Подросток, как субъект и объект процесса социализации.
методическая разработка на тему

Костромина В.А.

Цель методической разработки - дать понятие социализвции в рамках исследования этого понятия ведущими социологами, раскрыть сущность процесса социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podrostok._kak_obekt_i_subekt_protsesa_sotsializatsii.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа по теме: «Подросток, как

объект и субъект процесса социализации»      

Подготовила: Костромина В.А.

Цель работы: 

  • дать понятие социализации в рамках исследования этого понятия ведущими социологами, её сущность
  • рассмотреть подростка, как объект и субъект процесса социализации

    Задачи работы:    

  • раскрыть сущность процесса социализации

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т. д.

Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же этих требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Эмиль Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации.  «Общество, - писал он, - может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности». Поэтому оно стремится сформировать человека «по своему образцу», т. е. утверждая приоритет общества в процессе социализации человека, Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объекта социализирующих воздействий общества.

Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основой  развернутой социологической теории функционирования общества Т. Парсонса, описывающей процессы интеграции человека в социальную систему.

Т. Парсонс: «Универсальная задача социализации – сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе». Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социализации. До сего времени многие из нас рассматривают человека лишь как объект социализации, а ее саму, как субъект-объектный процесс (где субъектом выступает общество или его составляющие). В концентрированном виде этот подход представлен в типичном определении социализации, данном в Международном словаре педагогических терминов (Г. Терри Пейдж, Дж. Б. Томас, Алан Р. Маршал, 1987 год):  «Социализация – это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми».  

Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Эмиль Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нём принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. «Общество, - писал он, может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности». Поэтому оно стремится сформировать человека «по своему образцу», т.е. утверждая приоритет общества в процессе социализации человека, Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объекта социализирующих воздействий общества.

Человек как субъект социализации.

Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.

В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских ученых Ч.X. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.

Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Джордж Герберт Мид, центральным понятием социальной психологии считал «межиндивидуальное взаимодействие». Совокупность процессов взаимодействия, по Миду, условно  формирует общество и социального индивида. С одной стороны, богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального «Я» реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых «Я» участвует. А с другой, социальный индивид является источником движения и развития общества.

Идеи Ч.X. Кули, У.И. Томаса, Ф. Знанецкого и Дж.Г. Мида оказали мощное влияние на изучение человека, как субъекта социализации, на разработку концепций социализации в русле субъект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энциклопедии по вопросам воспитания констатируют, что «..последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникационного взаимодействия общества и индивида».

Субъектом социализации подросток становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

Социально-психологическая социализация 

(от лат. Socialis - общественный)- это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений.

 Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности. Благодаря активности человека, его жизненный путь, отражение его социально-психологической реальности превращается в сложную двустороннюю систему взаимодействия личности и социальной жизни. Сложный процесс взаимовлияния друг на друга и являются источником развития и становления индивида. С точки зрения социальной психологии, активность индивида обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, воспринимать, оценивать и осмысливать его, идентифицировать себя со своим народом, конкретной социальной группой. На стадии перехода взаимоотношений и связей стереотипные требования группы к поведению индивида побуждают его к выработке соответствующей линии поведения личности и выбора конкретного ее варианта.

Социально-психологическая реальность, социально-психологические явления возникают как отражение различных форм общения. Но формирование социально-психологического типа происходит прежде всего при помощи собственного опыта общения в непосредственных социальных контактах, где человек испытывает влияние микросреды, а через него - и макросреды, культуры, социальных норм и ценностей.  Термином «социализация» американский социолог Т.Парсонс обозначил процесс, который проходит каждый человек на протяжении всей жизни, начиная с момента появления на свет и заканчивая последними днями пребывания на земле, заключающийся в приобретении знаний об обществе и самом себе, развитие навыков и умений, который позволяют ему жить в обществе, интернализации всей его культуры. Только так, во взаимодействии с окружающей средой, индивид становится членом общества, усваивает его нормы и ценности, овладевает социальными ролями.  

При этом старшее поколение передаёт младшему свои знания, формирует умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так обеспечивается преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.  Взаимодействие с другими людьми позволяет индивиду сформировать собственные убеждения, моральные стандарты, привычки, т.е. приобрести индивидуальность и стать членом общества. Таким образом, социализация реализует две функции: передачу культуры от одного поколения другому и развитие собственного «я» индивида. Этот процесс в определённой степени регулируется обществом и государством.

Относительно подконтрольная часть процесса социализации включает целенаправленно организованную образовательно - воспитательную деятельность по формированию определённого типа  человека, соответствующего требованиям данного общества и государства (т.е. социальное воспитание). При этом каждый человек проходит через самоопределение, самореализацию и самоутверждение, которые невозможны без социального воспитания.

Сущность социализации сегодня рассматривается как комбинация процессов приспособления и обособления человека в конкретных социальных условиях.

Приспособление (социальная адаптация) позволяет индивиду стать подобным остальным членам общества («быть со всеми»).

Обособление  (индивидуализация) человека в социальной среде позволяет ему иметь собственное мнение («оставаться самим собой).

Процессы приспособления и обособления, несмотря на их явную противоположность, тесно взаимосвязаны. Социализация человека происходит в постоянном поиске баланса между этими процессами, приемлемого для конкретного индивида. В результате человек становится уникальной личностью со своим опытом социализации, своими взглядами и принципами. Различают три связанных вида адаптации: физическую, психологическую и социально – психологическую. Физическая адаптация позволяет человеческому организму перестраивать свои функции в соответствии с условиями среды. Психологическая адаптация позволяет избежать состояния напряжённости, стресса. Социально – психологическая адаптация в основном определяет адаптацию к общению, зависящую от новых условий существования и коммуникативных свойств личности, обеспечивая личности комфортность в социальной среде. Социальная адаптация предусматривает активную личную позицию, осознание социального статуса. Адаптируясь, человек приспосабливается к новым условиям существования, а социализируясь, становится личностью. 

Сегодня существуют различные точки зрения на процесс социализации.  Социа-лизация (по Т.Парсонсу) представляется савокупностью процессов, превращающих индивидов в членов социальной общности, позволяющих им достичь определённого социального статуса. Социализация тем успешнее, чем активнее социальная деятельность индивида, способствующая усвоению новых форм, ролей и ценностей. Она может проходить в интересах индивида (развитие индивидуальности и воспитание личности); общества и индивида; только общества (или государства), но не индивида; определённых групп. Таким  образом, социализация по своей сути представляет процесс усвоения индивидом социального опыта конкретной общественной среды.  Человек присоединяется к той или иной группе зачастую именно ради того, чтобы стать ее частью, понять чувства «Мы» и чувства «Я» среди «Мы», что избавляет от одиночества, дает ощущение силы и уверенности, побуждает к влиянию на социальную жизнь в группе в процессе межличностных контактов, способствует приобретению индивидуального опыта.

Итак, двусторонний процесс социализации предполагает усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизведение этих связей. То есть человек не только адаптируется к условиям социума, элементам культуры, норм, которые формируются на различных уровнях жизнедеятельности общества, но и превращает их в собственные ценности, ориентации, установки благодаря собственной активности.

Истоки современной концепции социализации находим в работах А.Бандуры, Г. Тарда, Т. Парсонса. Изучение процессов социализации в наше время сводится к широкому и узкому пониманию этого понятия.

Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет об историческом процессе развития человечества, филогенез.

Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы.

Первый определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения.

Социализация как единичный процесс связана с индивидуализацией личности, выработкой ею собственной линии поведения, приобретением личного жизненного опыта и как результат - становлением индивидуальности.

Какая бы отрасль научного знания не исследовала феномен социализации, в нем постоянно раскрываются новые качества, что лишь подчеркивает многогранность данного понятия, а не означает каждый раз новое его толкование. Ведь любая наука, которая изучает данный процесс, раскрывает только те его стороны, которые относятся к предмету ее изучения.

(Сказанное позволяет выделить  философский, социологический, психологический, социально-психологический, психолого-педагогический аспекты социализации.)

Подросток как объект и субъект социализации

Подростковый возраст выступает объектом особо пристальных исследований почти весь XX век. Этот возраст считается переломным, критическим, опасным, противоречивым. Одновременно в нем отмечают множество положительных факторов: физиологическое взросление, высокая активность во всех сферах жизни, качественные изменения в развитии самосознания, одаренности, способностей и др. Главное, данный период отличается выходом ребенка на новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

В связи с этим особое значение приобретают следующие ярко выраженные возрастные особенности подростка:

  • формирование «Я- концепции» как представления о себе на основе собственных убеждений, жизненных позиций и самооценки. Именно это образование служит главным внутренним фактором и одновременно результатом социализации;
  • общение со сверстниками выступает как организованная самими подростками социальная среда, обладающая особыми свойствами. В результате складывается подростковая субкультура, определяющая содержание социализации;
  • самопознание, самоутверждение, самореализация, самоактуализация становятся источником большинства мотивов их деятельности и поведения, что составляет ориентир - основу для подростка и педагога в выборе способов социального взаимодействия и двухсторонней адаптации;
  • происходит выбор социальных ценностей, которые служат основными критериями оценки себя, а также выбор жизненных обстоятельств и условий жизни. Так создается основа для адекватной социализации;
  • осознано определяется образ жизни и образ мыслей за счет обогащающейся эмоциональной сферы (чувства дружбы, первой любви, первые переживания в связи с жизненными трудностями, конфликтами, повышенной эмоциональной чувствительностью, критичностью) как предпосылка реальной и адекватной социализации; резко снижается во мнении подростка статус взрослых, в первую очередь статус школы, учителя, авторитет родителей. Возникает своего рода оппозиция к традиционной «взрослой» культуре, к поучениям и нравоучениям и одновременно проявляется некритическое отношение к новым тенденциями в культуре, ценностям и образцам жизни.

Это обусловливает необходимость педагогической поддержки изучаемого процесса. Кроме того, у подростка складывается неповторимое «Я», характеризующееся особыми взглядами и установками. При этом, сущест- вующие в обществе нравственные нормы и правила, вступают в противоречия с господствующими ценностями подростковой среды. Происходит сложное и противоречивое их взаимодействие. Оно регулируется педагогически с учетом указанных возрастных особенностей.

Л.И. Божович объясняет особенности и трудности подросткового возраста тем, что быстрые темпы умственного, физического, эмоционального развития рождают качественно иные уровни развития социальных , потребностей, которые они сами удовлетворить не могут.

Учет этих особенностей имеет особое значение для социализации подростка. Она протекает опосредованно через самоощущение, самовосприятие, интроспекцию, рефлексию, самоанализ, самооценку, то есть связано с саморегуляцией.  Происходящие внутри Я процессы требуют самопонимания и самоотношения на основе осознаваемых ценностей. Обслуживающая внутренний мир информация о них становится актуальной и решающей.

Она опосредованно обусловливает определение жизненных перспектив, планов, прогнозирования своего будущего. Это способствует отбору ценностной информации, которая бы в наибольшей мере освещала жизненный путь и помогала создать свою жизненную программу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция - Субъект и объект социальной работы по дисциплине Теория и методика социальной работы

Данная лекция предназначена для преподавателей специальности 040401 " Социальная работа" СПО, для студентов специальности 040401 " Социальная работа", очной и заочной форм обучения , базовой подготовк...

Влияние народной игры на процесс социализации воспитанников младшего школьного возраста

Аннотации к методической разработке на выставку-панораму:« Я знаю…»1.     Форма1.Краткосрочная досуговая программа.2.Тема методической разработки.2.»Влияние народной игры на процес...

Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса

В данном методическом пособии представлен материал по теме: «Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса», в котором представлен лекционный курс, разработаны практические ...

Объекты и субъекты управления проектами

В данном учебном материале дается информация об основах управления проектами. Раскрываются понятия объекта, субъекта управления. Вводится классификация процессов в системе управления проектом. Подробн...

МДК 02.01 Оценка качества товаров и основы экспертизы. 8.Тема: «Объекты и субъекты товарной экспертизы»

МДК 02.01 Оценка качества товаров и основы экспертизы.Тема: «Объекты и субъекты товарной экспертизы»Задание: Ответить на вопросы письменно.Что такое объекты товарной экспертизы?Что являетс...

Комплекс профилактических занятий по психологическому сопровождению процесса социализации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Оказание психологической помощи воспитанникам в приобретении необходимых социальных компетенций для успешной социализации  в обществе....

Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Семья – это первый и главный социальный институт в жизни каждого ребенка. Основная функция семьи – воспитательная – социализация молодого поколения, поддержания воспроизводства культ...