Дополнительная общеразвивающая программа «Нарды, домино, лото»
рабочая программа
Польза игр всесторонне изучена и доказана. Установлено, что во время игры в головном мозге активизируются процессы кровоснабжения, усили-вается нейронная активность в области мозга, ответственного за память и обучаемость.
Игры на 22 % уменьшают риск снижения когнитивных (познава-тельных) способностей человека. Польза от игровых занятий была замечена даже у тех людей, у кого был обнаружен ген, отвечающий за синтез алипопротеина E4 (апоE4)-вещества, которое провоцирует развитие деменции и болезнь Альцгеймера.
Крайне важна и способность игр отвлекать людей от негативных мыслей и бытовых проблем, снижать уровень стресса, улучшать психологическое состояние. Во время игры увеличивается выработка эндорфинов - гормонов счастья. Искренний смех, радость и удовольствие порой гораздо более эффективней лекарства.
Данная программа включает в себя обучение трём играм: в нарды, лото и домино.
Направленность программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Нарды, домино, лото» имеет социально-гуманитарную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nardylotodomino.docx | 53.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Заместитель директора ГКУ СО КК | Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ» | |
«Крыловский КЦРИ» | ||
______________С.А. Дубинец | _____________С.Н. Затонская | |
«_____» ____________ 2022 г. | «____» ______________2022 г. |
Дополнительная
общеразвивающая программа «Нарды, домино, лото»
Возрастная категория: получатели социальных услуг старше 18 лет
Срок реализации программы: 18 дней (14 часов)
Автор-составитель:
Филиппова Н.П. социальный педагог
отделения социальной реабилитации
ст-ца Крыловская
2022
Содержание
Раздел 1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы……………………………………….. 3
1.1. Пояснительная записка …………………………………………… 3
1.2. Цель и задачи программы …………………………………………… 5
1.3. Содержание программы …………………………………………….. 6
1.4. Планируемые результаты …………………………………………… 8
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий…… 8
2.1. Календарно - учебный график …………………………………….. 8
2.2. Условия реализации программы…………………………………… 9
2.3. Методическое обеспечение ……………………………………… 10
2.4. Оценочные материалы ……………………………………………… 11
Список литературы ………………………………………………. 12
Приложение …………………………………………………………...... 13
Раздел 1 Комплекс основной характеристики дополнительной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
Сегодня игровая терапия нашла широкое применение в работе реабили-тационных центров. Игра при этом рассматривается как действенное средство комплексной реабилитации и одновременно выполняет сразу несколько крайне важных функций: социализация, развитие, воспитание, адаптация, релаксация. Человек может свободно выражать себя, осво-бодиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социаль-ными навыками и т.д.
Игры улучшают настроение, помогают вновь ощутить радость жизни, а также сохранить гибкость ума. Участвуя в играх, человек сохраняет при-вычку проводить время содержательно и с пользой. Таким образом, сохра-няется установка на рациональное времяпрепровождение.
Польза игр всесторонне изучена и доказана. Установлено, что во время игры в головном мозге активизируются процессы кровоснабжения, усили-вается нейронная активность в области мозга, ответственного за память и обучаемость.
Игры на 22 % уменьшают риск снижения когнитивных (познава-тельных) способностей человека. Польза от игровых занятий была замечена даже у тех людей, у кого был обнаружен ген, отвечающий за синтез алипопротеина E4 (апоE4)-вещества, которое провоцирует развитие деменции и болезнь Альцгеймера.
Крайне важна и способность игр отвлекать людей от негативных мыслей и бытовых проблем, снижать уровень стресса, улучшать психологическое состояние. Во время игры увеличивается выработка эндорфинов - гормонов счастья. Искренний смех, радость и удовольствие порой гораздо более эффективней лекарства.
Данная программа включает в себя обучение трём играм: в нарды, лото и домино.
Нарды широко распространены во многих странах, на всех континентах нашей планеты. Это одна из самых демократичных игр изобретенных человеком. В нарды увлеченно играют люди самых разных возрастов и сословий. Равные шансы на старте, азартная динамичная борьба, требующая расчета, логики, интуиции, умения рисковать и, конечно, немного удачи. Рекомендуется игра всем, у кого проблемы с концентрацией внимания.
В настольное лото играют взрослые и дети возрастом от 5 лет. Считается, что подобные развлечения приносят большую пользу, поскольку они способствуют развитию: памяти, концентрации внимания, терпения, ло-гического мышления.
Домино не только просто игра, но и польза для здоровья. Она улуч-шает арифметические способности, критическое и стратегическое мышление, контролирует кровяное давление, укрепляет иммунную систему, развивает навыки общения, снимает стресс, улучшает память.
Направленность программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Нарды, домино, лото» имеет социально-гуманитарную направленность.
Для разработки дополнительной общеразвивающей программы исполь-зовались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Методические рекомендации по разработке и оформлению допол-нительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».
- Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе от 30.12.2016г. (утверждённой директором ГБУ СО КК «Крыловский КЦРИ»).
Новизна данной программы заключается в создании новой методической продукции переработанной и адаптированной для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с учётом особенностей направления работы реабилитационного учреждения.
Актуальность программы:
Актуальность данной программы обусловлена тем, что игры в нарды, лото, домино приносят большую пользу, поскольку они способствуют раз-витию: памяти, концентрации внимания, терпения, логического мышления, улучшению арифметических способностей, развивают навыки общения, снимают стресс.
Игры в нарды, лото, домино дают возможность легко найти общий интерес в иной социальной среде, с новыми людьми. Умея играть в них, человек с ограниченными возможностями здоровья легко организует свой досуг и свободное время.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа способствует развитию интереса к занятиям нардами, лото, домино, овладению элементарными основами игр, ознакомлению с основными такти-ческими идеями и приемами, получению первоначальных знаний по истории нард, лото, домино.
Отличительная особенность программы состоит в том, что процесс обучения игре в нарды, лото, домино рассматривается с двух точек зрения: первое, как процесс развития интеллекта получателя социальных услуг и, второе, как собственно процесс обучения игре. Программа рассчитана на разную категорию получателей социальных услуг, как для людей с сохранным интеллектом, так и с умственной отсталостью.
Начальный курс по обучению игре в нарды, лото, домино максимально прост и доступен. В программе не ставится задача подготовки спортсменов.
Адресат программы:
Инвалиды от 18 лет и старше, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.
Уровень программы: ознакомительный
Объём программы:
Программа включает 3 раздела: «Нарды», «Лото» и «Домино». Общий объём содержания программы составляет 14 часов.
Сроки реализации: 18 дней
Форма обучения: очная, индивидуальная, подгрупповая или групповая
Режим занятий: каждому получателю социальных услуг с ограниченными возможностями здоровья устанавливается индивидуальный или групповой режим занятий. Календарно – учебный график занятий составляется с учётом их пожеланий.
Продолжительность проведения занятий устанавливается от 20 до 45 мин. в соответствии с диагнозом и функциональными возможностями получателей услуг.
- . Цель и задачи программы
Цель программы: Создание посредством нард, лото и домино благоприятных условий для развития мышления, творческих способностей,
формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Задачи:
образовательные
- освоение знаний о нардах, лото, домино, изучение их истории, правил и законов;
- освоение объема теоретических знаний;
- формирование умений и навыков практической игры.
развивающие
- развитие логического мышления, смекалки, сообразительности, умения мыслить абстрактно;
- развитие логики, памяти, наблюдательности и внимания;
- развитие решительности и чувства ответственности за принятое решение.
воспитательные
- формирование дисциплинированности и целеустремленности;
- воспитание уверенности в своих силах, самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах;
- воспитание усидчивости, развитие пространственного воображения;
- формирование потребности в проведении досуга с пользой, снижение риска асоциального поведения.
1.3. Содержание программы:
Учебный план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Раздел/тема | Дата | Всего | Теоретические | Практические | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Нарды | 5 | 3 | 2 | |
2 | Лото | 4 | 2 | 2 | |
3 | Домино | 5 | 3 | 2 | |
ВСЕГО | 14 | 8 | 6 |
Содержание учебного плана:
- Нарды
Занятие 1.1 Вводное занятие. История нард. Основные разновидности игры
Происхождение нард. Распространение нард в мире. Популярность игры на Востоке. Разновидности игры.
Занятие 1.2 Длинные нарды. Правила игры
Начало игры в длинные нарды. Движение шашек в настольной игре. Выбрасывание шашек. Результаты в настольной игре длинные нарды. Построение и взлом "заборов". Дефицит ходов.
Занятие 1.3 Цель игры в длинные нарды. Основные термины и понятия
Цель игры. Основные термины - «зары», «голова», «дом», «дубль», «выбрасывать». Ситуации выигрыша - «марс» и «оин».
Занятие 1.4 Короткие нарды. Правила игры
Схема расположения фишек в коротких нардах. Начальная позиция. Начальный жребий. Движение шашек. Как побить и зарядить шашку. Как выбросить шашки из игры. Дополнительные правила.
Занятие 1.5 Цель игры в короткие нарды. Основные термины и понятия
Цель игры. Основные термины – «дом» – конечный маршрут фишек, «бар», «простая победа» или «оин», «двойная победа» или «марс», «тройная победа» или «кокс», «куб удвоения».
- Лото
Занятие 2.1 Вводное занятие. История лото. Вариации игры
Зарождение игры и распространение по Европе. Лото в царской России. Лото в СССР. Лото в наше время. Лото в культуре. Лото как дидактическая игра для обучения школьников.
Занятие 2.2 Правила игры в простое «Русское лото»
Состав игры «Русское лото». Правила игры. Начальная позиция. Ведущий игрок. Количество играющих. Кто выигрывает.
Занятие 2.3 Правила игры в короткое «Русское лото»
Состав игры «Русское лото». Правила игры. Начальная позиция. Ведущий игрок. Количество играющих. Кто выигрывает.
Занятие 2.4 Правила игры в «Русское лото» три на три
Состав игры «Русское лото». Правила игры. Начальная позиция. Ведущий игрок. Количество играющих. Кто выигрывает. Народные названия чисел на бочонках – «заводилки».
- Домино
Занятие 3.1 Вводное занятие. История домино. Разновидности игры История происхождения домино: версии, легенды, Происхождение названия. Европейские вариации. Домино на любой вкус - варианты игры.
Занятие 3.2 Правила игры в домино
Как играть в домино? Количество участников игры. Как ходить и отбиваться? Идем на «базар». Подсчет очков. «Рыба». Пустышка и дубль пустышки. Когда заканчивается игра?
Занятие 3.3 Игра «Спортивное домино»
Международные правила спортивного домино. Суть игры. Как считают ничью? Ситуация, когда не хватило времени доиграть партию. Кто побежда-ет в игре?
Занятие 3.4 Игра «Семёрка»
Суть игры. Количество участников игры. Кто начинает игру? Кто имеет право на дополнительный ход? «Палка». Кто выходит из игры? «Рыба». Абсолютный победитель.
Занятие 3.5 Игра «Телефон»
Суть игры. Количество участников игры. Как начинают игру? Подсчет очков. Кто побеждает в игре?
1.4. Планируемые результаты реализации программы
Получатели социальных услуг должны знать:
- правила и цель игр;
- основные термины
уметь:
- предугадывать правильные ходы;
- составлять простейший план действий в игре
знать:
- в каких случаях партия заканчивается вничью.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно - учебный график
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Раздел/тема | Дата проведения | Всего | Теоретичес-кие занятия | Практичес- кие занятия | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Нарды | 5 | 3 | 2 | |
1.1 | История нард. Основные разно-видности игры | 1 | 1 | - | |
1.2 | Длинные нарды. Правила игры | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.3 | Цель игры в длинные нарды. Основные термины и понятия | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.4 | Короткие нарды. Правила игры | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.5 | Цель игры в короткие нарды. Основные термины и понятия | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | Лото | 4 | 2 | 2 | |
2.1 | История лото. Вариации игры | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.2 | Правила игры в простое «Русское лото» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.3 | Правила игры в короткое «Русское лото» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.4 | Правила игры в «Русское лото» три на три | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Домино | 5 | 3 | 2 | |
3.1. | История домино. Разновидности игры | 1 | 1 | - | |
3.2. | Правила игры в домино | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.3. | Игра «Спортивное домино» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.4 | Игра «Семёрка» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3.5 | Игра «Телефон» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
ВСЕГО | 14 | 8 | 6 |
2.2. Условия реализации программы:
Дополнительная обшеразвивающая программа «Нарды, домино, лото» рассчитана на инвалидов с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 лет и старше. Программа может реализовываться полностью в течение 18 дней, а также по одному или нескольким разделам в зависимости от кратности посещений и состояния здоровья получателя услуг.
2.3. Методическое обеспечение
Реализация программы «Нарды, домино, лото» основывается на следующих принципах:
- принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;
- принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, делающих учебный процесс более эффективным;
- принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками;
Для достижения положительных результатов по программе, занятия осуществляются с использованием педагогических технологий.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения –
максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей на основе использования имеющегося опыта жизнедеятельности. Применение этой технологии обеспечивает возможность развития и саморазвития личности каждого человека исходя из его индивидуальных особенностей.
Технология дифференцированного обучения.
Основная цель использования технологии дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
Методы работы:
1.словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправление и предупреждение ошибок);
2. репродуктивный (воспроизведение полученной информации);
3. творческий (поиск нового стиля, новых элементов, создание работ по собственному замыслу, эскизу);
4. игровой (использование упражнений в игровой форме);
5. наглядный (демонстрация образцов).
Наглядный метод применяется совместно со словесным методом обучения. Данный метод необходим в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, так как обеспечивает высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой.
Материально-техническое оснащение
- Учебный кабинет
- Столы
- Стулья
- Воспроизводящее устройство (ПК)
- Шкафы для наглядных пособий, учебного материала, методической литературы
- Нарды
- Лото
- Домино
2.4. Оценочные материалы
Программа предусматривает оценивание предметных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя метод педагогического наблюдения
Эффективность программы отслеживается по итоговой диагностике (см. приложение № 1 - оценочную таблицу результатов освоения игры)
Критерии оценки:
За каждый освоенный пункт начисляется 1 балл.
0-5 баллов – низкий уровень освоения игры
5-10 баллов – средний уровень освоения игры
10-15 баллов – высокий уровень освоения игры.
Алгоритм занятий:
Каждое занятие программы содержит в себе следующие этапы:
- организационный этап (приветствие, создание эмоционального настроя);
- теоретический этап (сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий, подача новой информации);
- практический этап (отработка формируемых навыков на практике);
- рефлексивный этап (обобщение полученных знаний и подведение итогов).
Обобщенная структура занятия:
- постановка цели занятия;
- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- выполнение проверочных заданий;
- ознакомление с новыми заданиями;
- упражнения на их освоение;
- упражнения на их закрепление;
- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму;
- упражнения на перенос в сходную ситуацию;
- итог занятия;
- задание на дом.
Список литературы
Основная
1. Ю. Н. Амелин, М. Ю. Амелин. Короткие нарды // Всё о нардах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 128 с. - (Домашняя энциклопедия).
2. Магриль По Ю. Н. Амелин, М. Ю. Амелин. Длинные нарды //Всё о нардах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 128 с. - (Домашняя энциклопе-дия).
3. И. Ю. Фадеев. Нарды - игра тысячелетий. Самоучитель. Правила. Сборник игр. Словарь. - Пермь: Феникс, 2011.
Интернет-ресурсы
- ru.wikipedia.org›Нарды
- ru.wikipedia.org›Длинные нарды
- ru.wikipedia.org›Короткие нарды
- ru.wikipedia.org›Лото
- ru.wikipedia.org›Домино
- rusnardy.ru›materialy/shkola/
- https://polzaotvrachey.com/po
- lza-dlya-zdorovya-igry-ve-domino
Приложение №1
Оценочная таблица результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Нарды, лото, домино»
ФИО_________________________________________________
Период реабилитации с ___ по ________ 20__г.
Название тем | Первоначаль ная диагностика (в баллах) | Итоговая диагностика (в баллах) |
Нарды | ||
История нард. Основные разновидности игры | ||
Длинные нарды. Правила игры | ||
Цель игры в длинные нарды. Основные термины и понятия | ||
Короткие нарды. Правила игры | ||
Цель игры в короткие нарды. Основные термины и понятия | ||
Лото | ||
История лото. Вариации игры | ||
Правила игры в простое «Русское лото» | ||
Правила игры в короткое «Русское лото» | ||
Правила игры в «Русское лото» три на три | ||
Домино | ||
История домино. Разновидности игры | ||
Правила игры в домино | ||
Игра «Спортивное домино» | ||
Игра «Семёрка» | ||
Игра «Телефон» | ||
ВСЕГО |
Критерии оценки:
За каждый освоенный пункт начисляется 1 балл.
0-5 баллов – низкий уровень освоения программы
5-10 баллов – средний уровень освоения программы
10-15 баллов – высокий уровень освоения программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"
Пояснительная запискаНаправленность образовательной программыСовременное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личност...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...
Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения
Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...
Авторская дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальный кружок "Акварель"
Программа разработана для детей 5-13 лет сроком реализации 4 года...
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир техники»
Программа предназначена педагогам дополнительного образования, работающим по технической направленности....
Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...