Доклад для школьного методического объединения учителей предметников по теме: Нравственное воспитание как фактор воспитательного процесса в школе
статья
Доклад раскрывает понятие воспитательного процесса и значение нравственного воспитания вэтом процессе..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie.docx | 113.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Кыштымская вечерняя школа»
Доклад для
школьного методического объединения учителей предметников
по теме:
Нравственное воспитание как фактор воспитательного процесса в школе.
"Нравственный облик личности зависит, в конечном счете,
от того, из каких источников черпал человек свои радости в год детства".
(В.А.Сухомлинский).
Характеризуя воспитание, социальные и педагогические науки, прежде всего, подчеркивают его социальную основу. Воспитание человека возникает и осуществляется только в человеческом обществе и находится в глубокой зависимости от особенностей и уровня развития общества. Человек не только биологическое существо, но и социальное, значит, его формирование зависит от организации общества, от системы образования страны. Воспитание в рамках учебно-воспитательного учреждения, является педагогическим процессом, рассматривается как система.
В.П. Симонов представляет педагогическую систему в схеме, которая позволяет лучше увидеть компоненты педагогического процесса.
Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
В соответствии с Концепций духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Эт
1. Группа методов воспитания, направленная на воспитание совместной (коллективной) жизни детей: 1) единые педагогические требования; 2) методы и формы самоуправления; 3) традиции; 4) игра; 5) перспектива
2. Группа методов индивидуального воздействия; 1) разъяснение; 2) требование; 3) пример; 4) наказание, поощрение.
1.словесные формы (кл.часы, мероприятии,собрания, сборы,лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.)
Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем.
Так в плане нашей школы предусмотрены следующие классные часы, направленные на формирование нравственных представлений:
«К 70-летию снятия блокады Ленинграда », « Символика Кыштыма», «70-летие битвы за Берлин», « Выбор профессии», «Правовое воспитание учащихся», « Влюбленность? Дружба? Любовь?», «Всемирный день земли», «Современный этикет. Вежливость на каждый день», Кл. час посвященный Дню космонавтики, « А.В. Попов - изобретатель радио», « Память о холокосте – путь к толерантности».
Тематический урок «Вхождение Крыма и Севастополя в состав России»
Беседа юриста школы. «Ответственность н.л по правонарушениям. Изучения ад.кодекса по статьям158,143,128,»
2. практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.)
В этом учебном году проведена экскурсия на Кыштымское машиностроительное объединение, Кыштымский радиомеханический техникум.
Учащиеся принимали участие в конкурсах поделок к конкурсу на знание символики России, « Новогодняя игрушка» «Кыштым- любовь моя» , что способствовало трудовому, эстетическому и патриотическому воспитанию
Особый интерес вызвали проводимые в школе викторины: « Урок музыки», « Любимый город», « Что? Где? Когда?» по химии, « Занимательная викторина» по математике, географии, физике, ОБЖ.
3.наглядные формы(школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.)
Регулярно обновляются стенды, посвященные правовому воспитанию, к различным государственным праздникам и памятным датам. Работает школьный музей.
Итак, рассматривая нравственное воспитание, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Узнали, что существуют различные формы и методы нравственного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание студентов в учебном процессе
В основу материалв легли примеры духовно-нравственного воспитания в нашем колледже...
Выступление на методическом объединении учителей эстетического цикла
Реализация концепции духовно-нравстенного развитияи воспитания учащихся на уроках музыки в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования....
Выступление на МО учителей начальных классов.Тема: "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения. Рекомендации учителям"
Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом...
Выступление на методическом объединении учителей физической культуры
материал содержит опыт работы по проблеме "Самбо в школу"...
Духовно - нравственное воспитание в современном образовательном процессе на уроках физики.
Создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности обучающихся – основная цель духовно – нравственного процесса в колледже. Концепция духовно – нравственного в...
Выступление на тему: «Преодоление дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОНР III уровня.» в рамках методического объединения учителей-логопедов
В разработке раскрыты основопологающие принципы коррекционной работы в преодолении дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОНР III уровня, различные методики коррекционной работы ...
Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"
Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"....