Методические рекомендации по работе со студентами "группы риска"
методическая разработка
В работе представлен личный опыт педагога-психолога в системе СПО со студентами "группы риска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekomendatsii_dlya_studentov_gruppy_riska_gavryushina.docx | 39.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
психолого-педагогического сопровождения студентов
«группы риска»
Разработчик: педагог-психолог
Гаврюшина Е.В.
Оренбург
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Алгоритм комплексных действий направленных на выявление и сопровождение студентов «группы риска».
3.Выявление студентов «группы риска».
4. Работа педагога-психолога с «группой риска».
5. Оценка результатов работы.
Приложения.
Список литературы.
- Введение
Для современного российского общества развитие студенческого неблагополучия, к сожалению, является одной из проблем в социальной политике государства, способствующих размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании и полноценном становлении студентов. Это сужает и минимизирует возможности социального воспитания, в том числе студентов «группы риска».
Одним из направлений психолого - педагогической работы в ГАПОУ"Гуманитарно-технический техникум" г. Оренбурга является профилактическая и коррекционная работа, которая реализуется через комплексный подход психолого-педагогического воспитания и сопровождения студента с момента его поступления в техникум и на протяжении всего времени обучения.
Все участники психолого - педагогического сопровождения студента действуют на основе принципов гуманности, демократичности, конфиденциальности полученной информации, разглашение которой могло бы причинить моральный, психологический или физический вред студенту.
Главной целью психолого-педагогического коллектива является сопровождение студентов, склонных к социальной дезадаптации. Важно своевременное выявление таких студентов (студентов «группы-риска»).
Термин «группа риска» родился в недрах клинической медицины, когда нужно было понять, какие факторы скорее всего приведут человека к возникновению того или иного заболевания.
В педагогике к «группе риска» относятся люди, живущие в состоянии неустойчивого равновесия между общественной нормой и противостоянием ей. В категорию «группы риска» попадают разные студенты: студенты-сироты, студенты-инвалиды, студенты из социально - неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, студенты с аддиктивным поведением.
Рассматриваемая категория студентов в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы.
Работа должна быть направлена на выявление системообразующих факторов риска конкретного студента в контексте жизненных ситуаций, анализ причин его неблагополучия и выстраивание на этой основе индивидуальных программ профилактики. Что способствует решению проблемы конкретного студента и перевода его из «группы риска» в группу «норма».
Основной целью данных методических рекомендаций является: психолого – педагогическое сопровождение студентов в процессе их обучения в техникуме и профессионального становления.
Задачи:
- приобщение педагогического и студенческого коллективов к психологическим знаниям;
- психологическое исследование личностей студентов и отдельных студенческих групп, обеспечивающее индивидуальный подход к каждому студенту техникума;
- предупреждение возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии студентов;
- оказание психологической помощи студентам, имеющим проблемы в обучении, личностном развитии и психологическом самочувствии.
Для осуществления поставленных задач педагогом-психологом техникума проводится работа в следующих направлениях:
- психологическое просвещение и психологическая профилактика;
- психологическая диагностика, психологическое консультирование и коррекция.
2. Алгоритм комплексных действий направленных на выявление и сопровождение студентов «группы риска»
Работа со студентами «группы риска» должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.
3.Выявление студентов «группы риска»
Важным условием эффективной работы по выявлению студентов «группы риска» является своевременное обращение всех участников психолого - педагогического процесса на:
∙ наличия у студента серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, трудности во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, родителями и т.д.);
∙ появление у студента проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.);
∙ пропуски студентом учебных занятий и учебных дней без уважительных причин;
∙ употребление им спиртных напитков;
∙ отсутствие или слабо выраженную учебную мотивацию;
∙ кризисную ситуацию в семье;
∙ резкое ухудшение состояния здоровья;
∙другие случаи, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию.
Способы получения необходимой информации:
∙ Анализ журналов групп.
∙ Опрос мнения преподавателей об обучающимся.
∙ Анализ учета посещаемости занятий.
∙ Анализ зафиксированных нарушений дисциплины.
∙ Беседы с родителями обучающегося.
∙ Беседы с обучающимся.
∙ Наблюдения.
На этапе сбора и обработки информации о студенте используются диагностические методы:
1. Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем.
2. Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.
3. Опрос – устный и письменный (анкетирование).
4. Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.
5. Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
4. Работа педагога-психолога с «группой риска»
Этапы работы
1 этап
После выявления «группы риска» педагог-психолог приступает к сбору дополнительной информации об особенностях тех студентов, которые требуют особого внимания:
Изучает психолого-педагогические особенности личности студента.
Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении.
Изучает микросреду, в которую входит студент.
Собирает сведения о семье.
Полученные сведения вносит в бланк «Социально-психологическая характеристика студента» (Приложение 1).
2 этап
Разрабатывает специальные индивидуально-ориентированные коррекционные маршруты или заполняет Индивидуальные карты (Приложение 2).
Осуществляет взаимодействия со всеми субъектами профилактики, при необходимости привлекает соответствующие службы для работы со студентом (Приложение 3).
Составляет рекомендаций.
Результаты работы отражает в журнале (Приложение 4).
3 этап
Оценивает результаты работы.
Проводит мониторинг эффективности сопровождения.
Принимает участие в заседаниях МО классных руководителей.
5. Мониторинг эффективности
психолого - педагогического сопровождения
После оценки результатов комплексной работы со студентом. Путем повторной диагностики и проведенной со студентом индивидуальной работы можно сделать вывод о том, что студент больше не принадлежит к «группе риска» в случае если:
- студент не употребляет спиртных напитков;
- отсутствуют асоциальные поведенческие реакции;
- студент регулярно посещает занятия;
- отсутствуют конфликты: как межличностные, так и внутриличностные;
- уровни агрессии, тревожности соответствуют норме.
Если проблемы решены: происходит возврат студента в группу «норма».
Если проблемы не решены: возврат студента на второй этап индивидуальной работы.
Приложение 1
Социально-психологическая характеристика студента
Ф.И.О.___________________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________
Домашний адрес__________________________________________________
_________________________________________________________________
Место жительства в _______________________________________________
Специальность____________________________________________________
Мотив выбора профессии___________________________________________
_________________________________________________________________
Увлечения студента _________________________________________________________________
Сведения о семье:
Ф.И.О. матери__________________________________________________________
Место работы, должность________________________________________________________
Ф.И.О. отца_____________________________________________________________
Место работы, должность________________________________________________________
Ф.И.О. опекуна__________________________________________________________
Место работы, должность________________________________________________
Другие члены семьи_____________________________________________________
Атмосфера семьи:
А) благоприятная (члены семьи морально устойчивые, эмоциональная атмосфера семьи положительная)___________________________________________________
Б) неблагополучная (члены семьи не работают, злоупотребляют спиртными напитками, конфликтуют, раздражительны, жестоки)__________________________
3. Организация режима труда и отдыха
Отношение к учебе:
1 курс_____________________________________________________________
2 курс_____________________________________________________________
3 курс_____________________________________________________________
4 курс_____________________________________________________________
Посещение студентом учебных занятий
1 курс_____________________________________________________________
2 курс_____________________________________________________________
3 курс_____________________________________________________________
4курс_____________________________________________________________
Участие в мероприятиях____________________________________________
4. Состояние и развитие студента:
Признаки повышенной нервозности, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и преподавателям, общих дел, другие признаки:
1 курс_____________________________________________________________
2 курс_____________________________________________________________
3 курс_____________________________________________________________
4 курс_____________________________________________________________
Патологические влечения:
- курит
- употребляет спиртные напитки
5. Положение в группе, отношение к коллективу группы:
Позиция студента в коллективе (лидер «звезда», предпочитаемый, принятый, отвергаемый, изолированный):
1 курс_____________________________________________________________
2 курс_____________________________________________________________
3курс_____________________________________________________________
4 курс_____________________________________________________________
.Взаимоотношения с однокурсниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается:
1 курс_____________________________________________________________
2 курс_____________________________________________________________
3 курс_____________________________________________________________
4 курс_____________________________________________________________
6. Манера и стиль общения с окружающими:
-доминантный стиль (уверен в себе, стремиться навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту)
1 курс_____________________________________________________________
2 курс_____________________________________________________________
3курс____________________________________________________________
4 курс_____________________________________________________________
- не доминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре)
1 курс_____________________________________________________________
2 курс_____________________________________________________________
3 курс_____________________________________________________________
4 курс_____________________________________________________________
Приложение 2
Оценка результатов вступительного психологического испытания
Название методики
Тест
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климов
Тест
Опросник акцентуаций характера Леонгарда Шмишека
Тест
Цветовой тест Люшера
Приложение 3
Индивидуально-ориентированный коррекционный маршрут (или Индивидуальная карта)
Ф.И.О. студента______________________________________________
Группа_____________________________________________________
Выявленные проблемы:
1.___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3.___________________________________________________________
Задачи коррекции:
1.___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3.___________________________________________________________
Приложение 4
План психолого - педагогической работы с «группой риска»
Форма работы
Срок
Ответственный
1. Диагностическая работа
1.Целенаправленная работа по диагностике студентов, поступающих в техникум
Программа «Вступительное психологическое испытание»
август-сентябрь
Педагог - психолог
2. Изучение и анализ информационных материалов на вновь принятых студентов.
Изучение документов, личных дел, беседы с родственниками или опекунами, работа со студентами
сентябрь-октябрь
Педагог – психолог
классные руководители
3. Наблюдение за адаптацией
Индивидуальные беседы, посещение лекций, дежурство по техникуму.
В течение года
Педагог – психолог
классные руководители
4.Провести углубленное психодиагностическое обследование вновь принятых студентов (по запросам).
Программа «Эффективная адаптация студентов первого курса»
Октябрь - ноябрь
Педагог-психолог
5.Совместная работа классных руководителей, педагога-психолога, по изучению личности каждого ребенка и выявлению причин неадекватного поведения.
Тестирование и анкетирование, классные часы, психологические акции и тренинги.
В течение года
Педагог – психолог
классные руководители
6. Провести углубленную психодиагностику студентов, включенных в «Группу риска»
Диагностика.
По мере необходимости
Педагог – психолог
2. Основные направления работы с педагогическим коллективом
1.Просветительская работа
Педсоветы, методические объединения, консультирование, рекомендации
В течение года
Администрация, преподаватели, классные руководители
педагог-психолог
2. Повышение квалификации педагогов по проблеме профилактики
Педсоветы, методические объединения, консультирование, рекомендации
В течение года
Администрация,педагог-психолог, классные руководители, социальные педагоги,
3. Коррекционно-просветительская работа
Индивидуальные консультации
Тренинговые занятия общения и ролевого поведения.
В течение года
Педагог-психолог, классные руководители, педагоги, администрация.
3. Основные направления работы со студентами
1. Включение студента в «группу риска»
Результат диагностики.
Решение МО классных руководителей, студенческого совета.
По мере поступления проблемы
Педагог-психолог, администрация, классные руководители, социальные педагоги, студенты
2. Составление индивидуально-ориентированных коррекционных маршрутов (работа по Индивидуальным картам)
Индивидуальные консультации
Предусмотрено маршрутом
Педагог-психолог, классные руководители, педагоги,
администрация
3.Коррекционная работа с детьми группы риска
Тренинговые занятия педагога- психолога, организация свободного и учебного времени, развитие интересов.
Предусмотрено маршрутом
По мере поступления проблемы
Педагог-психолог, классные руководители, педагоги,
администрация
4.Работа с семьей студентов, включенных в «Группу риска»
Индивидуальные консультации, беседы
По необходимости
Педагог-психолог, классные руководители, педагоги,
администрация
5.Профилактические мероприятия
Классные часы, консультации
По мере поступления проблемы
Педагог-психолог, классные руководители
6. Изучение социально-психологического климата
Анкетирование
Педагог-психолог, классные руководители, педагоги,
администрация
4. Подведение итогов
Подведение итогов работы всего педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме.
МО классных руководителей
Май-июнь
Администрация, педагог-психолог классные руководители, социальные-педагоги,преподаватели.
Приложение 5
Журнал учета индивидуальной
и групповой форм работы
Список литературы
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа.– М.: Смысл, 2018.
- Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков (пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников). – М.: Социальное здоровье России. – 2017.
- Ковалёв А.Г. Психология личности. – Ижевск, 2019.
- Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения.Социологические исследования. 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Принципы работы над вокальным произведением"
В данных методических рекомендациях были рассмотрены принципы работы над вокальным произведением, представлена технология этой работы на примере...
Методические рекомендации по работе с текстами по специальности для строителей третьего курса по теме «Санкт-Петербург» (на английском языке).
Собранные для анализа тексты, с одной стороны, включают специальную лексику по строительству (части здания, материалы, глаголы, характеризующие строительство), с другой стороны, несут страноведческую ...
Методические рекомендации по работе над рефератом по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Методические рекомендации по работе над рефератом по дисциплине "Русский язык и культура речи" для студентов СПО...
Методические рекомендации по работе с первичными текстами
Методические рекомендации составлены в помощь студентам, обучающимся в колледже, рекомендованы для занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла...
Методические рекомендации по работе над индивидуальной методической проблемой
Методические рекомендации по работе над индивидуальной методической проблемой...
Методическая разработка по дисциплине "Иностранный язык" Методические рекомендации при работе с техническим текстом для студентов 2 курса , специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Методические рекомендации составлены для того, чтобы научить студентов читать и переводить тексты по специальности, составлять реферат, а также ознакомить с основными правилами работы со словарем на п...
Методические рекомендации по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью
Методические рекомендации по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью...