Рабочая программа по дисциплине Теория государства и права для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)
рабочая программа на тему
Программа учебной дисциплины "Теория государства и права" является частью основной профессиональной образовательной пограммы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 400201 "Право и организация социального обеспечения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.09.2015_rp_teoriya_gosudarstva_i_prava_23_pp.doc | 343 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины: «Теория государства и права»
Специальности:
400201 Право и организация социального обеспечения
повышенный образовательный уровень
Москва
2015 год
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией Правовых дисциплин Протокол № 1 от « » августа 2015 г. | Разработана на основе: Федерального образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 400201 «Право и организация социального обеспечения» (повышенный уровень) |
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________Полякова И.В. | Заместитель директора по УМР _____________И.В. Бойцова |
Руководитель СП по ИМР
_________М.А. Аксиньева
СоставительНиколаева О.В., преподаватель ГБПОУ ПК. им. Н.Н. Годовикова
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ
Рецензенты: _________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации
________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 17 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
- Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 400201«Право и организация социального обеспечения.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина «Теория государства и права» входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
В результате освоение дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин; оперировать юридическими понятиями и категориями; применять на практике нормы различных отраслей права устанавливать причинно-следственные связи и проводить сравнительный анализ правовых вопросов, рассматриваемых дисциплиной;
обосновывать свою точку зрения, приводить примеры при рассмотрении вопросов сущности государства и права, функционирования, роли, значения государства и права в жизни общества.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
закономерности возникновения и функционирования государства и права; основы правового государства; основные типы современных правовых систем; понятие, типы и формы государства и права; роль государства в политической системе общества; систему права Российской Федерации и ее элементы; формы реализации права; понятие и виды правоотношений; виды правонарушений и юридической ответственности
- Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося …………………………...114 часа;
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ………….…...76 часов;
в том числе:
лекции ………………………………………………………………………….60 часов,
практические занятия ………………………………………………………16 часов.
самостоятельной работы обучающегося …………………………………….38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
лекции | 60 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
в том числе: | |
работа с правовыми источниками; | 4 |
работа с конспектом занятий; | 18 |
работа с текстом учебника; | 12 |
ознакомление с нормативно-правовыми актами (с использованием Интернет-ресурсов); | 4 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теория государства и права»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. | Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как предмета теории государства и права. | |||
2. | Система методов теории государства и права: всеобщие (философские), общенаучные и частнонаучные. | |||
3. | Связь теории государства и права с философией, социологией, политологией, историей и другими гуманитарными науками. Место теории государства и права в системе юридических наук. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. | 1 | 1 | ||
Раздел1. Теория государства | ||||
Тема 1. Власть и общество | Содержание учебного материала | |||
1. | Общество и его признаки. | 2 | 1 | |
2. | Власть. | |||
3. | Первобытное общество. | |||
4. | Возникновение государства. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. Составить таблицу: «Отличие первобытно общинного общества от государства» | 1 | 2 | ||
Тема 2. Сущность государства | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. | Понятие государства: различные подходы к определению | |||
2. | Признаки государства. | |||
Практическое занятие № 1.Типы государства. Типология. Основные подходы к типологии государств | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. Составление таблицы: «Признаки государства» | 2 | 2 | ||
Тема 3. Теории происхождения государства | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. | Теологическая теория | |||
2. | Патриархальная теория | |||
3. | Договорная теория | |||
4. | Теория насилия | |||
Психологическая теория | ||||
Ирригационная теория | ||||
Практическое занятие № 2. Расовая теория. Инцестная (половая) теория. Органическая теория. Спортивная теория. Диффузная теория.Классовая теория. Современные подходы к проблеме возникновения государства. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. Ответить на контрольные вопросы учебника. | 2 | 2 | ||
Тема 4. Функции государства | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. | Понятие и признаки функций государства | |||
2. | Формы и методы реализации функций государства | |||
3. | Зависимость функций государства от целей и задач, стоящих перед государством на различных этапах его развития | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме..Составление схемы «Функции государства» | 3 | 2 | ||
Тема 4. Функции государства | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
1 | Понятие и виды функций государства | |||
2 | Формы и методы реализации функций государства | |||
3 | Зависимость функций государства от целей и задач, стоящих перед государством на различных этапах его развития | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. Составить схему «Основные функции государства: основная и новая классификация» | 1 | 2 | ||
Тема 5. Форма государства | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1. | Форма государства. Основные определения. | |||
2. | Форма правления. Монархия. Республика | |||
Содержание учебного материала | ||||
1. | Форма государственного устройства | 2 | 2 | |
2. | Унитарное государство | |||
3. | Федерация | |||
4. | Конфедерация | |||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1. | Политико-правовой режим | |||
2. | Демократический режим | |||
3. | Антидемократические режимы: Тоталитарный режим, Авторитарный режим, Военный режим | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. Составить схему и таблицу «Форма государства» | 3 | 2 | ||
Тема 6. Механизм (аппарат) государства | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. | Государственный аппарат | |||
2. | Механизм государства. | |||
3. | Модели государственного аппарата | |||
4. | Государственные органы | |||
5. | Государственная служба | |||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1. | Система разделения властей | |||
2. | Теория разделения властей | |||
3. | Система «сдержек и противовесов» | |||
4. | Законодательная власть | |||
5. | Исполнительная власть | |||
6 | Судебная власть | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Провести анализ гл. 4 Конституции РФ Механизм государства современной России. Анализ федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года | 2 | 2,3 | ||
Раздел 2. Государство и гражданское общество | ||||
Тема 2.6. Государство в политической системе общества | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
1. | Понятие и структура политической системы общества | |||
2. | Понятие светского и теократического государства | |||
3. | Понятие и структура политической системы | |||
4. | Место государства в политической системе общества | |||
5 | Взаимодействие государства с политическими партиями и другими общественными объединениями. | |||
6 | Государство и церковь. Светские и теократические государства. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. Ответить на контрольные вопросы учебника | 2 | 2 | ||
Тема 7.Государство в политической системе общества | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. | Политическая система общества | |||
2. | Гражданское общество | |||
3 | Предпосылки гражданского общества (схема) | |||
4 | Политика | |||
Практическое занятие № 3 Политическая система общества Государство в политической системе общества Признаки правового и социального государства в Конституции РФ | 2 | 2 | ||
Содержание учебного материала | ||||
1. | Демократия и ее признаки | |||
2. | Предпосылки демократии | |||
3 | Признаки демократии | |||
4. | Всеобщие институты демократии | |||
5. | Формы демократии | |||
Практическое занятие № 4 Институты прямой демократии. Выборы . Решение задач по избирательному праву. Референдум | 2 | 2, 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. Реферат на тему «Проблемы построения правового и социального государства» | 4 | 2 ,3 | ||
Тема 8. Правовое государство | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. | Зарождение и развитие правового государства | |||
2. | Понятие и признаки правового государства | |||
3. | Предпосылки (основы) создания правового государства | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. Составить схему «Признаки правового государства» | 1 | 2,3 | ||
Тема 9. Государство и личность | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. | Гражданство | |||
2. | Принципы гражданства | |||
3. | Способы приобретения гражданства | |||
4. | Утрата гражданства | |||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1. | Права человека | |||
2. | Философия прав человека | |||
3. | Классификация прав человека | |||
4. | Международные акты о правах человека | |||
Содержание учебного материала | ||||
1. | Механизмы защиты прав человека | 2 | 2 | |
2. | Омбудсмен | |||
3. | Критика теории прав человека | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. Составить таблицу «способы приобретения и утраты гражданства» | 3 | 2 | ||
Раздел 3. Теория права | ||||
Тема 10. Происхождение и сущность права | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. | Право в системе социальных норм | |||
2. | Понятие и виды социальных норм | |||
3. | Понятие и признаки права | |||
4. | Функции права | |||
5 | Право и мораль | |||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Теории происхождения и сущности права | |||
2 | Теории происхождения права | |||
3 | Теории сущности права | |||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Происхождение права | |||
2 | Контрольная итоговая работа | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. Составить таблицу: «Теории происхождения права» | 3 | 2 | ||
Тема 11. Источники (формы) права и правотворчество | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. | Источники (формы) права | |||
2. | Право и государство | |||
3. | Понятие и виды форм права | |||
4. | Правовые обычаи | |||
5 | Судебный прецедент | |||
6 | Судебная практика | |||
7 | Нормативные договоры | |||
8 | Правовая доктрина | |||
Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
1. | Нормативно-правовой акт и его виды | |||
2. | Понятие и признаки нормативно-правового акта | |||
3. | Виды нормативно-правовых актов | |||
4. | Подзаконные акты | |||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Правотворчество и систематизация законодательства | |||
2 | Понятие и функции правотворчества | |||
3 | Принципы правотворчества | |||
4 | Способы правотворчества | |||
5 | Стадии правотворческой деятельности | |||
Практическое занятие № 5 Стадии законодательной процедуры | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. Составить таблицу «источники (формы) права» и «Виды нормативно-правовых актов» | 4 | 2 | ||
Тема 12. Система права | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1 | Понятие и элементы системы права | |||
2 | Система российского права | |||
3 | Право частное и право публичное | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. Составить схему «Система российского права». Подготовить доклад для обзорного занятия «Основные правовые системы прошлого и настоящего» (студенты работают по подгруппам). | 2 | 2, 3 | ||
Тема 13. Норма права | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. | Понятие и виды правовых норм | |||
2. | Понятие нормы права | |||
3. | Признаки правовых норм | |||
4. | Виды правовых норм | |||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
Структура правовой нормы | ||||
Структура нормы права гипотеза, диспозиция, санкция | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций. Составить схему «Структура нормы права.» | 2 | 2, 3 | ||
Тема 14. Реализация права | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. | Формы реализации права | |||
2. | Применение права | |||
3. | Стадии правоприменительной деятельности | |||
4. | Действие нормативно-правовых актов | |||
Практическое занятие №6 Пробелы в праве. Юридические коллизии. Акт применения права. Принципы применения права | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. | 2 | 2 | ||
Тема 15. Правоотношение | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. | Возникновение правоотношений | |||
2. | Структура правоотношений | |||
2. | Субъекты правоотношения | |||
3. | Правосубъектность | |||
4. | Объекты правоотношений | |||
Практическое занятие № 6.Возникновение правоотношений. Понятие и признаки правоотношения. Основания возникновения правоотношения | 2 | 1 | ||
Практическое занятие №7. Содержание правоотношения. Виды правоотношений | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. Составление схемы «Виды правоотношений» | 3 | 2, 3 | ||
Тема 16. Правосознание и правовая культура | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. | Понятие, признаки и функции правосознания | |||
2. | Структура правосознания | |||
3. | Виды правосознания | |||
4. | Правовой нигилизм | |||
5. | Понятие правовой культуры | |||
6. | Правовое воспитание | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. Составить схему «Виды правосознания» | 1 | 2 | ||
Тема 17. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
1. | Понятие и виды правомерного поведения | |||
2. | Понятие и признаки правонарушения | |||
3. | Состав правонарушения | |||
4. | Виды правонарушений | |||
Практическое занятие № 8 Юридическая ответственность | 2 | 2, 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с конспектом лекций, работа над учебником по изученной теме. Составить схему «Состав правонарушения и его виды», «Виды и основания юридической ответственности» | 2 | 2 | ||
Итого | 114 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Гражданского, семейного права и гражданского процесса».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методический комплекс дисциплины;
- магнитная доска;
- экран.
Технические средства обучения:
- компьютеры;
- лицензионное программное обеспечение, в том числе информационные справочно-правовые системы «Консультант Плюс» и (или) «Гарант»;
- мультимедиапроектор.
- Информационное обеспечение обучения
Перечень литературы
Основные источники:
Нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 3) от 26.11.2001 № 146-ФЗ.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 № 230-ФЗ.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ.
- Налоговый кодекс (часть 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
- Налоговый кодекс (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
- Трудовой кодекс от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
- Уголовный кодекс от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
- Уголовно-процессуальный кодекс от 18.12.2001 № 174-ФЗ.
- Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Основная литература:
- Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права. Учебник – М.Издательский центр «Академия», 2010.
Дополнительная литература:
- Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юриспруденция, 2000
- Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004;
- Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: Юрист, 2009;
- Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. - М.: Проспект, 2004
Интернет-ресурсы:
- Официальный сайт Государственной регистрационной платы при Министерстве юстиции РФ - http:// www.palata.ru/
- Официальный сайт информационной справочно-правовой системы Консультант Плюс -http:// www.consultant.ru/
- Официальный сайт информационной справочно-правовой системы Гарант - http:// www.garant.ru/
- Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации -http:// www.ombudsmanrf.ru/;
- Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации - http:// www.duma.gov.ru/
- Официальный сайт Президента РФ - http:// www.president.kremlin.ru/
- Официальный сайт Правительства РФ - http:// www.government.gov.ru/
- Официальный сайт Конституционного Суда РФ- http:// www.ks.rfnet.ru/
- Официальный сайт Верховного Суда РФ - http:// www.supcourt.ru/
- Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ -http:// www.genproc.gov.ru/
- Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - http:// www.rospotrebnadzor.ru/
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий методами устного опроса и тестирования. А также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формируемые компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин; оперировать юридическими понятиями и категориями; применять на практике нормы различных отраслей права; знать: закономерности возникновения и функционирования государства и права; основы правового государства; основные типы современных правовых систем; понятие, типы и формы государства и права; роль государства в политической системе общества; систему права Российской Федерации и ее элементы; формы реализации права; понятие и виды правоотношений; виды правонарушений и юридической ответственности | практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа; тестирование; экзамен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП по дисциплине "Теория государства и права" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)
КТП по дисциплине "Теория государства и права" для специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения"(повышенный образовательный уровень)....
Программа промежуточной аттестации по дисциплине "Теория государства и права" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (повышенная подготовка)
Программа промежуточной аттестации по дисциплине "Теория государства и права" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (повышенная подготовка)...
Рабочая программа по дисциплине "Теория государства и права"
Рабочая программа по дисциплине ОП.01 Теория государства и права...
Рабочая программа учебной дисциплины Теория государства и права
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обе...
Экзаменационный материал по дисциплине «Теория государства и права» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Экзаменационный материал по дисциплине «Теория государства и права»для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...
Рабочая программа по дисциплине Теория государства и права
Рабочая программа предназначена для студентов 1 и 2 курсов специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения....
Рабочая программа ОП.01 Теория государства и права
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Теория государства и права разработана на основе ФГОС СПО по специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения (базовый у...