Методическая разработка по выполнению самостоятельных работ по обществознанию
методическая разработка на тему

Солтанов Александр Иванович

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы предназначенной для студентов СПБ ГБПОУ "Техникум"Приморский"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._ukazaniya_po_samost._rabote_obshchestvoznanie.docx68.46 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Техникум «Приморский»

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

(включая экономику и право)

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Санкт-Петербург

2018

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для студентов СПб ГБПОУ «Техникум «Приморский», осваивающих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования по профессиям:

15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию;

24.01.01 Слесарь-сборщик авиационной техники;

23.01.03 Автомеханик;

09.01.63 Мастер по обработке цифровой информации.

Методические указания разработаны с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования.

 

Составитель:

- Солтанов А.И., преподаватель обществознания СПб ГБПОУ «Техникум «Приморский».

Рассмотрены и рекомендованы на заседании методического объединения общеобразовательных дисциплин.

Протокол № 9 от  18 мая 2016г.

Рассмотрены и приняты на заседании Методического совета.

Протокол № 4 от  21 июня 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 

4

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

6

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

7

ПРИЛОЖЕНИЯ

26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная самостоятельная работа - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Цель: Формирование и развитие умений и навыков студентов самостоятельно и творчески пополнять и обновлять знания.

Задачи:

  • систематизация   и   закрепление   полученных   теоретических   знаний   и практических умений обучающихся;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • развитие     познавательных    способностей     и     активности     обучающихся: самостоятельности,    ответственности    и    организованности,    творческой инициативы;
  • формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений.

В настоящее время существует несколько десятков видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Но, как показывает практика, наиболее эффективными и общедоступными являются: написание рефератов, подготовка сообщений, докладов, создание презентаций, так как методика их реализации универсальна. Многие их методы и алгоритм применяются и в ряде других видов самостоятельной работы: при написании эссе, тезисов,  в исследовательских работах и проектах, составлении конспектов, рецензий. Кроме того, эти виды работы наиболее востребованы в образовательной деятельности.

Указанные выше виды внеаудиторной самостоятельной работы позволяют быстрее, лучше и надежнее связывать теоретические положения аудиторных занятий с практикой, углублять и закреплять их.

По каждому разделу и теме студентам предлагается достаточное количество   примерных тем для рефератов, докладов и сообщений, создания презентаций. Но при этом студенты могут по согласованию с преподавателем выбрать свою тему, а также имеют право остановиться на другом виде внеаудиторной самостоятельной работы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Обществознание: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2006г.

Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев.- М.: Просвещение, 2006г.           

Дополнительная:

Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.

Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2014.

Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей  технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.

Важенин А. Г. Обществознание  для профессий  и специальностей  технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.

Важенин А. Г. Обществознание для профессий  и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.

Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013.

Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М., 2015.

Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.

Северинов К. М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.

Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.

Словари

Большой словарь иностранных слов в русском языке. – М., ЮНВЕС, 1999.

Школьный словарь по обществоведению: учебное пособие для 10–11 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2012.

Интернет - ресурсы

www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал). www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

        

Наименование разделов и тем

Вид учебной работы

Объем часов

1

2

3

Введение

Самостоятельная работа

1

Раздел 1. Общество и человек

Тема 1.1. Общество как сложная система

Самостоятельная работа

4

Тема 1.2. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Самостоятельная работа

3

                                                               ВСЕГО ЗА 1 СЕМЕСТР – 8 часов

Тема 1.2. - продолжение

Самостоятельная работа

1

Раздел II. Основные сферы общественной жизни

Тема 2.1. Духовная культура личности и общества

Самостоятельная работа

2

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

Самостоятельная работа

1

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Самостоятельная работа

3

Тема 2.4. Экономика – важнейшая сфера общества

Самостоятельная работа

1

Тема 2.5. Социальные отношения. Социальная роль и стратификация

Самостоятельная работа

3

Тема 2.6. Социальные нормы и конфликты

Самостоятельная работа

2

Тема 2.7. Важнейшие социальные группы и общности

Самостоятельная работа

3

Тема 2.8. Политика. Политическая власть. Государство в политической системе

Самостоятельная работа

3

Тема 2.9. Участники политического процесса

Самостоятельная работа

2

Раздел III. Право как особая система норм

Тема 3.1. Правовое регулирование общественных отношений

Самостоятельная работа

3

                                                               ВСЕГО ЗА 2 СЕМЕСТР – 24 часа

Введение

Самостоятельная работа

1

Раздел IV. Экономика

Тема 4.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Самостоятельная работа

6

Тема 4.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Самостоятельная работа

18

                                                               ВСЕГО ЗА 3 СЕМЕСТР – 25 часов

Тема 4.2. - продолжение

Самостоятельная работа

3

Тема 4.3. Рынок труда и безработица

Самостоятельная работа

3

Тема 4.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Самостоятельная работа

3

Раздел V. Проблемы социально-политической и духовной жизни

Тема 5.1. Основные формы общественного сознания и социальная практика

Самостоятельная работа

6

Раздел VI. Право

Тема 6.1. Основы конституционного права Российской Федерации

Самостоятельная работа

9

Тема 6.2. Отрасли российского права

Самостоятельная работа

6

                                                             ВСЕГО ЗА 4 СЕМЕСТР – 30 часов

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Введение

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Кто выиграл в знаменитом споре «физиков» и «лириков» на рубеже 50-х – 60-х годов?
  • Социально-гуманитарное знание как основа для общественного прогресса.
  • Почему достижениям в области естественных, точных и технических наук нужна этическая оценка и гуманитарная экспертиза?
  • Ваше отношение к уже сложившейся на рубеже XX –XXI веков тенденции к интеграции естественно-технических и гуманитарных наук.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел I. Общество и человек.

Тема 1.1. Общество как сложная система.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Теория пассионарности Л.Н. Гумилева.
  • Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.
  • Типология цивилизаций.
  • Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
  • Процессы глобализации в современном мире.
  • Экологический аспект глобальных проблем.
  • Характеристика ………………(любой глобальной проблемы по выбору).
  • Значение и роль техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.
  • Противоречивость воздействия людей на природную и социальную среду.
  • Эволюция и революция как формы социальных изменений.
  • Антиглобализм, его причины и проявления.
  • Общественный прогресс и его критерии.
  • Суть учения о ноосфере акад. В.И. Вернадского.
  • Космос и человек.
  • Многовариантность общественного развития.
  • Прогресс: за и против.
  • Гуманизм – главный критерий прогресса.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел I. Общество и человек.

Тема 1.2. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Кто такие феральные люди?
  • Причины и истоки агрессивного поведения.
    Как человек становится личностью.
  • Творчество в жизни человека
  • Духовные ценности человека
  • Цель и смысл жизни человека
  • Проблема толерантности
  • Мировоззрение и миропонимание.
  • Талант – это природное или социальное явление?
  • Особенности эволюции человеческого рода.
  • Характер и темперамент человека – как они взаимодействуют.
  • Можно ли стать человеком после жизни в животном сообществе?
  • Характер и его воспитание.
  • Способности и их развитие.
    Психологический портрет подростка.
    Самооценка личности подростка.
  • Индивидуальность – её проявление на биологическом и социальном уровне.
  • Характер человека, и проблемы общения в коллективе.
  • Абсолютная истина – достижима ли она?
  • Проблема интуитивного знания и познания.
  • Ненаучное знание и познание.
  • Обладают ли животные интеллектом?
  • Проблемы моделирования человеческой психики.
  • Может ли искусственный интеллект превзойти человеческий? (Аргументы за и против).
  • Характер: наследственность или воспитание.
  • Человек и компьютер – плюсы и минусы взаимодействия.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни.

Тема 2.1. Духовная культура личности и общества.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Молодежная субкультура: нормы и система ценностей.
  • Популярные виды молодежной субкультуры: суть и атрибутика.
  • Элементы духовной культуры.
  • Экологическая культура.
  • Нравственная культура.
  • Эстетическая культура и художественное творчество.
  • Проблема классификации культур.
  • Традиции и новаторство в культуре.
  • Проблемы современной отечественной культуры.
  • Элитарная культура. Для кого она?
  • Что такое поп-культура?
  • Социальные и морально-психологические последствия влияния экранной культуры на молодежь.
  • Устарела ли для молодежи народная культура?
  • Духовная культура личности, влияние науки и образования на ее развитие.
  • Сущность понятия  «духовный кризис».
  • Основные приоритеты духовной культуры общества.
  • Профессиональная культура.
  • Молодежный жаргон и сленг: тенденции развития.
  • Этикет – его роль и значение в жизни общества.
  • Из истории этикета.
  • Современная массовая культура: достижение или деградация?
    Россия -  между Европой и Азией. Особенности формирования и развития культуры.
  • Основные этапы развития мировой культуры.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни.

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Роль образования в жизни современного человека и общества.
  • Суть реформ образовательной системы.
  • Проблемы современного среднего профессионального образования.
  • Сравнительная характеристика советской и западной систем образования.
  • Ваше понимание свободы научного поиска.
  • Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
    Особенности функционирования института образования в традиционном и современном обществе.
  • Проблема социальной ответственности ученого.
  • Кем быть? Проблема выбора профессии.
    Роль науки в современном обществе.
  • Фундаментальные и прикладные науки.
  • Научно-техническая революция: истоки, развитие и последствия.
  • Место науки в культуре общества.
  • Технопарки: перспективы развития.
  • Нанотехнологии: что это и где применяются.
  • Футурология науки.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни.

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Искусство и религия – как часть духовной культуры.
  • Художественная культура как особая область духовной культуры.
  • Мораль и красота как системообразующие элементы культуры.
  • Святость и святые в русской духовной культуре.
  • Роль и место религии в современной России.
  • Религия как социальный институт.
  • Религия как феномен культуры.
  • Свобода совести и свобода вероисповедания.
  • Государство и религиозные объединения в современном мире.
  • Религиозный экстремизм: причины возникновения и способы преодоления.
  • Христианство: история и современность.
  • Буддизм: история и современность.
  • Ислам: история и современность.
  • Многообразие форм искусства.
  • Гуманизм и гуманность.
  • Добро и зло – главные категории морали.
  • Долг и совесть.
  • Проблема морального выбора.
  • Моральный самоконтроль личности.
  • Религиозные объединения в РФ.
  • Искусство и его роль в жизни людей.
  • Мировые религии.
  • Роль мировых религий в XXI веке.
  • Национальные религии. Их роль в развитии национальной культуры и национального самосознания.
  • Что такое «категорический императив» И.Канта?
  • Тоталитарные религиозные культы и их разрушающее влияние на личность.
  • Феномен тоталитарных религиозных сект.
  • Примитивные религиозные культы.
  • Феномен религиозных сект.
  • Зарождение религии, причины ее возникновения.
  • Исторические формы атеизма.
  • Современный атеизм.
  • Роль искусства в обществе.
    Соотношение культуры и морали.
  • Мораль, нравственность.
  • Нравственные идеалы, их значение для общества.
  • Основные категории морали.
  • Искусство, причины его зарождения.
  • Виды, формы искусства.
  • Стили в искусстве.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни.

Тема 2.4. Экономика – важнейшая сфера общества.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Роль экономики в жизни общества.
  • Экономическая жизнь общества.
  • Экономика как хозяйственная система.
  • Экономика и НТР.
  • Экономика и политика.
  • Материальное производство как основа экономики.
  • Основные сферы экономики.
  • Взаимодействие экономики с другими сферами общества.
  • Тенденции развития экономической сферы на рубеже двух веков.
  • Экономика и уровень жизни.
  • Уровень благосостояния государства и степень совершенства экономических механизмов.
  • Состояние здоровья населения как фактор экономического развития.
  • Экономическая культура.
  • Экономические интересы.
  • Экономические отношения.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни.

Тема 2.5. Социальные отношения. Социальная роль и стратификация.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Социальные процессы в современной России.
  • Социальная мобильность.
  • Социальный статус человека.
  • Межнациональные отношения в современном мире.
  • Семья в современном обществе.
  • Молодежная субкультура.
  • Опасность наркомании и алкоголизма
  • Проблемы становления среднего класса в России.
  • Проблемы межличностного общения в молодежной среде.
  • Социальная и природная предопределенность «женского» и «мужского» типа поведения человека.
  • Характеристика основных социальных групп
  • Социальное неравенство. Возможно ли его преодолеть?
  • Основные измерители социального неравенства.
  • Понятие «социальная стратификация».
  • Страты, классы современного общества.
  • Стратификационная структура современного российского общества.
  • Социальные нормы.
  • Социальный статус, что влияет на статус человека в обществе.
  • Этнические общности.
  • Проблема межнациональных отношений в современном мире.
  • Национальная политика современного государства.
  • Личность и социальные роли.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни.

Тема 2.6. Социальные нормы и конфликты.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Виды социальных норм.
  • Табу как одна из первых систем регуляции поведения в истории человечества.
  • Роль обычаев и традиций в общественной жизни.
  • Из истории ритуалов.
  • Церемонии и ритуалы в обыденной жизни людей.
  • Конфликты и пути их разрешения.
  • Причины и истоки агрессивного поведения.
    Толерантность как способ избегать конфликтных ситуаций.
  • Девиантное поведение: причины и последствия.
  • Проблемы межличностного общения в молодежной среде.
    Социальный конфликт: причины, виды и пути разрешения.
  • Виды девиантного поведения.
  • О путях и средствах предупреждения антиобщественного поведения.
    Этнические конфликты и их особенности.
  • Конфликты на религиозной почве.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни.

Тема 2.7. Важнейшие социальные группы и общности.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Причины обострения этнических проблем в современном российском обществе.
  • Социальные факторы молодежной преступности.
  • Толпа как разновидность социальных общностей.
  • Тенденции развития ценностных ориентаций современной молодежи.
  • Малоизвестные традиции и обычаи народов России.
  • Жизненные стратегии современной молодежи.
  • Семья как ячейка общества.
    Современные тенденции в развитии семейно-брачных отношений.
  • Причины и факторы маргинализации общества.
  • Люмпены, бомжи – кто они?
  • Малоизвестные этнические общности России.
  • Религиозные общности.
  • Факторы формирования и развития социальных групп.
  • Социальные лифты современной России.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни.

Тема 2.8. Политика. Политическая власть. Государство в политической системе.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Политика и экономика.
  • Государство и власть.
  • Происхождение политической власти.
  • Общество и политические режимы.
  • Политическая жизнь современной России.
  • Правовое государство.
  • Демократия, её особенности в современном обществе
  • Принципы и ценности демократии.
  • Демократия – за и против.
  • Становление институтов гражданского общества Российской Федерации.
  • Политическая идеология.
  • Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы.
  • Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.
  • Политическая система современного российского общества.
  • Тоталитаризм – феномен XX столетия.
  • Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.
  • Политика – наука, искусство и профессия.
  • Сущность и функции политики.
  • Политические идеи русских мыслителей.
  • Консерватизм, либерализм, социализм.
  • Политические реформы в современной России.
  • Политическая власть: история и современность.
  • Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.
  • Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное).
  • Четвертая власть (СМИ) и ее роль в политической жизни.
  • Происхождение политической власти.
  • Определение политической власти.
  • Виды политической власти.
  • Функции политической власти.
  • Политический режим.
  • Типы политических режимов.
  • Политическая система общества.
  • Социальное назначение государства.
  • Формы государства.
  • Формы правления, государственного устройства.
  • Гражданское общество.
  • Правовое государство, его признаки.
  • Проблемы власти в современной России.
  • Понятие парламентаризма.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни.

Тема 2.9. Участники политического процесса.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Личность и политика.
  • Формы участия личности в политической жизни.
    Лидер – кто он?
  • Партии современной России.
  • Политические партии и лидеры современной России.
  • Основные типы избирательных систем.
  • Выборы и избирательные системы.
  • Абсентеизм и его роль в политической жизни.
  • Абсентеизм как форма политического поведения.
  • Проблема углубляющегося абсентеизма молодежи.
  • Сходство и различия политических партий и политических движений.
  • Молодежь и ее роль в современной политике.
  • Свободные выборы – утопия или реальность.
  • Политологи и политтехнологи. Кто они такие?
  • Политическая элита.
  • Четвертая власть и ее роль в политической жизни.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел III. Право как особая  система норм.

Тема 3.1. Правовое регулирование общественных отношений.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Право и социальные нормы.
  • Право и моральные нормы: сравнительная характеристика.
  • Определение права, его основные признаки.
  • Основные источники права.
  • Характеристика структуры современной системы права.
  • Нормы  права.
  • Отрасль, институт права.
  • Правонарушение, виды правонарушений.
  • Юридическая ответственность, виды юридической ответственности.
  • Проступок и преступление.
  • Виды нормативных актов, их субординация.
  • Предпосылки правомерного поведения.
  • Правоотношения и правонарушения.
  • Современное российское законодательство.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Введение

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Нужны ли современному человеку экономические и правовые знания, если он профессионально не занимается этими областями?
  • Экономика современной России: проблемы и достижения.
  • Микро- и макроэкономика как новые учебные дисциплины в современной России.
  • Экономические и правовые знания – неотъемлемая часть общего образования молодежи.
  • Понятия права и справедливости в истории человечества.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел IV. Экономика.

Тема 4.1. Экономика и экономическая наука.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Экономика как хозяйственная система общества.
  • Экономика как наука.
  • Из истории экономической науки.
  • Основные проблемы экономической науки.
  • Главные проблемы любой экономики.
  • Микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика: их взаимосвязь и взаимодействие.
  • Экономическая деятельность и её структура.
  • Количественные и качественные показатели экономической деятельности.
  • ВВП и ВНП и их структура.
  • Экономические показатели реальный и номинальный ВВП: их сходство и различие.
  • Экономический рост и его основные факторы.
  • Экстенсивный рост в экономике.
  • Интенсивный рост в экономике.
  • Сравнительная характеристика понятий «экономический рост» и «экономическое развитие».
  • Экономика: между эффективностью и социальной справедливостью.
  • Экономические циклы и их фазы. Можно ли управлять процессами фаз?
  • Из истории мировых экономических кризисов.
  • Причины и последствия мировых финансово-экономических кризисов.
  • Основные отличия кризисов Х1Х века от кризисов ХХ и начала ХХ1 веков.
  • Может ли страна с рыночной экономикой избежать экономического кризиса?
  • Основные типы экономических систем.
  • Отличительные признаки различных экономических систем.
  • Экономическое и правовое понятие собственности.
  • Различные формы и виды собственности.
  • Приватизация, ее содержание.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел IV. Экономика.

Тема 4.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Рыночная экономика, её основные условия и признаки.
  • Рыночная структура.
  • Инфраструктура рынка.
  • Сфера услуг в современной экономике.
  • Система рынков в рыночной экономике.
  • Фондовый рынок как рынок ценных бумаг.
  • Наиболее важные финансовые документы фондового рынка.
  • Структура современного рынка товаров и услуг.
  • Рыночный механизм и его основные элементы.
  • Соотношение спроса и предложения в механизме рынка.
  • Цена товара или услуги и её роль в рыночном механизме.
  • Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.
  • Монополия: сущность, виды, влияние на экономику.
  • Формы монополий и их эволюция.
  • Свободный и монополистический рынок.
  • Антимонопольная политика и особенности демонополизации российской экономики.
  • Необходимость и формы  антимонопольной политики.
  • Антимонопольное законодательство.
  • Смешанная экономика и особенности её функционирования.
  • Фирмы в современной экономике.
  • Основные факторы и ресурсы производства.
  • Факторы производства и факторные доходы.
  • Постоянные и переменные издержки производства.
  • Налоги и сборы, их сущность и функции.
  • Классификация налогов.
  • Налоги предприятий и фирм.
  • Предпринимательская деятельность: её финансовые, организационные и правовые условия.
  • Свободное предпринимательство – важный фактор эффективного развития экономики и общественного производства.
  • Предпринимательство. История развития предпринимательства в России.
  • Как организовать свой бизнес.
  • Формы организации бизнеса.
  • Как сделать бизнес успешным.
  • Роль малого бизнеса в экономике государства.
  • Источники финансирования бизнеса.
  • Основные принципы менеджмента.
  • Карьера менеджера в России.
  • Основные принципы маркетинга.
  • Источники коммерческой информации.
  • Экономика и финансы.
  • Банковская система государства.
  • Функции и роль Центрального банка.
  • Коммерческие банки и их основные операции.
  • Финансово-кредитные учреждения государства и их деятельность.
  • Деньги. Основные функции денег.
  • Инфляция: виды и  причины.
  • Социально-экономические последствия инфляции.
  • Антиинфляционная политика государства.
  • Экономические функции государства.
  • Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.
  • Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  • Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
  • Правовое регулирование рыночной экономики.
  • Государственный бюджет, его структура. Как и кем он формируется.
  • Основные расходы бюджета государства.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел IV. Экономика.

Тема 4.3. Рынок труда и безработица.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Рынок труда. Его структура и механизм функционирования.
  • Трудовые ресурсы и занятость.
  • Государственная политика в области занятости.
  • Законодательство РФ по вопросу занятости.
  • Можно ли достичь равновесия на рынке труда между занятостью и безработицей?
  • Взаимодействие факторов спроса и предложения на рынке труда.
  • Какие факторы влияют на общественный престиж той или иной профессии?
  • Новые профессии в России. С чем это связано?
  • Анализ рейтинга самых популярных профессий.
  • Мой выбор профессии.
  • Заработная плата, её основные виды.
  • Безработица: её причины и виды.
  • Особенности различных видов безработицы.
  • Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.
  • Безработица: зло или благо для рыночной экономики?

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел IV. Экономика.

Тема 4.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Становление рыночной экономики в России.
  • Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной.
  • Глобальные экономические проблемы.
  • Содержание современной экономики России: социально ориентированная с регулируемым рынком.
  • Экономика современной России: проблемы и достижения.
  • Стратегия развития России: догоняющая модель или поиск собственного пути.
  • Антимонопольная политика и особенности демонополизации российской экономики.
  • Мировая экономика и международная торговля.
  • Международное разделение труда.
  • Состояние мирового экспорта и импорта.
  • Международные экономические союзы и организации и их деятельность.
  • Тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли.
  • Международные торговые и финансово-экономические санкции: их положительные и отрицательные стороны.
  • Мировой процесс интернационализации производства.
  • Деятельность транснациональных корпораций (по выбору).
  • Международная интеграция: достижения и проблемы.
  • Формы экономической  интеграции на постсоветском пространстве.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел V. Проблемы социально-политической и духовной жизни.

Тема 5.1. Основные формы общественного сознания и социальная практика.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
  • Диалектика свободы и необходимости.
  • Можно ли построить реальное свободное общество?
  • Понятие внутренней свободы и автономии.
  • Общественное сознание и его структура.
  • Общественное бытие и общественное сознание: их иерархия и взаимодействие.
  • Индивидуальное и общественное сознание, их взаимодействие.
  • Основные формы общественного сознания.
  • Общественная идеология и психология.
  • Обыденное и массовое сознание.
  • Общественное мнение и его социальная роль.
  • Политическое сознание и политическое поведение.
  • Общественная психология и её роль в политических процессах общества.
  • Исторические политические идеологии.
  • Современные политические идеологии.
  • Идеология в политической жизни общества.
  • Социальная опасность расистской и националистической идеологии.
  • Политическая психология и её воздействие на различные социальные общности.
  • Политические лидеры и их воздействие на психологию масс.
  • Политическая элита современной России и её оценка в массовом сознании.
  • Современные российские и мировые политические лидеры: их сила и слабость.
  • Функции политического лидера.
  • Наиболее популярные мировые лидеры – факторы их популярности.
  • СМИ и их воздействие на общественную идеологию и психологию.
  • Роль СМИ в социально-политической и духовной жизни общества.
  • Многообразие форм и видов политического поведения.
  • Проблема границ допустимого поведения в политической деятельности.
  • Факторы электорального поведения граждан.
  • Характеристика массовых форм политического поведения.
  • Экстремальные формы политического поведения.
  • Опасность политического терроризма: причины и формы проявления.
  • Идеология и психология террористов самоубийц.
  • Социальная и демографическая ситуация в современной России.
  • Проблема неполных семей и семей с антисоциальной линией поведения.
  • Основные религиозные конфессии и организации в России.
  • Терроризм на религиозной почве: причины, терракты и последствия.
  • Религиозный экстремизм: причины возникновения и способы преодоления.
  • Проблема поддержания межрелигиозного мира.
  • Русская православная церковь и её вклад в формирование духовно-нравственного фундамента российского общества.
  • Проблемы взаимоотношений различных конфессий, религиозных организаций и верующих.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел VI. Право.

Тема 6.1. Основы конституционного права Российской Федерации.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Основы конституционного строя РФ.
  • Из истории советских и российских конституций.
  • Действующая Конституция РФ: когда и при каких обстоятельствах принята, причины принятия и особенности этого документа.
  • Общая характеристика Конституции РФ 1993 года.
  • Современные подходы к пониманию права.
  • Естественное и позитивное право.
  • Важнейшие исторические документы с элементами естественного права (Декларация независимости США, Конституция США,  Франция – Декларация прав человека и гражданина и Конституция. ХVIII век).
  • Процесс законотворчества в Федеральном Собрании РФ.
  • Система государственных органов РФ.
  • Законодательная власть РФ.
  • Исполнительная власть РФ.
  • Судебная система и Прокуратура РФ.
  • Конституционный суд РФ. Его полномочия.
  • Институт президенства. Полномочия Президента РФ.
  • Церемония инаугурации Президента РФ.
  • Что такое импичмент? Кто и как его возбуждает?
  • Гражданство РФ. Его особенности.
  • Правоохранительные органы РФ. Их реорганизация в современной России.
  • Основные конституционные права и обязанности граждан.
  • Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба.
  • Международное право и международная защита прав человека.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

Раздел VI. Право.

Тема 6.2. Отрасли российского права.

Доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем:

  • Характеристика основных отраслей права.
  • Базовые отрасли российского права.
  • Предметно-методологическая характеристика правового регулирования в современной России.
  • Понятия и взаимосвязь публичного и частного права.
  • Материальное и процессуальное право.
  • Пути и средства предупреждения и устранения правонарушений.
  • Понятие и признаки правонарушения.
  • Понятие, признаки, виды, цели, функции и принципы юридической ответственности.
  • Предпринимательское право как новейшая отрасль российского законодательства.
  • Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
  • Трудовой кодекс об особенностях трудовой деятельности несовершеннолетних.
  • Заключение трудовых договоров.
  • Пути и способы решения трудовых споров.
  • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
  • Права и обязанности супругов, родителей и детей.
  • Брачные договоры и их роль в брачно-семейных отношениях.
  • Административные правонарушения и наказания на публичных зрелищных мероприятиях.
  • Принцип презумпции невиновности и реализация этого принципа в юридической практике.
  • Способы защиты гражданских прав.
  • Как осуществляется право наследования.
  • Арбитражный процесс: в каких делах он необходим.
  • Основные принципы и участники уголовного процесса.
  • Суд присяжных заседателей как один из новейших судебных институтов современной России.
  • Конституционное судопроизводство. В каких случаях осуществляется.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

  • ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;
  • выберите вид внеаудиторной самостоятельной работы: реферат, сообщение, доклад;
  • напишите  доклад/сообщение/реферат на одну из предложенных тем, пользуясь приложением.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Реферат.

 

Реферат (от лат. refere - "сообщать", «докладывать») – один из самых распространенных видов самостоятельной работы. В его классификации выделяют ряд форм и видов: продуктивные и репродуктивные, библиографические (информативные и индикативные), научно-популярные, учебные, учебно-исследовательские, монографические и обзорные, общие и специализированные и др.

Главное назначение репродуктивного реферата: кратко, в сжатой форме письменно изложить (воспроизвести) основное содержание информационного источника. При этом следует делать акценты на следующем: какую проблему (проблемы) ставит автор (авторы), в какой степени она разработана или изучена, какова позиция автора и его оппонентов, на какие источники опирается автор в своём исследовании, какие пути или способы предлагаются для решения проблемы и, наконец, к каким выводам или итогам приходит автор. Все эти моменты должны найти своё отражение в реферате.

Репродуктивный реферат может быть написан на основе анализа одного источника или нескольких источников, но объединенных общей темой или проблемой.

Алгоритм написания реферата

  1. Выбрать тему. Она должна быть актуальной и соответствовать изучаемому разделу.
  2. Подобрать литературу (источники). Их количество зависит от характера темы или проблемы.
  3. Сделать беглый обзор источников, чтобы иметь общее представление о теме и поставленных проблемах.
  4. Глубже ознакомиться с состоянием проблемы (проблем) по данной теме.
  5. Составить план реферата, который будет представлять оглавление (содержание).
  6. Изучить и проанализировать весь материал по теме, выделить главное и существенное, понять точку зрения автора и его аргументы, проследить логику изложения материала. При этом рекомендуется делать небольшие выписки или в печатном источнике  в нужных местах делать закладки, лёгкие пометки карандашом. Если источники из Интернета, то через копирование можно сделать необходимые нарезки материала, а при работе разложить их в определенной логической последовательности.

Структура реферата и его оформление

Реферат любого вида содержит следующие структурные элементы:

А. Титульный лист, в котором содержится информация:

- название образовательного учреждения;

- вид работы и её тема;

– ФИО студента - исполнителя реферата;

– ФИО преподавателя – научного руководителя;

– название города и год.

Б. Оглавление с нумерованным перечнем всех структурных единиц кроме титульного листа.

В. Введение. Здесь обосновывается выбор темы и её актуальность, ставится цель и задачи работы, указываются основные источники, которые использовал студент или автор источника.

Г. Основная часть. В ней анализируется и раскрывается суть проблемы, точки зрения автора (авторов) темы и их оппонентов. Если реферат базируется на одном источнике, то Основная часть разбивается на то количество параграфов и их названия, как и у автора. Если несколько источников, то количество и названия будут зависеть от логики изложения материала. Текст каждой структурной единицы начинается с нового листа.

Д. Заключение. Здесь подводятся итоги работы и в репродуктивном реферате делают выводы, к которым пришёл не студент, а автор или авторы источника.

Е. Список литературы и источников, которые использовал автор (авторы) первоисточников. Их перечень даётся в алфавитном порядке.

Ж. Приложение. Если в реферате используются иллюстрации, схемы, графики, карты, то они размещаются здесь.

З. Оптимальный объём репродуктивного реферата – 5-7 страниц компьютерного набора.

К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования: размер шрифта 12, Times New Roman, обычный; интервал между строк -  1,5; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 20 мм.

Итак, в репродуктивном реферате студент просто излагает содержание первоисточников, в кратком и сжатом виде. При этом студент не привносит в работу никаких собственных суждений и выводов. Его задача предельно сжать авторское содержание, что позволяет легче увидеть «скелет» авторской работы и проследить авторские размышления, так как при более объёмном тексте это труднее сделать. И ещё одна задача, которую студент обязан выполнить, - акцентировать внимание на наиболее важных местах первоисточников, например, там, где разъясняется авторская позиция, где ключ полемики с оппонентами, где производятся какие-то выводы.

Продуктивный реферат (чаще всего это учебно-исследовательский или научно-исследовательский реферат) существенно отличается от репродуктивного. Это творческая аналитическая работа, где студент должен продемонстрировать свою относительную самостоятельность, знания и умения обрабатывать различную информацию, применяя различные методы.

Выделим наиболее важные отличия:

  • литературу и другие источники по теме, как основные, так и дополнительные, студент подбирает самостоятельно;
  • план реферата, структуру его Основной части, количество и объём её структурных единиц (глав, параграфов), их названия студент тоже определяет самостоятельно, следуя логике исследования. Существует такое условное правило, что количество структурных единиц Основной части оптимально должно соответствовать количеству задач, поставленных во Введении, то есть каждая задача раскрывается в отдельной части;
  • для исследовательской творческой работы, как правило, используется большее количество источников и с ними следует более тщательно и глубоко ознакомиться, делая при этом необходимые пометки, выписки, указания нужных страниц, копии из источников Интернета;
  • во Введении кроме актуальности темы, цели и задач (как в репродуктивном реферате) следует добавить новизну и источниковедческий обзор.

Аспект новизны отражает, что нового в научном, методическом, содержательном и практическом плане привносит данная работа. Или какие новые методологические или научные приемы (способы) используются в работе.

В источниковедческом обзоре необходимо выделить основные виды источников, упомянуть их авторов, дать им общую характеристику и подробнее остановиться лишь на наиболее важных или малоизвестных. Главное в источниковедческом анализе - оценка специфики и значения данного источника для изучения поставленной проблемы, раскрытие того, что он может дать и дает для понимания темы, а также особенностей работы с ним.

Так как исследовательский реферат является очень серьёзной работой, то следовало бы более подробно раскрыть что понимается по актуальностью, как сформулировать цель и задачи.

Актуальность. Этот параметр должен раскрывать причины, обстоятельства,  почему данную тему или проблему следует рассматривать именно сейчас. Какими обстоятельствами: научными, социальными, политическими или иными вызван интерес к теме, проблеме.

Цель отражает то, чего вы хотите достигнуть в главном, в основном, что для вас является самым важным в данной теме или проблеме. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать».

Задачи. Они вытекают из цели, детализируя и конкретизируя её. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить». Задач исследования не должно быть слишком много, оптимально – три-пять;

  • в содержании Основной части обязательно всесторонне анализируются поставленные проблемы, сопоставляются различные точки зрения и, конечно, какой-нибудь из них студент отдает предпочтение, обнаруживая собственную позицию. В исследовательской работе любые важные положения или утверждения должны подтверждаться цитатами и ссылками на них.
  • В Заключении исследовательской работы студент перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы -  с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ..., выявлено..., определено..., установлено...». Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано... (обосновано..., разработано...)». главная задача Заключения – подведение итога всей работы, поэтому здесь обычно не даются ни новые фактические данные, ни новые теоретические положения, о которых не было речи в основных разделах. Заключение обычно содержит лишь общие выводы автора работы и может также указывать на дальнейшее развитие изучавшегося явления, то есть намечается ли продолжение исследования данной темы или как практически использовать выводы;
  • объём исследовательского реферата, как правило, значительно больше репродуктивного и в среднем составляет больше десяти страниц. Список литературы тоже многократно больше.

Приложение 2. Доклад.

Доклад – вид внеаудиторной самостоятельной работы. Это разновидность небольшой исследовательской работы по определенной теме. По способу изложения материала доклады бывают устными и письменными, а по содержанию и назначению в системе СПО чаще всего используется учебный доклад.

Алгоритм работы над докладом очень похож на подготовку учебно-исследовательского реферата. Но у них есть различия по содержанию, объёму, степени конкретности.

Главное различие состоит в том, что, если в представленном виде реферата исследуется несколько проблем (по числу задач) в общем виде, то в докладе чаще всего сосредотачиваются на одной проблеме, но зато очень детально её рассматривают. Отсюда существенно меньше объём. Вступительная и заключительная части учебного доклада менее структурированы и детализированы. В учебном докладе можно пренебречь такими элементами как актуальность, новизна, но обязательно выделить цель и задачи.

В Основной части доклада допускается отсутствие четкой структурности и могут  в большей степени проявляться субъективные элементы. Для подготовки доклада обычно используется и меньшее количество источников.

Объём учебного доклада – 4-5 страниц.

Приложение 3. Сообщение.

Сообщение – ещё один вид внеаудиторной самостоятельной работы. Сообщение можно назвать разновидностью доклада. По объёму оно меньше доклада, а в содержательном плане это может быть лишь фрагмент доклада или темы, но с большей детализацией. Сообщение может быть и совершенно самостоятельным видом, когда рассматривается один аспект проблемы или темы.

Подготовить сообщение особенно уместно в том случае, когда проблема или тема в общих чертах известны, а не хватает детальной информации по какому-то аспекту. Студентам сообщение можно подготовить, опираясь только на учебную и учебно-методическую литературу. По форме изложения сообщение может быть достаточно произвольным, главное – раскрыть цель работы. К сообщению не готовят список источников, достаточно упомянуть их в контексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине 1 курса по дисциплине "Обществознание"

Учебное пособие по дисциплине «Обществознание»(вид учебной дисциплины - базовая).Краснодарский технический колледж.Составитель: преподаватель Зиброва С. К.В учебном пособии предусмотрены рекомендации ...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по обществознанию для студентов 1 курса СПО.

Учебное пособие по дисциплине «Обществознание» содержит рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине, с учетом...

Методическая разработка по выполнению самостоятельной работы учебной дисциплины ОП.14 "Бизнес-планирование" по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методическая разработка предназначена в помощь студентам  дневной формы обучения по самостоятельному изучению учебного материала по дисциплине "Бизнес-планирование". В данной методической разрабо...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Обществознание"

Материалы содержат пояснительную записку, перечень самостоятельных работ, задания и рекомендации по выполнению каждой работы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕОсновными целями самостоятельной работы по учебной дисциплине Обществознание являются:развитие личности в...

Методическая разработка для выполнения самостоятельной работы по дисциплине "Инженерная графика"

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов предназначены для обучающихся ГОАПОУ «ЛКТиДХ» специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремон...