Учебно-методический материал "Варианты творческих заданий для студентов по отдельным темам методики развития детской речи"
учебно-методический материал по теме
Материал поможет педагогам правильно организовать работу со студентами по методике развития речи, а также поможет воспитателям более творчески организовывать работу с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uch-met-mat-ly_tvorch.zad-ya_po_kursu.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методический материал Варианты творческих заданий для студентов по отдельным темам методики развития детской речи
Автор: Ашейчик Татьяна Александровна, преподаватель ГБОУ СПО педагогический колледж №8 Санкт-Петербурга 2013 год
Тема: Роль родного языка и речи в развитии ребёнка-дошкольника
Место заданий в учебном процессе | Содержание заданий | Задачи |
1 | 2 | 3 |
На занятии | - Оценить проявление творческих способностей детей в рассказах, стихах, загадках, сказках (в предложенных образцах). | 1.Развивать навыки речевого творчества студентов. 2. Учить использовать знания, полученные на занятиях, в практической работе с детьми. 3. Вызвать у студентов интерес к данной теме, желание самостоятельно подбирать занимательный материал. |
Домашнее задание | - Оформить презентацию (подбор картинок) по данной теме - индивидуальное задание. - Сочинить для детей сказку о значении речи в жизни людей. | |
На педагогическую практику | - Провести с детьми разговор о появлении и развитии языка в человеческом обществе, использовать наглядный материал презентации. - Предложить старшим дошкольникам рисование по данной теме. |
Тема: Речь воспитателя как средство развития речи детей
1 | 2 | 3 |
На занятии | - Провести упражнения для развития разных сторон речи воспитателя. | 1. Формировать у студентов творческое отношение к звучащему слову. 2. Продолжать закреплять умение пользоваться различными источниками информации, проявлять инициативу и самостоятельность. |
Домашнее задание | - Придумать задания для совершенствования речи воспитателя – индивидуальная работа для студентов. - Подобрать материал по теме «Речевой этикет». | |
На педагогическую практику | - Провести мастер-класс в педагогическом коллективе ДОУ «Приёмы совершенствования речи воспитателя». |
Тема: Методика словарной работы и ознакомление детей с окружающим
1 | 2 | 3 |
На занятии | - Вставить в текст пропущенные слова, подходящие по смыслу; сравнить с авторским вариантом. - Объяснить в роли воспитателя цель и содержание самостоятельно придуманных игр («Музей стекла», «Выставка глиняных изделий», «Магазин… ») для развития словаря детей в процессе ознакомления с признаками материалов - индивидуальное задание. - Представить результат подгрупповой проектной деятельности по теме «Экскурсии в ДОУ». - Продемонстрировать придуманный (подобранный) занимательный словесный материал по темам «Экскурсии в ДОУ», «Признаки материалов», «Формирование понятий» (ребусы, стихи, загадки). - Индивидуальные задания: «Ваш вариант начала НОД...», «Нетрадиционные приёмы в ходе экскурсии», «Содержание работы с родителями по теме…». - Объяснить значение пословицы и непонятные для детей слова; «Продолжить пословицу»; какую из предложенных пословиц (фразеологизмов) и в какой ситуации можно использовать в работе с детьми. - Продемонстрировать и проанализировать наглядный материал «Многозначность слов» «Фразеологизмы в картинках» - индивидуальное задание. | 1. Совершенствовать навыки устной речи студентов, их речевого творчества. Продолжать развивать умение понимать красоту родного языка. 2. Развивать творческий подход студентов к организации игровой и учебной деятельности детей. 3. Учить использовать в практической работе с дошкольниками инновационные приёмы работы. 4. Учить проявлять инициативу при выполнении подгрупповой проектной работы. 5. Совершенствовать навыки работы студентов со словарями, умение понимать особенности лексики детей, учитывать их возрастные и индивидуальные речевые особенности. 6. Воспитывать у студентов интерес к выполнению творческих заданий. 7. Развивать вариативность мышления студентов. |
Домашнее задание | - Составить для старших дошкольников сборник пословиц и поговорок (о дружбе,семье,труде) с объяснением смысла непонятных детям слов. - Подготовить для показа на занятии презентацию «Фразеологизмы в картинках» - индивидуальное задание. - Оформить мини-словарь с устаревшими словами из сказок А.С.Пушкина и русских народных (коромысло, кафтан, палаты, ушат, корыто, решето и др.). - Выполнить подгрупповую проектную работу по теме «Рассматривание картины и развитие словаря»: а) обосновать выбор картины для детей; б) проду- мать предварительную работу и план-конспект НОД; в) подобрать эпитеты, синонимы, сравнения, лексические упражнения; г) сочи- нить рассказ-образец. - Придумать тематические загадки (оформить в виде кроссворда, рисунка) - индивидуальное задание. | |
На педагогическую практику | - Включить в план работы использование пословиц, фразеологизмов, загадок в разные режимные процессы. - Провести игры по ознакомлению старших дошкольников с многозначными словами. - Провести мастер-класс в базовом ДОУ «Использование метода проектов при рассматривании картин» - подгрупповое задание. |
Тема: Методика формирования грамматически правильной речи
1 | 2 | 3 |
На занятии | - Проанализировать главу «Завоевание грамматики» из книги К.Чуковского «От двух до пяти» - индивидуальное задание. | 1. Учить понимать причины проявления творчества дошкольниками в процессе освоения грамматического строя речи. 2. Развивать творческое воображение студентов при изготовлении пособий по грамматике. 3. Продолжать развивать творческое отношение к выполняемым заданиям. |
Домашнее задание | - Подготовить и показать на занятии презентацию самостоятельно придуманного пособия по грамматике. - Оформить фотогазету «Говорят дети» - подгрупповое задание. | |
На педагогическую практику | - Оформить рекомендации и практический игровой материал в «Уголок для родителей». - Изготовить и использовать в работе с детьми (с помощью компьютера или ноутбука) новое пособие по грамматике. |
Тема: Методика воспитания звуковой культуры речи детей
1 | 2 | 3 |
На занятии | - Продемонстрировать в роли воспитателя свои варианты упражнений по воспитанию звуковой культуры речи дошколь-ников. | 1. Развивать творческие способности студентов в процессе придумывания игр, пособий. 2. Продолжать формировать практические навыки работы студентов по развитию разных сторон речи дошкольников. Проявлять при этом инициативу и самостоятельность. 3. Учить избирательно использовать материал различных источников информации. 4. Развивать навыки сотворчества студентов с воспитателями-наставниками.
|
Домашнее задание | - Сочинить «Сказку о весёлом Язычке». - Придумать для детей наглядные образы органов артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов). - Составить комплекс пальчиковой гимнастики в виде рассказа, сказки. | |
На педагогическую практику | - Изготовить и использовать в работе с детьми пособия для развития дыхания, интонации, высоты и силы голоса. - Представить в «Уголок для родителей» материал по воспитанию правильного звукопроизношения у детей. - Подобрать и оформить материал для развития мелкой моторики рук, использовать его в работе с детьми. - Оформить портфолио по теме «Звуковая культура речи». - Разработать совместно с воспитателем группы план коррекционной логопедической работы с 2-3 детьми. |
Тема: Методика развития связной речи
1 | 2 | 3 |
На занятии | - Придумать заключительную часть к началу рассказа воспитателя. - Составить творческий рассказ-образец а)по мнемотаблице; б)на основе коллажа; в)по карте-опоре; г)по схеме, модели | 1. Совершенствовать навыки творческого рассказывания студентов, умение использовать различные средства выразительности родного языка. 2. Развивать умение фантазировать при создании словесных и наглядных образов. 3. Воспитывать у студентов желание развивать творческие речевые способности детей. 4. Закреплять умение студентов творчески работать с методической литературой. |
Домашнее задание | - Отобрать для работы с дошкольниками фотографии (портреты, сюжетные), составить по ним образцы описательных и сюжетных рассказов. - Придумать историю о любом неодушевлённом предмете. - Составить рассказ по серии сюжетных картинок. - Сочинить сказку, рассказ по пословице, поговорке. | |
На педагогическую практику | - Изготовить и использовать в работе с детьми схемы для обучения сюжетному и описательному рассказыванию. – Организовать НОД с целью составления детьми рассказов по портретным фотографиям их родителей (к 8Марта и Дню защитника Отечества). - Провести консультацию для воспитателей ДОУ о нетрадиционных приёмах работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста. - Оформить портфолио «Обучение детей творческому рассказыванию» (на основе материала книг«Теория и практика сказкотерапии» Т.Д.Зинкевич, А.М.Михайлова и Джанни Родари «Грамматика фантазии»). |
Тема: Методика ознакомления детей с художественной литературой
1 | 2 | 3 |
На занятии | - Продемонстрировать результаты подгрупповой проектной деятельности по теме «Тематическая выставка в книжном уголке» (предварительная работа, внешний вид выставки, приёмы знакомства детей с книгами, планирование дальнейшей работы). | 1. Продолжать формировать интерес к работе по развитию творческих способностей дошкольников. 2. Продолжать развивать умение творчески работать с методической литературой. 3. Воспитывать желание использовать на практике нетрадиционные приёмы работы с дошкольниками по развитию речи. |
Домашнее задание | - Придумать для старших дошкольников рассказ о детском художнике-иллюстраторе (использовать компьютер, ноутбук). - Выполнить индивидуальные задания: а) составить план организации музыкально-литературного салона; б) составить сценарий литературного вечера развлечений ; в) представить проект конкурса «Рецепты составления домашней библиотеки»; г) продумать содержание и организацию вечера семейного чтения, например «Моя любимая книга о…». | |
На педагогическую практику | - Сочинить с детьми старшего дошкольного возраста сказку, используя приёмы ТРИЗ, «салат из сказок», «сказки наизнанку», карты Проппа и др. (см. портфолио) - индивидуальная работа. - Оформить в уголок для родителей рекомендации по знакомству детей с книгой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе методики развития детской речи
Данная статья поможет студентам и работающим воспитателям более творчески подходить в работе с детьми по развитию речевого творчества.Целенаправленная, систематическая работа преподавателя по ра...
Газета по методике развития детской речи " Словопедия"-выпуск 2. Тема:«Сквернословие – это болезнь!»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8479162","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 101px; height: 181px;","width":"270"}}]]...
Газета по методике развития детской речи " Словопедия" - выпуск 1. Тема:Терминологический тезаурус.
думаю...
Ролевая игра как интерактивный метод обучения и средство формирования ключевых компетенций у студентов в рамках изучения курса методики развития детского изобразительного творчества
Статья из опыта работы....
Таблица нормального развития детской речи за период от одного года до 7 лет, отражающая развитие всех компонентов языка
Таблица нормального развития детской речи за период от одного года до 7 лет,отражающая развитие всех компонентов языка За основу взята схема нормального развития детской...
План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»
В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...
Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей
Методические указания по организации и проведению практических занятий направлены на реализацию программы МДК. 03.02. Теория и методика развития речи у детей для проведения практических...