Проблема личности в ретроспективе общественных наук
план-конспект урока
Бинарное учебное занятие по учебным дисциплинам
ОУД.11 Обществознание и ОГСЭ.02 Психология общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_lichnosti_v_retrospektive_obshchestvennyh_nauk.docx | 111.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Бинарное учебное занятие по учебным дисциплинам
ОУД.11 Обществознание и ОГСЭ.02 Психология общения
Тема. Проблема личности в ретроспективе общественных наук
Актуальность: в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность-это разрушение личности. В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Широкий размах приобрела ориентация молодёжи на атрибуты массовой, в основном западной культуры, за счёт снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Проблема духовно-нравственного становления личности есть, но и есть пути её решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе образовательной системы, семьи, политической системы и отдельно взятой личности над собой, данная проблема заметно уменьшиться.
Цель: создание условий для формирования у студентов осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.
Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Задачи:
1. Осмысление понятий: «человек-личность», «личность-педагог».
2. Развитие потребности к самоанализу, определения важных сторон своей личности, формированию представлений о себе.
3. Воспитание нравственных личностных качеств.
4. Создание атмосферы доверия и взаимопонимания в группе как основу для открытого общения.
Методы контроля: устный опрос, защита видеопроектов, экспертная оценка результатов самостоятельной деятельности студентов, выполнение практических заданий на платформе "Liveworksheets", самоанализ и самооценка деятельности студента, рефлексия.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Межпредметные и внутрипредметные связи: история, обществознание, философия, психология, социология, информатика.
Ресурсное обеспечение.
Оборудование: нетбуки, компьютер, проектор.
Методическое обеспечение: мультимедийная презентация; электронные ресурсы (видеопроекты, платформа «learningapps», приложение для сканирования QR-кодов, платформа "Liveworksheets"); методическая разработка учебного занятия.
Прогнозируемый результат: освоение следующих общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Показатели:
- обучающийся активно участвует во всех видах деятельности на занятии;
- обучающийся даёт объективную оценку своей деятельности в процессе рефлексии.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Показатели:
- обучающийся качественно выполняет практические задания индивидуально и в группе.
Ход учебного занятия:
1. Актуализация знаний.
Баскакова И.В.: Добрый день, уважаемые студенты. Сегодня мы проводим необычное учебное занятие. Необычное, потому что интегрированное, т.е. занятие, объединяющее обучение одновременно по УД «Обществознание» и «Психология».
Неженцева Я.В.: Для определения темы учебного занятия, прослушайте притчу: «Знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет назад расхаживал по улицам Афин с фонарем. На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, переполнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, торговцами. Каждый из них был человек».
Баскакова И.В.: Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под словами «Ищу человека»?
Предполагаемые ответы студентов: ученых, знать, особенного человека-личность и т.д.
Вывод: Диоген искал не просто человека. Он искал особенного человека, не такого как все. А в окружающих его людях философ видел обычных людей, индивидов, представителей рода человеческого «homo sapiens».
Неженцева Я.В.: Итак, какое ж понятие стоит в центре темы сегодняшнего учебного занятия?
Так как личность-многоликое понятие, поэтому мы рассмотрим его с точки зрения философии, социологии и психологии. Поэтому тема учебного занятия: «Проблема личности в ретроспективе общественных наук».
Баскакова И.В.: Для постановки проблемы учебного занятия мы предлагаем вашему вниманию два видеопроекта.
Просмотр видеопроекта «Педагог Януш Корчак».
Просмотр видеопроекта «Педагог Бенито Муссолини».
Неженцева Я.В.: Итак, перед вами два исторических деятеля, два педагога, но можно ли данных представителей педагогической профессии назвать личностями?
Ответы студентов.
Какая модель педагога приемлема конкретно для Вас? Своё мнение выскажите посредством голосования на платформе «learningapps», используя QR-код.
Голосование на образовательной платформе «learningapps».
Баскакова И.В.: Таким образом, оба исторических деятеля являются личностями, но при этом Вам более близка личность Януша Корчика. В чём же, исходя из данного противоречия, заключается проблема темы учебного занятия?
Проблема: Какими качествами должна обладать личность?
Неженцева Я.В.: Какие цели вы ставите перед собой для решения проблемы учебного занятия?
2. Изучение нового материала.
Баскакова И.В.: Предлагаю начать нашу работу с определения термина «личность». Опираясь на собственный социальный опыт, а также полученные на предыдущем занятии знания, соотнесите характеристику с понятием личность или индивидуальность. Для этого по очереди подходим к экрану и перетаскиваем характеристику к необходимому, на ваш взгляд, понятию.
2.1.
2.2. Неженцева Я.В.: В различных источниках понятие «личность» трактуется по-разному. Дайте свое определение личности.
Заслушивание определений студентов.
2.3. Работа в группах с понятийным аппаратом.
Баскакова И.В.: Вы разделены на группы в зависимости от того, через призму какой науки предстоит рассматривать понятие «личность». Ваша задача: проанализировать определения термина "личность" и подготовить инфографику, раскрывающую сущность данного понятия. На работу вам отводится 7 минут.
Группа 1. Личность в философии (Шабалина Т.) | Группа 2. Личность в социологии (Иванова В.) | Группа 3. Личность в психологии (Сопельник Е., Козлова Е., Баулина А.) |
ЛИЧНОСТЬ, персона (лат. persona — маска, роль актера) — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности и общении.
| Отдельный человек как индивидуальность, как субъект отношений и сознательной деятельности, в процессе которой он создает, воспроизводит и изменяет соц. реальность. | |
Личность (философ.) — внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Так как разум и воля суть (в возможности) формы бесконечного содержания (ибо мы можем все полнее и полнее понимать истину и стремиться к осуществлению все более и более совершенного блага), то Л. человеческая имеет, в принципе, безусловное достоинство, на чем основаны ее неотъемлемые права, все более и более за нею признаваемые по мере исторического прогресса. Бесконечное содержание, потенциально заключающееся в Л., действительно осуществляется в обществе, которое есть расширенная, или восполненная, Л., так же как Л. есть сосредоточенное, или сжатое, общество. Развитие лично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени: родовую, национально-государственную и универсальную, причем высшая не упраздняет низшую, а только видоизменяет ее | Относительно устойчивая система соц. значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида, формирующаяся в процессе социализации и являющаяся продуктом индивидуального опыта и соц. взаимодействия | |
В слове личность современный русский язык различает три основных значения: 1. Отдельное человеческое я, человеческая индивидуальность как носитель своеобразных социальных и субъективных признаков и свойств. Например, личность Пушкина; уважение к чужой личности; неприкосновенность личности и т. п. 2. Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения: светлая личность, темная, подозрительная личность, благородная личность, редкая личность и т. п. Это значение иногда расплывается и синонимически уравнивается с общим значением слова человек (ср.: в углу сидело несколько личностей в лохмотьях). 3. Человек как субъект права и как гражданское лицо. Например, удостоверение личности, опознать личность убитого, для выяснения личности и т. п. Кроме того, в современной речи сохраняются единичные осколки старинного употребления слова личность в значении `намек на определенное лицо' (напр.: прошу без личностей). В вульгарном или шутливом просторечном употреблении слово личность иногда выступает также как синонимическая замена слов лицо, физиономия (ср. у Гоголя в «Мертвых душах» (гл. 2): «...рука... так и лезет произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя...»). Наконец, в несколько архаическом индивидуальном стиле слово личность иногда значит то же, что индивидуальный характер, индивидуальное, личное содержание. Например, в статье Н. В. Шелгунова «Переходные характеры»: «Несмотря, однако, на кажущуюся личность тогдашнего человеческого достоинства, оно было скорее стадным, чем личным...» (Шелгунов, Воспоминания, с. 257). (Историко-этимологический словарь) | Индивид, обладающий выдающимися качествами, оказывающий влияние на массы и ход истории (Краткий социологический словарь) | |
конкретный человек, представитель определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности (Социологический словарь) |
2.3. Выступления представителей от каждой группы.
Неженцева Я.В. Таким образом, можно сказать, что личность - это человек, с одной стороны, обладающий определенным набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом и, в – третьих, прошедший в своем развитии долгий путь. В любом случае личность - высшее достижение человеческих усилий.
2.4. Изучение вопроса "Типы личностей".
Баскакова И.В.: Для того, чтобы узнать особенности людей и свои собственные, наладить отношения, понять причины своего поведения и оценить перспективу существующих отношений, целесообразно перейти к рассмотрению вопроса типологии личностей.
Неженцева Я.В.: Существует огромное количество типологий личностей. Наиболее полная и интересная в практическом смысле типология сформулирована и кропотливо изучена швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом. В соответствии с ней существуют два базовых типа личности: экстраверт и интроверт.
Баскакова И.В.: Интроверт обращён внутрь себя. Его реальность – это то, что он знает о себе и что думает о мире, который его окружает. Мир снаружи приносит ему больше испытаний, чем радости. Интроверты спокойны, уравновешены, вдумчивы, неторопливы (как будто даже ленивы). Им свойственна основательность в изучении предмета или вопроса, а не скольжение по поверхности. Они молчаливы и пассивны — с удовольствием отдают инициативу экстравертам.
Неженцева Я.В.: Экстраверты – это интроверты наоборот. Они активны, эмоциональны, безрассудны (чаще всего думают уже после того, как сделали). Их цель – это лидерство, признание, успех, социальный статус. Душа компании, заводила, оптимист по жизни – это то, каким знают экстраверта окружающие. В худших своих проявлениях экстраверты наглы, эгоистичны, уперты и очень зависимы от мнения толпы.
Баскакова И.В.: Для определения вашего типа личности в соответствии с данной классификацией, внимательно посмотрите на картинку и отметьте, что первым вам бросилось в глаза (важно именно первое впечатление).
Если вы увидели деревья, значит, вы экстраверт. Если первым в глаза вам бросились корни, значит, что вы — интроверт. Если губы — вы амбиверт. Это считается пограничной или универсальной стадией типа характера (Приложение 1).
Неженцева Я.В.: Издревле ученых интересует вопрос: существуют ли прямые соответствия между строением человеческого тела и характером? Одним из первых, кто попытался найти связь между физическими и психическими особенностями, был немецкий психолог и психиатр Эрнст Кречмер. Гридасова М. и Шабалина Т. выполняли опережающее домашнее задание, а именно – готовили видеопроект "Типология личности Эрнста Кречмера".
Просмотр видеопроекта "Типология личности Э. Кречмера" (Гридасова М., Шабалина Т.).
Неженцева Я.В.: Вам всем знакомы исторические деятели: Иван IV (студенты озвучивают прозвище), Екатерина II (студенты озвучивают прозвище), Александр III (студенты озвучивают прозвище) и Пётр I (Приложение 2). Ваша задача: соотнести исторического деятеля с типом личности на основании типологии Э. Кречмера (классификация Э.Кречмера загружена в нетбуки).
Баскакова И.В.: Проведение тестирования на определение типа темперамента.
2.5. Индивидуальная работа.
Неженцева Я.В.: В течение всей жизни человек стремится познать себя, задавая вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Где мое место в жизни». Особое значение имеют ответы на данные вопросы в жизни каждого педагога, так как «В руках педагога – душа будущих поколений». И формирование вас, будущих педагогов, началось с того самого момента, когда вы переступили порог педагогического колледжа.
Баскакова И.В.: Подумайте и запишите 2-3 личных качества характера, которые, на ваш взгляд, соответствуют модели педагога ХХI века.
Группа в течение 2 минут выполняют задание, после чего делятся написанным.
А теперь запишите 2-3 качества, которые вы хотели бы развить в себе (работоспособность, целеустремленность, требовательность к себе, терпение), чтоб нести гордо звание «Педагог».
3. Закрепление полученных знаний.
Неженцева Я.В.: Для закрепления и проверки полученных знаний вам предстоит выполнить практические задания на платформе "Liveworksheets" по вариантам, используя соответствующий QR-код. После выполнения задания свои работы вы отправляете на мою электронную почту, чтоб я смогла каждому выставить отметку. На выполнение задания у вас есть 5 минут.
Вариант I | Вариант II |
4. Рефлексия.
Баскакова И.В.: Достигли ли вы цели, которые ставили перед собой в начале учебного занятия?
Выслушиваются ответы нескольких студентов.
Неженцева Я.В.: В завершении занятия хотелось бы предложить вам посмотреть одну старинную притчу.
Просмотр видео "Притча о бабочке в руках".
Баскакова И.В.: Сколько бы ни существовало человечество, его всегда будут волновать нравственные проблемы: честь, долг, совесть. Я хочу, чтобы вы по-новому осмыслили жизнь, задумались, что же для вас важнее на данном этапе, к чему стремиться, как стать успешным человеком, личностью, а тем более созидающим педагогом.
Неженцева Я.В.: Пусть с этой минуты вашим девизом станет: «Вперед, к успеху!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы соотношения науки и образования в информационном обществе
В данной статье рассмотрены актуальные поросы такие как:- Что такое информационное общество?- Проблемы образования в информационном обществе?- Роль образования в информационном обществе?...
Проблема одаренности в педагогической науке и образовательной практике
Правила написания резюме на английском языке...
Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VI международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 13–15 февраля 2017 года)
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Нижневартовского государственного университетаИздание адресовано специалистам-практикам, педагогическим работникам, научным сотрудникам, ас...
Лекция «Этические проблемы, связанные с развитием науки и техники» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»
Лекция «Этические проблемы, связанные с развитием науки и техники» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...
«Выдающиеся личности в науке по направлению землеустройство и кадастры»
Пётр I Алексеевич Великий – последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых.С юных лет проявлял интерес к наукам и заграни...
Наука как форма общественного сознания
Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – накопление и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знан...
Неделя общественных наук (Психологический тренинг «Soft skills)
7 февраля в Луганском колледже технологий торговых процессов и кулинарного мастерства в рамках предметной Недели общественных наук прошел психологический тренинг «Soft skills. Гибкие навыки...