Методические материалы
рабочая программа

 Туркина Татьяна Савельевна

Рабочие программы, Рабочая тетрадь по дисциплине "Трудовое право"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Туркина Т.С.

Рабочая тетрадь

по учебной дисциплине

Трудовое  право

для студентов очной  формы обучения образовательных организаций

среднего профессионального образования

 по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 (углубленная подготовка)

Смоленск

2018

        Утверждено  НМС СмолАПО  в качестве методического пособия для студентов, обучающихся по специальности  40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Автор: Туркина Т.С., к.п.н., преподаватель специальных дисциплин СмолАПО

Рецензент: кандидат юридических наук – Сирик Наталья Валерьевна, к.п.н., зав.кафедрой Гражданского процесса НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет»

Данное учебное пособие предназначено для студентов очной  формы обучения  и включает: планы семинарских и  практических занятий и методические указания к ним, а также задания для самостоятельной работы по каждой теме в форме рабочих листов, тестов и практических ситуаций.

Цель данного пособия – обеспечить теоретическую и практическую подготовку студента и возможность проконтролировать усвоенные знания по  учебной дисциплине.

Содержание

  1. Пояснительная записка.        -----------------------------------------------------------------        4 стр.                                                        
  2. Планы семинарских и практических занятий.        --------------------------------------        5 стр.                                                                          
  3. Задания для самостоятельной работы.        -------------------------------------------------     32 стр.                                          

Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая тетрадь по  учебной дисциплине « Трудовое право» предназначена для  студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по юридическим специальностям.  В структуру рабочей тетради входят: пояснительная  записка; планы семинарских и - практических занятий и методические указания  к ним, а также задания для самостоятельной работы по каждой теме в форме рабочих листов.

Цель данного пособия- обеспечить самостоятельную подготовку студента  к семинарским  и практическим занятиям и возможность проконтролировать усвоенные знания по данной дисциплине.

Рабочая тетрадь по  дисциплине  « Трудовое право»  может выступать  в качестве средства текущего, поэтапного и итогового контроля. Задания различны по структуре, приемам учебной деятельности, объему и предназначению. В частности, включены задания на оперирование терминами, названиями, на работу со схематическим материалом, а также тесты. Чтобы выполнить  упражнения, студент должен знать материал, уметь его воспроизвести в простейших учебных операциях.  Выполнение заданий не занимает много времени. Задания многофункциональны, занимательны для студентов, ориентированы в первую очередь, на невербальное мышление; позволяют получать быстрые и наглядные результаты (чем короче между целью учебной деятельности и ее результатом, тем она эффективнее), тренировать память и мышление.

Учебники содержат недостаточную информацию  по содержанию правовых форм, поэтому в рабочую тетрадь включены задания, где  студенту выдается фрагмент правовой формы, после прочтения которого необходимо его изменить, дополнить, вставить слова, фразы или целые предложения , в корне изменить смысл  прочитанного или его описать. Эти  задания  (интерполяционный контроль)  продолжают формировать умения работать с  нормативно- правовыми  актами  и применять его к конкретной ситуации, что важно для  будущей профессиональной деятельности.

Задания   включают правовые ситуации преобразующего и творческого характера, решение которых  побуждают студентов не только к оперированию  известными  знаниями, но и к открытию новых способов действий с нормативно- правовыми источниками, сюда входят несколько видов познавательных задач: задача – прогноз, задача- альтернатива, задача- противоречие.

Рабочая тетрадь по дисциплине  «Трудовое право» содержит контрольно- обучающие  задания. Они ориентированы, в первую очередь, на обучающий эффект, на приращение и осмысление студентами полученных знаний, а затем уже используется их контрольная функция. Вторая особенность в том, что чаще  всего они  применяются при работе с группой студентов, а также не исключается их индивидуальное использование, дифференцированное по уровню подготовки студентов. Контрольно- обучающие задания целесообразно применять для обучения студентов умению дискутировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Рабочая тетрадь рассматривается как один из элементов научно- методического комплекса, обеспечивающего усвоение знаний и умений. Предлагаемые ситуации, задания , тесты рассчитаны на систематизацию и осмысление основной информации, вместе с тем в заданиях приводится  дополнительный материал, способствующий расширению знаний студентов и применению в практических ситуациях  умения анализировать факты. Задания уровня «С»  чаще всего позволяют  выйти за рамки единичного факта или ситуации, требуют более широких сопоставлений и обобщений, творческого решения проблемы, применения правовой эрудиции.

Методика применения   рабочей тетради  по дисциплине  «Трудовое право»  предполагает соблюдение преподавателем ряда условий:

  1. Задание предлагается студентам визуально (на рабочих листах), что позволяет дать студентам время на обдумывание ответа, подготовку аргументов для его обоснования.
  2. Студенты должны не только обозначить, но и обязательно обосновать, почему ими выбран данный вариант  ответа.
  3. Заполнение рабочей тетради должно отражать степень обученности и обучаемости группы.
  4.  В законченном виде рабочая тетрадь может служить конспектом для повторения пройденного материала.

При организации работы студентов с рабочими тетрадями важно в каждом случае оговорить предполагаемый характер их деятельности: в одних заданиях ответы  на вопросы должны быть  даны по памяти, в других предусматривается поиск информации в учебной литературе или нормативно- правовых  источниках. Если задание выносится на контроль, желателен ответ без использования учебника. Но эти же вопросы могут выступать и как поисковые, если их предложить в начале соответствующего материала.  В результате  задание приобретает обучающий характер.



Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования»

Программа

Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей   обучающихся через организацию аудиторной и внеаудиторной деятельности

Смоленск

C:\Users\user\Desktop\моя аттестация\Форма 10\Документ_2021-11-22_145918.jpg

Пояснительная записка

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений для роста и развития.

 Программа по выявлению и развитию способностей, обучающихся опирается на формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции, развитие интеллекта и творчества обучающихся всех возрастов.

Программа по выявлению и развитию способностей, обучающихся помогает выявить обучающихся, обладающих способностями в определенных областях деятельности. Необходимо не только выявлять индивидуальные способности, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Организацию учебного процесса необходимо проводить по нескольким направлениям: достижению успехов в обучении, самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения.

Цель программы: создание педагогических условий для выявления и  развития интеллектуальных и творческих способностей личности через организацию  аудиторной и внеаудиторной  деятельности.

Задачи:

 - выявление у обучающихся способности к творчеству и реализация данного потенциала в учебной деятельности

- развитие интеллектуальных, творческих умений и навыков, учебной мотивации и познавательных интересов посредством отбора и систематизации заданий, использования различных технологий;

- развитие креативности, творческого мышления, раскрытие творческого потенциала обучающихся.

Методические принципы: - интеграция основных умений и навыков в различных видах деятельности; - применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях; - соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся. 

Показатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, развитие активности и памяти, умение работать с информацией, участие в мероприятиях различных уровней и направлений. Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности: наблюдение, анализ, беседы, тестирование, опрос, совместная деятельность, метод взаимообучения, метод самоорганизации обучения, метод рецензии или анализа, методы проектов.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание банка данных, отражающего достижения обучающихся и динамику его роста;
  2. Повышение познавательной активности обучающихся и раскрытие интеллектуально-творческого потенциала через активное и успешное участие в олимпиадах и конкурсах интеллектуального характера.

Диагностические методики: Работа по выявлению способностей выстраивается с помощью: - инструментальной диагностики; - педагогического наблюдения; - изучения результатов деятельности (работ обучающихся); - методики Н.Ц. Бадмановой для диагностики учебной мотивации; - учета желаний родителей; - наблюдение за проектной деятельностью обучающихся и анализ продуктов деятельности. Для определения способностей к научной деятельности применяются методики, созданные А.И Савенковым: - «Оценка общей одаренности»; - «Карта одаренности»; - анкетирование «Интерес к предметам»; - выявление творческих способностей через анализ результативной деятельности обучающегося. Выявление интеллектуальных способностей: - диагностика способностей к обучению (тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой); - интегрированные диагностические работы; - анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года; - педагогическое наблюдение (используются методики мозгового штурма, игровые методики). Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при решении учебных задач, наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся (творческие работы, проекты, исследовательские работы и т. д.

Выявление способностей обучающихся выстраивается в соответствии с теорией о способностях и одаренности Б.М. Теплова, который определял под способностями индивидуально-психологические особенности личности и различал общие способности (интеллектуальные, творческие, сенсорные, моторные), обеспечивающие интеллектуальное развитие человека и овладение разными видами знаний и умений, и специальные способности, которые проявляются в специализированных видах занятий и вызванные предрасположенностью к их развитию.

Для выявления способностей широко используются наблюдение за обучающимся, анализ продуктов деятельности обучающихся, беседы, а также следующие методики:

- Методика определения темперамента Г. Айзенка, позволяющая получить первичную информацию о характере и направленности интересов, склонностей и способностей по сферам (интеллектуальная, сфера академических достижений, сфера продуктивного творческого мышления, сфера общения и лидерства, двигательная сфера).

-Тест эффективного интеллекта для диагностики уровня «эффективного интеллекта", то есть общей способности к решению практических интеллектуальных задач.

                                                        

Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности (Технология проблемного обучения (А. Осборн), личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская): - применение индивидуального подхода в работе с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время, создание условий вовлечения в активную познавательную деятельность обучающихся; - включение в образовательный процесс современных образовательных технологий; - проведение родительских собраний; - формирование навыков исследовательской, проектной деятельности; - разработка дифференцированных заданий для одаренных студентов усложненного уровня; - участие в региональных в международных и всероссийских олимпиадах и конкурсах; 6 - проведение предметных недель; - участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, и других мероприятиях. Основные способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: 1. выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности обучающихся; 2. развитие способностей: проведение факультативных занятий, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях.

План работы по выявлению и развитию способностей обучающихся

№п/п

Виды деятельности

Время реализации

Ответственные

Раздел 1. Организация учебной деятельности по развитию творческих способностей обучающихся

1

Участие в олимпиадах разного уровня

Ежегодно

Преподаватель

2

Конкурсы, викторины и мастер-классы во время предметной недели

Ежегодно

Преподаватель

3

Защита творческих исследовательских, информационных проектов

Ежегодно

Преподаватель

4

Студенческая научно-практическая конференция

Ежегодно

Преподаватель

5

Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог с оппонентом)

Ежегодно

Преподаватель

Раздел 2. Психолого-педагогические условия работы по развитию творческих способностей обучающихся

6

Повышение профессионального уровня педагога а) самообразование; б) аттестационные и проблемные курсы; в) научно-практические конференции; г) методические семинары; д) педагогические консилиумы, практикумы; е) взаимопосещение уроков

Постоянно

Преподаватель

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 1. Акатьев В.А. Развитие мотивации молодежи к занятию научнотехническому творчеству // Современные проблемы науки и образования.- 2013. -№ 5.- С. 48.

2. Альтов Г. Творчество как точная наука: теория решения изобретат. задач / Генрих Альтшуллер. - Петрозаводск, 2014. - 203 с.

3. Анисимов, Н. М. Технология обучения изобретательской и инновационной деятельности: (учеб. пособие) / Н.М. Анисимов. - М.: Прометей, 2010. - 142 с.

 4. Бардин В.М. Обучению техническому творчеству как одна из актуальных задач образования // Интеграция образования.- 2002.- № 1.- С. 71- 74.

5. Вагнер И.В., Власова Ю.Ю. Эффективные механизмы привлечения школьников к научно-техническому творчеству // Международный научноисследовательский журнал. - 2014.- № 7-2 (26). -С. 53.

6. Волкова О. В. Техническое моделирование как реализация творческого потенциала учащихся// Дополнительное образование 2005.№ 9.С. 9-33.

7. Григорьев Ю.В., Прохоренко К.В. Выявление и индивидуальное обучение молодежи со склонностью к техническому творчеству // Качество. Инновации. Образование. - 2011. - № 6 (73). - С. 8-13.

8. Загвязинский В.И. Методология и методы психологопедагогического исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 6-е изд., - Москва: Академия, 2010. - 206 с.

9. Захарян, М. А. Комплексная диагностика одаренности учащихся по научно-техническому направлению: методические указания / М. А. Захарьян; Владикавказ, 2014. - 20 с. 14

10. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2011. -80 с.

11. Мазейкин Е.М., Шмелев В.Е. Основы творческо-конструкторской деятельности и моделирования: уч. пособие - Тула: Изд-во Тульск. гос. пед унта, 2012. - 180 с.

12. Мамаева И.А. Профессиональное мышление и технические способности // Профессиональное образование. Столица. - 2006. - № 3 .- 12 с.

 13. Матяш, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. - Москва: Педагогическое общество России, печ. 2010. - 253 с.

14. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации [Текст]: № 273-ФЗ: принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г. : вступил в силу с 1 сентября 2013 г. - Москва : Проспект, 2014. - 158 с.

15. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. — М.:, 2006. —320 с. 49-52 с.

Интернет- ресурсы:

 1. Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети". http://www.dar.aaanet.ru/ 

2. "Дар" - Центр по работе с одаренными детьми. г. Ростов-на-дону http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_det



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: Коллективные трудовые споры

Основные понятия: трудовой спор, коллективный трудовой спор, подведомственность трудового спора, примирительные процедуры, Примирительная комиссия, посредник, Трудовой арбитраж, забастовка.

Цель занятия: 

- закрепление   правовых норм, регулирующих правоотношения по разрешению коллективных трудовых споров, развитие умения анализировать и принимать юридически обоснованное решение по предложенным правовым ситуациям;

- активизация аналитической и рефлексивной деятельности;

- развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

В результате изучения данной темы студенты должны

  • знать - основные понятия темы, прежде всего понятия «конфликт» «коллективные трудовые споры» и «примирительные          процедуры»;

                   –особенности коллективных трудовых споров, их отличие от индивидуальных трудовых споров;

                   –стадии возникновения коллективных трудовых споров, их подведомственность, порядок формирования и функции органов по разрешению коллективных трудовых споров, порядок разрешения спора в этих органах;

  • уметь – сравнивать по различным основаниям (предмет, субъект, подведомственность и т.д.) индивидуальные и коллективные трудовые споры;

                   –применять теоретические знания в конкретной правовой ситуации, а именно, анализировать и принимать юридически обоснованное решение по предложенной в правовой задаче ситуации, обосновывать и доказывать свою точку зрения на ту или иную проблему.

Ход занятия

Деятельность преподавателя

         

                   Деятельность студентов

  1. Мотивационный этап

Добрый день, уважаемые студенты!

 Мы продолжаем с Вами наше сотрудничество, и я надеюсь, что Вы будете также как и прежде креативны и работосппособны и желаю Вам прославить себя на сегодняшнем занятии.  Итак, тема нашего занятия?

Давайте, определим актуальность темы для вашей профессиональной деятельности

Прежде чем перейти к нашим дальнейшим действиям обратимся к мнению Ч. Диксона по этой проблеме и попробуем    в конце занятия подтвердить или опровергнуть его высказывание.

Чтобы более четко представить остроту споров, предлагаю посмотреть Вам видео сюжет не совсем характерный для сегодняшнего дня, но он поможет нам определить цель занятия (просмотр сюжета)

Характерно ли такая ситуация для сегодняшнего времени? Нужно ли разрешать конфликт на предприятии?

Что нужно знать профессионалу для разрешения конфликтов на предприятии?

Хорошо. Как мы видим, изучение данной темы для нас важно как с точки зрения будущих юристов, которым предстоит принимать участие в разрешении тех или иных споров, выносить решение по спору, так и с точки зрения будущих работников, которым предстоит защищать свои интересы и права, участвовать в самих трудовых спорах.

«Коллективные трудовые споры»

Рассуждения студентов

На предприятиях возникает столкновение интересов работников и работодателей, возникают коллективные трудовые споры. На современном этапе развития российского общества коллективные трудовые споры становятся обычным явлением, иногда приводящим к забастовкам и т.д.

Слайд (эпиграф)

Данный сюжет содержит информацию о забастовках, которая является крайней мерой для разрешения коллективного трудового спора, на занятии мы должны:

( постановка целей)

7 минут

2. Целеполагание

 

Таким образом, в результате изучения данной темы мы должны … (см. цели).

  • выяснить понятие конфликта с точки зрения конфликтологии,

- научиться разрешать правовую ситуацию, связанную с трудовым спором.

2 минуты

  1. Планирование

А теперь давайте спланируем наши с Вами дальнейшие действия.

  1. Повторить теоретическую часть
  2. Разрешить правовую ситуацию с применением НПА

2 минуты

4. Теоретическая часть

 

Вам необходимо рассмотреть понятие конфликта., проиллюстрировать ситуации приводящие к конфликтам, указать положительные и отрицательные стороны данного явления.  По окончании работы мы проверим насколько Вы владеете теоретическим материалом. Время работы 10 минут. Во время этой работы я осуществляю, как всегда, включенный контроль.

10 минут

Включенный контроль (пройти, посмотреть, отмечать)

А теперь проверим правильность выполнения данного этапа.

У кого ребята допущены ошибки, кто испытывал трудности при заполнении, кто не справился?  Не забудьте оценить свою работу ( лист самооценки)

Самоконтроль

Заполнение рабочего листа

Рассуждения студентов.

Подведение итогов

15 минут

5. Практика

А теперь переходим к практической работе

Цель данного этапа:

  1. Организация вашего труда будет проходить в группах.

  1. В каждой группе руководит работой и консультирует менеджер, который должен проанализировать деятельность вашу деятельность

  1.  по завершении работы каждая группа должна представить стадии разрешения конфликта в организации и самостоятельно осуществить самооценку по данному этапу.

  1. давайте вспомним алгоритм решения правовой ситуации.

(метод снежного кома)

  1. В то время как Вы будете работать самостоятельно, не забывайте оценить себя, а я с отдельными студентами буду осуществлять индивидуальную работу

На выполнение данного задания Вам отводится 25 минут.  

Преподаватель по включенному контролю первой части проводит индивидуальную работу со студентами (проверка теоретического материала) 5-6 человек.

 Включенный контроль. (за 5 минут)

6 А теперь приступаем к обсуждению группы должны представить путь разрешения конфликта с применение норм права, а все остальные должны быть готовы к комментарию и исправлению ошибок.

(опрос по графику формирования компетенций)

Вернемся к эпиграфу, как складывается Ваше мнение по  данной проблеме, обсудим в конце занятия.

1. Разрешение правовой ситуации.

2. Составление правовых форм

Слайд

Алгоритм разрешения ситуации.

Ситуация на слайде.

При разрешении каждого этапа в конце выводятся процессуальные формы.

40 минут

6. Практика

А теперь, как специалисты мы должны видеть проявление данного явления в целом. Используя Интаранет- ресурс выявить динамику развития института трудовых споров на современном этапе.

Время работы 10 минут

Этот этап самостоятельной работы закончился, подводим итоги.

 

А теперь вернемся к эпиграфу, прав или не прав Ч. Диксон ?  Обоснуйте ответ.

Работа с Интернет - ресурсом

15 минут

7.Рефлексия

Итак, наше занятие подошло к концу.

Как вы думаете, сумели ли мы с вами достичь поставленных целей. Обоснуйте ответ.

Какие выводы по практическому занятию мы с вами можем сделать?  Что нам предстоит доработать?

Оценка студентов складывается из самооценки, и оценки преподавателя. Благодарю за работу.

Да, нет. Почему? Обосновать

Мы рассмотрели досудебное разрешение трудового спора и не доведение спора до забастовки.

На следующем занятии мы должны будем более подробно рассмотреть порядок проведение забастовки.

5 минут

Приложение

Правовая ситуация №1

На конференции трудового коллектива гидрографической базы, состоявшейся 15 апреля 2005г., были выдвинуты требования о десятикратном увеличении заработной платы, ее индексации и оплате отпускных по последнему заработку, если он больше среднегодового заработка. Эти требования   были отклонены администрацией, возник трудовой спор. Определите действия по разрешению конфликта.

Правовая ситуация №2

В ходе разрешения коллективного трудового спора в ОАО «Смолэнерго» в состав трудового арбитража были включены представитель службы  по урегулированию коллективных трудовых споров, адвокат городской коллегии адвокатов г. Смоленска и работник отраслевого профсоюза, в состав которого входит первичная профсоюзная организации ОАО « Смотэнерго»

Оцените законность такого состава трудового арбитража.

Правовая ситуация №3

На собрании трудового коллектива ОАО «Свет» были выдвинуты требования о выплате задолженности по заработной плате и ее индексации.  Эти требования рассматривались примирительной комиссией и с участием посредника, но данные примирительные процедуры не привели к разрешению конфликта. Определите дальнейшие действия по разрешению ситуации.

Рабочий лист по теме «Коллективные трудовые споры»

  1. Дать определение

Конфликт – это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Коллективный трудовой спор – это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примирительные процедуры – это______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу: Положительные и отрицательные стороны конфликта

Положительные стороны конфликта

Отрицательные стороны конфликта

3. Напишите структурные элементы конфликта

А)_________________________________________________________________________________

Б)________________________________________________________________________________

В)_______________________________________________________________________________

Листок взаимоконтроля по формированию профессиональных компетенций

Группа №3

Ф.И.О. студентов группы

5

4

3

2

Алексеев  Евгений

Соловьев Александр

Евсеенкова Светлана

Васильева Марина

Карасева Ольга

Листок взаимоконтроля по формированию профессиональных компетенций

Группа №2

Ф.И.О. студентов группы

5

4

3

2

Соколова Яна

Зуева Марина

Кажева Татьяна

Зименкова Елена

Артемова Наталья

Листок взаимоконтроля по формированию профессиональных компетенций

Группа №1

Ф.И.О. студентов группы

5

4

3

2

Кожемякова Елена

Журавлева Анастасия

Миронова Вероника

Гуцулюк Викториря

Максименкова Анна

Листок взаимоконтроля по формированию профессиональных компетенций

Группа №4

Ф.И.О. студентов группы

5

4

3

2

Смашнев Станислав

Сюлев Игорь

Шкуратова Екатерина

Пинигина Наталья



Предварительный просмотр:

Тема: Организационные основы нотариальной деятельности

Цель занятия: 

- закрепление   правовых норм, регулирующих деятельность нотариата, развитие  умения анализировать и принимать юридически обоснованное решение по предложенным правовым ситуациям;

- активизация аналитической и рефлексивной деятельности;

- развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

В результате изучения данной темы студенты должны

  • знать - основные понятия и нормативно-правовые акты, регулирующие основы нотариальной деятельности;

 -  порядок функционирования нотариальной палаты;

  • уметь –применять теоретические знания в конкретной правовой ситуации, а именно, анализировать и принимать юридически обоснованное решение по предложенной в правовой задаче ситуации, обосновывать и доказывать свою точку зрения на ту или иную проблему.

Организация работы

Ход занятия

Стадия вызова

(Выведена на доску тема  занятия, сделана заготовка таблицы)

  1. Организационная часть занятия.
  2. Введение в тему.
  3. Вопрос аудитории: Сравните деятельность юриста и нотариуса. Обсудите в парах и заполните таблицу: Сравнительная характеристика деятельности юриста и нотариуса

Деятельность юриста

Деятельность нотариуса

  1. Обобщение. Правильное совместное  с преподавателем заполнение таблицы

Стадия осмысление  содержания

Работа студентов под руководством преподавателя с ФЗ «Об основах нотариата в Российской Федерации». Первый вариант  составляет схему: Система государственных органов и должностных лиц, выполняющих нотариальные функции. Второй вариант заполняет таблицу: Деятельность нотариальной  палаты.

 

Стадия рефлексии

  1. Мозговая атака. В течение пяти минут просмотрите свои записи, обсудите и обменяйтесь информацией в парах.
  2. Давайте исправим информацию в  схеме и таблице на доске и допишем ее (фронтальный опрос)
  3. Обобщение.  Фронтальный опрос.

- Что Вы узнали нового в деятельности нотариуса?

- Какими качествами должен обладать нотариус?

- Хотели бы Вы в дальнейшем стать нотариусом и почему?



Предварительный просмотр:

Методологическая сторона форсайта при проектировании учебного занятия

План: Использование игрового имитационного моделирования как одного из методов форсайт - технологии.

Актуальность заключается в использовании имитационной игры, отражающей определенную ситуацию, позволяющей на основании поведения игроков и анализа итогов игры сделать вывод о возможных вариантах развития ситуации в будущем и действиях субъектов в ней.

Цель изменения: Совершенствование методов обучения через поиск и использование новых активных форм, а также повышение эффективности обучения и развитие мотивации.

Показатели эффективности изменения (совершенствования):

- количество принятых важных решений в проблемных и конфликтных ситуациях;

- уровень мотивированности на учебную деятельность,

- уровень познавательной активности;

- участие социальных партнеров;

- разработка долгосрочных стратегий в сфере правового регулирования

Проектирование учебного занятия с помощью форсайта предполагает определенную методологию, позволяющую реализовать его принципы и достигать искомых результатов, которая не является совершенно линейной, строго структурированной и формализованной.

Методология форсайта базируется на двух подходах: нормативном и эксплоративном (поисковом).

Нормативный подход в прогнозировании и решении проблем означает ориентацию на миссию субъекта (организации), на потребности и цели, к достижению которых стремится субъект. Нормативный подход начинается с определения вариантов желаемого будущего отвечает на вопрос: какие тенденции и события должны привести к этому будущему. Нормативному прогнозированию соответствует перемещение в пространстве решений от низкого уровня к более высоким., то есть от потребностей и целей к средствам их реализации. Примером нормативного прогнозирования может служить решение правовых проблем, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения от понимания проблемы, до конкретных средств её решения.  Для применения данного подхода обучающимся выдаются правовые ситуации, которые должны быть решены в соответствии с существующим законодательством, а также в решении должны быть даны рекомендации для совершенствования норм по данной проблеме (Приложение 1).

Эксплоративный подход (в российской литературе его также называют изыскательским, исследовательским или поисковым) начинает с настоящего и отвечает на вопрос: что будет в будущем, если будут продолжены существующие тренды. В основу поискового форсайта положена ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании при разработке прогноза информации. Примером поискового форсайта может служить прогнозирование в области правового законодательства.

Совокупность методов, применяемых для форсайта, довольно широка, их можно систематизировать по нескольким критериям: по типу форсайта: нормативный (построение желаемого будущего) или поисковый (формирование картины будущего исходя из выявленных тенденций); по цели (выработка идей или анализ), по инструментарию (количественные или качественные), по методам работы с экспертами (очные и заочные, опросы и непосредственное личное взаимодействие); по степени традиционности и новизны.

Методический инструментарий Форсайта включает в себя, как традиционные методы прогнозирования, анализа и выработки идей, так и разработанные в ходе проведения форсайтных работ новые креативные методы.

Основные методы, которые используются преподавателем на учебном занятии при проведении Форсайтов, отражают его разные функции – прогнозную (прогнозирование тенденций), аналитическую (анализ существующей ситуации), креативную (выработку новых идей относительно будущего).

Помимо решения проблемных ситуаций, форсайт применяется в ходе проектной деятельности. На своих занятия преподаватель руководствуется методологией британского форсайта, включающего  5 комплементарных фаз: подготовку к форсайту, рекрутинг, генерацию, действия, преобразование (табл. 1).

Таблица 1

Методология форсайта, разработанная Университетом Манчестера (Великобритания)

Подготовка к форсайту

Рекрутинг

Генерация

Действия

Преобразование

Актуальность

Команда по проекту (компетенции)

Укрупнение существующего знания, анализ и синтез

Выработка рекомендаций: - стратегии - альтернативные политики - рекомендации

Обучение: - процессам - продуктам

Цели

Партнеры

Неявное знание закодировано

Трансформирующие действия: - сетевое взаимодействие - принятие решений - процесс выработки политики

Оценка: - факторов - эффективности - целесообразности

Ресурсы (костяк команды, время, деньги, инфраструктура, культурные, политические ресурсы)

Эксперты (по секторам, по темам, региональные, национальные, международные)

Подходы

Лидеры (в тематике)

Временные горизонты

Панели

Масштаб (широта освещения)

Докладчики

Приложение 1.

Тема: Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде

/Деловая игра/

Формируемые умения:

-применять на практике нормы трудового законодательства;

-анализировать и решать юридические проблемы в сфере трудовых отношений;

-анализировать и готовить предложения по совершенствованию правовой деятельности организации;

- анализировать и готовить предложения по урегулированию трудовых споров

Методические рекомендации по выполнению заданий

Одним из органов, рассматривающим индивидуальные трудовые споры, является суд. Суды выполняют по сути право восстановительную функцию, направленную на признание и восстановление нарушенных прав.  В современных условиях, когда социально-трудовые права работников нарушаются сплошь и рядом, проблема судебной защиты нарушенных прав является актуальной. Студент должен знать подведомственность споров суду, иначе говоря, он должен выяснить, какие споры подлежат судебному рассмотрению.

 Рассмотрение трудовых споров в суде регламентируется Гражданско-процессуальным кодексом РФ, однако рассмотрение трудового спора в суде имеет свои особенности:

1. За разрешением трудового спора могут обратиться и лица, достигшие 14 лет.

2. Работники при обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты пошлины в доход государства

 3. Споры о восстановлении на работу могут слушаться судьей единолично, если лица, участвующие в деле, не возражают против этого, либо коллективно, если кто-то из лиц, участвующих в деле, заявил о своих возражениях

4. По делам об увольнении суд вправе привлечь к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика должностное лицо, виновное в незаконном увольнении

5. Установив в судебном заседании, что администрация дала в приказе неправильную формулировку увольнения, суд должен привести ее в соответствие с действующим законодательством

6. В случае увольнения работника без законного основания или с нарушением установленного порядка суд выносит решение о восстановлении на работе и взыскивает с работодателя оплату вынужденного прогула

7. В стадии подготовки к делу и судебному разбирательству суд должен выяснить вопрос о применении  нормы Трудового кодекса  и ст.39 ГПК РФ (привлечение виновного должностного лица  к материальной ответственности).

8.  Особую роль при разрешении трудового спора в суде играют профсоюзы.

Литература:

  1. Конституция РФ, М., 1993г.
  2. Трудовой кодекс РФ (в ред. от 30.06.2003г.) // Российская газета.2001г.

3. Харитонов С.В. Трудовое право/ С.В. Харитонов. – М.: «Академия».- 2014

  1. Российское трудовое право. Учебник. / Под ред. Зайкина А.Д.  М.: Норма 2019.
  2. Трудовое и социальное право России. Учебник. / Под ред. Анисимова Л.Н. М.: Юрист 2018.
  3. Трудовое право России. Учебник/ Под ред. Гусова К.Н. Толкуновой В.Н. М.:Юрист,  2019.
  4. Киселёв И.Л. Трудовое право России. Историко – правовое исследование. М., 2010.
  5. Трудовое право России. Учебник/ Под ред. Лившица Р.З. Орловского Ю.П. М.: Норма – Инфра М,2019.
  6. Трудовое право. Учебник/ Под ред. Смирнова О.В. М., 2017.
  7. Комментарий к Трудовому кодексу РФ под редакцией Орловского Ю.П. М., Инфра М. 2018.
  8. Пиляева В.В. Трудовой кодекс РФ в схемах и определениях М.: Кнорус, 2019.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: Коллективные трудовые споры

Основные понятия: трудовой спор, коллективный трудовой спор, подведомственность трудового спора, примирительные процедуры, Примирительная комиссия, посредник, Трудовой арбитраж, забастовка.

Цель занятия: 

- закрепление   правовых норм, регулирующих правоотношения по разрешению коллективных трудовых споров, развитие умения анализировать и принимать юридически обоснованное решение по предложенным правовым ситуациям;

- активизация аналитической и рефлексивной деятельности;

- развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

В результате изучения данной темы студенты должны

  • знать - основные понятия темы, прежде всего понятия «конфликт» «коллективные трудовые споры» и «примирительные          процедуры»;

                   –особенности коллективных трудовых споров, их отличие от индивидуальных трудовых споров;

                   –стадии возникновения коллективных трудовых споров, их подведомственность, порядок формирования и функции органов по разрешению коллективных трудовых споров, порядок разрешения спора в этих органах;

  • уметь – сравнивать по различным основаниям (предмет, субъект, подведомственность и т.д.) индивидуальные и коллективные трудовые споры;

                   –применять теоретические знания в конкретной правовой ситуации, а именно, анализировать и принимать юридически обоснованное решение по предложенной в правовой задаче ситуации, обосновывать и доказывать свою точку зрения на ту или иную проблему.

Ход занятия

Деятельность преподавателя

         

                   Деятельность студентов

  1. Мотивационный этап

Добрый день, уважаемые студенты!

 Мы продолжаем с Вами наше сотрудничество, и я надеюсь, что Вы будете также как и прежде креативны и работосппособны и желаю Вам прославить себя на сегодняшнем занятии.  Итак, тема нашего занятия?

Давайте, определим актуальность темы для вашей профессиональной деятельности

Прежде чем перейти к нашим дальнейшим действиям обратимся к мнению Ч. Диксона по этой проблеме и попробуем    в конце занятия подтвердить или опровергнуть его высказывание.

Чтобы более четко представить остроту споров, предлагаю посмотреть Вам видео сюжет не совсем характерный для сегодняшнего дня, но он поможет нам определить цель занятия (просмотр сюжета)

Характерно ли такая ситуация для сегодняшнего времени? Нужно ли разрешать конфликт на предприятии?

Что нужно знать профессионалу для разрешения конфликтов на предприятии?

Хорошо. Как мы видим, изучение данной темы для нас важно как с точки зрения будущих юристов, которым предстоит принимать участие в разрешении тех или иных споров, выносить решение по спору, так и с точки зрения будущих работников, которым предстоит защищать свои интересы и права, участвовать в самих трудовых спорах.

«Коллективные трудовые споры»

Рассуждения студентов

На предприятиях возникает столкновение интересов работников и работодателей, возникают коллективные трудовые споры. На современном этапе развития российского общества коллективные трудовые споры становятся обычным явлением, иногда приводящим к забастовкам и т.д.

Слайд (эпиграф)

Данный сюжет содержит информацию о забастовках, которая является крайней мерой для разрешения коллективного трудового спора, на занятии мы должны:

( постановка целей)

7 минут

2. Целеполагание

 

Таким образом, в результате изучения данной темы мы должны … (см. цели).

  • выяснить понятие конфликта с точки зрения конфликтологии,

- научиться разрешать правовую ситуацию, связанную с трудовым спором.

2 минуты

  1. Планирование

А теперь давайте спланируем наши с Вами дальнейшие действия.

  1. Повторить теоретическую часть
  2. Разрешить правовую ситуацию с применением НПА

2 минуты

4. Теоретическая часть

 

Вам необходимо рассмотреть понятие конфликта., проиллюстрировать ситуации приводящие к конфликтам, указать положительные и отрицательные стороны данного явления.  По окончании работы мы проверим насколько Вы владеете теоретическим материалом. Время работы 10 минут. Во время этой работы я осуществляю, как всегда, включенный контроль.

10 минут

Включенный контроль (пройти, посмотреть, отмечать)

А теперь проверим правильность выполнения данного этапа.

У кого ребята допущены ошибки, кто испытывал трудности при заполнении, кто не справился?  Не забудьте оценить свою работу ( лист самооценки)

Самоконтроль

Заполнение рабочего листа

Рассуждения студентов.

Подведение итогов

15 минут

5. Практика

А теперь переходим к практической работе

Цель данного этапа:

  1. Организация вашего труда будет проходить в группах.

  1. В каждой группе руководит работой и консультирует менеджер, который должен проанализировать деятельность вашу деятельность

  1.  по завершении работы каждая группа должна представить стадии разрешения конфликта в организации и самостоятельно осуществить самооценку по данному этапу.

  1. давайте вспомним алгоритм решения правовой ситуации.

(метод снежного кома)

  1. В то время как Вы будете работать самостоятельно, не забывайте оценить себя, а я с отдельными студентами буду осуществлять индивидуальную работу

На выполнение данного задания Вам отводится 25 минут.  

Преподаватель по включенному контролю первой части проводит индивидуальную работу со студентами (проверка теоретического материала) 5-6 человек.

 Включенный контроль. (за 5 минут)

6 А теперь приступаем к обсуждению группы должны представить путь разрешения конфликта с применение норм права, а все остальные должны быть готовы к комментарию и исправлению ошибок.

(опрос по графику формирования компетенций)

Вернемся к эпиграфу, как складывается Ваше мнение по  данной проблеме, обсудим в конце занятия.

1. Разрешение правовой ситуации.

2. Составление правовых форм

Слайд

Алгоритм разрешения ситуации.

Ситуация на слайде.

При разрешении каждого этапа в конце выводятся процессуальные формы.

40 минут

6. Практика

А теперь, как специалисты мы должны видеть проявление данного явления в целом. Используя Интаранет- ресурс выявить динамику развития института трудовых споров на современном этапе.

Время работы 10 минут

Этот этап самостоятельной работы закончился, подводим итоги.

 

А теперь вернемся к эпиграфу, прав или не прав Ч. Диксон ?  Обоснуйте ответ.

Работа с Интернет - ресурсом

15 минут

7.Рефлексия

Итак, наше занятие подошло к концу.

Как вы думаете, сумели ли мы с вами достичь поставленных целей. Обоснуйте ответ.

Какие выводы по практическому занятию мы с вами можем сделать?  Что нам предстоит доработать?

Оценка студентов складывается из самооценки, и оценки преподавателя. Благодарю за работу.

Да, нет. Почему? Обосновать

Мы рассмотрели досудебное разрешение трудового спора и не доведение спора до забастовки.

На следующем занятии мы должны будем более подробно рассмотреть порядок проведение забастовки.

5 минут

Приложение

Правовая ситуация №1

На конференции трудового коллектива гидрографической базы, состоявшейся 15 апреля 2005г., были выдвинуты требования о десятикратном увеличении заработной платы, ее индексации и оплате отпускных по последнему заработку, если он больше среднегодового заработка. Эти требования   были отклонены администрацией, возник трудовой спор. Определите действия по разрешению конфликта.

Правовая ситуация №2

В ходе разрешения коллективного трудового спора в ОАО «Смолэнерго» в состав трудового арбитража были включены представитель службы  по урегулированию коллективных трудовых споров, адвокат городской коллегии адвокатов г. Смоленска и работник отраслевого профсоюза, в состав которого входит первичная профсоюзная организации ОАО « Смотэнерго»

Оцените законность такого состава трудового арбитража.

Правовая ситуация №3

На собрании трудового коллектива ОАО «Свет» были выдвинуты требования о выплате задолженности по заработной плате и ее индексации.  Эти требования рассматривались примирительной комиссией и с участием посредника, но данные примирительные процедуры не привели к разрешению конфликта. Определите дальнейшие действия по разрешению ситуации.

Рабочий лист по теме «Коллективные трудовые споры»

  1. Дать определение

Конфликт – это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Коллективный трудовой спор – это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примирительные процедуры – это______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу: Положительные и отрицательные стороны конфликта

Положительные стороны конфликта

Отрицательные стороны конфликта

3. Напишите структурные элементы конфликта

А)_________________________________________________________________________________

Б)________________________________________________________________________________

В)_______________________________________________________________________________

Листок взаимоконтроля по формированию профессиональных компетенций

Группа №3

Ф.И.О. студентов группы

5

4

3

2

Алексеев  Евгений

Соловьев Александр

Евсеенкова Светлана

Васильева Марина

Карасева Ольга

Листок взаимоконтроля по формированию профессиональных компетенций

Группа №2

Ф.И.О. студентов группы

5

4

3

2

Соколова Яна

Зуева Марина

Кажева Татьяна

Зименкова Елена

Артемова Наталья

Листок взаимоконтроля по формированию профессиональных компетенций

Группа №1

Ф.И.О. студентов группы

5

4

3

2

Кожемякова Елена

Журавлева Анастасия

Миронова Вероника

Гуцулюк Викториря

Максименкова Анна

Листок взаимоконтроля по формированию профессиональных компетенций

Группа №4

Ф.И.О. студентов группы

5

4

3

2

Смашнев Станислав

Сюлев Игорь

Шкуратова Екатерина

Пинигина Наталья



Предварительный просмотр:

Тема: Организационные основы нотариальной деятельности

Цель занятия: 

- закрепление   правовых норм, регулирующих деятельность нотариата, развитие  умения анализировать и принимать юридически обоснованное решение по предложенным правовым ситуациям;

- активизация аналитической и рефлексивной деятельности;

- развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

В результате изучения данной темы студенты должны

  • знать - основные понятия и нормативно-правовые акты, регулирующие основы нотариальной деятельности;

 -  порядок функционирования нотариальной палаты;

  • уметь –применять теоретические знания в конкретной правовой ситуации, а именно, анализировать и принимать юридически обоснованное решение по предложенной в правовой задаче ситуации, обосновывать и доказывать свою точку зрения на ту или иную проблему.

Организация работы

Ход занятия

Стадия вызова

(Выведена на доску тема  занятия, сделана заготовка таблицы)

  1. Организационная часть занятия.
  2. Введение в тему.
  3. Вопрос аудитории: Сравните деятельность юриста и нотариуса. Обсудите в парах и заполните таблицу: Сравнительная характеристика деятельности юриста и нотариуса

Деятельность юриста

Деятельность нотариуса

  1. Обобщение. Правильное совместное  с преподавателем заполнение таблицы

Стадия осмысление  содержания

Работа студентов под руководством преподавателя с ФЗ «Об основах нотариата в Российской Федерации». Первый вариант  составляет схему: Система государственных органов и должностных лиц, выполняющих нотариальные функции. Второй вариант заполняет таблицу: Деятельность нотариальной  палаты.

 

Стадия рефлексии

  1. Мозговая атака. В течение пяти минут просмотрите свои записи, обсудите и обменяйтесь информацией в парах.
  2. Давайте исправим информацию в  схеме и таблице на доске и допишем ее (фронтальный опрос)
  3. Обобщение.  Фронтальный опрос.

- Что Вы узнали нового в деятельности нотариуса?

- Какими качествами должен обладать нотариус?

- Хотели бы Вы в дальнейшем стать нотариусом и почему?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                        «УТВЕРЖДЕНО»

Педагогический совет

ОГБПОУ  СОТА

Протокол №1 от 31.08.20

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

13


1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

          1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 11.02.01 «Радиоаппаратостроение» укрупненной группы направлений подготовки специальностей 11.00.00 «Электроника, радиотехника и системы связи».

 

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный учебный цикл

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
  • защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
  • использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • виды  административных  правонарушений  и  административной ответственности;
  • классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;
  • нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;
  • организационно-правовые формы юридических лиц;
  • основные положения Конституции РФ, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;
  • нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;
  • понятие  правового регулирования в  сфере профессиональной деятельности;
  • порядок  заключения трудового  договора         и основания его прекращения;
  • права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
  • права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
  • правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
  • роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения.

В соответствии с ФГОС по специальности, результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими компетенциями.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  51 часов;

самостоятельной работы обучающегося 25 часов.


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

76

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

     практические занятия

28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:

работа с нормативными документами

6

конспектирование

2

решение вариативных задач

4

составление плана текстов

2

составление таблиц

11

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

4

Введение

3

Содержание учебного материала

1

  1. Определение значения дисциплины для экономической деятельности специалиста.
  2. Правовое регулирование юридических и физических лиц.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с нормативными документами (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс).

2

Раздел 1

Право и экономика

22

Тема 1.1

Правовое регулирование экономических отношений

Содержание учебного материала

2

  1. Государственная регистрация предпринимательской деятельности.
  2. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности.
  3. Физические лица как субъекты предпринимательской деятельности.
  4. Правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.
  5. Отличия прав хозяйственного ведения от оперативного управления.
  6. Субъекты предпринимательской деятельности.
  7. Российское законодательство о формах собственности.
  8. Создание устава малого предприятия для предпринимательской деятельности.

2

2

2

2

2

2

2

2

Практические занятия

0

Лабораторные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся. Конспектирование документа « Гражданского кодекса» по основным формам собственности.

2

Тема 1.2

 Субъекты предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала

2

  1. Отличия прав хозяйственного ведения от оперативного управления.
  2. Субъекты предпринимательской деятельности.
  3. Российское законодательство о формах собственности.

2

2

3

Практические занятия

2

Практическое занятие №1 «Правовая защита субъектов предпринимательской деятельности»

Лабораторные работы

0

Тема 1.3

Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц

Содержание учебного материала

2

  1. Государственная регистрация юридических лиц.
  2. Учредительные документы.
  3. Реорганизация юридических лиц.
  4. Ликвидация юридических лиц.
  5. Официальная процедура банкротства.

2

2

2

2

3

Практические занятия

2

Практическое занятие №2  «Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц»

Лабораторные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся. Составление плана текстов учредительных документов юридических лиц.

2

Тема 1.4

Правовое регулирование договорных отношений. Гражданско – правовой договор

Содержание учебного материала

2

  1. Государственная регистрация гражданско – правового договора.
  2. Отдельные виды гражданско- правовых договоров.
  3. Исполнение договорных обязательств.
  4. Условия заключения договора, его формы.  

2

2

2

3

Практические занятия

2

Практическое занятие №3 «Гражданско – правовой договор: условия заключения, виды, его формы»

Лабораторные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся. Составление таблицы для систематизации учебного материала по теме «Гражданско-правовые договоры, разновидности  гражданско-правовых договоров».

4

Раздел 2

Труд и социальная защита

37

Тема 2.1

Порядок рассмотрения экономических споров в арбитражном суде

Содержание учебного материала

2

  1. Виды судебной системы в РФ.
  2. Классификация защиты прав граждан.
  3. Порядок судебных разбирательств.
  4. Нормы регулирования и осуществления правосудия.

2

2

2

3

Практические занятия

2

Практическое занятие №4 «Рассмотрение экономических споров в арбитражном суде»

Лабораторные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся. Решение вариативных задач по защите гражданских прав истца и ответчика при проведении судебных разбирательств.  

3

Тема 2.2

Правовое регулирование и организация занятости населения России

Содержание учебного материала

2

  1. Государственная политика по вопросу занятости населения.
  2. Права граждан в области занятости.
  3. Правовой статус безработного.
  4. Виды трудоустройства безработных.

2

2

2

3

Практические занятия

2

Практическое занятие №5  «Правовая защита безработных граждан»

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с нормативным документом «Гражданский кодекс»: основные права граждан в области занятости.

2

Тема 2.3

Трудовой договор, условия его заключения, изменения и прекращения

Содержание учебного материала

2

  1. Понятие и содержание трудового договора.
  2. Правовая процедура заключения трудового договора.
  3. Правовая процедура изменения трудового договора.
  4. Правовая процедура прекращения трудового договора.

2

2

2

3

Практические занятия

2

Практическое занятие №6  «Правовая защита при заключении трудовых договоров»

Лабораторные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся. Составление таблиц для систематизации учебного материала по трудовому договору.  

2

Тема 2.4

Виды рабочего времени и отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина

Содержание учебного материала

2

  1. Виды рабочего времени.
  2. Виды времени отдыха.
  3. Виды заработной платы.
  4. Трудовая дисциплина.

2

2

2

3

Практические занятия

4

Практическое занятие №7  «Правовая защита выплаты заработной платы.»

Практическое занятие №8 «Правовая защита трудовой дисциплины»

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с документом  «Трудовой кодекс»: виды рабочего времени и времени отдыха.

2

Тема2.5

Трудовая дисциплина. Материальная ответственность сторон. Трудовые споры

Содержание учебного материала

2

  1. Методы поощрения и наказания.
  2. Материальная ответственность сторон трудового договора.
  3. Индивидуальные трудовые споры.
  4. Коллективные трудовые споры.

2

2

2

2

Практические занятия

6

Практическое занятие №9 «Правовая защита рабочего времени»

Практическое занятие №10 «Правовая защита материальной ответственности сторон трудового договора»

Практическое занятие №11 «Правовая защита трудовых споров»

Самостоятельная работа обучающихся. Работа с  документом  «Трудовой  кодекс»: основные виды  материальной ответственности.

2

Раздел 3

Административное право

14

Тема 3.1

Социальное обеспечение граждан

Содержание учебного материала

2

  1. Социальная защита граждан.
  2. Трудовой стаж, его назначение.
  3. Виды пенсий
  4. Социальное пособие гражданам

2

2

2

3

Практические занятия

2

Практическое занятие №12 «Социальная защита граждан в современном обществе.»

Лабораторные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся. Составление таблиц для систематизации учебного материала по теме «Социальное обеспечение граждан».

4

Тема 3.2

Административные правонарушения и административная ответственность

Содержание учебного материала

2

  1. Виды административных правонарушений.
  2. Признаки административных правонарушений.
  3. Административная ответственность.
  4. Порядок обжалования дел.
  5. Виды административных правонарушений.
  6. Признаки административных правонарушений.
  7. Административные принуждения.

2

2

2

2

2

2

3

Практические занятия

4

Практическое занятие №13 «Административные правонарушения, определение их признаков »

Практическое занятие №14 «Административная ответственность»

Итого

76

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета социально-экономических дисциплин

Таблицы:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • административные правонарушения.

Плакаты:

  • виды заработной платы;
  • трудовое право, как отрасль права.

Портреты выдающихся предпринимателей России

Словари:

  • политический словарь.

Методические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Аракчеев Е.С., Тузов Д.О. Правовое обеспечение профессиональной деятельности - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2018. -  381с.
  2. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник - М.: ФОРУМ, 2018. – 280с.

Дополнительные источники:

  1. Конституция РФ.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Трудовой кодекс РФ.
  4. Административный кодекс РФ.
  5. Библиотека юриста  www.lawbook.by.ru  (дата обращения 14.08.2015).

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Анализируют и оценивают результаты и

последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения

Владеют защитой своих прав в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством

Используют нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность

Называют виды  административных  правонарушений  и  административной ответственности

Излагают классификацию, основные виды и правила

Излагают порядок составления нормативных документов

Формулируют нормы защиты нарушенных прав и описывают судебный порядок разрешения споров

Называют организационно-правовые формы юридических лиц

Излагают основные положения Конституции РФ, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности

Называют нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника

Трактуют понятие  правового регулирования в  сфере профессиональной деятельности

Излагают порядок  заключения трудового  договора         и основания его прекращения

Излагают права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности

Излагают права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации

Излагают правовое положение субъектов предпринимательской деятельности

Объясняют роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения значения

Дифференцированный зачёт.

Практическая проверка (практическое занятие)

Дифференцированный зачёт.

Практическая проверка (практическое занятие)

Дифференцированный зачёт.

Практическая проверка (практическое занятие)

Дифференцированный зачёт.

Практическая проверка (практическое занятие)

Дифференцированный зачёт.

Практическая проверка (практическое занятие)

Практическая проверка (практическое занятие)

Практическая проверка (практическое занятие)

Практическая проверка (практическое занятие)

Дифференцированный зачёт.

Практическая проверка (практическое занятие)

Дифференцированный зачёт.

Практическая проверка (практическое занятие)

Практическая проверка (практическое занятие)

Дифференцированный зачёт.

Практическая проверка (практическое занятие)

Дифференцированный зачёт.

Практическая проверка (практическое занятие)

Дифференцированный зачёт.

Практическая проверка (практическое занятие)

Практическая проверка (практическое занятие)

Практическая проверка (практическое занятие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике методических материалов "Лучшие материалы "Инфоурок" - 2018 (VI Часть) (стр 238)

Тема учебного занятия “ Расчет реакций опор нагруженных балок ” входит в тему “Статика” общепрофессиональной дисциплины «Техническая механика»  профессионально...

Методическая разработка на смотр-конкурс методических материалов ГБПОУ МО "Чеховский техникум"

Урок проводился на 2 курсе в группе П-14, в форме литературной гостиной. На уроке применялись информационно-коммуникативные технологии: урок сопровождался презентацией. Использовались элементы техноло...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Искусство, рожденное войной»

Урок с элементами педагогической мастерской по теме: "Советское искусство периода Великой Отечественной войны"...

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особе...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...