Теория и история Права
статья

Теория и история Права

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_prava.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Право как категория философии и теории выполняет инструментальную роль, так как в случае если юрист- практик или любой человек, столкнувшийся с проблемой юридического толка, обращается к праву для поиска правильного решения таковой, то должна быть полная определенность, какие источники необходимо использовать и как их толковать. Следовательно, определенность в понимании права – это исходное начало порядка в общественных отношениях.

Несмотря на то, что в разных частях света, в разных государствах исторически сложились собственные системы права, в настоящее время установлено единообразное представление о праве и его категориях (например, международное право является фундаментальной основой законодательств демократических стран мира). Более того, современная тенденция построения правового государства основывается на подчиненном положении государственных законов праву в целом.

Нормативное понимание права в большей степени отражает его инструментальную роль, так как определяет право как совокупность охраняемых государством правовых предписаний, обязательных для всех участников правовых отношений. Автором нормативистской теории стал Кельзен, который рассматривал право как иерархию норм, где на высшей ступени расположены нормы международного права и конституционные нормы конкретной страны, затем следуют законодательные акты и подзаконные акты. В данном случае под правом понимается государственная воля, выраженная в обязательном для исполнения нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

Противоположной нормативному праву стала теория естественного права, которая появилась еще в эпоху рабовладения. Согласно данной теории, существует различие между законом и правом, естественным правом человека. И. Кант считал, что право – это совокупность условий, при которых произвол одного индивида совместим с произволом другого индивида с точки зрения всеобщего закона свободы. Другими словами, есть высшие, постоянно действующие, независимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок ценностей и интересов. В итоге естественные права человека даются ему от рождения и до самой смерти, они неотчуждаемы и могут быть ограничены только на основании закона и только на определенное время.

В настоящее время наблюдается сближение рассмотренных нами подходов к пониманию права, прежде всего, благодаря стремлению современных государств мира стать по-настоящему правовыми и социальными. Поэтому мы дадим интегративное определение права: право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

Определив, что такое право, перейдем к характеристике его сущности.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, интересовал человечество на протяжении всего его существования: для Аристотеля право было божественной справедливостью; для средневековых ученых – божественным установлением; для Руссо – общей волей,  для Петражицкого – императивно-атрибутивными эмоциями и т. д., - то есть право на различных этапах развития человеческой мысли и общества отражало насущные потребности в упорядочении существующих на тот момент отношений между людьми с целью сохранения стабильности и мира. Сейчас под сущностью права понимается его главная,  внутренняя, относительно устойчивая качественная основа, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

В первую очередь, регулятивная природа права определяется его волевым характером. В понимании психологов воля – это сознательная целеустремленность, активность человека. В понимании права принципиально важным становится уяснение того, чья воля находит выражение в праве, интересы каких социальных групп и слоев населения оно защищает. Таким образом, сущность права  отражает его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально-культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности.

Итак, сущность права – это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, социальных групп и индивидов общая воля как результат согласования их интересов, выраженная в законе и выступающая общим регулятором поведения людей. Иначе говоря, право выступает мерой свободы и ответственности человека и его коллектива, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

Для чего людям нужно право? Право в обществе и государстве необходимо для решения конкретных задач по упорядочению деятельности индивидов, право – это метод организации социума с целью снижения общественной напряженности и устранение конфликтов. Право призвано учреждать и поддерживать такой социальный порядок, который налагает на людей определенные обязанности, одновременно гарантируя им правосубъектность, включая правоспособность и дееспособность.

В итоге, главная цель права – установить формальное равенство разных индивидов; обеспечить возможность каждому осуществить свое право; признать людей одинаково ценными для государства и в государстве. В противном случае в обществе действует закон силы.

Назовем функции права или основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

Регулятивная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам граждан, общества и государства.

Охранительная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность; она отражает политический и культурный уровень развития общества.

На практике данная функция права тесно связана с правоохранительной деятельностью государства, которая должна обеспечить законность - неуклонное исполнение требований закона субъектами права путем выявления правонарушений, их расследования и привлечения виновных к ответственности.

Дополнительно можно отметить оценочную функцию права, которая позволяет ему выступать в качестве критерия правомерности либо неправомерности того или иного деяния лица, и воспитательную функцию, благодаря реализации которой право отражает определенную идеологию и воздействует на поведение людей, живущих на территории конкретного государства, согласно общим государственным и общественным интересам.

Если право функционирует должным образом, мы  говорим о его ценности – это способность права служить целью и средством для  удовлетворения социально справедливых и прогрессивных потребностей и интересов граждан и общества. К ценностям права целесообразно отнести следующие: 1) инструментальная ценность права (придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность; вносит порядок в общественные отношения; закрепляет и развивает те формы собственности, которые присущи данному строю; выступает средством государственного управления); 2) право способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом (например, нормы гражданского права предоставляют возможность быть активными участниками товарно- рыночных отношений); 3) ценность права в том, что оно является показателем и измерителем свободы личности в обществе и ее социальной активности, единых с юридической ответственностью, что исключает из жизни людей произвол, своеволие и бесконтрольность; 4) право выражает идею справедливости в виде справедливого распределения материальных благ, утверждения равенства всех перед законом; 5) право – это единственно возможное цивилизованное средство решения проблем международного и межнационального характера.

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение, которое юристы называют формой или  источником права. В мире существует большое кол-во разнообразных источников права.

Среди многочисленных форм права важное место занимают нормативно-правовые акты – выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Другими словами, это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы.

Следует подчеркнуть, что все нормативно-правовые акты являются государственными по своей сути, так как издаются и санкционируются органами государства, имеют волевой характер, в них содержится государственная воля, за их нарушение наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные правовые последствия. В качестве примера нормативно-правовых актов можно привести законы, декреты, указы, постановления правительства, приказы министров, решения органов местного самоуправления и др.

 Вторым источником права является правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Это одна из древнейших и важнейших форм права, поскольку на ранних стадиях развития человечества обычаи были основными источниками права. Однако по мере развития общества и государства правовой обычай, а вместе с ним и обычное право постепенно вытеснялись законами, а с возникновением крупных государственных образований и централизацией власти этот процесс ускорился.

В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в национальных законодательствах стран, регулируя узко специализированные области человеческой жизнедеятельности (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и т. д.)

Третий источник права, занимающий главное место в законодательстве некоторых стран современного мира, - судебный прецедент – это решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел. Другими словами, судебная практика становится правотворческой деятельностью наравне с работой представительных (законодательных) органов государства.

Прецедент известен с древнейших времен. Так, в Древнем Риме эдикты – устные заявления – преторов имели обязательную силу при решении аналогичных дел. Постепенно наиболее удачные с точки зрения господствующего класса рабовладельцев эдикты становились общеобязательными нормами и входили в систему преторского права. Широко использовался прецедент и в эпоху Средневековья, и в эпоху Нового времени. В настоящее время это один из основных источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады, США.

В качестве четвертого источника права назовем правовой договор, который отличается от известных нам договоров, заключаемых в сфере хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами и другими тем, что содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех. В юридической практике правовые договоры имеют место во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями – субъектами, а также между государствами, образующими конфедерацию.

В частности, действующая Конституция РФ устанавливает, что с помощью договоров могут регулироваться отношения субъектов РФ; также ярким примером служат коллективные договоры, заключаемые на предприятиях и в учреждениях между работодателем и работниками по поводу трудовых, социально- экономических и иных взаимоотношений.

Важное значение для правотворческого и правореализационного процессов имеют принципы права, которые воплощают в себе социальную природу права, отражают закономерности его развития и используются на практике как наиболее общие ориентиры поведения. Принципы представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права; они характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают не только его внутреннее строение, но и процесс его применения, его динамику.

Принципы права выступают в качестве фундаментальной основы, на которой построена вся система права, а также служат ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. Более того, имея общеобязательный характер, принципы способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействию различных отраслей и институтов права, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права.

Наиболее используемым критерием классификации принципов права является их подразделение на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или же на одну из них. Поясним.

Общие принципы права определяют характер системы права, ее содержание, наиболее важные особенности и черты. Другими словами, это исходные, нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом. К ним относятся: 1) принцип социальной справедливости, заключающийся в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости действовать определенным образом, при правонарушении деяние индивида оценивается согласно моральным воззрениям большинства членов общества, а мера наказания – согласно характеру содеянного; 2) принцип гуманизма свидетельствует о том, что право закрепляет такие отношения между индивидом, обществом и государством, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритете прав и свобод человека и гражданина; 3) принцип равноправия выражается в законодательном закреплении равенства всех людей независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного, имущественного и иного положения, что, в свою очередь, позволяет иметь равные права и обязанности, а также в одинаковой мере отвечать перед законом; 4) принцип законности устанавливает, что все субъекты общественных отношений – государство и его органы и должностные лица, физические и юридические лица – должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты; 5) принцип единства прав и обязанностей гласит, что нет прав без обязанностей, как не может быть обязанностей без прав, то есть права и обязанности всегда взаимно корреспондированы и не могут существовать отдельно друг от друга; 6) принцип демократизма выражается в законодательно предоставленной возможности большинства населения страны принимать участие в обсуждении и принятии нормативно-правовых актов, влиять на содержание и практику применения действующих законов.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые охватывают общность и специфику нескольких смежных отраслей права (например, принцип личной ответственности характерен и для уголовного права, и для административного; принцип состязательности сторон действует и в уголовно- процессуальном, и в гражданско-процессуальном праве и т. д.) Иначе говоря, эти принципы конкретизируют содержание общих принципов права соответственно специфике однородных отношений нескольких родственных отраслей права, обеспечивая их внутреннее единство. Так, для отраслей уголовно-правового комплекса характерно использование таких принципов, как неотвратимость наказания и индивидуализация наказания.

Отраслевые принципы отражают специфику определенной отрасли права: так, в трудовом праве действует принцип свободы труда и принцип защиты от безработицы; для гражданского права характерен принцип равенства сторон; в уголовном праве – это презумпция невиновности; в земельном праве – принцип целевого использования земли и т. д.

Система права представляет собой внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений. В отличие от внешней  формы права (источников), это внутренняя форма права, все составляющие элементы которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Наличие системы права указывает на то, что право является не случайным набором разрозненных юридических норм, а целостным устойчивым образованием (например, если бы в п. 1 ст. 34 Конституции РФ не было закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не было бы и Гражданского кодекса РФ, регулирующего основы предпринимательства и рыночных отношений).

Система права – сложный многоуровневый комплекс, структурными элементами которого являются нормы, институты и отрасли.

Нормы права составляют основу, базис правовой системы, это ее первичные элементы. Они издаются и санкционируются государственными органами и представляют собой общеобязательные правила  поведения. Нормами права регулируются наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и граждан отношения.

Институты права – это относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой норм, регулирующих однородные общественные отношения. Институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права, формируют их структуру. Например, гражданское право России включает в себя множество институтов, касающихся обязательственных прав граждан, купли-продажи, подряда, поставок товаров, аренды, проката, найма, займа, перевозок, страхования, хранения товаров, дарения и т. д.

Отрасль права – это совокупность относительно автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Так, совокупность  норм, опосредствующих трудовые отношения, образует отрасль трудового права России; нормы, регулирующие земельные  правоотношения, - отрасль земельного права. Ведущую роль среди отраслей российского права занимает конституционное или, как его еще называют, государственное право, за ним следуют административное право, финансовое право, земельное право, гражданское, гражданско-процессуальное, трудовое, экологическое, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное и др.

В заключение следует отметить, что система права отличается от правовой системы и системы законодательства: под правовой системой понимается вся правовая структура страны, вся правовая организация общества (юридические средства, правовые институты, юридические учреждения, нормы права, правовая идеология, правосознание, правовая культура, правовая практика т. д.); в то время как система законодательства представляет собой совокупность существующих в том или ином государстве нормативно-правовых актов (законов, указов, статутов, декретов, постановлений и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные составные части, и в целом подвержена целенаправленному воздействию правотворческих органов.

Подводя итоги лекции о праве, отметим, что в условиях современной российской действительности актуальность права, его понятий и категорий приобрела особое, ранее не известное истории нашего государства, значение: впервые повседневная жизнедеятельность россиян регламентирована нормами права и закона, а не религиозными догмами, актами державной власти, идеологией коммунизма. Поэтому каждому человеку, являющемуся гражданином Российской Федерации – государства демократического, правового и социального – необходимо знать и уметь должным образом применять действующие международные и национальные нормативно-правовые акты для полноценного и эффективного осуществления  своих личных, политических, социальных, экономических и культурных прав в целях всестороннего индивидуального развития и общественного прогресса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теории государства и права. Тема:" Система права".

В данной презентации представлены слайды по теме "Система права" для проведения урока по дисциплине Теория государства и права....

Рабочая программа по дисциплине Теория государства и права для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

Программа учебной дисциплины "Теория государства и права" является частью основной профессиональной образовательной пограммы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 400201 "Право и организация соци...

КТП по дисциплине "Теория государства и права" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

КТП по дисциплине "Теория государства и права" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения"(повышенный образовательный уровень)....

Программа промежуточной аттестации по дисциплине "Теория государства и права" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (повышенная подготовка)

Программа промежуточной аттестации по дисциплине "Теория государства и права" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (повышенная подготовка)...

Экзаменационный материал по дисциплине «Теория государства и права» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Экзаменационный материал по дисциплине «Теория государства и права»для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП. 01 «Теория государства и права» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Теория государства и права» составлены в соответствии с рабочей программой ФГО...