Методическая разработка классного часа «Свобода выбора это уход от зависимости»
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования нижегородской области
Уренский филиал ГБОУ СПО ШАПТ
Методическая разработка классного часа
«Свобода выбора это уход от зависимости»
Выполнил мастер п/о
группы №12
Поливанов А.С
г.Урень
2014г.
Свобода выбора это уход от зависимости
Свобода. Страшное слово. Сколько погибло из-за него. Так много, что в какой-то мере это слово уже считают проклятием. Если ты считаешь себя свободным, знай, что ты в опасности. Ведь есть те, кто тоже считают себя свободными и раздражаются от того, что ты свободен. Они считают свободу только своей прерогативой, что она выделяет их из остальной массы «несвободных». Такой взгляд уже показывает, что они тоже не свободны, а поставили свою свободу в зависимость от других. Однако настоящая свобода – свободна (простите за тавтологию) от зависимостей. Истинная свобода не противопоставляется зависимости. Как раз наоборот, зависимость это противопоставление или отрицание свободы.
Давайте определим, что такое свобода. В современном понимании свобода – это увеличение власти или вохможности что-нибудь делать и за это не отвечать. Например, если у нас есть деньги, то мы можем не зависеть от работодателя, потому что работать "на дядю" нам нет нужды. Мы можем послать его «на три советских буквы», если вдруг нам что-то в нём не понравилось, и уйти от него, потому что нам чихать на его деньги. Он нам не нравится, не удовлетворил наши ожидания, ну и пусть «катится колбаской по Малой Спасской». Похожую ситуацию мы можем увидеть и в семейных отношениях. Не хочется нам жить с этим человеком, надоел, не оправдал наших ожиданий, и его мы можем послать на все четыре стороны. Нет желания иметь детей? Принесут нам проблемы? Хорошо, сделаем аборт или отдадим куда-нибудь. Нет желания заботиться о родителях – как колобок уйдём из дома.
Итак, понятие свободы сейчас связано с расширением чувственного наслаждения. Да чтобы ещё и так: наслаждаться, как хочешь, даже за счёт других, и потом за это не платить. Вот суть сегодняшнего понимания свободы. Иметь столько денег, чтобы всё можно было купить. И, конечно же, чтобы за имение стольких денег тоже никак не отвечать. Просто чтобы появлялись и всё, и как-нибудь сами пополнялись, и чтобы воры их тоже не могли украсть.
Таким образом, слово «свобода» стало пониматься как лентяйство. В лучшем случае, всё-что-угодно-делание, без отрицательного отката. А вы согласны с этим? Если нет, то что же тогда свобода? Может, выбрать религию, какую хочешь? Или свобода слова — говори, что тебе вздумается, чтобы не прилетело назад? Свобода – это вседозволенность? Давайте представим себе ничем не ограниченную свободу, то есть делай, что хочешь, а тебе за это ничего. Если всем всё разрешить, то, выходит, насильнику, убийце или вору тоже никакого наказания. Ведь если его поймать и посадить в тюрьму, то это уже ограничение его свободы.
Тут здравый смысл подсказывает, что законы всё-таки нужны для того, чтобы все не распоясались. Но тогда, если мы должны жить по «ограничивающим» нас правилам, то свободы и в природе нет? Тогда откуда у нас такое желание быть свободными? Ведь если нас кто-то ущемит в правах, мы сочтем это несправедливым. Что-то возмущается внутри нас! Что-то живёт такое в нас, что заставляет страдать, когда мы теряем свободу. Ведь потерять свободу это сильное наказание.
Чтобы глубже разобраться в понятии свободы, нужно рассмотреть связанные с ним понятия: свобода и ответственность, свобода и личность, свобода и преданность, свобода и преступление, свобода и счастье, свобода и обязанности, свобода и изобилие, и это далеко не полный список.
Почему человек может погибнуть на пути обретения свободы? От незнания правил, вот этих пар понятий, которые обязательно идут в совокупности с понятием свободы. Так человек, который не знает правил дорожного движения, находится в смертельной опасности, если свободно гуляет по дороге.
Свобода и Ответственность. Ответственность, по-современному, это бремя, которое «грузит». Как же бремя может помогать быть свободным? Например, ты взял ответственность за поддержание чистоты в доме, выходит, ты вынужден тратить своё время на уборку. Дети не хотят этого делать. Почему? Они хотят играть и веселиться, а не думать о наведении порядка. Ответ, как ни странно, в том, что они как раз несвободны. Свобода заключается в том, что ты можешь выбрать из противоположных вариантов. В нашем случае это выбор между уборкой и ризвлечением. Так вот, у детей нет выбора, точнее выбор есть, но выбрать прибраться они по своей слабости и зависимости от своих чувств не могут. Если человек не может сделать выбор из-за слабости, значит, он добровольно отказывается от своей свободы. Как наркоман. Почему мы говорим, что он находится в зависимости от наркотиков? Потому что хотя на первый взгляд он может наркотики не принимать, но он продолжает их принимать, даже если это постепенно убивает его. Ему даже можно целую лекцию прочитать о вреде наркотиков или показать фотографии, видео, в которых во всех подробностях опишут ущерб от приёма наркотиков, всё равно это на него может не подействовать – он будет продолжать убивать себя. Просто, когда он в первый раз попробовал наркотики, он не думал, что попадёт в зависимость так сильно, что потеряет свою свободу. И получается, чтобы подарить ему свободу выбора, его нужно сначала вылечить от зависимости, причем так, чтобы у него не началась рецессия, и он, попав в общество наркоманов, не вернулся в прежнее состояние. Так что же происходит? Происходит то, что в сознании человека не сработала связь свобода-ответственность, суть которой в следующем: чтобы сохранить свободу, нужно быть ответственным в своём выборе. Выбирая, мы должны понимать, что получим в результате выбора. Наша ответственность заключается в том, чтобы не попасть в зависимость от того, что мы выбираем. И если мы всё же выбираем зависимость, то мы должны отдавать себе отчёт в том, что сами ущемляем свою свободу.
Наоборот же безответственность ведёт нас к увеличению зависимости, хотя на первый взгляд это не так. Кажется, что если мне не нужно отвечать за свой ошибочный выбор, то это и есть настоящая свобода. Всё бы хорошо, но в природе есть такой закон, который привязывает нас к тому, от кого или чего мы получили наслаждение. Например, мы своровали что-то, ожидая, что мы будем счастливы от сворованного, но проблема в том, что мы начали воровать из-за внутреннего дефицита, ощущения того, что нам чего-то не хватает, что уже само по себе показывает наше зависимое положение. Далее зависимость только увеличивается, так как наше счастье поставлено в зависимость от других людей или вещей. Как у наркомана, чье счастье зависит от наркотиков, которые он потребляет.
Мы рассмотрели только одну пару понятий – свобода и ответственность. Но уже из неё можно понять, что если человек стремится к свободе бездумно, не понимая, что свобода проявляется только в правильном умонастроении, то в результате он может не только не ощутить свободы, но и, как ни странно, попасть в ещё большую зависимость. Он может запутаться в обстоятельствах, которые порождаются его неправильными мыслями и действиями. Как муха, которая попала в паутину. Она считает, что, дёргаясь, поможет своему освобождению, но нет, чем больше она дёргается, тем больше запутывается. Вывод: не нужно дёргаться бездумно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...
Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"
Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...
Методическая разработка классного часа "Интернет-зависимость"
Данный классный час посвящен разговору об Интернет-зависимости, о вредных последствиях компьютерных игр....
Методическая разработка классного часа «Свобода быть разными»
Мы часто слышим слово «толерантность», к ней призывают, как к явлению милосердия и гуманизма. Что же такое толерантность? Как понимать это слово и, действительно ли быть толерантным &mdash...
Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка
Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...
С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов
Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...
Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»
Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...