Глобальные проблемы современности
план-конспект урока

Козлова Людмила Валерьевна

Конспект урока и презентация по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya.docx43.85 КБ
Office presentation icon globalnye_problemy_sovremennosti0.ppt2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Цель: сформировать общие представления о глобальных проблемах современной цивилизации, взаимосвязи и взаимозависимости современного мира; показать, каким образом эти проблемы отражаются на жизни современного мирового сообщества, в том числе России; обсудить с учащимися возможные пути решения этих проблем; формировать умения выделять проблему, ставить вопросы, работать с публикациями прессы, вести диалог, грамотно отстаивать свою точку зрения; воспитывать чувство гражданской ответственности за судьбу человечества.

Требования к результатам изучения темы

Изучение темы вносит вклад в достижение результатов

личностных:

  • сформированность гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества;

метапредметных:

  • способность самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;
  • сформированность таких универсальных познавательных действий, как работа с научными понятиями, переработка и структурирование информации;

предметных:

  • сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире.

Задачи занятия:

  1. раскрыть существенные признаки понятий «террор» и * терроризм»;
  2. разъяснить связь глобализации и международного терроризма;
  3. охарактеризовать направления противодействия международному терроризму.

Тип урока: нетрадиционный.

Форма проведения: пресс-конференция.

Основные понятия: биосфера, экологический кризис, глобализм, «Гринпис», урбанизация, демографический взрыв, ядерная война, международный терроризм, депопуляция.

Оборудование: оформление аудитории: на доске - тема, схематичное изображение земного шара, глобус; карта мира (политическая или физическая); памятка по анализу газетных публикаций.

Ход урока

I. Вступительное слово ведущего (преподавателя).

  1. Приветствие гостей.
  2. Сообщение темы пресс-конференции, целей и задач, а также вопросов, которые необходимо рассмотреть.

Причины обострения глобальных проблем на современном этапе, необходимость решения этих проблем «всем миром»; Гражданская ответственность каждого жителя планеты за вклад в их решение.

  1. Представление стран, прибывших на конгресс

II. Выступления экспертов (сильные учащиеся, Подготовившие сообщения). (См. Приложение 2)

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблемы народонаселения в мире.
  2. Экологические проблемы на Земле.
  3. Проблемы разоружения наземном шаре.
  4. Борьба с международным терроризмом.
  5. Продовольственная проблема на Земле.

III. Пресс-конференция для журналистов (учащиеся и учителя).

  1. Ответы на вопросы журналистов.

Журналист представляется (от какой он газеты или журнала). Задает заранее заготовленные вопросы экспертам.

  1. Дискуссия.

Вопросы к дискуссии:

  1. Какие проблемы и почему относят к глобальным?
  2. Каковы причины появления глобальных проблем?
  3. Почему в современном обществе все больше появляется глобальных проблем?
  4. Почему странам нельзя изолированно решать такие проблемы, как борьба с терроризмом?
  5. В чем выражается взаимосвязь глобальных проблем?
  6. Какова роль научно-технического прогресса в сложившейся экологической ситуации?
  7. Каковы основные направления разрешения глобальных проблем?

IV. Выступления представителей организации «Гринпис» (учащиеся и учителя).

На конференции присутствуют представители «Гринпис». У них своя «униформа», они участвуют в работе конгресса. Рассказывают, чем занимается организация «Гринпис».

Ведущий организует работу журналистов, следит за ответами экспертов, привлекает представителей «Гринпис», обобщает этапы работы конгресса.

V. Заключительная часть.

Журналисты подбирают броские названия своим сообщениям, готовят тезисы для статьи в газету, озвучивают их.

Примечания к уроку:

  1. Каждой «стране» отведен отдельный столик.
  2. Эксперты - это «экологи», «демографы», «экономисты», «политологи» и «военные» (5 учащихся).
  3. На столах - визитная карточка страны, флаг.
  4. У каждого эксперта на груди бэйджик.
  5. Представители «Гринпис» сидят отдельно.                

Приложение 2

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую, обстановку не только внутри отдельной страны, но и выходит за ее границы.

Характерные примеры:

Великобритания «экспортирует» 2/3 своих промышленных выбросов.

75-90 % кислотных дождей скандинавских стран имеют заграничное происхождение. От кислотных дождей в Великобритании страдает 2/3 лесных массивов, а в странах континентальной Европы - около половины их площадей. В США не хватает того кислорода, который естественно воспроизводится на территории этой страны.

Крупнейшие реки, озера й моря Европы и Северной Америки интенсивно загрязняются промышленными отходами предприятий самых различных стран, использующих их водные ресурсы.

С 1950 по 1984 г. производство минеральных удобрений возросло с 13,5 млн т до 121 млн т в год. Их использование дало, по крайней мере, 1/3 прироста сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем резко возросшее в последние десятилетия использование в сельском хозяйстве химических удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одним из важнейших источников глобального загрязнения окружающей среды. Разносимые водой и воздухом на огромные расстояния, они включаются в геохимический круговорот веществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе, да и самому человеку.

Весьма характерным и все более развивающимся для нашего времени стал экспорт экологически вредных предприятий в слаборазвитые страны.

Огромные и все более возрастающие масштабы использования природных минеральных ресурсов привели не только к истощению сырья в отдельных странах, но и к существенному обеднению всей сырьевой базы нашей планеты.

На наших глазах заканчивается эра экстенсивного использования потенциала биосферы.

  • Сегодня уже осталось ничтожно мало неосвоенных земель для ведения сельского хозяйства.
  • Систематически увеличивается площадь пустынь. С 1975 по 2000 гг. она возросла на 20 %.
  • Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты. С 1950 по 2000 гг. площадь лесов уменьшилась почти на 10 %. А ведь леса - это «легкие» всей Земли.
  • Эксплуатация водных бассейнов, в том числе и Мирового океана, осуществляется в таких масштабах, что природа не успевает воспроизвести то, что забирает человек.

Природа щедро делится всем, что имеет. Но человек безраздельно и бесконтрольно использует природные ресурсы в своей хозяйственной деятельности, что влечет за собой все возрастающую нагрузку на природу.

В настоящее время в результате интенсивной человеческой деятельности происходит даже изменение климата. По сравнению с началом прошлого века содержание С02 в атмосфере выросло на 30 %, причем 9 % этого прироста дали последние 30-40 лет. Повышение концентрации этого газа приводит к так называемому «парниковому эффекту», в результате которого происходит потепление климата всей планеты. Такого рода изменения, как считают ученые, наблюдаются уже в наше время.

В результате деятельности человека произошло потепление в пределах 0,5 градуса. Однако, если концентрация С02 в атмосфере удвоится по сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху, то есть увеличится еще на 70 %, произойдут очень резкие изменения в жизни Земли. Средняя

температура повысится на 2-4 градуса, а на полюсах - на 6-8 градусов.

Это вызовет:

  • таяние льдов,
  • поднятие уровня Мирового океана на 1 метр,
  • затопление многих прибрежных районов,
  • существенное изменение влагообмена на поверхности Земли, количества осадков и направления ветров.

Ясно, что такого рода изменения поставят перед людьми огромные проблемы, связанные с ведением хозяйства, воспроизведением необходимых условий их жизни. В итоге сегодня человечество, как справедливо одним из первых отметил В. Вернадский, обрело такую мощь в преобразовании окружающего мира, что оно начинает существенно влиять на эволюцию биосферы как целого. Хозяйственная деятельность человека в наше время уже влечет за собой изменение климата, она воздействует на химический состав водного и воздушного бассейнов Земли, на животный и растительный мир планеты, на весь ее облик.

ПРОБЛЕМА ВОЙНЫ И МИРА

Проблема войны и мира превратилась в глобальную буквально на наших глазах, прежде всего, в результате резко возросшей мощи оружия. Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила превышает в несколько тысяч раз мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых на Хиросиму. А ведь - от этой бомбы погибло свыше 200 тысяч человек! 40% площади города превратилось в пепел, 92 % <было изуродовано до неузнаваемости.

На каждого человека в настоящее время только в виде ядерного оружия приходится такое количество взрывчатых веществ, что их тринитро- толуоловый эквивалент превосходит 10 тонн. Если бы у людей было столько продовольствия! Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить все живое на Земле. А ведь сегодня уже и «обычные» средства ведения войны вполне способны нанести глобальный урон и человечеству, и природе. При этом следует иметь в виду, что технология ведения войн эволюционирует в сторону все большего уничтожения мирного населения.

  • Что ждет человечество, если будет развязана пусть даже и локальная война с применением самых современных средств ее ведения?

Как считают специалисты, применение современного оружия приведет, по крайней мере, к 100-кратному превышению количества жертв среди мирного населения по сравнению с числом погибших военных. По- видимому, это будет война, по существу, против мирного населения!

Последствия ядерного конфликта будут иметь глобальный характер. Они проявятся:

  • в изменениях климата;
  • разрушении озонового слоя атмосферы, защищающего все живое на Земле от действия космического ультрафиолетового излучения;
  • значительном воздействии на генофонд человечества;
  • нарушении баланса в биосфере.

Резко возросшие взаимосвязи в современном мире, экономическая и политическая нестабильность во многих странах, особенно в Африке, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, создают постоянную опасность возникновения крупного военного конфликта с последствиями, существенными для всего человечества. Кроме того, следует учитывать и то обстоятельство, что развертывающаяся сегодня гонка вооружений, на которую ежегодно во всем мире затрачивается свыше триллиона долларов, мешает решать проблемы экономического и культурного развития человечества.

По оценкам специалистов, около 10 % всех смертей в современном мире прямо или косвенно оказываются связанными с войнами.

  • Что же нас ждет в будущем? Когда же прекратится это безумие и человечество прекратит свое самоуничтожение?

Одной из острейших и самых значительных глобальных проблем современности является вопрос о том, как преодолеть отсталость в развитии большей части человечества.

Здесь мы видим пересечение, теснейшее .взаимодействие всех глобальных проблем, и чем глубже мы проникаем в смысл ситуации, тем более осознаем, насколько трудно найти здесь разумный и реальный выход из сложившегося, по существу, критического положения.

По-видимому, вполне естественно начать рассмотрение этой проблемы с демографической характеристики развивающихся стран.

Динамика населения по регионам в XX и начале XXI вв. (в млн чел.)

Регион                 год

1900

1950

1975

2000

2025

Весь регион

1656

2513

4033

6199

9065

СССР и страны, находящиеся на территории СССР*

130

180

254

312

368

Восточная Азия

950

673

1063

1406

1650

Южная Азия :

706

1255

2205

3651

Латинская Америка

64

164

323

608

961

Северная Америка

81

166

236

290

332

Африка

130

219

406

828

1479

Европа

295

392

474

520

580

Австралия и Океания;

13

21

30

44

Мы видим, как неравномерно растет население. Его прирост незначителен в развитых странах и чрезвычайно высок в развивающихся.

За период 1975 - 2000 гг. из 2,2 млрд. прироста населения мира около 90 % - 2,0 млрд - приходится на развивающиеся страны.

Увеличение населения с 1970 по 2000 гг.

Африка                                    на 140,4%;

Латинская Америка              на 89,3 %;

Азия                                             на 76,1%;

Северная Америка               на 30,2 %;

Европа                                   на 16,1 %.

Средний размер семьи (чел.)

Развитые страны

Развивающиеся страны

США ;   

                     3,1

Иран

                                  6,0

Великобритания

ия                  2,9

Сирия

                                  5,9

Австрия

                      2,9

Филиппины

                                   5,8

Дания

                      2,8

Таиланд

                                   5,8

Германия

                      2,7

Пакистан

                                   5,7

  • Чем вы можете объяснить неравномерный рост населения в различных регионах мира? Можно ли регулировать рост населения страны? Какие вы знаете примеры такого рода регулирования?
  • Почему в развитых странах население растет медленно?

Складывается следующая картина.        1

Доля населения развивающихся стран в общей численности населения планеты: 1950 г.  2/3; 1975 г. - 3/4; 2000 г. 4/5; середина XXI в. - 9/10 {прогноз).        

Эти цифры очень тревожны! Они свидетельствуют о явно неблагополучном положении дел в современном мире. Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеет нормальных условий жизни. По уровню развития экономики они сильно отстают от развитых стран, и им не удается сократить этот разрыв. Объем производства на душу населения в этих странах в среднем в 12 раз меньше, чем в развитых, а потребление энергии - в 14 раз. Житель США потребляет энергии в 55 раз больше, чем африканец.

Надои молока от одной коровы в развивающихся странах меньше в 6,3 раза, чем в развитых, а урожайность зерновых ниже в 2 раза. Однако и этот собранный урожай не удается должным образом сохранить. Потери продовольственных продуктов в этих странах огромны - около 30 %.

Название

страны

Потери продовольственных продуктов (в %)

рис

кукуруза

пшеница

Бразилия

30

40

20

Нигерия

70

Индия

52

3/4 населения развивающихся стран живут, не имея санитарных условий. 1,5 млрд человек лишены элементарной медицинской помощи. 250 млн. человек живут в трущобах. Около 2 млрд. жителей нашей планеты не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой, и в основном это жители развивающихся стран.

От недоедания страдает свыше 500 млн. человек. Ежегодно от голода умирает 30—40 млн. человек. В среднем один человек потребляет в день: в развивающихся странах - 2200 калорий, в развитых странах - 3400 калорий.

Плохое питание особенно вредно для детей. Оно отрицательно сказывается на их физическом и психическом развитии.

О бедственном положении развивающихся стран свидетельствует то, что смертность детей до 1 года в них выше в 4 раза, чем в развитых странах.

Средняя продолжительность жизни

В то время как в 1980-1985 гг. она составляла в развитых странах 72,4 года, в развивающихся странах она была на уровне 57,0 лет. Представляют интерес показатели в отдельных странах:

Швейцария

 -75,0

Эфиопия

-41,0

Афганистан

-40,5

США

-73,2

Швеция

-75,5

Ангола

-43,5

Индия

- 51,5

Япония

-76,2

Франция

- 74,2

Индонезия

-50,0

  1. Понятие международного терроризма.
  2. Глобализация и международный терроризм.
  3. Идейные основы международного терроризма.
  4. Противодействие международному терроризму.

В международных документах существует и такое определение: терроризм —это противоправное уголовно наказуемое деяние, совершённое в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющееся в виде:

  • насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц;
  • уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающей опасность гибели людей;
  • причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;
  • посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля с целью прекращения его политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
  • нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, на лиц, пользующихся международной защитой;
  • иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством сторон, а также иными общепризнанными международноправовыми актами, направленными на борьбу с международным терроризмом.
  1. В наше время терроризм отразил реальности глобализации. Это явление, затрагивающее всё мировое сообщество. Важнейшая его особенность — наличие сетей неправительственных структур, охватывающих многие страны. «Сети представляют собой самоорганизующиеся полицентричные структуры, ориентированные на решение конкретных задач и состоящие из автономных, иногда временных, групп. Для них характерны децентрализация власти и ответственности, а также преобладание горизонтальных (а не вертикальных, иерархических) внутренних связей отдельных составляющих их сегментов. Сети — открытые структуры. Они способны к расширению путём включения в себя новых узлов, если те решают аналогичные задачи и исповедуют сходные ценности*. Транснациональные террористические организации имеют сетевой характер.

Благодаря созданию глобальных компьютеризированных финансовых сетей, позволяющих за считанные минуты перебрасывать огромные суммы в любой район мира, проводя их через десятки различных счетов, отмывание криминальных денег, как и финансирование деятельности международных террористических организаций, становится относительно безопасной и весьма прибыльной операцией. Отследить деятельность финансового криминала, дестабилизирующую мировую экономику, особенно если она осуществляется через транснациональные банки и офшорные зоны, крайне сложно. Кроме того, международный терроризм, как и иные формы нелегальной деятельности, негласно поддерживается правящими кругами и спецслужбами ряда государств. Наконец, нельзя исключить, что. связи с международным терроризмом, как и с криминалитетом, для определённых правительственных кругов во многих слаборазвитых странах выгодны по меркантильным соображениям: они обеспечивают определённые возможности доступа к нелегальным финансовым потокам, позволяют использовать боевиков в собственных целях и т. д.

  1. Третий пункт плана предполагает рассмотрение идеологического обоснования  террористической деятельности. Необходимо при этом уточнить понимание ими терминов «экстремизм», «радикализм», «фундаментализм». Механизм вовлечения людей в террористическую деятельность изучен недостаточно, хотя этой проблеме посвящён ряд научных работ. Среди них исследование российских учёных А. С. Радилова, М. Ф. Цимбал а «Технологии манипулирования сознанием и вовлечение в терроросреду» (Общественные науки и современность. — 2012. — № 4). Проведённый авторами анализ позволил утверждать, что, во-первых, в настоящее время ненависть, месть и подобные им категории могут становиться основой для восстановления идентичности людей, которую, по их ощущению, разрушают современная культурная ситуация, тенденции глобализма и пр. В этой связи представляется необходимым ещё раз подчеркнуть, что терроросреда, потенциально способная восстановить разрушенную идентичность индивида, всегда будет оставаться привлекательной для тех, кто стремится к такому восстановлению. Во-вторых, имеют место практики «обучения ненависти», осуществляемые путём манипулирования сознанием: фабрикации фактов и повторения бездоказательных утверждений, обращённых к эмоциям реципиента. Содержание пропагандистских материалов, представленных на экстремистских интернет-сайтах, даёт также основание утверждать, что принятая в терроросреде практика манипулирования охотно использует религиозную аргументацию для преодоления наиболее жёстких социальных запретов. Соответствующим образом построенная апелляция к религии освобождает террориста от чувства греха и комплекса вины, убеждает его в своей правоте и, как следствие, лишает его преступное деяние негативной окраски в собственных глазах. Конечно, стремление мстить врагу, уничтожая его физически, может формироваться не только через манипуляции с психикой. К возникновению таких намерений могут привести и какие-то неприглядные реалии современной жизни, и неадекватные персональные представления о справедливости, и культурологические мотивы. Однако для лица, подвергнувшегося воздействию манипуляций, социальный запрет на убийство редуцируется в максимальной степени. В ситуации суицидального теракта имеет место воздействие ещё одного фактора — стремления пожертвовать собой во имя уничтожения ненавистного врага.

3. Международный терроризм является глобальной проблемой, и поэтому, как считают российские учёные, разработка методов борьбы с ним требует комплексного подхода. Основными в этом плане признаются два направления:

  1. борьба против собственно терроризма (против негосударственной сетевой структуры — с использованием в основном спецсиловых, военно-полицейских и уголовноправовых средств; против содействующих терроризму государств — с использованием желательно международноправовых, но при необходимости и иных средств);.
  2. преодоление порождающих терроризм причин, что предполагает долгую и осуществляемую в глобальных масштабах борьбу против отсталости, бедности — борьбу за техническую, экономическую и социальную модернизацию в подавляющем большинстве стран мира (см.: Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. — М., 2002. — С. 106—114).

       Организуется работа с документами. Возможные варианты работы: изучение по усмотрению учителя одного из трёх документов, текст которого раздаётся учащимся.

  1. Фрагмент из работы М. Кастельса о сетевых структурах. (Текст, а также вопросы и задания к нему учитель найдёт в указанном выше учебнике «Обществознание» профильного уровня на с. 417—418).
  2. Фрагмент о сетевых структурах в мировой политике из работы российского исследователя М. П. Требина. (Текст, вопросы и задания к нему учитель найдёт в практикуме по обществознанию профильного уровня на с. 151—152.)
  3. Фрагмент работы российского исследователя Е. А. Роговского о кибертерроризме.

«Можно выделить два вида кибертерроризма:

  • непосредственное совершение террористических действий с помощью компьютеров и компьютерных сетей;
  • использование киберпространства террористическими группами в организационно-коммуникационных целях и с целью шантажа, но не для непосредственного совершения терактов...

     Первый вид соответствует объединению понятий «киберпространство» и «терроризм» и представляет собой умышленную атаку на компьютеры, компьютерные программы, компьютерные сети или обрабатываемую ими информацию, создающую опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Например, перехват управления военным или инфраструктурным объектом в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти путём угрозы осуществления аварии (катастрофы)... К первому виду кибертерроризма примыкают все осуществляемые с помощью Ицтернета так называемые информационные правонарушения против конституции (антиконституционные призывы, угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина, распространение устрашающих слухов, угрозы информационному обеспечению государственной политики и др.).

      Второй вид кибертерроризма — использование информационного пространства террористическими группами в организационно-коммуникационных целях (но не для непосредственного совершения терактов), проведение теоретического, военного, теологического обучения и пропаганды, а также рекрутирование новых членов и обеспечение связи между отдельными ячейками. Существует несколько способов, с помощью которых террористические группы используют Интернет в своих целях:

  • сбор информации, необходимой для планирования терактов;
  • сбор денег для поддержки террористических движений ? (в том числе путём вымогательства и шантажа);        
  • распространение агитационно-пропагандистской информа- ; ции о террористических движениях, их целях и задачах, намеченных действиях, формах протеста, обращение к массовой ауди- < тории с сообщениями о признании своей ответственности за совершённые террористические акты и т. п.;
  • информационно-психологическое воздействие на население < с целью шантажа, создания паники, распространения дезинформации и тревожных слухов;
  • организационная деятельность: например, размещение в открытом доступе и рассылка открытых и зашифрованных инструкций (информации о взрывчатых веществах и взрывных ; устройствах, ядах, отравляющих газах, а также инструкций по их самостоятельному изготовлению), сообщений о времени встреч заинтересованных людей и пр.;
  • анонимное привлечение к террористической деятельности ' соучастников, например хакеров и представителей бизнеса, оказывающих различные информационные услуги на коммерческой основе и не отдающих себе отчёта в том, кто и почему эти услуги / оплачивает;        
  • возрастающие технологические возможности применения  коммуникационных технологий для планирования и координации своих действий, что создаёт основу для перехода к менее чётким организационным структурам, расширения потенциала малых террористических групп, намеренных осуществлять свои г операции децентрализованно» (Общественные науки и современность. — 2011. — № 4. — С. 133—134).

        Вопросы к тексту: 1. В чём различие двух видов терроризма, характеризуемых в документе? 2. В чём заключаются угрозы кибертерроризма, относящиеся к первому их виду? Как им противодействовать? 3. Какой из способов использования Интернета террористическими группами вы  считаете наиболее опасным? Почему? 4. Каковы возможности противостояния рядового гражданина второму виду кибертерроризма?

Содержание темы целесообразно раскрывать на примерах событий, происходивших в России.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Глобальные проблемы современности"

Данный урок завершает изучение темы "Общество как сложная динамичная система"...

Философия и глобальные проблемы современности

Данная презентация составлена для открытого лекционного занятия по дисциплине Основы философии, но может быть использована и на уроках обществознания. Оно призвано расширить знания полученные на други...

Презентация к уроку "Философия и глобальные проблемы современности"

Презентация к уроку "Философия и глобальные проблемы современности дополняет конспет лекционного занятия и может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении этой темы в курсе общ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического классного часа «СПИД глобальная проблема современности»

Основная цель тематического классного часа - сформировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием.Форма проведения мероприятия: дис...

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»...

Глобализация и глобальные проблемы современности

Данную презентацию можно использовать как на уроках Обществознания, так и на уроках Истории...

Диспут на тему Глобальные проблемы современности

Для обучающихся по дисциплине Обществознание была проведена беседа-дискуссия с целью выявления экологических проблем современности и путей их решения. Студенты выступили с различными докладами и презе...