Презентация к уроку "Философия и глобальные проблемы современности"
план-конспект урока на тему

Токарева Наталия Николаевна

Презентация к уроку "Философия и глобальные проблемы современности дополняет конспет лекционного занятия и может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении этой темы в курсе обществознания или географии. Она содержит примеры "вкрапленных заданий", что делает лецию более привлекательной для обучающихся, преподаватель получает обратную связь и может проследить реакцию слушателей, узнать, что их заинтересовало и сделать лекцию более гибкой. обучающие становятся "активными слушателями", получают возможность применить свои знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon globalnye.ppt2.6 МБ
Файл globalnye.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Философия и глобальные проблемы современности. Преподаватель ТОГА ПОУ «Техникум отраслевых технологий» Токарева Н.Н.

Слайд 2

Эпиграф урока: Прежде чем выяснить, как избавиться от войн, голода, защитить природу и т.п. следует понять, как человеку остаться человеком в духовном смысле этого слова, человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым. Задание: прочитав эпиграф, предположите какая будет тема урока?

Слайд 3

Тип занятия: интерактивная лекция с вкраплеными заданиями цели углубить знания обучающихся о глобальных проблемах, изучить критерии глобальных проблем, выяснить роль философии в решении глобальных проблем задачи выяснить, как определить «глобальность» проблем найти возможное решение глобальных проблем

Слайд 4

План 1.Какие проблемы считать глобальными? 2. Глобализация – «родная дочь» технического прогресса. 3. Проблема предотвращения ядерной войны. 4. Демографическая проблема. 5. Экологическая проблема.

Слайд 5

1.Какие проблемы считать глобальными ? Термин «глобальный» происходит от лат. globus – земной шар. Отсюда и проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека в различных точках планеты, т.е. те, которые носят общечеловеческий характер, принято называть глобальными. Во-перевых глобальные проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и всего человечества.

Слайд 6

критерии Во-вторых , для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединение усилий, по крайней мере, большинства людей.

Слайд 7

критерии В-третьих , эти проблемы являются объективным фактором мирового развития, и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было.

Слайд 8

критерии В-четвертых, нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания. особенность глобальных проблем заключается в том, что все они находятся в такой сложной взаимозависимости, что решение одной из них предполагает, по крайней мере, учет влияния на нее других проблем.

Слайд 9

2. Глобализация – «родная дочь» технического прогресса.

Слайд 10

Глобализация – «родная дочь» технического прогресса, создавшего информационную среду, которая позволила экономикам разных стран слиться в общемировую систему и обеспечила оперативное перемещение капитала, товаров и рабочей силы.

Слайд 12

Антиглобализация – движение противников глобализации Глобализация далеко не всегда несет с собой процветание и рост благосостояния. И это не может не настораживать страны, либо прошедшие

Слайд 13

Глобализация также породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»: экологических, демографических, политических. Задание: Почему эти проблемы очень важны для настоящего и будущего человечества.

Слайд 14

Анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии, политологии и т.д. Философы же, концентрируя внимание на мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества.

Слайд 15

3. ПРОБЛЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ. Устранение войны из жизни общества и обеспечение прочного мира на Земле по общему признанию является самой актуальной из всех существующих глобальных проблем.

Слайд 16

https://www.youtube.com/watch?v=co2CiqRxuuQ И хотя во все времена острота ее никогда не ослабевала, в ХХ в. она обрела новый, драматический смысл и актуальность, поставив уже не только отдельных людей, целые народы, но и все человечество перед роковым вопросом “быть или не быть?”.

Слайд 17

Еще одно оружие будущего – климатическое, позволяющее направить на противника грозные силы природы в виде засухи, наводнения или урагана.

Слайд 18

сейсмическом оружие может вызывать с помощью ориентированных ядерных взрывов землетрясения на территории противника. Задание: предложите свое решение этой проблемы.

Слайд 19

4. Демографическая проблема. Задание:

Слайд 20

4. Демографическая проблема В XIX в. экономические и технические достижения позволили европейским странам ликвидировать очаги опасных заболеваний (холеры, чумы, брюшного тифа). Численность населения Земли за столетие (1800–1900 гг.) выросла с 906 млн. до 1,6 млрд. человек.

Слайд 21

Типы воспроизводства традиционный Принято считать, что около 200 тыс. лет назад на Земле жило не более 250 тыс. человек. Примерно 50 тыс. лет назад появился вид “человек разумный” и его численность достигла уже 1 миллион. К XII – X тысячелетиям до н.э. население Земли увеличилось до 3,5 млн. человек. Такой тип воспроизводства называют традиционным. современный в экономически развитых странах, характеризуется низкой рождаемостью (10-14 на 1 тыс. чел.), низкой младенческой смертностью (4-8 на 1 тыс. новорожденных), высокой продолжительностью жизни (76-78 лет) и очень низким (иногда нулевым и даже отрицательным) естественным приростом населения.

Слайд 22

В наши дни, наряду с современным типом воспроизводства населения, во многих регионах мира по-прежнему преобладает традиционный для аграрного общества тип.

Слайд 23

В результате резко увеличивается численность населения. Это явление получило название “демографический взрыв”.

Слайд 24

Если быстрый рост населения сохранится, то человечество ожидают большие проблемы от дефицита основных ресурсов (чистая вода, продовольствие, нефть, лес, территория) до глобальных экологических катастроф. Во многих регионах мира недостаток пригодных для жизни территорий, различия в плотности населения и демографическими особенностями могут приводить к конфликтам между соседними странами, обострять территориальные споры.

Слайд 26

1.Назовите отрицательные последствия НТР и чем они грозят человечеству?

Слайд 27

1.Назовите отрицательные последствия НТР и чем они грозят человечеству? Загрязнение природной среды продуктами техногенного происхождения Рост заболеваний. Эксперты выяснили, что уносит жизни людей, чаще чем войны. Причиной массовой смертности оказалось загрязнение окружающей среды. Его жертв в 15 раз больше, чем от любого вооруженного конфликта.

Слайд 28

1.Назовите отрицательные последствия НТР и чем они грозят человечеству? Угроза исчерпания природных ресурсов, нехватка продовольствия По подсчетам экспертов, чтобы прокормить 9 миллиардов человек, которые будут населять Землю в середине XXI века, фермеры вынуждены будут производить на 70% больше продовольствия, чем сейчас. Но учитывая запущенное состояние земельных ресурсов, это просто невозможно.

Слайд 29

1.Назовите отрицательные последствия НТР и чем они грозят человечеству? Изменение климата. Экологи говорят о глобальном изменении климата, включающем увеличение средней годовой температуры, вызывающей таяние ледников, и повышение уровня Мирового океана. Помимо потепления, происходит также разбалансировка всех природных систем, которая приводит к изменению режима выпадения осадков, температурным аномалиям и увеличению частоты экстремальных явлений, таких как ураганы, наводнения и засухи.

Слайд 30

2. Чем современное понимание экологии отличается от понимания Геккеля? Геккель: экология – направление, которое изучает взаимоотношения животных и растений со средой их обитания. раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых существ с окружающей их средой; направление, изучающее проблему взаимоотношения человеческого общества со средой его обитания.

Слайд 31

« философия преодоления кризиса ». 3.Что такое универсум? Униве́рсум (лат. universum, «совокупность, общность» или лат. summa rerum «совокупность всего», «мир как целое», «всё сущее») — в философии — совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы... ? 4.Как связаны между собой философия и экология Экология своеобразный переход от конкретных наук к философии

Слайд 32

Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило пред человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. Для продолжения своей истории человеку необходимо научиться согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями природы.

Слайд 33

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Тема: Философия и глобальные проблемы современности.

План.

1.Какие проблемы считать глобальными?

 2. Глобализация – «родная дочь» технического прогресса.

3. Проблема предотвращения ядерной войны.

4. Демографическая проблема.

5. Экологическая проблема.

1.Какие проблемы считать глобальными?

Понятие «глобальные проблемы современного общества» получило широкое распространение с конца 60-х – начала 70-х годов, заняв с тех пор видное место в научном и политическом лексиконе и прочно закрепившись в массовом сознании. Зачастую оно используется и как модный термин, применяемый к событиям и явлениям, которые не относятся к разряду глобальных. Наша задача выяснить: как определить «глобальность» проблемы. В философии эта задача решается путем в  выделения соответствующих критериев, по которым та, или иная проблема определяется как глобальная и тем самым отделяется от множества других, которые таковыми не являются.

Термин  «глобальный» происходит от лат. globus – земной шар. Отсюда и проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека в различных точках планеты, т.е. те,  которые носят общечеловеческий характер, принято называть глобальными. Они оказывают существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов, являясь мощным объективным фактором мирового и социального развития. Их решение предполагает объединение усилий абсолютного большинства государств и организаций на международном уровне, в то время как их нерешенность грозит катастрофическими последствиями для будущего всего человечества.

Для более строгого определения собственно глобальных проблем в науке и философии, помимо уже названного «географического» критерия, вводятся дополнительные критерии, характеризующие их с другой стороны – со стороны их качества, существенных особенностей, которыми обладают они и только они. Среди этих особенностей выделяется в первую очередь то, что глобальные проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и всего человечества.

  Во-вторых, для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединение усилий, по крайней мере, большинства людей.

  В-третьих, эти проблемы являются объективным фактором мирового развития, и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было.

  В-четвертых, нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания.

  Еще одна принципиальная особенность глобальных проблем заключается в том, что все они находятся в такой сложной взаимозависимости, что решение одной из них предполагает, по крайней мере, учет влияния на нее других проблем.

2. Глобализация – «родная дочь» технического прогресса.

  В отношении настоящего времени все большее количество философов, социологов, историков склоняются к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.

С легкой руки журналистов термин «глобализация» стал одним из самых популярных неологизмов (слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее) начала XXI в.т  Глобализация – «родная дочь» технического прогресса, создавшего информационную среду, которая позволила экономикам разных стран слиться в общемировую систему и обеспечила оперативное перемещение капитала, товаров и рабочей силы. Глобализация выражается в таких обычных для нас явлениях, как высокоскоростные виды транспорта, повсеместное распространение товаров, выпускаемых под торговыми марками известных западных компаний с пометкой «сделано в Китае» или «в Сингапуре», массовая культура, распространяемая по всему миру телевизионным каналом MTV и голливудскими фильмами; «Макдональдсы» и кока-колла, ставшая своего рода символом свободы в странах, переживающих процесс перехода к либеральной демократии, общепланетарная информационная сеть и многое другое.

Глобализация далеко не всегда несет с собой процветание  и рост благосостояния. И это не может не настораживать страны, либо прошедшие через структурные кризисы, либо внимательно наблюдающие за судьбой менее удачливых соседей. Широкое движение противников глобализации, выступающих против глобализации мировой экономики, называется антиглобализацией. Практически каждый съезд представителей международных экономических организаций сопровождается многотысячными демонстрациями и шумными акциями протеста антиглобалистов. Глобализация также породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»: экологических, демографических, политических. Все эти проблемы очень важны для настоящего и будущего человечества. Контрастный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии, политологии и т.д. Философы же, по нашему мнению, концентрируя внимание на мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества.

3. Проблема предотвращения ядерной войны.

Одной из самых расточительных сфер общественной жизни является военная сфера. Устранение войны из жизни общества и обеспечение прочного мира на Земле по общему признанию является самой актуальной из всех существующих глобальных проблем. И хотя во все времена острота ее никогда не ослабевала, в ХХ в. она обрела новый, драматический смысл и актуальность, поставив уже не только отдельных людей, целые народы, но и все человечество перед роковым вопросом “быть или не быть?”.

https://www.youtube.com/watch?v=co2CiqRxuuQ

http://videoyoutub.ru/watch/IvpheRIZjXQ

  Причина этому – создание ядерного оружия, открывшего реальную, никогда не существовавшую до этого возможность уничтожения жизни на Земле, по крайней мере, в ее разумных формах.

Еще одно оружие будущего – климатическое, позволяющее направить на противника грозные силы природы в виде засухи, наводнения или урагана. Нет ничего невозможного и в сейсмическом оружии: вызывать с помощью ориентированных ядерных взрывов землетрясения на территории противника. Правда, это удастся сделать только в зонах сейсмической активности к тому же трудно точно предсказать направление удара стихии.

 Не исключено, что появится космическое оружие. Оно будет уничтожать из космоса цели на Земле. При этом может использоваться ядерное оружие, лазерный луч или пучок частиц высокой энергии, способной вывести из строя энергетику какого-либо объекта, либо просто разрушить его.

завладеть химическим или бактериологическим оружием.

  Война будущего может быть и психологической. Разрабатываются технологии, позволяющие влиять на психику людей при помощи химических препаратов или радиоволн определенной частоты. Теоретически такие средства способны инициировать у больших масс людей повышенную агрессивность или, наоборот, полную апатию. Уже известны методы “промывания мозгов”, превращение людей в послушных зомби, но пока подобные методы эффективны лишь на индивидуальном уровне.

4. Демографическая проблема.

Другая проблема, которую можно отнести к глобальным – демографическая. Принято считать, что около 200 тыс. лет назад на Земле жило не более 250 тыс. человек. Примерно 50 тыс. лет назад появился вид “человек разумный” и его численность достигла уже 1 миллион. К XII – X тысячелетиям до н.э. население Земли увеличилось до 3,5 млн. человек.  Такой тип воспроизводства называют традиционным.

  В XIX в. экономические и технические достижения позволили европейским странам ликвидировать очаги опасных заболеваний (холеры, чумы, брюшного тифа). Численность населения Земли за столетие (1800–1900 гг.) выросла с        906 млн. до 1,6 млрд. человек.

  Современный тип воспроизводства, наиболее отчетливо представленный в экономически развитых странах, характеризуется низкой рождаемостью (10-14 на 1 тыс. чел.), низкой младенческой смертностью (4-8 на 1 тыс. новорожденных), высокой продолжительностью жизни (76-78 лет) и очень низким (иногда нулевым и даже отрицательным) естественным приростом населения.

  Однако и в наши дни, наряду с современным типом воспроизводства населения, во многих регионах мира по-прежнему преобладает традиционный для аграрного общества тип, а в отдельных районах встречается и древний тип воспроизводства. Также различия в демографическом поведении отражают прохождение населением планеты разных стадий единой эволюции. В результате резко увеличивается численность населения. Это явление получило название “демографический взрыв”. В наши дни демографический взрыв наблюдается в развивающихся странах Азии и Африки.   Демографическая ситуация в мире вызывает обоснованную озабоченность. Если быстрый рост населения сохранится, то человечество ожидают большие проблемы от дефицита основных ресурсов (чистая вода, продовольствие, нефть, лес, территория) до глобальных экологических катастроф. Во многих регионах мира недостаток пригодных для жизни территорий, различия в плотности населения и демографическими особенностями могут приводить к конфликтам между соседними странами, обострять территориальные споры.   За последнее столетие правительства многих стран пытались проводить политику, направленную на повышение или понижение уровня рождаемости, но результаты были незначительны и кратковременны. Едва ли не единственной страной, в которой удалось повлиять на демографическую ситуацию, является Китай. Каждую секунду на Земле рождается 21 человек и умирает 18. Таким образом, ежедневно человечество прирастает на 250 тыс. человек, в год – 90 млн.

5. Экологическая проблема.

Работа с учебником.

1.Назовите отрицательные последствия НТР и чем они грозят человечеству?

Загрязнение природной среды продуктами техногенного происхождения

Рост заболеваний.

Эксперты выяснили, что уносит жизни людей, чаще чем войны. Причиной массовой смертности оказалось загрязнение окружающей среды. Его жертв в 15 раз больше, чем от любого вооруженного конфликта.

Угроза исчерпания природных ресурсов, нехватка продовольствия

По подсчетам экспертов, чтобы прокормить 9 миллиардов человек, которые будут населять Землю в середине XXI века, фермеры вынуждены будут производить на 70% больше продовольствия, чем сейчас. Но учитывая запущенное состояние земельных ресурсов, это просто невозможно.

Изменение климата.

Экологи говорят о глобальном изменении климата, включающем увеличение средней годовой температуры, вызывающей таяние ледников, и повышение уровня Мирового океана. Помимо потепления, происходит также разбалансировка всех природных систем, которая приводит к изменению режима выпадения осадков, температурным аномалиям и увеличению частоты экстремальных явлений, таких как ураганы, наводнения и засухи.

 

2. Чем современное понимание экологии отличается от понимания Гегеля?

Геккель: экология – направление, которое изучает взаимоотношения животных и растений со средой их обитания.

Современное определение:

  1. раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых существ с окружающей их средой;
  2. направление, изучающее проблему взаимоотношения человеческого общества со средой его обитания.

3.Что такое универсум?

Униве́рсум (лат. universum, «совокупность, общность» или лат. summa rerum «совокупность всего», «мир как целое», «всё сущее») — в философии — совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы...

4.Как связаны между собой философия и экология?

Экология своеобраный переход от конкретных наук к философии.

  Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило пред человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.

Для продолжения своей истории человеку необходимо научиться согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями природы.

Без принятия конкретных мер человечество не сможет решить глобальных проблем и выйти из наступившего кризиса. Однако, в решении этих  проблем нужна какая-то общая идея – «философия преодоления кризиса». И философы ставят вопрос о необходимости изменения пути развития современной цивилизации. В чём же заключается смысл этого изменения? Большинство мыслителей, придерживающихся различных мировоззренческих ориентаций, сходятся на том, что глобальные проблемы современности – это не чисто экономические, политические или научные, а, прежде всего, проблемы духовно-нравственные. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с мирских ценностей на ценности духовные. Речь идет об изменениях социальных  и нравственных  установок  личности и общества. Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности, с точки зрения этого подхода является широкое распространение  идеологии потребительства. Современное производство создало материальные предпосылки для удовлетворения потребностей населения. Распространение идеологии потребительства наносит огромный ущерб духовному развитию личности. Оно способствует  некритическому отношению к окружающей действительности, развитию конформизма – некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему, отказ от выработки собственной позиции, пассивное следование преобладающему образу мыслей и типу поведения, общесоциальным или групповым стандартам и стереотипам. Выход из этой ситуации многими мыслителями видится в самоограничении производства и потребления принятии идеологии «нового аскетизма».

 Но, возможно, самая страшная из грозящих нам катастроф – антропологическая – уничтожение человеческого в человеке.

  Антропологическая катастрофа – причина глобальных проблем. Прежде чем выяснить, как избавиться от войн, голода, защитить природу и т.п. следует понять, как человеку остаться человеком в духовном смысле этого слова, человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым.

Существенную роль в решении глобальных проблем должна сыграть новая культура мышления, прежде всего, экологическая. Через системы семейного воспитания и школьного образования необходимо привить каждому человеку с раннего детства основы экологической культуры, бережного отношения к природе, ко всему живому, в том числе и к человеку. А государство должно этому всячески способствовать через законодательные акты, СМИ, образовательные программы.

Литература:

1. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Сост. Л.И.Василенко, В.Е.Ермолаева. – М.: Прогресс, 1990.

2. Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных проблем. – М.: Центр политических и международных исследований, 1993.

3.http://www.chelsma.ru/nodes/11105/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Глобальные проблемы современности"

Данный урок завершает изучение темы "Общество как сложная динамичная система"...

Философия и глобальные проблемы современности

Данная презентация составлена для открытого лекционного занятия по дисциплине Основы философии, но может быть использована и на уроках обществознания. Оно призвано расширить знания полученные на други...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического классного часа «СПИД глобальная проблема современности»

Основная цель тематического классного часа - сформировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием.Форма проведения мероприятия: дис...

Глобальные проблемы современности

Конспект урока и презентация по обществознанию...

Презентация по географии. Тема : Глобальные проблемы человечества"

Данная презентация создана для занятий по учебной дисциплине "География"  для студентов 1 курса специальности 38.02.07 Банковское дело....

Глобализация и глобальные проблемы современности

Данную презентацию можно использовать как на уроках Обществознания, так и на уроках Истории...

Диспут на тему Глобальные проблемы современности

Для обучающихся по дисциплине Обществознание была проведена беседа-дискуссия с целью выявления экологических проблем современности и путей их решения. Студенты выступили с различными докладами и презе...