Учебная программа ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами 39.02.01 Социальная работа
рабочая программа
Учебная программа ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами 39.02.01 Социальная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pm.01_sotsialnaya_rabota_s_litsami_pozhilogo_vozrasta.docx | 84.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«СУНТАРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРИЛОЖЕНИЕI.15
К программе СПО39.02.01
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.1 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами
2017г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС СПО (приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. № 506) по специальности среднего профессионального образования 39.02.01Социальная работа.
Организация-разработчик: ГБПОУ РС (Я)«Сунтарский технологический колледж»
Разработчики:
Трофимова Д.В., преподаватель ГБПОУ «Сунтарский технологический колледж».
Рецензент: Иванова Т.О., социальный педагог ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»
Рецензент: Фролов Г.В., РуководительГКУ РС (Я) «СУЗНиТиСРРС (Я)»
Рекомендована методическим советом ГБПОУ «Сунтарский технологический колледж», протокол № 8 от «_15_» июня 2017 года
Подпись председателя: /М.А. Архипова/
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 17 |
| 18 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.1 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами
- Область применения рабочей программы.
Рабочая программа профессионального модуля (программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 39.02.01 Социальная работа
- Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля.
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности ПМ.1 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидамии соответствующие ему общие компетенции и профессиональных компетенций:
- Перечень общих компетенций:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональнойдеятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Перечень профессиональных компетенций
ВД 1 | Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами |
ПК 1.1 | Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи. |
ПК 1.2. | Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента. |
ПК 1.3. | Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа. |
ПК 1.4. | Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов. |
ПК 1.5. | Проводить профилактику возникновения новых "ГЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов. |
В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь практический опыт | - диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС; - осуществления социального патроната; - создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим реалиям жизни и их реабилитации; координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента; |
Уметь | - анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста; - пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения; - выявлять людей старшего поколения, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах; - оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации,др. видов адресной помощи и социальных услуг; - активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида; - осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом"; |
Знать | - нормативно-правовое обеспечение социальной работы с пожилыми и инвалидами и нормы их правовой защиты; - основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические проблемы лиц пожилого возраста и инвалидов; - особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам; структуры, способные оказать помощь в преобразовании ситуации лицам пожилого возраста и инвалидам. |
1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля.
Всего часов 172
Из них на освоение МДК 01.01 32 часа
МДК 01.02 32 часа
МДК 01.03 76 часов
МДК 01.04 32 часа_, на практики, в том числе учебную ___72 часа____
и производственную____90 часов______
самостоятельная работа____84 часа_____
консультация 2 часа
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.
2.1 Структура профессионального модуля.
Коды профессиональных общих компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]** | Суммарный объем нагрузки, час. | Занятия во взаимодействии с преподавателем, час. | Самостоятельная работа | ||||||||
Обучение по МДК, в час. | Практики | |||||||||||
всего, часов | Лабораторных и практических занятий | Курсовых работ (проектов)* | учебная, часов | производственная часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5ОК 1 - ОК 13. | Раздел 1 МДК1.1Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами | 54 | 32 | 18 | 6 6 30 30 | 9 | 21 | |||||
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5 ОК 1 - ОК 13. | Раздел 2. МДК1.2Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов | 54 | 32 | 18 | 9 | 22 | ||||||
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5 ОК 1 - ОК 13. | Раздел 3. МДК1.3Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами | 96 | 76 | 26 | 36 | 19 | ||||||
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5 ОК 1 - ОК 13. | Раздел 4.МДК1.4. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов | 54 | 32 | 20 | 36 | 22 | ||||||
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5ОК 1 - ОК 13. | Производственная практика | 90 | 90 | |||||||||
Всего: | 420 | 258 | 172 | 72 | 90 | 84 |
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
22
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
МДК1.1 Социально - правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами. | ||
Тема 1. 1. Конституционно-правовые основы социальной работы | Российская Федерация - социальное государство. Социальная работа как средство реализации социальной политики государства. Правовой статус личности в обществе. Субъективное право как вид и мера возможного поведения правомочного лица. Юридическая обязанность как вид и мера должного поведения обязанного лица.Соотношение субъективных прав и обязанностей личности как юридическая мера ее свободы. Мировая практика моделей социальной защиты лиц пожилого возраста и инвалидов. | 2 |
Тема 1.2. Гарантии государства на социальную защиту | Социальная защита, социальное обеспечение – основныенаправления развития демократического, правового государства.Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Социальная поддержка как система мер, обеспечивающая социальные гарантии отдельным категориям граждан.Льготы как средство достижения социального равенства в обществе. Льготы как способ поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом. Льготы как компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества. Льготы как средство стимулирования видов деятельности. Льготы как преимущества, устанавливаемые законом лицам пожилого возраста и инвалидам. Социальные функции правовых льгот. | 4 |
Тематика практических занятий. | 6 | |
Изучить основные положения нормативно-правовых документов, определяющие гарантии и льготы лицам пожилого возраста и инвалидам. | 2 | |
Изучить основные положения нормативно-правовых документов, определяющие гарантии и льготы лицам пожилого возраста и инвалидам. | 2 | |
Изучить основные положения нормативно-правовых документов, определяющие гарантии и льготы лицам пожилого возраста и инвалидам. | 2 | |
Тема 1.3. Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов в РФ. | Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов.Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством для пожилых и инвалидов.Право пожилых и инвалидов на получение пенсии. Условия назначения и порядок выплаты пенсий пожилым и инвалидами | 2 |
Тематика практических занятий. | 4 | |
Определение права пожилых на пенсионное обеспечение | 2 | |
Определение права инвалидов на пенсионное обеспечение | 2 | |
Тема 1.4. Правовая база назначения и предоставления льгот и пособий пожилым и инвалидам. | Общая характеристика системы льгот для пожилых и инвалидов.Виды льгот, предоставляемые государством пожилым инвалидам: социальные, жилищные, налоговые, транспортные и др.Основные федеральные, региональные, муниципальные законодательные акты, гарантирующие пожилым и инвалидам льготы.. Возможности замены льгот денежными компенсациями.Виды пособий, предоставляемые государством пожилым и инвалидам | 2 |
Тематика практических занятий. | 4 | |
Определение права пожилых на льготы и пособия. | 2 | |
Определение права инвалидов на льготы и пособия. | 2 | |
Тема 1.5. Основные нормы права, регулирующие медико-социальную помощь пожилым и инвалидам | Виды медико-социальной помощи пожилым и инвалидам, гарантированные государством.Обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением и изделиями медицинского назначения пожилых и инвалидов.Протезно-ортопедическая помощь.Нормативно-правовая база определяющая степень утраты трудоспособности и сроки переосвидетельствования. | 2 |
Тематика практических занятий. и инвалидов | 4 | |
Определение права пожилых на различные виды медико-социальной помощи. | 2 | |
Определение права инвалидов на различные виды медико-социальной помощи. | 2 | |
Тема 1.6. Особенности иных прав пожилых и инвалидов в РФ | Особенности трудового законодательства, определяющего права. Особенности гражданского и семейного права, регулирующего отношения, связанные с пожилыми и инвалидами: правила наследования, право на алименты и т.д.Особенности жилищного законодательства в отношении пожилых и инвалидов: нормы обеспечения инвалидов жилой площадью, право инвалидов на дополнительную жилую площадь, особенности оборудования жилого помещения для инвалидов и т.д. | 2 |
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 1. Составление таблицы: «Соотношение субъективных прав и обязанностей личности как юридическая мера ее свободы». 2. Создание логической схемы «Льготы, предоставляемые законодательством лицам пожилого возраста и инвалидам». 3. Примерная тематика рефератов: «Социально-бытовые услуги, предоставляемые лицам пожилого возраста и инвалидам»; «Социально-медицинские услуги, оказываемые лицам пожилого возраста и инвалидам»; «Социально-психологические услуги лицам пожилого возраста и инвалидам»; «Социально-экономические услуги и материальная помощь лицам пожилого возраста и инвалидам»; «Социально-правовые услуги, предоставляемые лицам пожилого возраста и инвалидам»; «Проведение социальной адаптации и реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации». 4. Создание презентации на тему: «Принципы деятельности учреждений социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов». 5. Сделать подборку газетных и журнальных статей, информирующих о социальных проблемах пожилых и инвалидов. | 21 | |
Учебная практика МДК 1.01. Виды работ. Признание инвалида безработным. Порядок предоставления льгот пожилым и инвалидам. Права, свободы и обязанности граждан - фундаментальная правовая основа организации и проведения социальной работы. Дополнительные права или льготы, предоставляемые законодательством отдельным категориям граждан: лицам пожилого возраста и инвалидам. | 6 | |
Производственная практикаМДК 1.01. Виды работ Предложить перечень социально-экономических мер, стимулирующих средний и малый бизнес на оказание благотворительной помощи пожилым и инвалидам. Анализ ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». | 9 | |
Консультации. Подготовка к квалификационному экзамену. | 1 | |
МДК 1.2Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов | ||
Тема 2.1 Геронтология как наука о продлении жизни. | Старость как биосоциопсихологическое явление. Актуальность исследования геронтопсихологической проблемы. Теории старения и старости: старость как биологическая проблема; старость как социальная проблема; старость как когнитивная проблема; комплексные теории старения. | 2 |
Тема 2.2. Психологические измененияв личности и деятельности человека позднего возраста. | Особенности личности старого человека: сужение интересов, эмоциональная неустойчивость, эгоцентризм, недоверие к людям, обидчивость и т.д. Отношение к собственному старению. Типология личности в пожилом возрасте. Положительные показатели возраста: жизненная мудрость, потребность в передаче накопленного опыта и т.д. Возрастные психологические и личностные кризисы в старости. Психические нарушения в период поздней взрослости и старости. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости. | 2 |
Тематика практических занятий . | 6 | |
Выделение факторов риска, влияющих на здоровье. | 2 | |
Средства сохранения здоровья в пенсионном возрасте | 2 | |
Средства сохранения здоровья в пенсионном возрасте | 2 | |
Тема.2.3 Познавательная сфера в период старения. | Развитие ощущения и восприятия: изменение слуховой чувствительности, нарушение зрения, динамика психофизических функций. Развитие высших психических процессов. Изменения памяти. Особенности развития мышления. Причины снижения интеллектуальных функций. | 2 |
Тематика практических занятий | 6 | |
Решение психологических задач «Определение типов приспособления к старости и проблем людей пожилого возраста» | 2 | |
Решение психологических задач «Определение типов приспособления к старости и проблем людей пожилого возраста» | 2 | |
Решение психологических задач «Определение типов приспособления к старости и проблем людей пожилого возраста» | 2 | |
Тема 2.4. Профилактика старения | Профилактика старения.Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста и путиих преодоления. Здоровый образ жизни как фактор долголетия. Культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. | 2 |
Тематика практических занятий | 6 | |
Основные направления деятельности пожилого человека в его микросоциальном окружении. | 2 | |
Основные направления деятельности пожилого человека в его микросоциальном окружении. | 2 | |
Основные направления деятельности пожилого человека в его микросоциальном окружении. | 2 | |
Тема 2.5. Основы андрагогики лиц пожилого возраста | Теория и практика обучения взрослых людей: история развития. Обучения лиц пожилого возраста как фактор социальной защиты. | 2 |
Тема 2.6. Социально-медицинские и психологические проблемы пожилого возраста. | Сходство и различия в старении мужчин и женщин. Психологическое реагирование на болезнь у лиц старших возрастных групп. Состояние психики и здоровье. Психологические изменения в старости и проблемы пожилого возраста. Социальный интерес и его проявление у пожилого человека. Особенности интеллектуального развития в пожилом и старческом возрасте. Особенности эмоционально-личностной сферы в поздней зрелости. | 4 |
Самостоятельная работа при изучении раздела 2
3.Определите особенности процесса старения, характерные для России.
9.Раскройте понятие «стиль жизни пенсионера». 10.Охарактеризуйте организационные формы общения пенсионеров, способствующие повышению активности пожилых людей 11. Исследуйте основные направления деятельности пожилого человека в микросоциальном окружении ( г. о Похвистнево) 12. Работа с учебной литературой (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий , составленным преподавателем) 13. Подготовка к практическим занятиям с использованием рекомендаций преподавателя | 22 | |
Учебная практика МДК 1.02. Виды работ. Проблема возрастных границ старости. Возрастная динамика развития мотивов в период поздней взрослости и старости. Основные формы и технологии в современной практике обучения взрослых. Проявления нормального физиологического старения организма. | 6 | |
Производственная практикаМДК 1.02. Разработать содержание функционально-ролевой модели социально- психологической поддержки пожилых людей и инвалидов Составить таблицы типичных проблем старения и типологии старости Составить психологические портреты клиентов ЦСП. Пути решения проблемы одиночества стариков. Провести и проанализировать собственное исследование отношений «деды и внуки». Составить перечень мер, способных предотвратить стресс. | 9 | |
МДК1.3Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами | ||
Тема 3.1. Социальная диагностика лиц пожилого возраста и инвалидов | Понятие социальной диагностики, ее особенности и функции. Общие проблемы и принципы социальной диагностики. Задачи диагностики: распознавания и идентификация, структурирование, измерения, оценки и квалификации.Выявление лиц пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах. | 4 |
Тематика практических занятий. | 6 | |
Использование социально-диагностического инструментария в ходе тематической экскурсии в ЦСО. | 2 | |
Использование социально-диагностического инструментария в ходе тематической экскурсии в ЦСО. | 2 | |
Использование социально-диагностического инструментария в ходе тематической экскурсии в ЦСО. | 2 | |
Тема 3. 2. Социальная коррекция, терапия, адаптация, реабилитация | Понятие, сущность и содержание коррекции, адаптации и реабилитации. Характер, особенности и стадии социальной адаптации. Понятие дезадаптации, социализации. Барьеры в адаптации: индивидуальные, информационно- адаптивные, ситуативные. Пути минимизации барьеров. Направленность социальной коррекции.Реабилитация инвалидов, особенность социальной реабилитации. Программы социальной реабилитации. Принципы и структура социальной реабилитации. Технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидов. Организация работы в области реабилитации инвалидов: медицинская, профессионально- трудовая, социально-средовая и бытовая реабилитация инвалидов. | 4 |
Тематика практических занятий. | 6 | |
Составление планов коррекции клиентов | 2 | |
Составление планов адаптации клиентов | 2 | |
Составление планов реабилитиции клиентов | 2 | |
Тема З.З.Социальное обеспечение, обслуживание, страхование лиц пожилого возраста и инвалидов | Понятие социального страхования, обеспечения, пенсионного обслуживания, помощи. Социальное страхование в системе социальной защиты населения. Государственное регулирование страховой деятельности. Медицинское страхование и его виды.Пенсионное обеспечение пожилых людей и инвалидов. | 4 |
Тема 3.4. Охрана здоровья пожилыхлюдей и инвалидов | Понятие охраны здоровья пожилых людей и инвалидов. Основные принципы охраны здоровья. Проблемы пожилых людей и инвалидов. Психологические особенности данной категории людей. Реализация принципов ООН. Задачи государства в области охраны здоровья граждан. Нормативно-правовые акты об охране здоровья граждан. | 4 |
Тематика практических занятий. | 6 | |
Разработка программ по улучшению здоровья пожилых людей | 2 | |
Разработка программ по улучшению здоровья инвалидов | 2 | |
Разработка программ по улучшению здоровья инвалидов | 2 | |
Тема 3.5. Социальное консультирование и экспертиза | Социальное консультирование и экспертиза. Медико-социальная экспертиза, ее функции. Индивидуальные программы реабилитации | 2 |
Тематика практических занятий. | 4 | |
Наблюдение и анализ работы специалиста ЦСО по консультированию клиента. | 2 | |
Наблюдение и анализ работы специалиста ЦСО по консультированию клиента. | 2 | |
Тема 3.6. Гериатрическая помощь | Понятия: геронтология и гериатрия. Организация и содержание гериатрической помощи. Гериатрические учреждения здравоохранения и социальной защиты: принципы и направления их работы. Поликлинические гериатрические учреждения. Стационарная гериатрическая помощь. Дневная гериатрическая больница. Восстановительное лечение. Гериатрическая помощь в доме- интернате. Бытовое обслуживание населения пожилого и старческого возраста. Социальные аспекты организации гериатрической помощи: особенности медицинского ухода и реабилитации. | 4 |
Тема 3.7.Медико-социальная помощь | Медико-социальная помощь пожилым людям и инвалидам. Организация лекарственного обеспечения. Организация санаторнокурортного лечения. | 4 |
Тема 3.8.Формы и методы работы с пожилыми людьми и инвалидами | Формы социального обслуживания. Сущность форм и методов работы с пожилыми людьми и инвалидами.Основные направления повышения уровня благосостояния пожилых людей и инвалидов. Оказание помощи на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам. | 4 |
Тематика практических занятий. | 4 | |
Разработка досуговых мероприятий для пожилых людей и инвалидов. | 2 | |
Разработка и защита социальных проектов по улучшению благосостояния пожилых людей и инвалидов. | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела 3 1. Подбор диагностических методик и проведение диагностики клиента с социальным поведением с целью разработки программ реабилитации, адаптации. 2. Анализ комплексного социального диагностирования. 3.Определение экономичных льгот и санкций для незащищенных слоев населения. 4.Определить морально-этические аспекты попечительства. 5. Изучение и анализ материалов периодической печати на тему «Охрана здоровья пожилых людей и инвалидов». Составить схему-таблицу «Нормативно-правовая база по охране здоровья пожилых людей и инвалидов». | 19 | |
Консультации. Подготовка к квалификационному экзамену. | 1 | |
Учебная практика МДК 1.03. Виды работ. Основные направления развития системы социального обслуживания пожилых и инвалидов. Виды социальной помощи. Принципы социального обслуживания. Право пожилых людей и инвалидов на социальное обслуживание. Формы социально-бытового обслуживания на дому. Особенности предоставления социальных услуг пожилым и инвалидам. Особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов на региональном и муниципальном уровнях. | 30 | |
ПП 1.01 Производственная практика. Оказание социальным работником помощи в получении льгот и иных социальных выплат. Ритуальные услуги. Оказание помощи в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц; содействие в получении льгот, бесплатной помощи адвоката, пенсии и прочих социальных выплат, в т. ч. в оформлении документов на отказ от «социального пакета» в Пенсионном фонде РФ; оформление документов на предоставление ритуальных услуг умершим одиноким гражданам или оказание помощи в организации похорон их нетрудоспособным родственникам. Оказание помощи в оформлении документов для получения путевок на санаторно-курортное лечение, а также зубопротезных и протезно-ортопедических услуг; Социальный патронаж. Оказание социально-бытовых услуг пожилым и инвалидам на дому. | 36 | |
МДК 1.4 Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов | ||
Тема 4.1.Опека и попечительство над пожилыми людьми | Сущность социальной опеки и попечительства.Правовой аспект социальной опеки. Виды и формы социальной опеки над пожилыми людьми и инвалидами.Подопечные лица, органы опеки и попечительства. | 2 |
Тематика практических занятий | 6 | |
Определить морально-этические аспекты попечительства. | 2 | |
Определить морально-этические аспекты попечительства. | 2 | |
Определить морально-этические аспекты попечительства. | 2 | |
Тема. 4.2. Организация и содержание работы учреждений для пожилых людей и инвалидов. | Организация работы районных (городских) органов СЗН по направлению граждан в дома - интернаты для пожилых людей и инвалидов. Взаимодействие органов СЗН с государственными, профсоюзными и др. общественными организациями.о направлению граждан в дома - интернаты Дом сестринского ухода. Дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа: организация и содержание работы.Система центров социального обслуживания. Основные задачи и функции ЦСО. Структурные подразделения ЦСО. Типы реабилитационных учреждений по организационно-правовым формам: государственные, муниципальные, негосударственные; реабилитационные центры. Задачи реабилитационных учреждений. Противопоказания к приему в реабилитационные учреждения. Типы реабилитационных учреждений: реабилитационно-производственные, реабилитационно- медицинские, реабилитационно- социальные. Дома-интернаты как учреждения реабилитационного типа. Образовательные учреждения для инвалидов как тип реабилитационных учреждений. | 6 |
Тематика практических занятий | 6 | |
Ознакомление с целью и задачами работы дома-интерната | 2 | |
Ознакомление направлениями работы дома-интерната для престарелых | 2 | |
Ознакомление направлениями работы дома-интерната для инвалидов (экскурция) | 2 | |
Тема 4.3. Социальный патронат как основная форма работы с пожилыми людьми и инвалидами | Организация социального патроната. Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста. Особенности соблюдения правил личной гигиены. | 4 |
Тематика практических занятий. | 8 | |
Разработка комплекса гимнастических упражнений для пожилых людей | 2 | |
Отработка навыков общего ухода. | 2 | |
Выполнение элементарных медицинский манипуляций: измерение АД, определение и подсчет пульса, температуру тела. | 2 | |
Выполнение элементарных медицинский манипуляций: уход за глазами, ушами, полостью рта, применение горчичников, профилактика пролежней. | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела 1. Рациональное питание, диеты, виды диет и их применение, 2. Показатели физического развития населения и акселерации, ее плюсы и минусы. 3. Профилактика врожденных инфекций 4. Особенности личной гигиены престарелых и инвалидов 5. Правила приема лекарственных веществ, правила их хранения 6. Основные правила ухода за тяжелобольными, престарелыми и инвалидами 7. Учет особенностей пожилых людей в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Типология старости в профессиональной деятельности социального работника. 8. Проблемы отношений и психическое здоровье лиц пожилого возраста. 9. Психогигиена и психологическая реабилитация людей пожилого возраста и инвалидов. | 22 | |
Учебная практика МДК 1.04. Виды работ. Организация работы органов СЗН, ЦСО с письмами, жалобами, заявлениями предложениями граждан. Организация справочно-кодификационной работы в органах СЗН, ЦСО. Практика взаимопомощиобщественных объединений пожилых людей. Социальный контекст деятельности общественных организаций пожилых людей: социальный обмен в системе взаимопомощи, социальная технология взаимопомощи пожилых людей. Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания. Организация и содержание социальной защиты пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях, в центрах социального обслуживания. Среда в стационарных учреждениях социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями. | 30 | |
Производственная практика МДК 1.04. Виды работ. Психологическая работа с пожилыми людьми. Условия и направления поддержания состояния здоровья пожилых людей и сохранение их трудоспособности. Профилактика старения Индивидуальная программа реабилитации, как средство социализации инвалидов. Обучение родственников уходу за больными пожилыми людьми, инвалидами. | 36 | |
ВСЕГО | 420 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.
3.1. Реализации программы профессионального модуля осуществляется в кабинете«Материаловедения и теоретических основ сварки и резки металлов», оснащенный оборудованием:
- комплект учебно-методической документации;
- комплект наглядных пособий (образцы проектов социальной поддержки семьи, комплекты социальной ркламы).
техническими средствами обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
-интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов,- 6-е изд.-М.: Академический проект: Альма Матер, 2014,- 702с.
- Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. Учебное пособие. Гриф МО РФ. - ЮНИТИ-ДАНА, 2013.-511с.
- Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов: Учеб.пособие для студ.начальногопроф.образования/ М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2013. - 240 с.
- Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. - М.: Дашков и К0, 2013. - 132 с.
- Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. Основы андрагогики: учебное пособие: Допущено УМО/ Под ред. И.А. Колесниковой. Академия,- 2013,- 240с.
- Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. - 2-е изд. - М: Дашков и К0, 2014. - 240 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
- http://www.gaudeamus.omskcitv.com/PDF library humanitarian.html
- http://www.storedbooks.com/graid
- http://www.gaudeamus.omskcitv.com/PDF library law 4.html
- http://window.edu.ru/ window/librarv?p rid=40932http://www.psvsocwork.ru/759/.
3.2.3. Дополнительные источники
- Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старения: Учебное пособие. Рекомендовано УМО./ О.В. Краснова, А.Г. Лидере,- М.: Академия,- 2010, 288с.
- Психология старости и старения: Хрестоматия: учебное пособие. Допущено Минобразованием России/ Сост.О.В. Краснова, А.Г. Лидере,- М.:Академия, 2010,416 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Контрольи оценка результатов освоения ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами
Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля | Критерии оценки | Методы оценки |
ПК 1.1. Диагностировать "ГЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи. | - использование методов проведения диагностики, сбора и анализа информации; - выявление лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах; создание банка данных лиц нуждающихся в социальной помощи и услугах | - практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, тестирование по темам МДК. |
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента. | - решение основных социально-бытовых проблем пожилых людей и инвалидов в соответствии с нормативно-правовой базы, обеспечивающей их социальную защиту; - планирование работы по социально-бытовому обслуживанию клиента. | тестирование по темам МДК. - практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, круглый стол, семинарские занятия. |
ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа. | - решение основных медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических проблем пожилых людей и инвалидов - осуществление социального патроната, оказание социальной помощи отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам. | - моделирование профессиональных ситуаций; - практические задания, тестирование по темам МДК. |
ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов. | - использование социальных технологий по адаптации и реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов; - взаимодействие со структурами, способными оказать помощь лицам пожилого возраста и инвалидам; - использование технологий активизации потенциала собственных сил и возможностей лиц пожилого человека и инвалида. | - зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля; - тренинг, моделирование профессиональных ситуаций |
ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых "ГЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов. | - использование технологии социальной профилактики; - взаимодействие с социальными учреждениями, осуществляющими социальную профилактику; - осуществление профессиональной деятельности с позиции «рядом с клиентом»; - создание необходимых условий для профилактики возникновения новых ТЖС. | - практикум по решению профессиональных задач; - семинар, тестирование по темам МДК; - комплексный экзамен по профессиональному модулю. |
27
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии | Оценка самостоятельной работы. Аттестация по производственной практике |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
| Защита и выполнение индивидуальных заданий. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
| Экспертная оценка решения ситуационных задач; экспертная оценка выполнения самостоятельной работы - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
| Экспертная оценка решения ситуационных задач; экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - работа с ИКТ | Составлениепрезентаций. Экспертная оценка решения ситуационных задач; экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
OK 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики и клиентами в ходе обучения. | Экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | - проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. | Экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. | Экспертная оценка решения ситуационных задач; экспертная оценка выполнения самостоятельной работы - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. | Экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия | - проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий; | Экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку | - проявление бережного отношения к природе, обществу, человеку. | Экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
OK 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
| Экспертная оценка решения ситуационных задач; - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики. |
ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей | - демонстрация навыков здорового образа жизни. | - Экспертная оценка решения ситуационных задач. |
[1]* Колонка указывается только для программы подготовки специалистов среднего звена
** Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.
Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов....
Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.
Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов....
Лекция Познавательная сфера в период старения. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.
Лекция Познавательная сфера в период старения. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов....
Контрольно - измерительный материал по разделу «Оказание социально-медицинских услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому»
Контрольно - измерительный материал по разделу «Оказание социально-медицинских услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому» предназначен для проверки знаний по МДК 01.02 Социально-мед...
ИНФОРМАЦИОННАЯ СТАТЬЯ на тему "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"
Рассказывается об юридических основх социального обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов...
Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа
Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа...
Учебная программа ОП.02 Организация социальной работы в РФ по специальности 39.02.01 Социальная работа
Учебная программа ОП.02 Организация социальной работы в РФ по специальности 39.02.01 Социальная работа...