План-конспект практического занятия «Интенсивности уровня экономического развития, сравнения»
план-конспект занятия

Древаль Юлия Викторовна

 ПЗ №6 Интенсивности уровня экономического развития, сравнения

Цель занятия: Формирование компетенций по обработке информации и статистическому анализу данных

Задачи занятия:

Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися материала о понятиях: статистический показатель и его классификация; значение и виды абсолютных показателей; виды и методы исчисления относительных показателей; взаимосвязи между абсолютными и относительными показателями;

Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата;

Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения, умения работать с текстом, выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по ОП.11 Статистика

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся группа     курс 2

специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

(набор 2016 г.)

(углубленная подготовка)

дата проведения занятия по расписанию

форма проведения дистанционно

преподаватель Ю.В. Древаль

                                                                             фио преподавателя

Тема 2.4 Абсолютные и относительные величины.

 ПЗ №6 Интенсивности уровня экономического развития, сравнения

Цель занятия: Формирование компетенций по обработке информации и статистическому анализу данных

Задачи занятия:

Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися материала о понятиях: статистический показатель и его классификация; значение и виды абсолютных показателей; виды и методы исчисления относительных показателей; взаимосвязи между абсолютными и относительными показателями;

Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата;

Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся; создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения, умения работать с текстом, выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь.

Основная литература:

Глава 5. Абсолютные и относительные величины. (76-89) Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 3-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО 

Дополнительная литература:

 Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. - М.: Юрист, 2011

Интернет-ресурсы:

  1. Информационно-издательский центр «Статистика России» http://www.statbook.ru 
  2. Электронный фонд правовой и технической документации http://docs.cntd.ru 
  3. Информационно правовой портал http://www.garant.ru/

Междисциплинарные связи: Право социальное обеспечение

Внутридисциплинарные связи: Тема 2.1. Сводка и группировка статистических данных

1. Актуализация знаний по ранее пройденному материалу учебного курса

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Таблица 1.

Вопрос

(тестовое задание)

Ответ

  1. «Объем производства товаров и услуг», по временному фактору относятся к …
  1. моментному виду;
  2. интервальному виду;
  3. минутному виду;
  4. интенсивному виду.

  1. Вычислите относительную величину расчетного задания по продаже продукции, если относительная величина выполнения расчетного задания равна 104, 1%, а прирост продажи продукции по сравнению с прошлым годом составил 7,5%:
  1. 103,3%;
  2. 111,9%;
  3. 112,5%;
  4. 105,2%.

  1. Показатели обеспеченности населения учреждениями здравоохранения торговли – это относительная величина:
  1. координации;
  2. интенсивности;
  3. структуры;
  4. динамики.

  1. Показатель «Соотношение собственных и заемных средств предприятия» называется относительной величиной:
  1. динамики;
  2. структуры;
  3. координации;
  4. интенсивности.

  1. Абсолютные статистические показатели выражаются:
  1. в процентах;
  2. в именованных числах;
  3. в коэффициентах;
  4. в долях.

2. Изучаемые вопросы занятия

1. ПЗ №6 Интенсивности уровня экономического развития, сравнения

Вопрос 1.        ПЗ №6 Интенсивности уровня экономического развития, сравнения

В результате статистического наблюдения, сводок и группировок собранного статистического материала мы получаем разностороннюю информацию об изучаемых явлениях и процессах. Итоговые данные по изучаемой совокупности в целом, по её отдельным группам и подгруппам являются обобщающими показателями. Эти показатели могут быть абсолютными и относительными. Они, с одной стороны, неотъемлемы от методов сводки группировки, с другой их обобщающее значение представляется началом следующей группы методов -- статистического анализа, в котором абсолютные и относительные величины изначально играют определяющую роль. Абсолютные показатели являются суммарными величинами подсчитанными или взятыми из сводных статистических отчетов без всяких преобразований. Их можно получить в результате сложения значений признаков различных юридических значимых явлений в результате их сводки и группировки. Абсолютные, показатели являются именованными числами и выражают размеры качественно определенных социально-правовых явлений. Относительные величины в статистике -- это важные обобщающие показатели, которые раскрывают числовую меру соотношения двух сопоставляемых статистических величин. При вычислении относительных величин обычно сравниваются две абсолютные, но можно сопоставлять и средние, и относительные величины, получая новые относительные показатели. Главное, чтобы эти величины были сопоставимыми по взаимосвязям, единицам измерения, временному периоду, территории и другим параметрам.

Абсолютные показатели - величины суммарные, подсчитанные или взятые из сводных статистических отчетов без всяких преобразований. Они получаются в итоге сложения значений признаков различных юридически значимых явлений в результате их сводки и группировки. Абсолютные показатели - это именованные числа. Они выражают размеры качественно определенных социально-правовых или криминологических явлений (гражданских исков, браков, разводов, преступлений, заключенных, причин, несовершеннолетних правонарушителей и т.д.) в присущих им единицах измерения. Эти единицы могут быть натуральными (численность обвиняемых, вес изъятых наркотиков) и денежными (ущерб или вред, рассчитанный в рублях или иной валюте). Абсолютные показатели являются базовыми.

Относительные величины в статистике представляют собой важные обобщающие показатели, которые раскрывают числовую меру соотношения двух сопоставляемых статистических величин. При исчислении относительных величин наиболее часто сравнивают две абсолютные, но можно сопоставлять и средние, и относительные величины, получая новые относительные показатели. Абсолютная величина, с которой сравниваются другие величины, называется основанием или базой сравнения, а сравниваемый показатель - величиной сравнения.

В юридической статистике применяются следующие виды относительных величин:

1) Относительные величины распределения.

2) Относительные величины интенсивности.

3) Относительные величины динамики.

4) Относительные величины, характеризующие выполнение плана.

5) Относительные величины степени и сравнения.

К относительным величинам примыкают индексы.

Относительные величины интенсивности

Отношение части к целому, или отношение интенсивности, представляет собой обобщающую относительную величину, которая позволяет выявить распространенность определенного признака в наблюдаемой совокупности. Интенсивность преступности представляет собой сложный качественно-количественный параметр криминологической обстановки в стране, регионе, районе или населенном пункте, указывающий на уровень преступных проявлений, темпы их роста или степень общественной опасности (тяжести).

Интенсивность преступности характеризуется коэффициентом преступности, т.е. числом преступлений на 100 или 10 тыс. жителей. Оба показателя берутся в одном и том же территориальном и временном объеме. Число преступлений обычно рассчитывается на 100 тыс. населения. Но при малых числах преступлений и населения (в городе, районе, на предприятии) КП может рассчитываться на 10 тыс. или на 1 тыс. жителей.

Относительные величины степени и сравнения позволяют сопоставлять различные показатели в целях выявления, какая величина и насколько больше другой, в какой мере одно явление отличается от другого или схоже с ним, что имеется общего и отличительного в наблюдаемых статистических процессах и т.д. Сравнительный анализ количественных показателей - один из важных приемов в юридической практике статистических обобщений. Показатели распределения или структуры совокупности обычно измеряются в процентах удельных весов и открывают большие возможности для сопоставлений. Показатели отношения части к целому, или отношения интенсивности, чаще всего измеряются в коэффициентах (в числе преступлений, осужденных, дел, исков и т.д.) на 100 тыс. населения. Этот относительный показатель был разработан не только для более объективной оценки массовых явлений, но и для сравнения несопоставимых абсолютных величин. Несопоставимые сведения о деятельности юридических учреждений, гражданском и уголовном судопроизводстве, судимости, преступности, правонарушаемости, зафиксированные в разных странах, регионах, районах и населенных пунктах, после пересчета население становятся более или менее сопоставимыми и сравнимыми.

Практическое задание. 

ЗАДАНИЕ 1. Себестоимость товарной продукции за 2002 год составила 550 тыс.руб. План предусматривал снижение себестоимости товарной продукции в 2003 году на 6%, фактически за 2003 год себестоимость была снижена на 8%. Определите плановую и фактическую величину себестоимости товарной продукции за 2003 год, а так же степень выполнения плана.

Порядок выполнения:

  1. Определить плановую величину себестоимости продукции в 2003 году по формуле:

                          Zпл. = Zфакт.2002 × Тр пл. / 100

              где,   Zпл. – величина себестоимости продукции планируемая в 2003 г, руб.

                          Zфакт.2002 – фактическая себестоимость достигнутая в предыдущем году (2002г), руб

           Тр пл. – планируемый темп роста (снижения), %

             Zпл.2003 =

  1. Определить фактическую себестоимость продукции в 2003 году, по формуле:

                Zфакт.2003 = Zфакт.2002 × Тр. факт / 100  

   где,    Zфакт.2003 – фактическая себестоимость продукции в 2003 году, руб.

              Тр. факт – фактический темп роста (снижения) себестоимости в 2003г.,%

          Zфакт.2003 =

  1. Определить степень выполнения плана, по формуле:

             

                 

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 2. Определите средний товарный остаток за 1 квартал если известны товарные остатки на 1-е число каждого месяца (тыс.руб.).

Дата

1,01

1,02

1,03

1,04

Товарный остаток

18

14

16

20

Методические указания к выполнению задания 2:

       Для определения среднего товарного остатка за 1 квартал необходимо воспользо-ваться формулой расчета средней хронологической моментного ряда:

                                       

        где,   - средний уровень ряда динамики;

                   у1 – первый уровень ряда динамики;

                   уп – последний уровень ряда динамики;

                   уi i-ый уровень ряда динамики, начиная со второго

    Расчет:       =

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3. Рабочие одного цеха предприятия распределяются по стажу работы в этом цеху следующим образом:

Стаж работы, лет    xi

1

2

4

5

8

10

15

Число рабочих         fi

2

5

3

10

15

20

10

Определите средний стаж работы (используя среднюю арифметическую взвешенную).

Методические указания к выполнению задания 3:

Формула расчета средней арифметической взвешенной:

                             

      где,     - средняя величина признака

                 xi – i-ый вариант осредняемого признака

                 fi – частота (вес) i-го варианта

   Расчет:  =

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источники информации по 1 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

Глава 5. Абсолютные и относительные величины. Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 3-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО

 стр. 76-89

Интернет ресурсы

  1. Информационно-издательский центр «Статистика России»

http://www.statbook.ru

  1. Электронный фонд правовой и технической документации

http://docs.cntd.ru 

  1. Информационно правовой портал

http://www.garant.ru/

Контрольное задание по Вопросу 1

  1. Записать в тетрадь конспект (3-4 стр.)

3. Подведение итогов учебного занятия

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Таблица 2.

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

ПЗ №6 Интенсивности уровня экономического развития, сравнения

ЗАДАНИЕ 1. Себестоимость товарной продукции за 2002 год составила 550 тыс.руб. План предусматривал снижение себестоимости товарной продукции в 2003 году на 6%, фактически за 2003 год себестоимость была снижена на 8%. Определите плановую и фактическую величину себестоимости товарной продукции за 2003 год, а так же степень выполнения плана.

ПЗ №6 Интенсивности уровня экономического развития, сравнения

ЗАДАНИЕ 2. Определите средний товарный остаток за 1 квартал если известны товарные остатки на 1-е число каждого месяца (тыс.руб.).

Дата

1,01

1,02

1,03

1,04

Товарный остаток

18

14

16

20

ПЗ №6 Интенсивности уровня экономического развития, сравнения

ЗАДАНИЕ 3. Рабочие одного цеха предприятия распределяются по стажу работы в этом цеху следующим образом:

Стаж работы, лет    xi

1

2

4

5

8

10

15

Число рабочих         fi

2

5

3

10

15

20

10

Определите средний стаж работы (используя среднюю арифметическую взвешенную).

ПЗ №6 Интенсивности уровня экономического развития, сравнения

  1. Относительные статистические показатели выражаются:
  1. в физических единицах измерения;
  2. в условно-натуральных единицах измерения;
  3. в статистических единицах измерения;
  4. в коэффициентах, процентах, промилле.

ПЗ №6 Интенсивности уровня экономического развития, сравнения

  1. Относительная величина интенсивности – это:
  1. отношение большего показателя к меньшему;
  2. отношение разнородных величин друг к другу;
  3. отношение однородных величин друг к другу;
  4. степень распространения одного явления в среде другого явления.

  1. Домашнее задание на следующее занятие
  1. Выучить основные понятия. Глава 5. Абсолютные и относительные величины. Статистика: учебник / И.В. Гладун. – 3-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО (стр. 76-89)
  2. Выполнить задание 5.9. в тетради (стр. 93) учебник / И.В. Гладун. – 3-е издание, стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с. – СПО

Преподаватель                                                                 Ю.В. Древаль

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ЦК дисциплин профессионального цикла специальности «Право и организация

социального обеспечения»

ГБПОУ Юридический колледж

от ____________ 2016 г. № ___


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к внеклассному занятию

План-конспект к внеклассному занятию "Космическое путешествие", посвященное 50-летию первого полета в Космос. Использованы игровые, компьютерные, здоровьесберегающие технологии....

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...

Методическая разработка практического занятия «Условия, уровни и техника мытья рук. Рекомендации ВОЗ»

Данная методическая разработка предназначена для использования при подготовке и проведения практических занятий с обучающимися ПМ 04, 05...

Презентация к методической разработке практического занятия «Условия, уровни и техника мытья рук. Рекомендации ВОЗ»

Данный материал предназначен для подготовки и проведения практических занятий с обучающимися по ПМ 04, 05...

План-конспект проведения практического занятия

План-конспект проведения практического занятия по теме «Техническое обслуживание и ремонт автотрансопорта»...

Методическая разработка практического занятия «Условия, уровни и техника мытья рук. Рекомендации ВОЗ» ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала Специальнос

Методическая разработка практического занятия «Условия, уровни и техника мытья рук. Рекомендации ВОЗ» ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностя...