Разработка учебного занятия "Особенности средневековой философии"
план-конспект занятия
Разработка учебного занятия "Особенности средневековой философии" может быть использована на занятиях "Основы философии" в учреждениях СПО. В разоработкке раскрывается механизм реализации ккомпетентностного подхода на основе технологии проблемно- диалогического обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levaginal.m._razrabotka_uchebnogo_zanyatiya.docx | 57.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Левагина Любовь Михайловна,
преподаватель общественных дисциплин
ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж»,
Самарская область
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине
«Основы философии»
Тема занятия: Особенности средневековой философии
Предмет: Основы философии
Участники: студенты третьего курса
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Время: 90 минут
Цель занятия: сформировать у обучающихся представление об особенностях средневековой философии.
Задачи:
Обучающие:
1. Охарактеризовать особенности средневековой философии
2. Рассмотреть основные направления средневековой философии: патристику и схоластику
3. Проанализировать учения Августина Аврелия (Блаженного) и Фомы Аквинского
4. Раскрыть содержание основных понятий дисциплины.
Воспитательные:
1 Воспитание мировоззренческой и социальной культуры обучающихся.
2.Воспитание культуры исследовательского труда.
Развивающие:
1.Развитие умения самостоятельного построения логических схем мышления.
2.Развивать умения выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на занятии.
3.Развивать следующие общие компетенции:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
По окончании занятия студент должен:
Уметь:
- давать общую характеристику средневековой философии;
- характеризовать основные направления средневековой философии: патристику и схоластку;
- делать выводы;
- работать с информацией (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи; использовать факты, содержащиеся в источниках, сравнивать их со свидетельствами других источников);
- представлять результаты изучения материала в продукте письменной коммуникации (таблицы и т.д.).
Знать:
- значение и особенности средневековой философии;
- основные положения учений Августина Блаженного и Фомы Аквинского
Методы и приемы:
- методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа, дискуссия);
- методы наглядной передачи информации и зрительского восприятия информации (прием: показ слайдовой презентации);
- метод передачи информации с помощью практической деятельности студентов (практическая работа в группах, составление таблицы);
- метод учебного исследования (аналитическая работа с источниками, проблемные задания);
- методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: проблемное изложение, создание «ситуации успеха»);
- методы контроля (приемы: самооценка).
Форма организации учебной деятельности — сочетание групповой работы с индивидуальной.
Оборудование занятия : компьютер, проектор, экран
Междисциплинарные связи: учебные дисциплины «История», «Литература»
Учебно-наглядный материал:
- презентация «Средневековая философия», выполненная в программе Microsoft Power Point.
Информационное обеспечение занятия:
1.Волкогонова О. Д.Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2016. - 480 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0258-5
2.Горелов A. A. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / — 15-е изд., стер. — М: Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.
3. Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие / В.Д. Губин.- 4-е изд.- М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015
4.Матяш Т.П. Основы философии: учебник/Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмеянов; под. ред. Т.П. Матяш.-Изд. 2-е.-Ростов н/Дону: Феникс, 2017. – 314( среднее профессиональное образование)
5. Сычев А.А. Основы философии: Учебное пособие / А.А. Сычев. — Изд. 2-е, испр. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2016. - 368 с.
Аннотация.
Согласно ФГОС нового поколения одной из главных целей профессионального обучения является формирование у студентов общих и профессиональных компетенций.
Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации не только умений и знаний, но и типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности, т.е. процесс обучения должен быть практико-ориентированным.
В методической разработке учебного занятия по теме «Особенности средневековой философии» раскрывается механизм реализации компетентностного подхода на основе технологии проблемно-диалогического обучения.
Методическая разработка включает план – конспект учебного занятия и презентацию к нему.
План занятия.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.
3. Изучение нового материала:
3.1 Особенности средневековой философии
3.2. Основные направления средневековой философии: патристика и схоластика. Августин Аврелий и Фома Аквинский.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
Технологическая карта учебного занятия
Этапы занятия | Методические приемы | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
I этап. Организационный момент 5 минут | 1.Метод словесной передачи и слухового восприятия информации | Дисциплинарный момент: - приветствие; -определение отсутствующих; -проверка готовности студентов к занятию | Приветствуют преподавателя. |
Создает эмоциональный настрой занятия | Эмоционально настраиваются на занятие | ||
II этап. Актуализация знаний, мотивация и целеполагание 15 минут | 1.Метод стимулирования и мотивации учащихся (проблемное изложение). 2. Метод наглядной передачи информации ( слайд 1-3) | Сообщает тему и цели занятия | Знакомятся с темой и целями, записывают тему в тетрадь |
Мотивирует студентов к активности предварительными вопросами: -Опираясь на знания курса Истории, дайте характеристику периоду Средних веков. -Какое мировоззрение человека формируется в период Средневековья? -выслушивает ответы студентов; - совместно со студентами определяют верные ответы. | Отвечают на предварительный вопрос: -высказывают свое мнение; - совместно с преподавателем определяют верные ответы; -делают записи в тетради | ||
Задает проблемный вопрос для выяснения значимости изучаемой темы в курсе «философия»: Как вы думаете, зачем современному человеку необходимо знать особенности и характерные черты средневековой философии? | Участвуют в обсуждении проблемного вопроса: - высказывают свое мнение. | ||
III этап Изучение нового материала 50 минут | 3.1. Особенности средневековой философии | ||
1.Метод словесной передачи и слухового восприятия информации 2.Метод передачи информации с помощью практической деятельности студентов (заполнение таблицы 3.Метод наглядной передачи информации (демонстрация слайда 4-7) | Организует эвристическую беседу: - задает вопросы; -выслушивает ответы, делает выводы -мотивирует студентов на анализ полученной в ходе беседы информации | -знакомятся с информацией преподавателя; -участвуют в беседе; обсуждении: -устно отвечают на вопросы | |
Организует заполнения таблицы «Основные характеристики философии Средневековья» | Заполняют таблицу «Основные характеристики философии Средневековья» | ||
Комментирует показ презентации | Просматривают презентацию, | ||
3.2.Основные направления средневековой философии: патристика и схоластика. Августин Аврелий и Фома Аквинский | |||
1.Метод словесной передачи и слухового восприятия информации 1.Метод учебного исследования (аналитическая работа с источником, и решения проблемных вопросов). 2. Метод наглядной передачи информации (просмотр видеофильмов Августин - https://www.youtube.com/watch?v=oknQsJ7gOuw Фома - https://www.youtube.com/watch?v=SJFDUHcMRIo Слайды 8-10) | Организует восприятие материала, дает характеристика патристики и схоластики | Слушают, просматривают видеофильмы, участвуют в обсуждении | |
-Организует работу с источниками по вариантам; -раздает задание: Вар.1: На основе анализа материала учебника заполнить колонку таблицы «Августин Аврелий и его основные идеи» Вар.2: На основе анализа материала учебника заполнить колонку таблицы «Фома Аквинский и его основные идеи». -проводит обсуждение; - делает выводы | -Работают с материалом учебника; -выполняют задание; -анализируют полученную информацию, - участвуют в обсуждении вопроса. -делают вывод. | ||
IVэтап. Закрепление знаний. Рефлексия. Подведение итогов. 15 минут |
| Организует эвристическую беседу: - задает вопросы; -выслушивает ответы, делает выводы Благодарит их за участие в работе. | Отвечают на вопросы и записывают в тетради основные выводы. Проводят самооценку. |
V этап. Домашнее задание 5 минут | Метод словесной передачи и слухового восприятия информации Слайд 13 | Дает задание на выбор в форме творческой работы (эссе) Комментирует задания. | Записывают домашнее задание. Решают проблемную задачу в форме эссе |
Конспект занятия
1.Организационный момент
Взаимное приветствие преподавателя и студентов. Преподаватель отмечает отсутствующих в журнале, проверяет готовность студентов к занятию.
2.Актуализация знаний, мотивация и целеполагание
Преподаватель: Сегодня на занятии мы рассматриваем особенности средневековой философии.
Вопрос обучающимся: Опираясь на знания курса Истории, дайте характеристику периоду Средних веков
Ответ обучающихся: Средние века – это период истории Европы, который начинается с 5-го века (распад Римской империи), включает эпоху феодализма и завершается в начале 15-го века с наступлением эпохи Возрождения.
Преподаватель: Средние века пришли на смену Античности. Античная культура пришла в упадок не только из-за нашествия варваров, но и потому, что античный разум, стоявший в центре ее, не смог обосновать возможность и неизбежность посмертного вознаграждения за муки жизни, уча преодолевать их или уходить от них в небытие. Нужна была новая мифология, новые мифы, новые символы
Вопрос обучающимся: Какая идеология формирует мировоззрение человека в период Средневековья?
Ответ обучающихся: В средние века формируется религиозное мировоззрения
Преподаватель: Господствующим мировоззрением эпохи было религиозное мировоззрение. Философы Средневековья - это христианские мыслители, которые заложили основы образа жизни человека, определили художественное творчество, средневековую словесность, а также школы, университеты и научные дисциплины.
Проблемное задание: Как вы думаете, зачем современному человеку необходимо знать особенности и характерные черты средневековой философии?
Обучающиеся высказывают свое мнение :
-Философия – это эпоха, охваченная мыслью. (Г.Гегель) В философию впечатано само историческое время его жизни со всеми особенностями и противоречиями, ценностями и жизненными смыслами. Поэтому, чтобы понять историю средних веков, надо разобраться в мировоззренческих установках.
-Философия есть синтез культуры и всех достижений человечества, в том числе и культуры Средневековья, изучение философии — самый короткий путь к пониманию культуры.
- В современном обществе достаточно людей, которые исповедуют идеологические воззрения, заложенные в Средние века. Чтобы понять философию этой категории человечества, надо ее изучить.
Обобщив ответы обучающихся, преподаватель делает вывод: следует знать философию средних веков, для того, чтобы понять, объяснить и принять многие проявления этой философии в современном мире.
3.Изучение нового материала
3.1. Особенности средневековой философии
Вводный вопрос обучающимся: Назовите основные разделы философии
Ответ обучающихся: онтология- учение о бытии, гносеология- Учение о познании, философская антропология- учение о человеке, социальная философия- учение об обществе, Аксиология- учение о ценностях
Преподаватель: Первые религиозные философы использовали античное наследие, прежде всего классиков (Платона и Аристотеля) и неоплатоников, которое они перерабатывали в духе библейских канонов и традиций.
Мы рассмотрим итоги этой переработки по основным разделам философии в форме заполнения таблицы: « Основные характеристики философии Средневековья»
Вопрос обучающимся: Важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей её от античной была её тесная связь с монотеистической религией. Какой?
Ответ обучающихся: Христианство.
Вопрос обучающимся: дайте краткую характеристику христианству
Ответ обучающихся: Христианство провозглашало духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного спасителя как гарантию избавления людей от греха. Наряду с буддизмом, иудаизмом и некоторыми другими религиями христианство называют иногда «религией спасения». Христианство призывало людей безропотно «нести свой крест», уповая на сверхъестественное избавление и волю Бога. В вероучении подчёркивалось страдание Иисуса, необходимость человеческого страдания, смирения и терпения.
Вопрос обучающимся: Важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей её от античной была её тесная связь с монотеистической религией. Какой? Ответ обучающихся: Христианство. Вопрос обучающимся: дайте краткую характеристику христианству | ||
Раздел философии | Основные идеи Средневековья | Принципы Средневековья |
Онтология | Бог как истинное бытие Бог есть реальность, определяющая все сущее. Именно он -истинное, первичное бытие («Аз есмь Сущий» — говорит он о себе в Ветхом Завете). Все остальное — мир и человек — вторично и несамостоятельно, изменчиво и непостоянно, поскольку существует не само по себе, а благодаря богу. Таким образом, мировоззрение средневекового человека определяет центральная идея бога | Монотеизм – вера в одного Бога; более узкое определение монотеизма – вера в существование только одного всемогущего Бога, создавшего мир и вмешивающегося в дела мира. Теоцентризм – теологическая концепция, согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага |
Вопрос обучающимся: 1.Назовите Священные писания христианства( Новый и Старый Завет, Библия) 2.Завершите предложение: –принимаемое на веру основоположение, которые превращаются в незыблемые выводы ( догма) 3.Ребята, какие христианские догматы вам известны? 1) человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой, 2) провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; 3) выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении; 4) выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества | ||
Гносеология | Вера и откровение как путь познания Истинное бытие сверхъестественно и недоступно для ограниченного человеческого познания. Однако бог открывает себя через откровение: священные книги Ветхого и Нового Завета, идеи которых считались непререкаемыми. Для пути к богу необходима вера в это откровение, не допускающая сомнений. | Догматизм -истины, не нуждающиеся в доказательства; принимаемые на веру, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни |
Вопрос обучающимся: Какой смысл вкладывается в выражение : «Человек – тварь божья»? ( Ответ: Человек - творение бога) | ||
Философская антропология | Человек как творение бога Человек, как и весь мир, — творение бога, созданный «по образу и подобию божьему». Человек превосходит остальных существ и господствует над ними. Но он не способен ни на что без божественной воли и помощи; | Креационизм - религиозно-философская концепция, согласно которой вселенная и жизнь являются актом божественного творения |
Вопрос обучающимся: Как строились в Средние века отношения власти и церкви? ( Ответ: церковь выше власти) | ||
Социальная философия | Власть как божественное установление Социальное расслоение понимается по аналогии с небесной иерархией. Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует монарху с вассалами на земле. Всякая власть дана от бога, но высшая власть есть власть самого бога и церкви как его представительницы на земле | Иерархия - порядок подчинённости низших звеньев к высшим, организация их в структуру типа «дерево»; принцип управления в централизованных структурах |
Притча: Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают. Первая сказала: — Я — Спокойствие… К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть! Вопрос обучающимся: В чем смысл притчи? | ||
Аксиология | Приоритет духовных ценностей Познание бога не есть познание внешнего мира: чтобы прийти к богу, необходимо углубиться в себя. Душа сопричастна истине, поскольку является творением бога и хранит в себе его отражение. Ведущими духовными ценностями средневековые философы объявляют веру, надежду и любовь. | Психологизм - объяснению духовных явлений и идеальных сущностей работой индивидуального или коллективного сознания. Духовность человека - причастность к божественному посредством веры, надежды и любви |
Вывод: Средневековое мировоззрение основано на принципе, согласно которому все в мире определено богом.
3.2.Основные направления средневековой философии: патристика и схоластика. Августин Аврелий и Фома Аквинский
Преподаватель: Идеи и принципы средневековой философии прошли два этапа в своем развитии. Первый этап – патристика. Второй этап – Схоластика.
Патристика (от греческого «pater» — отец) в философии кратко — это теология и философия Отцов Церкви, продолживших дело Апостолов. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и другие выработали учение, положенное в основу христианского мировоззрения. Наиболее известный представитель патристики Августин Аврелий
Обучающиеся : просмотр фильма Августин - https://www.youtube.com/watch?v=oknQsJ7gOuw
Преподаватель: Схоластика (лат. scholastica, от греч. scholastikós - школьный, учёный, schol - учёная беседа, школа) в философии – это средневековая европейская философия, характеризующаяся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.
Наиболее известный представитель схоластики Фома Аквинский.
Обучающиеся : просмотр фильма
Фома - https://www.youtube.com/watch?v=SJFDUHcMRIo
Задание обучающимся: Используя материал учебника Сычева А.А. Основы философии с.54-55 , наглядный материал , охарактеризуйте взгляды двух великих философов Средневековья Августина Аврелия и Фомы Аквинского
1 вариант - основные идеи Августина Аврелия
2 вариант - основные идеи Фомы Аквинского
Период | Время | Представители | Основная идея |
Патристика | I-VIII века | Аврелий Августин | -Духовное развитие личности- цель развития исторического процесса. -Для развития личности необходима вера. -Человечество делится на богопослушных и богоотступников. Но бог милостив и великодушен. «Живи, верь и спасешься!» -Знания берутся из двух источников: А. чувственный опыт Б. вера. -Истины веры выше истин разума, но им не противоположны «Верую, чтобы знать» |
Схоластика | IX – XV века | Фома Аквинский | -Истины веры выше истин разума и не зависят друг от друга -Разум имеет место в жизни, но это место необходимо определить. -Истинный разум должен служить теологи. -Есть реалии, которые разуму недоступны – сотворение мира, святая Троица, Воскрешение – здесь необходимо опираться на веру. -Если истинный разум противоречит вере – эти истины – неверны. -Предложил следующие доказательства существования бога: 1) движение предполагает неподвижный первый движитель (всё в жизни находится в движении); 2) цепь причин и следствий не может идти в бесконечность — нужно предположить существование первой причины; 3) в мире не может господствовать случайность и должен быть источник необходимости; 4) все предметы различаются по степени совершенства, и должно быть нечто, представляющее высшую степень реальности и совершенства; 5) наличие целесообразности в мире предполагает Бога как ее источника |
Проблемное задание: продолжите предложение:
Августин Аврелий трансформировал идеи …..( Платона)
Фома Аквинский использовал философию… ( Аристотеля)
Вывод: Главная проблема средневековой философии- отношение веры и знания. Основной тезис - вера выше разума. Основной философский вопрос – отношение общего к единичному
4.Подведение итогов. Рефлексия
Преподаватель: Каковы характерные черты и проблемы средневековой философии
Обучающиеся: отвечают на вопрос преподавателя.
Преподаватель: совместно с обучающими делает вывод:
- проблема отношения веры и разума;
- проблема доказательства существования и единства Бога;
- проблема познания Бога;
- проблема свободы воли;
- монотеизм; теоцентризм; креационизм; догматизм, иерархизм, духовность
Преподаватель:
В чём же заключается значение средневековой философии для дальнейшего развития философской мысли? Как вы считаете?
Обучающиеся: Отвечают на вопрос преподавателя.
Преподаватель:
Итак, подведём итог значению средневековой философии для развития философской мысли в последующие эпохи.
- сохранила и развила ряд античных философских идей;
- способствовала появлению гносеологии – учения о познании;
- способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
- положила начало появлению эмпирического и рационалистического направлений философии
- пробудила повышенного интереса к проблеме самосознания;
- пробудила интерес к осмыслению исторического процесса.
5.Домашнее задание: (слайд 15)
Творческое задание: выполнение задания в форме эссе. Выбрать одно из высказываний и написать эссе
Августин Аврелий | Фома Аквинский |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Учебная дисциплина: «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» Тема: «Культура, как родовое свойство человека»
Методическая разработка...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Основы философии" тема: Основные категории бытия
Конспект занятия по дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО...
Курс лекций по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии. Раздел 1. Предмет философии и ее история. Тема 1.1 Основные понятия и предмет философии. Тема 1.2 Философия Древнего мира и средневековая философия.
Курс лекций по учебной дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПО: «Древний восток – колыбель философской мысли».
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПОТема: «Древний восток – колыбель философской мысли»....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Средневековая Русь"
Методическая разработка написана для проведения внеклассного мероприятия – интеллектуальной игры «Средневековая Русь» в рамках Декады ЦК ГЕНД, для обучающихся 1 курса. За...
"Средневековая философия"
Практическая работа по теме "Средневековая философия", направленная на закрепление знаний, умение работать с тестами, способствовать самостоятельному рассуждению...
Открытое занятие по учебной дисциплине "Основы философии" по теме "Философия искусства и культуры" 09.06.2023
Методическое пособие Солоненко Я.А. «Философия искусства и культуры»Раздаточный материал. Закрепление изученного материалаТесты «Философия искусства и культуры»...