Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивационный этап
|
Актуализация |
– Внимание на экран (слайд-фильм «Начало войны»).
– О каком историческом периоде мы будем говорить? – Существует ли взаимосвязь между искусством и его историческим периодом? – А как можно назвать искусство, которое родилось под влиянием военных событий?
– |
Просмотр слайд-фильма
– Великая Отечественная война 1941-1945 годов. - Да. Художники, писатели, поэты, композиторы часто отражают в своих произведениях исторические события, дают им свою оценку.
– Искусство, рожденное войной. |
|
Проблематизация |
– Великая Отечественная война закончилась полным разгромом фашисткой Германии. Как вы думаете, какие человеческие качества помогли нашей стране победить в этой страшной войне? – Как вы думаете, можно ли с помощью искусства рассказать об этих качествах? – Как вы думаете, каким должно быть искусство в период борьбы с врагом? - Как вы думаете, поможет ли искусство в современном мире, например в борьбе с терроризмом? – Какая возникает проблема?
| – Героизм, мужество, любовь к Родине, самопожертвование, упорство при достижении цели, патриотизм. - Да. - Идейным, агитационным, оно должно поддерживать и вдохновлять, рассказывать о победах - Да - Как искусство сделать идейным и духовным оружием в борьбе с врагом?
|
|
Целеполагание и планирование |
– Можно сказать, как именно искусство периода ВОВ стало идейным и духовным оружием против фашизма, не зная произведений искусства? – Следовательно, какая будет 1 цель в решении этой проблемы?
– Всегда ли мы можем понять, глядя на картину или фотографию какова идея их создания? - Формулируем вторую цель…
– Художник пишет картину достаточно долго и продемонстрировать её можно ограниченному количеству людей, поскольку она, как правило одна, как же сделать изобразительное искусство массовым и быстро отразить событие, которое произошло накануне?
– Сформулируйте 3 цель в решении нашей проблемы.
- Многие произведения говорят о подвигах советского народа, но относятся к прошлому веку, о чем расскажут эти произведения современному человеку? - Стоит ли сохранять историю, которая была так давно? - Сформулируйте 4 цель в решении нашей проблемы?
– Какая из целей лично вас больше всего интересует? – Какая из целей, на ваш взгляд, самая сложная? |
| – Нет.
1. Знание произведений искусства периода ВОВ – Нет.
2. Понимание идеи в произведениях искусства
- Упростить способ изображения
3. Изучить особенности плакатного искусства в годы ВОВ.
– Сопереживания, боли, гордости и т.д. - о патриотизме, о подвигах народа
- Да, потому что это рассказ о прошлом, о героях прошлых лет, ведь в каждой российской семье осталась память о той страшной войне. 4. Прошлое нельзя забывать
–……. – ……. |
|
ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ОНЗ) |
Освоение нового понятия – «духовное оружие человека» Освоение метапредметного способа – работа в группах, умение подобрать по содержанию различные виды виды искусства (стихи и картины) Освоение предметного способа – восприятие и осмысление произведений искусства |
Работа по плану: 1 цель
Знание произведений искусства периода ВОВ
- Произведения искусства подобраны для 4 групп, в каждой группе по 5 человек. 5 человек-это пять лучиков звезды, а Красная звезда была символом Красной Армии. На партах у вас есть произведения искусства и стихи, посвященные темам картин. Рассмотрите картины и подберите к ним соответствующие строки.
| Работа в группах Задание: «Подберите стихотворение, дополняющее картину» 1 группа: - «После изгнания фашистов» Т.Г. Гапоненко 1943-1946
- «Фашист пролетел» А.А. Пластова 1942
- «Ленинградка» (в сорок первом) Б.С. Угаров 1961
- «За что?» Раненный ребенок. А.И. Харшак 1942
2 группа - «Победа» Моисеенко Е.Е. 1970-1972
- «Победа» (Рейхстаг взят) Кривоногов П.А.1948
- «Возвращение» В.Н. Костецкий 1945-1947
- Воин-освободитель Е.В. Вучетич 1946-1949-скульптура
3 группа - «Защитники Брестской крепости» П.А. Кривоногов 1951
- «Оборона Севастополя» А.А. Дейнека 1942
- «Поединок. На Курской дуге» 1964 П.А. Кривоногов
- Обвинение… 1967. Нюрнбергский процесс. Кукрыниксы.
4 группа - «Мать партизана» С.В. Герасимов 1943
- Кукрыниксы. «Таня». 1942-1947 годы.
- М. В. Альперт (1899-1980) Комбат. 1942-фото
- Г. М. Шегаль. Медсестра (В свободную минуту) 1945 г.
|
|
|
Работа по плану: 2 цель
Проверка понимания шедевров
– У каждой группы представлено 4 произведения искусства, рассмотрите их и попробуйте объединить все 4 изображения под единым понятием.
- Расскажите об основной идее каждого произведения | Задание: «Найдите идейную составляющую в произведениях, объедините их единым понятием»
|
|
|
|
Работа по плану: 3 цель
Изучить особенности плакатного искусства в годы ВОВ.
| Работа в группах Задание: «Дать характеристику примерам массового искусства в период ВОВ 1941-1945 г.г.» По критериям: - Что изменилось в сравнении с живописью? - Какова основная идея? - Какими способами художники выразили эту идею? - Можно ли с помощью трафарета воспроизвести этот плакат? Для 4 групп плакаты: - «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941 - И.М. Тоидзе «Родина- мать зовет!» 1941(литография) - Окно ТАСС М. Черемных №14 сентябрь 1943 - Окно ТАСС № 1248 П. Шухмин, Д. Бедный 1945 |
|
– Каждая группа получает 1 слово из вариантов «мужество, героизм, отвага, патриотизм» (таблички со словами раздать).
| Задание: Дать толкование слову (обсудить и записать) Найти примеры в произведениях искусства
| |
Мужество |
– Что такое «мужество»?
– МУЖЕСТВО-это душевная стойкость и смелость. - Посмотрите на произведения искусства у вас на столах, найдите пример мужества в этих произведениях. – Почему представление о духовном оружии связано со словом «мужество»?
– Это будет наш 1 (запись в тетради)
|
Зачитывают свои определения:…………. Диалог – Приводят примеры, объясняя в чем проявлена героем/героями стойкость духа. – Потому что это храбрость, присутствие духа в опасности.
«Духовное оружие человека – это мужество и храбрость и присутствие духа в опасности» |
|
Героизм |
– Что такое «героизм»?
– ГЕРОИЗМ-Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Г. защитников Родины. (словарь Ожегова) - Посмотрите на произведения искусства у вас на столах, найдите пример героизма в этих произведениях. – Почему представление о духовном оружии связано со словом «героизм»?
– Это будет наш 2 (запись в тетради)
|
Зачитывают свои определения:…………. Диалог – Приводят примеры, объясняя в чем проявляется героизм героя/героев.
– Потому что это проявление решительности, стойкость духа и готовность пожертвовать собой ради других.
«Духовное оружие человека состоит из… героизма, а героизм-это способность к совершению подвига»
|
|
ОТВАГА |
– Что такое «отвага»?
– ОТВАГА-Смелость, бесстрашие, храбрость. Проявить отвагу. Медаль ""3а отвагу"". (словарь Ожегова) - Посмотрите на произведения искусства у вас на столах, найдите пример отваги в этих произведениях.
– Почему представление о духовном оружии связано со словом «отвага»?
– Это будет наш 3 (запись в тетради)
|
Зачитывают свои определения:…………. Диалог
– Приводят примеры, объясняя в чем проявляется отвага героя/героев.
– Потому что это проявление храбрости и бесстрашия, а это говорит о стойкости духа.
«Духовное оружие человека состоит из… отваги, а отвага-это способность идти на риск преодолевая страх»
|
|
Патриотизм |
– Что такое «патриотизм»?
– ПАТРИОТИЗМ - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. П. русских воинов. (словарь Ожегова) - Посмотрите на произведения искусства у вас на столах, найдите пример патриотизма в этих произведениях.
– Как идейное и духовное оружие связано со словом «патриотизм»?
– Это будет наш 4 (запись в тетради)
|
Зачитывают свои определения:…………. (Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. ) Диалог
– Приводят примеры, объясняя в чем проявляется патриотизм героя/героев.
– Патриотизм-это одна из составляющих духовного оружия. Любовь к Родине, ответственность перед народом укрепляет боевой дух. (За мной моя страна, мой город, моя семья)
«Духовное оружие человека состоит из… патриотизма – духовного источника сил воина»
|
|
Работа по плану: 3 цель Прошлое нельзя забывать По официальным данным в Великой Отечественной войне погибло 26,6 человек. Это была самая страшная война XX века. Сегодня не смотря на мирное время в нашей стране продолжают гибнуть люди.
- Каждой группе нужно придумать и рассказать/представить живописную картину, агитационный плакат или фотографию которая была бы посвящена событиям Великой Отечественной войны или современным трагическим событиям по критериям: - в ней заложена идея борьбы или отношения к событиям - она могла бы служить идейным и духовным оружием в борьбе с терроризмом - не содержала бы сцен насилия, излишней правдивости в изображении человеческих жертв | На экране: Слайды о трагедии в Беслане, взрывы в московском и петербургском метро, захват заложников на Дубровке.
Работа в группах Задание «Послание моему поколению» |
|
|
– Прочитайте 4 составляющих духовного оружия человека? - Как выдумаете, что еще можно добавить к этим ключевым словам? | 5 определение: Духовное оружие человека – это способность противостоять врагам с помощью мужества, героизма, отваги и патриотизма. |
|
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ |
Взаимоконтроль и взаимооценка по работе групп: Мы с вами сегодня выполнили ряд заданий и для оценки нашей работы, я прошу каждую группу оценить работу других групп по пятибалльной шкале: За каждое задание - «Подберите стихотворение, дополняющее картину»
- «Дать характеристику примерам массового искусства в период ВОВ 1941-1945 г.г.»
- Задание «Послание для моего поколения»
| Обучающиеся выставляют оценки в бланке, комментируют кратко свой ответ |
|
ЦЕННОСТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ |
Советские художники и скульпторы были активно привлечены к делу защиты страны, и оказались привлеченными к агитационным задачам. С первых дней войны литература стала идейным оружием в борьбе с врагом. К.М. Симонов, А.А. Фадеев в качестве военных корреспондентов отправились на фронт. А.Твардовский пишет поэму «Василий Тёркин», На передовую выезжают театрально-концертные бригады. Снимаются военно-патриотические фильмы (например «Два бойца» Л.Д. Лукова), Д.Д. Шостакович пишет знаменитую Седьмую симфонию, премьера которой состоялась в блокадном Ленинграде. В этот период было проведено две большие всесоюзные выставки — «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл», а в 1943 году была устроена выставка к 25-летию Советской Армии, где были представлены лучшие произведения о военных событиях. В союзных республиках прошло 12 республиканских выставок. Художники-блокадники Ленинграда также выполняли свою миссию: созданный ими и регулярно выпускавшийся журнал «Блокадный карандаш». В чем же заключалась миссия деятелей культуры и искусств в тот период?
|
На мой взгляд, миссия художников и скульпторов военного периода заключалась в том, чтобы…………………… |
|
РЕФЛЕКСИЯ |
– Заполнение небольшой анкеты: Урок | Я на уроке | Итог | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал | 3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
|
|
|
|
Заполнение анкеты |
|