Опыт семейного воспитания
материал на тему

Заикин Михаил Васильевич

Работа с семьёй - важная и сложная сторона деятельности воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_semeynogo_vospitaniya.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт семейного воспитания Заикина Михаила Васильевича.

 

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всего понемножку: и слёзы, и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать. 

Семья – это то, что с тобою всегда,

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом,

Сердце навеки останется в нём!

Работа с семьей — важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников школы-интерната. Она направлена на решение следующих задач: помощь родителям в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей, изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой школы-интерната.

    Я считаю, что воспитатель должен обладать необходимыми качествами: прежде всего — любить детей, уметь находить общий язык с ними, обладать невероятным терпением, постоянно повышать свою профессиональную компетентность, обладать знаниями в различных областях, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка.

  Но воспитание детей без помощи семьи невозможно. Поэтому в моей работе существует тесная взаимосвязь детского сада с семьями воспитанников.

Целью моей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ООУ. 
   Основными задачами взаимодействия школы-интерната с родителями являются следующие: 
1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников школы-интерната и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей. 
2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. 
4.Повышение уровня компетентности родителей.

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис  в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Потенциальные возможности ее жизнедеятельности, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей за последние два десятилетия существенно изменились.

        Явно обострились социальные проблемы современной семьи, что обусловлено следующими факторами:

- резким социально- экономическим расслоением общества;

- неустойчивостью, неопределенностью финансирования бюджетной сферы;

- ростом  эмиграции и явной безработицы;

        Сегодня наиболее типичной для России становится однодетная семья, воспитательный потенциал которой, как известно, значительно ниже.

        Материальные возможности многодетных семей резко снизились, около 70% из них относятся к малообеспеченным. Увеличилось число неполных семей.

        Наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращения времени на общение с детьми.

        И все же  семья для многих детей по–прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного  социального становления.

        Создавая этот опыт, я пришёл к такому выводу: семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего - это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь – своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.

        Во-вторых, это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

        В-третьих, семья – разновозрастной коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

        Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.

        Закон «Об образовании» обязывает родителей воспитывать детей в традициях высокой нравственности, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии, создавать необходимые условия для того, чтобы дети могли своевременно получать образование.

            Функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания учебно-воспитательного процесса школы.

Т.к. взаимодействие школы и семьи – источник и важный механизм их развития, то и основными проявлениями этого взаимодействия являются взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, воспитатель, родители и дети осознанно или неосознанно познают друг друга. Важно, чтобы было единство требований  воспитателя и семьи к воспитанию ребенка.

Характер взаимодействия зависит от позиции родителей по отношению к школе, их участия в делах класса, школы. При положительных отношениях родители стремятся содействовать педагогу в его замыслах и делах, участвовать в решении проблем, в совместной работе. Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с воспитателем. Сотрудничество может быть плодотворным, если будут соблюдаться следующие обстоятельства:

- общие цели и задачи воспитания детей;

- возможность всестороннего изучения детей и координации влияния на их развитие;

- необходимость согласованности действий педагогов и родителей;

- возможность объединения усилий воспитателя и родителей в решении проблем ребенка;

- возможность взаимного обогащения семей классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

        Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:      

- обеспечение качественного образования учащихся;

- формирование нравственности и культуры поведения  учащихся;

- подготовка школьников к семейной жизни;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

        Как правило, необходимость решения этих задач не вызывает сомнения ни у родителей, ни у детей.

        Взаимодействие воспитателя и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания  детей.

В работе с родителями, как и с детьми, идем от простого к сложному. Составляю перспективный план работы. Целью моего перспективного плана является развитие взаимодействия  воспитателя, родителей и учащихся, содействие развитию сотрудничества между педагогами, родителями и учащимися, возрождению лучших традиций семейного воспитания. В свой план включаю разные формы работы, стараюсь подобрать такие темы собраний, чтобы родители больше узнали о воспитании детей, о взаимоотношениях в семье, чтобы почувствовали дружеское плечо учителя. Тесный контакт и гуманные отношения между родителями и воспитателем позволят раскрыть духовный мир семьи. Ведь велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка, родители могут уже в раннем возрасте обнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Ведь под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в сознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработки у школьников верных жизненных позиций.

Семья может стать основой формирования глубоких морально-эстетических чувств, оценок, суждений, на основе которых формируется богатство человеческих отношений: любовь, дружба, забота, уважение к старшим, стремление к улучшению окружающей обстановки, к самовоспитанию. В тесном контакте с родителями я решаю следующие задачи:

- формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе класса и школы;

-Развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;

-формировать понимание значимости сотрудничества школы с семьей;

-обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в классе и школе с участием родителей.

Дети, родители, воспитатель – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.

Для формирования отношений сотрудничества важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагога, родителей, детей. Все четыре года, которые я провожу с детьми, я осуществлял тесную связь с родителями.

Вывод: использование тесного контакта воспитатель – родители - дети показало высокое качество результата совместного труда, как в воспитательной работе, так и в учебной. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача воспитателя. Привлечение родителей к общественной жизни класса и школы расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданское – патриотическое и духовно – нравственное становление личности ребенка. Таким образом, анализируя свою работу, могу сделать выводы:

- сформирована социально ценная совместная деятельность воспитателя, учащихся и родителей;

- учащиеся и родители удовлетворены жизнедеятельностью классного сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная психология семьи и семейного воспитания

Тема: «Социальная психология семьи и семейного воспитания».Цель: Изучить  социальную психологию семьи, виды семей, семейные роли, нормы и традиции, динамику формирования семейных отношений ...

Доклад на тему "Проблемы семейного воспитания".

Доклад может служить  пособием для родителей....

Функции семьи. Типы семейного воспитания.

В данном материале раскрывается понятие семьи и семейного воспитания, перечислены и раскрыты типы и функции семьи....

О семье и проблемах семейного воспитания

В данной статье рассказывается о проблемах воспитания детей в семье....

Программа по семейному воспитанию "Всё начинается с семьи"

Программа,  по которой я работаю - семейное воспитание  в условиях детского дома «Всё начинается с семьи».Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важны...

ЗАНЯТИЕ ПО СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ"

Данное занятие было проведено в рамках курса "Семейное воспитание" с воспитанниками детского дома. Целью данного занятия было дать воспитанникам представление о семье и её функциях, психологическом...

Доклад на методическом объединении классных руководителей «МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ, СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ»

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку ...