Школьная профессиональная ориентация как фактор развития Мурманской области и важный элемент её экономической безопасности
материал
1) Добрый день. Тема моего доклада: «Школьная профессиональная ориентация как фактор развития Мурманской области и важный элемент её экономической безопасности». Казалось бы, все и так понятно – профессиональная ориентация позволяет выполнить государственный и общественный заказ на специалистов, не хватающих на каком-то этапе развития страны, области, населенного пункта. Но для Мурманской области уже сегодня положение становится критичным.
2) Не хватает таких специалистов как врачи, учителя (математика, физика, химия, биология и д.р.), инженерно-технический персонал (энергетики, строители, инженеры-конструкторы) и другие. Почему так складывается? Давайте попытаемся разобраться в сложившейся ситуации.
3) Как вы все знаете, население Российской Федерации уменьшается. В результате серьезных потрясений 90-х годов XX века российское общество столкнулось с демографической ямой. В период с 1993 по 2001 год рождаемость упала в 6 раз, смертность увеличилась в 2,5 раза, срок жизни уменьшился на 5 лет. С 2014 года начинается вторая волна демографического кризиса.
На сегодня в Мурманской области ситуация складывается крайне негативно. Ранее Мурманская область привлекала население высокой оплатой труда («северными коэффициентами» и «полярными надбавками» к зарплате). Большая часть мигрантов ехала сюда на время, чтобы заработать деньги, а затем потратить их в более благоприятных для жизни районах (например, купить дом или квартиру, автомобиль и т. д.). Однако инфляция «съела» их сбережения, а нынешние доходы населения Севера отнюдь не компенсируют ни жизни в суровых условиях, ни расходов на питание.
4) Убыль населения из региона начинается с 90-го года XX века. За 29 лет область потеряла 437 911 человек, что является 36,8 % от населения области после распада СССР.
5) На рубеже 2015/2016 годов началась вторая волна демографического кризиса.
6) По подсчетам Росстата РФ, если сохранится тенденция сегодняшнего дня, то в 2035 году будет третья волна демографического кризиса, и в области останется примерно 640 тысяч человек. Потеря региона составит 46,3% населения.
Как мы знаем, третья волна демографического кризиса характеризуется превышением пенсионного населения над трудоспособным.
7) Коэффициент демографической нагрузки согласно прогнозам Росстата будут варьироваться от 10,7% до 17,1%. То есть на 1000 жителей будет приходиться всего от 107 до 171 трудоспособного гражданина.
8) Ученики, которые сейчас обучаются с 1 по 11 класс, в 2035 году будут в возрасте от 23 до 34 лет, то есть будут входить в трудоспособное население.
По данным центра занятости на данный момент сложилась тенденция к тому, что всего лишь 16% учеников осознанно выбирают профессию. Остальные: поступают с друзьями, слушают совет родителей, учатся лишь бы на какую-нибудь профессию.
Проблем несколько:
Во-первых, отсутствие мотивации у учеников.
9) Цикл мотивации состоит из 5 пунктов: 1) потребность человека, 2) усилия, 3) действие, 4) вознаграждение, 5) удовлетворение. Самый тяжелый этап это действие. Часто так происходит, что просто не добираются до вознаграждения, бросая действие на половине пути.
Во-вторых, часто так случается, что выпускники уезжают на обучение в другой регион и не возвращаются обратно в Мурманскую область. Кто-то уезжает жить и работать за границу. Развитие чувства патриотизма не только к своей стране, но и к своему региону. Краеведение очень слабо развито в школах.
На данный период времени профессиональная ориентация сводится к проведению психологических тестов и посещению учебных заведений. Но выпадает существенный фактор – понимание того, чем придется заниматься на рабочем месте в будущем.
10) Работая в Мурманском морском рыбопромышленном колледже я сталкивался с тем, что молодые люди после того как ходили на практику в море либо по возвращению забирали документы из колледжа, или принимали для себя решение не связывать свое профессиональное развитие с полученной профессией.
Некоторые школьники после 9 класса уходят и в СПО не потому, что не могут учится в 10-11 классах, а потому что боятся предстоящих экзаменов (ЕГЭ).
Региону уже сейчас необходимы новые инструменты развития профессиональной ориентации у школьников. В противном случае экономика региона будет неуклонно снижаться из-за отсутствия квалифицированных кадров, отсутствия грамотных граждан развивающих малый и средний бизнес. При демографическом кризисе данная ситуация станет критичной, что приведет к подрыву экономической безопасности. 11), 12)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_professionalnaya_orientatsiya_kak_faktor_razvitiya_i_ekonomicheskoy.pptx | 200.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Специальности востребованные в Мурманской области Врачи (всех профилей) ; Учителя (математика, физика, химия и др.) ; Инженерно-технический персонал (инженеры-конструкторы, энергетики) ; Строительные специальности.
Демографический кризис В 90-е годы XX века первая волна кризиса: Рождаемость упала в 6 раз ; Смертность увеличилась в 2,5 раза ; Срок жизни уменьшается на 5,7 лет .
Мурманская область За 29 лет с 1990 года Мурманская область потеряла 437911 человек (36,8%). Причины: переезд, смерть, демографический кризис.
Мурманская область На рубеже 2015/2016 годов начинается вторая волна демографического кризиса . «Не рожденные дети, не рожденных родителей».
Мурманская область По расчетам Росстата РФ, при сохранении тенденции в 2035 году будет потеряно 46,3%. В области останется, примерно, 640 тысяч человек . Третья волна демографического кризиса.
Третья волна кризиса Коэффициент демографической нагрузки будет варьироваться от 10,7 % до 17,1%. То есть на 1000 человек будет приходится всего от 107 до 171 гражданина трудоспособного возраста.
Третья волна кризиса Ученики с 1 по 11 класс в 2035 году будут в возрасте от 23 до 34 лет, то есть составят то самое трудоспособное население, которого будет катастрофически не хватать.
Источники: http://murman-zan.ru – центр занятости Мурманской области http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ http://murmanskstat.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики МО.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по дисциплине «базы данных» как важный элемент творческого обучения
Целью олимпиады по дисциплине «базы данных» является содействие в подготовке студентов к будущей работе в профессиональных коллективах, поддержка изучения программных продуктов и технологий Microsoft,...
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Мотивация играет значительную роль в обучении иностранным языкам в профессиональной школе. Особая роль отводится внутренней и внешней мотивации в обучении. Она повышает роль иностранного языка в форми...
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....
Самостоятельная работа как фактор развития профессионально-педагогической мобильности педагога профессионального обучения
Актуальность исследования. Высшее образование в России на протяжении последнего десятилетия находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Движущими силами процессов, происходящи...
Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»
Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...
Методические рекомендации к производственной практике по профессиональному модулю ПМ 05 Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии
данные методические рекомендации адресованы преподавателям и студентам специальности 44.02.02 "Перподавание в начальных классах"...