Предпринимательское образование
статья

Рой Алина Юрьевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predprinimatelskoe_obrazovanie.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из актуальных направлений развития современного образования является развитие предпринимательского образования, потребности в котором выражаются со стороны государства, экономики и общества.

Развитие предпринимательского образования предполагает положительное влияние на экономическую ситуацию в стране – снижение безработицы, увеличение количетсва самозанятых граждан, повышение инновационной активности, формирование предпринимательской культуры, институционализация предпринимательства, повышение эффективности деятельности предпринимателей. Для общества предпринимательское образование создает условия для самореализации, способствует формированию предпринимательских компетенций, необходимых в любых сферах профессиональной деятельности, повышает конкурентоспособность работника на рынке труда.

Предпринимательское образование в России начало свое развитие в начале 90-х годов в связи с рыночным реформированием экономики. Потребность в квалифицированных подготовленных кадрах в данный период времени была резко актуализирована. Однако, отсутствие системности, целостности, преемственности и непрерывности предпринимательского образования снижали его эффективность.

Следующим важным этапом в развитии предпринимательского образования,  стало осуществление государственной поддержки для формирования системы предпринимательского образования. В разработанной в 2001 году Концепции модернизации российского образования до 2010 года содержатся положения о необходимости формирования компетенций предпринимателя у выпускников вузов и учреждений средне-профессионального образования. Стоит отметить, что реализация данных положений продолжается и в настоящее время, но в большинстве случаев, предпринимательское образование носит узкофункциональную направленность.

Значимым событием для развития предпринимательского образования послужило создание Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП) в 2008 году ведущими российскими университетами. На данный момент, задача Ассоциации – сформировать систему предпринимательского образования, которая основывается на принципах непрерывности и преемственности.

В условиях цифровизации экономики и образовательного пространства, развития социального партнерства, новых подходов к процессу обучения возрастает значимость предпринимательского образования и формирования предпринимательских компетенций.

В настоящее время под влиянием изучения предпринимательских практик в различных сферах деятельности предпринимательство понимают как определенный тип проактивного человеческого поведения, результатами которого могут быть и товары, и идеи, и институты. Предпринимательство определяют как ключевую компетенцию во всех сферах жизни, охватывающую знания, навыки и отношения. [1]

Существуют различные определения предпринимательского образования, которые используются в государственных стратегиях по развитию предпринимательского образования, в различных исследованиях и отчетах международных организаций. Например, определение Юго-Восточного европейского центра предпринимательского образования (South East European Centre for Entrepreneurial Learning): «Предпринимательское образование - концепция образования и подготовки, которая поддерживает предпринимательский стиль мышления и основана на развитии отдельных личных качеств, включая базовые принципы эффективности в ежедневной жизни без специального фокуса на запуске бизнеса - все, что ведёт к повышению предпринимательской грамотности общества в целом». [2] Европейский Фонд Образования (European Training Foundation) определяет предпринимательское образование как «все формы образования и подготовки, которые способствуют развитию предпринимательского духа и поведения, направленного или не направленного на достижение коммерческих целей». [3] В отчете Европейской комиссии по результатам исследований предпринимательского образования: «Предпринимательское образование (entrepreneurship education) - все образовательные активности, которые нацелены на подготовку людей быть ответственными, предприимчивыми людьми, у которых есть навыки, знания и взгляды, необходимые им для достижения целей, которые они установили для себя, чтобы жить полноценной жизнью». [4]

Европейские страны отмечают важность предпринимательского образования. Работа в этой области находит отражение в национальных стратегиях обучения предпринимательству, целью которых является создание и обеспечение условий для приобретения предпринимательских компетенций обучающимися на всех этапах системы образования.

Анализ образовательного опыта европейских стран позволяет сформировать представление о реализации системы предпринимательского образования в России, которая бы охватывала как общее, так и профессиональное образование.

На данный момент существует три подхода к предпринимательскому образованию. [5]

1. Содержательный теоретический подход, имеющий целью сформировать знание о предпринимательстве (about).

2. Профессионально-ориентированный подход, направленный на получение обучающимися необходимых знаний и навыков для предпринимателя (for).

3. Процессный подход, при котором обучающиеся проходят через предпринимательский процесс обучения (through).

Обучение через предпринимательство означает формирование предпринимательских компетенций с тем, чтобы обучающиеся использовали их в процессе обучения любым другим дисциплинам. Такой подход обучения может быть применен ко всем обучающимся на всех уровнях обучения.

Предпринимательское обучение представляет собой индивидуализированный, активный, групповой, практико-ориентированный, междисциплинарный подход, значительно отличающийся от стандартизированной, ориентированной на содержание, пассивной и основанной на одном предмете учебной программы в традиционном обучении.

Исходя из концепции «обучения через предпринимательство» может сложиться мнение о его схожести с проблемным обучением, проектным обучением и другими современными педагогическими технологиями. Однако, уникальные особенности предпринимательского обучения, такие как акцент не только на проблемах, но и на возможностях, итеративные эксперименты в сотрудничестве с внешними заинтересованными сторонами и особое внимание на новизне или инновационности создания результата или ценности для общества, позволяют достичь более высокого уровня мотивации, вовлеченности и глубокого обучения (deep learning), чем другие педагогические подходы.

«Обучение через предпринимательство» включает в себя развитие «предпринимательского мышления» (entrepreneurial mindset). Формировать предпринимательское мышление означает учиться «думать» как предприниматель - находчиво, гибко, креативно, глобально. Это способ мышления и действия, который перенимает обучающийся для процесса обучения.

На сегодняшний день предпринимательское образование стало широко распространенной темой не только международных научных исследований и государственных стратегий европейских стран, но и российских научных исследований. А. И. Парамонов ввёл термин «предпринимательская педагогика» и сформулировал несколько рабочих определений. Одно из них: «предпринимательская педагогика - область научно-практической деятельности, ориентированная на передачу способа организации жизни и деятельности предпринимателя через педагогический процесс в условиях «предпринимательской среды»». [9] Целью предпринимательской педагогики является не изучение предпринимательства как профессиональной деятельности, а формирование навыков организации деятельности, присущих предпринимателю.

В современном мире на первый план выходят гибкие навыки и компетенции человека, его способность к постоянному обучению и самообразованию. В данных условиях обучение через предпринимательство может стать перспективной областью для дальнейшего исследования и внедрения в образовательный процесс.

Развитие предпринимательской педагогики как подхода к организации образовательного процесса может привести к новым результатам не только в сфере педагогики, но и экономики и предпринимательства.

Список источников:

  1. Entrepreneurship 2020 Action Plan. Reigniting the entrepreneurial spirit in Europe. / European Commission, 2016.
  2. European Commission. A Charter for Entrepreneurial Learning: the Keystone for Growth and Jobs. / European Commission, 2012.
  3. Entrepreneurial Learning. European Training Foundation 2011.
  4. European Commission. Entrepreneurship Education: a road to success. / European Commission. Publications Office of the European Union, 2015.
  5. Entrepreneurship in education: what, why, when, how – Entrepreneurship360 Background Paper, Local Economic and Employment Development Division of the OECD, OESD Publishing, Paris, 2015.
  6. Аксенова Э. А. Как реализуется обучение через предпринимательство в шведских школах / Э. А. Аксенова // Школьные технологии - 2015. № 3
  7. Коротков А. В., Зобнина М. Р. Предпринимательское образование: определение и классификация / А. В. Коротков, М. Р. Зобнина // Экономика и предпринимательство - 2016. - № 10-2. - с. 290-295.
  8. Мусарский М. М., Платонова Е. Д., Игумнов О. А. Европейский опыт и перспективы развития предпринимательского образования в российских школах / М. М. Мусарский, Е. Д. Платонова, О. А. Игумнов // Современная конкуренция - 2018. - Т.12, № 1.
  9. Парамонов А. И. Предпринимательская педагогика: обучение через предпринимательство /А. И. Парамонов // Экономика в школе. - 2011. - № 2. - с.56-66.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность - это инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая на свой страх и риск  и направленная на получение прибыли...

Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы по основам экономики и предпринимательской деятельности (заочное отделение)

Методические рекомендации предназначены для 5 курса заочного отделения по специальности дошкольное образование и педагогика дополнительного образования...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.14 Основы предпринимательской деятельности программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского хозяйств

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.14 Основы предпринимательской деятельности программы подготовки специалистов среднего звенапо специальности среднего профессион...

«Основы предпринимательской деятельности» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смыс...

КТП ОП.07 "Предпринимательская деятельность в сфере гостиничного бизнеса" для специальности (43.02.11) "Гостиничный сервис" по программе базовой подготовки на базе среднего общего образования

      ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ«МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ...

Рабочая программа ОП.07 "Предпринимательская деятельность в сфере гостиничного бизнеса" для специальности (43.02.11) "Гостиничный сервис" по программе базовой подготовки на базе среднего общего образования

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕАВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ«МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ИМЕНИ ВИКТОРА ТАЛАЛИХИН...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по предмету общеобразовательного цикла ОП.07 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям) по программе дополнительных учебных кур

Фонд оценочных средств общеобразовательного производственного цикла является частью основной программы специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухга...