Лекция «Этические проблемы, связанные с развитием науки и техники» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»
презентация к уроку

Лекция «Этические проблемы, связанные с развитием науки и техники» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lektsiya_eticheskie_problemy_svyazannye_s_razvitiem.ppt148 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекция «Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий» Для дисциплины «Основы философии»

Слайд 2

Прочтите следующий текст XX век доказал, что наука наравне с обычными моральными нормами и требованиями нуждается и в некоторых дополнительных этических регуляторах, учитывающих особый характер научной деятельности. С использованием этих регуляторов должны быть обеспечены, во-первых, большая эффективность научного труда, а во-вторых – его безупречность с позиций общественного блага. Соответственно, система таких регуляторов – этос науки – охватывает два круга научно-этических проблем: первый вызван к жизни «обострением отношений» между обществом в целом и наукой как одним из многих социальных институтов, а второй связан с регуляцией взаимоотношений внутри самого научного сообщества.

Слайд 3

Прочтите следующий текст «Внешний» этос науки возник в ХХ веке и продолжает развиваться сейчас. Это связано с тем, что на успехах науки построена жизнь современного общества; наука стала регулировать жизнь человечества, причем не всегда положительно. Основания для моральной регламентации науки: - отвлечения огромных материальных и людских ресурсов для создания современной экспериментальной базы и информационного обеспечения науки; - экспериментирование и взаимодействие с такими объектами, как экологические, биотехнологические, нейро-информационные и прочие системы, предельным случаем которых является вся биосфера целиком, потенциально содержат в себе катастрофические для человека последствия; - необходимость исключить возможность нанесения ими ущерба правам и достоинству любого отдельного человека; - выбор конкретной стратегии научного поиска сегодня требует учета общесоциалъных целей и ценностей: экологических, медицинских, борьбы с бедностью, голодом и пр.

Слайд 4

Прочтите следующий текст В этой связи свобода научного творчества должна определяться необходимостью принятия ограничений, связанных с возможными негативными последствиями научных исследований Наука всегда стремилась к признанию обществом ее первенства, в сравнении с другими отраслями хозяйства. Теперь общество признало ее первенство, но в обмен на это наука стала зависеть от интересов общества».

Слайд 5

Прочтите следующий текст Говоря о самой науке, следует помнить и принципы ее внутреннего этоса, сформулированные Р.К, Мертоном. Первая из них - универсализм – убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Требование универсализма предполагает, в частности, что результаты маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги. Наука, стало быть, внутренне демократична. Как вопиющее нарушение этой ценности Р. Мертон рассматривал попытки создания в нацистской Германии того времени “арийской физики”. (к научным знаниям применимы общие критерии и правила)

Слайд 6

Прочтите следующий текст (продолжение) Вторая ценность — общность (в буквальном переводе — “коммунизм”), смысл которой в том, что научное знание должно свободно становится общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им, хотя он и имеет право претендовать на достойную оценку коллегами собственного вклада.

Слайд 7

Прочтите следующий текст (продолжение) Третья ценность — незаинтересованность (бескорыстность). Первичным стимулом деятельности ученого является бескорыстный поиск истины, свободный от соображений личной выгоды — завоевания славы, получения денежного вознаграждения. Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования. (готовность ученого согласиться с любыми хорошо обоснованными аргументами, даже если они противоречат его убеждениям)

Слайд 8

Прочтите следующий текст (продолжение) Четвертая ценность — организованный скептицизм. Каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы эта оценка стала достоянием гласности. Причем ученый, опиравшийся в своей работе на достоверные данные, заимствованные из работ его коллег, не освобождается от ответственности, коль скоро сам он не проверил точность используемых данных. Из этого требования следует, что в науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь бы высок он ни был. Равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое — скептическое — отношение к их результатам. Более того, ученый должен не только настойчиво отстаивать свои научные убеждения, используя все доступные ему средства логической и эмпирической аргументации, но и иметь мужество отказаться от этих убеждений, коль скоро будет обнаружена их ошибочность. (установка на самокритичность).

Слайд 9

Ответьте письменно на вопросы 3.1. Назовите основания для моральной регламентации науки. 3.2. Чем определяется в настоящее время свобода научного творчества? 3.3. Приведите пример результата научного творчества, ставшего опасным для существования человечества. 3.4. Чем опасна отстраненность ученого от проблем человечества?

Слайд 10

Выполните в тетради самостоятельную работу Запишите в тетради вопрос «Насколько современная наука соблюдает принципы Р.К. Мертона?» и. используя возможности сети Интернет и собственные аналитические способности, ответьте письменно, с обоснованием, по каждому принципу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция «Этапы философии и основные картины мира» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Этапы философии и основные картины мира» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...

Лекция «Методы философии и ее внутреннее строение» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Методы философии и ее внутреннее строение» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...

Лекция «Общественная значимость этики» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Общественная значимость этики» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...

Лекция «Философия как рациональная отрасль духовной культуры» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Философия как рациональная отрасль духовной культуры» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...

Лекция «Структура философского творчества» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Структура философского творчества» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...

Лекция «Философия как учение о целостной личности» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Философия как учение о целостной личности» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...

Перечень тестовых заданий для учебной дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Перечень тестовых заданий для учебной дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...