Учебная программа Учебной практики 39.02.01 Социальная работа
рабочая программа
Учебная программа Учебной практики 39.02.01 Социальная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_up.doc | 330.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Сунтарский технологический колледж»
Приложение I.4
К программе СПО
39.02.01
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.1 Cоциальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами
ПМ.2 Социальная работа с семьей и детьми
ПМ.3 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС
ПМ.4 Выполнение работ по профессии 26527 Социальный работник
2017 г.
Программа учебной практики разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС СПО (приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. № 506) по специальности среднего профессионального образования 39.02.01Социальная работа.
Организация-разработчик: ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»
Разработчик:
Трофимова Д.В., преподаватель ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж».
Рецензент: Иванова Т.О., социальный педагог ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»
Рецензент: Фролов Г.В., Руководитель ТУ при Министерстве труда и социального развития РС (Я) ТКУ РС (Я) «Сунтарское УСЗНиТ»
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж», протокол № 8 от «15» июня 2017 года.
Председатель _________________/М.А. Архипова /
Содержание
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 19
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы учебной практики
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 39.02.01 Социальная работа.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения учебной практики
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
1.2.1. Перечень общих компетенций
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
1.2.2. Перечень профессиональных компетенций
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 1 | Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами |
ПК 1.1 | Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи. |
ПК 1.2. | Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента. |
ПК 1.3. | Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа. |
ПК 1.4. | Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов. |
ПК 1.5. | Проводить профилактику возникновения новых "ГЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов. |
ВД 1 | Социальная работа с семьей и детьми |
ПК 2.1. | Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи |
ПК 2.2. | Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей. |
ПК 2.3. | Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). |
ПК 2.4. | Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС. |
ПК 2.5. | Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей. |
ВД 1 | Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в ТЖС |
ПК 3.1. | Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска. |
ПК 3.2. | Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска. |
ПК 3.3. | Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). |
ПК 3.4. | Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска. |
ПК 3.5. | Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска. |
ВД 1 | Выполнение работ по профессии 26527 Социальный работник |
ПК 4.1. | Осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы. |
ПК 4.2. | Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности. |
ПК 4.3. | Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту. |
ПК 4.4. | Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие). |
ПК 4.5. | Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов. |
ПК 4.6. | Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту. |
ПК 4.7. | Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности. |
В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь практический опыт | - диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС; - осуществления социального патроната; - создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим реалиям жизни и их реабилитации; координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента; - диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС у различных типов семей и детей, осуществления их социального патроната; - создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС в семье и у детей. - диагностики ТЖС и профилактики возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска, осуществления их социального патроната; - создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска (лиц без определенного места жительства; мигрантов; безработных; молодежи; осужденных, детей, оказавшихся в ТЖС; лиц, страдающих психическими заболеваниями, и членов их семей; с членами семей лиц, инфицированных ВИЧ; наркозависимыми и членами их семей; военнослужащими и членами их семей; безнадежно и тяжелобольными); - осуществления организационно-управленческой деятельности в социальной сфере с учетом специфики оказываемой помощи; |
уметь | - анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста; - пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения; - выявлять людей старшего поколения, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах; - оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации,др. видов адресной помощи и социальных услуг; - активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида; - осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом"; - пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности, выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальной защите; - собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей; - оказывать социальную помощь отдельным категориям семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг; - осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»; - выявлять важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и государством; профессионально строить взаимоотношения с членами семьи; - планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье; - анализировать результаты своей деятельности; - осуществлять контроль качества предоставляемых услуг. - выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения; - строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации; проводить анализ ТЖС лиц из групп риска; - определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ситуации, и строить с ними взаимодействие; - осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента; - анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях; - анализировать и корректировать свою работу; - пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности; - применять различные формы, методы и технологии по осуществлению социальной работы в соответствии со спецификой профессиональной деятельности; - осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом"; - профессионально строить взаимоотношения с членами семьи. - осуществлять исследования и анализ проблемной ситуации клиента с последующим определением потребностей субъектов деятельности; - разрабатывать концепцию состояния будущего объекта; - осуществлять контроль и проводить анализ эффективности своей деятельности. |
знать | - нормативно-правовое обеспечение социальной работы с пожилыми и инвалидами и нормы их правовой защиты; - основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические проблемы лиц пожилого возраста и инвалидов; - особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам; структуры, способные оказать помощь в преобразовании ситуации лицам пожилого возраста и инвалидам. - цели и главные принципы государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях; структуру государственных органов, реализующих семейную политику; основные задачи социальной защиты; - варианты социального обслуживания семьи; - нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность специалиста по социальной работе с семьей и детьми; - типы социальной службы для семьи и детей; внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи; - категории семей социального риска; основные социальные проблемы семей различных категорий; критерии социальной незащищенности семей; - формы социальной работы с семьями; роль социального работника в решении проблем семьи; - особенности медико-социального патронажа семьи и детей; - учреждения и организации, способные оказать помощь в преобразовании ситуации семьи. - основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска; - особенности проблем каждой категории лиц из групп риска; - специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС; - особенности региональной системы социальной работы сданными категориями граждан; - организации и учреждения, способные помочь в преобразовании ситуации.
- содержание социальной работы в разрешении проблем клиентов в различных сферах; |
1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
всего – 1906 часов, в том числе:
В рамках освоение ПМ.1 Cоциальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами – 420 часов
В рамках освоение ПМ.2 Социальная работа с семьей и детьми – 506 часов
В рамках освоение ПМ.3 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС – 242 часа
В рамках освоение ПМ.4 Выполнение работ по профессии 26527 Социальный работник – 738 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2.1. Структура учебной практики
Коды профессиональных общих компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов | Распределение часов по семестрам | |||
1 | 2 | 3 | 1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр |
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5ОК 1 - ОК 13. | Модуль ПМ.1 Cоциальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами | 72 | ||||
ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5ОК 1 - ОК 13. | Модуль ПМ.2 Социальная работа с семьей и детьми | 36 | 36 | |||
ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4, ПК 3.5ОК 1 - ОК 13. | Модуль ПМ.3 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС | 36 | ||||
ПК 4.1. - ПК 4.7 1.5ОК 1 - ОК 13. | Модуль ПМ.4 Выполнение работ по профессии 26527 Социальный работник | 36 | 36 | |||
Всего: | 252 |
Наименование разделов и тем учебной практики | Содержание учебного материала | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
ПМ.1 Cоциальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами | ||
МДК1.1 Социально - правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами. | ||
Введение | ||
Тема 1. 1. Конституционно-правовые основы социальной работы | Признание инвалида безработным. | 8 |
Тема 1.2. Гарантии государства на социальную защиту | ||
Тема 1.3. Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов в РФ. | ||
Тема 1.4. Правовая база назначения и предоставления льгот и пособий пожилым и инвалидам. | Порядок предоставления льгот пожилым и инвалидам. | 4 |
Тема 1.5. Основные нормы права, регулирующие медико-социальную помощь пожилым и инвалидам | Права, свободы и обязанности граждан - фундаментальная правовая основа организации и проведения социальной работы. | 4 |
Тема 1.6. Особенности иных прав пожилых и инвалидов в РФ | Дополнительные права или льготы, предоставляемые законодательством отдельным категориям граждан: лицам пожилого возраста и инвалидам. | 4 |
МДК 1.2Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов | ||
Тема 2.1 Геронтология как наука о продлении жизни. | Проблема возрастных границ старости. | 6 |
Тема 2.2. Психологические измененияв личности и деятельности человека позднего возраста. | ||
Тема.2.3 Познавательная сфера в период старения. | ||
Тема 2.4. Профилактика старения | Возрастная динамика развития мотивов в период поздней взрослости и старости. | 6 |
Тема 2.5. Основы андрагогики лиц пожилого возраста | Основные формы и технологии в современной практике обучения взрослых. | 4 |
Тема 2.6. Социально-медицинские и психологические проблемы пожилого возраста. | Проявления нормального физиологического старения организма. | 4 |
МДК 1.3Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами | ||
Тема 3.1. Социальная диагностика лиц пожилого возраста и инвалидов | Основные направления развития системы социального обслуживания пожилых и инвалидов. | 2 |
Тема 3. 2. Социальная коррекция, терапия, адаптация, реабилитация | Программа реабилитации пожилых и инвалидов | 2 |
Тема З.З.Социальное обеспечение, обслуживание, страхование лиц пожилого возраста и инвалидов | Виды социальной помощи. | 4 |
Тема 3.4. Охрана здоровья пожилыхлюдей и инвалидов | Принципы социального обслуживания. | 2 |
Тема 3.5. Социальное консультирование и экспертиза | Право пожилых людей и инвалидов на социальное обслуживание. | 2 |
Тема 3.6. Гериатрическая помощь | Формы социально-бытового обслуживания на дому. | 2 |
Тема 3.7.Медико-социальная помощь | Особенности предоставления социальных услуг пожилым и инвалидам. уровнях | 2 |
Тема 3.8.Формы и методы работы с пожилыми людьми и инвалидами | Особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов на региональном и муниципальном | 2 |
МДК 1.4 Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов | ||
Тема 4.1.Опека и попечительство над пожилыми людьми | Организация работы органов СЗН, ЦСО с письмами, жалобами, заявлениями предложениями граждан. Организация справочно-кодификационной работы в органах СЗН, ЦСО. Практика взаимопомощиобщественных объединений пожилых людей. Социальный контекст деятельности общественных организаций пожилых людей: социальный обмен в системе взаимопомощи, социальная технология взаимопомощи пожилых людей. | 6 |
Тема. 4.2. Организация и содержание работы учреждений для пожилых людей и инвалидов. | Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания. | 6 |
Тема 4.3. Социальный патронат как основная форма работы с пожилыми людьми и инвалидами | Организация и содержание социальной защиты пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях, в центрах социального обслуживания. Среда в стационарных учреждениях социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями. | 4 |
Всего | 72 | |
ПМ.2 Социальная работа с семьей и детьми | ||
МДК 2.1. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми | ||
Тема 1.1. Государственная политика социальной защиты населения. | Анализ государственной семейной политики в регионе. Анализ и составление конспектов ФЗ, касающихся социальной защиты в регионе | 6 |
Тема 1.2. Государственная и региональная семейная политика. | Анализ работы отдела по проблемам семьи и детей. Анализ должностных инструкций специалиста, работающего с семьей и детьми. | 6 |
Тема 1.3. Государственная система социального обслуживания семьи. | Анализ документации специалиста взаимодействующего с семьей и детьми. Анализ функциональных обязанностей специалиста взаимодействующего с семьей и детьми. | 6 |
МДК 2.2. Возрастная психология и педагогика, семьеведение | ||
МДК 2.3. Технология социальной работы с семьей и детьми | ||
Тема 3.1. Перспективы развития социальной работы в области охраны репродуктивного здоровья. | Анализ базы данных специалиста, работающего с неблагополучными семьями. | 6 |
Тема 3.2. Методы и технологии социальной работы с семьями групп риска | Анализ проведения групповой консультации с семьей на тему «Пособия и льготы семье, имеющей детей раннего возраста». | 6 |
Тема 3.3. Практическая социальная работа с семьей и детьми. | Анализ форм, методов работы семьей и детьми. Наблюдение поэтапной работы с семьей и членами семьи групп риска. | 6 |
МДК 2.4 Социальный патронат различных типов семей и детей | ||
Тема 4.1. Сущность социального патронажа как технологии социальной работы | Анализ государственной семейной политики в регионе. Анализ и составление конспектов ФЗ, касающихся социальной защиты в регионе. | 8 |
Тема 4. 2. Особенности медико-социального патронажа в семьях социального риска | Анализ работы отдела по проблемам семьи и детей. Анализ должностных инструкций специалиста, работающего с семьей и детьми. Анализ документации специалиста взаимодействующего с семьей и детьми. Анализ функциональных обязанностей специалиста взаимодействующего с семьей и детьми. | 10 |
Всего | 72 | |
ПМ.3 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС | ||
МДК 3.1 Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска | ||
Тема 1.1. Социальное и правовое положение граждан БОМЖ в России | Виды социальной помощи лицам БОМЖ. | 4 |
Тема 1.2. Девиантное поведение как проблема права | ||
Тема 1.3. Государственная | Особенности государственной социальной политики в отношении лиц с девиантным поведением. | 2 |
Тема 1.4. Законодательно-правовые | Документы, направленные на обеспечение прав и интересов молодежи: международные, федеральные, региональные. | 2 |
Тема.1.5. Законодательно-правовые основы социальной работы с военнослужащими и членами их семей | 2 | |
Тема 1.6. Нормативно-правовые основы системы труда и занятости | Правовые гарантии для военнослужащих, проходящих службу по призыву. | 2 |
МДК 3.2 Технологии социальной работы с лицами из групп риска | ||
Тема 21. Особенности диагностики | Особенности социальной диагностики ТЖС граждан БОМЖ. Основные социальные технологии, применяемые в практической социальной работе с лицами БОМЖ: социальный контроль. | 4 |
Тема 2.2. Социальные технологии в | ||
Тема 2.3. Особенности диагностики трудной жизненной ситуации лиц с девиантным поведением | Выстраивание отношений специалиста по социальной работе с лицами с девиантным поведением. | 4 |
Тема 2.4. Социальные технологии в решении проблем лиц с девиантным поведением | ||
Тема 2.5. Особенности технологии социальной работы с мигрантами и беженцами | Особенности социальной диагностики ТЖС безработных и их семей. | 4 |
Тема 2.6. Технологии социальной работы с молодежью | ||
Тема 2.7. Технологии социальной работы с военнослужащими и членами их семей | ||
Тема 2.8. Особенности технологии социальной работы с безработными гражданами | ||
Тема 2.9. Особенности технологии социальной работы с осужденными | ||
МДК 3.3 Социальный патронат лиц из групп риска | ||
Тема З.1. Особенности патроната к | 4 | |
Тема 3. 2. Учреждения социального обслуживания лиц из групп риска | 4 | |
Тема 3.3. Негосударственные учреждения, оказывающие социальную помощь лицам из групп риска | 4 | |
Всего | 36 | |
ПМ.4 Выполнение работ по профессии 26527 Социальный работник | ||
МДК 4.1 Этика в профессиональной деятельности социального работника | ||
Тема 1. 1. Этика социальной работы | Этика социальной работы как уровень нравственности сознания специалиста. | 4 |
Тема 1.2. История этики социальной работы в Европе и Америке | ||
Тема 1.3. Этические традиции в становлении и развитии общественного призрения и благотворительности на Руси | ||
Тема 1.4. Личностно-нравственные качества социального работника | Личностные характеристики социального работника (ценностные ориентации, интересы). | 4 |
Тема 1.5. Моральные нормы и принципы в социальной работе | ||
Тема 1.6. Деонтология и ее проявление в отдельных видах социальной работы | ||
Тема 1.7. Этика взаимоотношений с клиентом | Роль этических критериев добра, справедливости, гуманности, честности и т.д. в практической социальной работе. | 4 |
Тема 1.8. Этические проблемы исследований в социальной работе | ||
Тема 1.9. Этика взаимоотношений с правительственными и неправительственными организациями | ||
МДК 4.2 Основы профессионального общения | ||
Тема 2.1 Понятие общение, его виды и функции | Общение как обмен информацией, как взаимодействие. Общение как восприятие людьми друг друга. | 4 |
Тема 2.2. Общение - профессионально важное качество социального работника. | ||
Тема.2.3 Теоретические основы общения в социальной работе. | Интимно-личностное общение в деятельности социального работника. | 2 |
Тема 2.4. Консультирование в социальной работе. | ||
Тема 2.5. Психологические возможности лиц пожилого возраста и инвалидов. | Сотрудничество с супервизором. | 2 |
Тема 2.6. Профессиональное выгорание социального работника и ее профилактика. | Первичная самопомощь при стрессе. | 4 |
МДК 4.3 Основы социально-бытового обслуживания | ||
Тема 3.1. Старость как социальная проблема. | Дополнительные механизмы демографического старения. | 3 |
Тема 3. 2. Глобальная проблема постарения населения. | ||
Тема З.З. Особенности защиты прав и интересов пожилых людей и инвалидов. | Право пожилых людей и инвалидов на социально-бытовое обслуживание и социальное обеспечение | 3 |
Тема 3.4. Социальные проблемы пожилых людей и инвалидов. | ||
Тема 3.5. Пожилой человек и семья. | ||
Тема 3.6. Трудная жизненная ситуация для пожилых людей и инвалидов | Ступень подвижности и объем самообслуживания. | 3 |
Тема 3.7. Социально- бытовое обслуживание пожилых людей и инвалидов. | Предварительная оценка нуждаемости в социально-бытовых услугах. | 3 |
Тема 3.8. Технология социально-бытового обслуживания пожилых и инвалидов на дому. | ||
Тема 3.9. Социальное обслуживание терминальных больных на дому. | ||
Тема 3.10. Качество социальных услуг. | ||
МДК 4.4 Социально-медицинские основы профессиональной деятельности | ||
Тема 4.1. Этапы социальной работы в медико-социальной сфере. | Основные медикосоциальные услуги лицам пожилого возраста и инвалидам. | 6 |
Тема. 4.2. Методы обследования клиента с целью выявления медико-социальных проблем. | Методы изучения здоровья. | 6 |
Тема 4.3. Образ жизни – главный фактор здоровья | ||
Тема 4.4. Факторы риска заболеванию. | Первая помощь при: приступе бронхиальной астмы, легочном кровотечении, приступе стенокардии, обмороке, гипертоническом кризе, желудочном кровотечении, почечной колике, диабетической и гипогликемической коме. | 6 |
Тема 4.5. Анатомо-физиологические особенности человеческого организма. | ||
Тема 4.6. Основы ухода за больными людьми. Личная гигиена. | ||
Тема 4. 7. Питание больных. | ||
Тема 4.8. Первая помощь при неотложных состояниях | ||
Тема 4.9. Медико-социальный патронат в практике социального работника. | ||
Тема 4.10. Медицинская этика и деонтология в практике социального работника. | ||
МДК 4.5 Теория и методика разрешения конфликтных ситуаций | ||
Тема 5.1. Общая теория конфликта | Возникновение и развитие социологии конфликта. | 4 |
Тема 5.2. Внутриличностные конфликты | Стратегии разрешения и профилактики конфликтов в социальной работе | 4 |
Тема 5.3. Межличностные конфликты | ||
Тема 5.4. Семейные конфликты | ||
Тема 5.5. Групповые конфликты | ||
Тема 5.6. Конфликты в социально - педагогическом процессе | Психологическая совместимость коллектива социальной службы | 4 |
Тема 5.7. Конфликты в коллективе социальной службы | ||
Тема 5.8. Конфликты в организации | Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в различных видах социальной работы. | 6 |
Тема 5.9. Политические и межэтические конфликты | ||
Всего | 72 | |
ВСЕГО | 252 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Реализация программы учебной практики осуществляется в кабинете: психологии и андрогогики лиц пожилого возраста и инвалидов; социального патроната лиц пожилого возраста и инвалидов; возрастной психологии и педагогики, семьеведения;
социально-правовой и законодательной основы социальной работы с семьей и детьми; технологии социальной работы с лицами из группы риска; технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения; технологии социальной работы в организациях образования; технологии социальной работы в учреждениях социальной защиты.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов,- 6-е изд.-М.: Академический проект: Альма Матер, 2013,- 702с.
- Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. Учебное пособие. Гриф МО РФ. - ЮНИТИ-ДАНА, 2014.-511с.
- Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов: Учеб.пособие для студ.начальногопроф.образования/ М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2014. - 240 с.
- Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. - М.: Дашков и К0, 2013. - 132 с.
- Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. Основы андрагогики: учебное пособие: Допущено УМО/ Под ред. И.А. Колесниковой. Академия,- 2014,- 240с.
- Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. - 2-е изд. - М: Дашков и К0, 2014. - 240 с.
- Антология социальной работы / под ред. М. В. Фирсов. - М., 2014.
- Антонов, А. И. Судьба семьи в России XXI века / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. - М., 2014.
- Андреева. Т. В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева. - СПб., 2015.
- Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. - СПб, 2014.
- Дивицина, Н. Ф. Семьеведение: краткий курс лекций / Н. Ф. Дивицина. - М., 2015.
- Зубкова, Т. С. Организация и содержание по социальной защите женщин, детей и семьи / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина. - М., 2009.
- Иванов, В. Н. Социальные технологии / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. - М., 2013.
- Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. - М., 2014.
- Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: брачносемейные отношения / Л. А. Коростылева. - СПб, 2013.
- Платонова, Н. М. Социальная работа с семьей и детьми / Н. М. Платонова. - М., «Академия», 2015.
- Платонова, Н. М. Социальная работа с бездомными / Н. М. Платонова. - М., «Академия», 2015.
- Тюрина, Э. И. Социальная работа с семьей и детьми / Э. И. Тюрина, Н. Ю. Кучукова, Е. А. Пенцова. - М., «Академия», 2011.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
- http://www.gaudeamus.omskcitv.com/PDF library humanitarian.html
- http://www.storedbooks.com/graid
- http://www.gaudeamus.omskcitv.com/PDF library law 4.html
- http://window.edu.ru/ window/librarv?p rid=40932http://www.psvsocwork.ru/759/.
3.2.3. Дополнительные источники
- Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старения: Учебное пособие. Рекомендовано УМО./ О.В. Краснова, А.Г. Лидере,- М.: Академия,- 2010, 288с.
- Психология старости и старения: Хрестоматия: учебное пособие. Допущено Минобразованием России/ Сост.О.В. Краснова, А.Г. Лидере,- М.:Академия, 2010,416 с.
- Дармодехин, С. В. Государственная семейная политика: проблемы теории и практики / С. В. Дармодехин. - М., 2012.
- Лодкина, Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т. В. Лодкина. - М., 2011.
- Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента. - СПб., 2011.
- Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. - М., 2012.
- Социальная работа: теория и практика / под ред. Е. И. Холостовой, А. С. Сорвина. - М., 2010.
- Технология социальной работы / под ред. И. Г. Зайнышева. - М., 2011.
- Фирсов, М. В. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. - М., 2012.
- Эйдемилер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемилер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. - СПб., 2011.
3.2.4. Общие требования к организации учебной практики.
Учебная практика проводится образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенном, чередуясь с теоретическими занятиями, при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей ППССЗ СПО по осваиваемой специальности.
Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с учебным планом ППССЗ СПО. Цели и задачи программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением.
Целью учебной практики является:
- приобретение обучающимися опыта практической работы по специальности.
Задачами учебной практики (производственного обучения) являются:
- обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии;
- закрепление и совершенствование первоначальных практических профессиональных умений обучающихся.
Учебная практика проводится в мастерских, лабораториях, и других подразделениях образовательного учреждения и может также проводиться в организациях на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением.
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения или преподавателями профессионального цикла.
Формой промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике является диффзачет.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля | Критерии оценки | Методы оценки |
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи. | - использование методов проведения диагностики, сбора и анализа информации; - выявление лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах; создание банка данных лиц нуждающихся в социальной помощи и услугах | - практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, тестирование по темам МДК. |
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента. | - решение основных социально-бытовых проблем пожилых людей и инвалидов в соответствии с нормативно-правовой базы, обеспечивающей их социальную защиту; - планирование работы по социально-бытовому обслуживанию клиента. | тестирование по темам МДК. - практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, круглый стол, семинарские занятия. |
ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа. | - решение основных медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических проблем пожилых людей и инвалидов - осуществление социального патроната, оказание социальной помощи отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам. | - моделирование профессиональных ситуаций; - практические задания, тестирование по темам МДК. |
ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов. | - использование социальных технологий по адаптации и реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов; - взаимодействие со структурами, способными оказать помощь лицам пожилого возраста и инвалидам; - использование технологий активизации потенциала собственных сил и возможностей лиц пожилого человека и инвалида. | - зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля; - тренинг, моделирование профессиональных ситуаций |
ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых "ГЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов. | - использование технологии социальной профилактики; - взаимодействие с социальными учреждениями, осуществляющими социальную профилактику; - осуществление профессиональной деятельности с позиции «рядом с клиентом»; - создание необходимых условий для профилактики возникновения новых ТЖС. | - практикум по решению профессиональных задач; - семинар, тестирование по темам МДК; - комплексный экзамен по профессиональному модулю. |
ПК 2.1 Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи. | Выявлять ТЖС семьи и детей по средствам ряда методик. | Экспертное наблюдения и оценка выполнения практической работы; - контрольной работы по темам МДК. |
ПК 2.2 Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей. | Оказывать содействие в решении ТЖС семьи и детей с определением этапов работы. | тестирование по темам МДК. - практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, круглый стол, семинарские занятия. |
ПК 2.3 Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опе- кунство,попечительство, патронаж). | Реализовывать социальный патронат в семьях группы риска. | - моделирование профессиональных ситуаций; - практические задания, тестирование по темам МДК. |
ПК 2.4 Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС. | Реализовывать технологии социальной адаптации и реабилитации семьи и детей группы риска. | - зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля; - тренинг, моделирование профессиональных ситуаций |
ПК 2.5 Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей. | Владеть методами и формами профилактики негативных явлений связанных с семьей и детьми. | - практикум по решению профессиональных задач; - семинар, тестирование по темам МДК; - комплексный экзамен по профессиональному модулю. |
ПК 3.1. Диагностировать "ГЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи. | - использование методов проведения диагностики, сбора и анализа информации; - выявление лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах; создание банка данных лиц нуждающихся в социальной помощи и услугах | - практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, тестирование по темам МДК. |
ПК 3.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента. | - решение основных социально-бытовых проблем пожилых людей и инвалидов в соответствии с нормативно-правовой базы, обеспечивающей их социальную защиту; - планирование работы по социально-бытовому обслуживанию клиента. | тестирование по темам МДК. - практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, круглый стол, семинарские занятия. |
ПК 3.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа. | - решение основных медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических проблем пожилых людей и инвалидов - осуществление социального патроната, оказание социальной помощи отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам. | - моделирование профессиональных ситуаций; - практические задания, тестирование по темам МДК. |
ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов. | - использование социальных технологий по адаптации и реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов; - взаимодействие со структурами, способными оказать помощь лицам пожилого возраста и инвалидам; - использование технологий активизации потенциала собственных сил и возможностей лиц пожилого человека и инвалида. | - зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля; - тренинг, моделирование профессиональных ситуаций |
ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых "ГЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов. | - использование технологии социальной профилактики; - взаимодействие с социальными учреждениями, осуществляющими социальную профилактику; - осуществление профессиональной деятельности с позиции «рядом с клиентом»; - создание необходимых условий для профилактики возникновения новых ТЖС. | - практикум по решению профессиональных задач; - семинар, тестирование по темам МДК; - комплексный экзамен по профессиональному модулю. |
ПК 4.1 Осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы. | -осуществление организационно- управленческой деятельности в соответствии со спецификой направления социальной работы. | - практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, тестирование по темам МДК. |
ПК 4.2 Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности. | - использование различных форм, методов и технологий социальной работы в профессиональной деятельности | -тестирование по темам МДК. - практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, круглый стол, семинарские занятия. |
ПК 4.3 Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту. | -определение специфики и объема деятельности, а также круга необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту | - моделирование профессиональных ситуаций; - практические задания, тестирование по темам МДК. |
ПК 4.4 Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие). | -осуществление взаимодействия со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие) | - зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля; - тренинг, моделирование профессиональных ситуаций |
ПК 4.5 Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов. | -осуществление прогнозирования и моделирования вариантов решения проблем клиента с учетом имеющихся ресурсов | - практикум по решению профессиональных задач; - семинар, тестирование по темам МДК; - комплексный экзамен по профессиональному модулю. |
ПК 4.6 Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту. | -применение инновационных технологий и творческого подхода в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту | - практикум по решению профессиональных задач; - семинар, тестирование по темам МДК; - комплексный экзамен по профессиональному модулю. |
ПК 4.7 Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности. | -осуществление планирования деятельности и контроля достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности. | - практикум по решению профессиональных задач; - семинар, тестирование по темам МДК; - комплексный экзамен по профессиональному модулю. |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии | Оценка самостоятельной работы. Аттестация по производственной практике |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
| Защита и выполнение индивидуальных заданий. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
| Экспертная оценка решения ситуационных задач; экспертная оценка выполнения самостоятельной работы - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
| Экспертная оценка решения ситуационных задач; экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | работа с ИКТ | Составление презентаций. Экспертная оценка решения ситуационных задач; экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
OK 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики и клиентами в ходе обучения. | Экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | - проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. | Экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. | Экспертная оценка решения ситуационных задач; экспертная оценка выполнения самостоятельной работы - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. | Экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия | - проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий; | Экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку | - проявление бережного отношения к природе, обществу, человеку. | Экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
OK 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
| Экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей | - демонстрация навыков здорового образа жизни. | - Экспертная оценка решения ситуационных задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной и производственной практики ПМ.03 "Выполнение каменных работ"
Программа состоит из паспорта, тематического плана, информационного обеспечение и результатов оценивания ПК....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01 Теория и методика социальной работы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...
Разработка к занятию по учебной практике по ПМ 02 "Социальная работа с семьей и детьми"
Данная разработка предназначена для использования на занятии по учебной практики по ПМ 02 "Социальная работа с семьей и детьми" преподавателями в качестве справочного материала при отработке...
Рабочая программа учебной и производственной практики ПМ.03 Выполнение малярных работ
Рабочая программа учебной и производственной практик по ПМ.03 Выполнение малярных работ разработаны для профессии 08.01.06 "Мастер сухого строительства" в соответствии с объемами и содержани...
Рабочая программа учебной и производственной практики ПМ.02 Выполнение штукатурных работ
Рабочая программа учебной и производственной практик по ПМ.02 Выполнение штукатурных работ разработаны для профессии 08.01.06 "Мастер сухого строительства" в соответствии с объемами и содерж...
Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа
Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа...
Учебная программа Производственной практики 39.02.01 Социальная работа
Учебная программа Производственной практики 39.02.01 Социальная работа...