Разработка урока "Глобальные проблемы современности"
план-конспект урока на тему
Данный урок завершает изучение темы "Общество как сложная динамичная система"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_globalnye_problemy_sovremennosti.docx | 54.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
Тема Глобальные проблемы современности
Цель: Сформировать у обучающихся представление о глобальных проблемах человечества. Воспитать понимание собственной ответственности за будущее человечества.
Задачи урока:
• Сформулировать основные проблемы современности, познакомить с их классификациями.
• Продолжить работу по формированию умений вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.
• Воспитывать у учащихся ответственность за свой образ жизни для понимания своего будущего.
Планируемые результаты:
-Предметные: полное усвоение понятий урока «проблема», «глобальные проблемы»,
умение ими оперировать, встраивать их в монологические высказывания, умение осуществлять комплексный поиск, активное воспроизведение понятий урока.
-Регулятивные: овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, поиск средств их осуществления.
-Познавательные: ориентироваться в источниках, уметь использовать изученные термины, знать историческую хронологию, ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учет разных мнений, умение работать в команде.
-Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: проблемная лекция, с элементами беседы.
Методы: частично поисковый, метод создания кластеров, тестирование
Оборудование урока: опорный конспект-схема, карточки с заданиями, раздаточный материал, тестовые задания, листы бумаги, маркеры, фломастеры.
Ход урока:
- Орг. Момент
- Ознакомление с темой, местом ее в дисциплине, целями данного занятия.
- Новый материал.
- Рефлексия
- д/з
2. Преподаватель:
Тема нашего урока «Глобальные проблемы современности». Данным занятием мы завершаем изучение общества как системы.
Дайте определение понятию «Общество» в широком смысле.
(Ответ учащихся: Общество это выделившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающего в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия).
Так вот сегодня мы рассмотрим тесную связь общества с окружающим миром.
Цель нашего занятия понять суть глобальных проблем, рассмотреть их причины, типы проблем, их взаимосвязи.
Ваши задачи:
- Создать опорные конспекты в виде схемы.
- Создать кластеры и разгадать их.
- Ответить на вопросы теста.
Свою работу мы построим, исходя из следующего плана:
- Признаки глобальности.
- Причины, породившие проблемы.
- Классификация глобальных проблем.
- Проявления глобальных проблем.
До середины XX века такое понятие, как глобальная проблема. Лишь на уровне философии выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. Русский ученый Вернадский Владимир Иванович высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил. Это, по его мнению, позволяет ставить вопрос о перестройке биосферы, в результате которой она становится ноосферой – сферой деятельности разума.
Последние десятилетия показали, что земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Об этом впервые заговорили в 1968 году на заседании Римского клуба или клуба 100 наиболее прогрессивных ученых, общественных деятелей, бизнесменов, политиков. Этот же факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Этот факт во многом подтверждают события, происходящие в России и мире в последние время.
- Для начала определимся, что такое проблема.
Проблема это вопрос, задача, требующая решения. Изобразим ее в виде вопросительного знака «?»
Теперь разберем слово «глобальный». Что означает слово «глобус»?
- Ответ: «Шар», «земной шар». Следовательно, значение слова «глобальный»-касающийся всего земного шара, всеобщий. Совместим два слова и получим знак (глобус со знаками вопроса на нем).
Попытайтесь расшифровать признаки глобальных проблем, которые зашифрованы в рисунках.
Значение слова глобус подскажет нам признаки глобальных проблем:
- Затрагивают интересы всего человечества.
- Требуют для своего решения усилий всех стран (всех людей).
- Взаимосвязаны между собой.
Запишите признаки в схеме.
-2.Что же вызвало появление глобальных проблем? Выскажите ваши предположения.
Заслушиваются ответы обучающихся
Безусловно важной причиной является жизнедеятельность человека, его неумение рационально использовать ресурсы, его нежелание продумывать последствия своих действий, его неуёмные потребности, безответственность. Основной же причиной считается весь исторический процесс развития человечества с его отношениями с природой, созданием орудий труда, взаимоотношениями, конфликтами.
Давайте запишем причины в схему.
3.Следующее, что нам предстоит выяснить: Как можно классифицировать глобальные проблемы, т.е. на какие группы разбить?
---В ваших опорных схемах представлена модель классификации, при которой все проблемы делятся на три группы.
Первая группа: Обучающиеся отвечают.
Вторая группа проблем: Обучающиеся отвечают.
Третья группа проблем: Обучающиеся отвечают.
---Ваша задача, используя список глобальных проблем, представленных на листе с приложением 1, распределить проблемы по группам.
Проверяем выполнение задания.
Вы почти закончили опорный конспект, мы к нему еще вернемся.
А сейчас вы изучите определенную проблему и создадите кластер-зашифрованную информацию. Для этого разделитесь на четыре группы. Каждая группа получит своё особое задание. Используя текст и план зашифруйте информацию по своей проблеме. Работа эта секретная.
Группа делится на 4 подгруппы, каждая получает пакет с заданием.
Примером может послужить кластер, созданный преподавателем.
Обучающимся раздаются листы, маркеры.
После создания кластеров, группы обмениваются ими и пытаются расшифровать.
Подводятся итоги.
Рефлексия
Вернемся к схемам. Подведем черту к нашей теме. В схеме не полностью дано определение понятия Глобальные проблемы. На основе всего, о чем мы сегодня говорили, заполните пропуски подходящими по смыслу словами. Используйте слова-подсказки.
Что получилось? какой нравственно-этический вывод из нашего урока можно сделать.
Обучающиеся отвечают
Последнее задание: Ответить на вопросы теста
Домашнее задание: подготовить доклад по волнующей вас глобальной проблеме.
Опорный конспект-схема
Тема «…………………… ……………. ……………………..»
Причины | ||||||
Глобальные проблемы (от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность ………….. человечества, которые …… перед ним во ………. ………. ХХ века и от …………. которых ………. существование ………… … | ||||||
Проблемы, связанные с социальными общностями человечества | проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы | проблемы, возникшие в системе отношений человека и общества | ||||
Признаки глобальных проблем | ||||||
Приложение 2
(тема «Глобальны проблемы современности»)
Главные (приоритетные) | ||||||
проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны | преодоление отсталости развивающихся стран | |||||
экологическая | демографическая | |||||
энергетическая | сырьевая | |||||
продовольственная | использования Мирового океана | |||||
мирового освоения космоса |
Основные направления разрешения | ||||
Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах | Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень | |||
Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем | Наблюдения и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений | |||
Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмене информаций | Четкая международная система прогнозирования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ " Эвтаназия как социально-этическая проблема современного общества"
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ"Эвтаназия как социально-этическая проблема современного общества"по результатамнаучно-практической конференции...
Методическая разработка по теме «Проблемы современного общества. Наркомания» Лексико-грамматические упражнения» по дисциплине Иностранный язык (английский)
Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного с...
Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся Сергова Егора и Слесаревского Егора
Доклад "Морально-правовые проблемы, связанные с эвтаназией" на конференции "Проблемы современного общества" в Институте гуманитарного образования и информационных технологий 22.10.2015 года учащихся С...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНФЕРЕНЦИИ "Заболевания сосудов нижних конечностей – актуальная проблема современности"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "Заболевания сосудов нижних конечностей – актуальная проблема современности"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического классного часа «СПИД глобальная проблема современности»
Основная цель тематического классного часа - сформировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием.Форма проведения мероприятия: дис...
Методическая разработка Устный журнал Эндокринные заболевания как медико социальная проблема современности
Устный журнал «Эндокринные заболевания как медико-социальная проблема современности» расширяет понимание обучающимися значимости проблемы эндокринных заболеваний и необходимости понимания ...
2017 Республиканская научно-практическая конференция статья Проблема современного учебно-воспитательного процесса Роль классного руководителя в современном образовании
2017 Республиканкая научная-практическая конференция статья Проблема современного учебно-воспитательного процесса . Роль классного руководителя в современном образовании...