О семье и проблемах семейного воспитания
статья на тему
В данной статье рассказывается о проблемах воспитания детей в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_seme_i_problemah_semeynogo_vospitaniya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Малюкова М.А., преподаватель
Государственный агротехнический колледж,
С. Московское
«О семье и проблемах семейного воспитания»
Вопрос о роли семьи в формировании личности ребенка издавна является предметом изучения многих поколений ученых, начиная с древности. Античная педагогика выразила взгляды на проблему воспитания в трудах Платона, Гераклита, Аристотеля, Сократа, Димокрита и др. Творческая мысль античных философов – педагогов стремилась определить методы, содержание и средства воспитания детей. Одной из актуальнейших проблем античной педагогики, не потерявшей своего первостепенного значения и в настоящее время – это проблема воспитательной роли семьи.
Семья – это микрообщество, в которое человек попадает при рождении. При этом человек не может выбрать, в какой семье ему родиться. А каким он придет в общество, или, как мы говорим, в « социум», как раз и определяет семья. Ведь именно в семье формируются основные нормы морали, поведения в обществе, т.е. происходит процесс социализации человека.
С воспитания в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и нравственных ценностей, национальных и религиозных традиций. Велики воспитательные силы здоровой семьи, и напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребенка, разрушая самые основы ее. Не случайно воспитательная функция семьи признается учеными и обществом одной из важнейших. Динамические изменения российской действительности в последние десятилетия оказали существенное (но далеко не всегда позитивное) влияние на семью, как социальный институт и ее воспитательный потенциал.
Воспитательный потенциал семьи в широком смысле можно рассматривать как комплекс условий и средств, определяющих возможности реализации семьей ее воспитательной функции. Он объединяет материальные и бытовые условия жизнедеятельности, численность и структуру семьи, степень развития семейного коллектива, характер внутрисемейных отношений, жизненный опыт, образовательный уровень, ценностные ориентации, профессиональные качества родителей и др.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации, что порождает возникновение сложных проблем. К ним относятся: девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей; отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях, умениях по воспитанию детей и т. д.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи – системы наличие в семье негативной нравственно- психологической атмосферы; неудовлетворительное материальное положение семьи и др.
Объективная необходимость усиления общественной заботы о семье возникает степень родительской ответственности за развитие, здоровье и благополучие детей.
Родительская ответственность – особое нравственно – психологическое состояние, характеризующееся сознанием чувством долга, любовью и заботой по отношению к детям, определяющее взаимосвязью эмоционального и социального компонента воспитания. Усиление ответственности родителей воспитание и обучение детей представляет собой комплексную проблему.
Во – первых, это социальная проблема, которая заключается в реализации родительских обязанностей, продиктованных потребностями общественного развития.
Во – вторых, это психологическая проблема, включающая психологические мотивы появления детей в семье, проблемы эмоционального общения и вовлеченности в воспитание детей, проблемы взаимодействия в семье и т.д.
Успешность воспитания во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют детям и как организован семейный досуг. Многие родители сетуют на недостаток времени, которое они уделяют воспитанию детей. Этот факт можно объяснить в первую очередь высокой трудовой занятостью родителей, обусловленной необходимостью решать стоящие перед семьей (особенно неполной) острые материальные проблемы.
Исследование показало, что родители всех возрастов практически независимо от их образования признают необходимость воспитания в детях ответственности и трудолюбия, высоким моральным качествам, выделив как приоритетное воспитание порядочности. Именно эти качества в глазах родителей являются абсолютной ценностью. Значительная доля родителей полагает, что необходимо обучать детей умению строить взаимоотношения с другими людьми, а так же на важность передачи детям от родителей тех знаний, умений и навыков, которыми владеют сами. Другие считают, что воспитание заключается прежде всего, в том, чтобы уберечь ребенка от различных неприятностей. Возможно, это объясняется трудностями, с которыми сталкиваются родители в воспитании детей подросткового возраста.
Основная проблема, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс происходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
Подростковый возраст – время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В это период все скрытые противоречия выходят наружу. Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по - другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
В зависимости от царящей в них обстановке, все семьи можно разделить на пять групп:
- Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми.Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают. В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и др. А дети – к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.
- Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, послушными, уступчивыми. Редко заявляют о своей независимости.
- Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих детей есть все необходимое для жизни: одежда, отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это в свою очередь создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: « Не хуже других». Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители не считают достойными внимания.
- Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу.
У подростков из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.
- Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, асоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно – оно является причиной многих преступлений подростков.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, родители к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.
Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными, как в детстве. Но на самом деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты « поколений», связанные с возрастной дистанцией. Те проблемы, которые волнуют подростка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей. Совершенно этих детей не волнует. Они еще далеки от ответственности 35-45- летних. Так же взрослые и дети расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбирать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т.д. И это не случайно, ведь родители в других условиях. Они очень заняты переживаниями их детей – подростков. Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что родители - это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие и взрослые становятся « механизмом» для обеспечения потребностей и ограничения свободы. В результате теряется контакт и уважение, происходят ссоры. В большинстве случаев первый шаг к примирению должны сделать родители. Они мудрее, у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей. Которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить слабость, беспомощность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.
По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является « неустойчивость родительского восприятия». Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. В этом возрасте много недостатков: несдержанность, несобранность, неусидчивость и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Иногда подросток ведет себя как взрослый, то есть критикует, требует уважения. А иногда и как ребенок, - разбрасывает вещи, все забывает и т.д.
В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок – послушный и старательный.
При решении вопросов воспитания в семье необходимо, прежде всего, учитывать, что существуют разные модели воспитания в зависимости от целей, средств и форм воздействия. Например, различают светское и религиозное воспитание, авторитарное и демократическое, национальное и интернациональное и т.д.
Вопрос о цели воспитания является главным. Нельзя воспитывать, не осознавая целостную задачу воспитания.
В связи с этим одна из важнейших задач семейного воспитания заключается в том, что подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой. Практически родители всегда правы, ограничивая свободу ребенка, но нужно помнить, что не следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть свободой, так как именно в опыте свободы человек учится пользоваться ею.
Дети понимают свободу иначе, чем взрослые. Все предпринимаемое ими имеет для них большое значение, поскольку они не ставят перед собой маленьких задач. Развитие чувства ответственности, умения владеть своей свободой осуществляется, прежде всего, через целостную жизнь, а не через одно только усвоение идей свободы. При этом важно учесть, что свобода должна быть соразмерна возрасту, т.е. представлена в той мере, в какой человек владеет своими силами.
Наиболее трудная задача в семейном воспитании - это вопрос дисциплины в семье, если ребенок приучен иметь много прав и никаких обязанностей, не знаком с порядком и дисциплиной в семье, то это, прежде всего, говорит о неспособности родителей к воспитанию.
Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни. Поэтому важно именно на этом этапе, чтобы в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда, а не под « горячую руку» накажут.
Семья должна с ранних лет приучать детей к их обязанностям. Когда же детям позволено все, и они ни за что не отвечают, то начинают « командовать» своими родителями.
В качестве основных требований семейной дисциплины необходимо прежде всего выделить:
- Обязательность для всей семьи следовать одним и тем же правилам.
- Постоянная потребность и стремление родителей понять причины поведения ребенка, его точку зрения, его вкусы и интересы.
- Родители должны хорошо осознавать, чего можно достичь с помощью дисциплины, что не может быть навязано принуждением.
- Важно, чтобы в семье для каждого были установлены повседневные домашние обязанности, которые закреплялись бы чувством собственной постоянной ответственности за порядком семейной жизни.
Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства, объективно оценили достоинства и недостатки подростка, пытались гасить в себе недовольство и раздражение, сбалансировали систему обязанностей и прав. Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты- все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где родители и ребенок выскажут свое мнение. Уважение к ребенку содействует развитию в нем инициативы, творческой смелости и осознания ответственности. Развитие творческих сил ребенка наиболее благоприятно идет в семье – ни школа, ни другие детские учреждения не воздействуют на этот процесс так плодотворно, как семья. Но, с другой стороны, семья столь же легко может и уничтожить творчество ребенка, поэтому раскрытие творческих способностей ребенка должно быть одной из главных воспитательных функций семьи.
Особое место в семейном воспитании занимает проблема формирования личностных качеств ребенка и в особенности развития способности достигать тех целей, которые он себе ставит. В этом отношении нужно быть очень осторожным, предоставляя ребенку свободу находить самому решения, ничего ему не навязывая. Плохо « ломать» ребенка, но еще более опасно его постоянно « гнуть». Последнее ведет к лишению собственной инициативы, а значит – и внутренней силы.
При воспитании характера необходимо учитывать, что для ребенка очень важно накопление положительного опыта, так как опыт удачи является важным формирующим элементом личности ребенка. И в этом направлении принадлежит едва ли не самая важная роль, так как именно здесь ребенок впервые получает возможность проявлять себя и находить наиболее соответствующие ему формы духовного развития.
Постатейный библиографический список:
- Климонтова, Г.И. Семья: ХХ! Век. Проблемы формирования
региональной семейной политики./ Г.И. Климонтова.// Аналитический
вестник/ Совета Федерации РФ, 2007.
- Мачехина, О.И. Семья в современном обществе./ О.И. Мачехина.
//Классный руководитель, № 5, 1998.