Социальная психология семьи и семейного воспитания
методическая разработка на тему
Тема: «Социальная психология семьи и семейного воспитания».
Цель: Изучить социальную психологию семьи, виды семей, семейные роли, нормы и традиции, динамику формирования семейных отношений и семейные конфликты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социальная психология семьи и семейного воспитания | 167.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое указание
по проведению практического занятия № 4
по дисциплине «Социальная психология»
Подготовил преподаватель: О.Н.Вендина
Тема: «Социальная психология семьи и семейного воспитания »
Цель: Изучить социальную психологию семьи, виды семей, семейные роли, нормы и традиции, динамику формирования семейных отношений и семейные конфликты.
Оборудование:
1. Андриенко Е.В. Социальная психология. -М., 2000. – 264с.
2.Шпарь В.Б. Рабочая книга практического психолога.- М.2005.-672с.
- Раздаточный материал: карточки с информационным материалом, тестовая методика.
В результате выполнения задания студент должен:
Иметь представление:
- О семье и различия понятий «брак» и «семья», эволюции брачно-семейных отношений, Функциях семьи в обществе.
- Об особенностях современной семьи и ее перспективах.
- О социальной психологии семьи, мотивах вступления в брак. Статусно-ролевых и позиционных отношениях в семье.
- О семейных нормах, традициях, ценностях, стабильности и качестве брака.
- О семейных конфликтах, причинах распада семей.
- О возрастной динамике семейных отношений..
- О типах семей и семейном воспитании.
Знать:
- Понятие семьи. Взаимосвязь и различие понятий «брак» и «семья».
- Функции семьи в обществе. Особенности современной семьи.
- Типы семей и семейного воспитания.
Уметь:
- Определять проблемы семейных отношений и пути разрешения этих проблем
Задания
Задача № 1
1.Чтобы определить готовы ли вы к семейным отношениям , проведите их оценку при помощи тестовой методики.(раздаточный материал тест «Готов ли ты к браку» №1) Тестирование.
Задача № 2 (В группах)
1.Ваша группа является семьей, определите:
Вид вашей семьи и распределите социальные роли в ней.
Охарактеризуйте деятельность каждого члена в вашей семье, какие позиции в русле трансактного анализа играет каждый член семьи
Какие проблемы в становлении и развитии семейных отношений бывают
В чем отличие семьи и брака?
Какая стратегия поведения проводится по отношению к детям
Что может послужить причиной конфликтов и каким образом можно их разрешить, избежать
Какие правила поведения в конфликте вы знаете?
Задача № 3
1.Самостоятельно запишите выводы по опорной схеме у себя в тетради.
(раздаточный материал задание №3). Задание: «Самостоятельная работа по опорной схеме».
Указания по выполнению задания
- Студенты, используя раздаточный материал должны определить свою готовность к семейным отношениям.
- Студенты, должны (по раздаточному материалу) прочитать данный материал и определить, работая в группах тип своей семьи, проблемы в становлении и развитии семейных отношений ,
отличие семьи и брака, психологические стратегии поведения по отношению к детям, причины конфликтов и способы их разрешения, правила поведения в конфликте.
- Студенты должны на основании изученного материала сделать выводы по опорной схеме
Опорная схема 1:
Основные принципы семейных взаимоотношений:
Т Д У П
Т Х Е.Т. К
Контрольные вопросы
- -Объясните, чем отличается понятие семьи от брака?
- Какие виды семей, наиболее, распространены в России передачи информации вы знаете?
- –Какие психосоциальные роли могут выполнять члены семьи?
- –КАКИЕ ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НАИБОЛЕЕ ТРАДИЦИОННЫ?
- Какие стратегии поведения в конфликте наиболее часто применяются на практике и наиболее эффективны ?
Методическое указание
по проведению практического занятия № 6
по дисциплине «Социальная психология»
Подготовил преподаватель: О.Н.Вендина
Тема: «Социальная психология конфликта »
Цель: Сформировать представление об общении в социальной психологии, ее функциях и видах, владеть культурой профессионального общения.
Оборудование:
1. Андриенко Е.В. Социальная психология. -М., 2000. – 264с.
2.Шпарь В.Б. Рабочая книга практического психолога.- М.2005.-672с.
- Раздаточный материал: карточки тестовые методики.
В результате выполнения задания студент должен:
Иметь представление:
- О конфликте как феномене социальной и духовной жизни человека.
- Об основных элементах структуры конфликта: стороны (участники, субъекты) конфликта; предмет конфликта; условия протекания; образы конфликтной ситуации; мотивы участников, их действия; исход конфликтной ситуации. .
- О типологии конфликтов. Социально-психологической характеристике основных видов конфликта внутриличностного, межличностного, между личностью и группой, межгруппового. Функции и динамика конфликта.
- О причинах конфликтов в организациях: неправильное распределение ресурсов; взаимозависимость работников разной квалификации; различия в целях и ценностях; неудовлетворительные коммуникации; психологическая несовместимость работников и т. д.
- Социально-психологический портрет конфликтной личности.
- Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов.
- Стратегии конфликтного взаимодействия: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, соперничество.
- Кодекс конструктивного поведения в конфликте и табу в конфликтной ситуации.
Знать:
- студент должен знать сущностные свойства конфликта, его социально-психологическую структуру; функции « динамику; причины конфликтов в организациях;
- социально-психологическую характеристику основных типов конфликта;
- стратегии поведения в конфликтной ситуации; пути урегулирования конфликтов.
Уметь:
- студент должен уметь анализировать структуру конфликта, выявлять его причины,
- выбирать оптимальную стратегию поведения в конфликтной ситуации,
- диагностировать «конфликтную личность»,
- оказывать позитивное воздействие на разрешение конфликта
Задания
Задача № 1
1.Чтобы определить ваш уровень конфликтности проведите тест .(раздаточный материал тест №1 «Особенности поведения в конфликте») Тестирование.
Задача № 2
Укажите вид конфликта, (уровень конфликта), по классификации С.Р. Филоновича, соответствующий указанным причинам, заполните таблицу:
Причины, вызывающие конфликт | Вид конфликта | Уровень конфликта |
Неэффективные коммуникации (коммуникативные барьеры, искажающие информацию) | ||
Психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной цели | ||
Недостаточно четкое распределение прав и обязанностей между группами | ||
Конфликт между линейным и штабным персоналом | ||
Неясность относительно властных полномочий, которыми человек располагает | ||
Потенциальные конфликты между семьями | ||
Отличие в темпераменте, типе личности, системе ценностей | ||
Недостаточно четкое распределение властных полномочий между сотрудниками |
Задача № 3
1.Изучите методы снятия напряжения и избавления от гнева, предложенные Дж. Г. Скоттом
(Раздаточный материал-задание-3)
Задача № 4
Изучите правила Дейла Карнеги «Как исправить человека, не оскорбляя его и не нанося ему обиды» (Раздаточный материал-задание 4)
Задача № 5
Укажите тактики (стили) поведения (Приспособление, сотрудничество, компромисс, избежание, конфронтация ) в зависимости от стратегий поведения в конфликте по классификации К. Томаса и Р. Киллмена:
Указания по выполнению задания
- Студенты, используя раздаточный материал, должны определить особенности своего поведения по тестовой методике.
- Студенты должны заполнить таблицу указав вид и уровень конфликта, зная его причину.
- Студенты, должны (по раздаточному материалу) изучить способы избавления от гнева
- Студенты должны изучить правила Дейла Карнеги «Как исправить человека, не оскорбляя его и не нанося ему обиды»
- Студенты должны указать тактики (стили) поведения в зависимости от стратегий поведения в конфликте по классификации
Контрольные вопросы
- -Что такое конфликт, какова его структура, виды?
- -В чем значение «коммуникативной стороны»?-Какие формы передачи информации вы знаете?
- –Какие стратегии поведения в конфликтной ситуации на ваш взгляд наиболее приемлемы?
- –Какие причины конфликтов в организациях вы можете назвать?
- -Что мы имеем ввиду, когда говорим о конфликтной личности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Семья и семейные ценности"
Что такое семья? Традиции в детском доме....
Функции семьи. Типы семейного воспитания.
В данном материале раскрывается понятие семьи и семейного воспитания, перечислены и раскрыты типы и функции семьи....
О семье и проблемах семейного воспитания
В данной статье рассказывается о проблемах воспитания детей в семье....
Программа по семейному воспитанию "Всё начинается с семьи"
Программа, по которой я работаю - семейное воспитание в условиях детского дома «Всё начинается с семьи».Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важны...
ЗАНЯТИЕ ПО СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ"
Данное занятие было проведено в рамках курса "Семейное воспитание" с воспитанниками детского дома. Целью данного занятия было дать воспитанникам представление о семье и её функциях, психологическом...
Интегрированная конференция. Тема: "Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений"
Сценарий конференции на тему "Семья. Этапы развития семьи и семейных отношений"Дисциплины: "Философия", "Педиатрия", "Психология"Ссылка на скачивание презе...
Доклад на методическом объединении классных руководителей «МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ, СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ»
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку ...