего времени и его виды | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Понятие и виды времени отдыха | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Порядок предоставления отпусков | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Раздел 11. Заработная плата | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | ||
Заработная плата | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Порядок и условия выплаты заработной платы | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Раздел 12. Дисциплина труда | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | ||
Дисциплина труда | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности и порядок снятия дисциплинарного взыскания | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Раздел 13. Материальная ответственность | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | ||
Порядок возмещения причиненного ущерба и затрат, связанных с обучением работника | Практическая работа | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Раздел 14. Трудовые споры | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | ||
Индивидуальный трудовой спор | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Коллективный трудовой спор | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Раздел 15. Социальное обеспечение граждан | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | ||
Социальное обеспечение в РФ | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Виды социальной помощи | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 | ||
Раздел 16. Административное право | Зачет | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК4,ОК 6, ОК7, ОК 8, ОК9 | ||
Понятие административного права. Административная ответственность | Устный опрос | У1, У2, У3, У4 З 1, З 2, З3 ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК8, ОК 9 |
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
1) Задания в тестовой форме (пример):
Внимательно прочитайте вопрос и выберите правильные варианты ответов
1. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с профессиональной деятельностью
1)Уставы субъектов РФ
2) Муниципальные правовые акты
3)Нормативные правовые акты государственных органов
4)Распоряжения Правительства РФ
2) Решение правовых задач (пример)
Внимательно прочитайте предложенную задачу и дайте ответы на вопросы
Задача:
В суд обратились:
Глебов – участник конкурса на замещение вакантной должности начальника Департамента по труду, не согласный с решением конкурсной комиссии;
Петров, приглашенный переводом в городскую администрацию начальником общего отдела, которому было отказано в заключении трудового договора;
Галкин, инспектор налоговой службы, оспаривающий дисциплинарное взыскание;
Слепцов, инспектор отдела кадров областной прокуратуры, не согласный с установленным ему размером надбавки за выслугу лет.
Какие виды правоотношений указаны в задаче, и какими нормативными актами будет руководствоваться суд?
3) Практическая работа (пример)
1. Задание.
Согласно Трудового Кодекса РФ составить трудовой контракт (договор)
- Требования к содержанию
Содержание в соответствии со ст. 57 ТК РФ
- Критерии оценок:
0-3 пункта – «2»
4-5 пунктов – «3»
6-7 пунктов – «4»
8-10 пунктов – «5»
4) Контрольная работа (пример)
Вариант 1.
1.Что такое экономические (производственные) отношения и каковы их виды? Дайте определение предпринимательской деятельности и наёмного труда.
2.Могут ли оказывать услуги по трудоустройству и профессиональной ориентации граждан негосударственные организации
3. Перечислите основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В каких случаях увольнение работника по инициативе работодателя недопустимо?
Вариант 2.
1.Перечислите признаки предпринимательской деятельности, покажите связь между нею и наемным трудом.
2.Какие граждане по закону считаются безработными? Каковы условия и порядок приобретения статуса безработного? Какие граждане не могут быть признаны безработными?
3.Перечислите основания расторжения трудового договора по инициативе работника
4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: проведение зачета с использованием теоретических вопросов.
Оценка освоения дисциплины предусматривает использование рейтинговой системы оценивания и проведения зачета.
I. ПАСПОРТ
Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» по специальности СПО 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
Вопросы к зачету по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Что такое экономические (производственные) отношения и каковы их виды? Дайте определение предпринимательской деятельности и наёмного труда.
Перечислите признаки предпринимательской деятельности, покажите связь между нею и наемным трудом.
Охарактеризуйте самостоятельность как важнейший признак предпринимательской деятельности. Сопоставьте по данному признаку предпринимательскую деятельность и наёмный труд.
Какова цель предпринимательской деятельности? Что такое прибыль? Чем доход предпринимателя отличается от дохода наемного работника? Что означает систематичность получения прибыли?
Расскажите о рисковом характере предпринимательской деятельности. Сравните по этому признаку деятельность предпринимателя и труд наемного работника.
Сформулируйте понятие права собственности и перечислите признаки этого права. Что является объектом этого права? Какое значение имеет право собственности для предпринимательской деятельности?
Какие формы собственности предусматривает российское законодательство? Каково юридическое значение их разграничения?
Каковы условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя? Почему недееспособные граждане не могут приобрести этого статуса?
Дайте понятие юридического лица, опишите его признаки. Охарактеризуйте функции юридического лица.
Назовите учредительные документы юридического лица. Каков порядок государственной регистрации юридических лиц?
Каковы понятие и признаки гражданско-правового договора? Какие формы договора предусматривает действующее законодательство?
Дайте классификацию гражданско-правовых договоров по предмету. Охарактеризуйте один из видов договоров.
Что такое экономические споры? Какими нормами регулируется осуществление правосудия по экономическим спорам?
Что такое труд? Какие отношения складываются в процессе труда и каково их взаимодействие? В чем состоит необходимость правового регулирования трудовых отношений?
Охарактеризуйте предмет трудового права. Назовите признаки социально-трудовых отношений.
Что понимается под отношениями, непосредственно связанными с трудовыми. Перечислите эти отношения.
Назовите и охарактеризуйте нормативные акты, содержащие нормы трудового права. В чем смысл иерархии нормативных актов?
Какими причинами вызвана необходимость правового регулирования занятости и трудоустройства населения? Что такое государственная политика содействия занятости населения и каковы её задачи?
Что такое занятость? Какие формы занятости Вам известны?
Перечислите органы занятости населения в РФ. Каковы функции этих органов?
Могут ли оказывать услуги по трудоустройству и профессиональной ориентации граждан негосударственные организации?
Какие граждане по закону считаются безработными? Каковы условия и порядок приобретения статуса безработного? Какие граждане не могут быть признаны безработными?
Что такое пособие по безработице? Каковы его размер, порядок и продолжительность выплаты? Укажите основания прекращения выплаты пособия.
Что такое трудовой договор и каково его социальное и юридическое значение?
Каковы основные признаки трудового договора и его отличия от договоров гражданско-правового характера?
Дайте определение трудовой функции, профессии, специальности, квалификации. Каково соотношение этих понятий?
Что является содержанием трудового договора? Сформулируйте понятие договорных условий. Назовите виды условий трудового договора.
Сформулируйте понятие срочного трудового договора и договора, заключенного на неопределенный срок. Каковы их «преимущества» и «недостатки» для каждой из сторон?
Что такое трудовая книжка, каковы её значение и порядок ведения? Какие сведения вносятся в трудовую книжку?
Что такое испытание при приеме на работу, каковы его цель и юридическое значение? В чем состоит специфика трудовых отношений сторон в период испытательного срока?
Перечислите основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В каких случаях увольнение работника по инициативе работодателя недопустимо?
Перечислите основания расторжения трудового договора по инициативе работника.
Сформулируйте понятие рабочего времени. Какие периоды в него включаются, а какие нет? В чем состоит необходимость и каково значение правового регулирования рабочего времени?
Что понимается под временем отдыха? Какие виды времени отдыха существуют?
Сформулируйте понятие отпуска и охарактеризуйте его виды.
Что такое заработная плата и каково её значение? Чем заработная плата отличается от вознаграждений по гражданско-правовым договорам?
Охарактеризуйте механизм правового регулирования заработной платы. Какие элементы он включает? Назовите принципы оплаты труда.
Какие существуют методы правового регулирования оплаты труда? Укажите сферы их применения. Что такое минимальный размер оплаты труда и в чем его юридическое значение?
Назовите основные системы заработной платы. Объясните, как определяется при этих системах заработок работника.
Что такое дисциплина труда и внутренний распорядок организации? Какими документами они определяются?
Что такое дисциплинарная ответственность и дисциплинарный проступок? В чем их особенности?
Дайте понятие материальной ответственности. В чем состоят её особенности? Охарактеризуйте их.
Каковы особенности материальной ответственности работника? Какие обстоятельства освобождают работника от материальной ответственности?
Назовите виды материальной ответственности работника. Какие цели преследуют ограниченная и полная материальная ответственность?
В чем особенности коллективной (бригадной) и индивидуальной материальной ответственности? Опишите порядок возмещения ущерба при каждом виде ответственности.
Перечислите виды трудовых споров. Какими нормами регулируются спорные трудовые отношения?
Что такое право социального обеспечения? Каковы его принципы и задачи?
Что такое трудовой стаж? Назовите виды трудового стажа и охарактеризуйте каждый из них.
Дайте понятие пенсии, назовите основные виды пенсионного обеспечения в нашей стране.
Охарактеризуйте предмет и метод административного права. Что такое административные правонарушения и административная ответственность?
5. Список рекомендуемой литературы
Нормативный материал:
Конституция РФ 1993 г
Гражданский кодекс РФ / ч.1 и ч.2/
Федеральный закон «О несостоятельности / банкротстве/», 2006
Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»,2008
Федеральный закон «Об акционерных обществах»,2009
Федеральный закон «О производственных кооперативах»,2009
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)»,2009
Федеральный закон «О защите прав потребителей»,2009
Трудовой кодекс РФ,2009
Налоговый кодекс РФ, 2009
Кодекс об административных правонарушениях, 2009
Основная литература:
Румынкина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник – Москва: Академия, 2006 г.
Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности.- Ростов-на-Дону: Феникс,2007.-252 с.
Коршунов Ю.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ.- М.: Экзамен,2009г
Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к кодексу об административных правонарушениях.- М.,ЮРАЙТ,2009г
Матвеев Л.О. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Краткий курс.- М.,Форум,2009г
Большой юридический словарь /под ред. А.Я.Сухарева, В.Д.Зорькина, В.Е.Крутских).- М.,ИНФРА,2005г
Предпринимательское право. Учебное пособие- М.,Приор,2007
Мартемьянов В.С. Хозяйственное право- М.,Юристъ,2008
Коммерческое право. Учебник- М.,2008
Дополнительная литература:
Анохин В.С. Предпринимательское право- М., Статус, 2008
Дойников И.В. Предпринимательское право –М., Юрайт, 2007
Ершова И.В.,Иванова Т.М. Предпринимательское право.-М. Юриспруденция,2007
Пучинский Б.И. Коммерческое право России.- М.,Юрист,2007
II. КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
Вопросы направлены на проверку знаний, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников.
Отметка «5» за вопрос ставится при условии, что обучающийся:
• логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;
• правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
• верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни
общества как целостной системы);
• объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
• обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
• проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (на профильном уровне проявил также умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук);
• показал умение формулировать на основе приобретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и правоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
• проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания. Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса.
Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.
Отметка «4» ставится, если обучающийся допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Отметка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения.
Предложенные выше рекомендации по оцениванию ответов на отдельные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а могут быть лишь общим ориентиром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" для специальности 250401 "Технология деревообработки"
Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональн...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" для специальности 08014 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Правовое обеспе...
Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики отрасли и правовое обеспечение профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС по специальностям СПО....
Рабочая тетрадь к практическим занятиям по дисциплине «Основы экономики отрасли и правового обеспечения профессиональной деятельности»
для студентов специальности среднего профессионального образования 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)...
Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в рамках ППССЗ по специальности 51.02.02 «Социально-культурная деятельность»
Контрольно-оценочные средства предназначены для комплексного оценивания усвоенных знаний, освоенных умений и приобретенных владений дисциплинарных частей компетенций обучающихся, освоивших программу п...
Контрольно-измерительные материалы ОП.12 Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности
Контрольно-измерительные материалы (далее - КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОП.12 Основы экономики организации и...
КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.04 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 43.02.13 «ТЕХНОЛОГИЯ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА»
Контрольно-оценочные материалы, предназначенные для определения качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся в ходе освоения основной профессиональной образовательной программы по сп...