Учебная программа ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми 39.02.01 Социальная работа
рабочая программа

Трофимова Дария Викторовна

Учебная программа ПМ.02  Социальная работа с семьей и детьми 39.02.01 Социальная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pm.02_sotsialnaya_rabota_s_semey_i_detmi.docx65.87 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СУНТАРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРИЛОЖЕНИЕ I.16

программе СПО 39.02.01

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.2 Социальная работа с семьей и детьми

2017г.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС СПО (приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. № 506) по специальности среднего профессионального образования 39.02.01Социальная работа.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Сунтарский технологический колледж»

Разработчики:

Трофимова Д.В., преподаватель ГБПОУ «Сунтарский технологический колледж».

Рецензент:                     Иванова Т.О., социальный педагог ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский                                 технологический колледж»                

Рецензент:                      Фролов Г.В., РуководительГКУ РС (Я) «СУЗНиТиСРРС (Я)»

Рекомендована методическим  советом ГБПОУ «Сунтарский технологический колледж», протокол № 8 от «_15_» июня 2017 года

        

Подпись председателя:                                /М.А. Архипова/


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

15


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.2 Социальная работа с семьей и детьми

  1. Область применения рабочей программы.

Рабочая программа профессионального модуля (программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 39.02.01 Социальная работа

  1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля.

В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности ПМ.2 Социальная работа с семьей и детьми и соответствующие ему общие компетенции и профессиональных компетенций:

  1. Перечень общих компетенций:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональнойдеятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

  1. Перечень профессиональных компетенций

ВД 1

Социальная работа с семьей и детьми

ПК 2.1.

Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи

ПК 2.2.

Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3.

Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4.

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5.

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

В результате освоения профессионального модуля студент должен:

Иметь практический опыт

- диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС у различных типов семей и детей, осуществления их социального патроната; 

- создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

уметь

- пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности, выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальной защите;

- собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей;

- оказывать социальную помощь отдельным категориям семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;

- осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;  

- выявлять важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и государством; профессионально строить взаимоотношения с членами семьи;  

- планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье;

- анализировать результаты своей деятельности;

- осуществлять контроль качества предоставляемых услуг.

знать

- цели и главные принципы государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях; структуру государственных органов, реализующих семейную политику; основные задачи социальной защиты;

 - варианты социального обслуживания семьи;

- нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность специалиста по социальной работе с семьей и детьми;

- типы социальной службы для семьи и детей;

внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи;

- категории семей социального риска; основные социальные проблемы семей различных категорий; критерии социальной незащищенности семей;

- формы социальной работы с семьями; роль социального работника в решении проблем семьи;

- особенности медико-социального патронажа семьи и детей;

- учреждения и организации, способные оказать помощь в преобразовании ситуации семьи.

1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля.

Всего часов ____________326_____________

Из них   на освоение МДК 02.01 60 часов

                                     МДК 02.02 116 часов

                                     МДК 02.03 100 часов

                                     МДК 02.04 50 часов_ на практики, в том числе учебную ___72 часа____

и производственную____108 часов______

самостоятельная работа____161 часа_____

консультация 2 часа

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

2.1 Структура профессионального модуля.

Коды профессиональных общих компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]**

Суммарный объем нагрузки, час.

Занятия во взаимодействии с преподавателем, час.

Самостоятельная работа

Обучение по МДК, в час.

Практики

всего,

часов

Лабораторных и практических занятий

Курсовых работ (проектов)*

учебная,

часов

производственная

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5ОК 1 - ОК 13.

Раздел 1 МДК 2.1. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми

90

60

24

12

30

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5

ОК 1 - ОК 13.

Раздел 2. МДК 2.2 Возрастная психология и педагогика, семьеведение

174

116

44

12

57

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5

ОК 1 - ОК 13.

Раздел 3. МДК 2.3 Технология социальной работы с семьей и детьми

150

100

44

12

72

49

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5

ОК 1 - ОК 13.

Раздел 4.МДК 2.4. Социальный патронат различных типов семей и детей

75

50

26

36

36

25

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5, ОК 1 - ОК 13.

Производственная практика

108

Всего:

489

326

138

72

108

161

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)

22

Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК)

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

1

2

3

МДК 2.1. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми

Тема 1.1. Государственная политика социальной защиты населения.

1. Государственная политика социальной защиты семьи.

2

2. Государственно-правовые основы социальной защиты населения.

4

3. Основные законодательные акты, положения.

2

4. Типы социальной службы для семьи и детей.

4

5. Сбор и создание информационного обеспечения как начальный этап социальной работы с семьей и детьми.

4

Тематика практических занятий.

Разработать модель территориальной социальной службы для семьи.

8

Решение практических ситуаций. 

2

Решение практических ситуаций. 

2

Разработать модель территориальной социальной службы для семьи.

2

Разработать модель территориальной социальной службы для семьи.

2

Тема 1.2.

Государственная и региональная семейная политика.

1. Нормативно-правовая база социальной региональной политики.

4

2. Региональная семейная политика.

2

3. Новейшие тенденции в семейной политике государства.

4

Тематика практических занятий.

Анализ региональных программ, действующих в отношении семьи детства.

8

Решение практических ситуаций. 

2

Решение практических ситуаций. 

2

Анализ региональных программ, действующих в отношении семьи детства.

2

Анализ региональных программ, действующих в отношении семьи детства.

2

Тема 1.3.

Государственная система социального обслуживания семьи.

1. Сущность социального обслуживания семьи: понятие, особенности, виды.

4

2. Формирование органов социального обеспечения.

2

3. Характеристика учреждений социального обслуживания семьи и детей.

4

Тематика практических занятий.

8

Предложить меры по повышению эффективности охраны материнства

2

Предложить меры по повышению эффективности охраны отцовства

2

Предложить меры по повышению эффективности охраны детства

2

Предложить меры по повышению эффективности охраны детства

2

Самостоятельная работа при изучении МДК 2.1.:

  1. Изучение информационного материала.
  2. Подготовить доклады по теме «Роль территориальных социальных служб в системе социального обслуживания семьи и детей».
  3. Подготовка рефератов по теме «Охрана материнства и детства: актуальные тенденции».
  4. Составить опорную схему «Типы социальных служб для семьи и детей».
  5. Анализ ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г.
  6. Меры государственной поддержки материнства и детства, предпринимаемые в современной России.
  7. Основные пути повышения эффективности охраны репродуктивного здоровья населения.
  8. Семейная политика в современной России.

Особенности региональной социальной политики в Российской Федерации.

30

Учебная практика МДК 2.01

Виды работ:

  1. Анализ государственной семейной политики в регионе.
  2. Анализ и составление конспектов ФЗ, касающихся социальной защиты в регионе.
  3. Анализ работы отдела по проблемам семьи и детей.
  4. Анализ должностных инструкций специалиста, работающего с семьей и детьми.
  5. Анализ документации специалиста взаимодействующего с семьей и детьми.
  6. Анализ функциональных обязанностей специалиста взаимодействующего с семьей и детьми.

12

МДК 2.3. Технология социальной работы с семьей и детьми

Тема 3.1. Перспективы развития социальной работы в области охраны репродуктивного здоровья.

1. Меры государственной поддержки материнства и детства.

2

2. Планирование семьи и сохранение репродуктивного здоровья.

2

3. Социальная работа с женщинами и семьями в период ожидания ребенка.

2

Тематика практических занятий.

14

Предложить меры по совершенствованию системы охраны репродуктивного здоровья населения.

2

Предложить меры по совершенствованию системы охраны репродуктивного здоровья населения.

2

Предложить меры по совершенствованию системы охраны репродуктивного здоровья населения.

2

Анализ мер государственной поддержки материнства и детства на предмет их эффективности.

2

Анализ мер государственной поддержки материнства и детства на предмет их эффективности.

2

Анализ мер государственной поддержки материнства и детства на предмет их эффективности.

2

Заполнить таблицу.

2

Тема 3.2. Методы и технологии социальной работы с семьями групп риска

1. Особенности социальной защиты многодетных семей.

2

2. Специфика социальной защиты неполных семей.

2

3. Основные аспекты социальной защиты многопоколенных (сложных) семей.

2

4. Специфика социальной защиты молодых семей.

2

5. Специфика социальной защиты семей военнослужащих и членов их семей.

2

6. Особенности социальной защиты семей, имеющих детей раннего возраста.

2

7. Социальная защита семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

2

8. Социальная защита семей безработных.

2

9. Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей.

4

10. Специфика социальной работы с семьями в ситуациях семейного насилия.

4

11. Технологии социальной работы с уличными детьми.

4

12. Социальная работа с семьями девиантного поведения.

4

Тематика практических занятий

16

Анализ законодательной основы социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми.

2

Анализ законодательной основы социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми.

2

Решение практических ситуаций. 

2

Решение практических ситуаций. 

2

Решение практических ситуаций. 

2

Схематичное изображение системы действия социального работника в различных семьях групп риска.

2

Схематичное изображение системы действия социального работника в различных семьях групп риска.

2

Схематичное изображение системы действия социального работника в различных семьях групп риска.

2

Тема 3.3. Практическая социальная работа с семьей и детьми.

1. Методы семейного консультирования и информирования.

2

2. Технологии профилактики в работе с семьей и детьми.

2

3. Методы семейной терапии в практике социальной работы.

2

4. Социальное обслуживание в работе с семьей и детьми.

2

5. Технологии досуговой деятельности в социальной работе с семьей и детьми.

2

6. Технологии коррекции и реабилитации в работе с семьей и детьми.

2

7. Методы и технологии проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе с семьей и детьми.

4

Тематика практических занятий

14

Анализ нормативно-правовой базы, касающейся социального обслуживания семьи.

2

Анализ нормативно-правовой базы, касающейся социального обслуживания семьи.

2

Анализ нормативно-правовой базы, касающейся социального обслуживания семьи.

2

Анализ нормативно-правовой базы, касающейся социального обслуживания семьи.

2

Решение практических ситуаций.

2

Решение практических ситуаций.

2

Решение практических ситуаций.

2

Консультация

1

Самостоятельная работа при изучении МДК 2.3.:

  1. Изучение информационного материала.
  2. Разработка опорных схем «Социальные проблемы каждого типа семей групп риска».
  3. Решение практических задач.
  4. Составление кроссвордов по теме.
  5. Проанализировать основные методы психолого-социального сопровождения семей групп риска. Заполнить таблицу.
  6. Роль школы в профилактики девиантного поведения.
  7. Принципы организации деятельности кризисных центров для семьи и детей.
  8. Методы практической социальной работы с детьми и женщинами - жертвами домашнего насилия.
  9. Модель уличной социальной работы.
  10. Зарубежный опыт работы с семьей и детьми.
  11. Основные подходы к социокультурной работе с семьей.
  12. Терапия семьи как целостной системы.

49

Учебная практика МДК 2.03.

Виды работ:

  1. Анализ базы данных специалиста, работающего с неблагополучными семьями.
  2. Анализ проведения групповой консультации с семьей на тему «Пособия и льготы семье, имеющей детей раннего возраста».
  3. Анализ форм, методов работы семьей и детьми.
  4. Наблюдение поэтапной работы с семьей и членами семьи групп риска.

12

МДК 2.4 Социальный патронат различных типов семей и детей

Тема 4.1. Сущность социального патронажа как технологии социальной работы

1. Понятие социального патронажа.

1

2. Цели и задачи социального патронажа.

1

3. Принципы и направления социального патронажа.

1

4. Виды социального патронажа.

1

5. Этапы реализации социального патронажа.

2

Тематика практических занятий.

12

Решение практических ситуаций. 

2

Решение практических ситуаций. 

2

Разработать кроссворд по теме. 

2

Разработать кроссворд по теме. 

2

Подготовить доклад по теме «Опыт применения социального патронажа в социальной работе за рубежом».

2

Подготовить доклад по теме «Опыт применения социального патронажа в социальной работе за рубежом».

2

Тема 4. 2. Особенности медико-социального патронажа в семьях социального риска

1. Патронажи неполных семей.

2

2. Патронаж многодетных и многопоколенных семей.

2

3. Патронаж молодых семей.

2

4. Социальный патронаж семей, имеющих детей раннего возраста или детей с ограниченными возможностями здоровья.

2

5. Социальный патронаж семей безработных.

2

6. Патронаж детей-сирот и уличных детей.

2

7. Патронаж семей испытывающих домашнее насилие.

2

8. Патронаж семей девиантного поведения.

2

9. Социальный патронаж семей военнослужащих и членов их семей.

2

Тематика практических занятий.

14

Анализ нормативно-правовой базы, касающейся детей-сирот. 

2

Анализ нормативно-правовой базы, касающейся детей-сирот. 

2

Анализ нормативно-правовой базы, касающейся детей-сирот. 

2

Решение практических ситуаций. 

2

Решение практических ситуаций. 

2

Разработка опорных карт «Этапы проведения социального патронажа».

2

Разработка опорных карт «Этапы проведения социального патронажа».

2

Самостоятельная работа при изучении МДК 2.4.:

  1. Изучение информационного материала.
  2. Разработка опорных схем «Система социального патронажа различных типов семей»
  3. Решение практических задач.
  4. Разработать опорные карты-схемы «Социальный патронаж в различных типах семей».
  5. Конвенция ООН о правах ребенка
  6. Международные документы о правах инвалидов
  7. Модель кризисного центра для семьи и детей, переживающих домашнее семейное насилие
  8. Кризисное вмешательство в семьи девиантного поведения
  9. Основные подходы к профилактике девиантного поведения

25

Учебная практика МДК 2.04

Виды работ:

1. Анализ и наблюдение организации социального патронажа в семье группы риска.

2. Анализ отчетной документации по проведенному социальному патронажу.

3. Анализ методики ведения социального патронажа специалистом.

4. Анализ специфики социального патронажа различных типов семей.

36

Производственная практика

Виды работ (МДК 2.01)

Разработка и заполнение карты обследования социально-дезадаптированных несовершеннолетних.

• Составление и заполнение карты обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей.

• Составление и заполнение паспорта социальной инфраструктуры микрорайона.

• Выявление наиболее актуальных проблем семьи по средствам социологического опроса.

• Разработка и заполнение социальной истории семьи.

• Работа с социально-демографическим паспортом семьи.

• Организация и проведение приема проблемной семьи.

• Работа с документацией отдела семьи и детей.

Виды работ(МДК 2.03):

  • Организация и проведения семейной терапии по средствам тренинговых занятий.
  • Организация и проведения досуговых мероприятий с семьей.
  • Реализация методик социально-психологического сопровождения семьи. Анализ и оценка результатов.
  • Организация и проведение социального консультирования семьи по наиболее актуальным вопросам (тема по выбору).
  • Организация и проведения лекториев в семьях групп риска (тема по выбору).
  • Изучение проблем семьи с применением авторских методик (по выбору).
  • Разработка программы социальной реабилитации семьи группы риска (по выбору).
  • Разработка плана действий по коррекции отклонений семьи из группы риска.

Виды работ(МДК 2.04):

  • Организация и проведение социального патронажа групп риска.
  • Работа и составление отчетной документации по итогам проведенного патронажа.
  • Разработка дальнейшего плана работы с семьей группы риска.
  • Организация и проведение профилактических мероприятий по снижению негативных явлений.
  • Составление и заполнение реабилитационной карты.
  • Составление и заполнение социального паспорта семьи.

18

36

36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

3.1. Реализации программы профессионального модуля осуществляется  в следующих специальных помещениях:

Кабинет «Социальных и экономических дисциплин», оснащенный оборудованием:

- комплект учебно-методической документации;

- комплект наглядных пособий (образцы проектов социальной поддержки семьи, комплекты социальной ркламы).

техническими средствами обучения:

-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

-интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

3.2.1. Печатные издания.

  1. Антология социальной работы / под ред. М. В. Фирсов. - М., 2014.
  2. Антонов, А. И. Судьба семьи в России XXI века / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. - М., 2014.
  3. Андреева. Т. В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева. - СПб., 2015.
  4. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. - СПб, 2014.
  5. Дивицина, Н. Ф. Семьеведение: краткий курс лекций / Н. Ф. Дивицина. - М., 2015.
  6. Зубкова, Т. С. Организация и содержание по социальной защите женщин, детей и семьи / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина. - М., 2009.
  7. Иванов, В. Н. Социальные технологии / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. - М., 2013.
  8. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. - М., 2014.
  9. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: брачносемейные отношения / Л. А. Коростылева. - СПб, 2013.
  10. Платонова, Н. М. Социальная работа с семьей и детьми / Н. М. Платонова. - М., «Академия», 2015.
  11. Платонова, Н. М. Социальная работа с бездомными / Н. М. Платонова. - М., «Академия», 2015.
  12. Тюрина, Э. И. Социальная работа с семьей и детьми / Э. И. Тюрина, Н. Ю. Кучукова, Е. А. Пенцова. - М., «Академия», 2011.

3.2.2. Справочники

  1. Павленок, П. Д. Краткий словарь по социологии / П. Д. Павленок. - М., 2011.
  2. Социальные технологии: толковый словарь / отв. ред. В. Н. Иванов. - Белгород, 2009.
  3. Справочное пособие по социальной работе / под ред. Л. С. Алексеева, П. В. Бобкова, Г. Ю. Бурлака. - М., 2011.
  4. Учебный социологический словарь / под ред. С. А. Кравченко. - М., 2010.
  5. Философский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохоров. - М., 2011.

3.2.3. Дополнительные источники

  1. Дармодехин, С. В. Государственная семейная политика: проблемы теории и практики / С. В. Дармодехин. - М., 2012.
  2. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т. В. Лодкина. - М., 2011.
  3. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента. - СПб., 2011.
  4. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. - М., 2012.
  5. Социальная работа: теория и практика / под ред. Е. И. Холостовой, А. С. Сорвина. - М., 2010.
  6. Технология социальной работы / под ред. И. Г. Зайнышева. - М., 2011.
  7. Фирсов, М. В. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. - М., 2012.
  8. Эйдемилер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемилер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. - СПб., 2011.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Контроль и оценка результатов освоения ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля

Критерии оценки

Методы оценки

ПК 2.1 Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

Выявлять ТЖС семьи и детей по средствам ряда методик.

Экспертное наблюдения и оценка выполнения практической работы;

- контрольной работы по темам МДК.

ПК 2.2 Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

Оказывать содействие в решении ТЖС семьи и детей с определением этапов работы.

тестирование по темам МДК.

- практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, круглый стол, семинарские занятия.

ПК 2.3 Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опе- кунство,попечительство, патронаж).

Реализовывать социальный патронат в семьях группы риска.

- моделирование профессиональных ситуаций;

- практические задания, тестирование по темам МДК.

ПК 2.4 Создавать необходимые условия для адаптации и социальной

реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

Реализовывать технологии социальной адаптации и реабилитации семьи и детей группы риска.

- зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля;

- тренинг, моделирование профессиональных ситуаций

ПК 2.5 Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

Владеть методами и формами профилактики негативных явлений связанных с семьей и детьми.

- практикум по решению профессиональных задач;

- семинар, тестирование по темам МДК;

- комплексный экзамен по профессиональному модулю.

27

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии

Оценка самостоятельной работы.

Аттестация по производственной практике

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач;
  • оценка эффективности и качества выполнения.

Защита и выполнение

индивидуальных

заданий.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • решение профессиональных задач по социальным проблемам;
  • нахождение путей решения в нестандартных ситуациях.
  • проводить диагностику ситуации.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

экспертная оценка выполнения

самостоятельной работы - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • эффективный поиск необходимой информации;
  • использование различных источников, включая электронные.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

экспертная оценка выполнения

самостоятельной работы

ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

работа с ИКТ

Составление

презентаций.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

экспертная оценка выполнения

самостоятельной работы

OK 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики и клиентами в ходе обучения.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

экспертная оценка выполнения

самостоятельной работы - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

- проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий;

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

- проявление бережного отношения к природе, обществу, человеку.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

OK 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

  • рациональная организация рабочего места;
  • соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

- демонстрация навыков здорового образа жизни.

- Экспертная оценка решения ситуационных задач.

28

Разработчик                                                          Трофимова Д.В., преподаватель ГБПОУ «Сунтарский технологический колледж»


[1]* Колонка указывается только для программы подготовки специалистов среднего звена

** Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми

Данная презентация " Различные категории детей" будет полезна при подготовке к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и деть...

Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по ПМ 02. «Социальная работа с семьей и детьми»

В данной методической разработке размещены материалы для проведения экзамена квалификационного для специальности 040401 "Социальная работа"...

Разработка к занятию по учебной практике по ПМ 02 "Социальная работа с семьей и детьми"

Данная разработка предназначена для использования на занятии по учебной практики по ПМ 02 "Социальная работа с семьей и детьми" преподавателями в качестве справочного материала при отработке...

Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа...

Учебная программа ОП.02 Организация социальной работы в РФ по специальности 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ОП.02 Организация социальной работы в РФ по специальности  39.02.01 Социальная работа...

КОС по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми по специальности 39.02.01 Социальная работа

КОС по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми по специальности 39.02.01 Социальная работа...

План работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении на 2024-2025 учебный год

Смягчение факторов социального риска, способствующих возникновению проблемой ситуации в семье....