рабочие программы и косы по обществознанию, праву, философии
рабочая программа

Гороховцева Наталья Евгеньевна

Рабочие программы по обществознанию, праву, философии, КОСы. Согласно ФГОС и примерных рабочих программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_po_obshchestvoznaniyu_filosofii_pravu.zip1.31 МБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

                 

 

Комплект контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине

Основы философии

подготовки специалистов среднего звена

                                                  38.02.04 Коммерция (по отраслям

Зима, 2018 г.

      Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего  профессионального образования по специальности среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена 38.02.04 Коммерция (по отраслям    и общеобразовательной  программы учебной дисциплины  Основы философии, разработанный на основе примерной  М,2008                                                                                                                                                                             

Разработчики:

ГБПОУ ИО ЗЖДТ      преподаватель обществознания                                  Н.Е.Гороховцева

 (место работы)                        (занимаемая должность)                                                                        (инициалы, фамилия)

Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии _________________________________________________________

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель МК ________________________ /______________/

Одобрено Методическим советом училища

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

СОДЕРЖАНИЕ        

1.        Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств        4

2.        Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке        5

3.        Оценка освоения  умений и знаний учебной дисциплины:        7

4.        Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины        10

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

     В результате освоения учебной дисциплины Основы философии  студент  должен обладать предусмотренными   ФГОС предметными и общими компетенциями:

  • Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
  • Определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
  • Определять соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
  • Сформулировать представление об истине и смысле жизни.
  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачёт.

  1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

  1.  В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Таблица 1.1

Результаты обучения:  умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

Уметь:

У1 Ориентироваться в наиболее философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

  • Объективность ориентировки в философских проблемах бытия;
  • Точность определения основных целей познания, свободы и смысла жизни;
  • Полнота и доступность объяснения философских проблем.

Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи

Устные и письменные ответы, рефераты, анализ ситуаций

Знать:

З 1. Роль философии в жизни человека и общества

  • Аргументированность суждений и выводов о роли философии в жизни человека и общества;
  • Способность делать обобщения и выводы;
  • Логика последовательности в ходе рассуждения.

Устные и письменные ответы, рефераты, анализ ситуаций

З 2. Основы научной, философской и религиозной картины мира

  • Обоснованность характеристики научной, философской, религиозной картины мира;
  • Соответствие теоретических знаний и реальности;
  • Логика последовательности в процессе характеристики картины мира.

Устные и письменные ответы, рефераты, анализ ситуаций

З 3. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.

  • Способность раскрытия условий формирования личности;
  • Аргументированность выводов о свободе и ответственности личности за сохранение жизни и окружающей среды.

Устные и письменные ответы, рефераты, анализ ситуаций

  1. Оценка освоения  умений и знаний учебной дисциплины:

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине Основы философии , направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

 

Результаты обучения:  умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата

Уметь:

У1 Ориентироваться в наиболее философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

Ориентирование в философских проблемах с точки зрения бытия

Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи

Знать:

З 1. Роль философии в жизни человека и общества

Способность делать обобщения и выводы;

З 2. Основы научной, философской и религиозной картины мира

Обоснованность характеристики научной, философской, религиозной картины мира;

З 3. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.

Способность раскрытия условий формирования личности;

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые  ОК, У, З

Форма контроля

Проверяемые  ОК, У, З

Введение

Раздел I

Философия, её предмет, исторические типы

Тестирование

Самостоятельная работа

Письменный опрос

У1, З1, ОК6

Объективность ориентировки в философских проблемах бытия;

Точность определения основных целей познания, свободы и смысла жизни;

Полнота и доступность объяснения философских проблем;

Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи

Раздел II.  Философия человека, бытия и познания

Тестирование

Самостоятельная работа

Письменный опрос

У1, З2, ОК6

Обоснованность характеристики научной, философской, религиозной картины мира;

Соответствие теоретических знаний и реальности;

Логика последовательности в процессе характеристики картины мира.

Раздел III. Общество, личность, наука и глобальные проблемы современности

Тестирование

Самостоятельная работа

Письменный опрос

У1, З3, ОК6

овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой;

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Диф.зачет

        

4. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

4.1. Раздел 1. Философия, её предмет, исторические типы.

 а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской, политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

4.1.1. Устный опрос:

1.Что такое мировоззрение? Все ли люди обладают мировоззрением?

2.Каковы основные черты религиозного мировоззрения?

3.Что такое философское мировоззрение? Чем отличается оно от других исторических типов мировоззрения (мифологического, религиозного?)

4.Возможно ли "чисто научное" мировоззрение?

8.Что такое материя и какова её структура?

9.Какие формы движения материи Вы знаете?

б) Время на выполнение:30  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

 У1. Ориентироваться в наиболее философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

- Объективность ориентировки в философских проблемах бытия;

-Точность определения основных целей познания, свободы и смысла жизни;

-Полнота и доступность объяснения философских проблем;

4.1.2 Устный опрос:

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.Что изучает история философии? Каково её место в системе гуманитарного знания?

2.Какиех философов античности Вы знаете? В чем сходство и в чем различие между ними?

3.Каких философов средневековья Вы знаете? Каковы отличительные черты и особенности средневековой философии?

4.Каковы основные темы и проблемы философии Возрождения? Каких философов этой эпохи Вы знаете?

5.В чем новизна и особенности философии Нового времени, её основные направления и представители?

6.В чем заключается основные идеи Просвещения?

7.Каково место русской философии в мировой культуре? Её основные проблемы и представители?

б) Время на выполнение:40  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

 З.1. Роль философии в жизни человека и общества;

-Аргументированность суждений и выводов о роли философии в жизни человека и общества;

-Способность делать обобщения и выводы;

-Логика последовательности в ходе рассуждения;

4.1.3. Письменный опрос:

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.Когда и почему в философии появилась проблема бытия?

2.Расскажите о парменидовском понимании бытия?

3.Как связанно мировоззрение Нового времени с проблемой бытия?

б) Время на выполнение:30  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

З.3. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среда;

-Способность раскрытия условий формирования личности;

-Аргументированность выводов о свободе и ответственности личности за сохранение жизни и окружающей среды;

-Правильность понимания основных факторов, влияющих на формирование личности.

4.1.4. Письменный опрос 

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.Как соотносится повседневность с другими "мирами опыта"?

2.Каковы основные характеристики повседневности?

3.Почему обыденный мир можно назвать прагматическим?

б) Время на выполнение: 30  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

 З.1. Роль философии в жизни человека и общества;

-Аргументированность суждений и выводов о роли философии в жизни человека и общества;

-Способность делать обобщения и выводы;

-Логика последовательности в ходе рассуждения;

4.1.5.  Анализ ситуации.

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1. Что означают слова Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». – Прокомментируйте.

2. Декарт утверждал:  «Я мыслю, следователь. существую».

Это утверждение имеет, как минимум, два различных смысла. Какие они?

3. Кант утверждал: «Мы не можем мыслить ни  одного предмета иначе, как с помощью категорий».

Что он имел ввиду?  Дайте развернутый ответ.

4. Одни возлагают на Ф. Ницше ответственности за злодеяния фашизма в 20 веке. Другие утверждают, что это философ не несет ответственности за злодеяния фашизма.

Кто прав? Ответ аргументируйте.

К разделу «Философская картина мира».

5. Оцените и прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека».

6. Прокомментируйте слова М.В. Ломоносова:

«Оным умникам… легко быть философами, выучив наизусть три слова: «Бог так сотворил, и сия дая в ответ вместо всех причин».

7. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте.

А.  Умный  видит неизмеримую область возможного  (Д.  Дидро)

Б.  Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель).

8. Существует ли мир сам по себе, от века или он сам создан и управляется Богом?

Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?

9. Чего в мире больше: порядка или беспорядка?

Дайте развернутый ответ.

10. Весьма распространенной ошибкой является, когда следствие принимается за причину. а причина – за следствие.

Приведите примеры этой ошибки.

11. Можно ли считать случайностью открытие Америки Колумбом в 1495г.?*     Дайте развернутый ответ.

12. Дайте оценку факту распада Советского Союза с точки зрения категорий необходимости и случайности.

13. Является ли форма конкретного дерева необходимой или случайной?

14.Рассудите:    «Нет Бога. кроме случая, а удача – пророк его» (Джек Лондон, писатель).     «В искусстве, как и в жизни. ничего случайного нет»

(Маргарита Терехова, актриса).

б) Время на выполнение: 90  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

З.2. Основы научной, философской и религиозной картины мира;

-Обоснованность характеристики научной, философской, религиозной картин мира;

-Соответствие теоретических знаний и реальности;

- Логика последовательности в процессе характеристики картины мира;

4.1.6. Доклады 

  1. Философия Древнего Рима.
  2. Средневековая философия: патристика и схоластика
  3. Становление философии в Древней Греции.
  4. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
  5. Особенности философии Нового времени: рационализм  и эмпиризм  в теории познания.
  6. Немецкая классическая философия.
  7. Философия позитивизма и эволюционизма.
  8. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм.
  9. Философия бессознательного.
  10. Особенности русской философии. Русская идея.
  11.  Строение философии и ее основные направления
  12. Онтология – учение о бытии.

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1. Понятие мировоззрения.

2.Эволюция понятия «материя» в философии и науке.

3.Философия и наука.

4.Философия и религия.

5.Личность философа ( философия как образ жизни). 

б) Время на выполнение: 90  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

У1. Ориентироваться в наиболее философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 - Объективность ориентировки в философских проблемах бытия;

-Точность определения основных целей познания, свободы и смысла жизни;

-Полнота и доступность объяснения философских проблем;

Раздел 2. Философия человека, бытия и познания.

4.2.1. Письменный опрос 

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.Когда и почему в философии появилась проблема бытия?

2.Расскажите о парменидовском понимании бытия?

3.Как связанно мировоззрение Нового времени с проблемой бытия?

б) Время на выполнение: 30  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

У1. Ориентироваться в наиболее философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 - Объективность ориентировки в философских проблемах бытия;

-Точность определения основных целей познания, свободы и смысла жизни;

-Полнота и доступность объяснения философских проблем;

4.2.2. Устный опрос 

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.В чем трудности решения сознания?

2.Почему в религиозной философии сознание понимается как тяжесть, "крест"?

3.Каково содержание марксовой концепции сознания? Каковы социальные предпосылки этой концепции?

4.Что такое общественное сознание?

5.Раскажите о способах и технологиях перестройки общественного сознания.

6.Покажите, в чем сходство и отличие фрейдовского учения о бессознательном от марксова?

7. Чем опасна для общества стихия бессознательного ?

б) Время на выполнение: 45  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

У1. Ориентироваться в наиболее философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 - Объективность ориентировки в философских проблемах бытия;

-Точность определения основных целей познания, свободы и смысла жизни;

-Полнота и доступность объяснения философских проблем;

4.2.3. Письменный опрос 

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.Почему многие философы говорят о человеке как тайне?

2.Каково содержание понятия антропосоциогенеза? Какие существуют основные подходы к пониманию сущности антропосоциогинеза?

3.В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человека? Какие решения этой проблемы вы знаете?

б) Время на выполнение: 30  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

У1. Ориентироваться в наиболее философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 - Объективность ориентировки в философских проблемах бытия;

-Точность определения основных целей познания, свободы и смысла жизни;

-Полнота и доступность объяснения философских проблем;

4.2.4. Письменный опрос 

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.Какие существуют картины мира и вокруг каких отношений строятся?

2.В чем выражается практический характер повседневного видения?

3.Как исторически изменяется научная картина мира?

4.В чем существенные различия христианской и буддистской картины мира?

5.Какова специфика философской картины мира?

б) Время на выполнение: 30 мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

З.2. Основы научной, философской и религиозной картины мира;

-Обоснованность характеристики научной, философской, религиозной картин мира;

-Соответствие теоретических знаний и реальности;

- Логика последовательности в процессе характеристики картины мира;

4.2.5. Письменный опрос 

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.Что такое знание и познание?

2.Каковы предмет и метод гносеологии?

3.Как соотносится познание и практика?

4.Что такое истина, в чем заключаются её свойства критерий?

5.В чем состоит сущность заблуждения и каковы его основные формы?

6.Каким может быть соотношение знания и веры?

б) Время на выполнение: 30  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

 З.1. Роль философии в жизни человека и общества;

-Аргументированность суждений и выводов о роли философии в жизни человека и общества;

-Способность делать обобщения и выводы;

-Логика последовательности в ходе рассуждения;

4.2.6. Письменный опрос 

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.Каковы основные аспекты понятия "наука"?

2.В чем состоят основные закономерности развития науки?

3.В чем выражается специфика познания социальных явлений?

4.Какие существуют формы организации научного знания?

б) Время на выполнение: 30  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

З.2. Основы научной, философской и религиозной картины мира;

-Обоснованность характеристики научной, философской, религиозной картин мира;

-Соответствие теоретических знаний и реальности;

- Логика последовательности в процессе характеристики картины мира;

4.2.7. Устный опрос 

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.Что такое техника?

2.Каковы основные этапы развития техники?

3.Что такое наука? В чем специфика научного познания?

4.Каковы главные этапы истории науки?

5.В чем состоят особенности современной науки?

6.В чем специфика научно-технической революции наших дней?

б) Время на выполнение: 45  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

 З.1. Роль философии в жизни человека и общества;

-Аргументированность суждений и выводов о роли философии в жизни человека и общества;

-Способность делать обобщения и выводы;

-Логика последовательности в ходе рассуждения;

4.2.8.  Анализ ситуации.

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1. Кто по Вашему мнению, прав и почему?

А.  Человек есть мера всех вещей (Протагор)

Б.  Не надо мерить температуру общества, ставив градусник под мышки ( современный политолог).

Прокомментируйте.

2. Все ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас?

Дайте развернутый ответ.

3. Рассудите:

А.  И. Г. Песталоцци. знаменитый педагог, основоположник теории начального обучения, утверждал: «Человека образуют обстоятельства». Марк Аврелий советовал: « Если не можешь изменить обстоятельства – измени отношения к ним».

Б.  Л. Е. Балашов: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».

3. Кто, по Вашему мнения, прав и почему?

А.  Как много есть на свете вещей, который не нужны (Сократ)

Б.  Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой (Лао цзы).

Прокомментируйте.

4. Рассудите:

Жизнь – это праздник. на который мы сами пришли (древнеиндийская мудрость).

Жизнь ни сад, в котором растут только одни цветы  (И. А. Гончаров, «Обрыв»).

5. Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов. этой фразой: «Жизнь надо размерить так, будто жить тебе осталось и мало, и много»?

Попробуйте реконструировать ход его мысли.

6. Что (чего) вы ждете от жизни?

Дайте развернутый ответ.

7. Как надо жить, чтобы нам было лучше?

Дайте развернутый ответ.

8. А. С. Пушкин говорил в стихотворении «Я памятник воздвиг себе».

Нет, весь я не умру

Душа в заветной лире мой прах переживет

И тленья убежит…

Как понимать эти его слова? Мы знаем, что Пушкин умер давно, в 1837 году. А что же не умерло в нем, что осталось от него? Жив ли сейчас поэт Пушкин?

9. Как Вы относитесь к идеи отмены смертной казни? Ответ аргументируйте.

10. Что хотел сказать автор?

Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться (Честертон. англ. писатель).

11. Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого.

12.Прав ли Ф. И. Тютчев, говоря:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить.

13.Объясните, почему золотое правило поведения называют золотым?

Справка. Отрицательная и положительная формулировка золотого правила: «не делай другим того, чего не хотел бы , чтобы делали тебе»; «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

14. Что хотел сказать Шекспир устами Катарины, героиней своей пьесы?

«Сила женщины – в ее слабости»

15. Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс?

Дайте развернутый ответ.

16. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем?

Дайте развернутый ответ.

17. Как Вы считаете:  человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол?

Дайте развернутый ответ, аргументируйте.

18. Как Вы понимаете счастье?

Дайте развернутый ответ.

19. Что нужно для того, чтобы быть счастливым?

Дайте развернутый ответ.

20. Почему добрым будь хорошо, а злым – плохо?

Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

21. Как Вы считаете: доброта – редкое или обычное явление?

Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.

22. Как Вы оцениваете тезис «цель оправдывает средства»

Ответ аргументируйте.

23. Ответить на вопрос: можно ли быть злым и одновременно счастливым? или: может ли  злой человек счастливым?

Ответ аргументируйте.

24. Фихте утверждал, что не должно быть брака без любви и любви без брака. А Вы как думаете?

Дайте развернутый ответ.

25. Что означает выражение «деньги не пахнут»? По-латински оно звучит так: «Non olet peccunia». Это слова, сказанные римским императором Веспасианом сыну, который выразил неудовольствие по поводу обложения налогами общественных отхожих мест.

Дайте развернутый ответ.

26. В одной телепрограмме (ТВЦ, ноябрь 2005 года) обсуждался вопрос: «Почему у нас не любят богатых?»

Как бы Вы ответили на этот вопрос?

27. Совместимы ли политика и мораль?

Ответ аргументируйте.

б) Время на выполнение: 90  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

З.3. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среда;

-Способность раскрытия условий формирования личности;

-Аргументированность выводов о свободе и ответственности личности за сохранение жизни и окружающей среды;

-Правильность понимания основных факторов, влияющих на формирование личности.

4.2.9. Доклады

  1. Соотношение абсолютной и относительной истины.
  2. Методология научного познания.
  3. Происхождение и устройство мира.
  4. Влияние природы на общество.
  5. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
  6. Соотношение философской, религиозной и научной истин.
  7. Типы общества.
  8. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.
  9. Философия и глобальные проблемы современности.
  10. Философия как рациональная отрасль духовной культуры.
  11. Философия как учение о целостной личности.
  12. Роль философии в современном мире.

Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.Философское решение проблемы бытия - зеркало мировоззрения эпохи.

2.Бытие и небытие – два возможных принципа философствования.

3.Проблема бытия в философии М. Хайдеггера.

4.Судьба: проблемы бытия в 20 веке.

5.Русская религиозная философия о бытии.

б) Время на выполнение: 90 мин.

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

 З.1. Роль философии в жизни человека и общества;

-Аргументированность суждений и выводов о роли философии в жизни человека и общества;

-Способность делать обобщения и выводы;

-Логика последовательности в ходе рассуждения;

Раздел 3. Общество, личность, наука и глобальные проблемы современности. 

4.3.1. Устный опрос 

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.Что такое индивид, личность, индивидуальность?

2.В чем парадоксальность феномена свободы личности?

3.Что такое ценность человека?

4.В чем смысл бессмертия личности?

5.В чем суть современного этапа взаимоотношений человека и природы?

б) Время на выполнение: 45  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

З.3. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среда;

-Способность раскрытия условий формирования личности;

-Аргументированность выводов о свободе и ответственности личности за сохранение жизни и окружающей среды;

-Правильность понимания основных факторов, влияющих на формирование личности.

4.3.2. Письменный опрос 

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской , политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.Что отличает общество как систему от других систем?

2.Каковы источники саморазвития общества?

3.Что такое культура общества?

4.В чем суть глобальных проблем мировой цивилизации и путей их решения на рубеже XX - XXI вв.

5.Что такое информационное общество и каковы противоречия и перспективы его развития?

б) Время на выполнение: 30  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

 З.1. Роль философии в жизни человека и общества;

-Аргументированность суждений и выводов о роли философии в жизни человека и общества;

-Способность делать обобщения и выводы;

-Логика последовательности в ходе рассуждения;

4.3.3. Письменный опрос 

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной

философской, политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.В чем специфика философского анализа культуры?

2.Каковы наиболее известные концепции и определения культуры?

3.Каковы формы духовной культуры?

4.Существует ли прогресс к культуре?

5.В чем отличие Российской цивилизации?

б) Время на выполнение:   30  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

З.3. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среда;

-Способность раскрытия условий формирования личности;

-Аргументированность выводов о свободе и ответственности личности за сохранение жизни и окружающей среды;

-Правильность понимания основных факторов, влияющих на формирование личности.

4.3.4. Письменный опрос 

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской, политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.Что такое человечество как субъект истории

2.Каковы потребности, производственные возможности и ресурсы современного человечества?

3.В чем состоит глобальный кризис наших дней? Что угрожает современному человечеству?

4.Каковы предпосылки для выхода из глобального кризиса?

5.Возможно ли и в какой мере предвидение будущего истории?

6.Каковы возможные контуры обозримого будущего?

б) Время на выполнение:   30  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

У1. Ориентироваться в наиболее философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 - Объективность ориентировки в философских проблемах бытия;

-Точность определения основных целей познания, свободы и смысла жизни;

-Полнота и доступность объяснения философских проблем;

4.3.5. Анализ ситуации.

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной философской, политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А.  Один ум хорошо, а два лучше.

Б.  Лучше один плохой генерал, чем два хороших.

2. Рассудите:

А.  Люди перестают мыслить,  когда перестают читать. (Д.Дидро)

Б.  Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить.  (Д. Гранин.  Иди на грозу).

Дайте развернутый ответ.

3. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: «Я знаю, что ничего не знаю». Другой не менее знаменитый человек (Д. И. Менделеев) возразил ему: «Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. – Да он и не знал, а мы знаем…» («Основы химии»).

Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.

4. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А.  Правда хорошо, а счастье лучше.

Б.  Платон мне друг, но истина дороже.

5. Что есть истина?

Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебник, словари и энциклопедии.

6. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А.  «…Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проводник Экклезиаст)

Б.  «Знание – сила» (Ф. Бэкон). Сравн. Подобное: «Знать больше сегодня – значит быть более сильным завтра» (Э. Теллер).

7. Рассудите:

А.  Меньше знаешь – лучше спишь.

Б.  Не знаю броду – не суйся в воду.

Это поговорки говорят об одном – о знании, но почему они по-разному оценивают знания в жизни человека?

Дайте развернутый ответ.

8. Прокомментируйте следующее утверждение, исходящие от Гегеля: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна».

Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

9. Древние философы выдвинули девиз «Подвергай все сомнению»

Что они имели в виду? Как можно истолковать этот девиз?

Разное

10. Верите ли вы в судьбу? Что такое судьба?

11. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему?

А. “Не в силе правда, а в правде сила”.

Б. “Кто сильнее, тот и прав”  (вариант: “Сильный всегда прав”).

12.В чем изъян следующего утверждения:

13. Прав ли Бисмарк, говоря: "Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других." —  Оцените и прокомментируйте.

14. Что означает выражение “золотая середина”? Приведите примеры, поясняющие это выражение.

15. Один автор сказал: "Добродетель кончается там, где начинается глупость". Прав ли он?

Рассудите и приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.

16. Что означает выражение А.Эйнштейна "Бог не играет в кости". Как Вы его оцениваете?

б) Время на выполнение:   90  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

З.2. Основы научной, философской и религиозной картины мира;

-Обоснованность характеристики научной, философской, религиозной картин мира;

-Соответствие теоретических знаний и реальности;

- Логика последовательности в процессе характеристики картины мира;

4.3.6. Рефераты, доклады. 

а. Инструкция к заданию. Ориентируясь  в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире, ответить   на вопросы.

1.Психоанализ и проблема человека.

2.Основные черты марксистского понимания человека.

3.Бог и человек. Богочеловек и  человекобог.

4.Расизм и проблема соотношения  биологического и социального в человеке.

5.Значение и границы  проблемы смысла жизни. Благо отечества как жизненный смысл.

б) Время на выполнение:   90  мин

в) Перечень объектов контроля

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

З.3. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среда;

-Способность раскрытия условий формирования личности;

-Аргументированность выводов о свободе и ответственности личности за сохранение жизни и окружающей среды;

-Правильность понимания основных факторов, влияющих на формирование личности.

7. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1.Фокина З.Т. Философия. М. Вузовская книга. 2005.

2.Зотов А.Ф. Миронов В.В, Разин А.В. Философия. М. Академ. проект, 2008.

3.Балашов Л.Е. Философия. М. Дашков и К. 2008.

4.Кармин А.С. Бернацкий Г.Г. Философия. 2-е изд. М. СП. Питер, 2006.

5.Ерыгин А.Н. Основы философии, 2-е изд. М. Академ. центр, 2008.

Дополнительные источники:

1.Николаева Л.С. Самыгин С.И. Столяренко Л.Д. Философия. 3-е изд. Феникс. 2006.

2.Кохановский В.П. Философия. Феникс ,1998.

3.Алексеев Л.Ф. Яковлева Л.Е. Философия в вопросах и ответах. М. Проспект, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы и КОСы по информатике

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ИНФОРМАТИКА»Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.05 «Закройщик» технического профиля на базе основно...

Рабочая программа и КОСЫ Современная речевая культура

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Современная речевая культураРабочая программа содержит:- общую характеристику учебной дисциплины;- структуру и содержание учебной дисциплины;- условия реал...

рабочие программы и косы по обществознанию, праву, философии

Рабочие программы по обществознанию, праву, философии, КОСы. Согласно ФГОС и примерных рабочих программ.Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образов...

Рабочие программы и КОСы

Рабочие программы и КОСы...

Рабочая программа по ОУД.12 Обществознание (вкл. экон. и право)

        Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС профессии СПО 36.02.01 Ветеринария...

Рабочая программа дисциплины БД.08 Обществознание (включая экономику и право) 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (на базе основного общего образования)

Область применения рабочей программыРазработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительс...

Рабочая программа дисциплины БД.08 Обществознание (включая экономику и право) 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (на базе основного общего образования)

Область применения рабочей программыРазработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности08.02.05 Строительст...