Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по ПМ 02. «Социальная работа с семьей и детьми»
методическая разработка на тему
В данной методической разработке размещены материалы для проведения экзамена квалификационного для специальности 040401 "Социальная работа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_pm_2.doc | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
филиал государственного автономного образовательного учреждения
среднего профессионального образования Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж
имени Никиты Акинфиевича Демидова»
Оценочные средства
для проведения промежуточной аттестации по ПМ 02.
«Социальная работа с семьей и детьми»
по основной профессиональной образовательной программе
среднего профессионального образования 040401 «Социальная работа» (углубленная подготовка)
Форма проведения оценочной процедуры: экзамен (квалификационный)
Буланаш, 2015
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая отделением
_________ М.Ф. Кравченко
Эксперты от работодателей: Начальник ТОИОГВ СО – Управление социальной политики ___________ С.Б.Темченков |
РАССМОТРЕНО:
на заседании ПЦК
протокол № ___ от____ 2015 г.
председатель Госькова О.М. _____
РАЗРАБОТЧИКИ:
филиал ГАОУ СПО СО «НТГПК им. Н.А. Демидова», преподаватель первой квалификационной категории – Ю.С.Кирякова
Таблица 1
- Паспорт комплекта оценочных средств
Предмет(ы) оценивания | Объект(ы) оценивания | Показатели оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Защита готового продукта деятельности (Кейс – стадии) |
- активно осваивает профессиональную деятельность |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - обосновывает организацию и выбор методов и способов решения профессиональных задач; | |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | - анализирует сложившуюся ситуацию и прогнозирует ее последствия; | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - демонстрирует умение нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач; - определяет пути решения возникшей проблемы/трудности; | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - применяет современные компьютерные технологии в решении практического задания; | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | - проявляет эмоциональную устойчивость при обнаружении ошибок и недочетов в готовом продукте; - демонстрирует владение правилами диалогового общения - стиль одежды аттестующегося соответствует ситуации экзамена; | |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | -определяет степень достижения поставленных целей; | |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | - ориентируется в существующих инновационных технологиях решения проблем клиентов и самостоятельный поиск путей их овладения; | |
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия | - проявляет толерантное отношение к различным народам и религиям; | |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку | - соблюдает этические нормы общения при взаимодействии с окружающими людьми; | |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности | - эргономичное расположение оборудования с соблюдением требований пожарной безопасности и охраны труда; - выбор метода и способа решения профессиональных задач с соблюдением техники безопасности и согласно заданной ситуации; | |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей | - принимает участие в мероприятиях, связанных с укреплением физического здоровья; | |
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности; - принимает участие во внеурочной работе с учетом подготовки к исполнению воинской обязанности, военных сборах; | |
ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи | - выделяет основные проблемы в сложившейся ситуации у различного типа семей; - описывает основные проблемы в сложившейся ситуации у различного типа семей; | |
ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей | - описывает и демонстрирует технологии социальной работы по социальному обслуживанию; - демонстрирует умение пользоваться нормативными источниками; | |
ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС | - описывает и демонстрирует знания по технологии адаптации и реабилитации различного типа семей и детей; - демонстрирует умение решения проблем при помощи данных технологий; | |
ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей | - описывает знания по технологии профилактики возникновения новых трудных жизненных ситуаций у различного типа семей; - демонстрирует умения использования данной технологии при решении проблем клиента; | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Оценка сформированности компетенций во время изучения профессионального модуля | - своевременно и качественно выполняет самостоятельные работы при изучении профессионального модуля; - активно участвует в конкурсе профессионального мастерства, олимпиадах по профессиональному модулю; |
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж) | - умеет составить беседу во время патроната с различного типа семьями; - своевременно и в соответствии с требованиями к заполнению документации по социальной работе заполняет акты. |
Описание правил оформления результатов оценивания
Условием допуска к экзамену (квалификационному) является прохождение всех контрольных точек промежуточной аттестации профессионального модуля:
- МДК 02.01. «Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми» (дифференцированный зачет);
- МДК 02.02. «Возрастная психология и педагогика, семьеведение» (экзамен комплексный);
- МДК 02.03. «Технология социальной работы с семьей и детьми» (экзамен комплексный);
- МДК 02.04 «Социальный патронат различных типов семей и детей» (экзамен комплексный);
- Производственная практика (дифференцированный зачет).
Предметом оценки МДК являются знания и умения.
Экзамен комплексный по МДК 02.02, МДК 02.03, МДК 02.04 включает в себя:
Устный опрос по проверке знаний, сгруппированных из трех вопросов по МДК 02.02, МДК 02.03, МДК 02.04.
Предметом оценки по итогам прохождения производственной практики являются профессиональные компетенции и виды работ.
Дифференцированный зачет по производственной практике осуществляется по результатам освоенных видов работ на основе аттестационного листа по практике (заполняется с учетом оценочного листа, в котором руководителем практики, фиксируется степень выраженности показателей видов работ).
Предметом оценки по итогам освоения профессионального модуля являются общие и профессиональные компетенции.
Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю проводится в учебной аудитории филиала колледжа «Кабинет по социальной работе» в присутствии работодателя.
Экзамен включает в себя 1 этап:
- Защита готового продукта деятельности (Кейс – стадии).
Продолжительность экзамена (квалификационного) на одного обучающегося составляет в общей сложности 60 минут и распределяется следующим образом:
Решение кейс-стадий – 50 мин.
защита - 5-7 мин. (на каждого обучающегося).
Процедура проведения экзамена (квалификационного) позволяет оценить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций (распределение которых представлено в таблице 1).
Общие компетенции:
ОК 1. Принимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно - коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
Экзамен (квалификационный) проводится в форме – очная:
- очная форма – выполнение и защита кейс-стадии.
Обучающимся предлагается решить кейсы в количестве 3-х, позволяющих продемонстрировать умения, которые были сформированы в процессе изучения МДК 02.01. «Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми»; МДК 02.02. «Возрастная психология и педагогика, семьеведение»; МДК 02.03. «Технология социальной работы с семьей и детьми»; МДК 02.04 «Социальный патронат различных типов семей и детей».
По результатам экзамена (квалификационного) принимается одно из решений:
- «вид профессиональной деятельности освоен»;
- «вид профессиональной деятельности не освоен».
Условием положительной аттестации (вид профессиональной деятельности освоен) является сформированность профессиональных компетенций по всем контролируемым показателям.
Профессиональные компетенции считаются сформированными при положительной оценке не менее 70% их показателей (критериев). Экспертная комиссия вносит в оценочный лист баллы по обозначенным показателям (критериям): «да» / «выполнено» - 1 балл; «нет» / «не выполнено» - 0 баллов.
Решение основано на рейтинговой шкале, которая составляет от 20 до 30 (для девушек – 28 баллов), затем она переводится в 5-ти балльную шкалу:
«удовлетворительно» - 70% - 79%;
«хорошо» - 80% - 95%;
«отлично» - 96% - 100%.
Таблица 2
Тип задания | Кол-во баллов | Рейтинг | «3» | «4» | «5» |
Защита готового продукта деятельности (Кейс – стадии) (max – 26 баллов) | |||||
Оценка сформированности компетенций во время изучения профессионального модуля – результат освоения (max – 4 балла) | |||||
ИТОГО (max – 30 баллов) | |||||
РЕЗУЛЬТАТ | Профессиональный модуль освоен / не освоен (нужное подчеркнуть) |
2.Комплект оценочных средств
Вариант № 1
Условия выполнения задания
Инструкция
Внимательно прочитайте содержание ситуативных задач. При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам. Помните, что умение своими словами формулировать определения, законы и т.п., не искажая сути вопроса, повышает оценочный балл. Во время подготовки к ответу вы можете воспользоваться нормативно- правовыми документами, и доказать свою точку зрения.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс № 1
"Так случилось, что судьба дважды посмеялась надо мной: обманул и второй муж. Аборт делать поздно, да и денег, наверное, не хватит, поэтому я решила продать своего будущего ребенка, чтобы обеспечить хотя бы пищей и одеждой старшую дочь. К тому же, ее надо готовить к школе. Мне 26 лет, физически здорова, не пью, не курю. Ребенок наверняка будет здоровым..."
1. Определите основную проблему, стоящую перед клиентом.
2. В помощи, каких специалистов, по Вашему мнению, нуждается клиент?
3. Разработайте алгоритм работы с клиентом.
Кейс № 2
Анатолий С. из маленького поселка в Свердловской области, как сам исповедуется, молчит о насилии над собой отчима, превратившего мальчишку в полового партнера. Не столько из-за страха перед ним, сколько боится потерять мать, которая тяжело и неизлечимо больна. "Мое признание ее убьет, - пишет парень. - Она очень любит его. Да и без его денег нам с мамой на ее инвалидную пенсию не прожить. Мама целует отчиму руки, молится за него Богу. Знала бы она, что он за гад".
1. Определите проблему, которую призван решить социальный работник.
2. В контакте, с какими специалистами должен работать социальный работник с этими семьями?
3. Какие варианты и алгоритм решения этих проблем Вы можете предложить?
Кейс № 3
В отдел социальной защиты одного из районов г. Н. обратились жильцы дома, которые просят принять меры в отношении своих соседей. Супруги, имеющие троих детей (все – несовершеннолетние), злоупотребляют алкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 16-летняя дочь, отбирают родители. Кроме того, она испытывает физическое и психическое насилие со стороны отца.
- Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.
- Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы?
- Предложите Ваш вариант оказания помощи семье специалистом социальной службы.
Вариант № 2
Условия выполнения задания
Инструкция
Внимательно прочитайте содержание ситуативных задач. При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам. Помните, что умение своими словами формулировать определения, законы и т.п., не искажая сути вопроса, повышает оценочный балл. Во время подготовки к ответу вы можете воспользоваться нормативно - правовыми документами, и доказать свою точку зрения.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс № 1
Женщина страдает системным заболеванием крови, признана инвалидом. Воспитывает двух детей одна (ей 32 года, дочери 5 лет, сыну 10 лет), работает в детском саду в обслуживающем персонале. Денег на жизнь и на лечение не хватает, другой работы найти не может (пыталась не раз). Муж живет с другой семьей, никакой помощи не оказывает.
- Определите социальные проблемы семьи.
- Какие варианты решения проблем Вы можете предложить?
- Какие учреждения и организации должны быть задействованы в решении проблем этой семьи?
Кейс № 2
"Деловая женщина", правда, нигде не работающая, сдавала одну комнату своей пермской квартиры богатым мужчинам - командировочным. Вместе с ночлегом гостеприимная хозяйка предлагала постояльцам и ... свою тринадцатилетнюю дочь. Разумеется, за отдельную плату. История всплыла наружу, когда мамаша, сколотив уже небольшой капиталец, захотела сделать путаной с бантиком и свою младшую дочь. Школьница оказалась не готова к бизнесу, открытому мамой в своем доме. Получив с клиента предоплату, девочка выполнять его волю отказалась. На начавшийся в квартире мордобой и вопли сбежались соседи.
1. Определите проблему, которую призван решить социальный работник.
2. В контакте, с какими специалистами должен работать социальный работник с этими семьями?
3. Какие варианты и алгоритм решения этих проблем Вы можете предложить?
Кейс № 3
А. М. 41 год, одна воспитывает тринадцатилетнюю дочь. Она отчаялась от проблем, которые свалились на нее. Смерть близких, уход мужа из семьи, борьба за выживание сказались на здоровье женщины. Она тяжелобольна. Из-за длительного лечения в стационарах приходится часто оставлять дочь одну. "Во время моего отсутствия, - написала она, - иногда к дочери заходили соседи, угощали, приглашали к себе. Но надолго взять к себе никто не может: у каждого свои дела и заботы. На лечение приходилось уезжать в другой город. Общалась с ней только по телефону. Никому не пожелаю таких переживаний! Сейчас мы живем на небольшую пенсию. Как- то выкручиваемся, но будущее пугает. Болезнь моя прогрессирует. Есть угроза ампутации руки. И как дальше жить? Не только материальные заботы меня волнуют. Не хватает человеческого тепла, тяготит одиночество и безысходность. А так хочется дружеского участия в трудную минуту!"
1. Что Вы знаете об организации помощи таким семьям из мирового опыта?
2. Какие формы помощи Вы могли бы предложить этой семье в условиях Вашего региона?
3. Может ли эта семья рассчитывать на помощь органов социальной защиты?
Вариант № 3
Условия выполнения задания
Инструкция
Внимательно прочитайте содержание ситуативных задач. При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам. Помните, что умение своими словами формулировать определения, законы и т.п., не искажая сути вопроса, повышает оценочный балл. Во время подготовки к ответу вы можете воспользоваться нормативно- правовыми документами, и доказать свою точку зрения.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс № 1
Женщина 60-ти лет воспитывает одна десятилетнего внука. Ее дочь - мать ребенка - умерла при родах; отец ребенка ушел из семьи еще до его рождения.
У мальчика порок сердца. Основной источник дохода – пенсии: по старости – женщины и по утере кормильца - ребенка.
- Определите социальные проблемы семьи, статус семьи
- Какие специалисты и учреждения будут задействованы в её решении? Какие меры поддержки положены данной семье?
- Какова роль специалиста социальной работы?
Кейс № 2
В социальную службу пришло письмо следующего содержания: "Мы, жильцы, убедительно просим принять меры к К. Он и его жена систематически пьют, нигде не работают. К. ведет аморальный образ жизни: привел в дом, где двое детей, постороннюю женщину и сожительствует с ней. Деньги, заработанные старшей дочерью, всегда уходят не в пользу семьи, а на спиртное. Дети К., когда были маленькие, всегда были одеты во, что попало, недоедали. Свою шестнадцатилетнюю дочь К. систематически унижал, избивал. Будучи в нетрезвом состоянии, он избил ее, и она выбросилась с балкона".
1. К какой группе проблем можно отнести данную ситуацию?
2. Что, прежде всего, должен сделать социальный работник, получивший информацию о случившемся?
3. Какие варианты и алгоритм решения этих проблем Вы можете предложить?
Кейс № 3
Я презираю человека, являющегося мне отцом. Не переношу все, что связано с ним. Мама, прожив с ним почти 20 лет, не видя солнца, счастья, понимания, радости, цепляется за него, видя в нем кормильца в случае, если что-то с ней случится. Ну как ей объяснить, что я хочу жить без него? Хочу не мыть после него бокалы перед тем, как что-то в них налить, а брать уже чисто вымытые, без засохших кусков хлеба, высохшего чая. Как объяснить, что если уйдем от него, то я буду заботиться о ней от всей души? Ведь я прекрасно знаю, что он, когда мама не сможет готовить, пошлет ее ко всем чертям, ч то кормить ее, заботиться о ней придется мне! Но в этом случае я буду делать это, что называется, "через губу", только руководствуясь, споим дочерним долгом. Сейчас дома идет война: с одной стороны - я; с другой - "папочка" и упрямо стоящая на его стороне мама. Она утверждает, что это против нее война, но она обернулась против нее по ее же вине. Ведь она думает то же, что и я, но лицемерит, заставляет лицемерить и меня: ублажать это существо (даже не человека и не мужчину), которое жрет, спит и гадит на каждом шагу.
Просить, предлагать, умолять его делать мужскую работу - бесполезно, так как, по его мнению, все на Земле должна делать женщина. Да, женщина должна быть женщиной и матерью!
Я хочу маму, а не домохозяйку, которую этот "родственник" из нее сделал! Я ненавижу его за замотанную маму, за свое дурацкое здоровье, за испорченную мою жизнь. Я уничтожила бы его, если бы смогла потом спокойно жить с мамой, стать такой, какая я есть (а не такой, какой быть вынуждена). Но... есть закон, который не посмотрит - гад и мерзавец он или нет...".
1. Назовите основные проблемы, стоящие перед семьей в целом?
2. Охарактеризуйте возможные скрытые причины негативного отношения дочери к отцу?
3. Какие методы, на Ваш взгляд, могут оказаться эффективными при работе с каждым членом этой семьи?
Вариант № 4
Условия выполнения задания
Инструкция
Внимательно прочитайте содержание ситуативных задач. При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам. Помните, что умение своими словами формулировать определения, законы и т.п., не искажая сути вопроса, повышает оценочный балл. Во время подготовки к ответу вы можете воспользоваться нормативно- правовыми документами, и доказать свою точку зрения.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс № 1
"Пишу вам в надежде, что мне подскажут, как жить дальше. Дело в том, что мы с мужем несколько лет назад удочерили девочку из детского дома. Вскоре муж умер, и дочку я воспитывала одна. Все было хорошо, но вот в прошлом году Света узнала от соседки, что она мне неродная дочь. С этого момента все пошло вкось. Девочка стала уходить из дома, меня перестала слушаться, а однажды даже отравилась, лежала в тяжелом состоянии в реанимации. Сейчас дочери четырнадцатый год, она заканчивает 7-й класс. Учится плохо, часто пропускает школу, ходит на дискотеку, курит. Наших родственников не признает никого. Домой приходит поздно. Я не сплю, жду ее, волнуюсь. Скажите, как мне быть?
Очень трудно жить при таких ценах да еще при таком отношении. Окружающие осуждают меня за то, что ее удочерила, а теперь вот мучаюсь. Я наедине со своими проблемами, и мне не с кем посоветоваться. Никто не может понять моего состояния. Пожалуйста, помогите!".
1. Определите основную проблему, стоячую перед семьей.
2. Какие методы и формы помощи Вы могли бы предложить?
3. Разработайте план работы с семьей.
.
Кейс № 2
Семья проживает в пригороде. 7-летняя дочь – ребенок-инвалид (диагноз – ДЦП) – замкнута, со сверстниками не общается, в школу не ходит, все время проводит дома. Родители считают, что общение с посторонними людьми может навредить дочери.
1. Определите социальную проблему.
2. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в оказании помощи?
3. Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?
Кейс № 3
"У меня нет радости в семье. Там меня бьют, злобно наказывают за любой пустяк. А знаете, кто? Мама! Она обзывает меня, как хочет. Но не думайте, что она пьяница или сумасшедшая, нет, совсем нормальная. Просто в нашем доме появился отчим. Он меня ненавидит и старается внушить это маме. Она и срывает свое зло на мне. Я не выношу своего отчима, в моей душе нет для него места. А меня заставляют любить его и даже звать "папой". Но никто меня не спрашивал, хочу ли я такого папу.
Мне кажется, что отчим нас просто обманул. Мама стала совсем другая. Ведь это совершенно чужой человек не только мне, но, кажется, и маме – иначе она так не кричала бы! Но если она еще ухитряется его любить, то я уже не могу этого сделать, и поэтому мама меня бьет. Но мне кажется, что я так и буду получать всю жизнь от мамы, но себя сломать и назвать нелюбимого и нежеланного человека "папой" я не смогу никогда.
Вчера мы поругались с мамой так, что я уже не выдержала и накричала на нее. Я знаю, что нельзя, ну, что мне оставалось делать, если оскорбления сыпались на меня без всякого повода? На этот раз из-за того, что я встала и хлопнула дверью. Просто я уже не могла терпеть всякие гадости, колкости, которые идут в мой адрес, просто невозможно передать на бумаге. Сначала я молчала. Но это, кажется, взбесило маму, и поэтому она стала бить меня по голове и лицу, трепать за волосы. Тогда я поняла, что молчанием не поможешь, и попыталась поговорить, но и это не помогло. По ее словам, я оказалась "выродком", "психушкой", "больной". А все из-за того, что я захлопнула дверь! Уже в 11 часов ночи она хотела выбросить меня за дверь, но почему-то этого не сделала, зато дальше издевалась надо мной, вспоминала моего отца и называла нас "придурками".
1. Определите основную проблему, стоящую перед клиентом.
2. В помощи, каких специалистов, по Вашему мнению, нуждается клиент?
3. Разработайте план работы с клиентом.
Вариант № 5
Условия выполнения задания
Инструкция
Внимательно прочитайте содержание ситуативных задач. При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам. Помните, что умение своими словами формулировать определения, законы и т.п., не искажая сути вопроса, повышает оценочный балл. Во время подготовки к ответу вы можете воспользоваться нормативно- правовыми документами, и доказать свою точку зрения.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс № 1
Мать и сын десяти лет подвергаются физическому насилию со стороны мужа и отца. Мальчик периодически сбегает из дома, ночует в подвале.
1. Куда может обратиться женщина с сыном?
2. Какова роль специалиста социальной работы?
3. Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?
Кейс № 2
"В нашей семье жертве было всего 5 лет, когда она впервые подверглась насилию. У моей сестры от первого брака есть дочь Марина, от второго еще двое детей. И совратителем пятилетней девочки оказался нынешний свекор, т.е. отец второго мужа моей сестры. Марина частенько оставалась у новой бабушки. "Дедушка" - свекор под разными предлогами забирал девочку то полы помыть, то в магазин сбегать за хлебом. И вот недавно на свой день рождения Марина осталась у бабушки с дедушкой.
Вернулась через день - грязная, испуганная, какая-то странная. Когда моя сестра подступилась к ней с расспросами, дочь замкнулась и все. Сестра искупала ее, хотела покормить, но та ничего не ела. А когда ее стали успокаивать и жалеть, Маринка расплакалась и стала рассказывать то, что ее уже давно томило. Оказывается, еще с детсадовских времен, как сказала девочка, дед принуждал ее, где угрозами, где обещаниями купить велосипед, ублажать его. Сестра поделилась страшной тайной с мужем, тот промолчал, и тогда мать написала на свекра заявление в милицию".
1. Определите проблему, которую призван решить социальный работник.
2. В контакте, с какими специалистами должен работать социальный работник с этими семьями?
3. Какие варианты решения этих проблем Вы можете предложить?
Кейс № 3
"Пять лет назад у меня была какая-то уверенность, что смогу поставить дочь на ноги. Молодая, здоровая, неужели не заработаю денег, чтобы обеспечить себя и ребенка? Во всяком случае самое необходимое смогу дать малышу, казалось мне тогда. Но последние два года превратились в сплошной кошмар: не могу обеспечить ребенка даже нормальным питанием. Если 6ы я могла предположить, в какой беспросветной нищете окажусь, да разве родила бы? Думала второе замужество спасет нас, но, видно, не судьба. Двоих детей мне не поднять - не выживем. Поэтому обращаюсь в газету с просьбой:
"Дорогая редакция! Хочу дать в вашей газете (если возможно - бесплатно) не совсем обычное объявление. Может быть, оно покажется вам странным, но от того, опубликуете вы его или нет, зависит моя жизнь. Очень прощу богатых людей купить у меня малютку, которая появится на свет через месяц. Не потому что не люблю детей, а потому, что живу в нищете. Оплата по договоренности".
1. Дайте характеристику ситуации.
2. На основе, каких законодательных актов эта семья может рассчитывать на помощь?
3. Предложите свои варианты разрешения критической ситуации.
Вариант № 6
Условия выполнения задания
Инструкция
Внимательно прочитайте содержание ситуативных задач. При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам. Помните, что умение своими словами формулировать определения, законы и т.п., не искажая сути вопроса, повышает оценочный балл. Во время подготовки к ответу вы можете воспользоваться нормативно- правовыми документами, и доказать свою точку зрения.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс № 1
Женщина пятидесяти лет была уволена в связи с банкротством предприятия. После увольнения находится в депрессивном состоянии. Одна воспитывает 14-летнюю дочь (ребенок-инвалид), также с ними проживает пожилая мать (72года).
- Определите проблемы членов семьи.
- В какие учреждения могут обратиться взрослые члены семьи для решения проблем?
- Какие специалисты будут задействованы в решении проблем?
Кейс № 2
Проанализируйте приведенные тексты и ответьте на вопросы.
а) Зашли в гости на веселое застолье к жительнице Екатеринбурга муж с женой, а когда уходили на следующее утро, забрали с собой 2-летнюю дочь хозяйки дома. Дело в том, что после пиршества с горького похмелья супруги не обнаружили своего магнитофона. Незадачливой мамаше гости поставили ультиматум: или девочка, или магнитофон.
б) В Московское региональное управление по борьбе с организованной преступностью обратилась москвичка и заявила, что ее трехлетняя дочь находится в руках... няни. Эта 57-летняя женщина, нанятая для присмотра за девочкой, похитила малышку, спрятала, после чего потребовала за нее выкуп - 17 тысяч долларов. В тот же день при обмене денег на заложницу сотрудники милиции задержали злоумышленницу и ее 27-летнего сообщника.
1. Что Вы знаете о законодательстве, защищающем права ребенка в подобных ситуациях?
2. Какие варианты решения проблемы этой семьи Вы можете предложить?
3. В контакте, с какими специалистами должен работать социальный работник в данной ситуации?
Кейс № 3
"В нашем доме живет одна молодая женщина. У нее нет родных и близких. Муж се предал - испугался трудностей, потому что она тяжело заболела туберкулезом. Пришлось ей двоих маленьких детей держать в разных больницах - сама была при смерти. Тяжело пришлось ей, но она выжила. Немного встала на ноги и при больнице стала подрабатывать санитаркой, чтобы навещать малышей не с пустыми руками. Подлечилась, забрала детей. Никогда мы не видели ее слез. Всегда она ласковая и приветливая. И никто не подумает, что живет она на хлебе и воде. Того, что она получает по инвалидности, вместе с детскими пособиями едва хватает на то, чтобы заплатить за квартиру, за свет и чтобы у детей было что поесть".
1. Какие социальные службы могли бы поддержать эту семью?
2. На основании, каких законодательных актов семья может рассчитывать на государственную помощь?
3. Разработайте план работы с семьей.
Вариант № 7
Условия выполнения задания
Инструкция
Внимательно прочитайте содержание ситуативных задач. При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам. Помните, что умение своими словами формулировать определения, законы и т.п., не искажая сути вопроса, повышает оценочный балл. Во время подготовки к ответу вы можете воспользоваться нормативно- правовыми документами, и доказать свою точку зрения.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс № 1
Соседи обратились к социальному работнику с просьбой разъяснить, почему 12-летнюю внучку соседки определили в детский дом без согласия бабушки, страдающей психическим заболеванием.
1. Нормативно-правовая база, регламентирующая решение данных вопросов.
2. Решение какого органа необходимо для помещения несовершеннолетнего ребенка в детский дом?
3. В каких случаях социальное (медицинское) обслуживание осуществляется без согласия гражданина?
4. В каких случаях возможна госпитализация человека в психоневрологический стационар в недобровольном порядке?
Кейс № 2
"Тринадцать лет назад от меня ушел муж. Осталась я тогда с семерыми детьми на руках. Самому младшему было полгода. Сейчас четверо детей имеют уже свои семьи, живут отдельно от меня. Трудно было поднимать детей одной. Работала на нескольких работах, только бы их поставить на ноги. Дети выросли, получили образование. Трое еще несовершеннолетние. А здоровье свое я все-таки подорвала. И, несмотря на то, что у меня столько детей, чувствую себя очень одинокой. Сама я выросла в детском доме. Не видела ничего хорошего в жизни. Помогите мне хоть добрым словом. Буду очень рада получить весточку от хороших людей".
1. Какие меры социальной поддержки положены данной многодетной семье?
2. Какие формы работы можно организовать для взаимоподдержки людей, находящихся в трудной ситуации?
3. Составьте алгоритм работы с данной семьей
Кейс № 3
"Детей своих - у меня их трос: пять лет, три года и один год - люблю безумно. Денег на них никаких не жалею, способна купить любую игрушку, любые сладости. Но если они начинают баловаться и меня не слушают... я кричу на них, бью посуду. Дети плачут - я успокаиваюсь. Мне иногда хочется всех детей заново родить и быть доброй матерью. Дети у меня умницы, красивые, они заслужили другую мать - хорошую. Не такую как я. И с мужем тоже не ладно. Дома он все делает, на работе его ценят, но когда выпьет - мне его убить хочется. Или самой умереть. Или стать наркоманкой, пьяницей - кем угодно, чтобы уж ни за что не отвечать и ничего не понимать.
Я не сумасшедшая и не душевнобольная. Может, мне мужа бросить, чтобы не было этих приступов отчаяния, злости, зависти к другим, счастливым женщинам? Ведь у меня много подруг, и все они счастливы. А меня точно проклял кто-то с рождения: ничего не ладится, семейная жизнь не клеится, дети не слушаются".
1. Определите основные проблемы этой семьи?
2. В помощи, каких специалистов, но Вашему мнению, нуждается каждый из членов семьи?
3. Разработайте план работы с семьей.
Вариант № 8
Условия выполнения задания
Инструкция
Внимательно прочитайте содержание ситуативных задач. При ответе на них, обращайте внимание на то, чтобы Ваш ответ был полным, используйте специальные терминологические обороты по междисциплинарным курсам. Помните, что умение своими словами формулировать определения, законы и т.п., не искажая сути вопроса, повышает оценочный балл. Во время подготовки к ответу вы можете воспользоваться нормативно- правовыми документами, и доказать свою точку зрения.
Время на подготовку для ответа на ситуативные задачи - 50 мин.
Кейс № 1
При проведении акта жилищно-бытовых условий семьи, участковым и специалистом социальной работы, которая находилась на учете, выяснилось, что отец воспитывает двоих детей один, одному ребенку 10 лет, а другому 17, тоже употребляет алкоголь. Отец ведет асоциальный образ жизни (наркоман), работает грузчиком на складе. Старший сын не живет дома, только временами приходит навестить младшего брата. По словам соседей, в квартире постоянно происходят какие-то скопления людей, к тому же, соседи видели, как отец семейства в состоянии алкогольного опьянения бил ребенка.
- Определите социальную проблему семьи?
- Какие социальные учреждения будут задействованы в решении проблем семьи?
- Какие специалисты будут задействованы в решении проблемы
Кейс № 2
"Оказалась я в очень тяжелом положении и не знаю, как выкарабкаться. Своих сил у меня уже не осталось, я совсем упала духом и нахожусь в отчаянии. Я одна воспитываю троих детей, но с этим бы я справилась. У нас сгорел дом, и до сих пор у нас его нет.
Районные власти не в состоянии решить наш вопрос. Сейчас мы живем на квартире у родственников, и нас просят подыскивать другое жилье. Снять квартиру мы не в состоянии, купить - тем более. Нам некуда идти. Я устала от беспредельных скитаний и унижений. Может, кто-нибудь сможет нам помочь или кто-нибудь посоветует, как нам жить? Помогите нам, пожалуйста!".
1. Относится ли эта семья к числу многодетных семей?
2. Может ли эта семья рассчитывать на официальную помощь со стороны государственной системы социальной защиты?
3. Разработайте план работы с семьей.
Кейс № 3
"Сейчас я стою перед выбором: что делать? Временами готова не избить, а просто убить своего сына. Ему 15 лет, и он - вор и наводчик в какой-то мафиозной группировке. Сначала - по весне - его взяли в оборот ребята во дворе, стали вымогать деньги. Он начал воровать в соседнем подъезде (к великому сожалению, узнала об этом слишком поздно).
Затем исчезло вес наше семенное золото (подарок ил свадьбу, сделанный 18 лет назад). Сами мы так ничего ценного и не приобрели. При четверых детях особенно не пошикуешь, хотя и старались, чтобы все необходимое у них было. Никогда ничего не просили у государства, никакой материальной помощи. Заявила о пропаже золота в милицию. А когда выяснилось, что его украл ... мой сын, это было для меня страшным ударом. Тут ему и пришлось рассказать про ребят, что вымогали у него деньги. В милиции пообещали разобраться, и я увезла сына на лето на дачу в надежде, что со временем все образуется.
Но стоило нам вернуться в город, как на него опять стали наседать местные ребята. Я их нашла, устроила разборку. В общем договорились, что никто никому не должен. И вдруг исчезает из моего кошелька две с половиной тысячи рублей. Поплакала, погоревала, но делать нечего, дети есть хотят.
Стыдно не стыдно, пошла просить взаймы... А теперь и того хуже. Сын влез в другую группировку, и уже сам "снимает" деньги, наводит на таких же мальчишек, как он. Что делать? Что предпринять? Как ему помочь? Настроение паршивое, жить не хочется. Останавливают от решающего шага только малыши - 7 лет и 4 года. Стараюсь, чтобы они не видели меня убитой горем, но не всегда это получается. Вот и реву по ночам, когда все снят. Может кто-нибудь посоветует, что делать".
1. Что Вы знаете о проблемах подростке" и причинах, ведущих к антиправовому поведению?
2. Разработайте план работы с подростком.
3. Разработайте план работы с матерью.
Таблица 3
Оцениваемые компетенции | Показатели |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий; ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
- активно осваивает профессиональную деятельность - обосновывает организацию и выбор методов и способов решения профессиональных задач - анализирует сложившуюся ситуацию и прогнозирует ее последствия; - демонстрирует умение нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач - определяет пути решения возникшей проблемы/трудности - применяет современные компьютерные технологии в работе для оформления текста практического задания - проявляет эмоциональную устойчивость при обнаружении ошибок и недочетов в готовом продукте - демонстрирует владение правилами диалогового общения - стиль одежды аттестующегося соответствует ситуации экзамена -определяет степень достижения поставленных целей; - ориентируется в существующих инновационных технологиях решения проблем клиентов и самостоятельный поиск путей их овладения - проявляет толерантное отношение к различным народам и религиям - соблюдает этические нормы общения при взаимодействии с окружающими людьми - эргономичное расположение оборудования с соблюдением требований пожарной безопасности и охраны труда - выбор метода и способа решения профессиональных задач с соблюдением техники безопасности и согласно заданной ситуации - принимает участие в мероприятиях, связанных с укреплением физического здоровья - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности - принимает участие во внеурочной работе с учетом подготовки к исполнению воинской обязанности, военных сборах |
ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи. ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей. ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС. ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей. | - выделяет и описывает основные проблемы в сложившейся ситуации у различного типа семей - описывает и демонстрирует технологии социальной работы по социальному обслуживанию - демонстрирует умение пользоваться нормативными источниками - описывает знания по технологии адаптации и реабилитации различного типа семей и детей - демонстрирует умение решения проблем при помощи данных технологий - умеет составить беседу во время патроната с различного типа семьями - своевременно и в соответствии с требованиями к заполнению документации по социальной работе заполняет акты - описывает и демонстрирует знания по технологии профилактики возникновения новых трудных жизненных ситуаций у различного типа семей - демонстрирует умения использования данной технологии при решении проблем клиента |
Оценочный лист по результатам освоения профессионального модуля ПМ 02. «Социальная работа с семьей и детьми» заполняется преподавателями и внешними экспертами
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
по результатам освоения профессионального модуля ПМ 02
«Социальная работа с семьей и детьми»
Вид аттестации: промежуточная
Форма: экзамен (квалификационный), ОПОП СПО 040401«Социальная работа» (углубленная подготовка)
Группа СР 356
ФИО обучающегося ___________________________________________________________________________________________________
Шифр ОК, ПК | Показатели оценки | Признак выражен: 0 баллов – «нет» 1 балл – «да» |
Защита готового продукта деятельности (Кейс – стадии) | ||
ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 9 ОК 10 ОК 11 ОК 12 ОК 13 ОК 14* | - активность освоения профессиональной деятельности - обосновывает актуальность деятельности специалиста по социальной работе | |
- обосновывает организацию и выбор методов и способов решения профессиональных задач | ||
- анализирует сложившуюся ситуацию и прогнозирует ее последствия; | ||
- демонстрирует умение нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач | ||
- определяет пути решения возникшей проблемы/трудности | ||
- проявляет эмоциональную устойчивость при обнаружении ошибок и недочетов в готовом продукте | ||
- демонстрирует владение правилами диалогового общения | ||
- стиль одежды аттестующегося соответствует ситуации экзамена | ||
-определяет степень достижения поставленных целей - ориентируется в существующих инновационных технологиях решения проблем клиентов и самостоятельный поиск путей их овладения | ||
- проявляет толерантное отношение к различным народам и религиям |
| |
- соблюдает этические нормы общения при взаимодействии с окружающими людьми | ||
- эргономичное расположение оборудования с соблюдением требований пожарной безопасности и охраны труда - выбор метода и способа решения профессиональных задач с соблюдением техники безопасности и согласно заданной ситуации | ||
- принимает участие в мероприятиях, связанных с укреплением физического здоровья | ||
- принимает участие во внеурочной работе с учетом подготовки к исполнению воинской обязанности, военных сборах - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности | ||
ПК 2.1 | - выделяет основные проблемы в сложившейся ситуации у различного типа семей - описывает основные проблемы в сложившейся ситуации у различного типа семей | |
ПК 2.2 | - описывает и демонстрирует технологии социальной работы по социальному обслуживанию - демонстрирует умение пользоваться нормативными источниками | |
ПК 2.4 | - описывает и демонстрирует знания по технологии адаптации и реабилитации различного типа семей и детей - демонстрирует умение решения проблем при помощи данных технологий | |
ПК 2.5 | - описывает и демонстрирует знания по технологии профилактики возникновения новых тяжелых жизненных ситуаций у различного типа семей - демонстрирует умения использования данной технологии при решении проблем клиента | |
Оценка сформированности компетенций во время изучения профессионального модуля | ||
ОК 8* | - своевременно и качественно выполняет самостоятельные работы при изучении профессионального модуля - активно участвует в конкурсе профессионального мастерства, олимпиадах по профессиональному модулю | |
ПК 2.3* | - умеет составить беседу во время патроната с различного типа семьями - своевременно и в соответствии с требованиями к заполнению документации по социальной работе заполняет акты | |
Итого: |
---------------------------------------------------------
ОК 14 Проставляется только для юношей
ОК 8 Переставляется из учебного журнала, обучающимися предоставляются грамоты, благодарственные письма
ПК 1.3 Переставляется с аттестационного листа по учебной практике
Тип задания | Кол-во баллов | Рейтинг | «3» | «4» | «5» |
Решение кейс-стадий и презентация готового продукта деятельности (max – 26 баллов) | |||||
Оценка сформированности компетенции по результатам прохождения производственной практики (max –4 балла) | |||||
ИТОГО (max – 30 баллов) | |||||
РЕЗУЛЬТАТ | Профессиональный модуль освоен / не освоен (нужное подчеркнуть) |
Представитель работодателя__________________С. Б. Темченков
Преподаватель _____________________М.Ф. Кравченко
Преподаватель/ мастер п/о ___________________ Ю.С. Кирякова «___»___________________2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми
Данная презентация " Различные категории детей" будет полезна при подготовке к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и деть...
Комплект контрольно оценочных средств для проведения промежуточной аттестации ПМ 04.Выполнение облицовочных работ плитками и плитами. по профессии 08.01.08. "Мастер отделочных строительных работ"
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности, выполнение облицовочных работ плитками и плитами, по профессии 08.01.08....
Разработка к занятию по учебной практике по ПМ 02 "Социальная работа с семьей и детьми"
Данная разработка предназначена для использования на занятии по учебной практики по ПМ 02 "Социальная работа с семьей и детьми" преподавателями в качестве справочного материала при отработке...
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации студентов 3 курса, обучающихся по специальности СПО 39.02.01 Социальная работа
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения студентами 3 курса МДК 03.01. Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска, обучающимися по специа...
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации студентов 2 курса, обучающихся по специальности СПО 39.02.01. Социальная работа
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения студентами 2 курса, обучающимися по специальности 39.02.01. Социальная работа, ПМ. 02. Социальная работа с семьей и де...
Учебная программа ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми 39.02.01 Социальная работа
Учебная программа ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми 39.02.01 Социальная работа...
КОС по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми по специальности 39.02.01 Социальная работа
КОС по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми по специальности 39.02.01 Социальная работа...