Методическая разработка классного часа «Свобода быть разными»
классный час
Мы часто слышим слово «толерантность», к ней призывают, как к явлению милосердия и гуманизма. Что же такое толерантность? Как понимать это слово и, действительно ли быть толерантным — хорошо?
Термин «толерантность» пришел к нам из науки под названием «социология». Социология изучает общественный строй, закономерности событий, обычаев общества, социальные институты и то, как складываются отношения между людьми в обществе. Толерантность — это терпимость к чужому. Неважно, идет ли речь о чужом мнении, чужой религии и конфессии. Важно, что толерантный человек терпим к другим людям или общественным явлениям. Вопреки расхожему мнению быть толерантным — не значит быть равнодушным и безразличным ко всему. Толерантность предполагает наличие собственного мнения и собственной позиции по тому или иному вопросу. Важно то, что это мнение не навязывается, не насаждается насильно. Мы не должны грубо реагировать, проявлять агрессию, говорить злые слова тому, что отличается от нас. И тогда нас назовут по-настоящему толерантным человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_svoboda_byt_raznymi.docx | 179.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГА ПОУ «Вейделевский агротехнологический техникум имени Грязнова В.М.»
Методическая разработка классного часа
«Свобода быть разными!»
Подготовил: преподаватель спец. дисциплин:
Крикунова Л.В.
Вейделевка 2019
Цель классного часа
- воспитание принципов толерантности в молодежной среде; выработка у студентов чувства признания и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения;
- познакомить с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
- формирование у студентов толерантного сознания и поведения;
Задачи классного часа:
Задачи:
образовательные
- актуализация знаний студентов о понятии «толерантность»;
- дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.
развивающие
- развитие внимания, памяти, творческого мышления; уважительного отношения между студентами;
воспитательные
- воспитание чувства коллективизма, сплочённости; формирование ответственности за себя, активной жизненной позиции.
Форма проведения: “игра - викторина ”.
Техническое и методическое обеспечение внеклассного мероприятия.
Мультимедийная установка.
тест.
План внеклассного мероприятия
1. Вводная часть (3 мин.)
Приветствие.
Объявление темы и цели мероприятия.
2. Основная часть (25мин.)
Начальная мотивация:
Понятие «толерантность»;
Игра – викторина
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (12 мин.)
Рассказ «Перед Вами две дороги»;
Тестирование «Насколько вы толерантны».
Подведение итогов внеклассного мероприятия.
Заключительное слово педагога.
1.Ход классного часа:
Если хочешь изменить государство, начни с провинций;
если хочешь изменить провинции, начни с городов;
если хочешь изменить города, начни с домов;
если хочешь изменить дома, начни с семьи;
если хочешь изменить семью, начни с себя!
Вступительное слово учителя (на фоне песни В.Шаинского «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот»)
2.
А)Игра «Приветствие»
Цели: разрядить обстановку; познакомиться с приветствиями в разных культурах;сплотить группу.
Ход игры:
Раздаются карточки.
Предлагаю вам встать, на карточках написаны приветствия из разных стран, ваша задача поздороваться с как можно большим количеством людей.
- поклон и сложенные ладони (Таиланд);
- сложить руки на уровне груди и поклониться (Япония);
- приветствие ладонями(Индия);
- потереться носами (Новая Зеландия);
- пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
- крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
- показать язык (Тибет);
- очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
- обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).
Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.(садятся на места)
Обсуждение:
- понравилась ли вам игра?
- попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;
- было ли трудно здороваться каким-то способом?
- показались ли какие-то из приветствий смешными?
- как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
- какую роль играют приветствия в нашей жизни?
Преподаватель: Определение слова “толерантность” у разных народов на разных языках звучит по-разному:
В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то и от кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо и кого-либо).
Б)Выработка собственного определения
- Ребята вы сидите в 2-х группах, попробуйте выработать собственное определение толерантности.
Преподаватель: Действительно понимание толерантности в разных языках неоднозначно.
- Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость».
- Ребята, подумайте в чем кроется основная причина нетерпимости?
Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.
Мы сегодня постараемся понять, что «отличный» не значит «плохой», справиться со своими чувствами и страхами по поводу тех, кто отличается от тебя и осознать «красоту различий».
В)Упражнение «Лукошко»
цель: закрепить понятие «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.
Необходимое время: 10 минут.
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Процедура проведения: Ведущий проходит по кругу с лукошком в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятие - толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».
Рефлексия:
Какие стороны и аспекты предметов в наибольшей степени характеризуют это понятие толерантности.
Г)Игра «Волшебная рука»
Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе.
3.Рассказ “Перед вами две дороги. Выбирайте...”
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
- 1. Относись к окружающим с уважением.
- 2. Никогда не думай, что твое мнение важнее мнения другого человека.
- 3. Не суди о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных.
- 4. Не навязывай свое мнение другим.
- 5. Никогда не думай, что твоя религия в чем-то превосходит другую.
- 6. Помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия.
- 7. Умей видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.
Помни, что……..
Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.
Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.
Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступков низких!
Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!
- Толерантность - это милосердие.
- Толерантность - это сострадание.
- Толерантность - это уважение.
- Толерантность - это доброта души.
- Толерантность - это терпение.
- Толерантность - это дружба.
Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!
Приложение 1
Тестирование «Насколько Вы толерантны»
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстроитесь?
а) да;
б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.
3. Спокойно ли воспримите неприятную для вас новость?
а) да;
б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать
5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимание на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте», «делают не своё дело»?
а) да;
б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (неё).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:
а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;
б) вступите в спор.
А теперь подсчитайте количество баллов.
За ответы № 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а поставьте по 2 балла.
От 0 до 4 баллов: вы непреклонны, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 баллов: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 баллов: твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...
Методическая разработка классного часа - Что значит быть взрослым?
Классный час «Что значит быть взрослым?» предназначен для использования студентам первого курса всех отделений техникума.Использование, активных форм работы на классном часе позволяют разв...
Методическая разработка классного часа на тему: "Что значит быть патриотом сегодня?
Соснин Александр Владимирович, мастер производственного обученияРазделы: Классное руководство, Патриотическое воспитаниеКлючевые слова: патриотическое воспитание...
Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка
Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...
С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов
Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...
Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»
Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...