Операции мыслительной деятельности. Основные формы мышления
статья на тему
Мышление совершается в соответствии с определенной логикой. Выделяют следующие логические операции:
Сравнение - вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения может стать и классификация, которая нередко выступает как первичная форма теоретического и практического познания.
Анализ - расчленение предмета, мысленное и практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.
Синтез - построение целого из аналитически заданных частей.
Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результат всех этих операций - формирование понятий.
Обобщение - соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация - операция обратная обобщению. Например: из общего определения-понятия- выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Процессы мышления:
Суждение - высказывание, содержащее определенную мысль:
Умозаключение - серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.
Определение понятий - система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки.
Индукция и дедукция - это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного суждения или наоборот:
Индукция - вывод частного суждения из общего; дедукция - вывод общего суждения из частных.
Отсюда три основные формы мышления:
Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.
Суждение - форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Бывают общими, частными и единичными.
Умозаключение - форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем.
Существует два вида умозаключений - индуктивные и дедуктивные.
Мышление возникает под влиянием определенных мотивов. Эти мотивы бывают двух типов:
* специфические познавательные - возникают как желание узнать что-то новое (например, у любознательных детей).
* Неспецифические мотивы мышления возникают под влиянием внешних факторов (например, ученики задают решить задачу).
Но в любом случае мышление начинается с постановки вопроса (может быть поставлен как самим человеком, так и извне, то есть другими людьми).
Мышление не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. Зачастую вмешиваются эмоции. Они способны иногда искажать, а иногда и стимулировать мышление. Регулятивная функция эмоций в мышлении - проявляется в активизации поиска нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myshlenie.ppt | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Понятие мышления. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Мышление - высший познавательный процесс . Представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление - представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их.
МЫШЛЕНИЕ - теоретическая и практическая деятельность.
МЫШЛЕНИЕ предполагает систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Функция мышления: расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет человеку "узнать" то, что он не воспринимает непосредственно.
Задача мышления: раскрытие отношений между предметами, выявление связей между предметами и отделение этих связей от случайных совпадений.
Признаки мышления: обобщение; опосредованный характер.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует: незримо присутствует во всех других познавательных процессах (в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи).
Итог мышления - мысль, идея . Специфический результат - понятие, обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
2. Виды мышления. Теоретическое понятийное образное Практическое наглядно-образное наглядно-действенное
3. Операции мыслительной деятельности. Основные формы мышления.
Логические операции: Сравнение. Анализ. Синтез. Абстракция. Обобщение. Конкретизация.
Процессы мышления: Суждение. Умозаключение. Определение понятий. Индукция . Дедукция.
Основные формы мышления: Понятие. Суждение. Умозаключение индуктивные; дедуктивные.
Мотивы двух типов: специфические познавательные; неспецифические мотивы мышления.
Регулятивная функция эмоций в мышлении: активизация поиска нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении; замедляют поиск нужного решения, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.
4. Индивидуальные особенности мышления: Самостоятельность. Гибкость. Быстрота. Критичность.
Индивидуально своеобразные типы мышления Интуитивный тип. Мыслительный тип.
5. Способы активизации мышления. Расстройства мышления. «Мозговой штурм». Метод фокальных объектов . Метод морфологического анализа. Метод контрольных вопросов.
Расстройства мышления: «ментизм»; «обстоятельность мышления» ; паралогическое мышление; «разорванное мышление» ; функциональная регидность мышления; аутистическое мышление; бред, или «интеллектуальная мономания».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам
Сообщение на тему : "Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам "...
исследовательская работа на тему критическое мышление как средство активизации мыслительной деятельности мобучающихся начальных классов
исследовательская работа на тему критическое мышление как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся начальных классов...
Статья на тему "Методы активизации мыслительной деятельности"
Методическая работа преподавателя содержит материал по важной теме современной педагогики - создание условий на занятиях групповых дисциплин для развития и активизации процесса мышления студентов. Пос...
Использование приемов критического мышления на уроках информатики для развития мыслительной деятельности
Использование приемов критического мышления на уроках информатики для развития мыслительной деятельности...
Развитие целостной мыслительной деятельности обучающихся на основе межпредметных связей при проектировании систем водоснабжения и водоотведения
Развитие целостной мыслительной деятельности обучающихся на основе межпредметных связей при проектировании систем водоснабжения и водоотведения...
Регулятивная функция мыслительной деятельности - внимание
Внимание –это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте или какой-либо деятельности. Великий русский педагог К.Д Ушинский назвал внимание единственной дверью, через к...
Формирование профессиональных компетенций посредством активизации мыслительной деятельности
Применение мыслительной деятельности студентов на уроках способствует формированию профессиональной компетенции. Знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, дале...