«Выдающиеся личности в науке по направлению землеустройство и кадастры»
статья
Пётр I Алексеевич Великий – последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых.
С юных лет проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни.
В 80 годах XVII века обучением юного Петра I занимался голландец Франц Тиммерман, определивший долготу Москвы относительно Гринвичского меридиана. От него, Петр узнал, как важна астрономия для картографии и мореплавания, и как измерять высоту светил с помощью астролябии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mitina_alyona.docx | 557.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Выдающиеся личности в науке по направлению землеустройство и кадастры»
Митина А.Ю. студентка 3 курса специальности 21.02.04 Землеустройство
научный руководитель преподаватель Нижегородов Р.В.
Пётр I Алексеевич Великий – последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых.
С юных лет проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни.
В 80 годах XVII века обучением юного Петра I занимался голландец Франц Тиммерман, определивший долготу Москвы относительно Гринвичского меридиана. От него, Петр узнал, как важна астрономия для картографии и мореплавания, и как измерять высоту светил с помощью астролябии.
В 1688 году 16-летний Пётр узнал об инструменте, с помощью которого можно было измерять расстояния до предметов, не приближаясь к ним и по его указанию «загадочный» теодолит был доставлен из Франции в Россию.
В 1701 году Петром I основана «Школа математических и навигацких наук» - первое учебное заведение в России для подготовки специалистов военно-морского флота, геодезистов, инженеров, учителей, и т.д.
Петр I лично наблюдал солнечные затмения, происходившие 22 марта 1699 года и 1 мая 1705 года, о которых ему сообщал Я.В. Брюс.
Николай Дмитриевич Артамонов – геодезист, картограф, начальник Военно-топографического училища, Корпуса военных топографов (1903-1911), член Русского астрономического общества, Русского географического общества.
В 1864 году окончил Николаевскую академию Генерального штаба с малой серебряной медалью. Принимал участие в составлении «Военно-статистического обозрения Российской империи» и неоднократно выезжал на проведение топографических съёмок в различные губернии России.
В 1866 году командирован для продолжения русского измерения градусной дуги от Измаила до острова Кандии (сейчас – остров Крит), а в 1867 году – в Болгарию для проведения тригонометрических съёмок.
В 1871 году появился первый печатный труд Н.Д. Артамонова – «Астрономические определения в Европейской Турции в 1867 и 1869 гг.» («Записки Военно-топографического отделения Главного штаба», 1871 год). Затем последовал целый ряд специальных статей в военных журналах («Вычисление площадей по планам и картам» «О результатах измерения базиса по проволоке в июне 1873 г.»; «Планиметрия Амслера»; «О военных съёмках».
В 1876 году Артамонов закончил издание 17-листной карты Европейской Турции в 10-вёрстном масштабе и карты высот в 30-вёрстном масштабе.
В 1886 году назначен начальником Военно-топографического училища, которое возглавлял в течение семнадцати лет.
После себя Н.Д. Артамонов оставил значительное число трудов по географии и геодезии, его архив хранится в Российском географическом обществе.
Докучаев Василий Васильевич (1846 - 1903) - русский ученый, естествоиспытатель – географ, почвовед, геолог и минералог, основатель современного научного почвоведения. В начале своей деятельности Докучаев проявил себя как крупный геолог, знаток четвертичных отложений и геоморфолог.
Докучаев открыл основные закономерности генезиса (происхождения) и географического расположения почв. Указал на особое положение почвы в природе, которое определяется тем, что в её составе участвуют как минеральные, так и органические соединения.
Доказал, что неотъемлемую часть почвы – живую фазу – составляют живые организмы: корневые системы растений, почвообитающие животные, микроорганизмы.
Василий Васильевич впервые установил, что почва – это самостоятельное природное тело, качественно отличающееся от всех иных тел природы.
Заложил основы классического землеустроительного проектирования на примере природного памятника «Каменная степь» в Воронежской области.
Родился Василий Васильевич Докучаев 17 февраля (1 марта) 1846 года в селе Милюково Смоленской губернии. Он был третьим ребёнком в многодетной семье священника Василия Сергеевича Докучаева и Пелагеи Трофимовны.
С 1861 г. учился в Смоленской семинарии, соученики дали ему прозвище «Башка», так как он был первым в учении. Закончив с отличием духовную семинарию в 1867 г., Василий был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Там он проучился лишь три недели.
С 1871 по 1877 гг. учёный по заданиям Петербургского общества естествоиспытателей и Минералогического общества и «Вольного экономического общества», членом которых он являлся, совершил ряд экспедиций по северной и центральной России и южной части Финляндии с целью изучения геологического строения, способа и времени образования речных долин и геологической деятельности рек.
Время от 1877 по 1881 гг. Василием Васильевичем было посвящено исследованию русского чернозёма; с этой целью им совершались, по поручению и на средства Императорского вольно-экономического общества, многократные поездки по югу и юго-востоку России, Крыму и Северному Кавказу.
Плоды многолетних исследований изложены в монографии «Русский чернозём», явившейся докторской диссертацией, защищённой им в 1883 году. Эта работа принесла Докучаеву мировую славу и заслуженно считается основой генетического почвоведения.
В 1889 году Докучаев подготовил коллекцию почв для Всемирной выставки в Париже. Кроме их образцов, она включала соответствующие карты, изображения разрезов, таблицы, диаграммы и т.п.
Леонид Ильич Брежнев – советский государственный и партийный деятель, занимавший высшие руководящие посты в советской государственной иерархии в течение 18 лет: с 1964 года и до своей смерти в 1982 году.
После окончания в Курского землеустроительно-мелеоративного техникума в 1927 году получил квалификацию землемера 3-го разряда и работал землеустроителем в одном из уездов Курской губернии, потом в Кохановском районе Оршанского округа Белорусской ССР.
С 1927 по 1930 гг. работал землеустроителем, заведующий районным земельным отделом, заместителем председателя Бисертского райисполкома Уральской области, заместителем начальника Уральского областного земельного управления.
Николай Георгиевич Келль (1883–1965) – известный российский геодезист, доктор технических наук, член-корреспондент Академии наук СССР, профессор, участник Камчатской экспедиции Ф.П. Рябушинского, один из создателей отечественной фотограмметрии и маркшейдерско-геодезической школы.
В 1906 году начал трудовую деятельность на прокладке Донецкой железной дороги.
Спустя год в качестве топографа Русского географического общества Н.Г. Келль (будучи тогда еще студентом) в составе геологического отдела экспедиции
Ф.П. Рябушинского попал на Камчатку, где в 1908 - 1911 годах провел подробные геодезические исследования. В результате выполненных работ Николай Георгиевич составил первую карту вулканов Камчатки, применив новые для того времени методы маршрутной триангуляции, существенно упростившие работу геодезистов без снижения ее качества. Опубликованный им уже в конце 1920-х годах атлас камчатских вулканов востребован и в наши дни.
В 1920 году, будучи профессором Уральского горного института, организовал кафедру геодезии.
С 1923 по 1953 годы руководил кафедрой геодезии Ленинградского горного института. Одновременно с работой на кафедре в довоенные годы Н.Г. Келль заведовал геодезическими работами Геологического комитета в Кузбассе (1923–1927), вел съемку горы Магнитной на Урале (1926–1927), руководил геодезическими исследованиями на Крымской оползневой станции (1931–1937).
В 1930 году ученый издал первое отечественное фундаментальное практическое пособие для землемеров, маркшейдеров и топографов, а в 1936 году запатентовал свой стереомодулятор, облегчавший вычерчивание карт на основе фототриангуляции, и защитил докторскую диссертацию.
С 1947 года по 1965 год Н. Г. Келль возглавлял Лабораторию аэрометодов геологических исследований АН СССР, которая, в основном, определила историю развития аэрокосмических методов геологических исследований в нашей стране. Под руководством Николая Георгиевича лаборатория превратилась в ведущую научную организацию, в которой были заложены основы научных школ в области развития методов аэросъемки для изучения природных ресурсов.
Н. Г. Келль является автором ряда учебников и учебных пособий. За многолетнюю трудовую деятельность он награжден рядом правительственных наград. Именем ученого назван один из вулканов Камчатки, а в 1966 году - гора в Антарктиде.
Список литературных источников
- Тетерин, Г. Н. История геодезии, картографии и землеустройства в России с древнейших времен и до наших дней (XI-XXI вв.)// Новосибирск: ООО «Альянс-Регион». - 2018. - 346 с.
- Тетерин, Г.Н. [Текст] Биографический и хронологический справочник (Геодезия, до ХХ в.) / Г.Н. Тетерин, М.Л. Синянская // – 2009. – 516 с.
- Тетерин, Г.Н. История геодезии (до XX в.) [Текст] / Г.Н. Тетерин // Новосибирск: ООО «Альянс-Регион». - 2016. - 302 с.
- Тетерин, Г.Н. История межевания, землеустройства и земельного кадастра [Текст] / Г.Н. Тетерин // Новосибирск: Сибпринт, 2007. – 99 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алмаева Р. Я. дополнительная образовательная программа начального общего образования социального направления развития личности «Природе нашу заботу»
Переход начальной школы на федеральные государственные стандарты нового поколения предусматривает обеспечение индивидуальных способностей детей во внеурочной деятельности. Предлагаемая дополнительная ...
Взаимодействие науки, образования и производства как приоритетное направление в обучении специалистов сельскохозяйственного профиля.
Научная статья о способах вовлечения в исследовательскую деятельность студентов средних специальных учебных заведений....
Взаимодействие науки, образования и производства как приоритетное направление в обучении специалистов сельскохозяйственного профиля.
Научная статья о способах вовлечения в исследовательскую деятельность студентов средних специальных учебных заведений....
Рабочая программа ПМ.01 Проведение проектно-изыскательских работ для целей землеустройства и кадастра
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образов...
Проблема личности в ретроспективе общественных наук
Бинарное учебное занятие по учебным дисциплинам ОУД.11 Обществознание и ОГСЭ.02 Психология общения ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Приоритетные направления развития науки, техники и технологий. Значимость специальности «Мехатроника»
В 70-х годах прошлого столетия бурно развивающаяся промышленность Японии потребовала изменений в традиционнойсистеме подготовки инженерно-технических кадров. Причинойэтого стало требование рынка по со...
Педагогическая наука в современном образовательном пространстве: теоретические и практические исследования (к 135-летию выдающегося отечественного педагога А.С. Макаренко): сборник трудов Международной научно-практическойконференции. Москва,28 апреля 2023
Завьялова С.В., Завьялова А.А. Цифровизация образования и проблемы, связанные с его модернизацией. Стр. 125...