Лекция по теме: Природа человека, врожденные и приобретенные качества
план-конспект урока
Человек, как социальное существо имеет:
- высокоорганизованный мозг;
- мышление;
- членораздельную речь;
- умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;
- способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;
- способность к самопознанию и саморазвитию;
- способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_priroda_cheloveka.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Цель урока: Осознание учащимися стремлений, дающих человеку смысл жизни, осмысление мира и себя самого
Задачи:
1. Обучающие:
-раскрыть понятие смысл жизни;
- познакомиться с концепциями смысла жизни;
- охарактеризовать основные науки о человеке
2. Развивающие:
-развивать навыки анализа документов, участия в дискуссии, работы с понятийным аппаратом;
-сформировать некоторые практические навыки выбора установки смысла жизни.
- развивать умение сравнивать различные философские воззрения, точки зрения, выявлять общее и различное
3. Воспитательные:
-осознать важность правильного выбора смысла жизни для становления личности, воспитание патриотизма, гражданской идентификации
- формирование ценностных суждений
Тип урока: комбинированный (1 час)
Оборудование:
• раздаточный материал (документы)
• компьютер в кабинете;
• мультимедийный проектор.
План урока:
1. Цель и смысл жизни.
2. Точки зрения философов на смысл жизни.
3. Концепции смысла жизни
4. Науки о человеке
Основные понятия: человек, духовные ориентиры, смысл жизни, гражданин, патриот, общественные науки,
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
Организация внимания.
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
В начале урока озвучить эпиграф урока: Человек – это звучит гордо!
М. Горький
Преподаватель: Я предлагаю Вам, исходя из эпиграфа сформулировать тему нашего урока.
УЧЕНИКИ: Человек, природа человека.
Преподаватель: А кто такой человек?
УЧЕНИКИ: Человек – это биосоциальное существо.
Преподаватель: А почему немецкий философ Фихте вопрос о сущности человека формулировал «что такое человек»?
Ответы учеников.
Преподаватель: Чтобы уяснить сущность человека, необходимо понять, как он появился. Я предлагаю вам взять рабочий лист, прочитать документ и ответить на поставленные вопросы. Используйте маркеры, цветные ручки.
Работа с документами, в ходе которой ребята отвечают какие концепции происхождения человека существуют.
Преподаватель: А какие ещё вы знаете теории происхождения человека.
УЧЕНИКИ: Палеовизита, религиозную.
III. Этап усвоения новых знаний
Преподаватель: Какие отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?
УЧЕНИКИ:
Человек, как социальное существо имеет:
- высокоорганизованный мозг;
- мышление;
- членораздельную речь;
- умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;
- способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;
- способность к самопознанию и саморазвитию;
- способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.
Преподаватель: А что составляет духовные ориентиры?
духовные ориентиры
нормы религии нормы морали нормы права семейные ценности
смысл жизни
У каждого человека свое представление о смысле жизни. Я приготовила для Вас три фрагменты, посмотрите их, и ответьте на вопрос: «Зачем, ради чего живет человек?
1. Отрывок из фильма «Как закалялась сталь»
2. Картина «Жизнь-это удовольствия»
3. фотография Александра Прохореко.
Ответы учеников.
Преподаватель: Итак, у каждого свой смысл жизни.
Научные понятие смысла жизни:
Смысл жизни это — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества.
Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.
Преподаватель: Жизнь Павла Корчагина, Александра Прохоренко связана с понятиями гражданин, патриот
УЧЕНИКИ: да.
Гражданин — человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделенный совокупностью политических и иных прав и обязанностей
Патриот - человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Преподаватель: А государство уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания внимание?
УЧЕНИКИ: Да.
Ещё в 2012 году В.В. Путин, выступая с посланием к Федеральному Собранию сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» Впервые в постсоветское время президент страны сформулировал стандарт воспитанности молодого человека: «Формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». Ну а смысл жизни президент видит…. "В любви вообще заключается весь смысл жизни, бытия. Это и любовь к семье, к детям, к Родине. (видео сюжет)
Преподаватель: Живя в России, мы должны соотносить интересы государства и личные интересы.
Преподаватель: Откройте, пожалуйста, учебники стр.30 и ознакомьтесь с точками зрения известных философов о смысле жизни:
Аристотель – добродетель, мудрость.
Кант и Гегель: нравственные искания, саморазвитие человека
Фромм – служба людям
Франк – духовная свобода и творческое начало.
Преподаватель: в философии выделят следующие концепции смысла жизни:
Аскетизм – ущемление плоти, ради возвышения духа.
Гедонизм - стремление получить максимальное наслаждение.
Прагматизм – оправдание любых средств ради достижения цели.
Альтруизм-самопожертвование ради достижения цели.
Утилитаризм - извлечение из всего практической пользы
Эвдемонизм – стремление понять и осуществить подлинное назначение человека.
Преподаватель: К сожалению человек как биологическое существо смертен, но он имеет возможность вечного существования. Как такое возможно?
УЧЕНИКИ: Жизнь человека продолжается в детях, внуках, творчестве, памяти людей…
Преподаватель: А какие вы можете привести примеры людей, которые оставили свой след в истории?
УЧЕНИКИ: называют фамилии деятелей науки, культуры, военных, которые служа народу оставили память о себе.
Преподаватель: А благодаря каким наукам, мы узнаем о жизни и деяниях людей?
УЧЕНИКИ: история, обществознание, биология, химия, психология, философия.
Преподаватель: Посмотрите на ста.31-32, какие еще науки о человеке называют авторы учебника?
УЧЕНИКИ: генетика, астрология, астрономия…
IV. Этап закрепления новых знаний
Преподаватель: Таким образом, мы говорили сегодня на уроке, что человек – это звучит гордо. Что мы вложили в понятие Человек.
И почему это звучит гордо?
УЧЕНИКИ: Только человек способен на труд, направленный на благо государства, уважение к старшим, любовь к Родине, семье…..
V. Этап. Домашнее задание
стр.33-34. документ ответы на вопросы 1-5 устно, задание 1 стр. 35 письменно.
VI. Рефлексия:
1. Какое вам близко высказывания о смысле жизни, по тем чувствам, которые вы испытали сегодня на уроке (слайд презентации)
- Стремись получить максимальное наслаждение
- Н.Н. Трубецкой писал: «Полюби же ты, наконец эту жизнь, твою единственную, ибо другой не будет никогда. Полюби ее, и ты легко научишься любить и ту, лругую, чужую жизнь, так по-братски переплетённую с твоей, - тоже единственную»
- А. Невский «За Русь! За Русь!»
- Майя Плисецкая «Искусство – смысл жизни»
- Жизнь имеет смысл, когда ты живешь, ради кого-то, кроме себя.
2. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
Выставление оценок.
Урок окончен. Спасибо за сотрудничество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Усовершенствование межпредметных связей в преподавании дисциплины «Анатомия и физиология человека» как способ повышения качества подготовки специалистов
Цель статьи — определить эффективность использования МПС в системе педагогических категорий и значение их усовершенствования как педагогическим коллективом, так и отдельными преподавателями в среднем ...
Врожденные и приобретенные стойкие нарушения слуха у детей
В статье рассматриваются теоретические основы проблем нарушений слуха у детей, причины возникновения, виды....
Контрольно-оценочные средства МДК.02.01. по теме: Сестринская помощь при пороках сердца врожденных и приобретенных.
Блок входного контроля содержит небольшую проверочную работу для определения уровня знаний и умений студентов, а также выявления трудностей, которые могут возникнуть при изучении темы занятия....
Лекция 9 Устойчивость природо-технических систем (ПТС)
Строение природо-технической системы может быть описано с помощью набора структурных показателей, а её функционирование комплексом функциональных показателей.Структурные показатели включают в себя хар...
Лекция на тему: "Иерархия потребностей человека А. Маслоу"
Лекция на тему: "Иерархия потребностей человека А. Маслоу"...
Презентация "Врожденные и приобретенные формы поведения"
Данная презентация описывает врожденные и приобретенные формы поведения животных, а именно, безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления...
Лекция по теме "Литература Великой Отечественной войны. Человек на войне".
Великая Отечественная война – событие, которое отразилось на судьбе всей России. Каждый в той или иной степени коснулся ее. Художники, музыканты, писатели и поэты также не остались равнодушными ...