«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ «ГРУППЫ РИСКА»
методическая разработка
Методическая разработка посвящена проблеме формирования мотивационной готовности преподавателей колледжа к работе со студентами группы "риска". Рассмотрены основные подходы и методы работы социального педагога с преподавательским коллективом, даны рекомендации по работе с отдельными группами обучащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_2022.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский технический колледж»
«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ
ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Автор: Михеева Валентина Федоровна
Социально- психологическая служба
Социальный педагог
Санкт-Петербург
2019 год
К «группе риска» в педагогике относятся люди, живущие в состоянии неустойчивого равновесия между общественной нормой поведения и противостоянием к ней. Девиантное ( с лат. отклонение) поведение- это отдельные поступки или система поступков, противоречащие принятым в обществе правовым , нравственным нормам поведения или нормам психического здоровья.
В периоде обучения можно выделить три основных критических периода, которые приходятся на первый, второй и выпускной курсы. На первом курсе происходит изменение роли обучаемого, корректировка потребностей и системы ценностей, возникает необходимость гибко регулировать свое поведение, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе. На втором курсе имеет место переоценка ценностей, переосмысление выбора специальности. Особенность кризиса выпускного курса связана с будущим трудоустройством, перспективами работы.
Студентам «группы риска» присущи: слабая мотивирован-
ность, недобросовестность, слабый самоконтроль, недисциплинированность, невнимательность к другим. Они могут отказаться от обязательств, непостоянны в подготовке к занятиям.
Среди студентов колледжа есть ребята, которых можно от-
нести к группе риска.
К группе риска мы относим следующие категории студентов:
– студенты-сироты;
– студенты- инвалиды;
– студенты с аддиктивным поведением;
– студенты социально-неблагополучных семей.
1. Обеспечение включенности студентов этой ка-
тегории в реальные социальные отношения. Студенты, вклю-
чаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеаль-
ное представление об этих отношениях. Это приводит к воз-
никновению личностного отношения к деятельности.
2. Самореализация студентов «группы риска» в процессе социального взаимодействия. Молодому человеку предоставляется возможность более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. Здесь важно осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым своего «Я», наличие четких и ясных перспектив в той деятельности, в которую студент включается.
Воспитание подразумевает включение следующих компонентов:
– целенаправленная работа по нравственному просвещению (беседы, индивидуальные консультации);
– актуализация всех источников нравственного опыта студента (учебная, общественно-полезная работа, отношения между одногруппниками, отношения с родителями, отношения «преподаватель – студент» и др.);
– введение нравственных критериев в оценку всех видов
деятельности и проявлений личности студентов.
Только то педагогическое воздействие приводит к пози-
тивным изменениям, которое принимается студентами, соответствует их внутренним устремлениям, становится для них личностно значимым.
Некоторые приемы индивидуального педагогического воздействия.
Прием «просьба о помощи»
Преподаватель, для того чтобы расположить к себе студента и установить с ним доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит его представить себя на его месте и найти способ их решения.
Прием «оцени поступок»
. Для выяснения нравственных позиций молодого человека и их коррекции преподаватель рассказывает ранее произошедшую ситуацию и просит оценить поступки различных участников этой истории.
Прием «добрый поступок»
. В процессе воспитательной работы студенту предлагается оказать помощь нуждающемуся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг героизма.
Прием «стратегия жизни».
Выясняются жизненные планы студента. Вместе со студентом педагог определяет то, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.
Прием «мой идеал».
В процессе беседы выясняются идеалы студента и делаются попытки оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.
Среди множества педагогических приемов большое место
занимает личный пример преподавателя, юмор, изменение обстановки, посещение мероприятий вне колледжа.
Для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения.
Убеждение предполагает разумное доказательство нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, студенты воспринимают не только понятия и суждения, но и логичность изложения педагогом своей позиции.
В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам (бережное отношение к человеку, сочетание личных и общественных интересов, стремление к идеалу, правдивость); нравственные установки; цели жизни, смысл жизни; отношения к своим обязанностям и т.д. Необходимо использовать такие методы стимулирования, как поощрение и наказание
Поощрение– это выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, чтобы не принести вред воспитаннику. Поощрение должно быть естественным следствием поступка молодого человека, следствием его стремления получить поощрение. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание– это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки студентов, тормозить их, вызывать чувство вины. Видами наказания могут быть: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения.
Наказание ни в коем случае не должно унижать достоинство студента. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивного влияния на поведение студента.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями норм и идеалов (жалость, доверие, сочувствие, благодарность, стыд и т.д.). Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Если общение студента и педагога,студента и куратора идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчение, то весь механизм не работает, правильного воспитания личности не происходит. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу, является внушение
. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.
Педагог не всегда свободен в выборе методов и определении пути воспитания, он не может действовать, как ему заблагорассудится. Чем глубже педагог понимает причины отклоняющегося поведения, чем лучше знает специфику методов воспитания и условия их применения, тем правильнее намечает он пути воспитания.
Главное на практике не просто использовать один из методов, а выбрать оптимальную их совокупность. Выбор такой совокупности – это всегда поиск наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели.
Очень часто преподавателя не просто не хотят найти общий язык со студентами, а просто не знают как это сделать. Работа со студентами «группы риска» требует соблюдения определенных правил, о которых преподаватели очень часто забывают, думая, что это не важно. Практика показывает: общение с трудными детьми складывается из мелочей.
Рекомендации , преподавателю по работе со студентами «группы риска»:
1. Со слабоуспевающими студентами:
- Всячески поощряйте его стремление и умение пользоваться наглядными материалами, планом ответа, дополнительными материалами.
- Помогайте студенту, задавая наводящие и уточняющие вопросы.
- Во время опроса подчеркивайте моменты, в которых студент проявил себя успешно, старайтесь акцент расставить таким образом, чтобы сосредоточить его внимание на удачных ответах, подчеркните его способности. Тем самым Вы поощряете студента к учебе. Помните, что «ласковое слово и кошке приятно», а похвала в большинстве случаев гораздо более действенна, чем ругань.
- В ходе опроса постарайтесь создать благожелательную, поддерживающую атмосферу.
- При подготовке к сессии обратите внимание студента на те моменты, которые ему даются наиболее сложно, вселяйте в него уверенность в том, что он может освоить предмет
2. С агрессивными студентами.
- В работе с такими студентами соблюдайте дистанцию.
- Никогда не позволяйте себе оскорбить их, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова. Помните, что Вы показываете студенту пример конструктивного, положительного поведения.
- Держитесь на равных. Не проявляйте агрессии, слабости или панибратства.
- Если студент склонен к аффективным (бурным) реакциям старайтесь не провоцировать его, не вступайте в открытое противостояние.
- Постарайтесь разговаривать спокойным твердым голосом, используя минимальное количество слов. При любых обстоятельствах, постарайтесь всем своим видом продемонстрировать спокойствие.
- Обсуждайте поведение студента только после того, как он успокоится и будет готов к диалогу.
- Привлеките студента к какому-то ответственному делу.
- Похвалите его выдержку и спокойствие, которые ему удается проявлять в каких-то ситуациях.
3. Со стеснительными и застенчивыми студентами.
Таким подросткам свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. Часто они ипохондричны, чрезмерно мнительны и чрезвычайно чувствительны к мнению окружающих. Легко внушаемы. В работе с такими студентами постарайтесь:
- Давать четкие указания и задания, избегать ситуации неопределенности.
- Привлекать студента к физической работе, когда он здоров. Не поддавайтесь на демонстрации и разговоры о плохом самочувствии, если в действительности студент не болен.
- Привлекайте в меру его сил к участию в общественных делах, где можно действовать четко и по плану.
- Стимулируйте личную ответственность студента.
- Ни в коем случае не принижайте его достижений, не оскорбляйте и не унижайте, особенно в присутствии посторонних или других студентов. Помните, что подростки этой группы крайне внушаемы и чувствительны и находятся в группе риска по суицидальному поведению. Если это необходимо – порицайте поступок студента, но не его личность. Объясните, в чем он не прав ровным и спокойным тоном, подскажите модель правильного поведения, вспомните уместные ситуации, за которые его можно похвалить, скажите ему об этом.
4. Со студентами, склонными к истерическим реакциям и демонстративному поведению.
1. В случае «закатывания истерики» игнорируйте поведение такого студента. Лучше всего сделать вид, что вообще ничего не происходит – истерика прекратится.
- Предупредите группу, что не следует обращать внимание на подобное поведение
- Подчеркивайте ситуации, в которых студент проявил выдержку и достойно себя вел. Скажите, что это произвело на Вас очень благоприятное впечатление.
- Если студент демонстративно плохо ведет себя на занятиях – игнорируйте его выпады. Его поведение направлено именно на привлечение к себе внимания окружающих.
- Дайте понять этому студенту, что он сам несет ответственность за свои поступки.
- Рекомендуйте такому студенту участие в художественной самодеятельности, КВН или других подобных группах. Там он сможет удовлетворить свою неистребимую жажду признания. К слову, многие великие актеры обладали и обладают истерическими чертами.
- Часто эти студенты требуют к себе особого отношения и всячески его добиваются. Могут быть льстивы и лживы. Не поддавайтесь на провокации, так как они – весьма способные манипуляторы.
- Не критикуйте личность студента – только его поступки.
- Позволяйте ему бурно проявлять свои эмоции, но не выходить при этом за рамки дозволенного.
- Требуйте, чтобы он доводил до конца начатое дело. Повышайте его самооценку, уверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной и социально-психологической работы со студентами «группы риска».
Концепция работы со студентами "группы риска" в Новороссийском колледже строрительства и экономики. Материал был представлен и обсуждался на методическом объединении классных руководителей. В нашем ко...
Дети " группы риска". Работа с детьми "группы риска" и их семьями.
Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными ...
Дети «группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями.
В работе с детьми «группы риска» и их семьями большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию гибкости подростка через...
Методическое пособие по психолого-педагогическому сопровождению студентов «группы риска»
Методическое пособие по психолого-педагогического сопровождению студентов «группы риска» разработано совместно педагогом-психологом, куратором и мастером ...
Методическое пособие по психолого-педагогическому сопровождению студентов "группы риска"
Методическое пособие по психолого-педагогическому сопровождению студентов «группы риска» разработано педагогом-психологом, куратором и мастером п/о ...
Методическое пособие рекомендаций по работе со студентами «группы риска»
Методическое пособие рекомендаций по работе со студентами «группы риска»...
Методические рекомендации по работе со студентами "группы риска"
В работе представлен личный опыт педагога-психолога в системе СПО со студентами "группы риска"...