Технологическая карта учебного занятия по МДК.05.02. Инновационная деятельность в социальной работе. Тема: Факторы, препятствующие инновационной деятельности в социальной работе
план-конспект урока
Технологическая карта учебного занятия по теме "Факторы, препятствующие инновационной деятельности в социальной работе" раскрывает характеристику факторов, препятствующих внедрению в организацию нововведений. Занятиие построено на принципах научности, активности, проблемного подхода. Занятие построено в режиме интерактивной лекции
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема 2.1. Теоретические основы инновационной деятельности в социальной работе
Тема занятия: Факторы, препятствующие инновационной деятельности в социальной работе (уч. занятия 9-10, 11-12)
Дидактическая цель:
- создать условия для осмысления структуры и содержания инновационной деятельности в социальной работе;
- способствовать формированию представления у студентов о факторах, влияющих на продвижение инноваций в социальной работе;
- способствовать совершенствованию умения классифицировать, обобщать и систематизировать изучаемые явления как способа профессионального видения проблемы;
- содействовать развитию профессиональной культуры речи студентов.
Профессиональные компетенции:
формировать у студентов:
- умение анализировать социальные явления и процессы;
- умение выстраивать аргументы и доводы в процессе дискутирования и учебного диалога.
Общие компетенции:
формировать у студентов:
- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- умение принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- умение работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Вид занятия: интерактивная лекция
Тип занятия: изучение новых знаний
Образовательные ресурсы: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, раздаточный материал
Литература:
- Платонова Н.М.Инновации в социальной работе: учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 256 с.
- Инновационный менеджмент: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 Менеджмент организации / под ред. В. А. Швандара, В. Я.
Горфинкеля. - Москва: Вузовский учебник: ВЗФЭИ, 2006. - 381 с.
Сценарий занятия
I. Самоопределение к деятельности.
1. Приветствие. Настрой на работу. Какова роль инноваций в социальной работе?
II. Постановка учебной проблемы.
1. Выявление места и причины затруднения. Создание проблемного поля. Какие условия успешного продвижения инноваций? (ответы обобщаются, наиболее интересные вопросы записываются на доске). Достаточно ли знаний для ответа на вопрос?
2. Открытие темы и целей урока. Что поможет ответить на вопрос? Сформулируйте задачи своей деятельности на занятии.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Лекция преподавателя.
План лекции.
- Структура и содержание инноваций.
- Факторы, влияющие на продвижение инноваций.
- Материал лекции. Факторы, влияющие на продвижение инноваций
Чем значительнее предстоящие организации изменения, тем сильнее заявляют о себе психологические охранительные механизмы многих ее сотрудников. Эти механизмы запускают процесс, противоположный изменению, — сопротивление.
Одним из видов охранительных механизмов являются стереотипы. В сознании и поведении руководителей и сотрудников сложился целый набор стереотипов, препятствующих адекватному восприятию новшеств. Формы этих стереотипов таковы, что могут обеспечить их носителям неуязвимость со стороны общественного мнения.
Стереотипы восприятия включают несколько вариаций: «это у нас уже есть», «это у нас не получится», «это не решает наших главных проблем», «это требует доработки», «здесь не все равноценно», «есть и другие предложения».
Чтобы понять причины, по которым люди с определенными трудностями принимают изменения, следует обратиться к понятию гомеостаза. В настоящее время это понятие находит широкое применение далеко за пределами биологии – в психологии, генетике, кибернетике, социологии. Человек привыкает к определенному сочетанию внешних и внутренних условий даже в том случае, если они не совсем комфортны.
Сама проблема принятия изменений является данью нашему времени, для которого характерен нарастающий темп изменений. Вполне логичной может быть и обратная проблема — психологического принятия однообразных условий. Она может быть достаточно острой для такого исторического этапа, где привычно высокий темп изменений внезапно замедлился или остановился по тем или иным причинам.
Сказанное выше позволяет выделить два аспекта управления изменениями — тактический и стратегический.
Не менее важно причиной сопротивления изменениям является организационная (корпоративная) культура, понимаемая как совокупность образцов поведения и взаимодействия, характерная для конкретной общности людей.
Одним из основных методов снижения уровня и распространенности сопротивления изменения со стороны сотрудников организации считается привлечение их к процессу изменений на самом раннем этапе, предваряющем изменения — при подготовке и принятии решений о них.
Факторы, способствующие развитию Факторы, препятствующие развитию
- Целенаправленность
- Хорошая готовность
- Атмосфера, поддерживающая изменения
- Хорошие экономические предпосылки
- Осознание необходимости развития
- Давление конкуренции
- Структурная готовность организации
- Творческий подход
- Групповое давление
- Предполагаемая возможность развития
- Кризисная ситуация (необходимость)
- Настроенный на реформы исполнительный директор
- Положительный пример
- Честолюбие
- Рутинная работа
- Хороший результат коммерческой деятельности, достигавшийся в последнее время
- Опасения
- Авторитарный исполнительный директор
- Общее нежелание изменений
- Нездоровая внутренняя конкуренция
- Высокая текучесть персонала
- Недостаточная квалификация
- Дефицит ресурсов
- Результаты развития видны не сразу
- Нечеткая организационная структура
- Отсутствие творческого настроя
1. Факторы, способствующие и препятствующие инновационной деятельности
Известно, что человек и коллектив сопротивляются изменениям тогда, когда они не чувствуют себя в безопасности и не уверены в позитивности результатов и последствий изменений для себя. Отсюда можно сформулировать мотивы сопротивления работников нововведениям:
1) они вынуждены рисковать, а это противоречит их натуре;
2) они чувствуют, что в результате изменений могут оказаться лишними;
3) они чувствуют неспособность выполнять новую роль, отведенную им в результате изменения;
4) они чувствуют, что потеряют "лицо" в глазах руководства;
5) они не способны или не желают обучаться новому делу и осваивать новый стиль поведения.
Если говорить о групповом сопротивлении, то надо учитывать, что коллектив характеризуется стабильностью и постоянством в гораздо большей мере, чем отдельный человек. Намного легче отодвинуть в сторону одного человека, когда он стоит на пути прогресса, чем изменить отношение к прогрессу группы люди.
Таблица Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности
Группа факторов | Факторы, препятствующие инновационной деятельности | Факторы, способствующие инновационной деятельности |
Организационно-управленческая сфера | -Устоявшиеся оргструктуры; -Излишняя централизация; -Жестко иерархический принцип построения организации; -Преобладание вертикальных потоков информации; -Ведомственная замкнутость; -Трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий; -Жесткость в планировании; -Ориентация на сложившиеся рынки; -Сложность согласования интересов участников. | -Гибкость оргструктуры; -Децентрализация; -Матричная структура построения организаций; -Преобладание горизонтальных потоков информации; - Некоторая автономность во взаимодействии с другими структурами; -Индикативность в планировании, допущение корректировок; -Ориентация на проблемные направления и формирование групп под них; -Высокая степень согласованности всех субъектов инновации. |
Социально-психологическая сфера | -Сопротивление у субъектов, функции и статус которых могут быть изменены; -Сопротивление субъектов, которые вынуждены, будут перестраивать устоявшиеся способы деятельности; -Сопротивление нарушениям стереотипов поведения, сложившихся традиций, норм; -Боязнь неопределенности, опасения наказания за неудачу; -Сопротивление всему, что поступает извне (синдром чужого изобретения). | -Моральное поощрение, общественное признание; -Обеспечение возможностей для творческой реализации субъекта |
V. Первичное закрепление нового материала.
- Коллективная работа. Творческое задание
- Проанализируйте таблицы, прокомментируйте их. Какие факторы повторяют авторы? Какие факторы, на ваш взгляд, самые сильные?
2. Проверка коллективной работы. Представление решения групп, обоснование и аргументирование мнения. Оценка ответов, наиболее полных и убедительных.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Беседа по осмыслению лекции.
- Как вы считаете, все ли инновации надо внедрять в систему социального обслуживания населения?
- Есть ли мнение, что некоторые факторы, мешающие инновационным процессам, всё же имеют место?
- Чем обусловлено существование факторов, не способствующих инновациям?
VI. Информация о домашнем задании. 1. Составить задания для контроля знаний по теме. 2. Провести интервьюирование сотрудников отделов Управления соцзащиты населения г. Валуйки об опыте внедрения инновационных технологий в социальном обслуживании населения
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи
Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...
Технологическая карта учебного занятия по физической культуре по теме: Техника передвижений, передач и подач мяча в игре волейбол
В технологической карте представлены тема, цели занятия, указаны тип занятия, форма и методы обучения, содержание и структура учебного занятия...
Технологическая карта учебного занятия по теме: «Ипотечное кредитование. Финансовая ответственность при взятии ипотечного кредита»
Технологическая карта учебного занятия по теме "Ипотечное кредитование. Финансовая ответственность при взятии ипотечного кредита" : Особенности ипочного кредитования. Структура социальной ип...
Технологическая карта учебного занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения
Технологическая карта учебного занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения...
Технологическая карта учебного занятия по теме: Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы
Технологическая карта учебного занятия по теме: Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы...
Технологическая карта учебного занятия по разделу программы:Россия в конце 17-18 веков: от царства к империи. Тема:Внешняя политика Екатерины 2
Урок лабораторного типа с элементами ролевой игры. Цель: Сформировать представление о целях, направлениях, основных событиях и итогах внешней политики во 2 половине 18 век...
Технологическая карта учебного занятия по МДК 01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья "Режимные процессы 1 половины дня"
Тема занятия: Проведение режимных моментов в первую половину дня в младшем и старшем дошкольном возрасте.Цель:Демонстрация умения проводить режимные моменты в 1 половину дня на ...