Беседа "Стили семейного воспитания"
материал

Зубатова Наталья Владимировна

Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности молодого человека.

Задачи: - познакомить родителей со стилями и типами семейного воспитания, негативно влияющими на психику юношей и девушек;

- побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;

- развивать умения родителей видеть себя со стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_semeynogo_vospitaniya.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Стили семейного воспитания»

Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности молодого человека.

Задачи: - познакомить родителей со стилями и типами семейного воспитания, негативно влияющими на психику юношей и девушек;

- побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;

- развивать умения родителей видеть себя со стороны.

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать, и благодарим за то, что вы нашли время для нашей встречи.

В раннем юношеском возрасте обостряются конфликты между родителями и молодыми людьми – это во многом объясняется «чувством взрослости», юношеским негативизмом, но часто непонимание, возникающее между родителями и молодыми людьми, объясняется и стилем семейного воспитания, практикуемым в семье. Старые методы воспитания (особенно авторитарные) могут не только не помочь, но и помешать установлению контакта с повзрослевшим сыном или дочерью. Родители часто не понимают, почему не действуют «старые, испытанные методы воздействия на молодого человека», и как результат могут либо усиливать методы давления, либо (с целью избегания конфликтов) выбрать попустительский стиль.

Отношения в семье можно представить в виде формулы:

СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).

Сегодня на собрании мы рассмотрим отношения родителей и молодых людей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие юношей и девушек.

Существует несколько разнообразных классификаций стилей семейного воспитания. И у каждого стиля семейного воспитания свои характеристики.

Базовой считается модель американского психолога Дианы Баумринд.

Она проста и понятна. Автор взял за основу два критерия.

1. Уровень эмоционального принятия своего сына или дочери родителями

2. Уровень контроля со стороны родителей

И вот благодаря сочетаниям этих критериев и было выделено четыре стиля семейного воспитания.

1. Авторитетный

2. Авторитарный

3. Индифферентный

4. Либеральный

АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ИЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ)

Особенности

Название говорит само за себя. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для юноши или девушки. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием молодого человека и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. При таком стиле общения родители ориентированы на личность своего сына или дочери, их активной роли в семье, собственной жизни. Молодой человек воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с молодым человеком, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей.

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерно:

- активно-положительное отношение к молодому человеку;

- адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;

- им свойственны глубокое понимание молодого человека, целей и мотивов его поведения;

- умение прогнозировать развитие личности молодого человека.

Последствия

При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности молодого человека. Для юношей и девушек, воспитанных в подобных семьях, характерны:

- высокая самооценка, самопринятие, самоконтроль;

- умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки;

- инициативность и целеустремленность;

- умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими;

- способность договариваться, находить компромиссные решения;

- наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Рекомендации

Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от юноши или девушки высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство молодого человека, подавляют силой, решают за него, что ему лучше, не интересуются личным мнением сына или дочери, не признают их прав. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».

При этом стиле воспитания молодой человек не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

Последствия

В раннем юношеском возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому, в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, молодые люди становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

Характерным чертами личности молодого человека, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

- потеря чувства собственного достоинства;

- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;

- потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);

2 вариант – развитие деспотической личности:

- ненависть к родителям;

- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);

- грубое, циничное, деспотичное поведение и отношение к окружающим;

- повышенная агрессивность и конфликтность.

Рекомендации

- Учитывайте позицию молодого человека, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!

- Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.

- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.

- Запреты и меры наказания должны быть понятны молодому человеку, заранее с ним обсуждены и приняты обеими сторонами (родителями и молодым человеком).

- Любые порицания должны быть адресованы не к личности молодого человека, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».

- Не входите в комнату молодого человека без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего сына или дочери, каким бы оно ни было.

- Не подслушивать телефонные разговоры.

- Необходимо оставлять за молодым человеком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

- Станьте терпимее к недостаткам молодого человека. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

И самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности молодого человека является индифферентный стиль семейного воспитания. Здесь, к отрицательным характеристикам предыдущего стиля семейного воспитания прибавляется еще и отсутствие теплоты в отношении к юношам и девушкам. К молодому человеку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Это случаи, скорее всего, случайного или нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай.

Последствия

При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у молодых людей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения юношей и девушек в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе молодые люди, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае юноши и девушки таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.

Рекомендации

- Включитесь в жизнь своего сына или дочери. Будьте активным участником всех их интересов, проявите инициативу.

- Придерживайтесь четкой системы запретов, чтоб молодой человек помнил о грани дозволенности.

- Напомните о его обязанностях в семье, дайте поручение по дому.

- Проявите «душевную теплоту», говорите «по душам», постарайтесь стать другом своему ребенку. Беседуйте с ним на интересующие его темы, таким образом, вы покажите, насколько ваш сын или дочь важны для вас.

- Любите его и не бойтесь ему про это сказать.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)

Особенности

При этом стиле воспитания родитель формирует у юноши или девушки «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяя им делать абсолютно всё, что они хотят, не накладывая никаких ограничений. Родитель не помогает молодому человеку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

Либеральный стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами молодого человека. Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Последствия

При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – свободный, но безучастный:

- неспособность к близости и привязанности;

- безучастность в отношении родных («это не мои проблемы, мне все равно»)

- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;

- мало «душевного тепла».

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:

- грубость и вседозволенность;

- воровство, обман, распущенность;

- безответственность, не умение «держать слово».

Рекомендации

- Поменяйте тактику общения и отношение к своему сыну или дочери. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.

- Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь молодого человека.

- Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности молодого человека в семье, свои требования и ожидания.

- Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

- Проявляйте «душевную теплоту» к своему сыну или дочери, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.

- Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный юношам и девушкам, учитывающий их потребности и возможности.

Нельзя однозначно сказать, что только стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование личности молодого человека, тем не менее, вероятность появления тех или иных черт в зависимости от стиля семейного воспитания увеличивается или уменьшается.

И в заключении хочу Вам сказать: «Уважаемые родители, будьте друзьями для своих сыновей и дочерей, интересуйтесь их проблемами и заботами, и тогда они обязательно будут радовать вас своими хорошими делами и поступками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная психология семьи и семейного воспитания

Тема: «Социальная психология семьи и семейного воспитания».Цель: Изучить  социальную психологию семьи, виды семей, семейные роли, нормы и традиции, динамику формирования семейных отношений ...

Опыт семейного воспитания

Работа с семьёй - важная и сложная сторона деятельности воспитателя....

Доклад на тему "Проблемы семейного воспитания".

Доклад может служить  пособием для родителей....

Функции семьи. Типы семейного воспитания.

В данном материале раскрывается понятие семьи и семейного воспитания, перечислены и раскрыты типы и функции семьи....

О семье и проблемах семейного воспитания

В данной статье рассказывается о проблемах воспитания детей в семье....

Программа по семейному воспитанию "Всё начинается с семьи"

Программа,  по которой я работаю - семейное воспитание  в условиях детского дома «Всё начинается с семьи».Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важны...

ЗАНЯТИЕ ПО СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ"

Данное занятие было проведено в рамках курса "Семейное воспитание" с воспитанниками детского дома. Целью данного занятия было дать воспитанникам представление о семье и её функциях, психологическом...