Лекция по теме: Природа человека, врожденные и приобретенные качества
план-конспект урока

Наталья Ивановна Филатова

Человек, как социальное существо имеет:

- высокоорганизованный мозг;

- мышление;

- членораздельную речь;

- умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;

- способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;

- способность к самопознанию и саморазвитию;

- способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_priroda_cheloveka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Цель урока: Осознание учащимися стремлений, дающих человеку смысл жизни, осмысление мира и себя самого

Задачи:

1. Обучающие:

-раскрыть понятие смысл жизни;

- познакомиться с концепциями смысла жизни;

- охарактеризовать основные науки о человеке

2. Развивающие:

-развивать навыки анализа документов, участия в дискуссии, работы с понятийным аппаратом;

-сформировать некоторые практические навыки выбора установки смысла жизни.

- развивать умение сравнивать различные философские воззрения, точки зрения, выявлять общее и различное

3. Воспитательные:

 -осознать важность правильного выбора смысла жизни для становления личности, воспитание патриотизма, гражданской идентификации   

- формирование ценностных суждений

Тип урока:  комбинированный (1 час)

Оборудование:

• раздаточный материал (документы)
• компьютер в кабинете;
• мультимедийный проектор.

План урока:

1.  Цель и смысл жизни.

2.  Точки зрения философов на смысл жизни.

3.   Концепции смысла жизни

4.  Науки о человеке

Основные понятия: человек, духовные ориентиры, смысл жизни,  гражданин, патриот, общественные науки,

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

Организация внимания.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

В начале урока озвучить эпиграф урока: Человек – это звучит гордо!

                                                                                               М. Горький                                                                                

Преподаватель: Я предлагаю Вам,  исходя из эпиграфа  сформулировать тему нашего урока.
УЧЕНИКИ: Человек, природа человека.

Преподаватель: А кто такой человек?

УЧЕНИКИ: Человек – это биосоциальное  существо.

Преподаватель: А почему немецкий философ Фихте вопрос о сущности человека формулировал «что такое человек»?

Ответы учеников.

Преподаватель:  Чтобы уяснить сущность человека, необходимо понять, как он появился. Я предлагаю вам  взять рабочий лист, прочитать документ и ответить на поставленные вопросы. Используйте  маркеры, цветные ручки.

Работа с документами, в ходе  которой ребята отвечают какие концепции происхождения человека существуют.

Преподаватель: А какие ещё вы знаете теории происхождения человека.

УЧЕНИКИ: Палеовизита, религиозную.

III. Этап усвоения новых знаний

 Преподаватель: Какие отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?

УЧЕНИКИ:

Человек, как социальное существо имеет:

- высокоорганизованный мозг;

- мышление;

- членораздельную речь;

- умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;

- способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;

- способность к самопознанию и саморазвитию;

- способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.

Преподаватель: А что составляет духовные ориентиры?

духовные ориентиры

нормы религии              нормы морали        нормы права               семейные ценности  

                                                           смысл жизни

У каждого человека свое представление о смысле жизни. Я приготовила для Вас три фрагменты,  посмотрите их, и ответьте на вопрос: «Зачем, ради чего живет человек?

1. Отрывок из фильма «Как закалялась сталь»

2. Картина   «Жизнь-это удовольствия»

3. фотография Александра Прохореко.

Ответы учеников.

Преподаватель: Итак, у каждого свой смысл жизни.

Научные понятие смысла жизни:

Смысл жизни это — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества.

Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.

Преподаватель:  Жизнь Павла Корчагина, Александра Прохоренко связана с понятиями гражданин, патриот

УЧЕНИКИ: да.

Гражданин — человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделенный совокупностью политических и иных прав и обязанностей

Патриот - человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Преподаватель: А государство уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания внимание?

УЧЕНИКИ: Да.

Ещё в 2012 году В.В. Путин, выступая с посланием к Федеральному Собранию сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» Впервые в постсоветское время президент страны сформулировал стандарт воспитанности молодого человека: «Формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». Ну а смысл жизни  президент видит…. "В любви вообще заключается весь смысл жизни, бытия. Это и любовь к семье, к детям, к Родине. (видео сюжет)

Преподаватель: Живя в России,  мы должны соотносить интересы государства и личные интересы.

Преподаватель: Откройте, пожалуйста, учебники стр.30 и ознакомьтесь с точками зрения известных философов о смысле жизни:

Аристотель – добродетель, мудрость.

Кант и Гегель: нравственные искания, саморазвитие человека

Фромм – служба людям

Франк – духовная свобода и творческое начало.

Преподаватель: в философии выделят следующие концепции смысла жизни:

Аскетизм – ущемление плоти, ради возвышения духа.

Гедонизм - стремление получить максимальное наслаждение.

Прагматизм – оправдание любых средств ради достижения цели.

Альтруизм-самопожертвование ради достижения цели.

Утилитаризм - извлечение из всего практической пользы

Эвдемонизм – стремление понять и осуществить подлинное назначение человека.

Преподаватель: К сожалению человек как биологическое существо смертен, но он имеет возможность  вечного существования. Как такое возможно?

УЧЕНИКИ: Жизнь человека продолжается в детях, внуках, творчестве, памяти людей…

Преподаватель: А какие вы можете привести примеры людей, которые оставили свой след в истории?

УЧЕНИКИ:  называют фамилии деятелей науки, культуры, военных, которые служа народу оставили память о себе.

Преподаватель: А благодаря каким наукам, мы узнаем о жизни и деяниях людей?

УЧЕНИКИ: история, обществознание, биология, химия, психология, философия.

Преподаватель: Посмотрите на ста.31-32, какие еще науки о человеке называют авторы учебника?

УЧЕНИКИ: генетика, астрология, астрономия…

IV. Этап закрепления новых знаний

Преподаватель: Таким образом,  мы говорили сегодня на уроке, что человек – это звучит гордо. Что мы вложили в понятие Человек.

И почему это звучит гордо?

УЧЕНИКИ: Только человек способен на труд, направленный на  благо государства, уважение к старшим, любовь к Родине, семье…..

V. Этап. Домашнее задание

стр.33-34. документ ответы на вопросы 1-5 устно, задание 1 стр. 35 письменно.                

VI. Рефлексия:

1. Какое вам близко высказывания о смысле жизни, по тем чувствам, которые вы испытали сегодня на уроке (слайд презентации)

  • Стремись получить максимальное наслаждение
  • Н.Н. Трубецкой писал: «Полюби же ты, наконец эту жизнь, твою единственную, ибо другой не будет никогда. Полюби ее, и ты легко научишься любить и ту, лругую, чужую жизнь, так по-братски переплетённую  с твоей,  - тоже единственную»
  • А. Невский «За Русь! За Русь!»
  • Майя Плисецкая «Искусство – смысл жизни»
  • Жизнь имеет смысл, когда ты живешь, ради кого-то,  кроме себя.

2. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?


Выставление оценок.

Урок окончен. Спасибо за сотрудничество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Усовершенствование межпредметных связей в преподавании дисциплины «Анатомия и физиология человека» как способ повышения качества подготовки специалистов

Цель статьи — определить эффективность использования МПС в системе педагогических категорий и значение их усовершенствования как педагогическим коллективом, так и отдельными преподавателями в среднем ...

Врожденные и приобретенные стойкие нарушения слуха у детей

В статье рассматриваются теоретические основы проблем нарушений слуха у детей, причины возникновения, виды....

Контрольно-оценочные средства МДК.02.01. по теме: Сестринская помощь при пороках сердца врожденных и приобретенных.

Блок входного контроля содержит небольшую проверочную работу для определения уровня знаний и умений студентов, а также выявления трудностей, которые  могут возникнуть при изучении темы занятия....

Лекция 9 Устойчивость природо-технических систем (ПТС)

Строение природо-технической системы может быть описано с помощью набора структурных показателей, а её функционирование комплексом функциональных показателей.Структурные показатели включают в себя хар...

Лекция на тему: "Иерархия потребностей человека А. Маслоу"

Лекция на тему: "Иерархия потребностей человека А. Маслоу"...

Презентация "Врожденные и приобретенные формы поведения"

Данная презентация описывает врожденные и приобретенные формы поведения животных, а именно, безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления...

Лекция по теме "Литература Великой Отечественной войны. Человек на войне".

Великая Отечественная война – событие, которое отразилось на судьбе всей России. Каждый в той или иной степени коснулся ее. Художники, музыканты, писатели и поэты также не остались равнодушными ...