Бинарный урок - опыт применения в профессиональном образовательном учреждении
статья на тему

Васильева Александра Витальевна

Краткое описание отличительных особенностей бинарных уроков и представление опыта проведения бинарного урока в профессиональном образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok_-_statya.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарный урок - опыт применения в профессиональном образовательном учреждении

        Работая в  профессиональном образовательном учреждении с мало мотивированными на получение общего образования подростками,  педагоги очень часто задают себе и коллегам  вопрос: как еще заинтересовать учащихся уроками общеобразовательных дисциплин?

        Одним из ответов на этот вопрос стало проведение бинарных уроков.

Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов. На бинарных уроках можно соединить казалось бы несовместимые предметы, например, биология и английский язык  В нашем случае это были экономика и история. В другой раз - обществознание и история.

Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

        Бинарные уроки призваны  решать более сложные задачи:

  • расширять кругозор у учащихся и педагогов;
  • интегрировать знания из разных областей;
  • способствовать формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;
  • повышать мотивацию к изучению предметов, т. к. создают условия для практического применения знаний;
  • развивать у обучающихся навыки самообразования, потому что подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;
  • развивать аналитические способности и изобретательность;

Бинарные уроки обладают огромным воспитательным потенциалом, так как позволяют учащимся принимать решения в творческих ситуациях.

        Это более высокий уровень сотрудничества двух педагогов, а также педагогов и учащихся.

Обычно бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы на основе межкультурного взаимодействия. Задания представляются в виде диаграмм, таблиц, газет, видеофильмов, имеющих практическую ценность, которые, в дальнейшем, можно использовать в качестве дидактического материала.         

Самым удачным, по нашему мнению, стал бинарный урок по теме "Социальная стратификация" с группой учащихся по профессии "Автомеханик".  В группе учатся  25 мальчиков 15-17 лет.

Особенности подготовки бинарного урока.

Особых трудностей в подготовке урока мы не испытали. Идея, план, четкое разграничение функций каждого педагога, совместная работа по "слиянию" материала, подготовка презентации, репетиция для определения соответствия запланированного времени и реально необходимого. Определение места проведения урока, техническая подготовка. "Подгонка" расписания. Здесь стоит отметить, что интерес администрации  к подобным мероприятия очень важен. Без внесения изменений в учебное расписание проведения таких уроков невозможно.  

Проведение урока.

Главной целью урока  стало повышение познавательной и практической активности наших учеников. 

 Учащимся  было предложено разделиться на три примерно равные группы и разместиться за "круглыми"столами (парты были установлены по три, имитируя круглый стол). Капитанов команд мы определили заранее из числа самых успешных учеников. Даже уже этот необычный для них формат заставил ребят проявить живой интерес к предстоящему уроку. К тому же урок ведут не один, а два преподавателя! Далее вступительным словом преподаватель обществознания довел до учащихся цели и план урока. Короткая лекция (15 минут) с помощью презентации по новой для ребят теме с яркими и красочными историческими примерами древней Индии, средневековой Европы и крепостного права в России. Лекцию преподаватели читали по очереди по заранее определенному плану, при этом преподаватели постоянно держали с учащимися обратную связь. И, наконец, самое интересное -  творческие задания  по группам, решая которые они должны были применить как только что так и ранее полученные знания по обществознанию и истории! Ребята очень активно обсуждали задания, дискутировали друг с другом, отстаивали свое мнение, жестикулировали. К концу занятия капитаны поочередно озвучивали ответы своей команды. Здесь в дискуссию вовлеклась уже вся группа. Было немного шумно, но, главное, заинтересованы были все, даже "отстающие".

В конце урока подвели итоги, оценили участие каждой команды. Поблагодарили ребят за активное участие.  Лучшей оценкой для нас стали фразы: "Спасибо за урок!" и "А когда мы еще раз так позанимаемся?".

Таким образом, мы достигли поставленных целей урока и планируем проводить подобные уроки в дальнейшем.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.

В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста  в современных условиях,  раскрыта  сущность понятий  «индивидуализация» студ...

Бинарный урок с применением кейс-технологий

Бинарный урок с применением кейс-технологий...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА для студентов 1 курса образовательных учреждений среднего профессионального образования

Методическая разработка урока представляет собой проект занятия по английскому языку, предназначена для преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования и школьных...

Статья на тему «Применение качественных задач в процессе преподавания физики и электротехники в профессиональных образовательных учреждениях»

Одним из основных условий успешной подготовки квалифицированных работников в колледжах является органическое единство общеобразовательной и профессиональной подготовки. В данной работе рассматривается...

Развитие интереса к урокам литературы в условиях среднего профессионального образовательного учреждения

Статья посвящена вопросу, как воспитать вдумчивого и внимательного читателя на уроках литературы в СПО. Из опыта работы приведены примеры разнообразных методик и стратегий, направленных на развитие ин...