Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья»
рабочая программа

Филиппова Надежда Петровна

Шахматы необычайно многогранны, они дарят своим приверженцам разнообразные эмоции и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор не удаётся. Даже современный компьютер в миллионы раз превосходящий по быстродействию человеческий мозг, не может сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии.

Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.

Направленность программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья» имеет социально-гуманитарную направленность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_belaya_ladya.docx63.71 КБ

Предварительный просмотр:

  Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

ГКУ СО КК

Директор ГКУ СО КК

«Крыловский КЦРИ»

«Крыловский КЦРИ»

______________С.А. Дубинец

_____________С.Н. Затонская

«_____» ____________ 2022 г.

«____» ______________2022 г.

Дополнительная  

общеразвивающая программа «Белая ладья»

      Возрастная категория: получатели социальных услуг старше 18 лет  

               Срок реализации программы: 18 дней (15 часов)

                                           Автор-составитель:

                                                                       Филиппова Н.П. социальный педагог

                                                                           отделения социальной  реабилитации

ст-ца Крыловская

2022

Содержание

1.  Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы………………………………………    3

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………     3

1.2. Цель и задачи программы        …………………………………………     5

1.3. Содержание программы …………………………………………….. 5

1.4. Планируемые результаты …………………………………………….7

2. Комплекс  организационно-педагогических условий …………… 8

2.1. Календарно - учебный график  ……………………………………… 8

2.2. Условия реализации программы…………………………………….  9

2.3. Методическое обеспечение    ……………………………………….. 9

2.4. Оценочные материалы ………………………………………………10

         Список литературы           ………………………………………………   12

Приложение   ……………………………………….................................. 13

                   

Раздел 1  Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

  1.  Пояснительная записка

Шахматы необычайно многогранны, они дарят своим приверженцам разнообразные эмоции и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор не удаётся. Даже современный компьютер в миллионы раз превосходящий по быстродействию человеческий мозг, не может сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии.

Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.

Направленность программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья» имеет социально-гуманитарную направленность.

Для разработки дополнительной общеразвивающей программы исполь-зовались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No

1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».

  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Методические рекомендации по разработке и оформлению допол-нительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».
  • Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».
  • Положение о дополнительной общеразвивающей программе от 30.12.2016г. (утверждённой директором ГБУ СО КК «Крыловский КЦРИ»).

Новизна данной программы заключается в создании новой методической продукции переработанной и адаптированной для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с учётом особенностей направления работы реабилитационного учреждения.

Актуальность программы: 

Актуальность данной программы обусловлена тем, что игра в шахматы развивает память, логическое мышление, усидчивость.

Игра в шахматы дает возможность легко найти общий интерес в иной социальной среде, с новыми людьми. Умея играть в шахматы, человек с ограниченными возможностями здоровья легко организует свой досуг и свободное время.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа способствует развитию интереса к занятиям шахматами, овладению элементарными основами шахматной игры, ознакомлению с основными тактическими идеями и приемами, получению первоначальных знаний по истории шахмат.

Отличительная особенность программы состоит в том, что процесс обучения игре в шахматы рассматривается с двух точек зрения: первое, как процесс развития интеллекта получателя социальных услуг и, второе, как собственно процесс обучения игре. Программа рассчитана на разную категорию получателей социальных услуг, как для людей с сохранным интеллектом, так и с умственной отсталостью.  

  Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. В программе не ставится задача подготовки спортсменов.

Адресат программы:

Инвалиды от 18 лет и старше, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.

Уровень программы: ознакомительный

Объём программы:

         Программа включает 3 раздела: «Что нужно знать о шахматах?», «Шахматные фигуры» и «Основные этапы игры в шахматы». Общий объём содержания программы составляет 15 часов.

Сроки реализации: 18 дней

Форма обучения: очная, индивидуальная, подгрупповая или групповая

Режим занятий: каждому получателю социальных услуг с ограниченными возможностями здоровья устанавливается индивидуальный или групповой режим занятий. Календарно – учебный график занятий составляется с учётом их пожеланий.

Продолжительность проведения занятий устанавливается от 20 до 45 мин.  в соответствии с диагнозом и функциональными возможностями получателей услуг.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: Создание посредством шахмат благоприятных условий для развития мышления, творческих способностей, формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Задачи:

образовательные

 - освоение знаний о шахматной игре, изучение ее истории, правил и законов;

 - освоение объема теоретических знаний;

 - формирование умений и навыков практической игры.

развивающие

 - развитие логического мышления, смекалки, сообразительности, выраба-тывание умения мыслить абстрактно;

 - развитие логики, памяти, наблюдательности и внимания;

 - развитие решительности и чувства ответственности за принятое решение.

воспитательные

 - формирование дисциплинированности и целеустремленности;

 - воспитание доброжелательного отношения, отзывчивости;

 - привитие навыков общения в коллективе и внешней культуры поведения;

 - воспитание уверенности в своих силах, самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах;

 - воспитание усидчивости, развитие пространственного воображения;

 -формирование потребности в проведении досуга с пользой, снижение риска асоциального поведения. 

1.3 Содержание программы:

Учебный план

№ п/п

Название разделов и тем

        Количество часов

Раздел/тема

Дата

Всего

Теоретические

Практические

1

2

3

4

5

6

1

Что нужно знать о шахматах?

5

3,5

1,5

1

2

3

4

5

6

2

Шахматные фигуры

7

3,5

3,5

3

Основные этапы игры в шахматы

3

1,5

1,5

ВСЕГО

15

8,5

6,5

Содержание учебного плана:

1.Что нужно знать о шахматах?

          Занятие 1.1 Вводное занятие. Происхождение шахмат

История возникновения шахмат. Легенды о шахматах. Появление шахмат на Руси. Превращение шахмат в международный вид спорта. Современное состояние игры в шахматы.

Занятие 1.2 Шахматная доска

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Отличие диагонали от вертикали. Обозначения клеток шахматной доски. Расположение доски между партнёрами.

Занятие 1.3 Шахматная нотация 

Система знаков. Обучение записи шахматной партии. Виды шахматной нотации. Общепринятая (самая известная) шахматная нотация.

Занятие 1.4 Общие правила игры в шахматы

Знакомство с правилами игры в шахматы. Правило «тронул-ходи». Защита короля. Контроль за центром шахматной доски.

Занятие 1.5 Основные термины

Знакомство с терминами для описания ситуации или действия на доске. Шахматная стратегия. Шах. Мат. Пат. Демаркационная линия.

2. Шахматные фигуры

Занятие 2.1 Расположение фигур на поле

Начальная расстановка фигур на шахматной доске в классических шах-матах. Название и обозначение шахматных фигур.

Занятие 2.2 Ценность используемых фигур

Шесть видов шахматных фигур. Назначение. Относительная ценность.

Занятие 2.3 Пешка

Положение пешки на доске. Как ходит пешка? Как бьёт пешка? Какими пешками лучше начинать игру? «Взятие пешки на проходе». Превращение пешки в любую другую фигуру.

Занятие 2.4 Лёгкие фигуры (конь и слон)

Конь и слон. Расположение на шахматной доске. Ход каждой фигуры, взятие. Белопольные и чернопольные конь и слон. Когда лучше вступать в игру лёгким фигурам?

Занятие 2.5 Тяжёлые фигуры (ферзь и ладья)

Ладья и ферзь. Расположение на шахматной доске. Ход каждой фигуры, взятие. Белопольные и чернопольные ферзь и ладья. Когда лучше вступать в игру тяжёлым  фигурам?

Занятие 2.6 Король

Король - ключевая фигура игры. Расположение на шахматной доске. Ход короля и взятие. Мат королю.

Занятие 2.7 Рокировка. Размен фигур

Рокировка в шахматах: как её нужно делать? Зачем делают рокировку? Правила рокировки. Виды рокировки. Когда рокировку делать не следует?

Размен фигур. Размен парных фигур. Достижение позиционного преимущества. Изменение пешечной структуры.

3. Основные этапы игры в шахматы

Занятие № 3.1 Дебют, или начальная стадия игры. Тонкости нападения

Что такое дебют в шахматной партии? Как правильно играть дебют в шахматах? Правила дебюта для начинающих. 14 самых важных дебютов.

Занятие № 3.2 Миттельшпиль, или середина партии

Что такое миттельшпиль в шахматной партии? Как  играть миттельшпиль в шахматах? Правила игры в миттельшпиле. Семь простых, но мощных идей для миттельшпиля.

Занятие № 3.3 Эндшпиль, или завершающая часть игры

Что такое эндшпиль в шахматной партии? Как  играть эндшпиль в шахматах? Эндшпиль, который обязан знать любой шахматист. Пять эффективных идей Эндшпиля.

1.4  Планируемые  результаты  реализации программы

Получатели социальных услуг должны знать:

 - название фигур и уметь их отличить;

 - правила и цель игры;

 - основные шахматные термины;

 - ходы и взятие фигур;

 - ценность фигур.

уметь:

 - предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;

 - правильно защищать короля от угроз;

 - составлять простейший план действий в игре.

 знать:

 - в каких случаях партия заканчивается вничью;

уметь:

 - правильно делать рокировку;

 - ставить мат королю противника различными фигурами (ферзем, двумя ладьями);

 - решать 1-2- ходовые задачи;

 - от начала до конца грамотно разыгрывать шахматную партию.

2. Комплекс  организационно-педагогических условий

2.1. Календарно - учебный график

№ п/п

Название разделов и тем

        Количество часов

Раздел/ тема

Дата прове

дения

Всего

Теоретичес-кие занятия

Практичес-

кие занятия

1

2

3

4

5

6

1

Что нужно знать о шахматах?

5

3,5

1,5

1.1

Происхождение шахмат

1

1

-

1.2

Шахматная доска

1

0,5

0,5

1.3

Шахматная нотация 

1

0,5

0,5

1.4

Общие правила игры в шахматы

1

0,5

0,5

1.5

Основные термины

1

1

-

2

Шахматные фигуры

7

3,5

3,5

2.1

Расположение фигур на поле

1

0,5

0,5

2.2

Ценность используемых фигур

1

0,5

0,5

2.3

Пешка

1

0,5

0,5

2.4

Лёгкие фигуры (конь и слон)

1

0,5

0,5

2.5

Тяжёлые фигуры (ферзь и ладья)

1

0,5

0,5

2.6.

Король

1

0,5

0,5

2.7.

Рокировка. Размен фигур

1

0,5

0,5

3

Основные этапы игры в шах-маты

3

1,5

1,5

3.1.

Дебют, или начальная стадия игры. Тонкости нападения

1

0,5

0,5

3.2.

Миттельшпиль, или середина партии

1

0,5

0,5

1

2

3

4

5

6

3.3.

Эндшпиль, или завершающая часть игры

1

0,5

0,5

ВСЕГО

15

8,5

6,5

2.2.  Условия реализации программы:

Дополнительная обшеразвивающая программа «Белая ладья» рассчитана на инвалидов с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 лет и старше.  Программа может реализовываться полностью в течение 18 дней, а также по одному или нескольким разделам в зависимости от кратности посещений и состояния здоровья получателя услуг.

2.3.  Методическое обеспечение

Реализация программы «Белая ладья» основывается на следующих принципах:

- принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;

- принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, делающих учебный процесс более эффективным;

- принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками;

Для достижения положительных результатов по программе, занятия осуществляются с использованием педагогических технологий.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей на основе использования имеющегося опыта жизнедеятельности. Применение этой технологии обеспечивает возможность развития и саморазвития личности каждого человека исходя из его индивидуальных особенностей.

Технология дифференцированного обучения.

 Основная цель использования технологии дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт  возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

Методы работы:

1.словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправление и предупреждение ошибок);

2. репродуктивный (воспроизведение полученной информации);

3. творческий (поиск нового стиля, новых элементов, создание работ по собственному замыслу, эскизу);

4. игровой (использование упражнений в игровой форме);

5. наглядный (демонстрация образцов).

Наглядный метод применяется совместно со словесным методом обучения. Данный метод необходим в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, так как обеспечивает высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой.

Материально-техническое оснащение

  1. Учебный кабинет 
  2. Столы
  3. Стулья
  4. Воспроизводящее устройство (ПК).
  5. Шкафы для наглядных пособий, учебного материала, методической литературы
  6. Шахматы
  7. Шахматные часы

2.4. Оценочные материалы

Программа предусматривает оценивание предметных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя метод педагогического наблюдения

Эффективность программы отслеживается по итоговой диагностике (см. приложение № 1 - оценочную таблицу результатов освоения игры)

    Критерии оценки:

За каждый освоенный пункт начисляется 1 балл.

0-5 баллов – низкий уровень освоения игры

5-10 баллов – средний уровень освоения игры

10-15 баллов – высокий уровень освоения игры.

Высокий уровень: получатель социальных услуг имеет представление о  «шахматном королевстве». Умеет   быстро и правильно находить поля, верти-кали и диагонали. Знает,  различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У него развита познавательная активность, логическое мышление, воображение зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Он обладает навыками счёта предметов, умением соотносить количество и число. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Умеет за-писывать  шахматные партии.

Средний уровень: получатель социальных услуг затрудняется в уме-нии   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.

 Низкий уровень: получатель социальных услуг не умеет   быстро и пра-вильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает,  не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать  шахматные партии.

Для удобства фиксирования результатов освоения игры можно использовать следующую таблицу.

Алгоритм занятий:

Каждое занятие программы содержит в себе следующие этапы:

- организационный этап (приветствие, создание эмоционального настроя);

- теоретический этап (сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий, подача новой информации);

- практический этап (отработка формируемых навыков на практике);

- рефлексивный этап (обобщение полученных знаний и подведение итогов).

Обобщенная структура занятия:

- постановка цели занятия;

- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

- выполнение проверочных заданий;

- ознакомление с новыми заданиями;

- упражнения на их освоение;

- упражнения на их закрепления;

- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму;

- упражнения на перенос в сходную ситуацию;

- итог занятия;

- задание на дом.

Список литературы

Основная

1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009.

2. Карпов, А. Е. Весело учитесь шахматам / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;

3. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;

4. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры / Эмануил Ласкер. – М.: Терра-спорт, 2018. - 411с.

5. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;

6. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинающих / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008.

Интернет-ресурсы

1. infourok.ruprogramma-belaya-ladya…detey-s-ovz…v…

2. aloe-spa.ru›Шахматы-Краснодар

2. xchess.ru›…debyutov-kotorye…znat…shakhmatist.html

3. chessmatenok.ru›chto-takoe-debyut-v-shahmatah/

4. chessmatenok.ru›Миттельшпиль в шахматах

5. xchess.ru›7…no…mittelshpilya…vyigryvat-partii.html

6. xchess.ru›5…idej-endshpilya…znat…shakhmatist.html

7. chesswood.ru›Уроки шахматной игры›Что такое эндшпиль в шахматах

Приложение №1

Оценочная таблица результатов освоения игры по дополнительной общеразвивающей программе «Белая ладья»

ФИО_________________________________________________

Период реабилитации с _________ по ________ 20__г.

Название  тем

Первоначаль

ная

диагностика

(в баллах)

Итоговая

диагностика

(в баллах)

Происхождение шахмат

Шахматная доска

Шахматная нотация 

Общие правила игры в шахматы

Основные термины

Расположение фигур на поле

Ценность используемых фигур

Пешка

Лёгкие фигуры (конь и слон)

Тяжёлые фигуры (ферзь и ладья)

Король

Рокировка. Размен фигур

Дебют, или начальная стадия игры. Тонкости нападения

Миттельшпиль, или середина партии

Эндшпиль, или завершающая часть игры

ВСЕГО

   

 Критерии оценки:

За каждый освоенный пункт начисляется 1 балл.

0-5 баллов – низкий уровень освоения игры

5-10 баллов – средний уровень освоения игры

10-15 баллов – высокий уровень освоения игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"

Пояснительная запискаНаправленность  образовательной программыСовременное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личност...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения

Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальный кружок "Акварель"

Программа разработана для детей 5-13 лет сроком реализации 4 года...

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир техники»

Программа предназначена педагогам дополнительного образования, работающим по технической направленности....

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...