Объекты и субъекты управления проектами
учебно-методический материал на тему
В данном учебном материале дается информация об основах управления проектами. Раскрываются понятия объекта, субъекта управления. Вводится классификация процессов в системе управления проектом. Подробно, на примерах, рассматриваются объекты управления проектом, а так же процесс жизнедеятельности проектной команды. В заключение, для лучшего освоения материала, приводятся контрольные вопросы по данной теме и тестовое задание с указанием правильных ответов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obekty_i_subekty_upravleniya.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Объект и субъект УП
Управление проектом состоит из процессов по осуществлению проекта. И здесь в первую очередь необходимо подчеркнуть значимость системы управления проектом, состоящей из объекта управления (проекта) и субъекта управления (команды управления проекта), связанных прямой и обратной связью, посредством которых осуществляется управление (рис 5).
Рис.5. Система управления проектом.
Запомните !!!
В системе управления проектом (УП) реализуются две группы процессов:
- проектно-ориентированные процессы, связанные с объектом УП или самим проектом; они выполняются исполнителями работ проекта и направлены на достижение результатов проекта – создание нового продукта или услуги;
- процессы управления проектом, связанные с субъектом УП или командой управления проектом; они включают составление описаний мероприятий по планированию, организации и координации работ в проекте для его успешного завершения.
Проектно-ориентированные процессы относятся преимущественно к производственным и технологическим. Они обычно определяются жизненным циклом проекта и зависят от сферы приложения, типа и вида проекта.
Процессы управления проектом относятся преимущественно к организационно-экономическим (управленческим) процессам и направлены на решение управленческих задач, связанных с реализацией различных функций управления проектом.
Рассмотрим более детально каждое из введенных понятий: объект и субъект УП.
Объекты управления проектом
Состояние проекта от идеи до завершения характеризуется изменением ряда показателей, которые определяют его сущность и на основе которых устанавливается успешность проекта. Эта совокупность “элементов проекта” по существу и является объектами управления. Таких объектов управления в каждом проекте может быть достаточно много. Однако для всех проектов можно выделить наиболее существенные объекты управления. Представим их сначала схематически на рис. 6, а затем охарактеризуем каждый из них подробно.
Рис. 6. Объекты управления проектом.
Предметную область проекта определяют цели, результаты и состав работ. В процессе жизни проекта все составляющие предметной области претерпевают изменения:
- цели, результаты и состав работ могут изменяться или уточняться как в процессе разработки проекта, так и по мере достижения промежуточных результатов;
- объемы работ могут уточняться в процессе разработки проекта, а в процессе его выполнения они меняются от нуля до 100% - по мере завершения работ.
Управление предметной областью и заключается в управлении этими изменениями на протяжении жизненного цикла проекта и осуществляется через процессы: инициации работ, планирования и определения предметной области, уточнения и подтверждения предметной области, контроля изменения предметной области.
Запомните !!!
т.е. предметная область – это совокупность продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено в рамках проекта.
Функция управления качеством проекта пронизывает весь жизненный цикл, все стороны и элементы проекта и включает: проектные, организационные и управленческие решения; материалы, оборудование, сырье и др.; качество результатов проекта (продукции, услуг).
Управление качеством реализуется через установление требований и стандартов к качеству результатов проекта, планирование качества, обеспечение выполнения требований к качеству в процессе реализации проекта через систему контроля и поддержки качества.
Запомните !!! Таким образом, управление качеством – это планирование, обеспечение и контроль качества.
Время является одним из определяющих факторов в оценке успеха проекта. Будучи основным ресурсом проекта, оно требует особого внимания, поскольку потерянное время не может быть восполнено.
Функция управления временем включает определение характера работ и их продолжительности, сроков начала и завершения проекта, его частей, важнейших (контрольных) событий и каждой из выполняемых работ; минимизацию временных характеристик; разумное использование резервов времени; контроль за развитием проекта по временным характеристикам; прогнозирование сроков завершения работ, этапов и проекта в целом; принятие решений по ликвидации нежелательных временных отклонений. Функция управления временем осуществляется путем анализа сроков выполнения проекта и его частей, календарного планирования работ, их актуализации и корректировки.
В рыночной экономике фактор стоимости становится определяющим в осуществлении проекта и оценке его результатов. Поэтому стоимость является одним из основных объектов при управлении проектами.
Функция управления стоимостью включает планирование ресурсов, предварительную оценку расходов, связанных с проектом, определение сметы расходов, денежных потоков, прогнозирование доходов и прибылей, контроль расходования и поступления денежных средств и принятие решений в случае превышения расходов и других отклонений от финансовых планов.
Главной задачей управления стоимостью является соблюдение бюджетных рамок проекта и получение предусмотренной прибыли от его осуществления.
Риск в контексте проекта рассматривается как воздействие на проект и его элементы непредвиденных событий, которые могут нанести определенный ущерб и препятствовать достижению целей проекта. Риск проекта характеризуется тремя факторами: событиями, оказывающими негативное воздействие на проект; вероятностью наступления таких событий; оценкой ущерба, нанесенного проекту такими событиями.
Управление риском – это искусство и формальные методы прогнозирования, анализа, оценки, предупреждения возникновения рисковых событий; принятие мер по снижению степени риска на протяжении жизни проекта и распределения возможного ущерба от риска между участниками проекта.
Риску подвержены в той или иной степени все проекты и большинство аспектов проекта, такие, как: финансовый, технический, организационный (связанный с возможными нарушениями сроков), социально-политические и др. Управление риском применяется в тех случаях, когда степень риска в проекте достаточна велика.
Для осуществления проекта на протяжении его жизненного цикла привлекаются специалисты различной квалификации. Количество привлекаемого персонала в течение жизни проекта подвержено значительным колебаниям.
Функции управления человеческими ресурсами в проекте включают: определение потребности, численного и квалификационного состава персонала на все периоды осуществления проекта; поиск и отбор кандидатур, оформление приема на работу и увольнение; планирование и распределение работников по рабочим местам; организацию обучения и повышения квалификации; установление ответственности; создание условий и рабочей атмосферы коллективной работы; предупреждение и разрешение конфликтов; установление оплаты труда и др.
Управление персоналом должно быть направлено на оптимальное использование трудовых ресурсов для достижения целей проекта.
Запомните !!!
Управление человеческими ресурсами в проекте – это организованное планирование, подбор персонала, формирование и развитие команды проекта.
Осуществление проектов происходит на контрактной основе, используемой для привлечения отдельных специалистов, различных подрядных и субподрядных организаций и фирм как для выполнения работ и услуг, так и для закупок и поставок необходимого оборудования и материально-технических ресурсов.
Функции управления контрактами и поставками в проекте включают выбор стратегии контрактной деятельности; определение состава, номенклатуры и сроков работы привлекаемых по контракту субъектов; подготовку контрактных предложений; выбор контрагентов и поставщиков путем торгов, конкурсов, тендеров и др.; подготовку документации для заключения контрактов; контроль за ходом их выполнения; закрытие и расчет по завершенным контрактам.
Управление проектом в целом зависит от успешной организации взаимодействия всех участников проекта и обеспечения их потребности в информации для осуществления проекта.
Масштабы, сложность проекта, его среда, число участников и заинтересованных сторон порождают большое число взаимосвязей и потоков информации. Это и требует введения специальной функции управления проектом, содержанием которой являются разработка, организация и контроль процесса информационного обмена, с помощью разнообразных средств для удовлетворения потребностей участников проекта. В эту функцию управления обычно включают процессы сбора, передачи, сортировки, отображения и интерпретации информации, необходимой для всех участников проекта и его среды. При этом различают два типа информационного обмена: формальный (путем использования информационных технологий) и неформальный (путем межличностных контактов и различного рода собраний). Управление коммуникациями внутри проекта тесно связано с управлением персоналом.
Таким образом, мы рассмотрели основные объекты управления проектом: предметную область, качество, время, стоимость, риск, человеческие ресурсы, контракты и поставки, а также коммуникации. В этой связи представляется интересным выяснить, какой же из этих аспектов управления проектом заслуживает наибольшего внимания в сегодняшнем деловом мире нашей страны? Осуществление проектов в условиях современной России, строящей новое общество и государственность, находящейся на пути к рынку, связано с интенсивными, динамичными изменениями и вызванным ими большим риском. Это относится к крупным долговременным инвестиционным проектам и программам. Причем для нетрадиционных сфер приложения опасность изменений и связанных с ним рисков многократно увеличивается. Следовательно, особое внимание должно уделяться анализу неопределенности, прогнозу и страхованию от рисков, помимо таких традиционных сфер особого внимания менеджера как сроки, стоимость и качество выполнения заложенных в проекте работ.
Субъект управления проектом
Для управления любым проектом на период его осуществления создается специфическая временная организационная структура, возглавляемая руководителем проекта, которая как раз и представляет собойсубъект УП.
По содержанию команда проекта представляет собой группу специалистов высокой квалификации, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для эффективного достижения целей проекта. Основным интегрирующим фактором создания и деятельности команды выступает стратегическая цель – реализация проекта. В процессе достижения целей проекта команда приобретает свои черты, использует организационные возможности участников и ресурсы проекта. Команда проекта выступает как социальный организм, имеющий свое начало, осуществляющий процесс жизнедеятельности (управление проектом) и завершающий свое существование расформированием или трансформацией в другую управленческую команду.
С одной стороны, команда проекта оказывает влияние на создание определенной организационной среды проекта, формируя ценности, принципы и нормы поведения персонала. С другой стороны, действует в ней, подчиняясь единой цели и философии УП. Поэтому проблемы формирования и деятельности команды проекта целесообразно рассматривать в логической последовательности:
Цель проекта Þ Система управления Þ Команда проекта Þ Культура проекта.
Реализация проекта – длительное мероприятие, обладающее повышенной долей риска и подверженное постоянным изменениям. Поэтому особой характеристикой команды проекта является предпринимательский характер ее деятельности, направленный на решение слабоструктурированных задач и быстрое реагирование на требования внешней среды и меняющиеся условия реализации проекта.
Процесс формирования команды проекта (командообразования) обычно рассматривают как образование единого, целостного коллектива управленцев, способного эффективно достигать цели проекта. Смысл командной работы по реализации проекта заключается в возможности синергетического эффекта от объединения групповых усилий, знаний и выработки групповых управленческих решений.
Запомните !!!
Процесс жизнедеятельности любой проектной команды может быть разбит на пять основных стадий: формирование, срабатываемость, функционирование, реорганизация и расформирование.
Формирование. На этой стадии происходит знакомство членов команды друг с другом и с проектом в целом, формируются общие цели и ценности, определяются нормы и правила взаимодействия, ставятся задачи команды и определяются пути и принципы их достижения. От менеджера проекта на этой стадии требуется приложение интенсивных усилий по преодолению “подводных камней” и сплочению команды на основе главной цели проекта.
Срабатываемость. Когда члены команды начинают совместно трудиться, они понимают, что используют различные подходы и методы в работе над проектом. Эти различия могут вызывать споры и даже конфликты, что не способствует повышению эффективности команды. Однако постепенно, при умелом руководстве менеджера проекта, на основе общих ценностей и норм в команде устанавливаются деловые и дружеские отношения. Формируются конструктивные неформальные группы, определяются поведенческие роли членов команды. На этом этапе устанавливается психологический климат в группе.
Функционирование. Как только прошли бури, стихли споры и конфликты по любому поводу, а каждый член команды прочувствовал свою роль и свое место в коллективе, с которым ему предстоит работать в течение всего жизненного цикла проекта, берет свое начало третья наиболее продолжительная и результативная для проекта стадия. Важность первых двух стадий заключается в формировании командного чувства, которое крайне необходимо для успешного достижения цели. Это дает основу, на которой команда может продуктивно работать.
Реорганизация. Менеджер проекта производит изменения в количественном и качественном составе команды по нескольким причинам: ввиду изменения объемов и видов работ, замены некоторых работников из-за их непригодности; привлечение новых специалистов; приглашение временных экспертов и т.п. Все это нормальный процесс развития команды.
Расформирование. По завершении проекта команда расформировывается; при этом возможны две ситуации. В случае успеха проекта и соответствующей мотивации члены команды ощущают удовлетворение своей работой и полны желания работать вместе и в дальнейшем. Как правило, менеджер проекта, приступая к новому проекту, приглашает в команду тех людей, с которыми успешно реализовывал предыдущий проект. В случае неуспеха проекта, члены команды, чувствуя моральную неудовлетворенность, расстаются с облегчением. Естественно, задача менеджера проекта – добиваться первой ситуации.
Вопросы для контроля по теме 1
- Сформулируйте основные признаки проектной деятельности.
- Охарактеризуйте основные фазы жизненного цикла проекта.
- Опишите основные типы процессов, происходящих в системе управления проектами.
- Перечислите основные объекты управления проектами.
Тестовые вопросы по теме 1
- Укажите признаки проектной деятельности:
- Направленность на достижение целей (+)
- Использование информационных систем (-)
- Ограниченность во времени (+)
- Достигаемое изменение (+)
- Неограниченность ресурсов (-)
- Какие процессы относятся к проектно-ориентированным процессам?
- Технологические процессы (+)
- Процессы управления проектами (-)
- На какой фазе осуществления проекта происходит оперативное планирование работ по проекту?
- Начальная фаза (-)
- Фаза разработки (-)
- Фаза реализации (+)
- Фаза завершения (-)
- Какие объекты не относятся к основным объектам управления проектами?
- Управление качеством (-)
- Управление стоимостью (-)
- Управление инновациями (+)
- Управление рисками (-)
- Управление планированием (+)
- В каком порядке осуществляются основные процессы жизнедеятельности любой проектной команды?
- Формирование Þ срабатываемость Þ функционирование Þ реорганизация Þ расформирование (+)
- Формирование Þ функционирование Þ срабатываемость Þ реорганизация Þ расформирование (-)
- Формирование Þ функционирование Þ расформирование Þ срабатываемость Þ реорганизация (-)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция - Субъект и объект социальной работы по дисциплине Теория и методика социальной работы
Данная лекция предназначена для преподавателей специальности 040401 " Социальная работа" СПО, для студентов специальности 040401 " Социальная работа", очной и заочной форм обучения , базовой подготовк...
Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса
В данном методическом пособии представлен материал по теме: «Развитие личности. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса», в котором представлен лекционный курс, разработаны практические ...
Управление проектом «Будущему – быть!»
Опыт создания добровольческого волонтерского отряда с целью вовлечения молодежи в социальную практику и деятельность общественных институтов....
Подросток, как субъект и объект процесса социализации.
Цель методической разработки - дать понятие социализвции в рамках исследования этого понятия ведущими социологами, раскрыть сущность процесса социализации....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА МДК 02.02 раздел 2 Управление проектами на тему: «ЗАЩИТА ПРОЕКТА»
Содержит технологическую поэтапную карту урока и критерии оценки защиты проектных работ.К критериям оценки относятся следующие пункты:1. Средний балл успеваемости за семестр2. Своевременная сдач...
Типовое положение по управлению проектами в образовательной организации
Положение определяет принципы и порядок управления проектами в образовательно организации. Приведено описание основных проектных процессов: инициации, планирования, исполнения, контроля, завершения. Р...
МДК 02.01 Оценка качества товаров и основы экспертизы. 8.Тема: «Объекты и субъекты товарной экспертизы»
МДК 02.01 Оценка качества товаров и основы экспертизы.Тема: «Объекты и субъекты товарной экспертизы»Задание: Ответить на вопросы письменно.Что такое объекты товарной экспертизы?Что являетс...