Дополнительная общеразвивающая программа «Мир позитива»
рабочая программа
Значительную роль в реабилитации людей с проблемами здоровья играет общение. Даже молодой и здоровый человек без полноценного живого общения может потерять вкус к жизни. Для наших получателей социальных услуг это еще более актуально.
Люди с инвалидностью подвержены одновременному действию целого ряда неблагоприятных факторов. Их физическое, психическое, социальное, экономическое благополучие очень тесно взаимосвязаны. Снижение активности указанной категории граждан связано, прежде всего, с ограничением их трудовой деятельности, а также возникновением различных затруднений как в социально – бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям жизни современного общества.
Возникает потребность в самореализации личности в новых для неё условиях. Представить долгую и счастливую жизнь без позитивного настроя и ярких эмоций очень сложно. Как настроить жизнь этих людей на позитив-ный лад? В этом поможет, разработанная дополнительная общеразвивающая программа «Мир позитива».
Направленность программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир позитива» имеет социально-гуманитарную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_pozitiva.docx | 50.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Заместитель директора ГКУ СО КК | Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ» | |
«Крыловский КЦРИ» | ||
______________С.А. Дубинец | _____________С.Н. Затонская | |
«_____» ____________ 2022 г. | «____» ______________2022 г. |
Дополнительная
общеразвивающая программа «Мир позитива»
Возрастная категория: получатели социальных услуг старше 18 лет
Срок реализации программы: 18 дней (14 часов)
Автор-составитель:
Филиппова Н.П. социальный педагог
отделения социальной реабилитации
ст-ца Крыловская
2022
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы……………………………………… 3
1.1. Пояснительная записка …………………………………………… 3
1.2. Цель и задачи программы ………………………………………… 5
1.3. Содержание программы …………………………………………….. 5
1.4. Планируемые результаты …………………………………………….7
2. Комплекс организационно-педагогических условий …………… 7
2.1. Календарно - учебный график ……………………………………… 7
2.2. Условия реализации программы……………………………………. 8
2.3. Методическое обеспечение ……………………………………….. 8
2.4. Способы и формы выявления ожидаемых результатов и подведение итогов реализации программы ………………………………………….. 9
Используемая литература ………………….……………………………11
Приложение ……………………………………….................................. 12
Раздел 1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
Значительную роль в реабилитации людей с проблемами здоровья играет общение. Даже молодой и здоровый человек без полноценного живого общения может потерять вкус к жизни. Для наших получателей социальных услуг это еще более актуально.
Люди с инвалидностью подвержены одновременному действию целого ряда неблагоприятных факторов. Их физическое, психическое, социальное, экономическое благополучие очень тесно взаимосвязаны. Снижение активности указанной категории граждан связано, прежде всего, с ограничением их трудовой деятельности, а также возникновением различных затруднений как в социально – бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям жизни современного общества.
Возникает потребность в самореализации личности в новых для неё условиях. Представить долгую и счастливую жизнь без позитивного настроя и ярких эмоций очень сложно. Как настроить жизнь этих людей на позитив-ный лад? В этом поможет, разработанная дополнительная общеразвивающая программа «Мир позитива».
Направленность программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир позитива» имеет социально-гуманитарную направленность.
Для разработки дополнительной общеразвивающей программы исполь-зовались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Методические рекомендации по разработке и оформлению допол-нительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».
- Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе от 30.12.2016г. (утверждённой директором ГБУ СО КК «Крыловский КЦРИ»).
Новизна данной программы заключается в том, что она способствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил, активизирует внутренние личностные ресурсы, облегчает социальную адаптацию, способствует формированию межличностных навыков, компенсирует утраченные возможности людей, пробуждает жизненную активность, помогает наладить внутреннюю связанность и общение с самим собой и в целом способствует нормализации жизни.
Актуальность программы в том, что в ней внимание получателей социальных услуг обращено на всё-то позитивное, доброе, красивое, что окружает их в жизни, а также на их манеру общения. Использование позитивных утверждений чаще, чем жалоб и критических замечаний, привычка никогда не упускать из виду положительные стороны жизни, не только сохранит психическое здоровье, но и поспособствует приобретению навыков позитивного общения в обществе.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что в процессе реализации программы человеком создаются образы, так или иначе связанные с его личностью, интересами, впечатлениями, желаниями; проигрываются важные ситуации, обсуждаются сложные или непонятные моменты. Педагог контролирует, и при необходимости, корректирует эмоциональное состояние, поведение, отношение к себе и окружающему.
Отличительная особенность программы:
Программа дает возможность формировать новую ориентацию людей, направленную на формирование позитивного образа жизни. В основе программы лежит мотивация на позитив, добро, красоту, уважительную манеру общения.
Адресат программы:
Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды от 18 лет и старше, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.
Уровень программы: ознакомительный
Объём программы: программа включает 2 раздела: «Позитив, доброта вместе с нами навсегда» и «Красота спасёт мир». Общий объём содержания программы составляет 14 часов.
Срок реализации: 18 дней
Форма обучения: очная, индивидуальная, подгрупповая или групповая
Режим занятий: получателям социальных услуг с ограниченными возможностями устанавливается индивидуальный режим занятий. Календарно – учебный график занятий составляется с учётом их пожеланий.
Продолжительность проведения занятия устанавливается в соответствии с диагнозом и функциональными возможностями получателей услуг от 20 до 45 мин.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Задачи:
Образовательные
Научить:
- определять свое внутреннее состояние;
- видеть во всем только хорошее;
- основным средствам общения;
- расширить знания об окружающей действительности
Развивающие
Развивать:
- коммуникативные способности;
- эстетический вкус, воображение, мышление, фантазию, самовыражение;
- расширять круг интересов
Воспитательные
- воспитывать чувства доброты, терпимости, чуткости;
-формировать отношения к окружающей жизни, которые бы способствовали гармонизации внутреннего мира, стойкости при неудачах, защиты от негативных мыслей, умению радоваться жизни.
1.3 Содержание программы:
Учебный план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Раздел/тема | Дата | Всего | Теоретические | Практические | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Позитив, доброта вместе с нами навсегда | 8 | 4,5 | 3,5 | |
2 | Красота спасёт мир | 6 | 4 | 2 | |
ВСЕГО | 14 | 8,5 | 5,5 |
Содержание учебного плана:
- Позитив, доброта вместе с нами навсегда
- Вводное занятие
Знакомство. Беседа о содержании программы. Режим занятий. Инструктаж по технике безопасности. Методы и формы, обучения: беседа, обсуждение. Формы подведения итогов.
- Жизнь прекрасна
Улыбнись жизни, ты ей нравишься. Жизненные приоритеты. Ситуация «Банка жизни». Игра «Ладошки».
1.3. Давайте в жизни искать позитив
Как научиться жить позитивно? Преимущества позитивного мышле-ния. Дневник мыслей. Общайтесь с положительными и приятными людьми.
1.4. Что такое доброта?
В чем проявляется доброта? Доброту можно увидеть! Потребность человека в Доброте. Доброта меняет мир.
1.5. Бумеранг добрых дел
Передай добро по кругу. Закон бумеранга по жизни. Дорогой добрых дел.
1.6. Искусство быть счастливым
Что такое счастье? Жить гармонично и счастливо. Советы как быть счастливым всегда.
1.7. Давайте говорить друг другу комплименты
Примеры комплиментов. Нужно ли говорить комплименты при деловом взаимодействии? Комплимент одним словом. Самый необычный комплимент.
1.8. Радость, улыбка, смех – это путь к здоровью
II. Красота спасёт мир
2.1. Природа и красота
Красота вокруг нас. Невероятно красивые места, созданные природой. Краски природы. Красота природы и время года.
2.2. Цветы улыбка природы
Цветы – природы дар волшебный. Цветы в легендах и преданиях. Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.
2.3.О, женщина, ты чудо из чудес!
Женщина достойна восхищения. Лучшие качества женщины. Секреты женственности — какие они?
2.4. Духовная красота
Что значит духовная красота? Духовная красота в современном мире. В чём заключается духовная красота человека?
2.5. Цвет и настроение
2.6. Как прекрасен этот мир
Мир … такой разный. Наш мир прекрасен и удивителен. Мир полон чудес. Семь чудес света.
1.4. Планируемые результаты:
уметь:
- видеть, выделять прекрасное в природе в целом;
- жить в коллективе;
- анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте;
- оценивать правильность отношения человека к окружающему его миру;
- владеть нормами морали и культурного поведения;
- содержательно и разнообразно проводить свободное время;
- определять свое внутреннее состояние;
- видеть во всем только хорошее;
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарно - учебный график
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Раздел/тема | Дата прове дения | Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Позитив, доброта вместе с нами навсегда | 8 | 4,5 | 3,5 | |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | |
1.2 | Жизнь прекрасна | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.3 | Давайте в жизни искать позитив | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.4 | Что такое доброта? | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.5 | Бумеранг добрых дел | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.6 | Искусство быть счастливым | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.7 | Давайте говорить друг другу комплименты | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.8 | Радость, улыбка, смех – это путь к здоровью | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Красота спасёт мир | 6 | 4 | 2 | |
2.1 | Природа и красота | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.2 | Цветы улыбка природы | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.3 | О, женщина, ты чудо из чудес! | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.4 | Духовная красота | 1 | 1 | - | |
2.5 | Цвет и настроение | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.6 | Как прекрасен этот мир | 1 | 1 | - | |
ВСЕГО | 14 | 8,5 | 5,5 |
2.2. Условия реализации программы:
Дополнительная обшеразвивающая программа «Мир позитива» рассчи-тана на людей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 лет и старше. В зависимости от кратности посещений и состояния здоровья получателя социальных услуг программа может считаться реализованной при не полном рассмотрении всех занятий календарно-учебного графика. Если в ходе реализации программы выясняется, что получатель социальных услуг плохо усвоил какой-то конкретный материал, то в этом случае в календарно-учебный график могут быть внесены коррективы. (Для закрепления полученных знаний возможно повторение занятий).
2.3. Методическое обеспечение
Реализация программы «Мир позитива» основывается на следующих принципах:
- принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;
- принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, делающих учебный процесс более эффективным;
- принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками;
Для достижения положительных результатов по программе, занятия осуществляются с использованием педагогических технологий.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения –
максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей на основе использования имеющегося опыта жизнедеятельности. Применение этой технологии обеспечивает возможность развития и саморазвития личности каждого человека исходя из его индивидуальных особенностей.
Технология дифференцированного обучения.
Основная цель использования технологии дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
Методы работы:
1.словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправление и предупреждение ошибок);
2. репродуктивный (воспроизведение полученной информации);
3. творческий (поиск нового стиля, новых элементов, создание работ по собственному замыслу, эскизу);
4. игровой (использование упражнений в игровой форме);
5. наглядный (демонстрация образцов).
Наглядный метод применяется совместно со словесным методом обучения. Данный метод необходим в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, так как обеспечивает высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой.
Материально-техническое оснащение
- Учебный кабинет
- Столы
- Стулья
- Воспроизводящее устройство (ПК)
- Шкафы для наглядных пособий, учебного материала, методической литературы
2.4. Способы и формы выявления ожидаемых результатов и подведение итогов реализации программы
Программа предусматривает оценивание предметных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя метод педагогического наблюдения
Эффективность программы отслеживается по итоговой диагностике (см. приложение № 1 - оценочную таблицу результатов освоения программы)
Алгоритм занятий:
Каждое занятие программы содержит в себе следующие этапы:
- организационный этап (приветствие, создание эмоционального настроя);
- теоретический этап (сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий, подача новой информации);
- практический этап (отработка формируемых навыков на практике);
- рефлексивный этап (обобщение полученных знаний и подведение итогов).
Обобщенная структура занятия:
- постановка цели занятия;
- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- выполнение проверочных заданий;
- ознакомление с новыми заданиями;
- упражнения на их освоение;
- упражнения на их закрепление;
- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму;
- упражнения на перенос в сходную ситуацию;
- итог занятия;
- задание на дом.
Используемая литература
Основная
1. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг/ Под ред. А.И.Копытина. - М.: «Когито-Центр», 2017,-288 с.
2. Ростомашвили И.Е., Колосова Т.А. Психологический тренинг партнёрского общения с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном обучении: Учебно-методическое пособие/И.Е. Ростомашвили, Т.А. Колосова. – СПб.: КАРО, 2014. – 96 с.
3. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб.; Питер, 2017, -713 с.
4. Шевченко Маргарита. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых./ М.А. Шевченко – Москва: Издательство АСТ, 2017.- 176с.
Интернет-ресурсы
1.infourok.ru›…pedagogov-poisk-pozitiva-v-zhizni
2. DaStiham.ru›load/pro_zhizn/zhizn_prekrasna/152
3. infourok.ru›…davayte-govorit…drugu-komplimenti…
Приложение 1
Мониторинг полученных знаний по дополнительной общеразвивающей программе «Мир позитива»
Курс с_______________по_____________20__г.
№ п/п | ФИО получателя социальных услуг | Позитив, доброта вместе с нами навсегда | Красота спасёт мир | Навык социального поведения | Эмоциональное отношение к занятиям | ||||||||||||||||||||||||||||
Вводное занятие | Жизнь прекрасна | Давайте в жизни искать позитив | Что такое доброта? | Бумеранг добрых дел | Искусство быть счастливым | Давайте говорить друг другу комплименты | Радость, улыбка, смех – это путь к здоровью | Природа и красота | Цветы улыбка природы | О, женщина, ты чудо из чудес! | Духовная красота | Цвет и настроение | Как прекрасен этот мир | ||||||||||||||||||||
н | и | н | и | н | и | н | и | н | и | н | и | н | и | н | и | н | и | н | и | н | и | н | и | н | и | н | и | н | и | н | и | ||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Без изменений – 0 баллов;
Незначительные изменения (низкий уровень) – 1 балл;
Положительная динамика (средний уровень) – 2 балла;
Предложенный материал усвоен в полном объёме (высокий уровень) – 3 балла.
Дата заполнения: ______________ Соц. педагог____________________________Филиппова Н.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"
Пояснительная запискаНаправленность образовательной программыСовременное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личност...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...
Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения
Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...
Авторская дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальный кружок "Акварель"
Программа разработана для детей 5-13 лет сроком реализации 4 года...
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир техники»
Программа предназначена педагогам дополнительного образования, работающим по технической направленности....
Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...