Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по обществознанию для студентов 1 курса СПО.
методическая разработка на тему
Учебное пособие по дисциплине «Обществознание» содержит рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине, с учетом часовой нагрузки по учебному плану технических специальностей СПО (59час.)
Пособие охватывает темы: 1. Человек и общество. Исторические типы обществ. Природа человека, его врожденные и приобретенные качества. Многовариантность общественного развития.Смысл и цели истории. Антиглобализм: его причины и проявления. Общество как система. 2. Духовная жизнь общества. Духовная культура личности и общества. Роль образования в жизни современного человека. Значение духовной культуры в жизни человека и общества. Моральный выбор. Роль религии в современном обществе 3. Экономическая сфера общества. Экономика. Экономическая наука. Рынок, фирма. ВВП, его структура и динамика. Основные проблемы экономики РФ. 4. Социальная сфера общества. Социальная роль и стратификация. Причины и профилактика девиантного поведения. Опасность наркомании и алкоголизма. Особенности молодежной политики в РФ. Национальная политика в РФ. Важнейшие социальные общности и группы. Социально-экономические отношения. 5. Политическая жизнь общества. Особенности демократии в современных обществах. Становление институтов гражданского общества в современной России. Абсентеизм, его причины и опасности. 6. Правовая сфера общества. Правовое регулирование общественных отношений. Отрасли российского права. Основы конституционного права. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Порядок оказания платных образовательных услуг. Право на альтернативную гражданскую службу. Экологические права граждан и их защита. Трудовое право Уголовное право. Политика и право.
В методических рекомендациях сформулированы цели, предлагаются примерные вопросы, форма выполнения и контроля выполнения самостоятельных работ студентов
О Одобрено на заседании ПЦК социально-экономических дисциплин |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельных работ по дисциплине ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2014 Учебное пособие по дисциплине «Обществознание» содержит рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ студентов в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине, с учетом часовой нагрузки по учебному плану технических специальностей СПО (59час.)
Пособие охватывает темы: 1. Человек и общество. Исторические типы обществ. Природа человека, его врожденные и приобретенные качества. Многовариантность общественного развития.Смысл и цели истории. Антиглобализм: его причины и проявления. Общество как система. 2. Духовная жизнь общества. Духовная культура личности и общества. Роль образования в жизни современного человека. Значение духовной культуры в жизни человека и общества. Моральный выбор. Роль религии в современном обществе 3. Экономическая сфера общества. Экономика. Экономическая наука. Рынок, фирма. ВВП, его структура и динамика. Основные проблемы экономики РФ. 4. Социальная сфера общества. Социальная роль и стратификация. Причины и профилактика девиантного поведения. Опасность наркомании и алкоголизма. Особенности молодежной политики в РФ. Национальная политика в РФ. Важнейшие социальные общности и группы. Социально-экономические отношения. 5. Политическая жизнь общества. Особенности демократии в современных обществах. Становление институтов гражданского общества в современной России. Абсентеизм, его причины и опасности. 6. Правовая сфера общества. Правовое регулирование общественных отношений. Отрасли российского права. Основы конституционного права. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Порядок оказания платных образовательных услуг. Право на альтернативную гражданскую службу. Экологические права граждан и их защита. Трудовое право Уголовное право. Политика и право. В методических рекомендациях сформулированы цели, предлагаются примерные вопросы, форма выполнения и контроля выполнения самостоятельных работ студентов О Одобрено на заседании ПЦК социально-экономических дисциплин Самостоятельная учебная деятельность - это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными представлениями о порядке и правильности выполнения работ. Цель самостоятельной работы:
Виды самостоятельной работы:
Формы организации самостоятельной работы: Самостоятельная работа осуществляется как
в парах сменного состава Оценка уровня освоения
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. Студентам предоставляется возможность выбора темы в зависимости от индивидуальных интересов и предпочтений. | ||||||
№ пп | Тема | Цель | Примерные вопросы | Форма выполнения | Форма контроля | Кол-во час. |
1 | Исторические типы обществ | 1. Уметь работать с источником информации. 2. Уметь анализировать учебный текст, формулировать характеристики 3. Знать особенности исторических типов общества. | 1. Хронологический подход. 2. Формационный подход. 3. Цивилизационный подход. 4. Исторические типы общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. | Составление характеристики (тезисов) | Семинар | 4 |
2 | Природа человека, его врожденные и приобретенные качества. | 1.Знать определение понятия «природа» в узком и широком смысле слова. 2.Характеризовать виды взаимосвязи человека и природы. 3.Знать, как менялись представления человека о природе в разные исторические периоды. 1. Характеристика биологической и социальной природы человека. 2. Характеристика условий, их определяющих. | 1. Определение понятия «природа». 2. Гармоничная и конфликтная и взаимосвязь человека и природы. 3. Представления человека о природе: - в античности; - в средневековье; - в Новое время; - в период становления индустриального общества; - в современном обществе. 4. Человек – биосоциальное существо. Отличия человека от животного. Индивид, личность. | Эссе | Выступление | 3 |
3 | (Варианты) 1.Многовариантность общественного развития. | 1.Знакомство основными этапами развития общества 2. Объяснение понятий и терминов: “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “критерий прогресса”. 3. Показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития; 4. Показать противоречивость общественного прогресса. | 1.Исторический процесс и его участники. 2.Субъекты деятельности в истории. 3.Общественный прогресс и регресс. 4.Реформистский и революционный характер общественного развития. 5.Модернизация. 6.Типология обществ: - дописьменные и письменные; - простые и сложные; - развитые, развивающиеся, отсталые; - традиционные, индустриальные, постиндустриальные. | Сообщение | Выступление | 2 |
2.Смысл и цели истории | 1. Знать значения понятий «история», «цивилизация», 2. Уметь характеризовать существующие подходы к анализу мировой истории. | 1.Основные значения понятия «история». 2.Стадиально-линейный подход к истории. 3.Черты локально-циклического подхода к общественно- историческому развитию. 4.Различия между теорией формаций и теорией цивилизаций. | Сообщение | Выступление |
| |
3.Антиглобализм: его причины и проявления. | 1. Знать причины возникновения антиглобализма, его сущность и содержание. 2.Уметь характеризовать основные тенденции и перспективы глобализации и антиглобалистского движения. | 1.Понятие «антиглобализм». 2.Основные формы антиглобализма: экономический, финансовый, политический, информационный, гуманитарный, экологический. 3.Социальная база антиглобалистского движения. 4.Основные тенденции и перспективы развития антиглобалистского движения. | Сообщение | Выступление |
| |
4 | Общество как система | 1. Понимание сущности общества и его отличительных признаков. 2. Знание основных подходов к строению общества. | 1.Что такое общество. 2.Взаимосвязь природы и общества. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Основные институты общества. | Составление схемы (ЛСМ) | Дифф. оценка | 3 |
5 | Духовная культура личности и общества | 1. Знать понятия «культура», 2. Знать основные задачи, вопросы и проблемы, решаемые культурой | 1. Определение понятия «духовная культура». 2. Задачи духовной культуры. 3. Пути приращения духовного богатства. 4. Формы культуры: элитарная, массовая, народная (- познавательная, - интеллектуальная, - философская, нравственная, - художественная, - правовая, - религиозная) 5. Взаимосвязь форм культуры. | Презентация | Дифф. оценка | 6 |
6 | (Варианты) 1.Роль образования в жизни современного человека | 1. Дать характеристику основным историческим этапам и типам развития образования. 2. Определить роль образования в жизни современного общества и человека. | 1. Образование и его роль в жизни человека и общества. 2. История развития образования. 3. Профессиональное образование: этапы и тенденции. 4. Роль самообразования. | Эссе | Выступление | 2 |
2. Значение духовной культуры в жизни человека и общества | Уяснить понятия: «духовность», «бездуховность», «сознание», «микрокосм человека». | 1.Сознание и самосознание 2.Критерии духовной культуры личности. 3.Многообразие культур. 4.Значение духовной культуры в жизни человека и общества | Эссе | Выступление |
| |
| 3.Моральный выбор | 1.Рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности” 2. Осознание важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения 3. Выяснить сходство и отличие морали и права. | 1. Что такое мораль? 2. Признаки морали. Сходство и отличие морали от права. 3. Нравственные (моральные) ценности. 4. Золотое правило нравственности. | Сообщение | Выступление |
|
4. Роль религии в современном обществе | 1.Выяснить, что такое религия и какова ее роль в жизни человека и общества 2. Определить общие черты нравственных заповедей в различных мировых религиях. | 1.Что такое религия. Признаки религии. 2.Ранние формы религии. 3.Мировые религии и их каноны. 4.Роль религии в современном мире. | Сообщение | Выступление |
| |
7 | Экономика. Экономическая наука | 1. Знать основные вопросы, решаемые экономикой; 2. Знать определение понятий «экономика», «экономическая наука» | 1.Понятие «экономика». 2.Понятие «экономическая наука» 3.Микро- и макроэкономика. 4.Нормативная и позитивная экономика. | Составление тезисов | Диктант | 2 |
8 | Рынок, фирма | Характеристика понятий «рынок» и «фирма»: понятие, структура, функции, типы. | 1. Рынок: понятие, условия возникновения, признаки, типы рынков, функции рынка. 2. Фирма: понятие, цели и задачи. 3. Факторы производства факторные доходы. 4. Издержки производства. | Сравнительный анализ | Взаимопроверка | 2 |
9 | ВВП, его структура и динамика | 1. Отличать ВВП и ВНП, 4. Знать методы расчета ВВП. | 1. ВВП И ВНП – основные макроэкономические показатели. 2. Какие блага и услуги не включаются в ВВП. 3. Расчет ВВП. | Сравнительный анализ | Самопроверка | 2 |
10 | Основные проблемы экономики РФ | Характеристика основных проблем экономики России в переходный период и на современном этапе | 1. Переход к рыночной экономике. 2. Характеристика экономики современной России. 3. Проблемы и перспективы экономики России. | Эссе | Дифф. оценка | 3 |
11 | Социальная роль и стратификация | 1.Определение понятий «социальная роль», «стратификация» 2. Характеристика этих понятий | 1. Социальная роль. Ситуационная, основная. 2. Структура социальной роли. Ролевой конфликт. 3. Страта. Стратификация. Ее критерии. 4. Взаимосвязь неравенства и стратификации. | Составление тезисов | Взаимопроверка | 3 |
12 | (Варианты) 1. Причины и профилактика девиантного поведения | Характеристика понятия и причин девиантного поведения, понятия «трудновоспитуемость»: способы профилактики девиантного поведения. | 1. Понятие «девиантное поведение» 2. Причины девиантного поведения. 3. Основные методы и приемы работы по профилактике и реабилитации девиантного поведения. | Сообщение. Анализ | Выступление | 2 |
2. Опасность наркомании и алкоголизма | Определение понятия «наркомания», характеристика ее причин и последствий для современного общества; способы их профилактики. | 1. Что такое «наркомания», «алкоголизм». 2. Причины возникновения этих явлений и их последствия в современном обществе. 3. Способы профилактики. 4. Юридическое понятие наркомании и алкоголизма. | Сообщение .Анализ | Выступление |
| |
3.Особенности молодежной политики в РФ | Определить статус современной молодежи, ее проблемы и особенности, особенности молодежной политики государства; особенности юношеского возраста, изменение социальных ролей и статуса человека. | 1. Молодежная субкультура. 2. Цель молодежной политики. 3. Объекты молодежной политики. 4. Субъекты молодежной политики. 5. Аспекты главной молодежной программы РФ. | Сообщение. Анализ | Выступление |
| |
4.Национальная политика в РФ | Характеристика особенностей национальной политики в современной России | 1. Особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации. 2. Конституционные основы национальной политики в РФ. 3. Основные принципы государственной национальной политики в России. | Сообщение. Анализ | Выступление |
| |
13 | Важнейшие социальные общности и группы | 1. Определение понятий «социальная общность», «социальная группа»; 2. Характеристика признаков, особенностей социальной группы | 1. Социальная общность и ее критерии. 2. Социальная группа. Условия функционирования социальной группы. 3. Первичные и вторичные социальные группы. 4. Формальные и неформальные группы. 5. Референтная группа. | Составление схемы | диктант | 3 |
14 | Социально-экономические отношения | Характеристика положения человека в системе экономических отношений. | 1. Определение понятия «Социально-экономические отношения» 2. Виды социально-экономических отношений. 3. Человек и отношения собственности. 4. Человек и труд. 5. Предпринимательство. 6. Доходы и расходы. | Составление тезисов | Взаимопроверка | 3 |
15 | Особенности демократии в современных обществах | Характеристика особенностей реализации принципов демократии | 1. История понятия «демократия». 2. Характеристика демократического режима 3. Особенности развития демократии в современной России. | Сообщение. Анализ | Выступление | 2 |
Становление институтов гражданского общества в современной России | Представление об этапах развития гражданского общества. | 1. Что такое гражданское общество? Главные принципы гражданского общества. 2. Условия развития гражданского общества. 3. Факторы, влияющие на образование гражданского общества. 4. Взаимоотношения гражданского общества и государства. | Сообщение | Выступление |
| |
| Абсентеизм, его причины и опасности | Характеристика абсентеизма как явления и проблемы современного общества. | 1. Что такое абсентеизм? 2. Причины абсентеизма. 3. Виды политического абсентеизма. | Сообщение | Выступление |
|
16 | (Варианты) 1. Правовое регулирование общественных отношений | Знание о правомерных формах поведения и способах защиты прав и интересов личности. | 1. Понятие, существо и назначение правового регулирования. 2. Виды правового регулирования: общая характеристика. 3. Правотворчество: общая характеристика. | Сообщение | Выступление | 3 |
2. Отрасли российского права | Представление о системе российского права, составные частях, отраслях права. | 1. Что такое система права 2. Что такое отрасль права 3. Основные отрасли права: - конституционное, - административное, - семейное, - финансовое, - трудовое - гражданское, - уголовное, - уголовно-процессуальное, - гражданско- процессуальное 4. Международное право 5. Частное и публичное право. | Составление схемы (ЛСМ) | Взаимопроверка | ||
17 | Основы конституционного права | Характеристика особенностей Конституционного права (КП) РФ. | 1. КП как отрасль права. 2. Субъекты КП. Конституционно-правовые отношения. 3. Источники, нормы КП в России: регулятивные и охранительные, управомочивающие, обязывающие и запрещающие, материальные и процессуальные, императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные, постоянные и временные. 4. Отраслевые институты а) основы конституционного строя; | Сообщение | Выступление | 2 |
18 | (Варианты) 1. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ | Понятие о «законотворческом процессе», характеристика его основных стадий. | 1. Что такое законодательный процесс. 2. Стадии законотворческого процесса. 3. Механизм принятия законов. 4. Участие граждан в законотворческой деятельности. | Сообщение | Выступление | 2 |
2. Порядок оказания платных образовательных услуг | Характеристика видов платных образовательных услуг и способов их регулирования. | 1. Порядок регулирования оказания платных дополнительных образовательных услуг. 2. Цели оказания платных образовательных услуг 3. Чем регулируются платные услуги образовательных учреждений 4. Виды платных услуг, реализуемых образовательным учреждением. | Сообщение | Выступление | ||
3. Право на альтернативную гражданскую службу | Введение понятия «альтернативная гражданская служба», характеристика ее основных положений | 1. Понятие «альтернативная гражданская служба» (АГС) 2. Основания для АГС 3. Условия прохождения, срок АГС 4. Права и обязанности граждан, проходящих АГС | Сообщение | Выступление | ||
4.Экологические права граждан и их защита | Определять понятия: субъекты экологического права, экологические правонарушения; право человека на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. | 1. Общая характеристика экологического права 2. Право человека на благоприятную окружающую среду 3. Защита прав на благоприятную окружающую среду. | Сообщение | Выступление | ||
19 | (Варианты) 1. Трудовое право | Знать взаимосвязь понятий: труд, трудовое право; правоотношения; субъекты трудового права; Трудовой кодекс РФ. | 1. Трудовые правоотношения 2. Источники трудового права 3. Субъекты трудового права 4. Права и обязанности работника и работодателя 5. Трудовые правоотношения несовершеннолетних. | Составление тезисов | Выступление | 2 |
| 2. Уголовное право | Знать особенности, специфику уголовного права как отрасли права. | 1. Уголовное право как отрасль права Специфика уголовного права 2. Задачи уголовного права 3. Принципы уголовного права. | Составление тезисов | Выступление |
|
20 | Политика и право | Объяснять взаимосвязь понятий «политика», «право», правовых и политических норм, роль права в современном обществе, воздействие политической системы на развитие социума. | 1. Взаимодействие правовых и политических норм. 2. Правовое и политическое сознание. 3. Влияние права на современное общество 4. Роль политики в современном обществе | Семинар | Зачет | 4 |
21 | Основные сферы общества | Понимать сущность общества с точки зрения системы; представлять сферы жизни общества как взаимодействующие части общества, главные ее составляющие. | 1. Духовная сфера 2. Экономическая сфера 3. Социальная сфера 5. Политическая сфера 6. Взаимосвязь и взаимообусловленность сфер общественной жизни. | Семинар | Зачет | 4 |
Итого |
| 59 час. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно тол...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине 1 курса по дисциплине "Обществознание"
Учебное пособие по дисциплине «Обществознание»(вид учебной дисциплины - базовая).Краснодарский технический колледж.Составитель: преподаватель Зиброва С. К.В учебном пособии предусмотрены рекомендации ...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы под руководством преподавателя по дисциплине: «Компьютерные сети» по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» для студентов 3 курса
Такие огромные потенциальные возможности, которые несет в себе вычислительная сеть и тот новый потенциальный подъем, который при этом испытывает информационный комплекс, а так же значительное ускоре...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Информатика и ИКТ" для студентов 1 курса
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Информатика и ИКТ" для студентов 1 курса...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов 1 курса по дисциплине ОУД.04 Математика
Повышение качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена предусматривает повышение доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе, особенно при изучении дисциплины....
Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентов по обществознанию
Медодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" предназначены для студентов 1 курса колледжа...
методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по обществознанию
методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов по обществознанию...