Рабочая программа Волонтёрского клуба ГАПОУ РС (Я) «АПТ»
рабочая программа
Программа направлена на создание условий для развития волонтерского движения и развития у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек и воспитания здорового образа жизни.
Программа рассчитана на 1 учебный год, предназначена для обучающихся в возрасте от 16 лет.
В документе представлены цели, задачи, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kluba_volonterov.docx | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Алданский политехнический техникум»
Рабочая программа Волонтёрского клуба ГАПОУ РС (Я) «АПТ»
Цель программы:
Создание условий для развития волонтерского движения в Алданском политехникуме как одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Задачи:
- Создать механизм работы Клуба волонтеров с окружающим социумом, через практику реализации социальных проектов.
- Научить студентов самостоятельно планировать и реализовывать социальные проекты.
- Способствовать патриотическому воспитанию студентов.
- Воспитывать в студентах чувство гражданской ответственности.
- Развивать лидерские качества, направлять их в русло добровольческой деятельности.
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № от « » 2018гг. | Согласовано с зам. директора по УВР | Утверждаю: Директор Приказ № от « » 2018 г. |
Программа рассчитана на обучающихся Алданского политехникума
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Руководитель: Л.С. Дмитриенко,
педагог-психолог.
2018
Пояснительная записка
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В Общенационациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
“Стратегия модернизации содержания общего образования” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии.
Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально-активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально-активным, не участвуя в самой деятельности.
Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтёрское движение, на наш взгляд, может стать одной из таких форм работы.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:
во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение);
во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность: подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования);
в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, агитационные выступления, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету.
Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.
Срок реализации программы - 1 год. Она рассчитана на обучающихся от 16 лет.
Основная цель: заинтересовать обучающихся волонтерской деятельностью, вовлечение их в добровольческие проекты, воспитание гражданской ответственности. Основным критерием оценивания станет степень успешности реализации социальных проектов в течение года.
Цель программы:
Создание условий для развития волонтерского движения в АПТ как одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Задачи:
- Создать механизм работы АПТ с окружающим социумом, через практику реализации социальных проектов.
- Научить студентов самостоятельно планировать и реализовывать социальные проекты.
- Способствовать патриотическому воспитанию студентов.
- Воспитывать в студентов чувство гражданской ответственности.
- Развивать лидерские качества, направлять их в русло добровольческой деятельности.
Календарно-тематическое планирование.
Даты проведения | № урока | Темы и подтемы учебного курса | Тип урока | Методы и приёмы | Оборудование и наглядность | Кол-во часов |
1-2 | Что такое волонтерство? Роль детской организации в волонтерском движении. Волонтерское движение в нашей школе. Я - в команде | Теор./ практ. | Беседа, игры на командообразование | Презентация, реквизит для игр | 2 | |
3 | Составление программы деятельности | Теор./ практ. | Мозговой штурм. Расстановка приоритетов | Презентация | 1 | |
4-5 | Люди, которые в нас нуждаются. Подготовка к помощи в ремонте жилого помещения | Теор./ практ. | Беседа, обсуждение | Презентация | 2 | |
6-7 | Что такое тимуровская работа? История тимуровского движения. Подготовка к акции «Тимуровец». Проведение акции «Тимуровец» | Теор./ практ. | Беседа, Тренинг на определение моральных ценностей Помощь пенсионерам, ветеранам | Видеоотрывки о «тимуровской работе» | 2 | |
8-9 | Подготовка ко Дню матери. Выставка рисунков | практ. | Беседа, рисование | Рисование рисунков | 2 | |
10-11 | Сбор макулатуры | практ. | Обсуждение | Фото, информация для стендов | 2 | |
12-13 | Помощь в оформлении музея | Теор./ практ. | Рассказ о музее, музейном деле. | Реквизит для оформления стендов в музее | 2 | |
14-15 | «Полезные и вредные привычки» – игра для школьников младшего и среднего звена | Теор./ практ. | Игра в игры | презентация | 2 | |
16-17 | История благотворительных акций в нашей стране. Подготовка акции «Милосердие». Общение с соц. работниками. Проведение акции «Милосердие». Реализация соц. проектов | Теор./ практ. | Беседа. Проведение дебатов. Сбор вещей и канцтоваров для малообеспеченных людей | Презентация Автобус для доставки вещей. | 2 | |
18-19 | Разработка проекта | Теор./ практ. | Мозговой штурм, обсуждение, утверждение концепции спортивной площадки. | Презентация, разработки площадок на слайдах | 2 | |
20-21 | Скоро-скоро Новый год. Подготовка благотворительных акций | Теор./ практ. | Беседа. Мастер-класс по изготовлению новогодних игрушек | Материал для изготовления игрушек | 1 | |
22-23 | Разработка сценария к Новому году. | Теор./ практ. | Беседа, разучивание игр | Презентация | 2 | |
24-29 | Подготовка новогоднего представления для младших классов. | Теор./ практ. | Беседа. Подготовка новогоднего представления для малышей. | Костюмы, презентация и т. д. | 2 | |
30-31 | Объявление акции «Волшебство своими руками». Изготовление открыток для детей, находящихся на лечении в Таловской ЦРБ | Теор./ практ. | Мастер-класс по изготовлению открыток. Новогодняя развлекательная игра | Материал для мастер-класса, реквизит для игр | 1 | |
32-33 | «Посвящение в волонтеры». Клятва волонтеров. Утверждение песни волонтерского отряда. | Теор./ практ. | Игровая программа посвящения. | Реквизит для игровой программы | 1 | |
34 | Конкурс среди 5-8 классов на лучшую новогоднюю газету. | практ. | Мастер-класс по изготовлению новогодних газет | Материал для мастер-класса | 1 | |
35 | Новый год дарит чудо. | Теор./ практ. | Вручение больным детям открыток. Вручение новогодних кульков детям с ограниченными возможностями. | Автобус. Изготовленные подарки | 1 | |
36 | Истории славные страницы. Беседа о городе Воронеже в годы войны. Роль пионерской организации в военное и послевоенное время. | Теор./ практ. | Беседа, дебаты, работа в группах | Презентация о детях в войну | 1 | |
37-38 | Публичное выступление. Секрет успеха | Теор./ практ. | Беседа. Тренинги на раскрепощение. | Видеокамера, ноутбук | 2 | |
39-40 | Работа над соц. проектом | Практ. | Исправление ошибок, работа над презентацией проекта, подготовка к защите. | Видеокамера, ноутбук | 2 | |
41-42 | Завершение написания соц. проектов. | Практ. | Написание отчетных документов, оформление стендов | Стенды, материалы для оформления. | 2 | |
43-44 | Изготовление валентинок, работа школьной почты. | Теор./ практ. | Изготовление валентинок, работа школьной почты. | материал для оформления валентинок | 2 | |
45-46 | Итоги соц. проектирования. Защита соц. проектов. | Практ. | Публичная защита соц. проектов | Стенды, презентация | 2 | |
47-48 | «Тимуровская работа» | Практ. | Помощь пенсионерам и ветеранам в уборке придомовых территорий | Инвентарь для работы | 2 | |
49-50 | Акция «Нет табачному дыму». Выставка рисунков «Портрет курильщика» | Теор./ практ. | Оформление стендов | Рисунки, стенды | 2 | |
51-52 | Выпустить и раздать буклеты о вреде пива “Мифы и реальность” | Теор./ практ. | Беседа о вреде пива. Психологический тренинг. | Бумага для буклетов, ноутбук | 2 | |
53-54 | Изготовление и распространение буклетов о здоровом образе жизни. | практ. | Изготовление и распространение буклетов о здоровом образе жизни. | Бумага, ноутбук | 2 | |
55-56 | Оформление стенда «Здоровый образ жизни» | практ. | Оформление стенда «Здоровый образ жизни» | Бумага, ноутбук | 2 | |
57-58 | Чистый поселок – наша гордость. Проведение акции «Чистый двор» | Теор./ практ. | Разговор об экологии в нашем поселке. Анкетирование Уборка территории школы. | Инвентарь для уборки. | 2 | |
59-62 | Помощь учителям – пенсионерам, ветеранам ВОВ, инвалидам в благоустройстве дворов. Изготовление открыток для ветеранов. | практ. | Помощь пенсионерам, ветеранам | Инвентарь для уборки. | 2 | |
63-64 | Уборка памятника возле школы | практ. | Уборка памятника возле школы | Инвентарь для уборки. | 2 | |
65-66 | Подготовка концерта ко Дню Победы | Теор./ практ. | Подготовка концерта к Дню Победы | Номера для концерта | 2 | |
67-69 | Подготовка мероприятий к празднованию 71-летия Победы в ВОВ | Теор./ практ. | Рассказ о войне. Разработка мероприятий | Презентация | 2 | |
70 | Обсуждение работы клуба за год, внесение предложений на следующий год, предложения для новых соц. проектов. Обсуждение работы летом. | Теор./ практ. | Игры на раскрепощение, доверие. | Презентация о проделанной работе. | 2 |
Для успешной реализации программы необходимо использовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимую основу программы.
Принципиальные основы деятельности взрослого: обеспечение безопасности ребенка; достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов; организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”; продуманная логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность; максимальное использование имеющихся материально- технических и природных ресурсов.
Принципиальные основы деятельности ребенка: добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности; реализация личных способностей ребенка; значимость деятельности ребенка; положительный результат участия в программе.
Основной результат работы – формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Методическое обеспечение.
Интернет-источники
1.http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82 Практическое руководство для начинающих волонтеров
2."Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua
3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=31
- Видеоролики о вреде употребления ПАВ
- Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России
Литература
1. Программа обучающего курса школы волонтеров «Академия добра»
2. Лях. Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2016 – 160 с.
3. Либоракина, М., Якимец, В., Гражданские инициативы и будущее России, - М., 2017
4. Агапов, Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2016 - №21.
5. Бодренкова, Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1
6. Добровольцы: как их найти и удержать / под. ред. Гриффит, К.М.: Педагогическое объединение «Радуга». 2015г.
7. Дьячек, Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под.ред. Л.В. Никитиной. – М.: «ACADEMIA» 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спортивного клуба «ЗДОРОВИЧОК»
В настоящее время проблема сохранения и поддержания здоровья учащихся вышла на государственный уровень. Наблюдается пристальное внимание к о...
рабочая программа кружка "Пресс-клуб"
авторская программа, разработана и введена в 2013-2014 учебном году. Результатом работы является выпуск газеты "Диктофон"....
Рабочая программа «Военно-патриотический казачий клуб «Платовский»
Рабочая программа дополнительная общеразвивающая программа военно-патриотической направленности «Военно-патриотический казачий клуб «Платовский»...
Рабочая программа Волонтёрского клуба ГАПОУ РС (Я) «АПТ»
Программа направлена на создание условий для развития волонтерского движения и развития у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек и воспитания здорового ...
Рабочая тетрадь КЛУБ-УП
Рабочая тетрадь КЛУБ-УП...
План проведения занятий клуба «Контакт» по теме «Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ через организацию совместной деятельности в рамках детско - родительского клуба « Контакт» на 2022-2023 учебный год.
Тема проекта клуба «Контакт». «Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ через организацию совместной деятельности в рамках детско - родительского клуба «Контакт»...
Рабочая программа по дисциплине «Экология» для специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» разработанную преподавателем ГАПОУ КК «Новороссийский колледж строительства и экономики»
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по сп...