Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по обществознанию для студентов 1 курса СПО.
методическая разработка на тему

Учебное пособие по дисциплине «Обществознание» содержит рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине, с учетом часовой нагрузки по учебному плану технических специальностей СПО (59час.)  

         

Пособие охватывает темы:

1. Человек и общество. Исторические типы обществ. Природа человека, его врожденные и приобретенные качества. Многовариантность общественного развития.Смысл и цели истории. Антиглобализм: его причины  и проявления. Общество как система.

2. Духовная жизнь общества. Духовная культура личности и общества. Роль образования в жизни современного человека. Значение духовной культуры в жизни человека и общества. Моральный выбор. Роль религии в современном обществе

3. Экономическая сфера общества. Экономика. Экономическая наука. Рынок, фирма. ВВП, его структура и динамика. Основные проблемы экономики РФ.

4. Социальная сфера общества. Социальная роль и стратификация. Причины  и  профилактика девиантного поведения. Опасность  наркомании и алкоголизма. Особенности молодежной политики в РФ. Национальная политика в РФ. Важнейшие социальные общности и группы. Социально-экономические отношения.

5. Политическая жизнь общества. Особенности демократии в современных обществах. Становление институтов гражданского общества в современной России. Абсентеизм, его причины и опасности.

6. Правовая сфера общества. Правовое регулирование общественных отношений. Отрасли российского права. Основы конституционного права. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Порядок оказания платных образовательных услуг. Право на альтернативную гражданскую службу. Экологические права граждан и их защита. Трудовое право Уголовное право. Политика и право.

 

В методических рекомендациях сформулированы цели, предлагаются примерные вопросы, форма выполнения и контроля выполнения  

самостоятельных работ студентов

 

О     Одобрено на заседании  ПЦК социально-экономических дисциплин

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для выполнения самостоятельных работ

по дисциплине  ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  




2014

          Учебное пособие по дисциплине «Обществознание» содержит рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине, с учетом часовой нагрузки по учебному плану технических специальностей СПО (59час.)  

         

Пособие охватывает темы:

1. Человек и общество. Исторические типы обществ. Природа человека, его врожденные и приобретенные качества. Многовариантность общественного развития.Смысл и цели истории. Антиглобализм: его причины  и проявления. Общество как система.

2. Духовная жизнь общества. Духовная культура личности и общества. Роль образования в жизни современного человека. Значение духовной культуры в жизни человека и общества. Моральный выбор. Роль религии в современном обществе

3. Экономическая сфера общества. Экономика. Экономическая наука. Рынок, фирма. ВВП, его структура и динамика. Основные проблемы экономики РФ.

4. Социальная сфера общества. Социальная роль и стратификация. Причины  и  профилактика девиантного поведения. Опасность  наркомании и алкоголизма. Особенности молодежной политики в РФ. Национальная политика в РФ. Важнейшие социальные общности и группы. Социально-экономические отношения.

5. Политическая жизнь общества. Особенности демократии в современных обществах. Становление институтов гражданского общества в современной России. Абсентеизм, его причины и опасности.

6. Правовая сфера общества. Правовое регулирование общественных отношений. Отрасли российского права. Основы конституционного права. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Порядок оказания платных образовательных услуг. Право на альтернативную гражданскую службу. Экологические права граждан и их защита. Трудовое право Уголовное право. Политика и право.

В методических рекомендациях сформулированы цели, предлагаются примерные вопросы, форма выполнения и контроля выполнения  

самостоятельных работ студентов

О     Одобрено на заседании  ПЦК социально-экономических дисциплин

        Самостоятельная учебная деятельность - это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными представлениями о порядке и правильности выполнения работ.

Цель самостоятельной работы:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умений использовать справочную и учебную литературу;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений.

Виды самостоятельной работы:

  • по овладению знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы; составление плана; составление схемы, таблицы; конспектирование текста; работа со словарем; учебно-исследовательская работа;
  • по закреплению и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа с учебником, дополнительной литературой; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление кроссвордов; тестирование;
  • по формированию умений и навыков: решение проблемных вопросов; выполнение схем, таблиц; подготовка к деловым играм.

Формы организации самостоятельной работы:

Самостоятельная работа осуществляется как

  • индивидуальная
  • групповая
  • в парах постоянного состава

в парах сменного состава

Оценка уровня освоения

  • Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на "3".
  • Преобразующий уровень: рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста; выделение основной идеи текста; самостоятельный отбор фактов, идей, привлечение их для раскрытия темы; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовой таблицы, схемы. Эта работа оценивается на "4".
  • Творческо-поисковой уровень: осмысление и сопоставление точек зрения, положений документа; выявление линий сравнения изучаемых явлений; составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументации своей точки зрения; обсуждение дискуссионных проблем, поисковая деятельность по сбору материала, написание творческой работы, эссе. Эта работа оценивается на "5".

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Студентам предоставляется возможность выбора темы в зависимости от индивидуальных интересов и  предпочтений.

 № пп

Тема

Цель

Примерные вопросы

Форма выполнения

Форма контроля

Кол-во час.

1

Исторические типы обществ

1. Уметь работать с источником информации.

2. Уметь анализировать учебный текст, формулировать характеристики 

3. Знать особенности исторических типов общества.

1. Хронологический подход.

2. Формационный подход.

3. Цивилизационный подход.

4. Исторические типы общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.

Составление характеристики (тезисов)

Семинар

4

2

Природа человека, его врожденные и приобретенные качества.

1.Знать определение понятия «природа» в узком и широком смысле слова.

2.Характеризовать виды взаимосвязи человека и природы.

3.Знать, как менялись представления человека о природе в разные исторические периоды.

 1. Характеристика биологической  и социальной природы человека.

2. Характеристика условий, их определяющих.

1. Определение  понятия «природа».

2. Гармоничная и конфликтная и взаимосвязь человека и природы.

3. Представления человека о природе:

- в античности;

- в средневековье;

- в Новое время;

- в период становления  индустриального общества;

- в современном обществе.

 4. Человек – биосоциальное существо. Отличия человека от    животного. Индивид, личность.

Эссе

Выступление

3

3

(Варианты)

1.Многовариантность общественного развития.

1.Знакомство  основными этапами развития  общества

2. Объяснение понятий и терминов: “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “критерий прогресса”.

3. Показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития;

 4. Показать противоречивость общественного прогресса.

1.Исторический процесс и его участники.

2.Субъекты деятельности в истории.

3.Общественный прогресс и регресс.

4.Реформистский и революционный характер общественного развития.

5.Модернизация.

6.Типология обществ:

- дописьменные и письменные;

- простые и сложные;

- развитые, развивающиеся, отсталые;

- традиционные, индустриальные,  постиндустриальные.

Сообщение

Выступление

2

2.Смысл и цели истории

 1. Знать  значения понятий «история», «цивилизация»,

2. Уметь характеризовать существующие подходы к анализу мировой истории.

1.Основные значения понятия «история».

2.Стадиально-линейный подход к истории.

 3.Черты локально-циклического подхода к общественно- историческому развитию.

4.Различия между теорией формаций и теорией цивилизаций.

  Сообщение

 Выступление

 

 3.Антиглобализм: его причины  и проявления.

1. Знать причины возникновения антиглобализма, его сущность и содержание.  

2.Уметь характеризовать основные тенденции и перспективы глобализации   и антиглобалистского движения.

1.Понятие «антиглобализм».

2.Основные  формы антиглобализма: экономический, финансовый, политический, информационный, гуманитарный, экологический.

3.Социальная база антиглобалистского движения.

4.Основные тенденции и перспективы развития антиглобалистского движения.

Сообщение

Выступление

 

4

Общество как система

 1.  Понимание сущности общества и его отличительных признаков.

 2.  Знание основных подходов к строению общества.

1.Что такое общество.

2.Взаимосвязь природы и общества.

3.Основные сферы общественной жизни.

4.Основные институты общества.

Составление схемы (ЛСМ)

 Дифф. оценка

 3

5

Духовная культура личности и общества

1. Знать понятия «культура»,

2. Знать основные задачи,  вопросы и проблемы, решаемые культурой

1. Определение понятия «духовная культура».

2. Задачи духовной культуры.

3. Пути приращения духовного богатства.

4. Формы  культуры: элитарная, массовая, народная

(- познавательная, -  интеллектуальная, - философская, нравственная, - художественная, - правовая, - религиозная)

5. Взаимосвязь  форм  культуры.

Презентация

Дифф. оценка

6

6

(Варианты)

1.Роль образования в жизни современного человека

1. Дать характеристику основным историческим этапам и типам развития образования.

2. Определить роль образования в жизни современного общества и человека.

1. Образование и его роль в жизни человека и общества.  

2. История развития образования.

3. Профессиональное образование: этапы и тенденции.

4.  Роль самообразования.

Эссе

Выступление

 2

2. Значение духовной культуры в жизни человека и общества

 Уяснить понятия: «духовность», «бездуховность», «сознание», «микрокосм человека».

1.Сознание и самосознание

2.Критерии духовной культуры личности.

3.Многообразие культур.

4.Значение духовной культуры в жизни человека и общества

Эссе

Выступление

 

 

3.Моральный выбор

1.Рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”

2. Осознание важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения

3. Выяснить сходство и отличие морали и права.

1. Что такое мораль?

2. Признаки морали. Сходство и отличие морали от права.

3. Нравственные (моральные) ценности.

4. Золотое правило нравственности.

Сообщение

Выступление

 

 4. Роль религии в современном обществе

1.Выяснить, что такое религия и какова ее роль в жизни человека и общества

2. Определить общие черты нравственных заповедей в различных мировых религиях.

1.Что такое религия. Признаки религии.

2.Ранние формы религии.

3.Мировые религии и их каноны.

4.Роль религии в современном мире.

Сообщение

Выступление

 

7

Экономика. Экономическая наука

1. Знать основные вопросы, решаемые экономикой;

2. Знать определение  понятий  «экономика», «экономическая наука»

1.Понятие «экономика».

2.Понятие «экономическая наука»

3.Микро- и макроэкономика.

4.Нормативная и позитивная экономика.

Составление тезисов

Диктант

2

8

Рынок, фирма

 Характеристика понятий «рынок» и «фирма»: понятие, структура, функции, типы.

1. Рынок: понятие, условия возникновения, признаки, типы рынков, функции рынка.

2. Фирма: понятие, цели и задачи.

3. Факторы производства  факторные доходы.

4. Издержки производства.

Сравнительный анализ

Взаимопроверка

2

9

ВВП, его структура и динамика

1. Отличать ВВП и ВНП,
2. Определять какие блага и услуги включаются в ВВП,
3. Приводить примеры конечных и промежуточных благ

4. Знать методы расчета ВВП.

1. ВВП И ВНП – основные макроэкономические показатели.

2. Какие блага и услуги не включаются в ВВП.

3. Расчет ВВП.

Сравнительный анализ

Самопроверка

2

10

Основные проблемы экономики РФ

Характеристика основных проблем экономики России в переходный период и на современном этапе

1. Переход к рыночной экономике.

2.   Характеристика экономики современной России.

3. Проблемы и перспективы экономики России.

Эссе

Дифф. оценка

3

11

Социальная роль и стратификация

1.Определение понятий «социальная роль», «стратификация»

2. Характеристика этих понятий

1. Социальная роль.  Ситуационная, основная.

2. Структура социальной роли.

Ролевой конфликт.

3. Страта. Стратификация. Ее критерии.

4. Взаимосвязь  неравенства и стратификации.

Составление тезисов

Взаимопроверка

3

12

(Варианты)

1. Причины  и  профилактика девиантного поведения

 Характеристика понятия   и причин  девиантного поведения, понятия «трудновоспитуемость»:

 способы профилактики девиантного поведения.

1. Понятие «девиантное поведение»

2. Причины девиантного поведения.

3. Основные методы и приемы работы по профилактике и реабилитации девиантного поведения. 

Сообщение. Анализ

Выступление

2

2. Опасность  наркомании и алкоголизма

 Определение понятия «наркомания», характеристика ее причин и последствий для современного общества;  способы их профилактики.

1. Что такое «наркомания», «алкоголизм».

2. Причины возникновения этих явлений и их последствия в современном обществе.

3. Способы профилактики.

4. Юридическое понятие наркомании и алкоголизма.

Сообщение .Анализ

Выступление

 

3.Особенности молодежной политики в РФ

Определить статус современной молодежи, ее проблемы и особенности, особенности молодежной политики государства;  особенности юношеского возраста, изменение социальных ролей и статуса человека.

1. Молодежная субкультура.

2. Цель молодежной политики.

3. Объекты молодежной политики.

4. Субъекты молодежной политики.

5.  Аспекты главной молодежной программы РФ.

Сообщение. Анализ

Выступление

 

4.Национальная политика в РФ

Характеристика особенностей национальной политики в современной  России

1. Особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации.

2. Конституционные основы национальной политики  в РФ.

3. Основные принципы государственной национальной политики в России.

Сообщение. Анализ

Выступление

 

13

Важнейшие социальные общности и группы

1. Определение  понятий «социальная общность», «социальная группа»;

2.  Характеристика признаков, особенностей социальной группы

1. Социальная общность и ее критерии.

2. Социальная группа.

Условия функционирования социальной группы.

3. Первичные и вторичные социальные группы.

4. Формальные и неформальные группы.

5. Референтная группа.

Составление схемы

диктант

 3

14

Социально-экономические отношения

 Характеристика положения человека в системе экономических отношений.

1. Определение понятия «Социально-экономические отношения»

2. Виды социально-экономических отношений.

3. Человек  и отношения собственности.

4. Человек и труд.

5. Предпринимательство.

6. Доходы и расходы.

Составление тезисов

Взаимопроверка

3

15

Особенности демократии в современных обществах

Характеристика особенностей реализации принципов демократии

1. История понятия «демократия».

2. Характеристика демократического режима

3. Особенности развития демократии в современной России.

Сообщение. Анализ

Выступление

2

Становление институтов гражданского общества в современной России

Представление об этапах развития  гражданского общества.

1. Что такое гражданское общество?

Главные принципы гражданского общества.

2. Условия развития гражданского общества.

3. Факторы, влияющие на образование гражданского общества.

4. Взаимоотношения гражданского общества и государства.

Сообщение

Выступление

 

 

Абсентеизм, его причины и опасности

Характеристика абсентеизма как явления и проблемы современного общества.

1. Что такое абсентеизм?

2. Причины абсентеизма.

3. Виды политического абсентеизма.

Сообщение

Выступление

 

16

(Варианты)

1. Правовое регулирование общественных отношений

 Знание о правомерных формах поведения и способах защиты прав и интересов личности.

1. Понятие, существо и назначение правового регулирования. 

2. Виды правового регулирования: общая характеристика.

 3. Правотворчество: общая характеристика. 

Сообщение

Выступление

3

2. Отрасли российского права

Представление о  системе российского права,   составные частях, отраслях права.

1. Что такое система   права

2. Что такое отрасль права

3. Основные отрасли права:

- конституционное, - административное, - семейное, - финансовое, - трудовое

- гражданское, - уголовное,

- уголовно-процессуальное, - гражданско-   процессуальное

4. Международное право

5. Частное и публичное право.

Составление схемы (ЛСМ)

Взаимопроверка

17

Основы конституционного права

 Характеристика особенностей Конституционного права (КП)  РФ.

1. КП как отрасль права.

2. Субъекты КП. Конституционно-правовые отношения.

3. Источники, нормы  КП в России: регулятивные и охранительные, управомочивающие, обязывающие и запрещающие, материальные и процессуальные, императивные, диспозитивные, поощрительные и   рекомендательные, постоянные и временные. 

4. Отраслевые институты

а) основы конституционного строя;
б) основы правового статуса человека и гражданина;
в) федеративное устройство государства;
г) система государственной власти;
д) система местного самоуправления.

Сообщение

Выступление

2

18

(Варианты)

1. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ

 Понятие о  «законотворческом процессе», характеристика его основных стадий.

1. Что такое законодательный процесс.

2. Стадии законотворческого процесса.

3. Механизм принятия законов.

4. Участие граждан в законотворческой деятельности.

Сообщение

Выступление

2

2. Порядок оказания платных образовательных услуг

 Характеристика  видов платных образовательных услуг и способов их регулирования.

1. Порядок регулирования оказания платных дополнительных образовательных услуг.

2. Цели оказания платных образовательных услуг

3. Чем регулируются платные услуги образовательных учреждений

4. Виды платных услуг, реализуемых образовательным учреждением.

Сообщение

Выступление

3. Право на альтернативную гражданскую службу

 Введение понятия «альтернативная гражданская служба»,

 характеристика ее основных положений

1. Понятие «альтернативная гражданская служба» (АГС)

2. Основания для АГС

3. Условия прохождения, срок АГС

4. Права и обязанности граждан, проходящих АГС

Сообщение

Выступление

4.Экологические права граждан и их защита

Определять понятия: субъекты  экологического права,  экологические правонарушения;  право человека на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.

1. Общая характеристика экологического права  

2. Право человека на благоприятную окружающую среду

3. Защита прав на благоприятную окружающую среду.  

Сообщение

Выступление

19

(Варианты)

1. Трудовое право

Знать взаимосвязь понятий: труд,  трудовое право; правоотношения; субъекты трудового права; Трудовой кодекс РФ.

1. Трудовые правоотношения

2. Источники трудового права

3. Субъекты трудового права

4. Права и обязанности работника и работодателя

5. Трудовые правоотношения несовершеннолетних.

Составление тезисов

Выступление

2

 

2. Уголовное право

Знать особенности, специфику  уголовного права как отрасли права.  

1. Уголовное право как отрасль права Специфика уголовного права

2. Задачи уголовного права

3. Принципы уголовного права.

Составление тезисов

Выступление

 

20

Политика и право

Объяснять взаимосвязь  понятий «политика», «право»,  правовых и политических норм, роль права в современном обществе,   воздействие политической системы  на развитие социума.

1. Взаимодействие правовых и политических норм.

2. Правовое и политическое сознание.

3. Влияние права на современное общество

4. Роль политики в современном обществе

Семинар

Зачет

4

21

Основные сферы общества

Понимать сущность общества с точки зрения системы; представлять сферы жизни общества как взаимодействующие части общества, главные ее составляющие.

1. Духовная сфера

2. Экономическая сфера

3. Социальная сфера

5. Политическая сфера

6. Взаимосвязь и взаимообусловленность сфер общественной жизни.

Семинар

Зачет

4

Итого

 

59

час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно тол...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине 1 курса по дисциплине "Обществознание"

Учебное пособие по дисциплине «Обществознание»(вид учебной дисциплины - базовая).Краснодарский технический колледж.Составитель: преподаватель Зиброва С. К.В учебном пособии предусмотрены рекомендации ...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы под руководством преподавателя по дисциплине: «Компьютерные сети» по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» для студентов 3 курса

Такие огромные потенциальные возможности, которые несет в себе вычислитель­ная сеть и тот новый потенциальный подъем, который при этом испытывает информацион­ный комплекс, а так же значительное ускоре...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Информатика и ИКТ" для студентов 1 курса

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Информатика и ИКТ" для студентов 1 курса...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов 1 курса по дисциплине ОУД.04 Математика

Повышение качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена предусматривает повышение доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе, особенно при изучении дисциплины....

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентов по обществознанию

Медодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" предназначены для студентов 1 курса колледжа...

методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по обществознанию

методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по обществознанию...