Учебно-методический материал
методическая разработка

Методические указания по дисциплине "Право" для обучающихся СПО

Методические указания по дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА»

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ РЭУ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА

КОЛЛЕДЖ

Основы философии

методические указания по выполнению семинарских занятий и

 организации самостоятельной работы

для обучающихся СПО

всех специальностей и форм обучения

Воронеж 2021


Журкина Н. В. Основы философии: методические указания по выполнению семинарских занятий и организации самостоятельной работы для обучающихся СПО всех специальностей и форм обучения / Н. В. Журкина. - Воронеж: Воронежский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2021. - 37 с.

 

 

Методические указания содержат общие указания по выполнению семинарских занятий и организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы философии» для обучающихся всех форм обучения. Они подготовлены в соответствии с тематикой рабочей программы, содержат вопросы по изучаемым темам и задания для семинарских занятий, способствующие закреплению знаний по изученному теоретическому материалу.

 

 

 

 

Сведения о составителях:

Журкина Наталья Викторовна – преподаватель колледжа Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

 

 

                                                                   

Переутверждено на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин, протокол №11 от «30» июня 2021 г.

Рекомендовано к использованию в учебном процессе Методическим советом Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, протокол № 6 от «05» июля 2021 г.

                                                                                 


Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………

стр.5

3. Структурно-содержательная реконструкция курса «Основы философии»

4.   Задания в тестовой форме…………………………………………..

стр.8

стр.19

5. Методические указания по организации учебных занятий и подготовки к ним  

стр.26

6.   Перечень вопросов …………………………………………………..

стр.31

7.   Перечень тем для рефератов…………………………………………

8.   Темы философских сочинений и эссе………………………………..

9.   Источники литературы………………………………………………..

стр.32

стр.33

стр.37

Пусть никто в молодости не откладывает

занятия философией,  а в старости не устает

заниматься философией; ведь никто не бывает

ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души.

Эпикур, древнегреческий философ

ВВЕДЕНИЕ

        Философия - это один из компонентов духовной культуры человечества.

Философия - это такое знание, которое учит анализировать, делать выводы, сравнивать, сопоставлять, то есть развивает человеческое мышление. Философия обогащает знаниями, которые возвышают человека над каждодневными, рутинными обязанностями и делами, но при этом позволяет всесторонне рассматривать возникающие проблемы в любой сфере деятельности и находить адекватные и эффективные выходы из проблемных ситуаций. Философия развивает творческие способности, позволяет глубже и лучше понять окружающий мир, людей и самого себя.

Философия имеет длительную историю, но, несмотря на это, философия продолжает существовать и в наши дни, она продолжает задавать «вечные» философские вопросы и отвечать на них. Конечно, изучая философию, можно заметить, что от эпохи к эпохе она заостряла свое внимание на разных вопросах, приоритет отдавала разным проблемам. В настоящее время философию в большей степени волнуют проблемы бытия человека, его сознания, анализ языка, философия и методология науки и другое. Это говорит о том, что современное общество озабочено стремлением понять, в первую очередь, природу и специфику человеческого существа, особенности его внутреннего мира, проблемы взаимоотношения человека и других людей. Это также говорит о том, что все большую роль в современной цивилизации играет наука, и человек, в том числе и в форме философии, пытается осмыслить ее природу, значение для человека, последствия научных исследований.

В курсе «Основы философии» вы будете изучать:

  • предмет философии, место и роль философии в культуре;
  • становление философии и ее структуру, основные направления и школы философии;
  • научные, философские и религиозные картины мира;
  • этапы исторического развития философии: древнеиндийскую, древнекитайскую и античную философию, философию средних веков и Возрождения, Нового времени и Просвещения, классическую немецкую и постклассическую европейскую философию, русскую философию;
  • философские понятия и категории, идеи и концепции;
  • проблемы социальной философии: общество и его структуру, человека в системе социальных связей, общество как социально-практический способ бытия человека;
  • проблемы философской антропологии: смысл человеческого бытия, его свобода и ответственность, мораль и право, нравственные ценности, сознание и самосознание и др.;
  • философское осмысление глобальных проблем современности.

Цели курса:

  • дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре;
  • познакомить с философскими понятиями и категориями — инструментарием философских знаний;
  • дать знания по основным разделам философии: онтологии, гносеологии, учении об обществе и человеке;
  • дать понятие об исторических типах философии и философствования, концепциях и направлениях философской мысли;
  • познакомить с отечественной философией: ее становлением, идеями и концепциями;
  • помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание;
  • научить определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит в мире;
  • воспитывать культуру разумного мышления и ценностную оценку явлений действительности.

После изучения курса вы сможете:

  • владеть философским инструментарием и ориентироваться в социокультурном знании;
  • знать о назначении философии в современной культуре, ее структуру и исторические типы;
  • уметь ориентироваться в огромном множестве мнений и концепций, верований и ценностей и раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности;
  • определять, откуда появились современные идеи и куда они ведут, постигать причины явлений, «смотреть в корень»;
  • правильно мыслить, отделяя главные проблемы от второстепенных;
  • осмысленно подходить к жизни;
  • понимать глобальные аспекты и их последствия.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования   культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картины мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ

РЕКОНСТРУКЦИЯ  КУРСА «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

       

        Раздел 1. Сущность, структура и значение философии.

Тема 1.1.  Введение. Предмет философии. Проблемы философии и ее роль в обществе.

Аннотация

Изучив первую тему, мы ответили с Вами на вопрос, что такое философия. Рассмотрели проблему социокультурной ценности философского знания. Увидели, как будет структурироваться курс философии. Ввели целый ряд основных философских понятий: онтология, гносеология, философская антропология, материальное и идеальное и др. Раскрыли функции философии и структуру философского знания. Теперь мы имеем представление о том, что такое мифологическое, религиозное, философское и научное мировоззрение, вследствие чего можем ориентироваться в огромном множестве мнений и ценностей, определять роль философии в обществе.

Студент должен

иметь представление:

  • о предмете философии и её социокультурной ценности;

знать:

  • философию как мировоззрение;
  • функции философии;
  • структуру философии;

уметь:

  • выявлять различие между философским, религиозным и научным мировоззрением.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое «философия» и каким образом проходил процесс становления философского знания?
  2. Каковы цель и предназначение философии?
  3. Что является предметом философского исследования?
  4. Что входит в структуру философии?
  5. Охарактеризуйте функциональное назначение философии.
  6. Как соотносятся мифология и философия, религия и философия, наука и философия?
  7. В чем проявляется социокультурная ценность философии?

Раздел 2. Основные исторические типы философского знания.

Аннотация

Во втором разделе вы изучили становление и развитие философии в Древнем мире. Выделили общие закономерности развития и различия в философской проблематике Востока и Запада. Вы познакомились с философскими школами и течениями Древней Индии, Китая, античного мира, их главными положениями, принципами и особенностями. Познакомились с философией Средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения. Источником средневековой философии явились философские идеи Платона и Аристотеля, античный неоплатонизм. Философия Возрождения обращается к основополагающим принципам античности. Философия Нового времени опирается в теории познания на эмпирический и рационалистический методы с преобладанием последнего. Философия Просвещения ставит своей целью путем просвещения переустроить общественный порядок на разумных началах. Вы познакомились с классической немецкой философией, постклассической европейской и русской философией. К классической философии  относятся философские учения И.Канта, И. Фихте, Г.Гегеля, Ф.Шеллинга, Л. Фейербаха, философию которых отличают высочайший уровень и значимость решаемых проблем. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Развитие классической философии завершилось к середине 19в. Философия второй половины 19-20 вв. получила название постклассической, или неклассической. Если классическая философия объясняет картину мира с идеалистических позиций, то постклассическая философия – с материалистических и идеалистических неклассических позиций.

Можно сказать, что постклассическая европейская философия ставит и решает антропологические проблемы. Мы попытались с Вами подробно рассмотреть историю русской философии, становление которой проходит в три этапа. Русская философия, начиная с принятия христианства и до философских систем начала 20 в., представляет собой поступательное движение философской мысли. Русская философия внесла достойный вклад в общемировую философию.

Тема 2.1. Философия Древнего мира.

Студент должен:

знать:

  • персоналии и терминологию философии Индии, Китая, Греции;

уметь:

  • ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Чем объяснить деление индийской философии на периоды?
  2. Назовите основные заповеди буддизма.
  3. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятие «Инь» и «Ян»?
  4. Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?

Тема 2.2.  Высокая классика древнегреческой философии

Студент должен:

знать:

  • специфику философских школ Древней Греции;

       Тема 2.3. Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима.

  1. Какой вопрос был центральным в учении досократиков?

            2.  В чем главная особенность классической философии?

            3.  Назовите основные философские школы эллинизма.

      Тема 2.4. Философия Средних веков.

Студент должен:

знать:

  • философскую мысль Средневековья и её основные религиозно-философские направления;
  • философию Возрождения и её главные особенности;
  • персоналии и терминологию философии Средневековья и эпохи Возрождения;

уметь:

  • выявлять сходства и различия философских концепций данных эпох.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы характерные особенности философии средневековья?
  2. Какие философские течения возникли в эпоху средневековья?
  3. В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?
  4. Что способствовало становлению нового философского мировоззрения в эпоху Возрождения?
  5. Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения и в чем их суть?

Тема 2.5. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

Студент должен:

знать:

  • философию Возрождения и её главные особенности;
  • персоналии и терминологию философии эпохи Возрождения;
  • философию нового времени и характерные черты её онтологии и гносеологии;
  • персоналии и терминологию философии Нового времени;

уметь:

  • анализировать свои взгляды в контексте общих идей развития философии Нового времени.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что способствовало становлению нового философского мировоззрения в эпоху Возрождения?

2. Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения и в чем их суть?

     3. Каковы характерные черты онтологии Нового времени?

Тема 2.6. Немецкая классическая философия. Марксистская философия.

Студент должен:

знать:

  • особенности классической немецкой философии и её персоналии;
  • особенности философии марксизма.

уметь:

  • анализировать свои взгляды в контексте общих идей развития классической немецкой философии

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите сторонников эмпирического и рационалистического методов познания. В чем суть этих методов?
  2. Какова главная цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества?
  3. В чем суть теорий общественного договора и естественного права?
  4. Назовите исторические рамки и основные черты немецкой классической философии.
  5. Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов?
  6. В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?
  7. В чем суть марксистской философии?

Тема 2.7. История русской философии.

Студент должен:

знать:

  • тенденции развития русской философии;
  • персоналии и терминологию русской философии;
  • направления в  русской философии 19-20 вв.

уметь:

  • анализировать свои взгляды в контексте общих идей развития русской философии.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите этапы развития русской философии.
  2. В чем заключается феноменальность русской философии?
  3. Перечислите характерные черты русской философии.
  4. В чем состоят особенности русской философии 19-20в.?
  5. Назовите и охарактеризуйте направления русской философии 19-20в.
  6. Какой вклад внесла русская философия в общемировую?

Тема 2.8. Иррационалистические школы западной философии. Студент должен:

знать:

- персоналии и терминологию философии Новейшего времени;

- основные направления постклассической философии;

уметь:

- анализировать свои взгляды в контексте общих идей развития философии Новейшего времени.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите философские течения постклассической европейской философии и их представителей.
  2. Назовите причины возникновения экзистенциализма.
  3. Раскройте суть философии экзистенциализма.

Раздел 3. Философское  осмысление  природы  и  развития.

Аннотация

Вы познакомились с основами философского понимания мира, такими разделами философии, как онтология и гносеология. Философские представления  о бытии были представлены в онтологии, проблемам познания посвящена такая часть философии, как гносеология.

Тема 3.1.  Учение о бытии. Сущность и формы материи. Философия развития.

Студент должен:

знать:

-что изучает  раздел философии «Онтология»;

-основные понятия философской онтологии;

-основные формы существования материи.

- философское понимание природы;

- научный взгляд на происхождение и устройство Вселенной.

- современные представления о происхождении Вселенной;

- научную картину мира;

- трактовку различных картин мира;

уметь:

- оперировать основными понятиями космологии;

- объяснять различия между философской и религиозно-мифологической картинами мира.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что изучает онтология, каковы основные вопросы онтологии?
  2. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»: что их объединяет и в чем их различие, какова взаимосвязь между ними?
  3. Что такое материальное? Что такое идеальное?
  4. Охарактеризуйте формы существования материи.
  5. Что такое субстанция? Каковы её формы?

            6.   Как изменялись философские воззрения о природе?

            7.  Что такое биосфера и ноосфера, кем были введены эти понятия и почему?

              8.    Как влияет природа на развитие общества и общество на природу?

           9.    Что такое коэволюция?

            10.        Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира?

            11.        Почему в рамках философской картины мира существуют различные модели мира?

            12.        Охарактеризуйте научную картину мира.

Раздел 4. Проблема  человека,  сознания  и  познания  в  философии.

Аннотация

В этом разделе, посвященном философской антропологии, вы познакомились с философскими представлениями о сущности и природе человека. Проблема человека была и остается «Загадкой человеческого Я», в решении  которой пытаются принять посильное участие многие науки, среди них и философия.

Вы узнали о различных теориях антропогенеза, и представляете, какие конкретные выводы в области психологии и педагогики имеет проблема биологического и социального в человеке. Мы проследили постоянное изменение взглядов философов в понимании человека, моральных, религиозных и эстетических ценностей его существования и познакомились с современными теориями, посвященными проблеме  личности. Сведения, полученные из области философской антропологии, позволяют вам лучше понять себя и других.

Вам были представлены основные понятия, такие как материя и сознание, диалектика и метафизика. Вы уяснили смысл проблем, занимавших мыслителей на протяжении всей истории философии. Теперь вы имеете представление о сложности процесса познания мира и его противоречиях. Вы научились различать типы философских позиций в понимании мира, стали понимать причины изменений представлений о мироустройстве. Вы знаете о том, что мифология и религия, философия и наука предполагают разные картины мира, и понимаете различие между ними. Вы познакомились с философским подходом к изучению природы и форм её существования.

Тема 4.1.  Сущность и смысл существования человека.

Студент должен:

знать:

- основные понятия философской антропологии;

- теории происхождения человека на Земле;

- образ и трактовку человека в истории философской мысли;

-определения понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»;

- биологические и социальные составляющие человека;

- что понимают под «природой» и «сущностью» человека;

- аспекты бытия человека;

- основные категории человеческого бытия;

- называть и характеризовать фундаментальные характеристики человека.

уметь:

- рассматривать свои собственные представления о человеке в контексте истории философии;

- называть и характеризовать фундаментальные характеристики человека;

       - формировать собственные взгляды на индивидуальное и личностное бытие.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте краткую характеристику основных теорий происхождения человека.
  2. Какие проблемы рассматриваются в философской антропологии?
  3. Перечислите основные биологические и социальные факторы антропогенеза.
  4. Чем различались образы человека, создаваемые в разные исторические эпохи?

5.        Назовите основные качества, составляющие природу человека.

6.        Какое из существенных качеств вы считаете определяющими? Обоснуйте свой ответ.

7.        Дайте определение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

             8.   Перечислите основные категории человеческого бытия.

             9.  Что  такое ценности? Как называется часть философии, изучающая ценности?

            10. Что такое «Смысл жизни»?

       11. Охарактеризуйте известные вам концепции смысла жизни.

        Тема 4.2.  Происхождение  и сущность сознания.

Студент должен:

знать:

- понятие сознания;

- структура сознания;

- функции сознания;

уметь:

- делать самостоятельные выводы и соотносить теорию с практикой.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое сознание?
  2. Каковы основные функции сознания?
  3. Каковы элементы структуры сознания?
  4. Как соотносятся сознание и мышление?
  5. Что такое самосознание?

        Тема 4.3.  Теория познания.

Студент должен:

знать:

- что изучает раздел философии «Гносеология»;

- основные понятия философской гносеологии;

- особенности чувственного и рационального познания;

- критерии истины.

уметь:

- анализировать основные вопросы гносеологии.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое гносеология и какие именно вопросы обсуждаются в этой части философии?
  2. В чем суть спора между гностицизмом и агностицизмом?
  3. Как менялись представления о субъекте познания в истории философии?
  4. Какие существуют концепции истины?
  5. Что такое критерий истины?

Раздел 5. Социальная философия. 

Аннотация

В данном разделе вы познакомились с философскими представлениями об изменении отношения общества и природы.  Вы рассмотрели общество как систему, динамическую, саморазвивающуюся. Сделали акцент на духовную сферу и её составляющие: религию, мораль, культуру, искусство. Познакомились с различными взглядами философов на исторический процесс и проблемы типологии истории. Теперь вы знаете, что перспективы дальнейшего развития современного общества определяются тем, способно ли будет человечество справиться с теми глобальными проблемами, перед лицом которых оно оказалось. У футурологов и философов нет полного мнения о том, что нас ожидает. Проектируются разные сценарии обозримого будущего. Помочь в их поиске может философия. Именно философия помогает осознать современные проблемы и предлагает пути их решения.

       Тема 5.1. Общество и его развитие.

Студент должен:

знать:

-теорию и методологию познания общества;

- основные сферы общественной жизни;

- диалектику общественного развития;

- определение понятий: религия, мораль;

- мировые религии;

- сущность свободы совести;

- ветви в христианстве: православие, католицизм, протестантизм;

- основные категории этики.

уметь:

-анализировать социальные явления;

- ориентироваться в многообразии религиозных конфессий.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение общества.
  2. Сформулируйте определение сферы общественной жизни. Перечислите её составляющие.
  3. Какие сферы общественной жизнедеятельности можно выделить?
  4. Какие методы социального познания вам известны?
  5. Что относится к духовной сфере жизни общества?
  6. Что такое религия?
  7. Какие мировые религии вам известны?
  8. Что такое мораль? Какой философский раздел изучает данную проблематику?

        Тема 5.2. Философия культуры.

Студент должен:

знать:

- понятие и функции культуры;

- разновидности культуры;

- место и роль искусства в обществе;

- философское понимание науки.

уметь:

- формировать культурно-значимые качества личности.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое культура?
  2. Что представляет собой материальная и духовная культура?
  3. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?
  4. Что такое наука?
  5. Перечислите критерии научности. Какие из них, по вашему мнению, являются наиболее важными?

        Тема 5.3. Глобальные проблемы современности.

Студент должен:

знать:

- глобальные проблемы современности;

- философские концепции современного общества и его будущего;

- смысл проблем, занимающих футурологов и глобалистов.

уметь:

- ориентироваться в современных сценариях мирового развития.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое глобальные проблемы? Назовите их основные характеристики.
  2. Как связаны между собой глобальные проблемы?
  3. Перечислите основные принципы стратегии устойчивого развития. В чем основные цели этой стратегии?
  4. В чем заключается особенности подхода мальтузианства и неомальтузианства к демографическим проблемам? Перечислите идеи основных представителей этих направлений.
  5. Что изучает наука футурология?

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

РАЗДЕЛ 1. Развитие философского знания. Основные вехи мировой философской мысли

1. Закончите определение: «Мировоззрение – это…».

а) совокупность объективных знаний о действительности, отражающих существенные свойства предметов и явлений, а также внутренние закономерности их развития;

б) система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе;

в) система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются социальные проблемы и конфликты, конструируются и обосновываются цели (программы) социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение данных общественных отношений».

2. Выделите основные структурные компоненты мировоззрения:

а) ценности;

б) знания;

в) все ответы верны.

3. Философия обладает следующими характеристиками (выберите соответствующие пункты):

а) стремится к систематической целостности знания;

б) подтверждает свои выводы экспериментом;

в) безразлична к противоречию.

4. К основным функциям философии относятся (выделите правильные варианты ответа):

а) адаптационная;

б) управленческая;

в) мировоззренческая.

5. Назовите философскую дисциплину, исследующую всеобщие предпосылки познания и условия его достоверности:

а) гносеология;

б) логика;

в) теология.

6. Назовите время возникновения первых натурфилософских учений в Древней Греции?

а) IX – VIII вв. до н. э.;

б) III – IVвв.;

в) VI – V вв. до н. э.

7. Из перечисленных ниже мыслителей назовите представителей классического этапа в развитии античной философии:

а) Гесиод;

б) Лукреций Кар;

в) Сократ.

8. Укажите особенности древнегреческого философского мышления:

а) субъективизм;

б) космоцентризм;

в) иррационализм.

9. Креационизм как принцип средневекового философского мышления означает:

а) признание человека венцом творения;

б) признание сотворения Богом мира из ничего как основной

посылки средневековых учений о природе;

в) отрицание целесообразности в природе.

10. Укажите основные принципы средневекового философского мышления:

а) теоцентризм;

б) дуализм;

в) рационализм.

11. Назовите основные этапы развития средневековой философии:

а) патристика;

б) схоластика;

в) все ответы верны.

12. Выделите характерные черты философии эпохи Возрождения:

а) антропоцентризм;

б) онтологизм;

в) социоцентризм.

13. Выделите основное утверждение эмпиризма:

а) мир в принципе непознаваем;

б) разум играет определяющую роль в познании;

в) познание действительности должно опираться на опыт.

14. Назовите, кто из ниже перечисленных европейских мыслителей является представителем философии Просвещения:

а) Исаак Ньютон;

б) Франсуа Мари Вольтер;

в) Фома Аквинский.

15. Назовите представителя немецкой классической философии:

а) Ф. Бэкон;

б) Ф. Аквинский;

в) И. Кант.

РАЗДЕЛ 2. Основы философского понимания мира

1. Онтология – это философская наука:

а) о познании;

б) о бытии;

в) о человеке.

2. К основным формам бытия относятся:

а) бытие природы;

б) бытие Бога;

в) виртуальное бытие.

3. Укажите, какие из приведенных ниже определений характеризуют классические подходы к пониманию материи:

а) материя – это необходимый субстрат (материал), из которого произведены все вещи;

б) материя – это все то, что занимает место в пространстве, т. е. обладает такими характеристиками, как протяженность, объем, плотность, масса, непроницаемость;

в) все ответы верны.

4. Уточните, что относится к формам духовно-практической познавательной  деятельности:

а) мифологическое познание;

б) философское познание;

в) обыденное познание.

5. Определите, что не является основными формами чувственного познания:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) впечатление.

6. Укажите, что является основными формами научного знания:

а) научная полемика;

б) научная литература;

в) научная теория.

7. Истина – это:

а) информация об окружающем мире;

б) соответствие знаний с реальностью;

в) образец, совершенное, благое и прекрасное.

8. Критерием истины является:

а) чувства;

б) предположение;

в) практика.

9. Антиподом истины является:

а) ложь;

б) заблуждение;

в) догма.

10. В структуру сознания входит:

а) интеллект и воля;

б) эмоции и мотивация;

в) все ответы верны.

РАЗДЕЛ 3. Философия человека 

1. Укажите, кто из указанных мыслителей представляет экзистенциально-персоналистскую стратегию интерпретации человека:

а) Платон;

б) И. Кант;

в) А. Камю.

2. Определите, какие из ниже перечисленных концепций антропогенеза отстаивают идею естественного происхождения человека:

а) креационистская;

б) трудовая;

в) уфологическая.

3. Учение, согласно которому смысл человеческой жизни состоит в достижении счастья, называется:

а) гедонизм;

б) эвдемонизм;

в) ригоризм.

4. Раздел философии, изучающий природу, сущность и предназначение
человека - это :

а)        онтология;

б)        гносеология;

в)        антропология.

5. К вопросам современной антропологии не относится вопрос:

а)        что первично;

б)        что такое личность;

в)        в чем смысл жизни.

6. Биологическая природа человека проявляется:

а)        в его анатомии и физиологи;

б)        в генофонде;

в)        все ответы  верны.

7. Понятие характеризующее человека, как общественное существо:

а)        индивидуальность;

б)        личность;

в)        индивид

8. Под социальным в человеке понимают:

а)        сознание и разум;

б)        способность практически действовать;

в)        все ответы верны.

9. Единичный представитель человеческого рода:

а)        человек;

б)        индивид;

в)        личность.

10. Философское учение о ценностях и их природе:

а)        аксиология;

б)        этика;

в)        эстетика.

РАЗДЕЛ 4. Социальная философия

1. Из приведенных определений общества, выделите те, которые существуют в философской и научной литературе:

а) это система взаимосвязанных сфер социальной жизни, в которых    реализуются соответствующие потребности людей;

б) это люди, обладающие индивидуальными потребностями и интересами и вступающие в деловые и интимно-личностные отношения друг с другом;

в) это система наиболее общих взглядов человечества на мир, человека и место человека в этом мире.

2. Укажите, какие отношения, согласно К. Марксу, составляют основу общества:

а) политические;

б) социально-экономические;

в) духовные.

3. Укажите, что составляет предмет философии истории:

а) изучение природы исторического процесса, фундаментальных принципов и начал исторического бытия;

б) осуществление рефлексии над историческим познанием и осмысление статуса исторического знания;

в) все ответы верны.

4. Определите период возникновения философии истории:

а) в V – IV веках до н. э.;

б) в средние века;

в) в XVIII веке.

5. Под субъектом истории, в отличие от ее движущих сил, понимают:

а)  личность;

б) народные массы;

в) все ответы верны.

6. Понятие социального прогресса обязательно предполагает:

а) безостановочное и неуклонное развитие всех исторических форм общества по пути улучшения жизни человечества;

б) развитие общества по пути приближения к поставленным социальным идеалам;

в) последовательное совершенствование общественной жизни и ее переход к более высокому качественному состоянию.

7. Укажите, что, согласно Г. Гегелю, является главным критерием общественного прогресса:

а) развитие производительных сил;

б) развитие знаний о мире;

в) развитие свободы.

8. Объективным фактором, определяющим смену типов общественно-экономических формаций, в учении К. Маркса является:

а) конфликт между отставшими в своем развитии производственными отношениями и опередившими их производительными силами;

б) конфликт между отставшими производительными силами и опередившими их производственными отношениями;

в) конфликт между политически передовыми и консервативными силами.

9. К основным чертам цивилизации Запада в сравнении с цивилизацией Востока относятся:

а) культивирование науки и техники как интенсивных факторов развития общества;

б) установка на формирование гражданского общества и гарантию прав личности.

в) все ответы верны.

10. Определяющая роль в исторической динамике культуры принадлежит:

а) традициям;

б) новациям;

в) взаимосвязи традиций и новаций.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ПОДГОТОВКИ К НИМ

Лекционные занятия

Одной из основных форм получения и усвоения студентами учебной информации в колледже являются лекции. Лекции как форма учебной работы не только способствуют передаче учебной информации, но и организует мышление студентов, их восприятие. Благодаря лекциям студенты постигают умение самостоятельно работать, анализировать различного рода явления. Необходимо научить студентов правильно слушать и записывать лекции. Записывать надо лишь самое главное. Конспектируют основные моменты лекции. Чтобы их выбрать студент следует за мыслью преподавателя, продумывает, анализирует и записывает. Все это способствует более прочному запоминанию учебного материала.

Рекомендации

  1. Лекции по каждому предмету записывать удобнее в отдельных тетрадях, оставляя широкие поля или чистые страницы для дополнительного материала, взятого из учебников, справочников, журналов и других источников информации.
  2. Необходимо изучить запись лекции, дополнить, переработать, в случае необходимости усвоить полученные сведения. Хорошо овладеть содержанием лекции это значит:

а) знать тему;

б) понимать значение и важность ее в данном курсе;

в) четко представлять план изложения материала;

г) уметь выделить основное, главное;

д) усвоить значение примеров и иллюстраций;

е) связать вновь полученные сведения о предмете или явлении с уже имеющимися;

ж) продумать возможность применения полученных знаний.

  1. К прослушиванию лекций следует готовиться. Необходимо предварительно ознакомиться с учебным материалом, относящимся к теме. Тогда, слушая лекцию, легче отделить главное от второстепенного, новое от уже известного, легче сориентироваться, что записывать.
  2. Лекции необходимо записывать с самого начала, так как оно часто бывает ключом ко всей теме.
  3. Как можно точнее и полнее записать:

а) определения, схемы;

б) сложные понятия, приемы;

в) факты, положения от которых зависит понимание главного;

г) новое;

д) материал, которым придется часто пользоваться;

е) сведения, которые трудно получить из других источников; цитаты, статистические и другие материалы.

  1. Записывать лекции по возможности сжато, но без ущерба для ясности. Если не хватило времени записывать важное положение, факт, вывод, надо оставить свободное место, чтобы позже восполнить упущенное.
  2. Во время лекции важно сохранять «рабочую установку», умственную активность.

Техника ведения конспекта приобретается постепенно, при систематической тренировке навыка записи лекций. Нельзя, не записывая, хорошо усвоить лекцию. Запись загружает память. Слушать, записывая, легче, чем не записывая. Записанное всегда будет понятнее, чем прочитанное в книге. Овладение навыками рационального слушания и записи лекций, чтения книг с записыванием наиболее важного материала обязательная задача каждого студента.

Семинар

Семинар по философии – это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных  специалистов, что соответствует требованиям ГОС.

Подготовка студентов к семинарским занятиям по философии включает следующие моменты:

  1. изучение конспекта лекции и соответствующих глав основных учебников; желательно также ознакомление с вопросами заданной темы и по другим учебникам или одному-двум дополнительным источникам, так как в них часто предлагаются иные подходы к изучаемому предмету;
  2. сравнение позиций различных авторов по изучаемым проблемам, которое позволяет глубже вникнуть в проблему и выработать собственную позицию по изучаемым вопросам;
  3. уяснение содержания и взаимосвязи категорий и положений, которые являются основными для данного раздела философии;
  4. подготовка каждым студентом реферата или доклада для выступлений на семинарских занятиях, студенческих философских конференциях.
  5. решение тестовых заданий по изучаемой теме (разделу) учебного курса.

Реферат по философии

Под рефератом понимается письменная работа, посвященная какой-либо философской проблеме, анализу философского произведения или нескольких из них, проведенных студентом под руководством преподавателя. Его содержание, как правило, предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке доклада обычного типа, наличие творческих поисков, самостоятельности мышления и выводов. Реферат зачитывается на семинаре студентами. Работа над подготовкой реферата требует длительного времени: две, три недели и более.

Подготовка реферата — одна из основных форм приобщения студента к научно-исследовательской работе. Преподаватель предлагает темы рефератов, рекомендует литературу, консультирует студентов и, наконец, просматривает готовые тексты или же прослушивает их в исполнении авторов.

Методические рекомендации по работе над философским сочинением

1.        Выберите одну из предложенных тем, учитывая:

- свой интерес и желание поразмыслить именно над данной проблемой;

- свои знания;

- наличие необходимой литературы.

  1. Изучите литературу по данной проблеме.
  2. Составьте собственное, аргументированное мнение по теме.
  3. Составьте план, обоснуйте актуальность, причину выбора.
  4. Излагайте свое собственное мнение, не бойтесь полемизировать с устоявшимися в науке взглядами.
  5. Сделайте аргументированный вывод.
  6. Объем сочинения: не менее 1 печатного(2-х рукописных) листов формата А4. Формы оформления: стандартные.

Памятка по составлению и оформлению кроссвордов

  1. Все понятия, используемые в кроссворде, должны быть в им. падеже, ед. числе (кроме тех, которые используются во множественном).
  2. Правильно формулируйте вопрос.
  3. Используйте научную литературу: учебники, словари, справочники.
  4. Кроссворд должен быть оформлен:

- титульный лист (данные учебного заведения, дисциплина, тема, данные студента, год);

- незаполненная сетка кроссворда;

- вопросы по горизонтали, по вертикали;

- заполненная сетка кроссворда;

- используемая литература.

Методические рекомендации к монологическому ответу

  1. Внимательно выслушайте вопрос преподавателя.
  2. Четко и ясно сформулируйте ответ.
  3. Ответ должен состоять из полных, распространённых предложений.
  4. Речь должна быть грамотной, эмоционально окрашенной.
  5. Не допускайте слов-паразитов.
  6. Соблюдайте культуру речи и культуру обучения.

Памятка участнику дискуссии

  1. Дискуссия является методом решения проблемы, а не формой выяснения отношений.
  2. Не говори слишком долго, чтобы дать возможность высказаться другим.
  3. Взвешивай слова, произноси их обдуманно, контролируй эмоции, чтобы твои разумные мысли достигли цели.
  4. Стремись понять оппонента, относись к ней уважительно.
  5. Возражай корректно, не искажая и не передергивая смысла сказанного.
  6. Чтобы не впасть в нелепость или варварство, не добавляй ничего к сказанному оппонентом, не подозревай его в том, чего он не высказал, особенно в тайных замыслах и коварных намерениях.
  7. Не поддавайся инерции потока слов.
  8. Недопустимо высказываться по малознакомым вопросам.
  9. Высказывайся только по предмету дискуссии, не бравируй своей начитанностью и общей эрудицией.
  10. Борись с соблазном кому-либо угодить или досадить выступлением.

Методические указания по написанию эссе

«Краткий словарь литературоведческих терминов» трактует эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях отношений к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе не просто рассказчик, он - его герой.

Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр даёт право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию.

Как написать домашнее эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

  1. Изучите заданный на дом теоретический материал;
  2. Уясните особенности заявленной темы эссе;
  3. Продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
  4. Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
  5. Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции.

Требования, предъявляемые к эссе

  1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной;
  2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи;
  3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре;
  4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль;
  5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи;
  6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной в проблеме позиции.

Методические указания по работе с учебной литературой

  1.  Изучите список рекомендованной литературы.
  2. Отберите необходимую вам.
  3. Изучите аннотацию к учебнику или монографии.
  4. Изучите информацию об авторе научного труда.
  5. Читайте саму работу: выделяйте главное, делайте записи, обращайтесь к  словарно-справочной литературе.
  6. Запишите выводы.
  7. Сделайте по данному учебнику (монографии) конспект или сложный план (тезисный план)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1.Какие вопросы мы называем философскими?

2.Кому и зачем нужна философия?

3.Почему философские идеи можно отнести к двум альтернативным направлениям: материализму и идеализму?

4.Какие основные части включает в себя дисциплина философия?

5.Какие качества человеческого сознания позволили людям заниматься философией?

6.Что сближает философию с наукой, религией, искусством?

7.Какие страны считаются родиной западной и восточной философии? В какой период времени в этих странах произошло рождение философского сознания?

8.Каким было сознание человека до появления философии? Докажите это на примерах.

9.Какие периоды можно выделить в истории философской мысли? На основе чего можно выделить именно эти периоды?

10.Расскажите о вкладе в историю философской мысли древнегреческих философов.

11.В чём главное отличие философии средневековья от античной философии?

12.Назовите двух выдающихся философов средневековья. Расскажите об их  вкладе в историю философии.

13.Какие изменения произошли в философии в эпоху Возрождения.

14.Какую систему ценностей отстаивают великие мыслители Возрождения?

15.В чём заключаются основные философские идеи мыслителей эпохи Просвещения? Какие события подтвердили или опровергли эти идеи?

16.Расскажите о значении немецкой классической философии. Назовите имена немецких философов.

17.Расскажите о двух направления в философии 19 века. Назовите имена философов рационалистического и иррационалистического направления. Что считают главным в философии одни  и другие?

18.Какие философские направления появились на Западе в 20 веке?

19.Раскройте на примерах связь между русской философией и русской классической литературой.

20.Расскажите о выдающихся русских философах.

 21.В чём заключается двойственность природы человека. Как отвечает философия на вопрос о смысле человеческой жизни? Какие существуют варианты решения этой проблемы в философии?

22.Какие существуют социальные группы и общности? Какова структура современного общества?

23.Как соотносятся понятия личность, общество, культура?

24.В чём заключается кризис культуры современного общества?

25.Какова структура общественного сознания и его влияние на формы познания?

26.Как влияет  наука на философию?

27 .Какие существуют методы научного познания?

ПЕРЕЧЕНЬ  ТЕМ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  1. Космология милетской школы.
  2. Учение Пифагора о числах.
  3. Сократ: человек – это его душа.
  4. Философское учение Платона.
  5. Философское учение Аристотеля.
  6. Философия Конфуция.
  7. Христианская философия Августина Блаженного.
  8. Теологическая система Фомы Аквинского.
  9. Основные идеи ренессанского гуманизма.
  10. Философия Бэкона.
  11. Философия Р.Декарта.
  12. Основные идеи французского материализма XVIII века.
  13. Философия И.Канта.
  14. Трансцендентальная философия И.Канта.
  15. Философия Г.Гегеля.
  16. Антропология Л.Фейербаха.
  17. «Преодоление человека» в философии Ф.Ницше.
  18. Феномен культуры в философии жизни О.Шпенглера.
  19. Проблема человека и смысл истории в экзистенциальной философии Карла Ясперса.
  20. Гуманистическая антропология Эриха Фромма.
  21. Альбер Камю о смысле жизни.
  22. Многообразие культур в современном обществе.
  23. Буддизм как мировая религия.
  24. Христианство как мировая религия.
  25. Ислам как мировая религия.
  26. Концепции исторического развития в трудах Н.Данилевского, А.Тойнби, О.Шпенглера.
  27. Деятельность «Римского клуба» и глобальные проблемы современности.
  28. Футурологические прогнозы будущего человечества.

ТЕМЫ ФИЛОСОФСКИХ СОЧИНЕНИЙ И ЭССЕ

Темы философских сочинений

Свободен лишь тот, кто владеет собой.

Иоганн Фридрих Шиллер

Любовь порождает радость, добрую волю и свободу в душе, которая охотно служит ближнему и не считается с благодарностью и неблагодарностью, хвалой и хулой, приобретениями и утратами.

Мартин Лютер

Свобода любит тех, кто работает на нее.

Вольтер

Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком.

Вольтер

Стремление к счастью прирожденно человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали.

Фридрих Энгельс

Двери счастья отворяются, к сожалению, не внутрь – тогда их можно было бы растворить бурным напором, – а изнутри, и потому ничего не поделаешь!

Серен Кьеркегор

Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать.

Клод-Адриан Гельвеций

Искатель счастья подобен пьяному, который никак не может найти свой дом, но знает, что дом у него есть.

Вольтер

В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.

Козьма Прутков

Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

Марк Аврелий

Разумный человек любит не потому, что это выгодно, а потому, что он в самой любви находит счастье.

Блез Паскаль

В жизни есть только одно счастье – любить и быть любимым.

Жорж Санд

Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Аристотель

Без творческих поисков нет подлинного искусства.

Дмитрий Шостакович

Жизнь коротка, искусство бесконечно.

Оскар Уайльд

Добиться свободы и сохранить ее можно лишь той ценой, какую человечество, как правило, платить не готово.

Джордж Сэвил Галифакс

Свобода - это выбор. Сделав выбор мы перестаём быть свободными.

Абай Садыков

Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так боятся.

Бернард Шоу

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.

Федор Достоевский

В совершенствовании человека - смысл жизни...

Максим Горький

Философствовать, значит искать смысл жизни, то есть ничего не искать.

Анатолий Рахматов

Познание подобно морю: тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизведанных глубин

Вашингтон Ирвинг

Вечно непознаваемое в мире — это то в нем, что кажется нам понятным.

Альберт Эйнштейн

Воля, которая стремится к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом.

Джордано Бруно

Корнем философии должно оставаться положение: человеческое познание исходит из откровения; именно разум открывает свободу, благодаря тому, что он открывает провидение; и все ветви философского учения вырастают из этого корня.

Фридрих Якоби

История так же, как и познание, не может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества…

Фридрих Энгельс

Цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности, а все низкие жизненные потребности только служат ей и должны стать разумом, тонкие чувства - искусством, влечения - благородной свободой и красотой, побудительные силы - человеколюбием.

Иоганн Готфрид Гердер

Трудна, упорна и неверна, благодаря возможности ошибок, бывает борьба научного миросозерцания с чуждыми ему концепциями философии или религии - даже при явном их противоречии с научно-господствующими представлениями. Ибо философия и религия тесно связаны с теми более глубокими, чем логика, силами человеческой души, влияние которых могущественно сказывается на восприятии логических выводов, на их понимании.

Вернадский В. И.

Пофилософствуй - ум вскружится.

Грибоедов А. С.

Наука о добре и зле, которая только и составляет предмет философии.

Сенека

Философия является медициной души.

Цицерон

Если под философией понимать поиски знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий. Но верно и то, что различные отрасли наук и в свою очередь оказывают сильное влияние на тех ученых, которые ими занимаются, и, кроме того, сильно воздействуют на философское мышление каждого поколения.

Эйнштейн А.

Философия каждого народа по глубочайшей своей сущности есть раскрытие веры народа, из этой веры исходит и к этой же вере устремляется. Если возможна русская философия, то только - как философия веры православной.

Флоренский П. А.


ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ: 

Основные источники:

1 Волкогонова, О. Д. Основы философии : учебник / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 480 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-8199-0694-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1150309

Дополнительные источники:

1. Горелов А. А. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А.Горелов. ― 20-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2019. ― 320 с. – https://academia-moscow.ru/reader/?id=440564#copy

2. Губин, В. Д. Основы философии : учебное пособие / В.Д. Губин. — 4-е изд. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-484-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1141802

3. Голубева, Т. В. Основы философии : учебно-методическое пособие / Т.В. Голубева. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 266 с. — (Среднее профессиональное образование). — DOI 10.12737/textbook_59390bb357f743.24139385. - ISBN 978-5-00091-437-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1044405

Интернет- ресурсы, профессиональные базы данных

https://www.gumer.info/ - Библиотека Гумер - гуманитарные науки

https://iphras.ru/ - Институт философии РАН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал рабочая программа по физике 2011

Программа учебной дисциплины «Физика»  предназначена  для  изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу...

Учебно-методический материал "Варианты творческих заданий для студентов по отдельным темам методики развития детской речи"

 Материал поможет педагогам правильно организовать работу со студентами по методике развития речи, а также поможет воспитателям более творчески организовывать работу с детьми....

учебно-методический материал Ознакомление старших дошкольников с пословицами и поговорками

Аннотация: предложенные практические рекомендации и игровой материал помогут воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям детей грамотно, последовательно  и интересно построить работу по...

Учебно-методический материал по дисциплине Плавание

Лекционный материал по дисциплине Плавание для специальности 050141 Физическая культура...

Презентация учебно-методического материала по теме "Парикмахерские инструменты на протяжении веков"

Презентация учебно-методического материала по теме "Парикмахерские инструменты на протяжении веков"...

Учебно-методический материал ПМ 01 Организация и выполнение парикмахерских работ

Методические указания по выполнению лабораторных работ...