Психокоррекционная программа "Основы коммуникаций"
рабочая программа на тему
Психокоррекционная программа "Основы коммуникаций"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_g_osnovy_kom.docx | 42.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНА Методическим объединением протокол от « » 20 года № Председатель МО______________ | ПРИНЯТА решением Совета ГБСКОУ школы № 13 Приморского района Санкт-Петербурга протокол от « » 20 года № Председатель Совета _______________ УТВЕРЖДЕНА приказом от « » 20 года № -д Директор_________Д.В.Бухаров |
Рабочая программа на 2014 - 2015 учебный год
(РП № /2014)
Ступень образования - основное общее образование
Предмет – “Основы коммуникации”
Форма обучения - очная
Программа обучения –основная общеобразовательная программа начального общего образования коррекционно-развивающей направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид)
Учитель – Евглевская Анна Юрьевна
Санкт-Петербург
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начальногр общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 06ю10.2009 № 373
- Психокоррекционная программа образовательного учреждения, утвержденной приказом от на 2013-2014
- планируемых результатов обучения по основной общеобразовательной программе программа начального общего образования коррекционно-развивающей направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид)
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание обучения (перечень форм контроля результативности, требования к уровню подготовки обучающихся, тематическое распределение часов), описание минимальной материально-технической базы, список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по психокоррекционным занятиям, возрастных и психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII) сочетанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Учебно-методический комплект, реализующий программу включает:
• Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей «Лилия».)
• Практические материалы для психологической работы в школе.
• Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д.).
•Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).
• Библиотека практического психолога.
• Раздаточный материал для детей, родителей.
Целью рабочей программы является развитие личностных и деятельностых особенностей детей.
В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
- формирование образа «Я», навыков самопознания;
- развитие эмоционально – волевой сферы;
- освоение навыков работы в коллективе;
- развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью сочетанной с нарушениями опроно-двигательного аппарата. Компенсация особенностей развития достигается путем личносто - ориентированного подхода к обучению, доступности изложенного материала,за счет разнообразия видов деятельности на занятии.
На реализацию психокоррекционной программы отводится в год 35 часов.
Содержание обучения
Реализация рабочей программы осуществляется в 5-7 классе. Обучающиеся по программе – это дети в возрасте 10-13 лет, уровень компетенции которых должен соответствовать возрастным психофизическим особенностям детей с задержкой психического развития в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижением требуемого результата, на изучение каждого раздела отводится определенное количество часов.
Материально-техническая база
Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:
- Отдельное учебное помещение 25-26 кв.м с окнами, имеющее искусственное освещение; помещение соответствующее требованиям СанПиН,охраны труда и пожарной безопасности;
- мебель по количеству соответствующая контингенту: регулируемые в соответствии с ростом парты и стулья, меловая доска, освещение над доской, письменный стол,стул, шкафы для хранения методической литературы и пособий.
- технические средства обучения: ноутбук, магнитофон.
- Методический комплект включает в себя: мягкие игрушки, фломастеры, карандаши, бумага, краски; кубики,пирамиды; диагностический материал : тесты, анкеты, обучающие карточки; «100 и одна игра для развития ребенка»,плакаты, стенды.
Список литературы :
- Бейсова В.Е. Психолого – медико – педагогический консилиум и коррекционно – развивающая работа в школе/ В. Е. Бейсова – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 283, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.-144 с.
- Жадько Е.Г., Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 178 с.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 400 с.: ил.
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.- (Психологический практикум).
- Лебедева Л.Д. Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
- Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. –СПб.: Речь, 2006. – 144с.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
- Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. 208с.
- Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. – 144с.
- Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 247 с.
- Сучкова А.Н. Арт - терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 112с.
Тематическое планирование 5 класс
№ | Наименование раздела учебного материала | Количество часов на изучение раздела | Содержание деятельности по изучению материала | Формы и периодичность контроля результативности | Предполагаемый результат |
1 | «В начале пути» | 2 | -Становление правил поведения в группе; -Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы. | Наблюдение,беседы. | Социализация и адаптация в современном обществе. Гармонизация психоэмоционального состояния; Развитие коммуникативных умений и навыков; Развитие навыков совместной деятельности; |
2 | «САМоценность» | 2 | -установление контактов между участниками; -снятие эмоционального и телесного напряжения; -развитие навыков совместной игры. | ||
3 | «Мое тело» | 1 | -закрепление знаний о своем теле; -формирование и закрепление представлений о гендерных различиях. | ||
4 | «Волшебные рисунки» | 1 | -Гармонизация эмоционального состояния; -Развитие и познание внутреннего мира ребенка; -Снятие напряжения, отреагирование напряжения и агрессивных тенденций; -Осознание и отреагирование чувств. | ||
5 | «Мой волшебный мир» | 2 | -Гармонизация эмоционального состояния ребенка; -Развитие навыков самопознания; -Познание внутреннего мира ребенка. | ||
6 | «Необыкновенная скорлупа» | 2 | -Гармонизация эмоционального состояния ребенка; -Развитие умения работать в коллективе; -Развитие навыков самопознания; -Познание внутреннего мира ребенка. | ||
7 | «Мои достижения» | 2 | -Гармонизация эмоционального состояния ребенка; -Развития самопознания; -Развитие адекватной самооценки; - Развитие коммуникативных умений и навыков. | ||
8 | «Взаимодействие» | 2 | -Снятие психоэмоционального напряжения; -Развитие самопознания; -Развитие коммуникативных умений и навыков. | ||
9 | «Вместе» | 2 | -Осознание неконструктивного поведения и выражения своего отношения к нему; -Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий; -Развитие самопознания; -Гармонизация психоэмоционального состояния. | ||
10 | «На пути» | 2 | -Повышение активности и самооценки детей; -Принятие и отреагирование своих негативных качеств. | ||
11 | «Я и другие» | 2 | Изучение мотивов негативного поведения; -Изучение агрессивного поведения других людей; -Развитие коммуникативных умений и навыков. | ||
12 | «Все мы люди» | 2 | -установление более тесных взаимоотношений между участниками тренинга; -формирование навыков рассказывать о себе; -развитие мелкой моторики, координации. | ||
13 | «Транспорт» | 2 | -познакомить детей с различными видами транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль); -обучить элементарным правилам дорожного движения; создать ситуации, приближенные к реальности, для реализации полученных навыков. | ||
14 | «Магазин» | 2 | -обучение навыкам самостоятельного посещения магазина; -формирование и закрепление умения обращаться за помощью, строить диалог; | ||
15 | «Идем в гости» | 2 | -формирование навыков поведения в гостях, элементарных норм этикета; -умения знакомиться друг с другом, вести себя в обществе. | ||
16 | «Выплеск» | 1 | -Отреагирование накопившихся отрицательных эмоций; -Обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии. | ||
17 | «Договор – уговор» | 2 | -Обучение методам саморегуляции. | ||
18 | «Солнышко и туча» | 1 | снижение уровня личностной тревожности; -формирование положительной мотивации к занятиям | ||
19 | «Завершение» | 1 | -Гармонизация эмоционального состояния; -Развитие самопознания; -Развитие коммуникативных умений и навыков. | ||
20 | «Итог» | 1 | Завершение работы группы | ||
Итого: | 34 |
Тематическое планирование 6 класс
№ | Наименование раздела учебного материала | Количество часов на изучение раздела | Содержание деятельности по изучению материала | Формы и периодичность контроля результативности | Предполагаемый результат |
1 | Понимание базовых коммуникативных умений: приветствие и прощание, обращение, просьба о помощи (услуге, поддержке) | 4 | - Беседа (вводная, аналитическая, итоговая); | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. | Социализация и адаптация в современном обществе. Гармонизация психоэмоционального состояния; Развитие коммуникативных умений и навыков; Развитие навыков совместной деятельности; |
2 | Понимание базовых коммуникативных умений: оказание помощи (услуги, поддержки), благодарность, отказ | 4 | |||
3 | Понимание базовых коммуникативных умений: слушать другого, говорить перед другими, управлять, подчиняться, сотрудничать. | 4 | |||
4 | Обучение умению говорить о своих чувствах. | 4 | |||
5 | Создание условий для овладения детьми средствами эмоциональной выразительности. | 4 | |||
6 | Обучение детей пониманию эмоционального состояния других. | 4 | |||
7 | Развитие способности контролировать негативные эмоции, формирование объективного отношения к критике, неудачам и обидам | 4 | |||
8 | Развитие любознательности | 2 | |||
9 | Развитие наблюдательности. | 2 | |||
10 | Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия | 2 | |||
11 | Итого | 35 ч |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Наименование раздела учебного материала | Количество часов на изучение раздела | Содержание деятельности по изучению материала | Формы и периодичность контроля результативности | Предполагаемый результат |
1 | Развитие эмоционально-чувственного восприятия, сотрудничества | 3 | - Беседа (вводная, аналитическая, итоговая); | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Анкетирование и собеседование с родителями детей. | Социализация и адаптация в современном обществе. Гармонизация психоэмоционального состояния; Развитие коммуникативных умений и навыков; Развитие навыков совместной деятельности; |
2 | Развитие чувства единства, умение действовать согласованно | 3 | |||
3 | Развитие адекватного восприятия обучающимися действительности и самого себя | 3 | |||
4 | Развитие адаптивности поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других | 3 | |||
5 | Развитие сочувствия другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру | 3 | |||
6 | Развитие самоконтроля, умение находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять | 4 | |||
7 | Развитие познавательной активности | 3 | |||
8 | Развитие творческих способностей, снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмпатии. | 3 | |||
9 | Хорошие качества людей | 2 | |||
10 | Я умею быть доброжелательным | 2 | |||
11 | В каждом человеке есть темные и светлые качества | 3 | |||
12 | Я и окружающие | 3 | |||
13 | Итого | 35 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.
Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...
Презентация работы по программе "Мир глазами детей" арт- терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационных центров
В перезентации представленна проделанная работа по программе "Мир глазами детей"....
Психокоррекционная работа с детьми СДВГ
Полезный материал для учителей при работе с детьми СДВГ...
Повышение мотивации для межкультурной коммуникации
Повышение мотивации для межкультурной коммуникации при изучении "делового английского"....
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации"
Комплект контрольно- оценочных средств предназначен для студентов по специальности 43.02.01 "Организация обслуживания в общественном питании"...
Психокоррекционная программа "Развитие положительной Я-концепции"
Психокоррекционная программа "Развитие положительной Я-концепции"...
Алгоритм составления психокоррекционных программ.
Представлены рекомендации для студентов по составлению психокоррекционных программ....