Дополнительная общеразвивающая программа «Шашки»
рабочая программа
Игра в шашки – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта в игровой форме. Обучение игре людей с ограниченными возможностями здоровья в шашки способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышления, внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию; учит сравнивать, обобщать.
Шашки это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Она, равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в обществе.
Шашки - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений.
Направленность программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья» имеет социально-гуманитарную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shashki.docx | 52.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Заместитель директора ГКУ СО КК | Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ» | |
«Крыловский КЦРИ» | ||
______________С.А. Дубинец | _____________С.Н. Затонская | |
«_____» ____________ 2022 г. | «____» ______________2022 г. |
Дополнительная
общеразвивающая программа «Шашки»
Возрастная категория: получатели социальных услуг старше 18 лет
Срок реализации программы: 18 дней (15 часов)
Автор-составитель:
Филиппова Н.П. социальный педагог
отделения социальной реабилитации
ст-ца Крыловская
2022
Содержание
Раздел 1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы……………………………………….. 3
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………… 3
1.2. Цель и задачи программы …………………………………………… 5
1.3. Содержание программы …………………………………………….. 6
1.4. Планируемые результаты …………………………………………… 8
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий…… 9
2.1. Календарно - учебный график …………………………………….. 9
2.2. Условия реализации программы…………………………………… 9
2.3. Методическое обеспечение ……………………………………… 10
2.4. Оценочные материалы …………………………………………… 11
Список литературы …………………………………………….. 12
Приложение …………………………………………………………...... 13
Раздел 1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Шашки - это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия. Возраст ее весьма солидный - не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки - игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей,
Игра в шашки – очень мощный инструмент полноценного развития интеллекта в игровой форме. Обучение игре людей с ограниченными возможностями здоровья в шашки способствует умению ориентироваться на плоскости; развитию мышления, внимательности, усидчивости, собранности, самостоятельности, запоминанию; учит сравнивать, обобщать.
Шашки это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Она, равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в обществе.
Шашки - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений.
Направленность программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья» имеет социально-гуманитарную направленность.
Для разработки дополнительной общеразвивающей программы исполь-зовались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Методические рекомендации по разработке и оформлению допол-нительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».
- Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе от 30.12.2016г. (утверждённой директором ГБУ СО КК «Крыловский КЦРИ»).
Новизна данной программы заключается в создании новой методической продукции переработанной и адаптированной для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с учётом особенностей направления работы реабилитационного учреждения.
Актуальность программы:
Актуальность данной программы обусловлена тем, что она направлена на интеллектуальное развитие. С её помощью выявляются и индивидуальные особенности получателей социальных услуг.
Шашечная игра дает возможность легко найти общий интерес в иной социальной среде, с новыми людьми. Умея играть в шашки, человек с ограниченными возможностями здоровья легко организует свой досуг и свободное время.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа способствует развитию интереса к занятиям шашками, овладению элементарными основами игры, ознакомлению с основными тактическими идеями и приемами, получению первоначальных знаний по истории шашек.
Отличительная особенность программы в том, что процесс обучения игре в шахматы рассматривается с двух точек зрения: первое, как процесс развития интеллекта получателя социальных услуг и, второе, как собственно процесс обучения игре. Программа рассчитана на разную категорию получателей социальных услуг, как для людей с сохранным интеллектом, так и с умственной отсталостью.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. В программе не ставится задача подготовки спортсменов.
Адресат программы:
Инвалиды от 18 лет и старше, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.
Уровень программы: ознакомительный
Объём программы:
Программа включает 3 раздела: «Что нужно знать о шашках?», «Приемы борьбы на шашечной доске. Способы защиты» и «Основные этапы игры в шашки». Общий объём содержания программы составляет 15 часов.
Сроки реализации: 18 дней
Форма обучения: очная, индивидуальная, подгрупповая или групповая
Режим занятий: каждому получателю социальных услуг с ограниченными возможностями здоровья устанавливается индивидуальный или групповой режим занятий. Календарно – учебный график занятий составляется с учётом их пожеланий.
Продолжительность проведения занятий устанавливается от 20 до 45 мин. в соответствии с диагнозом и функциональными возможностями получателей услуг.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Создание посредством шашек благоприятных условий для формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить:
- с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;
- с правилами игры, буквенно-цифровым рядом;
- с основами композиционной игры;
- научить простейшим дебютным схемам.
Воспитательные:
- формировать культуру общения и поведения в коллективе;
- прививать навыки здорового образа жизни;
- прививать чувство эстетичности через эстетику шашечной культуры;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность,
волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;
- развивать чувство гармонии, креативность, творческие способности, умение проводить в жизнь задуманную мысль, то есть составлять план и реализовывать его;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
1.3. Содержание программы:
Учебный план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Раздел/тема | Дата | Всего | Теоретические | Практические | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Что нужно знать о шашках? | 6 | 4 | 2 | |
2 | Приемы борьбы на шашечной доске. Способы защиты | 7 | 3,5 | 3,5 | |
3 | Основные этапы игры в шашки | 3 | 1,5 | 1,5 | |
ВСЕГО | 15 | 8,5 | 6,5 |
Содержание учебного плана:
1 Что нужно знать о шашках?
.
Занятие 1.1 Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности, правила поведения на занятиях
Занятие 1.2 Происхождение шашек
Игра в шашки – спорт или развлеченье? История возникновения шашек. Русские шашки. О пользе шашек
Занятие 1.3 Шашечная доска
Игровое поле. Начальная позиция. Белые и черные поля. Расположение доски. Горизонтальные, вертикальные ряды. Обозначения клеток шашечной доски. Расположение доски между партнёрами
Занятие 1.4 Общие правила игры в шашки
Знакомство с правилами игры в шашки. Правило «тронул-ходи». Тихий ход. Ударный ход
Занятие 1.5 Основные термины(Приложение №1)
Знакомство с терминами для описания ситуации или действия на доске.
Нотация
Занятие 1.6 Цель игры и определение результата партии
Расстановка шашек на доске. Шашка становится дамкой. Размен. Удар или комбинация. Запереть шашку соперника
2 Приемы борьбы на шашечной доске. Способы защиты
Занятие 2.1 Открытые и двойные ходы. Способы защиты
Большая, или главная дорога. Диагонали. Ходы и взятие фигур.
Способы защиты
Занятие 2.2 Разные виды ничьей партии
Ничья в шашках. Работа с диаграммами. Тренировочная игра
Занятие 2.3 Основные приемы борьбы на шашечной доске. Простые комбинации
Что такое комбинация? Работа с диаграммами. Игра «Уголки»
Занятие 2.4 Основные приемы борьбы на шашечной доске. Делаем наилучшие ходы
Основные приёмы ходов. Понятие тактики и стратегии. Наилучшие ходы. Тренировочная игра
Занятие 2.5 Основные приемы борьбы на шашечной доске. Основы позиционной игры
Понятие оппозиции. Кто выигрывает, кто проигрывает? Делаем размен. Работа с диаграммами. Игра «Шашки»
3 Основные этапы игры в шашки
Занятие № 3.1 Дебют (кол), или начальная стадия игры
Что такое дебют в игре шашек? Как правильно играть дебют в шашках? Правила дебюта для начинающих. Тренировочная игра
Занятие № 3.2 Миттельшпиль, или середина партии
Что такое миттельшпиль в игре шашек? Правила игры в миттельшпиле. Ловушки в миттельшпиле. Тренировочная игра
Занятие № 3.3 Эндшпиль, или завершающая часть игры
Что такое эндшпиль в игре шашек? Как выиграть эндшпиль? Тренировочная игра
Занятие № 3.4 «Умники и умницы»
Закрепление полученных знаний. Шашечная игра
1.4. Планируемые результаты реализации программы
- знание шашечных терминов
- знание и выполнение правил шашечной игры;
- умение ориентироваться на шахматной доске;
- правильно расставлять шашки фигуры перед игрой;
- умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
- умение решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;
- умение общаться и договариваться со сверстниками;
- сформированность ряда качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию.
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно - учебный график
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Раздел/тема | Дата проведения | Всего | Теоретичес-кие занятия | Практичес- кие занятия | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Что нужно знать о шашках? | 6 | 4 | 2 | |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
1.2 | Происхождение шашек | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.3 | Шашечная доска | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.4 | Общие правила игры в шашки | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.5 | Основные термины | 1 | 1 | - | |
1.6 | Цель игры и определение результата партии | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Приемы борьбы на шашечной доске. Способы защиты | 5 | 2,5 | 2,5 | |
2.1 | «Открытые и двойные ходы». Способы защиты | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2.2 | «Разные виды ничьей партии» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.3 | «Основные приемы борьбы на шашеч-ной доске. Простые комбинации» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.4 | «Основные приемы борьбы на шашеч-ной доске «Делаем наилучшие ходы»» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.5 | Основные приемы борьбы на шашеч-ной доске «Основы позиционной игры» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Основные этапы игры в шашки | 4 | 2 | 2 | |
3.1. | Дебют(кол), или начальная стадия игры | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.2. | Миттельшпиль, или середина партии | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.3. | Эндшпиль, или завершающая часть игры | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.4 | «Умники и умницы» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
ВСЕГО | 15 | 8,5 | 6,5 |
2.2. Условия реализации программы:
Дополнительная обшеразвивающая программа «Шашки» рассчитана на людей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 лет и старше. В зависимости от кратности посещений и состояния здоровья получателя социальных услуг программа может считаться реализованной при не полном рассмотрении всех занятий календарно-учебного графика, но уровень усвоения теоретического и практического материала должен быть не ниже среднего.
2.3. Методическое обеспечение
Реализация программы «Шашки» основывается на следующих принципах:
- принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;
- принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, делающих учебный процесс более эффективным;
- принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками;
Для достижения положительных результатов по программе, занятия осуществляются с использованием педагогических технологий.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей на основе использования имеющегося опыта жизнедеятельности. Применение этой технологии обеспечивает возможность развития и саморазвития личности каждого человека исходя из его индивидуальных особенностей.
Технология дифференцированного обучения.
Основная цель использования технологии дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
Материально-техническое оснащение
- Учебный кабинет
- Столы
- Стулья
- Воспроизводящее устройство (ПК).
- Шкафы для наглядных пособий, учебного материала, методической литературы
- Шашки
- Демонстрационная доска
2.4. Оценочные материалы
Программа предусматривает оценивание предметных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя метод педагогического наблюдения
Эффективность программы отслеживается по итоговой диагностике (см. приложение № 2 - оценочную таблицу результатов освоения игры)
Результаты реализации программы оцениваются с помощью методов: опроса и педагогического наблюдения. Данные диагностики заносятся в карту мониторинга полученных знаний по дополнительной общеразвиваю-щей программе (приложение 2).
Критерии оценки:
Высокий уровень (2 балла) – получатель социальных услуг самостоятельно и максимально полно выполняет учебные задачи, качественно и аккуратно выполняет практическое задание. Умеет самостоятельно исправлять ошибки и неточности в своей работе.
Средний уровень (1 балл) – справляется с поставленными задачами, но прибегает к помощи педагога. Задания выполняет с ошибками. Присутствует небрежность в работе.
Низкий уровень (0 баллов) – выполняет поставленные задачи, но делает множественные грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь педагога. В работе присутствует выраженная небрежность, неточность, незаконченность.
Методы организации занятий
Словесные:
лекция; беседа; рассказ; объяснение педагога; анализ партий и типовых позиций.
Наглядные:
показ видеоматериалов; работа с демонстрационной доской.
Практические:
тренировочные игры.
Основной формой является комбинированное занятие, которое включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала (теория). Затем, как правило, следует игровая часть занятия, то есть непосредственно сама шашечная игра (практика), и подведение итогов – озвучивание результатов.
Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой форме, в виде практических занятий, решают задания на память, внимание. Особенностью методики проведения занятия является разнообразие активных видов деятельности, а именно формы тренировочных занятий должны быть многообразными, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость.
Список используемой литературы
- Вирный А. Я. Немного о шашках, но по существу. - М., 2004.
- Герцензон. Б.М. Напреенков А.А. Шашки - это интересно. Учебник шашечной игры. – СПб: Литература, 2000.
3. Куличихин А.И. История развития русских шашек. – М.: ФиС, 2006. вып. 5.
4. Литвинович В.С., Перченок И.Р. Школа позиционной игры. Русские шашки. – М.: Физкультура и спорт, 2002.
Интернет-ресурсы
- wikipedia.tel›Шашки
- ru.wikipedia.org›Русские шашки
- urok.1sept.ru›articles/644330
- nfourok.ru›dopolnitelnaya…programma-chudoshashki…
Приложение № 1
Термины в шашках
Анализ — изучение, разбор и оценка создавшейся ситуации.
Атака — наступление одной из сторон в шашечной партии.
Безупорная шашка — простая шашка, у которой отсутствует упор для размена.
Блокада — торможение продвижения вперёд шашек соперника.
Бортовая шашка — простая шашка на борту доски.
Вариант — цепочка логически связанных между собой ходов.
Выжидательный ход — тихий ход для передачи хода оппоненту.
Гамбит — жертва шашки в дебюте для захвата инициативы.
Дебют — начальная стадия партии.
Диаграмма — графическое изображение позиции на шашечной доске.
Жертва — умышленная поддача одной или нескольких шашек для получения позиционного или материального преимущества.
Золотая шашка — так называют шашку е1 белых и d8 чёрных.
Кол — название шашки с5 белых и f4 чёрных. Название дебюта.
Комбинация — серия жертв для получения материального или позиционного преимущества.
Контратака — наступление в ответ на атаку соперника.
Ловушка — западня, в которую пытаются завлечь оппонента.
Любки — две шашки по диагонали через одно поле, которое продвинута шашка другого игрока.
Манёвр — несколько тихих или ударных ходов для достижения определённого преимущества.
Миттельшпиль — срединная стадия партии.
Ничья — результат партии.
Нотация — система обозначения полей шашечной доски для ведения записи партии или отдельных позиций.
Оппозиция — противостояние белых и чёрных шашек по вертикали, горизонтали или диагонали.
Партия — процесс сражения двух сторон с первого хода до окончательного результата.
План игры — составление общей стратегической идеи, на игру в партии.
Позиция — расположение шашечных сил на доске.
Прорыв — приём, позволяющий прорваться в дамки.
Проходная шашка — шашка, которой обеспечен проход в дамки.
Размен — ударный ход, в результате которого снимается равное количество шашек обеих сторон.
Распутье — положение, когда простая шашка следующим ходом должна избрать поле для превращения дамку.
Решето — расположение шашек, когда между ними имеются свободные поля.
Роздых — позиция со свободным темпом, когда соперник обязан совершить взятие, но очередь хода за другой стороной.
Самообложение — положение, когда собственные шашки ограничивают действия и оказываются причиной поражения.
Связка — сковывание превосходящих сил соперника.
Столбняк — противостояние дамок, при котором начинающий проигрывает.
Стратегия — общий план игры.
Тактика — составная часть стратегии.
Темп — единица измерения развития шашек, тихий ход.
Теория — совокупность общих принципов и методов игры.
Тихий ход — ход шашки без взятия.
Турецкий удар — ударный ход, когда уже сбитая, но не снятая до окончания взятия шашка останавливает бьющую.
Угроза — нападение на один из объектов позиции соперника.
Ударный ход — взятие шашки (шашек) соперника.
Фланг — левая или правая половина шашечной доски.
Центр — центральные поля доски или шашки, владеющие этими полями.
Цугцванг — положение, в котором необходимость сделать ход приводит к ухудшению позиции или проигрышу.
Эндшпиль — заключительная, финальная часть партии.
Приложение №2
Мониторинг полученных знаний по дополнительной общеразвивающей программе «Шашки»
Период реабилитации с _________ по ________ 20__г.
Высокий уровень (2 балла) – получатель социальных услуг самостоятельно и максимально полно выполняет учебные задачи, качественно и аккуратно выполняет практическое задание. Умеет самостоятельно исправлять ошибки и неточности в своей работе.
Средний уровень (1 балл) – справляется с поставленными задачами, но прибегает к помощи педагога. Задания выполняет с ошибками. Присутствует небрежность в работе.
Низкий уровень (0 баллов) – выполняет поставленные задачи, но делает множественные грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь педагога. В работе присутствует выраженная небрежность, неточность, незаконченность.
Дата заполнения: ______________
Соц. педагог __________________ Н. П. Филиппова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"
Пояснительная запискаНаправленность образовательной программыСовременное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личност...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...
Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения
Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...
Авторская дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальный кружок "Акварель"
Программа разработана для детей 5-13 лет сроком реализации 4 года...
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир техники»
Программа предназначена педагогам дополнительного образования, работающим по технической направленности....
Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...