Методическая разработка на смотр-конкурс методических материалов ГБПОУ МО "Чеховский техникум"
методическая разработка
Урок проводился на 2 курсе в группе П-14, в форме литературной гостиной. На уроке применялись информационно-коммуникативные технологии: урок сопровождался презентацией. Использовались элементы технологии формирования критического мышления: итогом урока стало составление синквейна, который помогает обучающимся самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_na_konkurs.docx | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Карточка преподавателя,
принимающего участие в смотре-конкурсе методических материалов
- ФИО преподавателя Литягина Ирина Викторовна
- Количество работ, представленных на смотр-конкурс 1
- Название работ урок литературы «Литературная гостиная. Король поэтов Игорь Северянин».
Урок проводился на 2 курсе в группе П-14, в форме литературной гостиной. На уроке применялись информационно-коммуникативные технологии: урок сопровождался презентацией. Использовались элементы технологии формирования критического мышления: итогом урока стало составление синквейна, который помогает обучающимся самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Король поэтов Игорь Северянин.
Цель: 1) знакомство обучающихся с жизнью и поэзией И.Северянина;
2) привитие навыков выразительного чтения стихотворений, умения
анализировать их;
3) стимулирование интереса к творческому наследию И. Северянина, а также
к поэзии Серебряного века; содействие развитию художественного вкуса.
Оборудование урока: портрет поэта, ваза с цветами; презентация; видеоклипы романсов на стихи Северянина.
Методические приёмы: инсценировка стихотворения; выразительное чтение стихов и их анализ; просмотр презентации; творческая групповая работа – составление синквейна.
Ход урока.
(На экране эпиграф)
Поэзия есть лучшие слова
в лучшем порядке.
- Литературная гостиная.
Учитель. Мир образов находится в тесной связи с миром людей: и прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни; они то учат, то зовут, то благословляют; среди них есть ангелы-хранители, мудрые вожди, искусители-демоны или милые друзья. Под их влиянием люди любят, враждуют, умирают.
Видеоклип романса на стихи И.Северянина «В шумном платье муаровом». Под звуки романса входят участники (дамы и господа), рассаживаются вокруг столика, одна пара делает несколько танцевальных движений и присоединяется к остальным. Инсценировка стихотворения И. Северянина «Она критикует».
1-я дама.
Нет, положительно, искусство измельчало,
Не смейте спорить, граф, упрямый человек!
По пунктам разберем и с самого начала,
Начнем с поэзии: она полна калек.
2-я дама.
Хотя бы Фофанов: пропойца и бродяга,
А критика дала ему поэта роль...
3-я дама.
Поэт! Хорош поэт... ходячая малага!
И в жилах у него не кровь, а алкоголь.
1-я дама.
Как вы сказали, граф? До пьянства нет нам дела?
И что критиковать мы можем только труд?
Так знайте ж, книг его я даже не смотрела,
Неинтересно мне!..
2-я дама.
Тем более, что тут
Навряд ли вы нашли занятные сюжеты,
Изысканных людей привычки, нравы, вкус,
Блестящие балы, алмазы, эполеты,
О, я убеждена, что пишет он «en uisse».
1-й господин.
Естественно, что нам, взращенным на Шекспире,
Аристократам мысли, чувства и идей,
Неинтересен он, бряцающий на лире
Руками пьяными, безвольный раб страстей.
3-я дама.
Ах, да не спорьте вы! Поэзией кабацкой
Не увлекусь я, граф, тысячу раз нет!
Талантливым не может быть поэт
С фамилией - pardon! -такой... дурацкой...
1-й господин.
И как одет! Mon diue! Он прямо хулиган!..
Вчера мы с Полем ехали по парку,
Плетется он навстречу - грязен, пьян;
2-й господин.
Кого же воспоет такой мужлан?., кухарку?!
Смазные сапоги, оборванный тулуп,
Какая-то ужасная папаха...
2-я дама.
Сам говорит с собой... Взгляд страшен, нагл и туп.
Поверите? Я чуть не умерла со страха.
Не говорите мне: «Он пьет от неудач!»
Мне, право, дела нет до истинной причины.
1-я дама.
И если плачет он, смешон мне этот плач:
Сентиментальничать ли создан мужичина
Без положенья в обществе, без чина?!
3-я дама. Ах,.господа, как хочется изысканного, возвышенного! утонченного. Я хотела бы упиваться музыкой поэтических строк. |
1-й господин. Извольте, сударыни, - «Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!»
2-й господин. «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!»
1-й господин. «Шампанское в лилию! Шампанское в лилию!»
2-й господин. «Я выпил грез фиалок фиалковый фиал...»
1-я дама. О, Боже! Чьи это строки? Кто автор?
1-й господин. Как, Вы не знаете? Это же Король поэтов, Игорь
Северянин!
2-я дама. Северянин? .,
3-я дама. Северянин?!
1-я дама (мечтательно). Се-ве-ря-нин...
Дамы и господа уходят и занимают свои места за рабочими столами.
Ведущие ставят на стол портрет поэта и вазу с букетом сирени.
(Фиалки и сирень - любимые цветы поэта),
1 ведущий. Его настоящее имя - Игорь Васильевич Лотарев. Родился он в Петербурге 16 мая 1887 года.
2 ведущий. Образование получил в Реальном училище в Череповце. Сочинять стихи принялся с восьми лет. Дебютировал в 1905 году стихотворением «Гибель Рюрика»... И... четыре года признавал его поэтом только Константин Фофанов. А потом...
1 ведущий
Шампанская сила в поэте бурлила,
На встречи с ним публика валом валила,
И взорами девы поэта ласкали,
И лопались лампы от рукоплесканий.
1 вед. Успех у него был ошеломительный, сборники его стихов издавались огромными тиражами. За 5 лет, с 1913 по 1918 годы, вышли в свет 10 сборников стихотворений. Среди них «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт», «Victoria Regia».
1 чтец
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
До долгой встречи! В беззаконце
Веротерпимость хороша.
В ненастный день взойдет, как солнце,
Моя вселенская душа.
2 вед. В 1911 г. Северянин объявляет о создании эго-футуризма. В его манифесте были следующие пункты:
1. Душа - единственная истина.
2. Самоутверждение личности.
3. Происки нового без отверганья старого.
4. Осмысленные неологизмы.
5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
6. Борьба со «стереотипами» и «заставками».
7. Разнообразие метров.
1 вед. Так что же все-таки такое эгофутуризм?
Преподаватель Да хотя бы вот это…
ФИАЛКА
Снежеет дружно, снежеет нежно,
Над ручейками хрусталит хрупь.
Куда ни взглянешь — повсюду снежно,
И сердце хочет в лесную глубь.
Мне больно-больно... Мне жалко-жалко...
Зачем мне больно? Чего мне жаль?
Ах, я не знаю, ах, я — фиалка,
Так тихо-тихо ушла я в шаль.
О ты, чье сердце крылит к раздолью,
Ты, триумфатор, ты, властелин!
Приди, любуйся моей фиолью —
Моей печалью в снегах долин.
О ты, чьи мысли всегда крылаты,
Всегда победны, внемли, о ты:
Возьми в ладони меня, как в латы,
Моей фиолью святя мечты!..
2 вед. 27 февраля 1918 г. зал Политехнического музея переполнила публика. Происходило избрание «короля поэтов». Игорь Северянин вырос на эстраде в черном длиннополом сюртуке и исполнил стихи из «Громокипящего кубка». Слушали его баритональный голос в полном молчании, покоренные энергией ритмов и мелодикой строф.
1 вед. Когда поэт закончил чтение, зал разразился аплодисментами и криками восторга. После подсчета голосов было объявлено: королем поэтов избран Игорь Северянин. Второе место занял В. Маяковский, третье - К. Бальмонт.
2 вед. К своему избранию Северянин отнесся серьезно. Это был пик его всероссийской славы.
2 чтец
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.
В душе - порывистых приветов
Неисчислимое число,
Я избран королем поэтов –
Да будет подданным светло!
1 вед. Как-то Николай Гумилев сказал: «Затуманенные
взоры девушек увеличивают красоту мира». О, да! Если читающий
или слушающий стихотворение испытывает то же, что и сам поэт,
то мысль изреченная становится уже не ложью, а правдой.
3 чтец
Весенний день горяч и золот, -
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова – я: я снова молод!
Я снова весел и влюблен!
Душа поет и рвется в поле,
Я всех чужих зову на ты…
Какой простор! Какая воля1
Какие песни и цветы!
Скорей бы – в бричке по ухабам!
Скорей бы – в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам!
Как друга, целовать врага!
Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! Цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!
2 вед. Ну как после этого не согласиться с тем, что «поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке». Такие стихотворения могут жить века, переходя от временного забвения к новой славе и внушая священный трепет людям.
1 вед. Господа, меня, все время мучает вопрос: почему Игорь Лотарев стал Игорем Северяниным?
2 вед. Ответ прост и безыскусен. Еще в 1905 г. был написан очерк в стихах «В северном лесу». Там с сыновней любовью воспеты с детства милые поэту лесные края вокруг Череповца. В величавом образе сурового края юный Игорь Лотарев (еще не Северянин) воспел, обобщил, символизировал неуловимые понятия русского духа, славянской души.
1 вед. Мне нравится унылая природа
Мне дорогого Севера с красой
Свободного славянского народа
С великою и гордою душой...
4 чтец
Кружевеет, розовеет утром лес,
Паучок на паутине вверх полез.
Бриллиантится веселая роса;
Что за воздух! Что за свет! Что за краса!
Хорошо гулять утрами по овсу,
Видеть птичку, лягушонка и осу,
Слушать сонного горлана-путуха,
Обменяться с дальним эхо: «ха-ха-ха!»
Ах, люблю бесцельно утром покричать,
Ах, люблю в березах девку повстречать,
Повстречать и, опираясь на плетень,
Гнать с лица ее предутреннюю тень.
1 вед. В начале 1918 г. вместе с больной матерью Игорь Северянин выехал из голодного Петрограда в эстонский поселок Тойла, а в феврале 1920 г. Эстония объявила себя самостоятельным государством, и поэт оказался по ту сторону российской границы. Он не считал себя беженцем и эмигрантом: «Я просто дачник. С 1918 года».
2 вед. Однако этот «грезофарс» обернулся для поэта трагедией. «Вне политики» и «без родины» Игорь Северянин оказался ненужным ни одной из противодействующих сил: ни «белым», «ни красным».
1 вед. В этот трагический год судьба подарила ему встречу с возлюбленной, Фелиссой Михайловной Круут. Они обвенчались 21 декабря 1921 года. Они прожили вместе в Тойла 15 лет. Фелиссе Круут посвятил поэт свои лучшие любовные стихи.
2 вед. Любовь к женщине не спасла от одиночества. Он до дна испил настоящую беду утраты Родины. Неизлечимая ностальгия разрывала сердце поэта, и он напомнил людям о дорогом чуде - о чувстве родины, разрыв с которой всегда мучителен.
5 чтец
Ты потерял свою Россию,
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку ехать и тужить –
Россию нужно заслужить!
Демонстрируется видеоклип романса «Как хороши, как свежи были розы»
Романс
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Но дни идут - уже стихают грозы,
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
1 вед. Он пел о России. И этим заслужил бессмертие.
Учитель.
Когда идет поэтов собиранье,
Тех, кто забыт и кто полузабыт,
То забывать нельзя про Северянина-
Про грустного Пьеро на поле битв
- Беседа по творчеству поэта.
- Откуда взялся псевдоним поэта?
- Где прошли последние годы жизни Северянина?
- Какие чувства испытывал поэт в разлуке с Родиной?
- Назовите темы стихотворений Северянина?
- Что же объединяло Игоря Северянина с футуристами? ( Главное, что объединяло Северянина с футуристами, это утверждение права на свободное словотворчество, требование обновления слова, рифмы, ритма. Вообще говоря, эго – футуристические декларации Игоря Северянина очень условны. Его творчество не вписывается ни в одно из направлений времени. Да так ли это важно? Ведь главное в искусстве во все времена – выдающиеся произведения и яркие личности).
- Чем нравились современникам стихи Северянина? Конец XIX – начало XX века – время рождения нового мироощущения. Искусство перестраивает свой взгляд на то, как мы видим мир и как надо его изображать. Это – время бунта в искусстве, время Авангарда, это время стиля “Модерн” с его изысканно-чувственной эклектичностью, соединяющей фантазию и реальность, Восток и Запад, архаику и современность. В начале XX века неудовлетворённость жизнью, предчувствие грядущих катастроф: войны и революции рождали у многих стремление уйти от реальности. Воображение поэта создаёт грёзовую страну Миррелию (по имени любимой поэтессы Мирры Лохвицкой). Миррелия была наполнена ветром времени, как и “Алые паруса” Александра Грина.
Обратимся к словам Н.Гумилёва: “Талант его (Северянина) как художника значителен и бесспорен. Если порой изменяет ему чувство меры, если в стихах его встречаются безвкусицы, то всё это искупается неизменностью музыкального напева, образностью речи и всем тем, что делает его не похожим ни на кого из других поэтов…Игорь Северянин – поэт Божией милостью”.
Ф.Сологуб: “Люблю стихи Игоря Северянина… Я люблю их за их лёгкое, улыбчивое, вдохновенное происхождение”.
К.Чуковский: “Это неотразимо лирическая песенность, я восхищаюсь звуковой выразительностью многих его “поэз”.
III. Создание синквейна.
На доске определение синквейна и правила его создания.
- Вспоминаем правила создания синквейна.
- Обучающиеся по парам создают синквейн на тему Игорь Северянин.
- Чтение и обсуждение синквейнов.
IV. Домашнее задание.
Письменно проанализировать одно из стихотворений И.Северянина.
V. Оценивание работы обучающихся. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка смотра-конкурса презентаций
Рассмотрены порядок выполнения работ обучающимися, требования к работам различного типа и приведены методические рекомендации по выполнению работы....
Методическая разработка Смотра конкурса социальной рекламы
Конкурс проводится в целях профилактики асоциальных явлений в молодежной среде, формирования ЗОЖ, поддержки и привлечения талантливой молодежи к реализации замыслов в области социальной рекламы...
Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».
Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...
Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»
В условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...
Методическая разработка на тему: «Научно-методические подходы к профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально экономического техникума»
Данная методическая разработка рассматривает основные подходы к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках профессиональной подготовки по специальности "Специалист по социальной работе"...
Методическая разработка "Создание диаграмм" Василенко Ю.А. ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж"
Методическое пояснениеИзучение данной темы в курсе Информатика связано с внедрением информационных технологий в повседневную практику здравоохранения повлекло за собой коренные перемены в организации ...
Методическая разработка урока по ОП.04 Материалы и изделия
Методическая разработка урока по ОП.04 Материалы и изделия....